АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2007 г. по делу № А76-4070/2007-59-260
Резолютивная часть решения объявлена 3 сентября 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2007 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Хариной Г.Н., судей Карпачевой М.И., Худяковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чертыковцевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО "Мечел-Энерго", г. Москва
к ГК "Единый тарифный орган Челябинской области"
с участием в деле прокурора Челябинской области,
третьих лиц: 1. ОАО "Челябэнерго", г. Челябинск
2. Федеральная служба по тарифам РФ, г. Москва
об оспаривании нормативного правового акта
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Галямин С.В., имеющий доверенность № 63Д от 29.12.2006
от ответчика: Перевышко П.И., начальник отдела, имеющий доверенность от 10.07.2007 г. № 05/1403
от прокурора Челябинской области: Кашапова Р.М., прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры Челябинской области, удостоверением 128641
от третьих лиц: 1. Зимина Е.А., имеющая доверенность от 24.08.2007,
Суворова Н.А., имеющая доверенность от 14.08.2007 № ЧЭ-139,
Сальникова Е.Н., имеющая доверенность от 18.06.2007 г. № ЧЭ-76,
Перминов Д.В., имеющий доверенность от 20.08.2007 № ЧЭ-140,
2. не явился, извещен
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующим постановления
Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 27.12.2006 № 42/7 "Об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Челябэнерго" на территории Челябинской области".
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что утвержденные оспариваемым постановлением
тарифы экономически не обоснованы, так как составляющие формулы, по которой выводятся ставки, не претерпели существенного изменения по сравнению с прошлыми периодами, размер тарифа по передаче электрической энергии высокого напряжения должен быть меньше, чем тариф на услуги по передаче энергии по сетям меньшего напряжения; считает, что постановление
принято в нарушение ст. ст. 2
- 4
Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", п. 44
Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке. По мнению заявителя, постановление
нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как он в соответствии с заключенным с ОАО "Челябэнерго" договором на оказание услуг по передаче электрической энергии является потребителем услуг по высокому напряжению.
В судебном заседании заявитель представил дополнения к заявлению, в котором указывает на превышение значений показателей, используемых при расчетах тарифов на электроэнергию, полагает необоснованным включение в состав тарифов на высоком напряжении затрат по списанию дебиторской задолженности, затрат, связанных с увеличением стоимости оплат услуг ОАО "ФСК ЭЕС", затрат на инвестиции, ссылается дополнительно на нарушение ответчиком ст. 30 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, п.п. 43
- 53
Методических указаний по расчету регулируемых тарифов на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (т. 2 л.д. 48 - 52).
Ответчик не согласен с требованиями заявителя по мотивам, изложенным в отзыве, полагает, что отсутствуют основания для отмены постановления
, Федеральная служба по тарифам РФ отклонила заявление ООО "Мечел-Энерго" об отмене оспариваемого постановления
, заявитель является сбытовой организацией и не является потребителем услуг, постановление
не затрагивает экономические интересы заявителя (т. 2 л.д. 13 - 15).
ОАО "Челябэнерго" в судебном заседании возражает против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что тарифы установлены обоснованно и с учетом всех факторов, тарифный орган вправе произвести собственный расчет тарифов, указывает на отсутствие нарушений вышеназванных правовых актов и оснований у заявителя для оспаривания постановления
, поскольку потребителем электроэнергии является не он, а ОАО "ЧМК", который и оплачивает потребляемую энергию, в силу чего права и интересы заявителя не нарушены. Также ссылается на фактическое прекращение обязательств по договору с Обществом (т. 2 л.д. 61 - 70, 77 - 86).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по тарифам России.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52
АПК РФ по ходатайству в процесс по настоящему делу вступил Прокурор Челябинской области.
Прокурор Челябинской области полагает заявленные требовании не подлежащими удовлетворению по основания, изложенным в отзыве, указывает на соответствие тарифов предельно допустимым уровням, установленным Федеральной службой по тарифам, отсутствие нарушения прав заявителя (т. 2 л.д. 91 - 94).
Представитель Федеральной службы по тарифам РФ, извещенной надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Отсутствие третьего лица в силу ст. 156
АПК РФ не препятствует разрешению спора по существу.
Изучив материалы дела и оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные сторонами доказательства, суд полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Исследованием материалов дела установлено, что общество с ограниченной ответственностью "МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО" зарегистрировано Управлением МНС РФ по г. Москве 10.07.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700016706 (т. 1 л.д. 30).
Постановлением
Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - Комитет) № 42/7 от 27.12.2006 "Об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Челябэнерго" на территории Челябинской области" (далее - Постановление) утверждены и введены в действие с 1 января по 31 декабря 2007 г. тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Челябэнерго" на территории Челябинской области в размере:
┌─────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Уровни напряжения │ Тариф на услуги по передаче электрической энергии │
│ │ (в том числе ставка на оплату технологического │
│ │ расхода электрической энергии), руб./МВтч (без │
│ │учета НДС и расходов на энергосбытовую деятельность│
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Высокое, BH │ 420,00 │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Среднее первое, CH1 │ 227,10 │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Среднее второе, CH2 │ 230,00 │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│Низкое, HH │ 259,24 │
└─────────────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘
Также Постановлением
утвержден тариф на оплату технологического расхода электрической энергии в объеме 1906,58 млн. кВтч, учтенного в тарифе на передачу электрической энергии по сетям ОАО "Челябэнерго", в размере 1541,95 руб./МВтч.; с 01.01.2007 утратило силу постановление
Комитета от 29.12.2005 № 32/12 "Об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Челябэнерго" на территории Челябинской области" (т. 1 л.д. 9 - 10).
Постановление
опубликовано 30.12.2006 в газете "Челябинский рабочий" № 248 (25361).
В соответствие со ст. 2
Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" (далее - Закон) государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую энергию и (или) их предельных уровней. Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются Правительством Российской Федерации ежегодно. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней. При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую энергию.
Постановлением
Правительства РФ № 516 от 22.08.2003 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию" право ежегодно определять максимальные и предельно минимальные уровни тарифов делегировано федеральному органу исполнительной власти в области государственного регулирования.
В соответствии с п. 2
, п. 65
Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, (далее - Основы ценообразования) к регулирующим органам относятся Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. Предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям устанавливаются Федеральной службой по тарифам для каждого субъекта Российской Федерации и дифференцируются по уровням напряжения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Приказом
Федеральной службы по тарифам от 12.12.2006 № 375-э/17 утверждены предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории субъектов РФ, которые для Челябинской области составляют (руб./МВт.ч): 445,51; 657,59; 923,77; 1492,30 для высокого, среднего первого, среднего второго и низкого уровней напряжения соответственно.
Согласно п. 7
Положения о Государственном комитете "Единый тарифный орган Челябинской области", утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477, в функции Комитета, в том числе, входит установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов.
Таким образом, оспариваемое постановление
принято Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий, а утвержденные им тарифы не превышают предельно допустимого уровня.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соответствии Постановления
вышеуказанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Довод заявителя о том, что утвержденные тарифы не являются экономически обоснованными ввиду неосновательного завышения стоимости тарифа высокого напряжения судом отклоняется, поскольку утвержденные ответчиком тарифы сформированы по итогам экспертной оценки видов и размеров затрат, включаемых в состав тарифа. По результатам проведенных исследований предложений об установлении тарифов, экономической обоснованности расходов и доходов по регулируемой деятельности экспертной группой Комитета дано экспертное заключение от 26.12.2006 № 02/7 по делу № 02/7 от 10.07.2006 экономической обоснованности тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Челябэнерго" на 2007 год (т. 4 л.д. 115 - 153).
При этом несогласие заявителя с отдельными расчетами экспертов не может свидетельствовать об их необоснованности, поскольку действующее законодательство, в том числе Основы ценообразования и Методические указания
по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, не содержит прямых запретов или ограничений по отнесению тех или иных расходов к тарифу конкретного уровня напряжения и их соотношению.
Установленные тарифы выведены на основе анализа представленных сетевой организацией материалов с учетом социально-экономических и ценовых и иных показателей и обеспечивает баланс интересов производителей и потребителей электрической энергии, что соответствует целями и принципами государственного регулирования тарифов, закрепленным в ст. ст. 3
- 4
Закона.
В соответствии с частью 4 статьи 194
АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту 1 статьи 192
АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращаясь с требованиями о признании недействующим Постановления
, заявитель указал, что оспариваемым Постановлением
нарушаются его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку ООО "Мечел-Энерго" является потребителем услуг ОАО "Челябэнерго" по высокому напряжению.
Между тем, в ст. 1
Закона определено, что потребитель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).
Из смысла указанной нормы
следует, что потребление электрической энергии связано с ее непосредственным расходованием потребителем в своей деятельности.
В то же время из представленного заявителем договора № 08-104-6 оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2006 (т. 1 л.д. 12 - 29) следует, что заявитель в договорных отношениях с ОАО "Челябэнерго" выступает сбытовой компанией в интересах ОАО "ЧМК" и не использует передаваемую ОАО "Челябэнерго" электрическую энергию. Потребителем в данном случае является ОАО "ЧМК". Оказываемые заявителем посреднические услуги для ОАО "ЧМК" и за счет последнего не являются потреблением электрической энергии в толковании термина "потребитель", данном в ст. 1
Закона.
Исходя из представленных в материалы дела документов и оценки доводов лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявитель не представил суду доказательства того, что оспариваемым нормативным правовым актом
нарушаются его права и законные интересы или созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь ст. ст. 167
- 170
, 176
, 181
, 195
АПК РФ, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать постановление
ГК "Единый тарифный орган Челябинской области" от 27.12.2006 № 42/7 "Об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Челябэнерго" на территории Челябинской области" соответствующим Федеральному закону
от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановлению
Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Приказу
ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано
в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Г.Н.ХАРИНА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
В.В.ХУДЯКОВА