РЕШЕНИЕ Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 28.06.2006 № 116
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
(вместе с "ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2007 - 2010 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
"Магнитогорский рабочий", № 138-139, 19.07.2006
МАГНИТОГОРСКОЕ ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2006 г. № 116
Об утверждении городской целевой программы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на 2007 - 2010 годы"
Учитывая актуальность проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в целях обеспечения дальнейшей работы по их решению, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Челябинской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области", Положением о порядке разработки и реализации городских целевых программ, утвержденным Постановлением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 26 марта 2003 года № 29, Магнитогорское городское Собрание депутатов
РЕШАЕТ:
1. Утвердить городскую целевую программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007 - 2010 годы" (прилагается).
2. Администрации города предусмотреть финансирование городской целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007 - 2010 годы" при формировании бюджета города на 2007 год.
3. Контроль исполнения настоящего решения возложить на главу города Е.В. Карпова.
Глава города Магнитогорска
Челябинской области
Е.В.КАРПОВ
Председатель
Магнитогорского городского
Собрания депутатов
Челябинской области
А.О.МОРОЗОВ
Утверждена
решением
Магнитогорского городского
Собрания депутатов
Челябинской области
от 28 июня 2006 г. № 116
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
----------------T------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Городская целевая программа "Профилактика ¦
¦программы ¦безнадзорности и правонарушений ¦
¦ ¦несовершеннолетних на 2007 - 2010 годы" ¦
¦ ¦(далее - программа) ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Основания ¦Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ ¦
¦разработки ¦"Об основах системы профилактики безнадзорности ¦
¦программы ¦и правонарушений несовершеннолетних" ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Администрация города ¦
¦программы ¦ ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Основные ¦отдел по делам несовершеннолетних, городская ¦
¦разработчики ¦комиссия по делам несовершеннолетних и защите их¦
¦программы ¦прав (ГКДНиЗП) ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Цели программы ¦Повышение эффективности работы по профилактике ¦
¦ ¦безнадзорности и правонарушений ¦
¦ ¦несовершеннолетних, улучшение координации ¦
¦ ¦деятельности различных структур, осуществляющих ¦
¦ ¦профилактическую работу с детьми и подростками ¦
¦ ¦девиантного поведения ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Задачи ¦1. Реализация мер по предупреждению ¦
¦программы ¦правонарушений среди несовершеннолетних; ¦
¦ ¦2. Обеспечение максимально раннего ¦
¦ ¦межведомственного выявления детей и семей, ¦
¦ ¦находящихся в социально опасном положении; ¦
¦ ¦3. Создание единого реабилитационного ¦
¦ ¦пространства для социальной реабилитации и ¦
¦ ¦интеграции в общество семей и детей, находящихся¦
¦ ¦в социально опасном положении; ¦
¦ ¦4. Разработка и внедрение новых технологий, ¦
¦ ¦форм, методов работы и взаимодействия субъектов ¦
¦ ¦профилактики, распространения положительного ¦
¦ ¦опыта; ¦
¦ ¦5. Укрепление материально-технической базы ¦
¦ ¦учреждений городской системы профилактики ¦
¦ ¦безнадзорности и правонарушений ¦
¦ ¦несовершеннолетних ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Основные ¦1. Структурные подразделения администрации ¦
¦исполнители ¦города: управление социальной защиты населения ¦
¦программы ¦(УСЗН); управление образования (УО); управление ¦
¦ ¦здравоохранения (УЗО); управление по физической ¦
¦ ¦культуре, спорту и туризму (УФК-СиТ); отдел по ¦
¦ ¦делам несовершеннолетних (ОДН); отдел опеки и ¦
¦ ¦попечительства (ООиП) ¦
¦ ¦2. Государственное учреждение "Магнитогорский ¦
¦ ¦городской центр занятости населения" ¦
¦ ¦3. Подразделения по делам несовершеннолетних ¦
¦ ¦органов внутренних дел (ПДН ОВД) ¦
¦ ¦4. Учреждения образования, здравоохранения, ¦
¦ ¦спорта, культуры, социальной защиты населения ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Сроки ¦2007 - 2010 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Объем и ¦Для реализации программы необходимо следующее ¦
¦источники ¦ресурсное обеспечение: ¦
¦финансирования ¦2007 год - 1920 тысяч рублей; ¦
¦программы ¦2008 год - 1970 тысяч рублей; ¦
¦ ¦2009 год - 2010 тысяч рублей; ¦
¦ ¦2010 год - 2055 тысяч рублей. ¦
¦ ¦Целевое финансирование программы из бюджета ¦
¦ ¦города - 7955 тысяч рублей. Стоимость ¦
¦ ¦мероприятий, предусмотренных программой, ¦
¦ ¦подлежит ежегодному уточнению и корректировке ¦
¦ ¦при разработке бюджета на соответствующий год ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦1. Добиться дальнейшего совершенствования ¦
¦результаты ¦деятельности в осуществлении профилактики ¦
¦ ¦безнадзорности и правонарушений детей и ¦
¦ ¦подростков, защиты их прав и законных интересов ¦
¦ ¦2. Снизить уровень числа правонарушений, ¦
¦ ¦совершаемых несовершеннолетними ¦
¦ ¦3. Повысить качество работы органов и учреждений¦
¦ ¦системы профилактики безнадзорности и ¦
¦ ¦правонарушений несовершеннолетних ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Контроль ¦заместитель главы города - Н.М. Шуляк ¦
¦исполнения ¦ ¦
¦программы ¦ ¦
L---------------+-------------------------------------------------
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
В программе применяются следующие основные понятия:
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
безнадзорный - несовершеннолетний, над поведением которого отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности совершает правонарушение или антиобщественные действия либо находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни, здоровья и (или) не отвечающей требованиям к его воспитанию и содержанию;
семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
девиантное поведение - отклоняющееся от нормы, общественно опасное поведение;
банк данных - информация, необходимая для осуществления деятельности, координации и взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей, иных законных представителей;
жестокое обращение - осуществление родителями, иными законными представителями, должностными лицами физического или психического насилия над ребенком либо покушение на половую неприкосновенность, применение недопустимых способов воспитания, выражающихся в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с ребенком, оскорбление или эксплуатация ребенка.
2. ВВЕДЕНИЕ
Городская целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007 - 2010 годы", входящая в состав областной целевой подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 1996 "О принятии областной целевой программы "Дети Южного Урала" на 2006 - 2010 годы".
Программа основана на принципе межведомственного взаимодействия, что позволяет выстроить комплексно работу системы поддержки детей и семей, включающей в себя профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей, оказавшихся в социально опасном положении. Уделяется внимание проведению мероприятий по обеспечению полезной занятостью подростков, организации труда и отдыха; разработан ряд профилактических мер по предупреждению фактов необучения детей и подростков школьного возраста в общеобразовательных учреждениях города.
Последовательное осуществление мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно привести к снижению численности беспризорных и безнадзорных детей, сокращению числа правонарушений несовершеннолетних, совершенствованию условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации подростков.
3. СОСТОЯНИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Реализация городской целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004 - 2006 годы" позволила значительно активизировать работу органов, входящих в систему профилактики, стабилизировать ситуацию и достичь позитивных результатов. Целенаправленная деятельность администрации города позволила достичь определенных положительных результатов: налажено взаимодействие органов внутренних дел, образования, опеки, здравоохранения и социальной защиты населения по выявлению безнадзорных детей, оказанию им медицинской и социальной помощи.
Специализированные учреждения социальной защиты населения работают в тесном контакте с органами внутренних дел, опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, что позволяет оперативно решать вопросы установления личности ребенка и возвращения в родную семью. Продолжается работа с семьями группы "социального риска" в центрах и отделениях социальной помощи населению.
Наблюдается положительная динамика уменьшения количества несовершеннолетних в возрасте до 15 лет, не посещающих образовательные учреждения общего среднего образования. Выработана единая система учета детей, не посещающих школу и систематически пропускающих занятия. Принятые меры дают позитивные результаты в решении проблемы необучающихся. За прошедший год совместными усилиями удалось в 5 раз сократить количество таких детей (со 151 в 2004 - 2005 учебном году до 31 в 2005 - 2006 учебном году).
Вместе с тем опыт работы с безнадзорными детьми и подростками свидетельствует о необходимости дальнейшего развития и повышения эффективности профилактической работы. Проблемы безнадзорных детей, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних продолжают оставаться острыми.
На протяжении последних шести лет в городе наблюдалось существенное снижение подростковой преступности. Однако по итогам 5 месяцев 2006 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло на 32 %. Отмеченный рост произошел за счет учащихся школ и училищ. Тем не менее, отмечается общее снижение групповой преступности несовершеннолетних на 9,8 %. Общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними до достижения уголовно-наказуемого возраста, сократилось на 27 %. На 20 % меньше совершили подростки преступления в пьяном виде. Отмечается снижение на 66 % подростков, совершивших преступления и состоящих на учете в милиции. Несмотря на имеющиеся положительные результаты в работе органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, оперативная обстановка в подростковой среде остается сложной.
Изменения в нормативно-правовой базе на федеральном и региональном уровнях в порядке образования и финансирования деятельности ряда органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, произошедшие в 2005 - 2006 году, наложили свой негативный отпечаток. Отвлекали от решения насущных проблем и привели к сокращению количества штатных сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Социальные факторы остаются одной из основных причин и условий формирования противоправного поведения у подростков. Это семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, бродяжничество, попрошайничество, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц.
Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание и обучение их несовершеннолетних детей, совершенствования подходов в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей.
Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики безнадзорности. Для этого в обществе должны быть созданы условия, способствующие реализации потенциала семей, их социальной активности, повышению их статуса и роли в профилактической работе.
Вместе с тем решение этих и других вопросов, связанных с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, напрямую зависит от обеспечения комплексного подхода и уровня взаимодействия всех ведомств и организаций, ответственных за проведение воспитательной и профилактической работы с подростками и родителями.
В связи с этим необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по раннему выявлению семейного неблагополучия и формированию позитивного отношения общества к данным проблемам. Эффективное решение данных проблем может быть достигнуто исключительно программными методами путем реализации согласованного комплекса мероприятий.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа ориентирована на повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Целью программы является повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, улучшение координации деятельности различных структур, осуществляющих профилактическую работу с детьми и подростками девиантного поведения.
Для достижения указанной цели программой предусматривается решение следующих основных задач:
1) Реализация мер по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
2) Обеспечение максимально раннего межведомственного выявления детей и семей, находящихся в социально опасном положении.
3) Создание единого реабилитационного пространства для социальной реабилитации и интеграции в общество семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
4) Разработка и внедрение новых технологий, форм, методов работы и взаимодействия субъектов профилактики, распространение положительного опыта.
5) Укрепление материально-технической базы учреждений городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6) Развитие партнерских отношений органов местного самоуправления с общественными, Некоммерческими организациями в сфере решения проблем детского и семейного неблагополучия.
5. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы ограничена сроком с 2007 по 2010 годы. Достижение цели будет осуществляться по нескольким направлениям через реализацию плана мероприятий программы.
6. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Для повышения эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Магнитогорска в программе предусмотрены следующие направления деятельности:
1. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
1) регулирование межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) обновление банка данных об учреждениях и службах системы профилактики различной ведомственной принадлежности.
2. Организация профилактической деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних:
1) проведение ежегодных межведомственных городских акций;
2) развитие детских и молодежных общественных объединений;
3) контроль исполнения законодательства в области розничной продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и табачных изделий.
3. Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних:
1) выявление семей, находящихся в социально опасном положении, в целях защиты прав детей, воспитывающихся в этих семьях;
2) устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие государственные и муниципальные учреждения, а также передача их под опеку;
3) контроль соблюдения прав несовершеннолетних в муниципальных учреждениях;
4) привлечение к ответственности родителей за уклонение от воспитания подростка.
4. Организация досуга, летнего отдыха и занятости несовершеннолетних:
1) организация летнего отдыха детей и подростков из малообеспеченных семей, безработных родителей, а также состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
2) оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей из малообеспеченных и социально незащищенных семей;
3) укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) проведение программ работы с семьей в учреждениях дополнительного образования и клубах по месту жительства.
5. Организационно-методическая работа:
1) оказание методической помощи учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) выпуск сборников информационно-методических и нормативно-правовых материалов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) разработка системы повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и подростками девиантного поведения.
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Исполнители программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, каждое полугодие представляют в городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав отчеты о ходе их выполнения.
Городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет организацию, координацию и контроль исполнения программы.
8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Несмотря на определенные финансовые затраты, экономическая выгодность программы заключается в том, что профилактика любых противоправных действий всегда обходится неизменно дешевле компенсации от последствий.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- добиться дальнейшего совершенствования деятельности комплексной муниципальной системы в осуществлении социальной профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, защиты их прав и законных интересов;
- снизить уровень числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- повысить качество работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.