Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕЗОЛЮЦИЯ Форума муниципальных образований Челябинской области от 07.09.2006 - 08.09.2006
<О РАЗВИТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Южноуральская панорама", № 195, от 03.10.2006






ФОРУМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕЗОЛЮЦИЯ
от 7 - 8 сентября 2006 года

Участники форума отмечают, что развитие местного самоуправления в Российской Федерации является одним из ключевых направлений государственного строительства и становления гражданского общества.
С принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон) значительно изменились принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, полномочия органов МСУ, принципы формирования доходов местных бюджетов, а также предоставления финансовой помощи местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Поэтому вопросы эффективной организации местного самоуправления, социально-экономического развития территорий должны стать приоритетными как для общества, так и для государства и рассматриваться в тесной взаимосвязи с политическим и экономическим развитием страны. При этом вектор развития местного самоуправления должен быть направлен на человека, улучшение его уровня жизни и благосостояния.
Анализ финансового положения МО свидетельствует о том, что практически во всех субъектах РФ доходы местных бюджетов не соответствуют потребностям органов МСУ для реализации ими собственных полномочий, осуществления капитальных вложений для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и других объектов социальной инфраструктуры.
Нестабильность доходных источников местных бюджетов, менявшихся в последнее десятилетие практически ежегодно, привела к потере органами МСУ мотивации к среднесрочному и долгосрочному планированию социально-экономического развития МО.
В этих условиях необходимо укреплять финансовую базу МО за счет развития их экономического потенциала, а также увеличения числа местных налогов и нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов.
Социально-экономическое развитие муниципальных образований сдерживается неэффективностью правового регулирования вопросов формирования и разграничения муниципального имущества, прав на землю.
Нестабильность федерального законодательства не позволяет органам местного самоуправления выстроить эффективную систему распоряжения земельными участками на своих территориях.
С целью увеличения доходов местных бюджетов от платы за землю, установления экономически обоснованных ставок земельного налога требуется разработать методику перерасчета (актуализации) кадастровой стоимости земли, а также установить общие начала определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе минимальные и максимальные размеры арендной платы.
В связи с этим необходимо усовершенствовать методику кадастровой оценки земельных участков, а также ввести периодический пересмотр оценки их стоимости.
Предусмотренные в статье 50 Федерального закона закрытые перечни имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, ограничивают возможности МО по разработке и реализации планов и программ социально-экономического развития территорий, увеличению доли неналоговых доходов местных бюджетов, а также созданию условий для развития малого и среднего бизнеса.
Данные перечни муниципального имущества требуется привести в соответствие с перечнями вопросов местного значения МО.
Остается нерешенной проблема погашения задолженностей муниципальных образований в сфере ЖКХ. В местных бюджетах отсутствуют необходимые средства для финансирования расходов на проведение капитального ремонта муниципального жилого фонда. До настоящего времени население затрудняется в выборе форм и способов управления жилищным фондом. Имеют место случаи недобросовестной хозяйственной деятельности управляющих компаний, при отсутствии правовых механизмов воздействия со стороны органов местного самоуправления. Данные проблемы тормозят проведение жилищно-коммунальной реформы и модернизацию предприятий коммунального хозяйства.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) полномочия по обеспечению устойчивого электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах поселения отнесена к вопросам местного значения городских и сельских поселений.
Учитывая требования Федерального закона, органы местного самоуправления муниципальных районов должны передать указанные функции муниципальным органам городских и сельских поселений.
В целях надлежащего исполнения муниципальными органами поселений вопросов местного значения в рамках обеспечения содержания и развития инфраструктуры необходимо решить комплекс вопросов, направленных на:
1) передачу объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в границах поселений, в муниципальную собственность поселений;
2) передачу в собственность поселений имущества, необходимого для обеспечения содержания объектов инфраструктуры;
3) создание условий для бесперебойного функционирования объектов инженерной инфраструктуры.
Рост экономического потенциала муниципалитетов, необходимый для обеспечения их социально-экономического развития, может стимулироваться за счет развития органами МСУ конкуренции и привлечения инвестиций в экономику МО, развития малого бизнеса. Органам МСУ необходимо активно применять новые рыночные механизмы для эффективного использования муниципального имущества и финансов, вовлекать предпринимателей и частный бизнес для предоставления социальных услуг населению, используя с этой целью концессионные соглашения.
Заключение концессионных соглашений может стать одним из механизмов, позволяющих более эффективно эксплуатировать объекты коммунальной инфраструктуры, автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, объекты, используемые для осуществления медицинской деятельности, организации отдыха граждан, образования, культуры и спорта.
Для оказания методической помощи органам МСУ, муниципальным предприятиям и учреждениям целесообразно использовать опыт отдельных регионов и МО, в том числе Челябинской области, по разработке и реализации региональных и муниципальных программ социально-экономического развития территорий.
В ходе реформы местного самоуправления возникают проблемы, которые замедляют становление реальной демократии на местном уровне. Указанные проблемы лежат в плоскости внедрения эффективных, опирающихся на современные технологии методов и форм управления. Одновременно проблемой является несоответствие кадрового потенциала органов местного самоуправления, особенно в некоторых типах муниципальных образований, уровню тех задач, которые стоят перед местным самоуправлением. Далеко не всегда участие населения в осуществлении местного самоуправления и общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления соответствует потребностям его развития.
Отсутствие на федеральном уровне исчерпывающего правового регулирования статуса выборных должностных лиц органов местного самоуправления, статуса муниципальных служащих негативно сказывается на престиже работы в органах местного самоуправления, прохождения муниципальной службы.

Участники форума муниципальных образований
считают необходимым рекомендовать:

1. Государственной Думе ФС РФ и Правительству РФ:
1.1. Разработать и принять проекты федеральных законов:
- о порядке учета муниципального имущества;
- о расширении перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности в целях приведения его в соответствие с перечнем вопросов местного значения муниципальных образований;
- о статусе глав муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления (либо делегировать право статуса органам государственной власти субъектов Российской Федерации).
1.2. В целях повышения сбалансированности местных бюджетов:
- рассмотреть возможность передачи части налоговых доходов федерального бюджета в местные бюджеты;
- рассмотреть вопрос о компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов местных бюджетов в связи с установлением в Налоговом кодексе РФ льгот по уплате местных налогов.

2. Государственной Думе ФС РФ:
- ускорить принятие проекта федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части введения местного налога на недвижимость), принятого в первом чтении, а также проекта Федерального закона № 312460-4 "О муниципальной службе в Российской Федерации";
- внести изменения в абзац второй части 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставив право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципальных районов (в части межселенных территорий) и поселений;
- внести изменения в часть 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установив, что основанием (правоустанавливающим документом) для государственной регистрации права собственности поселения, городского округа на имущество, безвозмездно переданное в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с разграничением вопросов местного значения, является закон субъекта Российской Федерации и предусмотрев при этом, что государственная регистрация ранее возникшего у муниципального района права собственности на указанное имущество не требуется.

3. Правительству РФ:
3.1. Предусмотреть в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" средства на компенсацию расходов местных бюджетов по реформированию жилищно-коммунального комплекса, обеспечению проведения капитального ремонта муниципального жилого фонда, а также зданий, принадлежащих муниципальным учреждениям образования и здравоохранения.
3.2. Разработать механизм актуализации кадастровой стоимости земли.
3.3. Разработать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
3.4. Определить состав информации, необходимой для прогнозирования и планирования органами МСУ социально-экономического развития МО и порядок ее предоставления налоговыми органами, а также порядок взаимодействия налоговых органов и органов МСУ в целях улучшения администрирования местных налогов.
3.5. Ускорить разработку мер по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального комплекса и реструктуризации их кредиторской задолженности.
3.6. Разработать методику расчета расходных обязательств МО в соответствии с реальными потребностями органов МСУ в финансировании каждого из вопросов местного значения.
3.7. Определить приоритеты в отношении установления минимальных государственных социальных стандартов.
3.8. Усовершенствовать методики предоставления финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации в целях увеличения в ее составе доли средств, направляемых на капитальные расходы местных бюджетов и наращивание инвестиционного потенциала территорий.
3.9. Предусмотреть в федеральном бюджете на 2007 год финансовые средства на профессиональную подготовку и переподготовку выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих.
3.10. Рассмотреть возможность формирования территориальных органов Федеральной налоговой службы в соответствии с территориями муниципальных образований - в муниципальных районах, городских округах и поселениях.
3.11. Разработать комплекс мероприятий по оказанию органам МСУ необходимой методической помощи по разработке и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований с учетом опыта работы в ряде субъектов РФ, в том числе Челябинской области.
3.12. В целях организации бюджетного процесса на уровне городских (сельских) поселений:
- рассмотреть вопрос об улучшении информационного взаимодействия между территориальными органами Федеральной налоговой службы и местными администрациям городских (сельских) поселений, в том числе путем расширения перечня сведений, предоставляемых налоговыми органами, а также путем централизованного приобретения для городских (сельских) поселений за счет средств федерального бюджета программного продукта для обмена информацией с налоговыми органами;
- рассмотреть вопрос о проведении централизованных мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке финансовых работников городских (сельских) поселений;
- рассмотреть вопрос об ускорении формирования органами государственной статистики статистических данных в разрезе городских (сельских) поселений.

4. Органам государственной власти субъектов РФ:
4.1. Оказать методическую и организационную помощь:
- в подготовке и принятии представительными органами муниципальных районов нормативных правовых актов в целях обеспечения исполнения закона субъекта РФ об особенностях реализации федерального закона в переходный период (на 2007 - 2008 гг.);
- по формированию и исполнению органами МСУ муниципальных образований местных бюджетов на 2007 год;
- по разработке и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития МО;
- по созданию качественной и высокопрофессиональной системы подготовки и переподготовки муниципальных кадров, основанной, с одной стороны, на достижениях научной мысли, с другой стороны, на анализе и обобщении актуальной практики становления и развития местного самоуправления и муниципального хозяйства.
4.2. Предусмотреть проведение в 2006 - 2007 году семинаров и иных мероприятий для выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих по вопросам реализации федерального закона и обеспечить координацию деятельности органов МСУ муниципальных образований по реализации ими собственных полномочий.
4.3. Предусмотреть в бюджетах субъектов РФ на 2007 год финансовые средства на профессиональную подготовку и переподготовку выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов МО и муниципальных служащих.
4.4. Принять эффективные меры контроля за решением органами местного самоуправления вопросов местного значения и повышения ответственности органов местного самоуправления.
4.5. Органам государственной власти Челябинской области при формировании областного бюджета на 2007 - 2008 годы оценить целесообразность распределения средств областного фонда финансовой поддержки поселений в части предоставления дотаций городским (сельским) поселениям Челябинской области исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности, а не исходя из численности жителей городских (сельских) поселений;
- разрешить органам местного самоуправления муниципальных районов распределять дотации из районных фондов финансовой поддержки поселений, формируемых за счет собственных доходов муниципальных районов, с учетом показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов бюджетов городских (сельских) поселений;
- в 2007 - 2008 годах продолжить работу по совершенствованию методик распределения областного фонда финансовой поддержки поселений и областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
- продолжить работу по минимизации объема нераспределенной финансовой помощи при формировании областного бюджета на 2007 и последующие годы;
- предусматривать при формировании областного бюджета на 2007 и последующие годы финансовые средства на укрепление материально-технической базы финансовых органов муниципальных образований, распределение этих средств осуществлять с учетом достигнутых результатов в организации бюджетного процесса (своевременности и качества составления бюджета, недопущения срыва финансирования из бюджета поселения; увеличения поступления собственных доходов в бюджет поселения);
- рассмотреть возможность проведения два раза в год курсов повышения квалификации для финансовых работников городских (сельских) поселений.
4.6. Рассмотреть вопрос об улучшении информационного взаимодействия между территориальными органами Федеральной налоговой службы и местными администрациями городских (сельских) поселений, в том числе путем расширения перечня сведений, предоставляемых налоговыми органами, а также путем централизованного приобретения для городских (сельских) поселений за счет федерального бюджета программного продукта для обмена информацией с налоговыми органами.

5. Органам местного самоуправления Челябинской области:
5.1. В целях устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения на территории муниципальных образований:
- провести на территории поселений инвентаризацию объектов инженерной инфраструктуры, направленную на выявление бесхозных сетей и обеспечение принятия их в муниципальную собственность поселений;
- оформить в установленном порядке передачу объектов: инженерной инфраструктуры, находящихся в границах поселений в муниципальную собственность, поселений;
- обеспечить надлежащую эксплуатацию принятых в собственность поселений объектов инженерной инфраструктуры. Выбрать способ эксплуатации указанных объектов (путем создания муниципальных унитарных предприятий и учреждений, передача объектов в эксплуатацию или управление по договорам аренды, управления или концессионным соглашениям иным хозяйствующим субъектам).
5.2. В целях организации бюджетного процесса на уровне городских (сельских) поселений:
- разработать и обеспечить выполнение мероприятий по повышению уровня собираемости доходов местных бюджетов;
- разработать программы повышения эффективности использования средств местных бюджетов;
- разработать и обеспечить выполнение планов-графиков перевода городских (сельских) поселений на самостоятельное осуществление бюджетного процесса;
- устранить нарушения, допущенные при разработке и принятии нормативных правовых актов об установлении местных налогов.
Решать перечисленные выше вопросы необходимо комплексно, в единой логике развития местного самоуправления и муниципального хозяйства на основе становления эффективной муниципальной экономики, в том числе используя возможности межмуниципальной кооперации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru