Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12.09.2006 по делу № 38-4/06
<О НАРУШЕНИИ СТАТЬИ 5 ЗАКОНА РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ">
(вместе с "ПРЕДПИСАНИЕМ ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2006 ГОДА № 11")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 сентября 2006 года

ООО "Русэнергосбыт"
123242, г. Москва,
Пер. Капранова, д. 3

ОАО "Челябэнергосбыт"
454091, г. Челябинск,
ул. Российская, 260/2

(Извлечение)

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: - Сапрыкина Н.В. - зам. руководителя
Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии: - Черепанов Д.Ю. - начальник отдела
контроля соблюдения антимонопольного
и рекламного законодательства;
- Муздина Е.В. - ведущий специалист-эксперт
отдела контроля соблюдения
антимонопольного законодательства
Челябинского УФАС России;
- Юртеева А.И. - специалист 1 категории
отдела контроля соблюдения
антимонопольного и рекламного
законодательства,

в присутствии представителей:
ООО "Русэнергосбыт" - Ч.М.Н. (доверенность от 10.01.2006),
ОАО "Челябэнергосбыт" - П.А.А. (доверенность № от 01.01.2006),
рассмотрев дело № 38-4/06 о нарушении ОАО "Челябэнергосбыт" (ул. Российская, 260/2, г. Челябинск, 454091) ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области 23 июня 2006 года поступило заявление ООО "Русэнергосбыт" на действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора купли-продажи электрической энергии № 983 от 15.04.2005 на 2006 год (далее - Договор), а именно пунктов 2.2.7, 6.5, 6.6.
Согласно представленной информации и пояснений представителя заявителя ООО "Русэнергосбыт" оплачивает потребленную электрическую энергию согласно утвержденному тарифу, в том числе в случае превышения величин потребления электрической энергии и мощности. ООО "Русэнергосбыт" производит оплату за потребленную электроэнергию (согласно установленных тарифов) своевременно.
Пунктами 2.2.7, 6.5, 6.6 Договора предусмотрено право ОАО "Челябэнергосбыт" предъявлять покупателю повышенную плату за потребленную сверх величин, согласованных настоящим договором электроэнергию за недобор/перебор электрической энергии.
ООО "Русэнергосбыт" считает такие условия противоречащими Гражданскому кодексу РФ и требованиям п. 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004.
При этом представитель заявителя отметил, что указанные условия договора являются для ООО "Русэнергосбыт" невыгодными, поскольку их исполнение требует от общества перечисления дополнительных необоснованных финансовых сумм за перебор/недобор электроэнергии. Кроме того, в случае отказа от оплаты этих сумм подача электроэнергии может быть ограничена, что приведет к перерыву электроснабжения потребителей первой категории (ООО "Русэнергосбыт" - Южно-Уральская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" относятся к первой категории надежности энергоснабжения).
Так, за период с января по июнь 2006 года сумма штрафов составила 4047248,20 руб. ООО "Русэнергосбыт" не принимало их к оплате и неоднократно направляло письма в адрес ОАО "Челябэнергосбыт" с просьбой произвести корректировку предъявленных к учету и оплате документов за фактически потребленную электрическую энергию, начиная с февраля 2006. (письма № 14 от 22.02.2006, № 1-06Р/1138 от 12.04.2006, № 103 от 12.05.2006, № 144 от 09.06.2006). Однако ни на одно из этих писем ответа от ОАО "Челябэнергосбыт" не поступило.
ООО "Русэнергосбыт" 12.04.2006 направило в адрес ОАО "Челябэнергосбыт" Дополнительное соглашение № 7 об исключении из Договора пунктов 2.2.7, 6.5, 6.6.
ОАО "Челябэнергосбыт" письмом № 17-2263 от 23.05.2006 сообщило ООО "Русэнергосбыт" об оставлении Дополнительного соглашения № 7 к Договору без рассмотрения.
22.06.2006 в связи с наличием задолженности за недобор/перебор электроэнергии в размере 4047248,20 руб. ОАО "Челябэнергосбыт" направило ООО "Русэнергосбыт" телеграмму 12Ч167/669 25Ч об ограничении подачи электроэнергии.
Представитель ООО "Русэнергосбыт" настаивает на исключении из Договора пунктов 2.2.7, 6.5, 6.6, так как считает, что ОАО "Челябэнергосбыт" отказываясь вносить изменения в Договор, злоупотребляет своим доминирующим положением, навязывая тем самым невыгодные, кабальные условия Договора, что является нарушением п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Согласно представленной информации и пояснений представителя ОАО "Челябэнергосбыт" условия пунктов 2.2.7, 6.5, 6.6 Договора соответствуют действующему законодательству. В обоснование правомерности включения в Договор спорных пунктов указал следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 541 ГК РФ законодателем предусмотрено право энергоснабжающей организацией на возмещение им расходов, понесенных в связи с обеспечением подачи электроэнергии не в обусловленном договором количестве. Повышенная плата, установленная пунктом 2.2.7., это не другой тариф, а мера ответственности за неисполнение обязательств (предусмотрена в п. 6.5).
Включение в Договор пункта об оплате электроэнергии и мощности, потребленных сверх договорной величины в 3-кратной стоимости (п. 6.5) не противоречит действующему законодательству. Это условие не нарушает требований статей 544, 547 ГК РФ, в силу которых абонент обязан оплатить принятое количество электроэнергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544), а сторона, нарушившая обязательство по договору энергоснабжения, обязана возместить другой стороне причиненный этим нарушением реальный ущерб (ст. 547 ГК РФ).
Предусмотренная п. 6.5. оплата величины превышения электроэнергии по 3-х кратному тарифу является законной неустойкой, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 действующего Постановления СМ СССР от 30.07.1988 № 929 в редакции Постановления Правительства РФ от 14.08.93 № 812 и обоснованно включена в условия договора.
Включение в договор п. 6.6 обусловлено тем, что нарушение потребителем условия договора о количестве покупаемой энергии причиняет ОАО "Челябэнергосбыт" существенные убытки. В случаях нарушений контрагентом условий договора по количеству электроэнергии, ОАО "Челябэнергосбыт" не в состоянии регулировать режим потребления энергии и обеспечивать баланс выработки и потребления энергии. Так же, введение данного пункта за недобор энергии имеет цель стимулировать потребителя при заключении договора купли-продажи энергии указывать реальные объемы электропотребления.
На заседании комиссии представитель ОАО "Челябэнергосбыт" пояснил, что Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, не предусмотрены штрафные санкции за недобор/перебор электроэнергии. Кроме того, указанным Постановлением Правительства пункт 10 Постановления Совета Министров СССР от 30 июля 1988 г. № 929 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям" утратил силу. Однако изменения в Договор по пунктам 2.2.7, 6.5. и 6.6 ОАО "Челябэнергосбыт" вносить не намерено.
Рассмотрев и проанализировав материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО "Челябэнергосбыт" антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
Согласно п. 3.2 Устава ОАО "Челябэнергосбыт" одним из видов его деятельности является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям. Приказом Челябинского УФАС России № 64 от 01.09.2005 ОАО "Челябэнергосбыт" включен в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих на рынке определенного товара (услуг) долю более 35 процентов, по оптовой торговле электрической энергией (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области с долей на рынке более 65 %.
ОАО "Челябэнергосбыт" занимает доминирующее положение на розничном рынке реализации электрической энергии на территории Челябинской области (заключение от 22.06.2006), и в силу своего положения обязано соблюдать запреты установленные в ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в том числе не допускать действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия как навязывание невыгодных условий договора.
При рассмотрении положений действующего законодательства выявлены условия Договора не соответствующие действующему законодательству и являющиеся невыгодными для ООО "Русэнергосбыт", а именно:

1. Пункт 2.2.7: Продавец имеет право предъявлять покупателю повышенную плату за потребленную сверх величин, согласованных настоящим договором электроэнергии.
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую коммерческими организациями, подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" от 14.04.1995 № 41-ФЗ тарифы на электрическую энергию, в том числе на передачу электрической энергии, устанавливаются органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, стороны договора энергоснабжения не вправе даже по взаимному соглашению изменять тарифы, установленные органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Следовательно, пункты договора, содержащие в себе цену на электроэнергию, отличающуюся от установленного тарифа, следует признать ничтожными, что в соответствии со ст. 180 ГК РФ не влечет ничтожности всей сделки.

2. Пункт 6.5: Превышение величин потребления электрической энергии и мощности, согласованных настоящим договором в расчетном периоде, Покупатель дополнительно оплачивает Продавцу по 3-х кратному действующему тарифу соответственно 1-й и 2-й группы Потребителей, допустивших превышение

Ссылка ОАО "Челябэнергосбыт" на подпункт "б" пункта 10 Постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 № 929 в обоснование является необоснованной, так как указанный акт не может применяться в силу следующих обстоятельств.
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. В соответствии с п. 6 ст. 3 ГК РФ иными правовыми актами являются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Гражданским кодексом РФ в перечень иных правовых актов не включены постановления Совета Министров СССР.
Согласно абз. 2 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30.11.1994 № 52-ФЗ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР, изданные до введения в действие первой части Кодекса, по вопросам, которые согласно Гражданскому кодексу РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Статьей 4 Федерального закона РФ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" от 26.01.1996 № 15-ФЗ установлено аналогичное положение.
Пункт 10 Постановления Совета Министров СССР № 929, как следует из его текста, предусматривает повышение ответственности потребителей электрической энергии за рациональное использование энергии в виде уплаты потребителями десятикратной стоимости электроэнергии, потребленной сверх количества, предусмотренного на соответствующий период договором.
Определенная договором энергоснабжения оплата потребителем энергии в размере 3-кратной стоимости электрической энергии, потребленной сверх количества, предусмотренного договором, является, исходя из текста пункта Постановления и раздела договора, в который включен спорный пункт, повышенной ответственностью потребителя электрической энергии. Установление повышенной - 3-кратной стоимости в договоре энергоснабжения не соответствует действующему законодательству в силу следующего.
Постановление Совета Министров СССР от 30.07.1988 № 929 в силу прямого указания закона (ст. 3 ГК РФ) не является иным правовым актом, ссылка на который содержится в ст. 422 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, на момент заседания комиссии Челябинского УФАС России пункт 10 Постановления Совета Министров СССР от 30 июля 1988 г. № 929 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям" признается недействующим (Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики").
По своей правовой природе повышенная плата за сверхлимитное электроснабжение не является штрафной санкцией (ответственностью), а представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимую в пределах установленных нормативов под контролем государства и носит, по сути, компенсационный характер.
Пунктом 2 ст. 541 ГК РФ предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве. Исходя из этой нормы законодательства, абонент, в определенных случаях, должен оплачивать энергоснабжающей организации именно расходы. Каких-либо штрафных санкций за изменение абонентом количества принимаемой им энергии Гражданским кодексом РФ не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 400, частью 1 статьи 547 ГК России по договору энергоснабжения предусмотрена ограниченная ответственность в виде возмещения реального ущерба. Таким образом, для урегулирования вопроса сверхлимитного электроснабжения п. 2 ст. 547 ГК РФ предусмотрена обязанность стороны возместить причиненный в результате сверхлимитного потребления реальный ущерб в порядке п. 2 ст. 15 ГК РФ.
Следовательно, абонент при превышении объемов электроэнергии должен оплачивать энергоснабжающей организации именно расходы. Каких-либо штрафных санкций за изменение абонентом количества принимаемой им энергии Гражданским кодексом РФ, а также Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, не предусмотрено.

3. Пункт 6.6: В случае отсутствия фактических ограничений мощности и электропотребления со стороны Продавца в расчетном периоде при недоиспользовании согласованных настоящим договором величин электроэнергии свыше 3 %, Покупатель оплачивает Продавцу величину недоиспользованной электроэнергии по цене, рассчитанной как разница между средним тарифом Покупателя и топливной составляющей. Размер топливной составляющей в тарифе на электроэнергию согласовывается с комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области".

Сторона, нарушавшая обязательства по договору энергоснабжения, несет ответственность согласно общим нормам Гражданского кодекса РФ, а также ответственность за нарушение условий договора, определенную сторонами в договоре или установленную иными правовыми актами. Пункт 1 ст. 547 ГК РФ устанавливает ограниченную ответственность стороны, нарушавшей обязательство по договору энергоснабжения, в виде возмещения причиненного этим реального ущерба, соответственно, упущенная выгода возмещению не подлежит.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В силу п. 2 ст. 541 ГК РФ договором может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения абонентом фактических дополнительных расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с подачей энергии не в обусловленном договором количестве, размер которых должен быть доказан энергоснабжающей организацией, что исключает определение величины этих расходов заранее в договоре.
При таких обстоятельствах, Комиссией установлено, что условия установленные ОАО "Челябэнергосбыт" в пунктах 2.2.7, 6.5, 6.6 Договора противоречат положениям действующего законодательства и не подлежат применению. Документы представленные ООО "Русэнергосбыт" свидетельствуют о невыгодности указанных условий и об отказе ОАО "Челябэнергосбыт" исключить их из текста Договора.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия как навязывание контрагенту условий договоров, не выгодных для него, или не относящихся к предмету договора.
Кроме того, нормой п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается злоупотребление организацией своим доминирующим положением на рынке.
Из изложенного следует, что ОАО "Челябэнергосбыт" не вправе настаивать на условиях договора, кроме тех, которые предусмотрены императивными нормами законодательства.
Таким образом, своими действиями по оставлению Дополнительного соглашения № 7 к Договору без рассмотрения ОАО "Челябэнергосбыт" навязывает ООО "Русэнергосбыт" невыгодные условия договора купли-продажи электрической энергии № 983 от 15.04.2005 на 2006 год, тем самым, нарушая п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.27 "Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства", Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО "Челябэнергосбыт", выразившиеся в навязывании ООО "Русэнергосбыт" невыгодных условий, указанных в пунктах 2.2.7, 6.5, 6.6 Договора, противоречащими п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

2. Выдать ОАО "Челябэнергосбыт" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии:
Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии:
Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ
Е.В.МУЗДИНА
А.И.ЮРТЕЕВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 12 сентября 2006 г. № 11

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Сапрыкина Н.В., члены Комиссии: Черепанов Д.Ю., Муздина Е.В., Юртеева А.И. на основании своего решения от 12 сентября 2006 года по делу № 38-4/06 о нарушении ОАО "Челябэнергосбыт" (ул. Российская, 260/2, г. Челябинск, 454091) п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО "Челябэнергосбыт" в срок до 28 октября 2006 года прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в навязывании ООО "Русэнергосбыт" невыгодных условий договора купли-продажи электрической энергии № 983 от 15.04.2005 на 2006 год (далее - Договор), путем исключения из данного Договора пунктов 2.2.7, 6.5, 6.6.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области в срок до 1 ноября 2006 года.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания действующим законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Председатель Комиссии: Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии: Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ
Е.В.МУЗДИНА
А.И.ЮРТЕЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru