плановость
объективность
гласность
компетентность
результативность
соблюдение норм педагогической этики.
4. Цели инспектирования:
- соблюдение законодательства Российской Федерации, Челябинской области в сфере образования;
- реализация принципов государственной политики в области образования;
- защита прав и свобод участников образовательного процесса;
- соблюдение социальных гарантий реализации прав граждан на образование;
- сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации через соблюдение государственных образовательных стандартов, в том числе реализация федеральной, региональных программ развития образования;
- исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений;
- совершенствование механизма управления качеством образования;
- проведение анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования Челябинской области.
II. Основные задачи инспектирования
5. Основными задачами инспектирования являются:
- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, их должностных лиц;
- инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм и правил;
- изучение состояния системы образования Челябинской области, ее составляющих, выявление тенденций и разработка предложений по ее развитию.
III. Организационные формы, виды и методы инспектирования
6. Основными организационными формами инспектирования являются инспекционный контроль и надзор. Формой инспекционного контроля финансово-хозяйственной деятельности является ревизия.
7. Надзор осуществляется:
- за деятельностью руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений с целью установления правомерности их фактических действий при реализации законодательных норм;
- за соответствием издаваемых муниципальными органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений документов действующему законодательству в области образования.
Инспекционный контроль проводится за результатами деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, изучения последствий принятых управленческих решений.
Инспекционный контроль в форме ревизии финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в пределах компетенции отделом бухгалтерского учета и контроля Министерства, проводящим инспектирование состояния бюджета, целевое использование бюджетных средств.
Методами инспекционного контроля являются: документальный контроль, обследование, наблюдение за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса и иные правомерные методы, способствующие достижению цели инспектирования.
8. Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных проверок.
Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с утвержденным Министром образования и науки Челябинской области планом-графиком.
Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Инспектирование сопровождается инструктированием - обучением должностных лиц по вопросам применения законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.
9. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводится инспектирование:
- образовательных учреждений в виде тематических проверок (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений деятельности);
- муниципальных органов управления образованием в виде тематических, комплексных, а также фронтальных проверок, когда проверяется вся нормируемая деятельность;
- должностных лиц в виде оперативных, тематических и комплексных проверок.
IV. Основные правила инспектирования
10. Отдел лицензирования, аттестации, аккредитации и инспектирования учебных заведений Министерства проводит инспектирование силами своих специалистов и специалистов управлений и отделов Министерства, должностные обязанности которых предусматривают инспекционные функции.
В качестве экспертов к участию в инспектировании могут привлекаться отдельные сторонние компетентные специалисты (по согласованию сторон).
11. Периодичность и виды инспектирования конкретных муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений или результатов деятельности должностных лиц определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в инспектируемых учреждениях.
12. Нормирование и тематика инспекционных проверок утверждаются приказом Министра образования и науки Челябинской области.
13. Результаты проведенного инспектирования доводятся до сведения руководителя муниципального органа управления образованием, образовательного учреждения.
Основаниями инспектирования являются:
- план-график проведения инспекционных проверок для проведения планового инспектирования;
- обращение физических и юридических лиц в Министерство по поводу нарушений в области образования для оперативного инспектирования.
14. Отдел для осуществления инспектирования готовит проект приказа о сроках проверки, назначении председателя и состава комиссии, определении темы проверки, установлении сроков предоставления итоговых материалов, который подписывается Министром.
15. Программа проверки устанавливает ее особенности и должна обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки итогового документа (справки) по отдельным разделам деятельности муниципального органа управления образованием, образовательного учреждения.
В отдельных случаях по результатам мероприятий по контролю должностным лицом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы (акт готовности образовательного учреждений к началу нового учебного года, по вопросам соблюдения лицензионных условий при реализации платных дополнительных образовательных услуг и др.).
16. Продолжительность мероприятий по контролю не должна превышать, один месяц.
Продолжительность тематических, либо комплексных проверок не должна превышать 10 дней, фронтальных проверок муниципальных органов управления образованием - двух недель. Фронтальная проверка проводится не чаще одного раза в 5 лет.
В отношении одного юридического лица плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
17. Руководители муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке не менее чем за 10 дней до начала проверки.
В исключительных случаях оперативное инспектирование возможно без предупреждения.
18. Планирование инспекционно-контрольной деятельности осуществляет отдел лицензирования, аттестации, аккредитации и инспектирования учебных заведений с учетом предложений управлений и отделов Министерства.
План инспекционно-контрольной деятельности составляется, как правило, на год и конкретизируется в планах работы Министерства на квартал и месяц.
19. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в приказе о проведении мероприятия по контролю.
20. Специалисты, направленные для проведения инспектирования, должны иметь при себе или заранее представить в инспектируемую организацию документы, удостоверяющие их полномочия (приказ, программу проверки, служебное удостоверение).
21. Специалисты, проводящие инспекционную проверку, имеют право запрашивать необходимую информацию, относящуюся к вопросу инспектирования.
22. Экспертные опросы и анкетирование обучающихся и воспитанников образовательных учреждений проводятся в соответствии с установленными нормами и правилами.
23. Повторной проверке, предметом которой является контроль устранений замечаний, выявленных нарушений в результате планового инспектирования, подлежит деятельность муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и организаций.
V. Результаты инспектирования
24. Результаты планового инспектирования оформляются в форме аналитической справки.
Аналитическая справка должна содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. К ней могут прилагаться копии документов, экспертные листы, удостоверяющие изложенные в итоговом материале факты и подтверждающие правильность выводов.
25. Результаты инспектирования (2 экземпляра аналитической справки) доводятся до сведения руководителя муниципального органа управления образованием, руководителя образовательного учреждения председателем инспекционной комиссии в течение трех недель со дня ее окончания.
В ряде случаев итоговый материал оформляется на месте инспектирования (акт проверки готовности образовательного учреждения к началу нового учебного года, по вопросам соблюдения лицензионных условий при реализации платных дополнительных образовательных услуг и др.).
26. Руководитель муниципального органа управления образованием, образовательного учреждения или лицо, уполномоченное действовать от его имени, после ознакомления с результатами инспектирования должны завизировать итоговый материал инспектирования.
При этом они вправе сделать запись о несогласии с результатами инспектирования в целом или по отдельным фактам и выводам.
В случае отказа руководителя от визы руководитель комиссии, осуществляющей проверку, фиксирует факт отказа (составляется акт отказа, который подписывают три члена инспекционной комиссии).
27. По итогам инспектирования в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел могут проводиться заседания коллегий, педагогических советов, совещания с педагогическим составом, совещания руководителей образовательных учреждений.
28. Министр вправе издать приказ:
о направлении письма или иных материалов инспектирования в соответствующие органы;
о проведении повторного инспектирования с привлечением необходимых специалистов;
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
иные решения в пределах своей компетенции.
29. При рассмотрении обращений граждан руководствоваться Законом
Челябинской области от 24 ноября 2005 года № 426-ЗО "О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в государственные органы Челябинской области и органы местного самоуправления".
О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, в установленном порядке, не позднее 30 дней со дня их регистрации заявителю дается мотивированный ответ и сообщается принятое решение.
Ответ дается в письменной форме за подписью руководителя учреждения (в его отсутствие - лицом, его замещающим).
В случаях, требующих для рассмотрения вопросов, поставленных в обращениях, проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов, срок рассмотрения обращений государственными органами, их должностными лицами может быть продлен, не более чем на один месяц с письменным уведомлением об этом обратившихся граждан и обоснованием необходимости продления срока.
30. Руководитель проинспектированного муниципального органа управления образованием, образовательного учреждения принимает соответствующее управленческое решение в пределах своей компетенции и представляет в Министерство в месячный срок после окончания инспектирования план мероприятий по устранению отмеченных нарушений.