РЕШЕНИЕ Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 26.12.2007 № 120-ЗГО
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" НА ТЕРРИТОРИИ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА 2006 - 2008 ГОДЫ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ"
(вместе с "ПРОГРАММОЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" НА ТЕРРИТОРИИ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА 2006 - 2008 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2007 г. № 120-ЗГО
Об утверждении Программы по реализации Национального
проекта "Образование" на территории Златоустовского
городского округа на 2006 - 2008 годы в новой редакции
В целях приведения в соответствие Программы по реализации Национального проекта "Образование" на территории Златоустовского городского округа на 2006 - 2008 гг. с решением Собрания депутатов № 86-ЗГО от 18.10.2007 "О бюджете Златоустовского городского округа на 2008 год", а также уточнения исполнения Программы по реализации национального проекта "Образование" на территории Златоустовского городского округа на 2006 - 2008 гг." в 2007 году Собрание депутатов
РЕШАЕТ:
1. Утвердить Программу по реализации Национального проекта "Образование" на территории Златоустовского городского округа на 2006 - 2008 гг. в новой редакции.
2. Решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 05.10.2007 № 72-ЗГО "Об утверждении Программы по реализации Национального проекта "Образование" на территории Златоустовского городского округа на 2006 - 2008 годы" признать утратившим силу.
3. Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссию по образованию, культуре, спорту и молодежной политике (Романов А.С).
Глава Златоустовского
городского округа
Челябинской области
Д.П.МИГАШКИН
ПРОГРАММА
по реализации Национального проекта "Образование"
на территории Златоустовского городского округа
на 2006 - 2008 годы
ПАСПОРТ
Программы по реализации Национального проекта "Образование"
на территории Златоустовского городского округа
на 2006 - 2008 годы
----------------------T---------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Программа по реализации Национального проекта ¦
¦Программы ¦"Образование" на территории Златоустовского ¦
¦ ¦городского округа на 2006 - 2008 годы ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Дата принятия ¦Распоряжение Главы Златоустовского городского ¦
¦решения о разработке ¦округа № 3911-р от 27.12.2005 ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы: ¦Глава Златоустовского городского округа ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Координатор ¦Управление образования администрации ¦
¦Программы: ¦Златоустовского городского округа ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Основной разработчик ¦Управление образования администрации ¦
¦Программы ¦Златоустовского городского округа ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Цель Программы: ¦Создание условий для модернизации системы ¦
¦ ¦образования. Повышение качества образования и его ¦
¦ ¦доступности. ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Задачи Программы: ¦1. Создание нормативно-правовой базы для развития ¦
¦ ¦качественного образования ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦2. Поддержка общеобразовательных учреждений, ¦
¦ ¦учреждений дошкольного и дополнительного ¦
¦ ¦образования детей, активно внедряющих инновационные¦
¦ ¦образовательные программы; поддержка талантливых ¦
¦ ¦преподавателей и одаренных детей. ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦3. Создание условий для разработки и внедрения ¦
¦ ¦моделей организации, содержания и технологий ¦
¦ ¦образовательного процесса; распространение ¦
¦ ¦положительного опыта по образовательным учреждениям¦
¦ ¦Златоустовского городского округа. ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦4. Развитие информатизации системы образования. ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦5. Использование механизмов грантовой поддержки и ¦
¦ ¦конкурсных заказов по инновационным разработкам ¦
¦ ¦программ развития образовательных учреждений (в том¦
¦ ¦числе по вопросам воспитания). ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦6. Совершенствование материально-технической базы ¦
¦ ¦образовательных учреждений. ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦7. Создание системы доступности "непрерывного" ¦
¦ ¦профессионального образования для работников ¦
¦ ¦образовательной отрасли. ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦8. Создание условий для закрепления ¦
¦ ¦высококвалифицированных кадров в системе ¦
¦ ¦образования, стимулирование качества и ¦
¦ ¦результативности педагогического труда, усиление ¦
¦ ¦обеспечения социальной поддержки работников сферы ¦
¦ ¦образования. ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦9. Обеспечение совершенствования содержания ¦
¦ ¦воспитания в образовательном процессе. Внедрение ¦
¦ ¦современных воспитательных технологий. ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦10. Демократизация системы образования (обеспечение¦
¦ ¦общественного участия в управлении образованием). ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦11. Обеспечение общественного продвижения Программы¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Важнейшие ¦1. количество педагогических работников ¦
¦индикативные ¦общеобразовательных учреждений, имеющих высшую ¦
¦показатели ¦квалификационную категорию (в процентах) ¦
¦ ¦- количество педагогических работников ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений, имеющих первую ¦
¦ ¦квалификационную категорию (в процентах) ¦
¦ ¦- количество средних общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждений, подключенных к сети Интернет (в ¦
¦ ¦процентах) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦2. Количество педагогических работников в возрасте ¦
¦ ¦до 30 лет, работающих в государственных и ¦
¦ ¦муниципальных общеобразовательных учреждениях, ¦
¦ ¦специальных (коррекционных) образовательных ¦
¦ ¦учреждениях для обучающихся, воспитанников с ¦
¦ ¦отклонениями в развитии, дошкольных образовательных¦
¦ ¦учреждениях, образовательных учреждениях ¦
¦ ¦дополнительного образования детей (в процентах) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦3. Количество педагогических работников средних ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений, освоивших ¦
¦ ¦информационно-коммуникативные технологии (в ¦
¦ ¦процентах) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦4. Количество учащихся 9 классов, освоивших ¦
¦ ¦информационно-коммуникативные технологии (в ¦
¦ ¦процентах) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦5. Количество общеобразовательных учреждений с ¦
¦ ¦высоким качеством результатов обучения и воспитания¦
¦ ¦(в процентах) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦6. Количество средних общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждений, располагающих автоматизированными ¦
¦ ¦рабочими местами учителя (в процентах) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦7. Количество средних общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждений, применяющих в образовательном процессе ¦
¦ ¦не менее 5 автоматизированных рабочих мест учителя ¦
¦ ¦(в процентах) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦8. Количество средних общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждений, располагающих цифровыми ¦
¦ ¦образовательными ресурсами (в процентах) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦9. Количество общеобразовательных учреждений и ¦
¦ ¦учреждений дополнительного образования детей, ¦
¦ ¦имеющих сформированные воспитательные системы (в ¦
¦ ¦процентах) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦10. Количество аккредитованных муниципальных ¦
¦ ¦образовательных учреждений (в процентах) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦11. Количество учащихся средних общеобразовательных¦
¦ ¦учреждений, в среднем, на один компьютер (человек) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦12. Количество средних общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждений, имеющих регулярно (не реже двух раз в ¦
¦ ¦месяц) обновляемые сайты в сети "Интернет" (в ¦
¦ ¦процентах) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦13. Количество основных общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждений, имеющих регулярно (не реже 2 раз в ¦
¦ ¦месяц) обновляемые сайты в сети "Интернет" (в ¦
¦ ¦процентах) ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦14. Количество уроков, пропущенных обучающимися ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений по болезни за ¦
¦ ¦учебный год, в среднем, на одного человека (уроков)¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦15. Количество обучающихся 9 - 11 классов ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений Челябинской области,¦
¦ ¦участвовавших в третьем (областном) этапе ¦
¦ ¦Всероссийской олимпиады школьников по ¦
¦ ¦общеобразовательным предметам, от общего количества¦
¦ ¦обучающихся 9 - 11 классов общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждений Челябинской области (в процентах) ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2006 - 2008 годы ¦
¦реализации Программы ¦1 этап - 2006 г. ¦
¦ ¦2 этап - 2007 г. ¦
¦ ¦3 этап - 2008 г. ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Направления ¦Нормативно-правовое, организационное, финансовое ¦
¦реализации ¦обеспечение развития качественного образования ¦
¦программных +---------------------------------------------------+
¦мероприятий ¦Формирование сети образовательных учреждений, ¦
¦ ¦реализующих новые модели организации, содержания и ¦
¦ ¦технологий образовательного процесса ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦Информатизация системы образования ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦Совершенствование содержания воспитания в ¦
¦ ¦образовательном процессе ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦Демократизация системы образования ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦Поддержка школ, учреждений дошкольного и ¦
¦ ¦дополнительного образования, активно внедряющих ¦
¦ ¦инновационные образовательные программы ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦Поддержка лучших учителей ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦Поддержка дошкольного образования ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦Внедрение здоровьесберегающих технологий и ¦
¦ ¦формирование системы школьного медицинского ¦
¦ ¦обслуживания ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦Развитие общественного участия в управлении ¦
¦ ¦образованием ¦
¦ +---------------------------------------------------+
¦ ¦Обеспечение общественного продвижения национального¦
¦ ¦проекта "Образование" ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦- увеличение количества средних общеобразовательных¦
¦результаты ¦учреждений, располагающих цифровыми ¦
¦реализации Программы ¦образовательными ресурсами, до 100 процентов; ¦
¦и показатели ¦- увеличение количества общеобразовательных ¦
¦социально- ¦учреждений с высоким качеством результатов обучения¦
¦экономической ¦и воспитания до 43,2 процента; ¦
¦эффективности ¦- увеличение количества общеобразовательных ¦
¦ ¦учреждений и учреждений дополнительного образования¦
¦ ¦детей, имеющих сформированные воспитательные ¦
¦ ¦системы, до 60 процентов; ¦
¦ ¦- увеличение количества средних общеобразовательных¦
¦ ¦учреждений, подключенных к сети "Интернет", до 100 ¦
¦ ¦процентов; ¦
¦ ¦- увеличение числа педагогических работников ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений, имеющих высшую и ¦
¦ ¦первую квалификационные категории, до 71 процента; ¦
¦ ¦- увеличение числа педагогических работников ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений, имеющих высшую ¦
¦ ¦квалификационную категорию, до 24 процентов; ¦
¦ ¦- увеличение количества педагогических работников в¦
¦ ¦возрасте до 30 лет, работающих в государственных и ¦
¦ ¦муниципальных общеобразовательных учреждениях, ¦
¦ ¦специальных (коррекционных) образовательных ¦
¦ ¦учреждениях для обучающихся, воспитанников с ¦
¦ ¦отклонениями в развитии, дошкольных образовательных¦
¦ ¦учреждениях, образовательных учреждениях ¦
¦ ¦дополнительного образования детей, до 16,3 ¦
¦ ¦процента; ¦
¦ ¦- увеличение числа педагогических работников ¦
¦ ¦средних общеобразовательных учреждений, освоивших ¦
¦ ¦информационно-коммуникационные технологии, до 70 ¦
¦ ¦процентов; ¦
¦ ¦- увеличение числа девятиклассников ¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений, освоивших ¦
¦ ¦информационно-коммуникационные технологии, до 77 ¦
¦ ¦процентов; ¦
¦ ¦- увеличение количества средних общеобразовательных¦
¦ ¦учреждений, располагающих автоматизированными ¦
¦ ¦рабочими местами учителя, до 100 процентов; ¦
¦ ¦- увеличение количества средних общеобразовательных¦
¦ ¦учреждений, применяющих в образовательном процессе ¦
¦ ¦не менее пяти автоматизированных рабочих мест ¦
¦ ¦учителя, до 100 процентов. ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Общий объем финансирования Программы составляет ¦
¦финансирования ¦116562,7 тыс. руб. ¦
¦(тыс. руб.) ¦в том числе: ¦
¦ ¦За счет средств местного бюджета ¦
¦ ¦2006 год 22483,1 тыс. руб. ¦
¦ ¦2007 год 30528,2 тыс. руб. ¦
¦ ¦2008 год 19404,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦Всего за счет средств местного бюджета: ¦
¦ ¦72415,3 тыс. руб. ¦
¦ ¦За счет средств областного бюджета ¦
¦ ¦2006 год 900,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦2007 год 900,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦2008 год 900,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦Всего за счет средств областного бюджета: ¦
¦ ¦2700,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦За счет средств федерального бюджета ¦
¦ ¦2006 год 14084,3 тыс. руб. ¦
¦ ¦2007 год 15208,1 тыс. руб. ¦
¦ ¦2008 год 12800,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦Всего за счет средств федерального бюджета: ¦
¦ ¦42092,4 тыс. руб. ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Система организации ¦Управление реализацией Программы осуществляет ¦
¦контроля за ¦Управление образования администрации ¦
¦исполнением ¦Златоустовского городского округа. ¦
¦Программы ¦Контроль за ходом исполнения Программы осуществляют¦
¦ ¦Управление образования администрации ЗГО, ¦
¦ ¦Муниципальная комиссия по реализации Национального ¦
¦ ¦проекта "Образование" на территории Златоустовского¦
¦ ¦городского округа, администрация и Собрание ¦
¦ ¦депутатов Златоустовского городского округа. ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Перечень подпрограмм ¦В состав Программы входит: ¦
¦ ¦Подпрограмма "Развитие образования Златоустовского ¦
¦ ¦городского округа на 2006 - 2010 гг." ¦
L---------------------+----------------------------------------------------
Раздел I
СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
"ОБРАЗОВАНИЕ" В ЗЛАТОУСТОВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
1. По состоянию на 1 января 2006 года образовательные услуги общего образования представляют 41 образовательное учреждение.
В округе 19 средних школ, из них 2 - с углубленным изучением иностранного языка, в 8 функционируют профильные классы, где обучаются 33 % старшеклассников, что соответствует идее обновления старшей школы в рамках модернизации.
В 75 % этих школ отрабатывается сетевая модель организации профильного обучения.
В сети округа 11 основных школ, специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида; 8 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также 2 Центра образования молодежи, выполняющих важную социальную функцию, в том числе по профилактике криминального поведения учащихся.
В муниципальной образовательной системе 707 классов, классов-комплектов с охватом 16452 обучающихся.
------------------------------------------T----------------T--------------¬
¦В классах ЗПР ¦ 296 ¦ 28 ¦
+-----------------------------------------+----------------+--------------+
¦В классах 8 вида ¦ 220 ¦ 24 ¦
+-----------------------------------------+----------------+--------------+
¦В классах для детей с недостатками ¦ 124 ¦ 9 ¦
¦физического развития ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------+----------------+---------------
Три школы являются экспериментальными площадками по проблеме "Управление по конечным результатам" (N№ 5, 8, 21).
В системе общего образования продолжается экспериментальная работа по введению ЕГЭ и организации предпрофильного и профильного обучения. Второй год во всех 9-х классах ведутся предпрофильные элективные курсы. По результатам ЕГЭ 2005 года выпускники школ округа заняли 18 место из 55 территорий.
В муниципальной образовательной системе реализуются образовательные программы, обеспечивающие государственный стандарт образования. Начальное образование обеспечено 3 системами и вариативными программами в рамках этих систем. Реализуются семь образовательных модулей: система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина-Давыдова, "Гармония", "Школа 2100", "Начальная школа XXI века", "Школа России", "УМК без единой концептуальной основы".
Предпосылкой общедоступного качественного среднего образования является повышение стартовых возможностей первоклассников. По состоянию на 01.01.2006 лишь 79,3 % детей дошкольного возраста посещают детские сады. Необходимо создать условия для увеличения количества детей в возрасте 5 - 6 лет, посещающих детские учреждения.
Одним из методов включения молодого поколения в общественную жизнь является социальное проектирование. Учащимися разработано по различным проблемам 19 проектов.
Все учреждения имеют органы общественного самоуправления, 6 из них - попечительские советы.
В школах округа накоплен положительный опыт работы по отдельным направлениям инновационной деятельности:
- внедрение технологий личностно-ориентированного обучения (школы N№ 1, 8, 15, 33);
- внедрение модульных технологий обучения (школы N№ 4, 21, 25);
- внедрение информационных технологий обучения (школы N№ 10, 25, 34, 36, 37, 90);
- здоровьесберегающие технологии (школы № 2, 34);
- внедрение метода учебных проектов (школы N№ 15, 10, 25, 34, 35, 90).
Готовится нормативный акт о создании опорных школ по проблемам внедрения новых педагогических технологий.
Однако отсутствие целевого финансирования на поддержку и развитие инновационной деятельности препятствует широкому распространению накопленного передового опыта. Государственная и муниципальная поддержка общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы, позволит создать систему опорных школ с целью распространения передового опыта, внедрения новых моделей организации, содержания и технологий образовательного процесса; будет способствовать усовершенствованию методической работы.
2. Образовательные учреждения округа укомплектованы педагогическими кадрами на 100 % за счет привлечения учителей пенсионного возраста и увеличения недельной нагрузки педагогов.
В системе общего образования работает 1150 педагогов (из них 15 человек имеют звание "Заслуженный учитель РФ", 111 человек награждены знаком "Отличник просвещения РФ", 76 человек - знаком "Почетный работник общего образования РФ", 87 человек - грамотами Министерства образования и науки РФ). Высшую квалификационную категорию имеют 133 педагога (11,5 %), первую категорию имеют 655 педагогов (56 %).
В округе созданы необходимые условия "непрерывного" образования. За последние 3 года 76,5 % педагогов обучались на курсах в Челябинском институте дополнительного профессионально-педагогического образования. Создана сеть профессиональных объединений, организующих работу с педагогами и руководителями в межкурсовой период. Постоянно работает 26 методических объединений педагогов, 7 творческих групп по тематике, связанной с апробацией и внедрением инновационных образовательных технологий, управлением достижением качественных результатов учебной деятельности. Однако отсутствие оплаты руководителям методических объединений отрицательно сказывается на комплектовании методических объединений руководителями.
Около 25 % педагогов активно занимаются поисковой работой, достигая высоких результатов. Включены в процесс освоения новых педагогических технологий 60 % педагогов. В 2005 году обобщен и распространяется педагогический опыт творчески работающих 4-х педагогов (школы N№ 8, 10, 15, 25). В округе с целью поднятия престижа учителя, стимулирования педагогов к инновационной деятельности ежегодно проводится конкурс "Учитель года". Ежегодно 1 сентября награждаются лучшие учащиеся - победители олимпиад, спортивных соревнований и их педагоги-наставники.
Однако низкая заработная плата педагогов, отсутствие поддержки талантливых педагогов не способствует притоку молодых кадров в образование. Реализация программных мероприятий по направлению "Государственная и муниципальная поддержка лучших учителей" позволит поддержать учителя морально, материально, поднять престиж педагогической деятельности, привлечь в отрасль молодые кадры, высококвалифицированные кадры; распространять передовой педагогический опыт; создать банк данных передового педагогического опыта.
3. В образовательных учреждениях округа организована работа 32 компьютерных классов, ими оснащены все средние школы, муниципальные учебные комбинаты и 27 % основных школ (школы N№ 29, 41, 77). В 16 % средних школ имеются по 2 компьютерных класса (школы N№ 10, 45, 90). В общеобразовательных учреждениях насчитывается 859 экземпляров электронных учебников, пособий, энциклопедий.
В 9 образовательных учреждениях (25,7 %) имеются все условия для подключения к Интернету. Сеть средних школ (школы N№ 4, 8, 10, 15, 21, 25, 37) имеют электронный адрес и пользуются услугами электронной почты.
В сентябре 2005 года открыт Расширенный межшкольный методический центр. Начато интегрирование двух методических служб города в одну единую методическую службу. Уже обучено 19 руководителей средних школ по теме "Информатизация технологий управления".
Однако 10 % компьютерных классов оснащены морально устаревшей техникой. Низок процент использования компьютерной техники в школах, т.к. лишь 12 % педагогов владеют информационно-коммуникативными технологиями. Одна школа (№ 10) имеет выход в Интернет.
Реализация мероприятий по направлению "Информатизация системы образования" позволит расширить доступность Интернет-технологий для педагогов и учащихся, развить формы дистанционного обучения, обеспечить систему образования новейшими информационными ресурсами.
4. В округе ведется работа с одаренными детьми и талантливой молодежью. В течение 30 лет работает Научное общество учащихся, 10 лет - секция "Интеллектуал". В течение 4-х лет учащиеся школ округа становятся лауреатами конкурсов, которые проводит Вольное экономическое общество России. Ежегодно проводятся городские олимпиады. Традиционным стал конкурс "Маленькие звезды". В округе разрабатывается программа "Одаренные дети".
Вместе с тем из-за отсутствия финансирования было приостановлено функционирование межшкольных факультативов, что негативно отразилось на качестве подготовки учащихся к предметным олимпиадам, уменьшилось количество призеров российских и региональных олимпиад. Негативно сказывается на качестве образования устаревшая материально-техническая база школьных кабинетов.
Отсутствие системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи приводит к утрате значительного интеллектуального и творческого потенциала. Реализация программы по направлению "Государственная и муниципальная поддержка одаренных детей и талантливой молодежи" будет способствовать выявлению, поддержке одаренных детей и талантливой молодежи, оказанию содействия в продвижении их инициатив; созданию банка одаренных детей и талантливой молодежи.
6. В системе воспитания учащихся большая роль отводится классным руководителям. В школах работают 707 классных руководителей.
В 18 образовательных учреждениях созданы воспитательные системы. В 20 % образовательных учреждений складываются предпосылки приведения воспитательной работы в систему. Однако в округе растет количество правонарушений среди несовершеннолетних. В 2004 г. несовершеннолетними было совершено 172 преступления, в 2005 году - 237 (рост на 38 %). Увеличилось количество несовершеннолетних - участников преступлений: в 2004 году 89 учащихся совершили преступления, в 2005 году - 139 учащихся стали участниками преступлений (рост на 55 %).
Анализ состояния дел требует серьезного педагогического и управленческого внедрения современных воспитательных технологий, создания системы социально-педагогической поддержки и реабилитации групп риска. Дополнительное вознаграждение за классное руководство позволит возложить на учителя дополнительные функции по воспитанию учащихся с выходом на положительный конечный результат.
Деятельность образовательных учреждений регламентирована нормативно-правовыми актами, разработанными городским управлением образования и утвержденными в установленном законодательством порядке:
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области № 100-ЗГО принято 30.12.2005, а не 22.12.2005.
- Положение "Об образовании в Златоустовском городском округе" (утв. Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа 22.12.2005),
- "О создании рабочей группы" (по реализации национального проекта "Образование" распоряжение главы Златоустовского городского округа от 27.12.2005 № 3911-р),
- Положение об организации инновационно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях города Златоуста,
- Положение о статусе городской экспериментальной площадки в муниципальной системе образования,
- Положение о статусе педагога-экспериментатора,
- Положение "О чествовании выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, награжденных золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в обучении", и выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования Златоустовского городского округа, получивших дипломы с отличием",
- Положение о чествовании победителей олимпиад и их наставников.
Наряду со значительными достижениями в сфере образования Златоустовского городского округа имеются проблемы, которые были названы выше. Это:
- отсутствие системы стимулирования школ и учреждений дополнительного образования, работающих в режиме инноваций, не способствует распространению передового опыта;
- отсутствие стимулирования талантливых учителей, низкая заработная плата педагогов не способствует притоку высококвалифицированных кадров в образовательные учреждения округа;
- незначительный уровень информатизации системы образования затрудняет применение современных форм и методов обучения и воспитания учащихся;
- отсутствие поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, устаревшая материально-техническая база школьных кабинетов приводит к уменьшению числа учащихся - призеров российских и региональных олимпиад;
- значительное увеличение числа детей, совершающих правонарушения и преступления.
Реализация Национального проекта "Образование" на территории Златоустовского городского округа (впрочем, как и в целом по России) может стать двигателем процесса системных изменений как в сфере образования, так и способствовать росту позитивных изменений в обществе в целом.
Система программных мероприятий
Достижение цели программы и решения, поставленных в ней задач обеспечиваются реализацией программных мероприятий. Программные мероприятия увязаны по срокам и источникам финансирования и осуществляются по направлениям, которые соответствуют Национальному проекту "Образование":
Нормативно-правовое, организационное, финансовое обеспечение развития качественного образования;
Формирование сети образовательных учреждений, реализующих новые модели организации, содержания и технологий образовательного процесса;
Информатизация системы образования;
Совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе;
Демократизация системы образования;
Поддержка школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
Поддержка лучших учителей;
Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи.
Раздел II
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основная цель Программы по реализации национального проекта "Образование" на территории Златоустовского городского округа - создание условий для модернизации системы образования; повышение качества образования и его доступности.
Для выполнения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
1. Создание нормативно-правовой базы для развития качественного образования.
2. Поддержка общеобразовательных учреждений, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы; поддержка талантливых преподавателей и одаренных детей.
3. Создание условий для разработки инновационных программ развития отдельных образовательных учреждений и распространение результатов их достижений по учреждениям образования Златоустовского городского округа.
4. Развитие информатизации системы образования.
5. Использование механизмов грантовой поддержки и конкурсных заказов по инновационным разработкам программ развития образовательных учреждений (в том числе по вопросам воспитания).
6. Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений.
7. Создание системы доступности "непрерывного" профессионального образования для работников образовательной отрасли.
8. Создание условий для закрепления высококвалифицированных кадров в системе образования, стимулирование качества и результативности педагогического труда, усиление обеспечения социальной поддержки работников сферы образования.
9. Обеспечение совершенствования содержания воспитания в образовательном процессе.
10. Внедрение современных воспитательных технологий, применение механизмов социализации, создание систем социально-педагогической поддержки и реабилитации групп риска.
11. Демократизация системы образования (обеспечение общественного участия в управлении образованием).
12. Обеспечение общественного продвижения Программы.
Раздел III
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа по реализации Национального проекта "Образование"
на территории Златоустовского городского округа рассчитана
на 2006 - 2008 годы
Первый этап (2006 год)
На этом этапе предстоит большая работа по разработке нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Программы.
Вместе с тем, не менее важно донести до каждого субъекта образования - руководителя образовательного учреждения, учителя, ученика и его родителей (законных представителей) цель Национального проекта "Образование". Причем донести так четко, чтобы всем стало ясно, что это не просто мероприятия на два года, а это системные изменения в процессе образования, которые должны привести к качественным изменениям во всей системе образования, а в конечном итоге и привести к качественному улучшению жизни населения России. Все участники образовательного процесса должны осознать - выполнение поставленной цели возможно лишь при их активном включении в процесс.
Включение в конкурс образовательных учреждений лучших учителей, одаренных детей и талантливой молодежи, информатизация системы образования, демократизация процесса управления образованием, выработка критериев эффективности работы классного руководителя - также важнейшие задачи первого этапа. Улучшения качества воспитательной работы.
В течение этого этапа будет осуществляться общественное продвижение Программы. Первый этап должен заложить фундамент для качественных изменений всей системы образования.
Второй этап (2007 год)
Будет продолжена поддержка общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, лучших учителей, одаренных детей и талантливой молодежи, внедрение информационных технологий в процесс обучения.
Наряду с этим предстоит большая работа по распространению передового опыта образовательных учреждений и лучших педагогов, работающих в режиме инноваций, в том числе и по вопросам воспитания.
Улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, обеспечение безопасности учреждений образования - одно из направлений деятельности как первого, так и второго этапа Программы.
Будет продолжено совершенствование системы общественного участия в управлении образованием, обеспечение общественного продвижения Программы и подведение итогов ее выполнения (анализ выполнения программы).
Обновление материально-технической базы вызывает необходимость разработки адекватного содержания образования и соответствующих технологий обучения, в том числе информационно-коммуникативных.
Практически завершена компьютеризация общеобразовательных учреждений. По состоянию на 1 сентября 2005 г. компьютерные классы были в 4 школах, АРМ (автоматизированных рабочих мест учителя) не было. Ни одна школа не была подключена к сети Интернет.
За 2006 - 2007 гг. все средние школы подключены к сети Интернет. Приобретено за счет средств местного и областного бюджетов 50 компьютерных классов, 274 АРМ учителя, 28 АРМ библиотекаря, 18 интерактивных досок, 7 специализированных учебных кабинетов. Начато оформление языковой предметной лаборатории при школе № 25 с углубленным изучением английского языка.
Большой вклад в процесс компьютеризации внес федеральный проект "Информатизация системы образования", благодаря которому в Златоусте в сентябре 2006 г. был открыт Расширенный межшкольный методический центр, на базе которого за 2006 - 2007 гг. прошли обучение 92,2 % педагогов средних школ, а также педагоги основных школ.
Третий этап (2008 год)
В основном, завершится процесс массового обучения педагогов владению компьютерной техникой.
Реализация программных мероприятий по развитию информатизации системы образования позволит расширить доступность Интернет-технологий для педагогов и учащихся, развить формы дистанционного обучения.
Будет продолжена практика поддержки одаренных детей, педагогов, а так же учреждений, работающих в инновационном режиме. Большая работа планируется в области поддержки дошкольного образования.
Значительное внимание необходимо уделять здоровьесбережению всех субъектов образования: дошкольников, учащихся и педагогов.
Для выполнения поставленной задачи: модернизации образования - необходим системный подход к кадрам, методическому обеспечению и организационным ресурсам.
Раздел IV
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Нормативно-правовое, организационное обеспечение
развития доступного качественного образования
------------------T------------------T-----------------T------------------¬
¦ Год ¦ Федеральный ¦ Областной ¦ Местный ¦
+-----------------+------------------+-----------------+------------------+
¦ 2008 ¦ ¦ ¦ 1866,0 ¦
L-----------------+------------------+-----------------+-------------------
9. Ресурсное обеспечение программы
по реализации Национального проекта "Образование"
на территории Златоустовского городского округа
(в разрезе основных направлений) на 2006 - 2007 годы
Выполнение Программы реализации Национального проекта на территории Златоустовского городского округа на 2006 - 2010 годы позволит:
1. сформировать нормативно-правовую базу по реализации проекта и повысить эффективность инновационной деятельности в сфере обучения и воспитания детей;
2. внедрить новые принципы организации учебного процесса и современные образовательные технологии; современные системы воспитания учащихся;
3. ускорить процесс внедрения новой структуры и содержания образования;
4. повысить престиж труда учителя;
5. усилить ориентир на конечный результат труда педагога;
6. обновление материально-технической базы школьных кабинетов;
7. разработка целевых Программ ("Одаренные дети", "Гражданско-правовое и патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений Златоустовского городского округа", "Информатизация системы образования на 2006 - 2007 гг.");
8. участие общественности в выполнении Программы по реализации Национального проекта "Образование" на территории Златоустовского городского округа.
Эффективность реализации Программы
Выполнение Программы реализации Национального проекта на территории Златоустовского городского округа на 2006 - 2010 годы позволит:
1. сформировать нормативно-правовую базу по реализации проекта и повысить эффективность инновационной деятельности в сфере обучения и воспитания детей;
2. внедрить новые принципы организации учебного процесса и современные образовательные технологии; современные системы воспитания учащихся;
3. ускорить процесс внедрения новой структуры и содержания образования;
4. повысить престиж труда учителя; качественно усовершенствовать кадровый состав системы образования;
5. усилить ориентир на конечный результат труда педагога;
6. обновить материально-техническую базу школьных кабинетов;
7. разработать целевые Программы ("Одаренные дети", "Гражданско-правовое и патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений Златоустовского городского округа", "Информатизация системы образования на 2006 - 2007 гг.");
8. обеспечить продвижение молодежных инициатив, расширить возможность самореализации детей и молодежи;
9. обеспечить участие общественных институтов в модернизации образования, распределении финансовых и материальных ресурсов и в целом выполнении программы по реализации Национального проекта "Образование" на территории Златоустовского городского округа;
10. оценка результативности процессов развития образования измеряется также выполнением индикативных показателей (см. таблицу).
Индикативные показатели
по реализации Национального проекта "Образование"
на территории Златоустовского городского округа
Организация управления и механизм реализации программы
- Заказчиком мероприятий, предусмотренных Программой и главным распорядителем средств местного бюджета по Программе, является администрация Златоустовского городского округа;
- Координатором мероприятий, предусмотренных Программой, является Управление образования Златоустовского городского округа;
- Управление образования Златоустовского городского округа осуществляет:
- Организацию выполнения мероприятий Программы;
- Управление образования Златоустовского городского округа и Муниципальная комиссия по реализации Национального проекта "Образование" на территории Златоустовского городского округа совместно осуществляют:
- координацию Программы;
- организацию выполнения мероприятий Программы в соответствии с сетевым графиком реализации Национального проекта "Образование";
- подготовку информации и отчетов для Министерства образования и науки Челябинской области;
- совершенствование механизма реализации Программы;
- подготовку предложений по корректировке и развитию Программы;
- координацию Программы с другими Программами Златоустовского городского округа;
- контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным и в полном объеме выполнением основных мероприятий Программы;
- реализация Программы осуществляется на основе договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
- управление образования Златоустовского городского округа ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы из местного бюджета на очередной финансовый год, а также бюджетную заявку на финансирование из областного бюджета;
- ответственные исполнители анализируют исполнение мероприятий Программы по всем направлениям деятельности и ежеквартально информируют Министерство образования и науки Челябинской области о достигнутых результатах;
- координатор Программы ежегодно составляет доклад о ходе работы по Программе к 30 декабря;
- оценка достижений эффективности деятельности по реализации Программы осуществляется посредством мониторинга на основе индикативных показателей.
Механизм реализации Программы включает:
- выполнение мероприятий Программы за счет всех источников;
- подготовка докладов и отчетов о реализации Программы;
- корректировка Программы;
- уточнение объемов финансирования Программы.
Процесс и результаты реализации Программы подлежат широкому освещению в средствах массовой информации.