Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 12.02.2007 по делу № А76-340756/2006-56-1289/31
Заявленные требования о признании незаконным бездействия налогового органа, которое выразилось в неосуществлении зачета излишне уплаченной суммы пеней по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет предстоящих платежей по страховым взносам, удовлетворены, поскольку налоговый орган признан администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться им.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2007 г. по делу № А76-340756/2006-56-1289/31

Резолютивная часть решения объявлена 7 февраля 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2007 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катульской И.К., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
ООО "НЕКК" г. Челябинск
к ИФНС РФ по Металлургическому район району г. Челябинска, (первоначально - ГУ УПФ РФ по Металлургическому району г. Челябинска),
третье лицо: Главное управление Федерального казначейства по Челябинской области
о признании незаконным бездействия,
при участии в заседании:
от заявителя: А. - юрисконсульт, доверенность № 02/07 от 30.01.2007, паспорт
от ответчика: С., доверенность от 09.01.2007 № 03/03, удостоверение 193864, К. - специалист, доверенность 03/05 от 09.01.2007, удостоверение УР 193326.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 31.01.2007 до 01.02.2007 г. с 01.02.2007 до 06.02.2007, с 06.02.2007 до 07.02.2007.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "НЕКК" г. Челябинск обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий ГУ УПФ РФ по Металлургическому району г. Челябинска, выразившихся в неосуществлении зачета 102079,00 рублей излишне уплаченной суммы пеней по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет предстоящих платежей по страховым взносам.
В судебном заседании 6 февраля 2007 г. ООО "НЕКК" заявлено ходатайство о замене ответчика в порядке ст. 47 АПК РФ Инспекцией ФНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска. Представителем ИФНС РФ по Металлургическому району возражений по данному ходатайству не заявлено.
Определением от 06.02.2007 данное ходатайство судом удовлетворено, произведена замена ответчика на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска.
Заявленные требования ООО "НЕКК" уточнены в порядке ст. 49 АПК РФ в судебном заседании 06.02.2007. Заявитель просит признать незаконным отказ ИФНС в Металлургическом районе в проведении зачета излишне уплаченной суммы пеней по страховым взносам, выраженный в письме № 2764 от 13.06.2006, восстановить срок на обжалование действий налогового органа и обязать ИФНС по Металлургическому району г. Челябинска провести зачет 102079,00 рублей излишне уплаченной суммы пеней по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии. Уточнения требований арбитражным судом приняты.
Инспекция ФНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска отзывом от 13.12.2006 № 03/18261 требования не признала, указав, что осуществление зачета излишне уплаченной суммы пеней по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии законодательством РФ не предусмотрено. Инспекция не вправе самостоятельно осуществить зачет пеней по страховым взносам.
Привлеченное к участию в деле третье лицо - Управление федерального казначейства по Челябинской области - представило письменное мнение по заявлению, в котором указало, что к данным правоотношениям применимы положения главы 12 Налогового кодекса РФ, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм производится органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, а также распоряжений администраторов поступлении в бюджет о возврате поступлений плательщику, каковым по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба.
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить требования по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "НЕКК" зарегистрировано ИМНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска 21.02.2003 г. за основным государственным регистрационным номером 1037402814393, о чем имеет свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 74 № 001987323, по адресу г. Челябинск, ул. Румянцева, 34.
Заявителем в 1 квартале 2006 года ошибочно перечислены 102079 рублей на код бюджетной классификации (КБК) 182 1 02 02020 06 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии, в том числе
- за 4 квартал 2005 г. - по платежному поручению № 752 от 13.02.06 - на сумму 64901 руб.
- за январь 2006 г. - по платежному поручению № 748 от 10.02.06 на сумму 16207 руб.
- за февраль 2006 - по платежному поручению № 760 от 28.03.06 на сумму 20971 руб.
Факт поступления денежных средств в размере 102079 руб. в бюджет подтвержден письмом ИФНС по Металлургическому району от 26.09.2006 и налоговым органом не оспаривается.
ООО "НЕКК" обратилось в ИФНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска письмом за № 6 от 03.05.06 с просьбой провести зачет указанной по вышеперечисленным платежным поручениям в счет уплаты страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, на что заявителем получен отказ по заявлению плательщика о возврате/зачете переплаты от 13.06.2006 № 2746.
Суд приходит к выводу, что отказ налогового органа произвести зачет не являлся правомерным.
Суд исходит из того, что в силу ст. 78 Налогового кодекса РФ возврату подлежат также платежи во внебюджетные фонды, и эта обязанность возложена на налоговый орган.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В силу пункта 1 ст. 13 Закона № 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного Фонда РФ) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда РФ возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и не определяет орган, правомочный решать эти вопросы, в иных случаях, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса РФ.
В силу п.п. 1, 2, 5 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки, налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Пунктом 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Следовательно, требование общества о зачете заявлено обоснованно.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004 № 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 указанного Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджет Российской Федерации (приложение 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 "О бюджетной классификации Российской Федерации" № 115-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.12.2004 № 174-ФЗ с изменениями от 22.12.2005) администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, поскольку налоговые органы признаны администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и законодательством установлен порядок проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и для возврата (зачета) излишне уплаченных сумм пеней не установлено иного порядка, доводы налогового органа о невозможности проведения зачета ошибочно перечисленных сумм пеней по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии нельзя признать обоснованными.
Суд пришел к выводу о том, что зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами, и отказ инспекции ФНС в проведении зачета являлся незаконным.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. С учетом обстоятельств дела суд считает, что ходатайство заявителя о восстановлении срока на обжалование действий ИФНС подлежит удовлетворению.
Поскольку отказом Инспекции ФНС в проведении зачета, не соответствующим требованиям закона, нарушены права и законные интересы заявителя, с учетом положений ст. 198, ст. 201 АПК суд принимает решение об обязании устранить допущенное нарушение его прав и законных интересов.
При указанных обстоятельствах требования ООО "НЕКК" об обязании проведения зачета Инспекцией ФНС по Металлургическому району г. Челябинска излишне уплаченной суммы пеней по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

срок подачи заявления Обществу с ограниченной ответственностью ООО "НЕКК" на обжалование действий ИФНС по Металлургическому району восстановить.
Требования Общества с ограниченной ответственностью "НЕКК" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Инспекции ФНС по Металлургическому району, выраженный в письме № 2746 от 13.06.2006 об отказе произвести зачет излишне уплаченной суммы, как не соответствующий положениям Налогового кодекса РФ.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы в Металлургическом районе г. Челябинска провести зачет Обществу с ограниченной ответственностью "НЕКК" (зарегистрировано ИМНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска 21.02.2003 г. за основным государственным регистрационным номером 1037402814393, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 74 № 001987323, расположено по адресу г. Челябинск, ул. Румянцева, 34) излишне перечисленных 102079 рублей на код бюджетной классификации (КБК) 182 1 02 02020 06 2000 160 - пени по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии, в том числе
- по платежному поручению № 752 от 13.02.06 - на сумму 64901 руб.
- по платежному поручению № 748 от 10.02.06 на сумму 16207 руб.
- по платежному поручению № 760 от 28.03.06 на сумму 20971 руб., в счет предстоящих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не выплату накопительной части трудовой пенсии на КБК 182 1 02 02020 06 1000 160.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия, в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу - в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Уральского округа, через арбитражный суд Челябинской области.

Судья
В.В.ХУДЯКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru