Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 16.03.2007 по делу № А76-29459/2006-11-729/130
Иск о взыскании задолженности по кредиту (обязательству) удовлетворен частично, поскольку отсутствуют правовые основания для взыскания процентов за обслуживание государственного долга.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2007 г. по делу № А76-29459/2006-11-729/130

Резолютивная часть решения принята 14.03.2007 г.
Полный текст решения изготовлен 16.03.2007 г.
Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Бабкиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Филатовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску: Минфина России в лице агента Правительства РФ - ОАО "Россельхозбанк" г. Москва
к ЗАО "Курга" с. Бехтерево
третье лицо: ЗАО "Челябкомзембанк"; Минфин Челябинской области; Минсельхоз Челябинской области
о взыскании 458422,27 руб.
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Г. - председатель, паспорт (л.д. 67).
от третьего лица: Министерство сельского хозяйства Челябинской области; Минфин Челябинской области, ЗАО "Челябкомзембанк" - не явились, извещены

установил:

истец обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском о взыскании с ответчика задолженности по кредиту (обязательству) в сумме 12587,50 руб., процентов за обслуживание государственного внутреннего долга за период с 01.04.1995 по 31.12.2001 г. в сумме 5979,91 руб., пени за несвоевременную уплату процентов за период с 01.12.2002 по 25.09.2006 г. в сумме 2246,83 руб., пени за несвоевременный возврат основного долга с 01.12.2005 по 25.09.2006 г. в сумме 249,55 руб. Всего 21063,79 руб.
В судебное заседание истец не явился, извещен, направил ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя истца.
Ответчик представил мнение (л.д. 117), в которых считает, что иск в части начисления штрафных санкций необоснован, сумму основного долга не оспорил.
Третье лицо: ЗАО "Челябкомзембанк" письменного мнения суду не направило, в судебное заседание не явилось. Минфин Челябинской области направило мнение (л.д. 53) иск не поддержало; Минсельхоз Челябинской области направило мнение иск не поддержало (л.д. 57).
Изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 29.06.1995 года ТОО "Курганское" по производству сельхозпродукции приняло на себя обязательство безусловно уплатить долг государству в размере 12587500 руб. (неденоминированных) (л.д. 18).
При этом в обязательстве указывалось, что долг образовался по кредиту и процентам, полученным в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.1995 г. № 46-ФЗ "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего севера и приравненным к ним местности". Срок платежа определялся с рассрочкой на 10 лет подлежащих возврату равными долями в денежной форме непосредственно Минфину РФ. Уплата долга предполагалась ежегодно равными долями до 1 ноября с распределением по годам: 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 в сумме 1573437 руб. ежегодно.
В свою очередь, ранее, на основании кредитных договоров: № 31 от 04.04.1994 г., (л.д. 24) Челябинский коммерческий земельный банк предоставил ТОО "Кургинское" кредит со сроком погашения, указанным в договоре.
При этом в договоре предусмотрено условие ежемесячной уплаты процентов за пользование кредитом, в определенном размере, в пределах срока и при нарушении сроков от суммы кредита.
ЗАО "Курга" является правопреемником ТОО "Кургинское", согласно п. 1.1 устава (л.д. 73).
В соответствии с Федеральным законом РФ № 46-ФЗ от 24.04.1995 г. "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего севера и приравненные к ним местности" в целях стабилизации финансового состояния организаций агропромышленного комплекса с учетом Указа Президента № 2218 задолженность по централизованным кредитам и процентам переоформляется в государственный внутренний долг Российской Федерации.
27 июня 1995 г. Постановлением № 298 главы Администрации Челябинской области во исполнение Федерального закона № 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 г." и Федерального закона № 46-ФЗ "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего севера и приравненные к ним местности" был утвержден список сельскохозяйственных организаций по переоформлению задолженности в долговые обязательства, среди которых обозначен ТОО "Кургинское", с указанием суммы 196855547 руб. (неденоминированных) (л.д. 16, 17).
С учетом вышеназванного закона № 46-ФЗ 29.06.1995 года ответчик принял обязательство перед Минфином РФ о возврате суммы 12587500 руб. (неденоминированных) ежегодным возмещением 10 процентов годовых, со сроками уплаты до 1 ноября 1998 - 2005 г. равными платежами ежегодно.
В связи с переоформлением задолженностей предприятий агропромышленного комплекса перед коммерческими банками во внутригосударственный долг с учетом ст. 44 Федерального закона о "Федеральном бюджете на 1995 г.", действующий на момент переоформления, предоставленные ответчику денежные средства и оформленные в виде обязательства приравниваются к платежам в федеральный бюджет.
Впоследствии между Министерством финансов РФ и Челябинским коммерческим земельным банком был заключен договор от 30.11.1995 г. по условиям которого задолженность по кредитам и начисленным по ним процентам переоформляется на государственный внутренний долг РФ в сумме 644053737169 руб., в состав данной суммы был включен и долг ТОО "Кургинское" в размере 12587500 руб. (л.д. 44 - 49).
В связи с чем, суд приходит к выводу о совершении уступки в силу закона.
Впоследствии данное обязательство трансформировалось в заемное обязательство, по условиям которого заемщик обязуется безусловно уплатить государству в лице Министерства финансов РФ долг (ст.ст. 818, 819 ГК РФ).
Право требования с ответчика от имени Российской Федерации возврата задолженности по полученному им в 1993 - 1994 гг. кредиту Минфина РФ основано на статье 44 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1995 год", статьях 61, 66, 67 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", статье 8 Федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ", и статье 11 Федерального закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", статье 165 Бюджетного кодекса РФ и тем обстоятельством, что с момента переоформления заемных средств и до сего времени возврат займа ответчиком не производился.
Впоследствии наличие заемных правоотношений стороны подтвердили подписанием акта сверки (л.д. 20).
Между тем, требования истца следует признать несостоятельными в части по следующим основаниям.
Непосредственно из спорных заемных обязательств следует, что долг должен быть уплачен частями по состоянию на 1 ноября каждого года в срок до 2005 года.
В последствии Федеральным законом № 150-ФЗ от 27.12.2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год" статьей 66 были изменены сроки возврата долга по обязательствам предприятиям сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей, организациям перерабатывающей промышленности, 51 процент голосующих акций (паев, долей) которых принадлежат сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также организациям потребительской кооперации и организациям, осуществляющим завоз (хранение, реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности по выданным централизованным кредитам в период 1992 - 1994 годах с 1 января 2005 до 01.12.2010 года равными долями.
Таким образом, на момент подачи иска в суд (16.10.06 г., отметка почтового отделения на конверте) срок по выплате части кредита наступил только по состоянию на 1 декабря 2005 г. в части 1/6 от суммы займа, что составляет: по обязательству сумму 2097,91 руб. (деноминированные), на момент принятия решения по состоянию на 01.12.2006 г. - 2097,91 руб. Итого - 4445,37 руб.
Данная сумма подлежит взысканию в силу ст. 309 ГК РФ.
В остальной части требование о взыскании суммы обязательства подлежит отклонению, в связи с ненаступлением срока платежа.
Что касается требования о взыскании процентов (расходов) за обслуживание государственного долга в размере 10 процентов годовых, установленных статьей 1 ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 1995 год" и предусмотренных в обязательствах, то в этой части суд считает иск предъявлен необоснованно.
Согласно статьи 2 Закона № 46-ФЗ задолженность подлежала переоформлению указанных организаций Министерству финансов РФ и отнесению на государственный внутренний долг РФ путем передачи Министерством финансов РФ Центральному банку РФ векселей со сроками погашения в течение 10 лет начиная с 1998 года ежегодно равными долями с уплатой 10 процентов годовых под соответствующие гарантии субъектов Российской Федерации.
В статье 1 Закона № 39-ФЗ "О федеральном бюджете на 1995 год" был утвержден федеральный бюджет на 1995 год по расходам в сумме 284778,2 млрд. рублей и по доходам в сумме 224400,5 млрд. рублей и установлен предельный размер дефицита федерального бюджета на 1995 год в сумме 60377,7 млрд. рублей, или 21,2 процента к расходам федерального бюджета на 1995 год.
Центральному банку Российской Федерации было предписано предоставить Правительству Российской Федерации кредит в размере 5,0 трлн. рублей на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета на 1995 год под 10 процентов годовых на срок до шести месяцев.
В статье 44 Закона № 39-ФЗ Министерству финансов Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации предписывалось переоформить в 1995 году имеющуюся по состоянию на 1 января 1995 года задолженность предприятий и организаций, осуществляющих завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, ее хранение и реализацию, по централизованным кредитам, предоставленным в 1993 - 1994 годах за счет кредитных ресурсов Центрального банка Российской Федерации в сумме до 2,0 трлн. рублей в задолженность указанных предприятий и организаций Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с ними и под гарантии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с погашением в течение 10 лет начиная с 1998 года. Указанная задолженность в сумме 2,0 трлн. рублей была отнесена на государственный внутренний долг Российской Федерации в рамках установленного на 1995 год верхнего предела путем выдачи Министерством финансов Российской Федерации Центральному банку Российской Федерации векселей со сроком погашения начиная с 1998 года в течение 10 лет равными долями с уплатой 10 процентов годовых.
Таким образом, вопрос о начислении процентов за обслуживание внутригосударственного долга указанный в статье 2 Закона № 46-ФЗ регулировал взаимоотношения субъектов РФ Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ, по выданным векселям.
В свою очередь, Федеральным законом № 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" статьей 71 была установлено плата для сельскохозяйственных предприятий за обслуживание государственного внутреннего долга РФ по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам в размере 5 процентов годовых, погашение задолженности определялось с 01.01.2000 г. по 01.12.2005 года.
Впоследствии статьей 87 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" № 194-ФЗ от 30.12.2001 г. были признаны утратившими силу как положения статьи 2 Федерального закона № 46-ФЗ, так и положения статьи 71 Федерального закона от 26.03.1998 г. № 42-ФЗ в части начисления и выплаты процентов за обслуживание государственного внутреннего долга РФ по переоформленной в государственный внутренний долг РФ задолженности сельскохозяйственных организаций всех форм собственности и других организаций агропромышленного комплекса, а также организаций потребительской кооперации.
При таких обстоятельствах правовое основание для начисления процентов из размера 10 % в сумме 5979,91 руб. отсутствует, требования истца в этой части следует признать не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
Не принимается во внимание довод истца о том, что в силу ст. 66 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" № 150-ФЗ задолженность по выплате процентов за период с 01.04.1995 г. по 2001 г. была рассрочена до 01.12.2005 г. и подлежит выплате, так как суд считает данное утверждение основано на неверном толковании закона. В силу статьи 87 Федерального закона № 194-ФЗ статья 66 Федерального закона № 150-ФЗ в части начисления и выплаты процентов отменена, в связи с чем, суд приходит к выводу, что выплата процентов в целом отменена.
Статья 290 и 291 Бюджетного кодекса РФ предусматривают ответственность за невозврат бюджетных средств и неперечисление процентов за пользование бюджетными средствами в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Указанные нормы являются императивными и не предусматривают какого-либо изменения договором сторон.
Учитывая, что отсутствуют правовые основания для взыскания процентов в сумме 5979,91 руб., отсутствуют основания и для удовлетворения требования о взыскании пени по статье 291 Бюджетного кодекса РФ в сумме 2246,83 руб. за период с 01.12.2002 по 25.09.2006 г.
Между тем, срок для уплаты части долга был предусмотрен до 1 декабря ежегодно согласно статьи 66 Федерального закона № 150-ФЗ.
Ответчик не представил суду доказательств уплаты части долга, в связи с чем, требование о взыскании пени по ст. 290 Бюджетного кодекса РФ следует признать правомерным только в сумме 249,55 руб. за период с 01.12.2005 г. по 25.09.2006 г.
В остальной части иск следует отклонить.
Расходы по госпошлине относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований и подлежат взысканию в доход федерального бюджета в сумме 177,81 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 168, п. 2 ст. 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

взыскать с ЗАО "Курга" с. Бехтерево Нязепетровский район Челябинской области в пользу Минфина России в доход федерального бюджета 4195,82 руб. долг и пени в сумме 249,55 руб., всего 4445,37 руб., а также расходы по госпошлине в сумме 177,81 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано: в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме; в кассационную инстанцию путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
С.А.БАБКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru