РЕШЕНИЕ Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 25.05.2007 № 3
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "СЕМЬИ И ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА"
(вместе с "ПРОГРАММОЙ "СЕМЬИ И ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА")
Официальная публикация в СМИ:
"Официальный вестник муниципального образования "Миасский городской округ". Челябинская область", № 23, 2007
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ МИАССКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2007 г. № 3
Об утверждении программы "Семьи и дети группы риска"
Рассмотрев предложение главы Администрации Миасского городского округа В.Г. Ардабьевского об утверждении программы "Семьи и дети группы риска", учитывая рекомендации постоянной комиссии по социальным вопросам, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом Миасского городского округа, Собрание депутатов Миасского городского округа
РЕШАЕТ:
1. Утвердить программу "Семьи и дети группы риска" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социальным вопросам.
Глава Миасского
городского округа
Челябинской области
И.А.БИРЮКОВ
Приложение
к решению
Собрания депутатов
Миасского городского округа
Челябинской области
от 25 мая 2007 г. № 3
Программа
"Семьи и дети группы риска"
Паспорт Программы - Комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая профилактическая программа "Семьи и дети группы риска" (2007 г.).
Заказчик Программы - Администрация Миасского городского округа.
Основные разработчики программы - комиссия по работе с несовершеннолетними и защите их прав, Управление Образования, Управление Здравоохранения, Управление Социальной Защиты Населения, Управление Внутренних Дел, Управление Культуры, Управление Физической Культуры, Спорта и Туризма, Комитет по делам молодежи.
Цель Программы - через взаимодействие учреждений системы профилактики беспризорности и безнадзорности Миасского городского округа создание системы комплексного решения проблем семей, находящихся в социально опасном положении для предупреждения социального сиротства и безнадзорности детей.
Срок реализации программы - 2007 г.
Исполнители:
1. Комиссия по работе с несовершеннолетними и защите их прав Администрации Миасского городского округа.
2. Управление социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа.
3. Управление образования Администрации Миасского городского округа.
4. Группы по делам несовершеннолетних УВД г. Миасса.
5. Управление Культуры Администрации Миасского городского округа.
6. Управление здравоохранения Администрации Миасского городского округа.
7. Комитет по делам молодежи Администрации Миасского городского округа.
8. Государственное учреждение "Миасский городской Центр занятости населения".
9. Управление Физкультуры, спорта и туризма Администрации Миасского городского округа.
Объемы и источники финансирования Программы
На период реализации Программы в 2007 г. из областного бюджета - 4624 тыс. рублей,
Местный бюджет: утвержденная бюджетом на 2007 год сумма 959,5 тыс. руб., необходимо дополнительно 1150 тыс. руб.
Система контроля над исполнителями Программы
Контроль над реализацией Программы осуществляется Администрацией Миасского городского округа (далее - округ).
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы в 2007 году
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- снизить количество разрушающих факторов для конструктивного разрешения кризиса семьи;
- повысить адаптивные способности детей из семей "группы риска";
- оказывать качественную, всестороннюю, поэтапную помощь детям, попавшим в социально-опасные условия, и членам их семей для восстановления их социального статуса, их психической и физической реабилитации;
- интегрировать усилия органов государственной и муниципальной власти, общественных и некоммерческих организаций, а также бизнес-структур в реализации программы.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Анализ деятельности учреждений системы профилактики беспризорности, и безнадзорности в работе с неблагополучной семьей и детьми "группы риска" в течение ряда лет позволяет говорить о том, что:
1) отсутствует действенная система межведомственного взаимодействия, направленная на работу с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
2) в округе существует разрозненный банк данных неблагополучных семей, где предусматривались жесткие критерии неблагополучия, в банк данных попадали семьи, кандидаты на лишение родительских прав, при этом семьи, нуждающиеся в социально-экономической поддержке государства, не брались во внимание;
3) за последние 10 лет в городе вновь открыто три учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все они в течение года были укомплектованы, в настоящее время стоит проблема переуплотненности и нехватки мест в данных учреждениях, количество детей, отобранных у родителей после лишения родительских прав из года в год возрастает, ежегодно эта цифра более 120;
4) с 2000 года ни один родитель не был восстановлен в родительских правах;
5) в семьях группы риска ситуация усугубляется из года в год.
Необходимо ввести в Управление социальной защиты населения Администрации округа (далее - УСЗН) штатные единицы специалистов, которые будут являться группой сопровождения Программы, непосредственно координировать работу всех специалистов системы профилактики в работе с каждой семьей, состоящей в едином общегородском банке данных семей и детей, находящихся в социально-опасном положении.
Существует необходимость проведения обучающих семинаров для специалистов, участвующих в профилактической работе с данными семьями, с целью поиска новых форм работы.
Необходимо автоматизировать рабочие места исполнителей программы путем внедрения единого банка данных семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, есть потребность создания локальной сети, что позволит:
1) усовершенствовать связь между учреждениями округа, тем самым оперативно решать поставленные задачи и быстро реагировать на экстренную ситуацию;
2) своевременно обновлять информацию и отслеживать проведенные реабилитационные мероприятия по каждой семье и отдельному ребенку.
Необходимо построить работу по сохранению отношений между родителями и детьми, что является одним из приоритетных направлений работы с семьями группы риска.
Большое внимание в работе совместно со специалистами УСЗН, необходимо уделять родителям, которые являются "кандидатами" на лишение родительских прав. В период ограничения родителей в родительских правах, проводить комплекс мероприятий, направленных на возвращение родителей к нормальному образу жизни. Комплекс мероприятий разрабатывается специалистами учреждений системы профилактики, утверждается председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации округа (далее - КДН и ЗП).
Существует острая необходимость в медико-социальном подходе к семьям и детям, находящимся в социально-опасном положении. Это позволит решать проблемы сохранения семьи через медикаментозное лечение и кодирование от алкогольной зависимости, и временное трудоустройство родителей. Временное трудоустройство родителей позволит снизить рост социального иждивенчества и даст возможность заработать денежные средства на содержание семьи.
Организация работы по информационно-методическому направлению позволит увеличить активность населения, психологов, социальных педагогов образовательных учреждений по выявлению семей, находящихся в социально-опасном положении и в трудной жизненной ситуации. Это позволит на ранней стадии проводить реабилитационные мероприятия, направленные на сохранение семьи.
В 2007 году перед специалистами учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ставятся задачи по таким направлениям как работа:
1) с асоциальными и неблагополучными семьями;
2) с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
3) по проблеме отказов от новорожденных детей среди женщин и несовершеннолетних мам;
4) с родителями, лишенными родительских прав (либо ограниченными в родительских правах), чьи дети находятся в государственных учреждениях интернатного типа, направленная на восстановление родителями социально-одобряемого образа жизни и возвращение детей в семью;
5) с подростками, вернувшимися из мест лишения свободы, из спецшкол, условно осужденными.
Ожидаемые результаты, цели и задачи в работе с родителями и детьми "группы риска" в 2007 году направлены на создание условий оказания многопрофильной помощи семье и детям до восстановления их социально-адаптационных возможностей.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы:
Содействовать социальной адаптации членов семей "группы риска" через систему профилактической, коррекционной и координационной работы, для предупреждения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, социального сиротства и безнадзорности детей.
Задачи Программы:
1) Выявление семей с детьми то 0 до 18 лет, проживающих в Округе, находящихся на стадии семейного неблагополучия.
2) Совершенствование межведомственного взаимодействия с целью оказания комплексной помощи выявленным семьям и детям.
3) Организация медицинской, социальной и психологической помощи матерям, отказывающимся от детей в роддоме с целью возвращения младенцев в биологические семьи.
4) Создание условий для формирования социально-одобряемого образа жизни родителей, лишенных родительских прав (либо ограниченных в родительских правах), направленных на возвращение детей в семью.
5) Совершенствование реабилитационного пространства для подростков, вернувшихся их мест лишения свободы, спец. школ, условно осужденных, в целях обеспечения непрерывности и единства подходов в оказании многопрофильной помощи до восстановления их адаптационных возможностей.
6) Повышение информационной культуры населения по проблемам семейного воспитания.
7) Повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, участвующих в реализации программы.
3. Приоритетными направлениями реализации программы являются:
1) Работа с асоциальными и неблагополучными семьями;
2) Работа с семьей, в которой родители ограничены в родительских правах, либо лишены родительских прав;
3) Работа с женщинами и несовершеннолетними мамами, отказывающихся от новорожденных детей;
4) Работа с подростками, состоящими на учете в группе по делам несовершеннолетних управления внутренних дел по округу (далее - ГДН УВД);
5) Работа с подростками, вернувшимися из мест лишения свободы, из спец. школ, условно осужденными.
4. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется исполнителями программы, координационной деятельностью по реализации программы занимается КДН и ЗП. Координаторы программы привлекают специалистов служб и учреждений, занимающихся проблемами детей, к выполнению мероприятий Программы в рамках своих должностных обязанностей.
5. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
КДН и ЗП осуществляет контроль над сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняют затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы в 2007 году
Через интеграцию усилий органов государственной и муниципальной власти, общественных и некоммерческих организаций, а также бизнес-структур в реализации программы:
1) Снизится количество разрушающих факторов для конструктивного разрешения кризиса семьи;
2) Повысятся адаптивные способности детей из семей "группы риска";
3) Восстановится социальный статус семей "группы риска", их психическая и физическая реабилитация.
Итого финансирование по программе из областного бюджета 4624 тыс. руб.;
Из местного бюджета: утверждена бюджетом на 2007 год 959,5 тыс. руб., необходимо дополнительно 1150 тыс. руб.