РЕШЕНИЕ Собрания депутатов Каслинского муниципального района Челябинской области от 29.05.2007 № 289
"О ПРИНЯТИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАСЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
(вместе с "МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАСЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2007 - 2010 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
"Красное знамя", № 66, 22.08.2007
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ КАСЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2007 г. № 289
О принятии муниципальной целевой Программы
оптимизации сети образовательных учреждений
Каслинского муниципального района на 2007 - 2010 годы
Рассмотрев изменения и дополнения, представленные администрацией Каслинского муниципального района в муниципальную целевую Программу оптимизации сети образовательных учреждений Каслинского муниципального района на 2007 - 2010 годы, принятую в первом чтении, Собрание депутатов Каслинского муниципального района
РЕШАЕТ:
1. Принять прилагаемую муниципальную целевую Программу оптимизации сети образовательных учреждений Каслинского муниципального района на 2007 - 2010 годы.
2. Рекомендовать Председателю Комиссии по социальной политике Собрания депутатов Каслинского муниципального района (Щербаков В.А.) в срок до 1 октября 2007 года включить в повестку заседания Комиссии и рассмотреть следующие вопросы:
1) вопрос об оптимизации системы административно-бухгалтерского персонала и бухгалтерского обслуживания образовательных учреждений Каслинского муниципального района;
2) вопрос о безопасном подвозе школьников, обучающихся на территории Каслинского муниципального района.
3. Направить главе Каслинского муниципального района для подписания и обнародования Программу, принятую в пункте 1 настоящего решения.
Председатель
Собрания депутатов
Каслинского муниципального района
Челябинской области
И.В.КОЛЫШЕВ
Утверждено
решением
Собрания депутатов
Каслинского муниципального района
Челябинской области
от 29 мая 2007 г. № 289
Муниципальная целевая Программа
оптимизации сети образовательных учреждений
Каслинского муниципального района на 2007 - 2010 годы
ПАСПОРТ
---------------------------T-------------------------------------¬
¦Наименование ¦Муниципальная целевая Программа ¦
¦Программы ¦оптимизации сети образовательных ¦
¦ ¦учреждений Каслинского муниципального¦
¦ ¦района на 2007 - 2010 годы ¦
¦ ¦ ¦
¦Основание для разработки ¦Федеральная программа развития ¦
¦Программы ¦образования, Концепция модернизации ¦
¦ ¦российского образования, ¦
¦ ¦Постановление Правительства ¦
¦ ¦Российской Федерации от 17.12.2001 ¦
¦ ¦№ 871 "О реструктуризации сети ¦
¦ ¦образовательных учреждений, ¦
¦ ¦расположенных в сельской местности", ¦
¦ ¦Закон Челябинской области от ¦
¦ ¦22.12.2005 № 438-ЗО "О предоставлении¦
¦ ¦субвенций местным бюджетам на ¦
¦ ¦обеспечение государственных гарантий ¦
¦ ¦прав граждан в сфере образования", ¦
¦ ¦Постановление Губернатора Челябинской¦
¦ ¦области от 29.05.2006 № 152 "О плане ¦
¦ ¦мероприятий по реализации VII Южно- ¦
¦ ¦Уральского экономического форума на ¦
¦ ¦2006 год" ¦
¦ ¦ ¦
¦Заказчик Программы ¦Администрация Каслинского ¦
¦ ¦муниципального района Челябинской ¦
¦ ¦области ¦
¦ ¦ ¦
¦Разработчики Программы ¦Управление образования администрации ¦
¦ ¦Каслинского муниципального района ¦
¦ ¦ ¦
¦Исполнители Программы ¦Управление образования администрации ¦
¦ ¦Каслинского муниципального района ¦
¦ ¦Образовательные учреждения ¦
¦ ¦Каслинского муниципального района ¦
¦ ¦Заинтересованные службы и ведомства ¦
¦ ¦ ¦
¦Цель Программы ¦Создание оптимальной модели ¦
¦ ¦образовательной сети Каслинского ¦
¦ ¦муниципального района, обеспечивающей¦
¦ ¦получение доступного качественного ¦
¦ ¦образования школьникам, ¦
¦ ¦их конкурентоспособность на рынке ¦
¦ ¦труда и образовательных услуг, ¦
¦ ¦социальную адаптацию ¦
¦ ¦ ¦
¦Задачи Программы ¦- сохранение и развитие сети сельских¦
¦ ¦школ, обеспечение их максимальной ¦
¦ ¦выживаемости за счет повышения ¦
¦ ¦экономической эффективности их ¦
¦ ¦функционирования; ¦
¦ ¦- создание условий для устойчивого ¦
¦ ¦развития общего среднего образования ¦
¦ ¦на основе модернизации содержания, ¦
¦ ¦технологий профильного обучения с ¦
¦ ¦учетом потребностей учащихся, их ¦
¦ ¦родителей, социума; ¦
¦ ¦- обеспечение доступа учащихся ¦
¦ ¦сельских школ к качественным знаниям ¦
¦ ¦за счет использования транспортных ¦
¦ ¦схем доставки учащихся в опорные и ¦
¦ ¦базовые школы, интеграции ¦
¦ ¦общеобразовательной школы с ¦
¦ ¦учреждениями дошкольного и ¦
¦ ¦дополнительного образования детей; ¦
¦ ¦- поддержка инновационных ¦
¦ ¦образовательных структур, ¦
¦ ¦формирующихся в сельской местности; ¦
¦ ¦- выравнивание доходов на образование¦
¦ ¦сельских и городских школьников ¦
¦ ¦ ¦
¦Сроки реализации Программы¦2007 - 2010 годы ¦
¦ ¦ ¦
¦Система управления ¦Управление реализацией Программы ¦
¦реализацией Программы ¦осуществляет Управление образования ¦
¦ ¦администрации Каслинского ¦
¦ ¦муниципального района, которое ¦
¦ ¦исполняет программные мероприятия и ¦
¦ ¦уточняет целевые показатели и затраты¦
¦ ¦по программным мероприятиям, механизм¦
¦ ¦реализации Программы и состав ее ¦
¦ ¦исполнителей. Итоги выполнения ¦
¦ ¦Программы представляются в ¦
¦ ¦администрацию Каслинского ¦
¦ ¦муниципального района и Собрание ¦
¦ ¦депутатов Каслинского ¦
¦ ¦муниципального района. Ежегодно ¦
¦ ¦Управление образования администрации ¦
¦ ¦Каслинского муниципального района ¦
¦ ¦отчитывается перед ними, ¦
¦ ¦педагогическим сообществом и ¦
¦ ¦общественными организациями по ¦
¦ ¦исполнению программных мероприятий. ¦
L--------------------------+--------------------------------------
1. Основание для разработки Программы
Муниципальная целевая программа оптимизации сети образовательных учреждений Каслинского муниципального района на 2007 - 2010 годы (далее - Программа) разработана на основании Концепции модернизации российского образования, Федеральной программы развития образования, Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности", Закона Челябинской области от 22.12.2005 № 438-ЗО "О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования", Постановления Губернатора Челябинской области от 29.05.2006 № 152 "О плане мероприятий по реализации VII Южно-Уральского экономического форума на 2006 год".
2. Содержание проблемы
В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает разработка эффективной долгосрочной политики государственной поддержки и оптимизации сети сельских школ, учитывающей взаимосвязь школы с обеспечением села трудовыми ресурсами, развитием социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности. В Федеральной программе развития образования предусмотрено, что стратегия образования в селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума. В целях решения этой задачи принято Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности", которым одобрена Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 29.05.2006 № 152 муниципальным образованиям было получено разработать план мероприятий по реструктуризации сети малокомплектных школ в 2006 году.
По статистическим данным в Каслинском муниципальном районе отмечается общая тенденция по снижению количества обучающихся, которая будет продолжаться до 2010 года, рост намечается с 2011 года за счет увеличения численности школьников в городских школах (таблица 1, график).
Из приведенных данных видно, что имеется тенденция к сокращению основных школ с контингентом учащихся от 50 до 100. В категории средних школ наметилась тенденция к увеличению школ с численностью учащихся до 200 человек, к уменьшению крупных школ с численностью учащихся более 500 человек.
Общие тенденции в развитии школ подтверждаются также показателем средней наполняемости классов (таблица 5).
С 2006 года финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммуникационных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Законом Челябинской области от 22.12.2005 № 438-ЗО.
Нормативы рассчитаны на одного обучающегося по каждому виду образовательной программы (с применением поправочных коэффициентов к величине норматива по основной общеобразовательной программе) с учетом года обучения (в разрезе трех ступеней общего образования) таким образом, чтобы в различных муниципальных образованиях области образовательная услуга была одинаковой вне зависимости от места расположения образовательного учреждения.
При переходе на нормативное подушевое финансирование "выигрывают" общеобразовательные учреждения (СОШ № 24, № 25, № 27, № 37, № 3), имеющие достаточно высокий контингент учащихся, испытывавшие дефицит бюджетных средств и в этой связи вынужденные формировать классы с наполняемостью, превышающую предельную, не имеющие возможности вводить в штатное расписание ставки логопедов, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, социальных педагогов. Фонд оплаты труда, рассчитанный по нормативу, в большинстве сельских школ (9) и вечерних (сменных) общеобразовательных школах намного меньше фонда оплаты труда, рассчитанного по тарификации на 01.09.2006 (таблица 8).
Расчет по общеобразовательным учреждениям на 2007 г.
Причины:
- низкая наполняемость классов (таблица 5, 6);
- небольшое число учащихся на 1 учителя (в среднем по району на 1 учителя 9,3 ученика, в городе - 13,2, в селе - 7,4 (таблица 9));
- высокий удельный вес административно-управляющего, обслуживающего персонала в общем ФОТ при норме 25 - 30 % он составляет (таблица 9):
По данным таблицы 11 видно, что расходы на ученика по ФОТ ниже нормативного в тех школах, которым не обеспечивается финансирование фонда оплаты труда, рассчитанного по методике нормативно-подушевого финансирования, и намного выше в сельских школах, у которых фонд оплаты труда по нормативу ниже чем по тарификации на 01.09.2006.
Таким образом, необходимость в принятии системы мер по оптимизации образовательной сети очевидна. В течение 2005 - 2006 года была проведена реструктуризация 4 основных школ: Тиминской, Ларинской, Юшковской, Полдневской - путем присоединения их к средним общеобразовательным школам, оптимизация образовательного процесса, но проведенные мероприятия не решили проблем, вытекающих при переходе на нормативное подушевое финансирование. Требуется принятие более кардинальных мер. С этой целью и была разработана данная муниципальная целевая Программа оптимизации образовательной сети.
Программа позволит определить и внедрить позитивные методы оптимизации сети сельских школ, обеспечивающие создание условий для устойчивого развития общего образования на основе модернизации содержания и технологий профильного обучения, формирования, наряду с традиционными, гибких форм дошкольного и дополнительного образования для школьников с учетом их интересов и потребностей.
3. Цели и задачи Программы
Целью оптимизации образовательной сети Каслинского муниципального района является создание оптимальной модели образовательной сети, обеспечивающей получение доступного качественного образования всем школьникам, их конкурентоспособность на рынке труда и образовательных услуг, социальную адаптацию.
Оптимизация и реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, нацелены на решение следующих задач:
- сохранение и развитие сети сельских школ, обеспечение их максимальной выживаемости за счет повышения экономической эффективности их функционирования;
- создание условий для устойчивого развития общего среднего образования на основе модернизации содержания, технологий профильного обучения с учетом потребностей учащихся, родителей, социума;
- выравнивание условий для получения сельскими детьми полноценного образования путем создания, наряду с традиционными, гибких форм дошкольного и дополнительного образования детей в структуре общеобразовательной школы;
- обеспечение доступа сельских школьников к качественным знаниям за счет использования транспортных схем доставки учащихся в опорные, базовые школы, интеграции общеобразовательной школы с учреждениями дошкольного и дополнительного образования детей;
- поддержка инновационных образовательных структур, формирующихся в сельской местности;
- выравнивание расходов на образование сельских и городских школьников.
4. Основные направления Программы
Для обеспечения доступности и высокого качества общего образования необходимо провести оптимизацию образовательной сети по следующим направлениям:
- оптимизация штатных расписаний образовательных учреждений;
- обеспечение оптимального соотношения фонда оплаты труда учителей и фонда оплаты труда других работников школы;
- реструктуризация образовательной сети;
- внутриотраслевые преобразования.
Перечень мероприятий
по реализации основных направлений Программы
В ходе реализации мероприятий Программы будет:
- в основном завершена структурная модернизация учреждений образования и создана новая оптимальная модель образовательной сети района с учетом изменения государственного статуса образовательных учреждений в зависимости от реализуемых образовательных программ;
- обеспечена возможность использования преимуществ вариативной системы образования, профильного обучения и выбора образовательных программ для сельских школьников;
- создана система школьных перевозок учащихся в сельской местности, обеспечивающая условия равного доступа к образовательным ресурсам, соответствующим требованиям материально-технического, кадрового и методического обеспечения образовательного процесса (карта-схема);
- снижены в среднем на 6 - 10 % текущие расходы на содержание одного обучающегося сельской школы;
- обеспечен переход общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование.
Конечно, процесс оптимизации сети будет иметь для участников образовательного процесса, для экономики района как положительные последствия, так и риски, которые необходимо будет предусмотреть:
- организация транспортной доставки школьников потребует приобретения дополнительных школьных автобусов;
- оптимизация затронет и педагогические кадры: сократится учебная нагрузка у некоторых педагогов, другие будут сокращены. Предполагаемые пути решения данной проблемы:
- переподготовка кадров (получение второй специальности);
- трудоустройство в соседних школах, опорных школах, в учреждениях дополнительного, дошкольного образования;
- возникнет проблема сохранения зданий филиалов для их возможного использования по назначению в дальнейшем (охрана, использование для кружковой работы, досуговой деятельности).
Но основной положительный эффект - повышение доступности и качества общего образования школьников за счет более полного материально-технического оснащения опорных и базовых школ, внедрения новых образовательных технологий, совершенствования моделей и технологий управления образовательным процессом.
6. Критерии социальной и экономической эффективности
Программы
Оценка социальной и экономической эффективности:
- число трудоустроившихся (продолжение образования, устройство на работу) выпускников;
- участие образовательных учреждений в социально-культурной жизни социума;
- наличие положительной общественной оценки деятельности образовательных учреждений на территории;
- снижение в среднем на 6 - 10 % текущих расходов на содержание одного обучающегося за счет интеграции форм организации образовательной деятельности, сокращения затрат, оптимальных форм организации образовательного процесса.
7. Сроки и этапы реализации Программы
1 этап - проведение аналитической и прогностической деятельности по изучению системы показателей, количественных и качественных оценок общеобразовательных учреждений Каслинского муниципального района.
Этап является подготовительным, начинается в январе 2007 года, заканчивается в мае 2007 года;
2 этап - обеспечение структурных преобразований общеобразовательных учреждений, оптимизация сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, реализация схем транспортной доставки учащихся сельских школ к месту обучения. Этап рассчитан на реализацию мероприятий в течение всего срока действия Программы;
3 этап - выявление позитивных и негативных процессов оптимизации сети сельских и городских школ, их комплексный анализ с учетом всех факторов, определяющих течение этих процессов, прогнозирование возможных изменений, оценка их вероятного влияния на развитие муниципальной системы образования, выработка рекомендаций по поддержке положительных тенденций, предупреждению и устранению последствий негативных процессов. Этап рассчитан на реализацию в течение 2010 года.
8. Организация управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет - Управление образования администрации Каслинского муниципального района. Управление образования организует исполнение программных мероприятий, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей. Итоги выполнения Программы представляются в администрацию Каслинского муниципального района и Собрание депутатов Каслинского муниципального района.
Ежегодно Управление образования администрации Каслинского муниципального района отчитывается перед педагогическим сообществом и общественными организациями за исполнение программных мероприятий.
Глава Каслинского
муниципального района
Челябинской области
В.Ю.КОРОТКИХ