Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Малого Совета Челябинского горсовета народных депутатов от 23.06.1992 № 168
"О ПОДГОТОВКЕ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"
(вместе с "ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ (1992 - 1996 ГОДОВ И ДО 2000 ГОДА)", "КОНЦЕПЦИЕЙ ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ (1992 - 1996 ГОДОВ И ДО 2000 ГОДА) НА ОСНОВЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.






ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
МАЛЫЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ
от 23 июня 1992 г. № 168

О ПОДГОТОВКЕ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ К ВНЕДРЕНИЮ
СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 28 июня 1991 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" Малый Совет
РЕШАЕТ:

1. Принять Концепцию и программу перехода отрасли здравоохранения г. Челябинска к медицинскому страхованию населения (прилагается).

2. Постоянной комиссии горсовета плановой и бюджетно - финансовой (Черевко А.С.) и городскому финансовому управлению (Березко Б.А.) предусмотреть из средств городского бюджета целевое финансирование Программы по подготовке и переходу отрасли здравоохранения к медицинскому страхованию населения.

3. Выделить Комитету по делам медицины (Коваленко А.Н.) 2 (два) млн. руб., предусмотрев их в проектах бюджета 3 квартала (1 млн. 200 тыс. руб.) и 4 квартала (800 тыс. руб.).

4. Контроль за подготовкой отрасли здравоохранения г. Челябинска к внедрению системы медицинского страхования населения возложить на председателя Комитета по делам медицины администрации города Коваленко А.Н. и постоянную комиссию горсовета по здравоохранению (Титов В.Е.)

Председатель
Челябинского городского
Совета народных депутатов
П.Ф.МАТУШКИН





Принято
решением
Малого Совета
Челябинского городского
Совета народных депутатов
от 23 июня 1992 г. № 168

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
НА ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
(1992 - 1996 годов и до 2000 года)

   -----------------------------------------------------------------¬

¦ Наименование разделов работы Исполнители Сроки ¦
L-----------------------------------------------------------------


I. СОЗДАНИЕ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ БАЗЫ

1.1. Приступить к реализации Комитет муниципального
первого этапа перехода здравоохранения
здравоохранения города на страховую (КМЗ) 1992 г.
медицину и выполнению постановления
Правительства РФ от 23.01.92 № 41 Рабочая группа при
Совете народных 1992 -
депутатов 1993 гг.

1.2. Утвердить в качестве нормативных документов по первому
этапу внедрения следующие документы:

А. ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ МЕДИЦИНСКИМ УЧРЕЖДЕНИЯМ (ПРЕДПРИЯТИЯМ)
И ДРУГИМ ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫМ ФОРМАМ

- Устав муниципального медицинского учреждения (предприятия);
- Учредительный договор;
- Набор положений и договоров, регулирующих производственные отношения, включающие:
- организационно - функциональную структуру и ее оптимизацию;
- правила трудового распорядка для сотрудников;
- правила распорядка для пациентов;
- порядок работы в экстремальных условиях;
- должностные инструкции;
- о бригаде, бригадире и звеньевом;
- о порядке внедрения хозяйственного механизма на основе подряда с учетом уровня качества и моделей конечных результатов;
- о порядке предъявления претензий и штрафных санкций подразделениям, акт претензии;
- о дневном стационаре больницы, поликлиники, на дому;
- модели конечных результатов (МКР) подрядных подразделений, классификатор дефектов и стимулов;
- о системе оплаты труда;
- о сертификации и сертификате;
- об оплате труда организационно - экономической бригады;
- о порядке финансирования, фондах, взаиморасчетах, статистическом, бухгалтерском учете и отчетности;
- о системе контроля качества;
- об амбулаторных операциях;
- прейскурант (каталог) цен;
- положение о внутрихозяйственном подряде;
- положение об экономическом Совете;
- о ревизионной комиссии;
- о формировании и использовании резервного фонда (РФ);
- о порядке образования и использования фонда производственного и социального развития (ФПСР);
- об образовании и использовании единого фонда оплаты труда (ЕФОТ);
- о формировании фонда паевых накоплений;
- о распределении остаточной доли хозрасчетного дохода;
- о распределении единого финансового фонда (ЕФФУ);
- о безналичных акциях коллективной собственности;
- о социальной защищенности медработников;
- об организации системы контроля качества медицинской помощи;
- о работе на условиях подряда;
- о модели конечных результатов.

Б. ПО МЕДИЦИНСКОЙ АКЦИОНЕРНОЙ КОМПАНИИ (МАК)

- Устав МАК;
- Протокол собрания учредителей;
- Договор (Учредительный договор) о создании МАК;
- Протокол собрания (конференции) акционеров;
- Положение о ценных бумагах;
- О бухгалтерском учете ценных бумаг;
- О ведении бухгалтерского учета в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью (АО и ООО);
- Примерный хозяйственный договор;
- Положение о коммерческой деятельности;
- О порядке приватизации.

В. ПО МЕДИЦИНСКИМ АКЦИОНЕРНЫМ СТРАХОВЫМ КОМПАНИЯМ
(МАСКО)

- Устав компании;
- Учредительный договор;
- Организационно - функциональная структура компании;
- Положение об организационно - экономическом отделе;
- Положение об экспертном отделе;
- О коммерческом отделе;
- О предоставлении работникам предприятий и членам их семей мед. помощи сверх установленного базисного уровня;
- О страховом программном комплексе "Каменный пояс";
- О схеме расчетного счета "Пума";
- О бухгалтерском учете и отчетности в акционерных страховых компаниях;
- О ценных бумагах;
- Методика расчета цен (калькуляция) и прейскуранты цен на мед. помощь;
- О системе контроля качества оказания мед. помощи и штрафных санкциях;
- О медицинском учреждении в системе мед. страхования;
- Расчет страховых платежей для работающего и неработающего населения, стоимости программ мед. страхования и базового страхового взноса;
- Методика использования социального норматива потерь рабочего времени от ЗВУТ для определения размера средств, взимаемых с предприятий, организаций, учреждений, МП, АО, ООО, товариществ, частных лиц на расходы органов и учреждений здравоохранения, связанных с повышенной заболеваемостью с неблагоприятными условиями производственной среды;
- Положение о налогообложении страховой компании;
- Порядок дотирования местных бюджетов на обязательное мед. страхование неработающего населения, а также граждан, работающих в бюджетных учреждениях, организациях и на временно нерентабельных госпредприятиях;
- Медико - экономические стандарты;
- О порядке выдачи лицензий на право заниматься мед. страхованием;
- Общее положение о страховых мед. организациях;
- Инструкция по ведению страхового мед. полиса (форма 1 и форма 2);
- Базовая программа обязательного мед. страхования Челябинска;
- Типовые договоры обязательного и добровольного мед. страхования;
- О фондах страховой компании;
- Лицензирование и аккредитация мед. учреждений;
- Об оплате труда по системе расчета индивидуального оклада (РИО);
- Типовой договор страховой компании с мед. учреждениями;
- Положение по медико - экономическому анализу мед. деятельности (более 16 методик);
- Об общей врачебной практике;
- О порядке индексации нормативов финансирования и дифференциации страховых платежей;
- О порядке приватизации;
- Другие положения не противоречащие законодательству России.

Г. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ КОМИТЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Концепция перехода города на муниципально - страховую медицину;
- Программа развития здравоохранения;
- Другие нормативные акты, связанные с пересмотром функций и структуры управления здравоохранения в соответствии с задачами медицинского страхования.
2. Считать действующими нормативные документы по новому хозяйственному механизму в здравоохранении, не противоречащие законодательству России.
3. Обеспечить дальнейшее развитие концепции перехода на муниципально - страховую медицину в соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан РСФСР".
4. Обеспечить независимый экспертный контроль за ходом развития муниципально - страховой медицины в г. Челябинске со стороны МЗ РФ, независимых организаций, в том числе зарубежных.
5. Обеспечить для группы разработчиков "Программы перехода на муниципально - страховую медицину г. Челябинска" возможность изучения опыта Администрации города зарубежных развитых стран и знакомство с основными тенденциями развития здравоохранения в этих странах 1992 г.

II. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАДРОВ

2.1. Реорганизовать структуру Администрация
управления здравоохранением в связи города и районов 1992 г.
с изменением функций и переходом к
программно - целевым методам
управления.

2.2. Разработать и утвердить
целевые программы по разделам:
- материнство и детство КМЗ 1992 г.
- мониторинг здоровья населения
города 1993 г.
- мониторинг мнения населения о
здравоохранении
- борьба с распространением СПИДа

2.3. Создать сеть медицинских КМЗ 1992 г.
страховых организаций и больничных
касс.

2.4. Ввести многоукладность форм КМЗ 1992 -
собственности, обеспечить 2000 гг.
децентрализацию и демонополизацию
системы здравоохранения. Приступить
к разгосударствлению медицинских
учреждений согласно Положению о
порядке приватизации медицинских
учреждений.
Обеспечить равные права для
учреждений всех форм собственности.

2.5. Ввести институт общей КМЗ 1993 -
(семейной) врачебной практики как 2000 гг.
самостоятельного независимого
субъекта медицинской деятельности.

2.6. Предусмотреть развитие 3-х КМЗ -"-
уровней структуры стационарной
помощи с постепенной
перепрофилизацией стационаров в
стационары интенсивного лечения,
стационары для хронических больных
и реабилитации, больницы
сестринского ухода.

2.7. Ввести систему аккредитации и КМЗ
лицензирования медицинских
учреждений и других структур Ассоциация 1992 -
независимо от видов деятельности и врачей 1996 г.
форм собственности.

2.8. В рамках обязательного Администрация 1992 г.
медицинского страхования установить города
систему единых тарифов на
медицинские услуги для всех Ассоциация
производителей медицинской помощи врачей
независимо от форм собственности и
систему ее индексации.

2.9. Установить основным критерием Администрация 1992 г.
качества медицинской услуги степень города и районов
соответствия ее утвержденным для
г. Челябинска медико -
экономическим стандартам.

2.10. Преобразовать порядок КМЗ 1992 -
подготовки и использования кадров 1993 г.
на основе конкретного принципа,
изменить программы обучения в
соответствии с потребностями
практики.

2.11. Предусмотреть использование КМЗ 1992 г.
сети ЛПУ для практической
подготовки врачей и средних
медработников в рамках программы
непрерывного обучения обучения.

2.12. Перейти на контрактную систему Администрация 1993 г.
найма врачей. города и районов

2.13. Создать сеть медицинских Главные специалисты 1992 -
ассоциаций. КМЗ 1993 г.

III. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА

3.1. Принять меры для обеспечения Администрация 1992 -
дополнительного поступления в г. города и районов 2000 г.
Челябинск изделий медицинского
назначения по прямым договорам с
производителями, для чего часть
ресурсов товарного фонда направлять
на нужды здравоохранения города.

3.2. Использовать стимулы для Администрация 1992 г.
развития производства ряда изделий города
и товаров для здравоохранения
города.

3.3. Рассмотреть вопрос Администрация 1992 г.
прикрепления по снабжению ЛПУ и города
аптечных учреждений
стройматериалами, сантехническим,
кухонным и прачечным оборудованием.

3.4. Решить вопрос об Администрация 1992 -
удовлетворении потребности на города и районов 2000 г.
выделение горюче - смазочных
материалов для санитарного
автотранспорта, его ремонта и
обеспечении запчастями.

3.5. Разработать программу Администрация 1993 г.
производства лекарственных средств города
в городе.

3.6. Предусмотреть открытие в Администрация 1993 -
городе приемных для работы врачей города 2000 г.
общей практики (семейных врачей) в
жилых домах с учетом имеющейся сети
амбулаторий из расчета один пункт
на 70 посещений на 3 тысячи
взрослых и 0,7 тыс. детского
населения с выделением на каждый
пункт жилой площади для врачей
общей практики.

3.7. Обеспечить оборудованием Администрация 1993 -
приемные врачей общей практики районов 2000 г.
(групповой практики).

3.8. Осуществить компьютерную Администрации 1992 -
поддержку внедрения страховой районов 1996 г.
медицины.

IV. МЕРЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

4.1. Рассмотреть вопрос о Администрация до 31
социальной защите работников города и районов декабря
здравоохранения и предоставить на 1992 г.
утверждение комплекс конкретных
мер.

Прилагаются этапы внедрения муниципально - страховой медицины

ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
К УСЛОВИЯМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1992 г.
1. Создание нормативно - правовой базы адаптации здравоохранения к условиям рынка.
2. Создание первых медицинских страховых компаний и больничных касс.
3. Начало аккредитации лечебно - профилактических учреждений (выдача лицензий и сертификатов на право оказывать конкретные виды медицинской помощи).
4. Начало добровольного страхования.

1993 г.
1. Начало обязательного медицинского страхования.
2. Начало подготовки и переподготовки врачей общей практики.
3. Начало специализации стационаров по интенсивности лечения.
4. Начало функционирования системы непрерывного обучения врачей.
5. Начало выполнения программ обеспечения деятельности врачей общей практики (помещения, жилье, оборудование) и разгосударствления их собственности.
6. Рост числа страховых организаций, около 10 % финансирования здравоохранения через добровольное страхование.
7. Завершение аккредитации ЛПУ и физических лиц.

1994 г.
1. Развитие обязательного (социального) медицинского страхования.
2. Основная масса врачей получила сертификаты.
3. Появление врачей общей практики (семейные врачи) - около 5 %.
4. Около 15 % финансирования здравоохранения осуществляется через добровольные страховые программы.

1995 г.
1. Около 12 % врачей первичного звена - врачи общей практики (семейные врачи).
2. Развитие обязательного (социального) медицинского страхования.
3. Завершение специализации стационаров по интенсивности лечения.
4. Около 20 % финансирования здравоохранения осуществляется за счет добровольного страхования.

1996 г.
1. Полное финансирование предприятиями обязательного медицинского страхования работающих.
2. Около 30 % врачей первичного звена - врачи общей практики (семейные врачи).
3. Около 25 % финансирования здравоохранения - за счет добровольных страховых программ, всего за счет внебюджетных источников около 50 % ассигнований на здравоохранение.





Принято
решением
Малого Совета
Челябинского городского
Совета народных депутатов
от 23 июня 1992 г. № 168

КОНЦЕПЦИЯ
ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА ПЕРИОД
ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
(1992 - 1996 ГОДОВ И ДО 2000 ГОДА)
НА ОСНОВЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Здравоохранение тяжело больно. Это понимают почти все. Перед созданной рабочей группой специалистов поставлена задача - разобраться в причинах болезни и разработать стратегию и комплексную программу конкретных мер по выходу из кризиса.
Концепция соответствует положениям антикризисной программы правительства России.
На территории города сосредоточены отрасли тяжелой промышленности, действующие на основе технологий, оказывающих мощное неблагоприятное воздействие на здоровье населения города.
Смена технологий требует колоссальных финансовых и материальных ресурсов и с учетом реально существующей экономической ситуации займет достаточно длительное время. Это означает, что многие факторы, неблагоприятно действующие на здоровье челябинцев, еще долго сохранятся.
Поэтому Челябинску особенно необходимо современное, хорошо оснащенное и эффективно действующее здравоохранение.
Задача группы состоит в разработке пакета документов, которые должны создать необходимые экономические, правовые и организационные предпосылки для достижения этой цели.
В чем же причины неудовлетворительного состояния медицины?
Основными являются:
- многолетнее совершенно недостаточное финансирование медицины;
- отсутствие взаимосвязи между размерами финансирования и реальными потребностями населения;
- отсутствие контроля со стороны потребителей за эффективностью использования финансовых ресурсов и качеством медицинской помощи;
- недостатки в организации медицинской помощи, отход от общепринятой в мире системы организации амбулаторно - поликлинической помощи;
- почти полный монополизм государственной медицины с одной стороны и отсутствие какого-либо контроля за деятельностью альтернативных медицинских структур с другой стороны;
- недостаточный уровень экономической мотивации медицинского персонала;
- недостатки в системе контроля качества медицинской помощи, в обучении, переобучении и аттестации медицинских кадров.
В начальной стадии экономических реформ произошло значительное ухудшение экономической ситуации, снизились доходы государства, что крайне негативно сказалось на финансировании здравоохранения (1,6 % ВНП за первый квартал 1992 г.), резко высветились недостатки существующей системы бюджетного финансирования. Еще более остро встал вопрос о необходимости обеспечить интеграцию медицины в рыночную экономику, о создании многоканальной системы финансирования, тесно связанной с реальными потребностями населения.
Требуются адекватные перемены в системе здравоохранения и методах управления на всех уровнях.
Принципиальной особенностью такой системы должно быть ее построение на основе обеспечения баланса интересов сторон, участвующих в процессе организации, оказания и потребления медицинской помощи:
- пациентов (потребителей) и организаций, защищающих интересы населения (профсоюзы, общества защиты прав потребителей и т.д.);
- профессиональных медицинских ассоциаций;
- производителей медицинских услуг (лечебно - профилактические учреждения, частнопрактикующие врачи и т.д.);
- медицинских страховых организаций;
- комитетов муниципального здравоохранения;
- Советов народных депутатов.
При этом, осуществляя децентрализацию и перераспределение функций по организационно - управленческим уровням, проводя разгосударствление, высвобождая инициативу производителей медицинских услуг, осуществляя преобразование экономики здравоохранения, стимулируя приток финансовых ресурсов в медицину, необходимо:
- гарантировать получение населением равно доступного базисного уровня - социально обусловленного объема медицинской помощи;
- обеспечить необходимое качество медицинской помощи;
- стимулировать внедрение новых современных медицинских технологий;
- обеспечить здравоохранение необходимым объемом финансовых и иных видов ресурсов.
В новой экономико - политической ситуации необходимо обеспечить повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи, что возможно только при сохранении целостности и управляемости системы здравоохранения, сохранении и развитии социальной ориентации системы оказания медицинской помощи.
Реформу здравоохранения города можно представить в виде следующей модели.

РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

   ------------------¬  -------------¬ ------------¬ --------------¬

¦Создание системы ¦ ¦Преобразо- ¦ ¦Преобразо- ¦ ¦ Преобразо- ¦
¦ стимулов ¦ ¦вание хозяй-¦ ¦вание ¦ ¦ вание ¦
L------------------ ¦ственного ¦ ¦системы ¦ ¦ системы ¦
Обеспечение ¦механизма ¦ ¦оказания ¦ ¦ подготовки ¦
экономической L------------- ¦мед. помощи¦ ¦ кадров и их ¦
заинтересованности Целевой L------------ ¦ аттестации ¦
предприятий в характер Реформа L--------------

здоровье работников финанс-ния первичной Медико -
мед. помощи экономич.
(врач общей стандарты
Обеспечение Независимый практики)
заинтересованности посредник
медперсонала страховая
в здоровье вая мед. Специализация
пациентов организация стационаров Аккредитация
(эффектив- по медучрежден.
Экономическая ность, интенсивности
заинтересован- контроль лечения Лиценз-ние
ность медработни- качества)
ков в конечном
результате Многообразие Реконструкция
форм собст-ти материально - Непрерывная
и конкуренция технической система
базы перепод-
Компьютериза- готовки
ция и
компьютерная
поддержка

1. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ
И ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА

Нынешний объем финансирования здравоохранения совершенно недостаточен.
За 1 квартал 1992 г. на нужды здравоохранения было выделено лишь 1,6 % валового национального продукта (ВНП), тогда как по данным Всемирной организации здравоохранения минимально допустимый уровень ассигнований не менее 7 % ВНП. В развитых странах из всех источников многоканального финансирования на нужды медицины выделяется значительно больше средств - от 9 до 12 %, в США около 14 % ВНП, а ФРГ около 17,1. Дешевое здравоохранение обходится нам очень дорого. Это и убогие мед. учреждения, плохие условия лечения, отсутствие лекарств и оборудования, высокая смертность, низкая зарплата медиков. За экономию на медицине приходится расплачиваться здоровьем и жизнью людей.
Поэтому предусматривается наряду с расширением источников финансирования здравоохранения придать им целевой и возвратный (медицинскими услугами) характер. Нормативы финансирования должны обеспечивать расширенное воспроизводство медицинских услуг.
В большинстве развитых стран средства на здравоохранение привлекаются через систему медицинского страхования населения, включающую обязательное медицинское страхование и добровольное медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование предусматривает оказание гарантированного объема медицинской помощи неработающему и работающему населению, причем неработающим и работникам некоммерческих организаций - за счет муниципального страхования (местных Советов), работающему - за счет средств предприятий. Обязательное медицинское страхование является мерой социальной защиты каждого человека в условиях рыночной экономики и получения необходимой медицинской помощи независимо от их личного дохода. Финансирование обязательного медицинского страхования предусмотрено Законом России "О медицинском страховании граждан в РСФСР" и Постановлением правительства от 23 января 1991 г. № 41 о мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", в котором (пункт 7) сказано: "Предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности, другим юридическим лицам, осуществляющим медицинское страхование граждан, привести свою деятельность в соответствие с Законодательством России".
Обязательное медицинское страхование работающих включается в издержки производства и увеличивает себестоимость продукции на 2 %, но серьезно расширяет и укрепляет финансовую базу здравоохранения. Коллективное добровольное страхование осуществляется из прибыли предприятия на объем работ сверх предусмотренных гарантированными базисными программами. Источниками финансирования сверхнормативных объемов мед. помощи могут быть также личные доходы граждан и остаточный хозрасчетный доход всех организационно - правовых форм хозяйственной деятельности.

ОБЩЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ

может быть представлена в виде следующей модели многоканальных источников.

Источники финансирования
   ---------------¬--------------¬ -------------¬---------------¬

¦Фонд охраны ¦¦ Ср-ва пред- ¦ ¦ Коллект. ¦¦Личные ср-ва ¦
¦здоровья ¦¦ приятий всех¦ ¦ ср-ва на ¦¦на добров. ¦
--+(фонд Советов)¦¦ форм собств.¦ ¦ добровольн.¦¦мед. страхова-¦
¦ L---------------¦ на обязат. ¦ ¦ мед.страх. ¦¦ние ¦
¦ ¦ страх. рабо-¦ L------T------L-----T---------

¦ ¦ тающих и чле¦ ¦ ¦
¦ ¦ нов их семей¦ ¦ ¦
¦ L------T------- ¦ ¦
¦ --------------¬ -------+---------------+------------+-¬
¦ ¦Средства на ¦ ¦Территориальные медицинские страховые¦
+-+мед.страх-ние+-+фонды (средства страховых организаций¦
¦ ¦неработающих ¦ ¦- обществ, компаний, касс) ¦
¦ L-------------- L--------------------------------------
¦ ---------------¬---------------------------------------------¬
¦ ¦Комплексные ¦¦Мед. учреждения и предприятия всех форм ¦
¦ ¦медицинские ++собственности (профилактические, ¦
¦ ¦программы ¦¦диагностические, лечебные, реабилитационные,¦
L-+подготовки ¦¦науки и медицинского образования) ¦
¦кадров ¦L---------------------------------------------
¦и повышения ¦
¦квалификации ¦
L---------------

В соответствии с Законом существуют два фонда - фонд охраны здоровья и фонд территориальных страховых организаций.
Суть медицинского страхования заключается в том, что для обеспечения гарантии эффективного использования финансовых средств, направляемых на мед. помощь, эти средства страхователи (местные Советы, предприятия, граждане) передают по договору посреднику специализированной медицинской страховой организации, больничной кассе (страховщику). В договоре оговаривается объем медицинской помощи, который должен быть предоставлен застрахованным пациентам (программа медицинского страхования), требования к качеству этой помощи, а также экономические санкции, которые будут предъявлены страховой организации при невыполнении условий договора.
Медицинские страховые организации, выполняя роль посредника, осуществляют накопление финансовых средств, оплачивают мед. помощь, оказанную застрахованным пациентам, и отвечают рублем за невыполнение своих договорных обязательств. Страховщики осуществляют реальный контроль за использованием медицинскими учреждениями страховых средств, качеством медицинской помощи и учитывают это при оплате медиков. Это особенно важно, ибо медицина - это такая сфера, где потребитель сам, как правило, не всегда может объективно оценить технологию лечебно - диагностического процесса и качество предоставляемых ему услуг из-за отсутствия специальных знаний. Деятельность страховых компаний способствует защите прав пациентов. Чтобы предотвратить экономический ущерб, страховые организации будут заключать договора только с теми медицинскими учреждениями и работниками, которые способны оказывать качественную помощь в необходимом объеме, а также создадут эффективную систему контроля качества медицинской помощи, наказывая рублем производителей некачественных медицинских услуг. Городской и районные Советы народных депутатов вправе увеличить на своей территории гарантированный объем медицинской помощи, определяемый базовой программой обязательного медицинского страхования, при наличии соответствующих финансовых ресурсов. Тарифы на медицинские услуги устанавливаются по обязательному мед. страхованию совместно страховой организацией, ассоциацией врачей и комитетом муниципального здравоохранения. Поскольку известны объемы базисной медицинской помощи и общепринятые методики формирования себестоимости и рентабельности, определяется объем финансирования и базовый страховой взнос, который реально гарантирует каждому жителю (работающему и неработающему) получение необходимого объема помощи.
Медицинская помощь гражданам в рамках обязательного страхования будет оказываться на основе договоров страховой организации с конкретными предприятиями, Советами. Поэтому будут обеспечены реальные, подкрепленные экономическими санкциями, гарантии получения помощи, предусмотрено право выбора пациентами медицинских учреждений, и все это сможет проконтролировать Совет или предприятие. Будем говорить откровенно: бюджет и наше здравоохранение настолько бедны, что уровень помощи, получаемый в рамках обязательного страхования, особенно в области сервиса, новых технологий, далеко не всегда может удовлетворять потребности населения.
Реальный способ улучшить здравоохранение - привлечь дополнительные финансовые ресурсы в рамках добровольного медицинского страхования и за счет них обеспечить потребности населения, ибо внутренние ресурсы оптимизации использования финансовых средств практически исчерпаны.
Добровольная страховка может предусматривать лучшие условия пребывания в больнице - сегодня за счет обязательного страхования мы не можем обеспечить всем пребывание в двухместной палате (даже в Германии и Италии обязательная страховка - это палата на 5 мест). За счет добровольного страхования это вполне осуществимо, также как специальный рацион питания, телевизор, холодильник в номере. В программы добровольного страхования могут входить дефицитные новейшие методы исследований без медицинских показаний, лечение в оговоренных клиниках, расширенный послебольничный уход и многое другое, то есть то, что сегодня Советы не могут гарантировать всему населению. Этим самым ликвидируется система необоснованных бесплатных привилегий, привлекаются дополнительные средства и обеспечивается доступность услуг лучшего качества.
В программы добровольного страхования, безусловно, будут включены услуги частных врачей и клиник, но для этого они должны получить лицензию. Поскольку страховая организация заинтересована в увеличении числа пациентов, охваченных добровольным страхованием, она будет расширять дело, вести рекламу, маркетинг, при этом тарифы на услуги, безусловно, снизятся, и нам удастся победить черный рынок медицинских услуг, где цены многократно выше, а качество не гарантируется.
Оплату услуг на добровольное страхование предприятие может осуществлять из прибыли - для своих работников, членов их семей, пенсионеров, в благотворительных целях, сами граждане для себя и родственников, благотворительные фонды.
Добровольные страховки могут быть возвратными. Оставшиеся на конец периода неиспользованные средства выплачиваются тем застрахованным, расходы на мед. помощь которым были меньше среднего - своего рода премия за здоровье, что будет стимулировать здоровый образ жизни.
Важно отметить, что предприятия и граждане будут вкладывать средства только в необходимые им виды мед. страхования, и тем самым потребитель окажет существенное влияние на рынок мед. услуг, стимулируя развитие нужных ему видов. Предусмотрено, что часть прибыли от добровольного страхования пойдет на развитие обязательного медицинского (социального) страхования.
Страховые организации - это самостоятельные финансовые фирмы, получившие лицензию, которые могут иметь любые разрешенные законодательством формы собственности. Однако те из них, которые будут вести обязательное мед. страхование, должны контролироваться местными Советами и профсоюзами. Этим самым будут надежно защищены интересы населения, а прибыль от деятельности таких организаций пойдет на улучшение мед. помощи. Страховщики будут заинтересованы в целесообразном использовании финансовых средств и обеспечат улучшение использования ресурсов. Поэтому средства на их содержание (около 2 % от средств обязательного страхования) будут с лихвой скомпенсированы полученной экономией.
Внедрение медицинского страхования позволит обеспечить реальные единые социальные гарантии в области медицинской помощи населению, обеспечит приток дополнительных финансовых ресурсов, повысит гарантии качества медицинской помощи и в условиях экономического кризиса обеспечит защиту трудящихся от черного рынка медицинских услуг, поставив этот рынок в цивилизованные регулируемые рамки.

2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННО - УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В новых экономико - политических условиях серьезные изменения должны произойти в деятельности по перестройке функций организационно - управленческих уровней и наполнения их содержанием, обеспечивающим качество здоровья.
Основным и наиболее сложным звеном в системе управления является первый организационно - управленческий уровень, представленный управленческими кадрами муниципальных лечебно - профилактических учреждений, акционерных медицинских обществ, товариществ, ассоциаций врачей, частнопрактикующих структур.
Муниципальные и альтернативные структуры оказания медицинской помощи являются самым массовым уровнем и сочетанием всех видов управления (оперативного, тактического, стратегического, функционального, линейного и т.д.) в новых условиях. Их структура будет оптимизироваться с использованием экономических методов.
В страховой системе часть функций берет на себя второй организационно - управленческий уровень - страховые медицинские организации (общество, кассы), которые осуществляют экспертные оценки медицинской деятельности и контроль рублем. Важно правильно сформировать эти структуры для выполнения ими предназначенных им функций.
На уровне города, района (третий организационно - управленческий уровень) комитеты муниципального здравоохранения при администрации города и района проводят экономически обоснованную медицинскую политику и осуществляют:
- разработку и реализацию целевых программ по охране здоровья на уровне территорий;
- координацию деятельности учреждений здравоохранения независимо от форм собственности с применением экономических методов;
- определение условий деятельности учреждений здравоохранения с собственностью, преимущественно или целиком принадлежащий местному Совету;
- решение вопросов развития материально - технической базы таких учреждений и развития сети, усовершенствования кадров;
- установление страховых тарифов по обязательному медицинскому страхованию.
Территориальные органы управления здравоохранением совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями устанавливают базисные программы медицинской помощи, обязательные требования к качеству медицинской помощи для всех учреждений, организаций и других юридических и физических лиц, оказывающих медицинскую помощь населению. Под руководством аккредитационных комиссий, которые формируют органы управления здравоохранением совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями, проводится аккредитация медицинских учреждений. По ее результатам местная администрация выдает лицензии, определяющие виды и уровень медицинской помощи, которые имеет право оказывать данное учреждение. Территориальные органы управления здравоохранением осуществляют финансирование целевых программ, капитального строительства, приобретения дорогостоящего оборудования, оплату по контрактам деятельности врачей общей практики, ряда специализированных медицинских учреждений, целевое дотирование страховых фондов, используя финансовые фонды охраны здоровья, принадлежащие местным Советам.
Программные документы по организации медицинской помощи населению территории, сметы финансирования целевых программ должны утверждать соответствующие Советы народных депутатов.
В основе политики здравоохранения организационно - управленческих уровней должна лежать система основных экономических законов, законов управления и методов.
Органы управления здравоохранением, как часть исполнительного аппарата Советов, несут ответственность за организацию медицинской помощи на соответствующей территории.

3. ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ,
ОЦЕНКИ ИХ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО УРОВНЯ

Известная истина "кадры решают все" ясна всем, поэтому в условиях рыночных отношений компетентность кадров - основа успеха в деле оказания качественной медицинской помощи. Вводится новая система профессиональной аттестации и сертификации медицинских работников. Предлагается введение конкретного принципа подготовки и трудоустройства специалистов, непрерывной системы профессионального обучения, введения новой структуры врачебных должностей. Все практикующие врачи должны будут получить сертификаты, в которых будут четко указаны виды медицинской деятельности, которые имеет право оказывать данный специалист. Сертификаты будут выдаваться на базисные специальности: участковый терапевт, врач общей (семейной) практики, специалист - консультант, специалист стационарной помощи и др. Предлагается также система индивидуальных допусков на деятельность.
Компетентность специалистов всех форм собственности будет определяться в соответствии с профессионально - должностными требованиями, функциональными обязанностями и "портретами" специалистов, с последующим допуском к разным уровням курации и оперативной деятельности.

4. РАЗВИТИЕ МНОГОУКЛАДНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ОКАЗАНИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

В условиях рынка приобретают право на существование любые формы собственности на медицинские учреждения. По представлению органов управления здравоохранением Советы народных депутатов определяют список учреждений, обеспечивающих гарантированные объемы мед. помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Чтобы сохранить специальные гарантии населению, эти учреждения в процессе разгосударствления могут приобретать лишь те формы собственности, при которых органы управления на договорной основе могут обуславливать условия их деятельности.
Консультативная помощь и лечение больных в рамках обязательного медицинского страхования будут осуществляться в мед. учреждениях преимущественно государственной формой собственности или других учреждениях, имеющих соответствующие лицензии и работающих по тарифам обязательного страхования.
Рынок медицинских услуг будет определяться потребностями населения. Активно влиять на увеличение предложения на этом рынке будут страховые организации, которые будут изучать рынок, стимулировать развитие новых видов услуг, обеспечивать рекламу и маркетинг медицинских услуг.
Все это создаст предпосылки для привлечения в медицину финансовых ресурсов, развитие альтернативных структур медицинской помощи. Медицине необходимы налоговые льготы, что даст дополнительные стимулы для ее развития.
Наибольшие изменения предполагаются в системе первичной медико - санитарной помощи, которая является основой системы здравоохранения во всем мире.
Первичное звено в большинстве развитых стран представлено врачом общей практики (семейным врачом), на уровне которого пациент решает до 80 % своих медицинских проблем. Специалист общей практики наиболее уважаемая фигура в большинстве стран мира, весьма высоко оплачиваемая. Наш участковый врач зачастую выполняет лишь функции диспетчера, каждый визит больного к такому врачу тянет за собой шлейф посещений в диагностические и консультативные кабинеты. Вспомним земского врача, который отвечал за здоровье семьи.
Организация и финансирование первичной медицинской помощи должны строится снизу вверх, как это делается в большинстве цивилизованных стран мира. Речь идет о введении механизма врачебной практики как самостоятельного и независимого субъекта хозяйственной деятельности. Врач общей практики самостоятельно решает вопрос о найме своих помощников, среднего и младшего персонала. Он может объединяться с другими специалистами для групповой практики. Они будут нанимать себе и административно - хозяйственный персонал для решения вопросов сервисного обслуживания своей работы.
Основной объем финансирования врачи первичного звена должны получать по договору с местным Советом по нормативу на одного прикрепленного жителя, фонд оплаты их труда будет зависеть впрямую от количества обслуживаемых пациентов. Подготовку таких врачей предполагается осуществлять на базе Челябинского медицинского института и Уральского института усовершенствования врачей, а также крупных лечебно - профилактических учреждений города. Эти врачи должны быть независимы, органы управления и профессиональные ассоциации обязаны лишь контролировать качество помощи. Независимость наилучшим способом будет обеспечена, если приемные врачей и амбулатории перейдут в собственность врачей или групп медицинских работников. На переходном периоде функции первичного звена должны нести амбулаторно - поликлинические учреждения, одновременно следует стимулировать развитие независимой врачебной практики специалистов узких профилей с включением их в систему контрактных отношений. Развиваются диагностические центры и оптимально централизованные лаборатории.
Большая часть финансовых средств идет на оказание стационарной помощи. Именно здесь необходимы современные медицинские технологии, дорогостоящее оборудование, и именно здесь таятся большие неиспользованные резервы.
В рамках предстоящей реформы здравоохранения предусматривается пересмотр подходов к использованию имеющегося у нас коечного фонда. Коек у нас больше, чем в любой другой стране, стоимость их ниже всех развитых стран, используются они крайне нерационально - средние сроки пребывания на них у нас самые длинные.
Предлагается постоянный переход на трехуровневую структуру оказания стационарной помощи. Необходимо выделение стационаров для интенсивного лечения и оснащения их самым современным оборудованием, что позволит сконцентрировать дорогостоящие ресурсы и высококвалифицированные медицинские кадры. Долечиваться и реабилитироваться пациенты смогут в стационарах для хроников и больницах сестринского ухода. Соответственно будут пересматриваться нормативы табельного оснащения, структура, система организации, управления и финансирования таких стационаров.
Кроме диагностики, лечения и реабилитации в системе охраны здоровья, ведущим звеном была и остается профилактика и структуры, ее обеспечивающие, формирующие здоровье здоровых, повышающие индекс и степени здоровья, занимающиеся формированием здорового образа жизни. Необходима разработка программы, оценка экономического потенциала трудоспособности и экономическая оценка степеней здоровья здоровых. Известно, что китайский император оплачивал не столько свое лечение, сколько свое здоровье. Труд медика должен достойно оплачиваться за профилактику, чтобы ею выгодно было заниматься.
Важнейшим звеном реформы здравоохранения является модернизация материально - технической базы, снабжения аппаратурой, производства лекарств, выделение пунктов приема для врачей общей практики с жилой площадью.
Реформа невозможна без компьютеризации и компьютерной поддержки медицины.

5. ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ
НАСЕЛЕНИЯ, МЕДИЦИНЫ И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Первый вопрос, который возникает у населения, когда заходит речь о муниципально - страховой медицине - о гарантиях в оказании медицинской помощи и социальной защищенности. Население обеспокоено: не перейдет ли основная часть медицинских услуг в разряд платных, которые пока имеют лишь небольшой удельный вес. Несомненно, что с переходом к рынку, с появлением мед. учреждений различных форм собственности, в условиях растущего дефицита бюджета в государственных мед. учреждениях будет безудержно расти рынок платных услуг с неуправляемыми ценами и, как правило, неконтролируемым качеством. Даже сегодня, при одинаковых средствах, выделяемых из бюджета на 1 жителя, в государственных медицинских учреждениях определенная часть нашего населения пользуется большей долей медицинских услуг за счет бюджета. Это те, кто "стоят ближе к пирогу" или имеют возможность совершать бартерные сделки с медицинскими работниками на уровне взаимных услуг.
Выход - в предоставлении населению гарантированного объема медицинской помощи (базисной программы) в рамках средств бюджета и обязательных страховых платежей предприятий и удовлетворение дополнительных потребностей за счет добровольного медицинского страхования.
Всему населению города, независимо от социальной принадлежности и места проживания, будет обеспечено по страховому полису предоставление гарантированного объема медицинской помощи по всем ее видам в рамках обязательного (социального) медицинского страхования.
Гарантированный объем медицинской помощи определяется медико - экономическими стандартами, разработанными для каждого заболевания, включающими в себя технологию медицинского процесса - необходимые профилактические, диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, средние сроки лечения и, наконец, конечный результат, в виде параметров состояния пролеченного больного. Следует учесть, что медико - экономические (клинико - экономические) стандарты определены сегодняшним уровнем развития здравоохранения и реальным объемом финансирования. Будут расти средства, будут расширяться объемы исследований и лечебных мероприятий.
Необходимо отметить, что медицинская помощь населению города могут оказывать только лечебно - профилактические учреждения и альтернативные структуры, аккредитованные в установленном порядке, что дает дополнительные гарантии получения населением качественной мед. помощи. Что же дает реформа здравоохранения города?

НАСЕЛЕНИЮ:
- качественную первичную медицинскую помощь, оказываемую врачами общей практики или семейными врачами, и избавит от очередей в поликлиниках;
- свободный выбор врачей и учреждений, действующих в рамках обязательной страховой программы, и получение гарантированного объема помощи по страховому полису;
- право на заключение договоров добровольного медицинского страхования и прямого воздействия через них на рынок медицинских услуг;
- возможность защищать свои интересы с помощью квалифицированного посредника, заинтересованного заключать договоры с теми медицинскими учреждениями и врачами, которые обеспечат высококвалифицированную помощь;
- заинтересованность в сохранении своего здоровья.

ПРЕДПРИЯТИЯМ:
- возможность уже в рамках обязательного медицинского страхования выбирать врачей и учреждения для оказания медицинской помощи своим работникам;
- возможность требовать от страховщика гарантий соблюдения медико - экономических стандартов, применять к нему санкции при их несоблюдении;
- возможность направлять средства на добровольное медицинское страхование с минимальным налогообложением этих средств, привлекая через страховые организации лучшие силы и лучшую аппаратуру для оказания помощи своим работникам;
- экономическую заинтересованность руководителей в улучшении условий труда и сокращении заболеваемости работающих;
- заинтересованность работающих в сохранении своего здоровья.

МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ:
- иметь достойную честную зарплату по количеству и качеству труда;
- избавиться от административно - командного диктата, заключив напрямую договор со страховой организацией;
- работать в негосударственных учреждениях по договорам со страховыми организациями или муниципалитетом;
- участвовать в честной конкурентной борьбе за право заключения договора со страховой организацией;
- иметь социальную защиту.

МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ:
- возможность ставить реальные задачи по улучшению показателей здоровья или поддержанию на необходимом уровне индекса или степени здоровья населения и спрашивать за результат;
- уверенность в эффективном использовании выделенных средств, исключение оплаты некачественной или малоинтенсивной работы;
- организацию социальной защиты интересов граждан города в новых экономических условиях. По всем разделам предлагаемой концепции будут разработаны нормативно - правовые и методические документы, которые после утверждения органами исполнительной власти подлежат внедрению в практику. Разрабатывается также программа и этапы комплекса чрезвычайных мер, которые необходимо осуществить в условиях бюджетного кризиса.

Составители концепции - рабочая группа, созданная решением Малого Совета № 90 от 07.04.92: Тролль Г.П., Лапатухин М.А., Маньякова Р.В., Максимова В.М., Скорик С.А., Будрица И.И., Рыбин Э.А., Калев О.Ф.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru