ПОСТАНОВЛЕНИЕ Челябинской областной Думы от 12.04.1995 № 140
"О ПРОГРАММЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ОБЛАСТИ НА 1995 - 1996 ГОДЫ"
(вместе с "ПРОГРАММОЙ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ОБЛАСТИ НА 1995 - 1996 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законов и нормативных правовых актов Челябинской области", № 4, 1995 г.
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 1995 г. № 140
О ПРОГРАММЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ОБЛАСТИ
НА 1995 - 1996 ГОДЫ
Во исполнение постановления областной Думы от 22.09.94 г. № 45 "Об экологической ситуации в Челябинской области" областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу первоочередных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1995 - 1996 гг.
Председатель
Челябинской областной Думы
В.Н.СКВОРЦОВ
Утверждено
постановлением
Челябинской областной Думы
от 12 апреля 1995 г. № 140
ПРОГРАММА
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ОБЛАСТИ НА 1995 - 1996 ГОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Программа первоочередных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1995 - 1996 гг. (Программа) разработана во исполнение Постановления Челябинской областной Думы от 22.09.94 г. № 45 "Об экологической ситуации в Челябинской области".
Программа состоит из блока областных целевых экологических программ и служит целям формирования и реализации эффективной государственной природоохранной политики на областном уровне.
РАЗДЕЛ 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Уральский экономический регион по степени загрязнения и деградации природной среды в России занимает первое место, а среди неблагополучных уральских областей первое место отведено Челябинской области.
Челябинская область является примером беспрецедентного сочетания чрезвычайно высоких техногенных нагрузок, обусловивших сверхнормативное загрязнение всех компонентов биосферы практически во всех городах и многих районах, с огромным количеством накопленных радиоактивных, в том числе высокотоксичных отходов, создающих опасность катастрофического загрязнения территории.
Основным фактором остроты экологической ситуации в области является высокая концентрация природозагрязняющих и природоразрушающих производств, преобладание таких экологически опасных отраслей промышленности, как черная и цветная металлургия, химическая и горнодобывающая промышленность, машиностроение и радиационные объекты использования атомной энергии. Положение усугубляется повсеместным использованием энергоемких и ресурсоемких технологий, высокой степенью моральной и физической изношенности основных производственных фондов, нехваткой эффективных очистных установок, недостатками в эксплуатации имеющихся установок.
Наличие развитой промышленности с большими объемами выбросов и неблагоприятные метеорологические условия привели к тому, что в подавляющем большинстве населенных пунктов наблюдается значительное превышение нормативных концентраций вредных веществ в атмосфере.
В целом за 1993 год выброшено в атмосферу 1854,2 тыс. тонн, из них твердых - 537,4 тыс. т., газообразных - 1316,9 тыс. т. От стационарных источников выброшено 1545,3 тыс. т., а от передвижных источников - 308 тыс. т.
Наибольшую озабоченность вызывает загрязнение воздуха в промышленных центрах, особенно высокотоксичными веществами. В 1993 году согласно статотчетности стационарными источниками в целом по области выброшено бенз(а) пирена 888 кг, шестивалентного хрома 180,4 тонны, ртути металлической 2,5 т.
Челябинская область расположена на водоразделе трех бассейнов рек - Волги, Урала, Тобола, которые и являются основными источниками водоснабжения народного хозяйства.
В отчетном 1993 году перебоев в водоснабжении не было, однако следует отметить существующий дефицит водных ресурсов и неудовлетворительное решение вопроса по обеспечению стабильного водоснабжения городов области в связи с тяжелым экономическим положением.
Челябинская область располагает ограниченными водными ресурсами. Фактическая потребность народного хозяйства значительно больше полезной отдачи водохранилищ и разведанных запасов подземных вод. Потребность в воде промышленности на 95 % обеспечивается за счет использования воды в системах оборотного и повторного водоснабжения.
Интенсивное промышленное освоение области без наличия Генеральной Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов привело к значительному загрязнению большинства водоемов области и дефициту водных ресурсов. Сброс сточных вод в природные водные объекты составил 885 млн. куб. м/год, из них 708 млн. куб. м загрязненных.
Основными приемниками загрязненных сточных вод являются бассейны рек Миасс - 263 млн. куб. м/год, Ай - 142 млн. куб. м/год, Урал - 90 млн. куб. м/год, Теча - 51 млн. куб. м/год.
К настоящему времени в области разведаны практически все крупные месторождения подземных вод для водоснабжения городов, райцентров и других крупных потребителей.
Техногенному воздействию на окружающую среду, в том числе на подземные воды, подвержена значительная часть территории области. Под сильным загрязняющим воздействием оказались подземные воды в пределах городов: Челябинска, Магнитогорска, Миасса, Карабаша, Кыштыма и др.
В зоне деятельности ПО "Маяк" все в большей степени вырисовывается картина загрязнения подземных вод радионуклидами. В подземных водах зоны ВУРСа, в долине р. Теча обнаружены цезий-137 и стронций-90. Загрязненные радионуклидами подземные воды по зонам тектонических разломов растекаются от места складирования среднеактивных отходов - печально известного болота Карачай. К настоящему времени южная граница загрязнения находится в опасной близости от водозаборных скважин пос. Новогорный и Худайбердинский.
Опасность подтягивания загрязненных радионуклидами подземных вод водозаборными скважинами существует в поселках, расположенных в долине р. Теча и в зоне ВУРСа.
Факты загрязнения подземных вод нефтепродуктами выявлены в районах расположения нефтебаз, автозаправочных станций, вдоль линий магистральных нефтепроводов. Специальными геоэкологическими работами на нефтебазах Челябинской, Троицкой, Магнитогорской и Бердяушской установлено значительное загрязнение подземных вод нефтепродуктами, что свидетельствует о повсеместном загрязнении всех нефтебаз и прилегающих к ним территорий нефтепродуктами и крайней необходимости проведения аналогичных исследований и создания режимной сети скважин на каждом потенциально опасном по загрязнению подземных вод нефтепродуктами объекте.
Факты бактериологического загрязнения подземных вод в условиях слабой защищенности водоносных горизонтов выявлены в последние годы в городах Челябинск, Касли и в пос. Еманжелинка.
В результате интенсивной хозяйственной деятельности в Челябинской области ежегодно образуются сотни миллионов тонн отходов производства и потребления.
Почти все месторождения разрабатываются открытым способом. В отвалах накоплено свыше 2,5 млрд. куб. м и около 250 млн. тонн отходов обогатительного и металлургического производства, около 110 млн. тонн шлака и золы энергетических предприятий. При этом под отвалами занято около 15 тыс. га. Более 100 тыс. га земель выведено из строя старыми разработками.
Значительные площади земель заняты шламонакопителями и осадками сточных вод, другими накопителями промышленных и бытовых отходов.
Как правило, хранятся отходы с многочисленными нарушениями природоохранного и земельного законодательства.
На многих предприятиях отсутствуют специальные хранилища и места организованного складирования, из-за этого значительная часть опасных промотходов вывозится на полигоны ТБО и санкционированные свалки.
До сих пор не решен вопрос организации региональных центров (полигонов) по обезвреживанию и утилизации опасных отходов.
Проблему представляют и бытовые отходы, способствующие загрязнению поверхностного стока и подземных вод вредными органическими веществами. Кроме того, на бытовые свалки городов вывозятся необезвреженные токсичные промышленные отходы. Создается реальная угроза здоровью населения.
Полностью или частично обустроены свалки твердых бытовых отходов в Миассе, Еманжелинске, определены и оборудованы свалки ТБО в двух поселках Нязепетровского района, принимаются меры по ликвидации захламления почв в хозяйствах Варненского, Красноармейского, Агаповского, Троицкого, Верхнеуральского, Брединского, Кизильского, Кусинского, Уйского районов, в городах Карабаше, Златоусте, Сатке, Магнитогорске, Кыштыме, Миассе, Усть-Катаве, Челябинске-65, Челябинске.
Ухудшение экологической обстановки повлекло необратимые процессы в состоянии растительного и животного мира. Критически истощены запасы леса. Площадь эрозированной и эрозионноопасной пашни составляет 1,3 млн. га.
Низкие уровни реальных доходов жителей области, слабый уровень развития социальной сферы углубляют вредные воздействия загрязнения внешней среды на здоровье населения, снижают его творческий потенциал и способности к высокопроизводительному труду. Наблюдается нарастание негативных тенденций в демографическом процессе.
Анализ демографической ситуации области показывает, что это может быть объяснено относительно высоким уровнем общей смертности (1993 год - 13,7 на 1000 человек) и низким уровнем рождаемости (1993 год - 9 на 1000 человек).
Уровень общей заболеваемости взрослого населения области (по обращаемости) составил за период 1992-1993 гг. (на 1 тыс. населения) 1052 - 1082.
В структуре заболеваемости ведущее место занимают болезни органов дыхания (25 %), болезни системы кровообращения (11,5 %), травмы и отравления (10,6 %), болезни нервной системы (10,2 %), болезни костно - мышечной системы (8,1 %).
Оценивая экологическую обстановку в Челябинской области можно охарактеризовать ее как весьма сложную и опасную для населения и окружающей природной среды.
РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью Программы является оздоровление окружающей природной среды, создание экологически благоприятных условий жизни населения, выход Челябинской области из экологического кризиса.
РАЗДЕЛ 3. МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ, РАЗВИТИЯ
И КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
3.1. Общее управление за выполнением, развитием и корректировкой Программы осуществляет комитет по ЧС областной администрации. Он же является генеральным заказчиком по работам, входящим в рамки Программы.
3.2. Обязанности и ответственность генерального заказчика по работам, финансируемым из бюджета и внебюджетных фондов, устанавливается на основе действующего законодательства.
3.3. С целью повышения эффективности работ комитет по ЧС администрации области может в установленном порядке создавать Дирекцию программы в качестве исполнительного органа.
3.4. Финансирование Программы осуществляется из следующих источников:
- средства природопользователей;
- федеральный, областной и местные бюджеты;
- федеральный, областной и местные внебюджетные фонды.
Возможно также привлечение средств из других источников в установленном порядке.
3.5. Корректировка и развитие Программы может осуществляться на основании:
- выявления дополнительных экологических проблем;
- поступления заявок, предложений от природоохранных органов, администраций городов и районов, природопользователей, научных и других учреждений.
РАЗДЕЛ 4. ЦЕЛИ, СТРУКТУРА, СТОИМОСТЬ И СРОКИ РАЗРАБОТКИ
ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
4.1. Программа "Нормализация экологической обстановки на территориях городов и районов Челябинской области, отнесенных к зонам "экологического бедствия" или "чрезвычайных экологических ситуаций".
Цель программы:
- оценка экологического состояния территории Челябинской области, выявление зон экологического бедствия или чрезвычайных экологических ситуаций, возникших в результате антропогенного воздействия, классификация территории Челябинской области по единому методическому подходу, базирующемуся на "Критериях оценки экологической обстановки", утвержденных 30 ноября 1992 г. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ;
- разработка программ выхода из экологического кризиса с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности населения на территориях, получивших на федеральном или областном уровнях особый экологический статус;
- получение денежных средств из федерального бюджета, льготных кредитов и введение льготного налогообложения для территорий области, получивших особый экологический статус на федеральном уровне.
Состав программы дан в таблице 1.
4.2. Программа "Отходы Челябинской области".
Цель программы:
формирование единой государственной политики и перспективной программы обращения с отходами на уровне Челябинской области, реализация которой позволит сократить загрязнение окружающей природной среды бытовыми и производственными отходами, сэкономить первичные природные ресурсы области, вовлекая в хозяйственный оборот отходы.
Программа разрабатывается применительно ко всем видам отходов, имеющих место на территории области.
Реализация программы "Отходы Челябинской области" позволит подойти к решению следующих задач:
- снижение объемов образования отходов на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий;
- сокращение видов отходов на основе применения новых технологических решений;
- эффективное использование сырьевого и энергетического потенциала вторичных материальных ресурсов;
- экологически безопасное размещение отходов;
- целенаправленное распределение финансовых и иных ресурсов на утилизацию отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот.
Состав программы дан в таблице 2.
4.3. Программа "Охрана и рациональное использование водных ресурсов".
В области имеется "дефицит" водных ресурсов, что определяет политику жесткого контроля за водопользованием и снижением нормативов водопотребления.
Большинство водоемов области загрязнено промышленными, хозбытовыми сточными водами, поверхностным стоком с полей и животноводческих ферм, вследствие чего качество воды в них по целому ряду компонентов значительно превышает предельно допустимые нормативы для водоемов рыбохозяйственного назначения.
Наиболее трудоемкое и капиталоемкое направление ликвидации "водного голода" - это очистка и утилизация сточных вод.
В связи с тем, что основным загрязнителем водных ресурсов области являются неочищенные и недостаточно очищенные воды жилищно - коммунального хозяйства, представленная программа мероприятий ориентирована в основном на необходимость решения вопросов по строительству и реконструкции очистных сооружений хозбытовой канализации.
Состав программы дан в таблице 3.
4.4. Программа "Охрана атмосферного воздуха".
В целом по области насчитывается более 600 промышленных предприятий и организаций (не считая бывших колхозов и совхозов), имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу более чем от 22 тыс. стационарных и более 300 тыс. передвижных источников.
Около 7 тыс. стационарных источников выбросов в атмосферу оснащено пылегазоулавливающими установками, около 1500 неоснащенных источников должны быть оснащены газоочистками, кроме этого из-за низкой эффективности ряда находящегося в эксплуатации газоочистного оборудования свыше 600 источников требуют дооснащения установками очистки.
Из 6 тыс. установок очистки, находящихся в эксплуатации на предприятиях области, около 40 % к настоящему времени физически и морально устарели и требуют замены.
Цель программы:
обеспечение сокращения вредных выбросов в атмосферу.
Решаемые задачи:
- оздоровление экологической обстановки;
- сохранение здоровья населения.
Состав программы дан в таблице 4.
4.5. Программа "Экологическое образование".
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.
В процессе экологического образования человек приобретает не только знание и умение, но и опыт творчески - преобразовательной деятельности, систему нравственных ценностей и отношение к природе, к самому себе. Поэтому экологическое образование выступает одним из главных факторов обеспечения экологической безопасности России.
--> примечание.
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" признан утратившим силу за исключением статьи 84. Действующие нормы регулирующие экологическое воспитание, образование содержатся в главе XIII Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Цель программы: практическая реализация статей с 73 по 76 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и Закона "Об образовании", как результат - создание системы непрерывного экологического образования в области.
Состав программы дан в таблице 5.
4.6. Программа "Обеспечение безопасного проживания населения Челябинской области в условиях природного аномально - высокого воздействия радиационных и геохимических факторов".
Природные экологические факторы в сочетании с техногенными существенно влияют на условия жизни и деятельности человека. Знание естественного фона необходимо для оценки общей экологической ситуации и определения вклада техногенного воздействия.
Из природных экологических факторов в последнее время большое внимание уделяется радиационному и геохимическому.
Челябинская область по своим экологическим особенностям отличается повышенной естественной радиоактивностью горных пород. Сложная структура, нарушенность геологического разреза, отсутствие на значительной части ее территории осадочного чехла способствует выделению радиоактивных эманаций радона и торона.
Природные источники радиации воздействуют на людей как в коммунальной, так и в производственной сферах. Наибольший вклад в облучение населения вносят радон и продукты его распада, находящиеся в воздухе помещений. Отдельные группы населения могут получать за счет вдыхаемого радона чрезвычайно высокие дозы, десятки Зивертов на легкие. По данным НКЛАР ООН, около 20 % всех раков легкого обусловлено радоном и его дочерними продуктами.
В производственных условиях воздействию природных источников ионизирующего излучения подвергаются работники разведочных, горно- и нефтеперерабатывающих предприятий, а также производств, перерабатывающих минеральное сырье. Основным радиационным фактором на таких объектах является поступление долгоживущих естественных радионуклидов с производственной пылью, а на нефтегазовых - с растворами солей радия. Высокотемпературные и другие производственные процессы приводят к выбросу радионуклидов во внешнюю среду и их накоплению на технологическом оборудовании.
Перечисленные факторы приобретают особую значимость для Челябинской области.
Настоящая программа предполагает взаимодействие с Федеральной программой "РАДОН".
При этом предполагается решение следующих задач:
- радиационно - геохимическое районирование и обследование территории области, районов и населенных пунктов с целью выделения радиационно - опасных площадей и геохимических аномалий, составление карт природных аномалий;
- гигиеническое обследование населения и народохозяйственных объектов, выявление групп риска, уровней воздействия радиационного и геохимического факторов;
- эпидемиологическое исследование состояния здоровья населения, производственного персонала, подвергающихся воздействию природных аномальных факторов, оценка риска и разработка мер профилактики;
- создание системы социально - гигиенического мониторинга по радиационному и геохимическому факторам, с организацией информационно - аналитической системы.
Решение поставленных задач позволит получить следующие результаты:
- создать систему предупредительных мер защиты населения от аномально - высокого природного радиационного и геохимического воздействия;
- снизить уровни радиационного и геохимического воздействия на население за счет сокращения поступления естественных радионуклидов, солей тяжелых металлов, редкоземельных элементов в среду обитания человека;
- оптимизировать меры радиационной защиты для облученного населения области с целью снижения отдаленных последствий (злокачественных заболеваний);
- создать систему профилактических мер относительно эндемичных форм заболеваемости населения;
- установить региональные уровни по природному радиационному и геохимическому "фону", что будет способствовать более корректной оценке состояния окружающей среды и техногенного воздействия на население.
Первый этап в достижении основной цели программы (1995-1996 гг.) позволит выделить зоны геоэкологического риска.
Состав программы указан в таблице 6.
4.7. Программа "Развитие системы поддержки принятия решений комитета по ЧС областной администрации" (на 1995 - 1996 годы).
Цель: создание благоприятных условий (аппаратно - программных, организационных) для более полного и оперативного объединения усилий и знаний специалистов служб и организаций различных ведомств, для решения следующих задач:
- контроль, анализ и прогноз состояния окружающей природной среды;
- снижение риска возникновения радиационных и иных аварий и катастроф;
- отработка взаимодействия при ликвидации последствий крупномасштабных аварий и катастроф.
Предполагаемые результаты:
1. Единое информационное пространство обмена данными при радиационных авариях (Комитет по ЧС, Челябгидромет, штаб ГО, ОблСЭС, ПО МАЯК, ВНИИТФ) на основе геоинформационных технологий и цифровых моделей местности в стандартах Роскартографии:
1.1. создание прикладной картографической системы (ГИС) поддержки принятия управленческих решений председателя областной комиссии по ЧС на электронных картах М 1:1000000, 1:200000; установка ГИС на опытную эксплуатацию в Комитете по ЧС и штабе ГО;
1.2. развитие существующих ГИС Челябгидрометцентра, ОблСЭС, Комводхоза, Облкомэкологии, ПО МАЯК, ВНИИТФ (банки характеристик выброса, расчетов распространения, расчеты доз и т.д.);
1.3. приобретение недостающих установок ЦММ;
1.4. наполнение ГИС необходимыми данными (силы и средства реагирования, население и др.).
2. Информационные каналы получения текущей метеоинформации для получения и уточнения прогноза радиационной обстановки:
2.1. канал и программно - технический комплекс непрерывного получения текущей метеоинформации и прогноза радиационной обстановки по данным Росгидромета Челябгидрометцентром;
2.2. каналы и программно - технические средства получения метеоинформации по запросу для ввода в модели ПО МАЯК, ВНИИТФ, штаб ГО; обмена данными с комитетом по ЧС.
Состав программы указан в таблице 7.
4.8. Программа "Научно - исследовательские и методические работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1995 год".
Погодные условия на Урале в 1994 г. сложились крайне неблагополучно. Бурный весенний паводок, а затем летние ливни нанесли области значительный ущерб. Так, по весеннему паводку он оценивается в 16,8 млрд. руб., а по летнему дождевому - около 10,5 млрд. руб. Это без учета потерь по сельскому хозяйству, которые как минимум удвоят эти цифры.
По видам сооружений особенно пострадали жилые дома и хозяйственные постройки, плотины, дороги, мосты, линии электропередач и связи, погиб домашний скот и птица.
Материалы по ущербу от весеннего паводка представлены в Министерство по чрезвычайным ситуациям.
В сложившейся ситуации для снижения объемов ущерба от стихийных бедствий необходимо выполнить научно-исследовательские работы, обеспечивающие разработку мероприятий по снижению ущерба от стихийных бедствий на территории области.
В состав научно - исследовательских работ включены работы по стоимостной оценке и объема аварийно - восстановительных работ, методические рекомендации для городов и районов области по оформлению материалов, связанных со стихийными бедствиями, обследование водохозяйственных систем области, определение размеров территорий, подвергшихся затоплению при разрушении плотин и возникновении волны прорыва, а также время ее распространения.
Состав программ дан в таблице 8.
4.9. Программа "Экологическая безопасность Урала".
Разработка программы производится на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июня 1993 г. № 640 "О реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Советом Министров - Правительством Российской Федерации на 1993 г." и с решением совещания представителей органов власти и управления, государственных природоохранных органов, производственных, научных и коммерческих структур Уральского региона - областей Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Пермской, республик Башкортостан и Удмуртия, а также Минприроды России, состоявшегося в соответствии с приказом Министерства охраны окружающей природной среды и природных ресурсов РФ от 11 декабря 1992 г. № 30 в г. Перми 19-20 января 1993 г.
Основными целями программы являются:
- обеспечение экологической безопасности Уральского региона на основе снижения техногенной нагрузки на окружающую среду до уровня, обеспечивающего благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения;
- вывод республик и областей региона из состояния экологического кризиса;
- переход к научно обоснованному сочетанию экологических и экономических интересов общества, исходя из требований экологически устойчивого его развития;
- получение денежных средств из федерального бюджета, льготных кредитов для реализации программы.
Принципы формирования программы.
Разработка и реализация программы осуществляется при соблюдении следующих основных принципов:
приоритетности решения общерегиональных экологических проблем;
взаимовыгодности участия республик и областей Урала в выполнении программы на основе баланса их интересов;
системности решения экологических проблем региона;
поэтапности развития программы.
Соблюдение принципа приоритетности означает первоочередное решение наиболее острых экологических проблем в интересах всех или большинства республик и областей Урала.
Взаимовыгодность участия республик и областей в выполнении программы определяется расширением возможностей для решения каждой из них своих экологических проблем с точки зрения дополнительного финансирования природоохранной деятельности и широкого использования результатов выполнения программы.
Системность решения экологических проблем региона реализуется координацией планирования и осуществления программных действий по решению экологических проблем Уральского региона на всех иерархических уровнях управления природоохранной деятельностью (предприятия, города, области или республики, региона, Федерации).
Поэтапное развитие программы означает планирование решения поставленных неотложных задач на период не более пяти лет, а также корректировку целей и задач программы на следующий период на достигнутой базе с учетом изменений экологической, экономической и социальной обстановки в Уральском регионе и Российской Федерации в целом.
Программа является открытой для участия в ней объектов Федерации, юридических и физических лиц, готовых на взаимоприемлемой и добровольной основе сотрудничать с органами управления программой. Программа в любой момент времени открыта для рассмотрения в установленном порядке новых предложений и начала новых работ. Доступность информации для участников программы достигается публикацией концепции программы, открытым ее формированием, информированием всех заинтересованных лиц о наиболее важных результатах, достигнутых в ходе выполнения программы.
Основным фактором успешной реализации программы является широкое использование научно - производственного потенциала Уральского региона путем создания специальной системы управления, контроля и финансового обеспечения намечаемых мероприятий.
Состав программы дан в таблице 9.
4.10. Программа "Развитие и совершенствование сети особо охраняемых территорий области".
Описание ситуации:
особо охраняемые природные территории - государственные природные заповедники и национальные природные парки, занимают только 1,986 % территории области, тогда как массовые вырубки хвойных деревьев, экстремальные условия существования, вызваны возрастающим антропогенным воздействием на уязвимые биоценозы, диктуют необходимость углубленной разработки экологических принципов развития системы природоохранных мероприятий региона - увеличение вклада ООПТ в оптимизацию экологического баланса области.
Указом Президента РФ от 02.10.92 г. № 1155 "Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации" предусматривается расширение сети заповедников и национальных природных парков до 3 %.
Цель программы:
программа развития и совершенствования ООПТ области направлена на обеспечение сохранности природного многообразия, ресурсов растительного и животного мира, минеральных и водных ресурсов, оптимизацию использования рекреационных ресурсов области в целях предотвращения экологической катастрофы, на грани которой находятся отдельные районы и экосистема территории в целом.
Задачи, поставленные перед программой, включают в себя комплекс научно - практических мероприятий по:
стабилизации природных процессов;
предотвращению сокращения лесного фонда Южного Урала, осуществляющего функции естественного природного биофильтра;
сохранению и воспроизводству эндемичных и реликтовых видов флоры и фауны, редких, промысловых животных, сохранению участков ландшафтов и недр, представляющих научную, культурную или эстетическую ценность.
Состав программы указан в таблице 10.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
На уровень областных целевых программ вынесены программы, объединяющие проблемы, которые невозможно или экономически нецелесообразно осуществлять на муниципальном уровне или на уровне природопользователей.
Разработка Программы выполнялась с учетом соответствующих Федеральных целевых экологических программ, а также комплексных и целевых программ области.
Областная Программа является основой для разработки соответствующих муниципальных экологических программ. Муниципальные экологические программы разрабатываются органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и утверждаются администрацией области.
Общая сводка затрат приведена в таблице 11.
Таблица № 1
СОСТАВ ПРОГРАММЫ
"НОРМАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ,
ОТНЕСЕННЫХ К ЗОНАМ "ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ"
ИЛИ "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ"
СОСТАВ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОГО
АНОМАЛЬНО - ВЫСОКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
РАДИАЦИОННЫХ И ГЕОХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ"
Раздел 1. Радиационно - геохимическое районирование
административных территорий городов Пласт и Карталы
Средства областного внебюджетного фонда - 10400,0 млн. руб.,
в т.ч.: затраты на программы - 2752,5 млн. руб.;
предоставление кредитов и выдача ссуд - 2000,0 млн. руб.;
зачетная сумма платежей - 5647,5 млн. руб..