Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОТЧЕТ Государственной инспекции труда по Челябинской области от 08.04.1996
"О РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ЗА I КВАРТАЛ 1996 ГОДА"
(вместе с "ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКОЙ К ОТЧЕТУ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.






ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
от 8 апреля 1996 года

О РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
ЗА I КВАРТАЛ 1996 ГОДА
(ПРАВОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ)

   -----T------------------------------------------T-----T----------¬

¦№ ¦ ¦ № ¦Значение ¦
¦п/п ¦ Наименование показателей ¦стро-¦показателя¦
¦ ¦ ¦ки ¦за ¦
¦ ¦ ¦ ¦отчетный ¦
¦ ¦ ¦ ¦период ¦
+----+------------------------------------------+-----+----------+
¦1. ¦Фактическая численность работников ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной инспекции труда, всего ¦ 01 ¦ ________ ¦
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦1.1 ¦государственных правовых инспекторов труда¦ 02 ¦ ________ ¦
¦1.2 ¦государственных инспекторов по охране ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда ¦ 03 ¦ ________ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Проведено инспекциями (правовой и по ¦ ¦ ¦
¦ ¦охране труда) комплексных проверок ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий, организаций, всего ¦ 04 ¦ 155 ¦
¦ ¦из них: ¦ ¦ ¦
¦2.1 ¦ государственных ¦ 05 ¦ 41 ¦
¦2.2 ¦ муниципальных ¦ 06 ¦ 8 ¦
¦2.6 ¦ общественных организаций ¦ 07 ¦ ________ ¦
¦2.7 ¦ сельскохозяйственных ¦ 08 ¦ 2 ¦
¦2.3 ¦ частных, всего ¦ 09 ¦ 40 ¦
¦ ¦ из них: ¦ ¦ ¦
¦2.4 ¦ акционерных ¦ 10 ¦ 57 ¦
¦2.5 ¦ совместных ¦ 11 ¦ 7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Из общего числа проверенных предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦проверено совместно с: ¦ ¦ ¦
¦3.1 ¦ прокуратурой ¦ 12 ¦ 15 ¦
¦3.2 ¦ госгортехнадзором ¦ 13 ¦ 1 ¦
¦3.3 ¦ госсанэпиднадзором ¦ 14 ¦ 2 ¦
¦3.4 ¦ энергонадзором ¦ 15 ¦ ________ ¦
¦3.5 ¦ пожарным надзором ¦ 16 ¦ ________ ¦
¦3.6 ¦ органом по труду ¦ 17 ¦ 1 ¦
¦3.7 ¦ налоговой инспекцией, полицией ¦ 18 ¦ 26 ¦
¦3.8 ¦ финансовыми органами ¦ 19 ¦ 2 ¦
¦3.9 ¦ службой занятости ¦ 20 ¦ ________ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Проведено целевых проверок, всего ¦ 21 ¦ 205 ¦
¦ ¦в том числе соблюдения законодательства о:¦ ¦ ¦
¦4.1 ¦ заработной плате ¦ 22 ¦ 83 ¦
¦4.2 ¦ занятости ¦ 23 ¦ ________ ¦
¦4.3 ¦ возмещении вреда здоровью ¦ 24 ¦ 35 ¦
¦4.4 ¦ социальном страховании ¦ 25 ¦ 4 ¦
¦4.5 ¦ банкротстве ¦ 26 ¦ ________ ¦
¦4.6 ¦ приватизации ¦ 27 ¦ 17 ¦
¦4.7 ¦ коллективных договорах и соглашениях ¦ 28 ¦ ________ ¦
¦4.8 ¦ труде женщин ¦ 29 ¦ ________ ¦
¦4.9 ¦ труде молодежи ¦ 30 ¦ 4 ¦
¦4.10¦ рабочем времени и времени отдыха ¦ 31 ¦ 60 ¦
¦4.11¦ соблюдении порядка расследования и учета ¦ ¦ ¦
¦ ¦ несчастных случаев на производстве ¦ 32 ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Количество выявленных нарушений трудовых ¦ ¦ ¦
¦ ¦прав работников (без нарушений по охране ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда) ¦ 33 ¦ 1490 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Количество выявленных нарушений ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательства об охране труда ¦ 34 ¦ ________ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Число проведенных расследований несчастных¦ ¦ ¦
¦ ¦случаев на производстве, всего ¦ 35 ¦ ________ ¦
¦ ¦из них: ¦ ¦ ¦
¦7.1 ¦ групповых ¦ 36 ¦ ________ ¦
¦7.2 ¦ со смертельным исходом ¦ 37 ¦ ________ ¦
¦7.3 ¦ с тяжелым исходом ¦ 38 ¦ ________ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Рассмотрено писем, жалоб и заявлений, ¦ ¦ ¦
¦ ¦всего ¦ 39 ¦ 97 ¦
¦8.1 ¦из них признанных обоснованными ¦ 40 ¦ 76 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Принято на личном приеме граждан, всего ¦ 41 ¦ 255 ¦
¦9.1 ¦из них удовлетворено ¦ 42 ¦ 229 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10. ¦Количество трудовых споров, рассмотренных ¦ ¦ ¦
¦ ¦с участием государственных инспекторов ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда, всего ¦ 43 ¦ 26 ¦
¦ ¦из них: ¦ ¦ ¦
¦10.1¦ коллективных трудовых споров ¦ 44 ¦ 7 ¦
¦10.2¦ индивидуальных трудовых споров ¦ 45 ¦ 19 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11. ¦Отменено предписаний, постановлений ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственных инспекторов, всего ¦ 46 ¦ ________ ¦
¦ ¦из них: ¦ ¦ ¦
¦11.1¦ руководителем инспекции труда ¦ 47 ¦ ________ ¦
¦11.2¦ Рострудинспекцией ¦ 48 ¦ ________ ¦
¦11.3¦ судами ¦ 49 ¦ ________ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Сведения о мерах, принятых по ¦ ¦ ¦
¦ ¦ результатам проверок ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12. ¦Выдано предписаний об устранении нарушений¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательства, всего ¦ 50 ¦ 145 ¦
¦12.1¦из них исполнено ¦ 51 ¦ 88 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦13. ¦Подвергнуто штрафу руководителей и других ¦ ¦ ¦
¦ ¦ответственных работников предприятий ¦ 52 ¦ 12 ¦
¦13.1¦Общая сумма штрафов, млн.руб. ¦ 53 ¦ 8,602 ¦
¦13.2¦Средний размер штрафа, млн.руб. ¦ 54 ¦ 0,72 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14. ¦Привлечено к дисциплинарной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ответственности работников предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦по предписаниям, представлениям ¦ ¦ ¦
¦ ¦госинспекторов, всего ¦ 55 ¦ 1 ¦
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦14.1¦ отстранено от должности ¦ 56 ¦ 1 ¦
¦14.2¦ уволено ¦ 57 ¦ ________ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦15. ¦Направлено представлений по результатам ¦ ¦ ¦
¦ ¦проверок, всего ¦ 58 ¦ 2 ¦
¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
¦15.1¦ в вышестоящие органы ¦ 59 ¦ 1 ¦
¦15.2¦ в прокуратуру и другие правоохранительные¦ ¦ ¦
¦ ¦ органы ¦ 60 ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦16. ¦Количество предъявленных госинспекцией в ¦ ¦ ¦
¦ ¦судах исков ¦ 61 ¦ ________ ¦
¦16.1¦из них удовлетворено ¦ 62 ¦ ________ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦17. ¦Число работников, восстановленных на ¦ ¦ ¦
¦ ¦работе по требованиям государственных ¦ ¦ ¦
¦ ¦инспекторов труда ¦ 63 ¦ 3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦18. ¦Отменено незаконных дисциплинарных ¦ ¦ ¦
¦ ¦взысканий по требованиям государственных ¦ ¦ ¦
¦ ¦инспекторов труда ¦ 64 ¦ 41 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦19. ¦Число случаев предоставления задержанных ¦ ¦ ¦
¦ ¦отпусков работникам ¦ 65 ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦20. ¦Число случаев выплаты задержанной ¦ ¦ ¦
¦ ¦заработной платы ¦ 66 ¦ 110 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦21. ¦Число работников, которым выплачена ¦ ¦ ¦
¦ ¦недоплаченная заработная плата ¦ 67 ¦ 27665 ¦
¦21.1¦Общая сумма произведенных доплат, млрд.руб¦ 68 ¦ 16,239 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦22. ¦Приостановлена в установленном порядке ¦ ¦ ¦
¦ ¦работа: ¦ ¦ ¦
¦22.1¦ предприятий ¦ 69 ¦ ________ ¦
¦22.2¦ отдельных производственных подразделений ¦ 70 ¦ ________ ¦
¦22.3¦ оборудования ¦ 71 ¦ ________ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦23. ¦Запрещено производство средств ¦ ¦ ¦
¦ ¦индивидуальной защиты ¦ 72 ¦ ________ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦24. ¦Число объектов не принятых в эксплуатацию ¦ ¦ ¦
¦ ¦из-за нарушений правил и норм по охране ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда ¦ 73 ¦ ________ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦25. ¦Число лиц, отстраненных от работы в связи ¦ ¦ ¦
¦ ¦с непрохождением инструктажа или проверки ¦ ¦ ¦
¦ ¦знаний правил и норм по охране труда ¦ 74 ¦ ________ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦26. ¦Проведено совещаний, семинаров по ¦ ¦ ¦
¦ ¦результатам проверок с управленческим ¦ ¦ ¦
¦ ¦персоналом предприятий ¦ 75 ¦ 43 ¦
L----+------------------------------------------+-----+-----------


Руководитель
государственной
инспекции труда -
Главный государственный
инспектор труда по
Челябинской области
В.Ф.КИЛЫМНИК





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ОТЧЕТУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА I КВАРТАЛ 1996 ГОДА

Работа государственных правовых инспекторов труда в 1 кв. 1996 г. проводилась в соответствии с планами инспекции и планами инспекторов, а также была связана с работой по заявлениям и жалобам граждан. При проверке обоснованности их предъявления на предприятиях, в учреждениях, организациях были проведены дополнительные проверки по соблюдению законодательства о труде.
Следует отметить, что увеличилось количество проверок, проводимых совместно с работниками прокуратуры, что позволило расширить круг контролируемых вопросов законодательства о труде и улучшить качество проверок. В 1 кв. 1996 г. было проведено 15 проверок, а за 1995 г. - 6.
Значительное место в работе инспекторов было отведено вопросу своевременности выплаты заработной платы на предприятиях, учреждениях, организациях Челябинской области в связи с выполнением Указа Президента РФ от 19.02.96 г. № 209 "О проверках соблюдения законодательства об оплате труда". Основной причиной задержки выплаты заработной платы является неплатежеспособность предприятий, учреждений, организаций. Общая сумма произведенных выплат по предписаниям инспекторов составляет 16,238 млрд.руб.
При работе с заявлениями и жалобами граждан, а также при проведении плановых проверок, были установлены следующие основные нарушения трудовых прав:
а) задержка выплаты зарплаты, в т.ч., при увольнении работников, предоставлении ежегодных отпусков, невыплата компенсаций женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком - 83;
б) несвоевременная выплата сумм возмещения ущерба, причиненного здоровью работника в связи с трудовым увечьем, профзаболеванием, в т.ч., несвоевременный перерасчет сумм возмещения вреда в связи с введением в действие ФЗ № 180 от 24.11.95 г. - 35;
в) издание локальных нормативных актов, устанавливающих штрафные санкции нарушителям трудовой дисциплины - 9;
г) привлечение к дисциплинарной ответственности с нарушением ст. ст. 135, 136 КЗОТ РФ-41;
д) правовая неграмотность в оформлении совмещения профессий, должностей и совместительстве на одном предприятии, учреждении, организации - 135;
е) отсутствие письменных трудовых договоров с работниками в нарушение ст. 18 КЗОТ РФ-1208;
ж) включение в тексты контрактов дополнительных оснований для прекращения трудового договора, не предусмотренных КЗОТ РФ-49;
з) заключение срочных трудовых договоров с работающими штатными работниками - в нарушение ст. 25 КЗОТ РФ и с вновь принимаемыми работниками - в нарушение ч. 2 ст. 17 КЗОТ РФ-178.

При проверке медицинских учреждений выявлены типичные ошибки в применении права, связанные с отсутствием качественного юридического обслуживания и неправильным толкованием трудового законодательства Министерством здравоохранения по вопросам, связанным с применением Российского законодательства о совместительстве в одном медицинском учреждении. Вместо оформления совместительства в связи с наличием вакантных штатных единиц издаются приказы о разрешении работать свыше одной ставки с оплатой за фактически отработанное время. Применяется система "заместительства" на период отсутствия постоянного работника - работа свыше времени по основному месту работы с оплатой за фактически отработанное время, что фактически является также совместительством.
Кроме того, в бюджетных организациях выявлено грубое нарушение трудовых прав работников при заключении и оформлении трудового договора. В штатных расписаниях в нарушение ст. 15 КЗОТ РФ, постановления Минтруда РФ от 10.11.92 г. и приложения к нему "Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих" не указывается наименование должностей работников, а трудовые договоры заключаются без указания наименования замещаемой ими должности. Это приводит к тому, что все работники принимаются и значатся специалистами, независимо от их специальности - экономиста, бухгалтера, программиста, электронщика и т.д. Правовые последствия для каждого из работников могут быть различными, в т.ч., при оформлении пенсии по старости, инвалидности, за выслугу лет. Такая порочная практика обнаружена в государственной налоговой службе, системе профтехобразования.
Требует законодательного регулирования на уровне Правительства РФ вопрос о выплате возмещения работодателями вреда, причиненного работникам повторным увечьем и профзаболеванием. Из-за имеющегося противоречия в текстах нормативных актов работодатели отказываются выплачивать возмещение ущерба при повторности увечья или профзаболевания. Так, в п. 2.8 "Положения о порядке установления ВТЭК степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах работникам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей", утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.04.94 г. № 392 установлено, что при повторности трудовых увечий степень утраты профессиональной трудоспособности определяется по последствиям каждого из них раздельно. Данная норма приводит к тому, что в соответствии с заключениями ВТЭК у работника при повторности увечья утрата профессиональной трудоспособности составляет более 100 %. С учетом ст.16 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, которая устанавливает, что в период работы у одного работодателя размер возмещения вреда исчисляется по общему проценту утраты трудоспособности по совокупности от первого и повторного увечья. Подобных случаев только в АО "УРАЛТРАК" зафиксировано более 90 человек.
Кроме этого, в связи с неурегулированностью процессуальных отношений между государственными правовыми инспекторами труда и должностными лицами, действия которых обжалуются в связи с нарушением ими законодательства о труде, возникают конфликтные ситуации, а именно - должностные лица не являются в Госинспекцию труда для разбора трудовых споров, для рассмотрения административных дел в порядке, предусмотренном нормами КоАП РСФСР. Требуется нормативный акт, обязывающий должностных лиц являться по первому требованию государственного правового инспектора труда, устанавливающий ответственность за неявку без уважительной причины и возможность принудительного привода независимо от служебного ранга должностного лица в интересах своевременного и качественного рассмотрения заявления или административного дела.
При рассмотрении административного дела, материалы по которому были направлены из районной прокуратуры, было обнаружено, что бланки протокола и постановления об административных правонарушениях, утвержденные Рострудинспекцией, не отвечают требованиям ст.ст. 234, 235, 261, 262 КоАП РСФСР, что приводит к нарушениям норм КоАП РСФСР при наложении административных взысканий на виновных должностных лиц. Например, государственным правовым инспектором Говорковым было применено административное взыскание с использованием вышеуказанных бланков, которые привели к процессуальной ошибке и отмене постановления райнарсудом г. Челябинска. В связи с чем были разработаны бланки протокола и постановления по делу об административном нарушении, которые были использованы при рассмотрении конкретного административного дела, поступившего из прокуратуры Тракторозаводского района г. Челябинска.
В отчетном периоде поступили массовые заявления от работников АООТ "Пеплос". Жалобы рассматривались правовыми инспекторами труда Горановой И.В., Шестериковой Т.А. и Килымником В.Ф.. По факту систематических нарушений законодательства о труде, а также за неисполнение ранее выданных предписаний, прокуратурой г.Чебаркуля возбуждено уголовное дело против директора АООТ "Пеплос" Еремина В.В.
Следует отметить, что бланк отчета, используемый правовыми инспекторами труда, не охватывает в полном объеме работу, проводимую по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, а именно:

1. Не содержит строки по работе с материалами, направляемыми из органов прокуратуры для рассмотрения административных дел, количество рассмотренных дел, виды вынесенных постановлений, о привлечении к административной ответственности или прекращении дела производством.

2. Пункт 4 бланка отчета не отражает обнаруживаемые нарушения при приеме на работу, расторжении трудовых договоров, переводах на другую работу, о гарантиях и компенсациях работников, в т.ч., в возложении материальной ответственности на работников за ущерб, причиненный ими предприятию, учреждению, организации.

3. Отсутствует четкое разграничение между комплексными и целевыми проверками. При составлении отчетов правовые инспекторы труда различно подходят к заполнению строк 2 и 4, остается неясным, включать ли в строку 4 проверки, проводимые при рассмотрении заявлений и жалоб, которые по сути являются также целевыми.

4. Строка 5 также вызывает различный подход при подсчете количества выявленных нарушений трудовых прав работников: указывать виды нарушений применительно к статьям КЗОТ РФ, количество случаев нарушений или количество работников, трудовые права которых нарушены. Или нужно считать человеко/случаи?

5. Пункты 2.3, 2.4, 2.5 бланка отчета не учитывают нормы о собственности в Гражданском кодексе РФ.
Как юрист, считаю, что из-за совмещения в отчете вопросов по охране труда и контролю за соблюдением законодательства о труде, отсутствует точная правовая информация о проделанной работе государственными правовыми инспекторами труда и инспекторами по охране труда. Следовательно, невозможно провести достоверный анализ о работе, выполненной территориальной инспекцией труда.

Главный государственный
правовой инспектор труда
В.Ф.КИЛЫМНИК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru