ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.05.1996 № 577
"О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА, ПОСТРАДАВШИХ ВСЛЕДСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "МАЯК", НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
(вместе с "ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "СОЦИАЛЬНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА, ПОСТРАДАВШИХ ВСЛЕДСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "МАЯК", НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА")
Официальная публикация в СМИ:
"Собрание законодательства РФ", 20.05.1996, № 21, ст. 2505,
"Российская газета" ("Экономический союз"), № 98, 25.05.1996
Срок реализации Программы продлен на 2001 год Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 № 1034
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 1996 г. № 577
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"СОЦИАЛЬНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА, ПОСТРАДАВШИХ
ВСЛЕДСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ "МАЯК", НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
В целях создания условий для безопасного проживания населения в районах, прилегающих к территории производственного объединения "Маяк", и обеспечения социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие деятельности этого объединения, Правительство Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, государственными заказчиками по отдельным направлениям Программы - Министерство Российской Федерации по атомной энергии, органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, и предусматривать при разработке государственных прогнозов социально - экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета выделение необходимых лимитов капитальных вложений и финансовых средств для реализации Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей предусматривать для финансирования мероприятий Программы привлечение средств бюджетов областей и внебюджетных источников.
Председатель
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 13 мая 1996 г. № 577
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА, ПОСТРАДАВШИХ
ВСЛЕДСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ "МАЯК", НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЦИАЛЬНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА, ПОСТРАДАВШИХ
ВСЛЕДСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ "МАЯК", НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
Наименование Программы - Социальная и радиационная реабилитация
населения и территорий Уральского
региона, пострадавших вследствие
деятельности производственного
объединения "Маяк", на период до
2000 года
Дата принятия решения о - распоряжение Совета Министров -
разработке Программы, Правительства Российской Федерации от
дата ее утверждения 2 августа 1993 г. № 1351-р
(наименование и номер Постановление Правительства Российской
соответствующего Федерации от 13 мая 1996 г. № 577
нормативного акта)
Государственные заказчики - Министерство Российской Федерации
Программы по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
(координатор)
Министерство Российской Федерации по
атомной энергии
органы исполнительной власти
Челябинской, Курганской и Свердловской
областей
Основные разработчики - Министерство Российской Федерации по
Программы атомной энергии
Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
Министерство экономики Российской
Федерации
Министерство финансов Российской
Федерации
Министерство здравоохранения и
медицинской промышленности Российской
Федерации
Министерство охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской
Федерации
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации
Министерство социальной защиты
населения Российской Федерации
Государственный комитет санитарно -
эпидемиологического надзора Российской
Федерации
Федеральная служба России по
гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды
Федеральная служба лесного хозяйства
России
Российская академия наук
органы исполнительной власти
Челябинской, Курганской и Свердловской
областей
Цели и задачи Программы - решение проблем, связанных с
обеспечением безопасных условий
проживания в зоне влияния потенциально
опасных ядерных объектов, со снижением
негативных медицинских, социальных и
психологических последствий
радиационного воздействия на
население, проживающее на радиоактивно
загрязненных территориях, с оказанием
ему высококвалифицированной
медицинской помощи, улучшением уровня
жизни пострадавших граждан
Сроки и этапы реализации - 1996 - 2000 годы
Программы I этап - 1996 - 1997 годы
II этап - 1998 - 2000 годы
Перечень подпрограмм и - снижение степени риска возникновения
основных мероприятий радиационных аварий и катастроф,
связанных с деятельностью
производственного объединения "Маяк",
ликвидация источников радиоактивного
загрязнения;
охрана здоровья населения,
подвергшегося радиационному
воздействию;
социально - психологическая
реабилитация пострадавшего населения и
экономическая реабилитация территорий,
подвергшихся радиоактивному
загрязнению;
агропромышленное производство и
лесное хозяйство;
обеспечение экологической и
радиационной безопасности проживания
населения в зоне влияния
производственного объединения "Маяк"
и других ядерных объектов;
научное обеспечение Программы
Исполнители подпрограмм - Министерство Российской Федерации
и основных мероприятий по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
Министерство Российской Федерации по
атомной энергии
органы исполнительной власти
Челябинской, Курганской и Свердловской
областей
территориальные органы Министерства
здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации,
Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации,
Министерства охраны окружающей среды
и природных ресурсов Российской
Федерации, Государственного комитета
санитарно - эпидемиологического
надзора Российской Федерации,
Федеральной службы России по
гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды Российская академия
наук
производственное объединение "Маяк"
Объемы и источники - 1734194,9 млн. рублей, в том числе
финансирования 105824,1 млн. рублей из средств
бюджетов областей и 91600 млн. рублей
из средств внебюджетных источников
Ожидаемые конечные - снижение степени риска возникновения
результаты реализации радиационных аварий и катастроф,
Программы связанных с деятельностью
производственного объединения "Маяк",
ликвидация источников радиоактивного
загрязнения, обеспечение радиационной
и экологической безопасности
проживания населения в зоне влияния
производственного объединения "Маяк" и
других ядерных объектов, улучшение
состояния здоровья и повышение уровня
жизни граждан, проживающих на
территориях, подвергшихся
радиационному воздействию
Система контроля за - контроль за выполнением мероприятий
исполнением Программы Программы осуществляется в порядке,
установленном для контроля за
реализацией федеральных целевых
программ
1. Состояние проблемы
Федеральная целевая программа "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 2 августа 1993 г. № 1351-р и на основе Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Радиоактивное загрязнение Уральского региона, включающего часть территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей (более 23 тыс. кв. км), обусловлено многолетней деятельностью производственного объединения "Маяк", которое являлось источником радиоактивного загрязнения территорий, радиационного воздействия на население и продолжает оставаться потенциально опасным источником возникновения крупных радиационных аварий.
Проводимые производственным объединением "Маяк" работы первоочередной государственной важности, направленные на достижение международного ядерного паритета, сопровождались беспрецедентными в мировой практике радиационными инцидентами и авариями.
Из-за отсутствия надлежащих технологических мер обращения с жидкими отходами радиохимического производства и упрощенного подхода к проблеме утилизации отходов в 1949 - 1956 годах было сброшено 2,75 млн. Ки радиоактивных отходов в используемую населением в хозяйственных целях мелководную реку Теча, являющуюся частью речной системы Исеть - Тобол - Иртыш - Обь.
В результате взрыва в 1957 году одной из емкостей с высокоактивными отходами, ветрового разноса в 1967 году радионуклидов с берегов озера Карачай, используемого для депонирования среднеактивных отходов, газо-аэрозольных выбросов предприятия и постоянного разноса радиоактивных веществ с открытой поверхности водоемов - хранилищ радиоактивных отходов произошло массовое облучение населения Уральского региона и радиоактивное загрязнение значительной части территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Свыше 900 человек, проживавших вдоль реки Теча, получили лучевую болезнь.
Повышенному радиационному воздействию подверглось около 500 тыс. человек, из сельскохозяйственного оборота изъято в Челябинской, Свердловской и Курганской областях 111 тыс. га угодий.
С целью ограничения дальнейшего облучения населения в 1949 - 1962 годах произведено переселение 7969 жителей из 39 населенных пунктов, расположенных вдоль реки Теча, и установлена санитарно - защитная зона площадью 80 кв. км. Для предотвращения дальнейшего загрязнения речной системы в верховьях реки Теча был создан каскад непроточных водоемов - накопителей и были прекращены сбросы в реку Теча значительного количества радиоактивных отходов.
После аварии в 1957 году в производственном объединении "Маяк" на основании оценки радиационной обстановки было эвакуировано население с загрязненных территорий, в 1957 - 1960 годах произведено переселение жителей из 23 населенных пунктов. Введен режим ограничения хозяйственной деятельности на части загрязненной территории, снижен уровень радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции за счет оптимизации землепользования и внедрения специальных технологий, дезактивации части территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, прекращен сброс радиоактивных отходов в реку Теча и создан каскад непроточных водоемов в ее пойме, значительно снижено количество выбросов радионуклидов в атмосферу.
Радиоактивное загрязнение части территорий Уральского региона и многолетняя деятельность производственного объединения "Маяк" отрицательно повлияли на здоровье населения и социально - экономическое развитие региона. Разрушение социально - производственной инфраструктуры, изъятие из землепользования пахотных и пастбищных угодий привели к деформации демографических, миграционных и других социальных процессов на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Принятые до 1992 года меры по ослаблению последствий радиоактивного загрязнения региона не соответствовали реальному экономическому ущербу, не охватили всего пострадавшего населения и не обеспечили в полной мере защиты здоровья населения, экологической и экономической реабилитации загрязненных территорий.
Не направлялись специальные инвестиции на компенсацию ущерба, нанесенного социально - экономической сфере пострадавших районов.
Компенсационные выплаты жителям, предоставление жилья, создание условий жизнедеятельности на новом месте жительства оказались неадекватными фактическому ущербу. Медицинское наблюдение и лечение проводились в недостаточных объемах и не охватывали всего пострадавшего населения.
Действующий в настоящее время режим ограничений сдерживает хозяйственную деятельность и ограничивает нормальную жизнедеятельность населения, проживающего на загрязненных территориях. Вместе с тем эффект привыкания и пренебрежение к основным требованиям режима способствуют дополнительному облучению населения.
Состояние социально - экономической сферы радиоактивно загрязненных районов Челябинской, Курганской и Свердловской областей характеризуется показателями, особенно в сельской местности, более низкими, чем в среднем по этим областям и Российской Федерации в целом.
В населенных пунктах, расположенных на загрязненных территориях, низок уровень материально - технической базы здравоохранения, народного образования, культуры. Жилые дома построены более тридцати лет назад без инженерного обустройства. Слабо развиты сети внутрихозяйственных дорог и газоснабжения, имеются серьезные проблемы в водоснабжении.
Вследствие многолетнего проживания в зоне повышенного радиационного риска при отсутствии объективной информации об опасности у большинства жителей этих районов сформировалась радиофобия. Социально - психологическая ситуация в регионе характеризуется устойчивым состоянием напряженности и тревожности, особенно за судьбы будущих поколений.
Несмотря на значительный объем выполненных реабилитационных работ и технологических усовершенствований, производственное объединение "Маяк" продолжает оставаться потенциально опасным источником радиоактивного загрязнения окружающей среды и радиационного облучения населения.
Накоплено более 600 млн. Ки жидких высокоактивных отходов, которые не могут быть переработаны в полном объеме на действующих установках, около 13 млн. Ки твердых высокоактивных и около 30 тыс. Ки средне- и низкоактивных отходов. В каскаде промышленных водоемов на реке Теча накоплено около 400 млн. куб. м загрязненной воды. Более 120 млн. Ки радиоактивных отходов накоплено в водоемах - хранилищах "Карачай" и "Старое болото".
Теченский каскад водоемов, водоемы - хранилища жидких отходов, емкости - хранилища высокоактивных отходов в настоящее время представляют реальную угрозу для окружающей среды и являются источником повышенного риска для населения.
С целью компенсации ущерба, нанесенного социально - экономической сфере региона, и предотвращения дальнейшего радиоактивного загрязнения в 1993 году была принята Государственная программа Российской Федерации по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на период до 1995 года (далее именуется - Программа 1993 года), в которой предусматривались меры по ликвидации источников радиоактивного загрязнения, осуществлению контроля эколого - радиационной обстановки и радиационной реабилитации территорий, охране здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию.
Одной из главных установок Программы 1993 года была ликвидация сложившегося отставания в развитии социальной и производственной инфраструктуры пострадавших территорий.
Значительная часть финансовых средств была направлена на оснащение действующих медицинских и санаторно - оздоровительных учреждений современным оборудованием и обеспечение их лекарствами, осуществление постоянного контроля за здоровьем пострадавших граждан, их лечение и реабилитацию. В медико - дозиметрические регистры внесены данные на 126174 человека.
Созданы центры детской реанимации, в Челябинской области организуется центр нейтронной терапии на базе Всероссийского научно - исследовательского института технической физики.
Введены в действие жилые дома общей площадью более 119 тыс. кв. м, станция скорой помощи и водолечебница, поликлиники на 1725 посещений в смену, продолжается строительство онкологического диспансера и областного родильного дома в г. Челябинске.
Для контроля эколого - радиационной обстановки организуется радиоэкологический мониторинг, позволяющий следить за степенью загрязнения окружающей среды. Созданы банки данных первичной радиоэкологической информации, крупномасштабные карты плотности загрязнения части пойменных земель реки Теча, ряда населенных пунктов цезием-137.
Выполнен значительный объем работ, направленных на снижение риска возникновения новых аварий и катастроф, ликвидацию источников радиоактивного загрязнения.
Вместе с тем из-за неудовлетворительного финансирования предусмотренные в Программе 1993 года мероприятия по социальной, медицинской и радиационной реабилитации территорий реализованы лишь на 4 - 10 процентов.
Уровень обеспечения населения жильем, медицинскими учреждениями, укомплектования их кадрами медицинских работников остается низким, не хватает медицинского оборудования и лекарственных средств.
Со значительным отставанием осуществлялись мероприятия по снижению неблагоприятного влияния производственного объединения "Маяк" на радиационную обстановку в регионе. В критическом положении находятся радиационно опасные объекты - водоем "Карачай" и Теченский каскад водоемов.
2. Цели Программы
Целями Программы является решение комплекса проблем, связанных с обеспечением безопасных условий проживания в зоне влияния ядерных объектов, со снижением негативных медицинских, социальных и психологических последствий радиационного воздействия на здоровье населения Уральского региона, с оказанием ему высококвалифицированной медицинской помощи, улучшением условий жизни (Приложение № 1).
Указанные цели достигаются путем снижения степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, связанных с деятельностью производственного объединения "Маяк", ликвидации источников радиоактивного загрязнения, создания условий для систематического наблюдения за состоянием здоровья облученных, выявления среди них больных, их лечения и оздоровления, оказания помощи в преодолении психологической напряженности людям, подвергшимся облучению, экономической и социальной реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию, организации системы эколого - радиационного контроля и оздоровления населения пострадавших территорий.
Предусмотренные Программой меры являются продолжением начатых в 1992 году работ по радиационной реабилитации Уральского региона, которые разделены на 2 этапа.
На первом этапе необходимо завершить предусмотренные в Программе 1993 года первоочередные меры по ликвидации последствий аварийных ситуаций и снижению степени риска возникновения новых радиационных аварий и катастроф.
В связи с отсутствием в настоящее время официальных данных по накопленным населением дозам радиационного облучения на первом этапе (1996 - 1997 годы) в качестве критерия проведения реабилитационных мероприятий принимаются уровни радиоактивного загрязнения местности, на втором этапе (1998 - 2000 годы) - показатели расчетных доз облучения населения, подвергшегося радиационному воздействию.
На первом этапе, наряду с проведением практических мероприятий, уточняются карты радиоактивного загрязнения территорий, дорабатывается методика расчета доз облучения населения, проживающего на этих территориях, и на ее основе производятся расчет доз облучения и уточнение численности населения, подвергшегося радиационному воздействию, по категориям, определенным Концепцией радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению, принятой в 1995 году Российской научной комиссией по радиационной защите.
На втором этапе с учетом численности указанных категорий населения уточняется и конкретизируется адресность специализированной медицинской помощи и других мероприятий по социальной защите граждан и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию, продолжаются работы по ликвидации источников радиоактивного загрязнения.
3. Снижение степени риска возникновения
радиационных аварий и катастроф, связанных
с деятельностью производственного объединения "Маяк",
ликвидация источников радиоактивного загрязнения
Предотвращение крупномасштабных радиационных аварий и радиоактивного загрязнения территорий, прилегающих к производственному объединению "Маяк", заключается в решении комплекса технологических и геотехнических задач, направленных на ликвидацию источников риска. К таким источникам относятся технологические емкости с высокоактивными отходами, озеро Карачай, линза радиоактивно загрязненных подземных вод под ним, Теченский каскад промышленных водоемов - хранилищ низкоактивных отходов, грунтовые могильники твердых радиоактивных отходов, интенсивно загрязненные объекты территории промышленной площадки предприятия.
Основой комплексного решения проблемы предотвращения аварий является создание замкнутой схемы обращения с радиоактивными отходами, предусматривающей сокращение объемов хранящихся жидких радиоактивных отходов, концентрирование их на всех уровнях активности с последующим их отверждением и контролируемое технологическое хранение. Это позволит исключить сброс средне- и низкоактивных отходов в поверхностные водоемы, освободить технологические емкости для временного хранения части жидких радиоактивных отходов. После прекращения сбросов жидких радиоактивных отходов в поверхностные водоемы - хранилища предполагается ликвидация водоемов - хранилищ, и в первую очередь водоема "Карачай", упорядочение хранения твердых радиоактивных отходов в грунте.
В Программе предусматривается:
полное закрытие акватории водоема "Карачай";
завершение строительства цеха отверждения жидких среднеактивных отходов;
перевод жидких высокоактивных отходов в безопасную форму методом остекловывания;
ликвидация источников радиоактивного загрязнения территорий (выведенные из эксплуатации и имеющие высокие уровни загрязнения технологические здания);
экологическая реабилитация (ликвидация) водоема № 17, который после ликвидации водоема "Карачай" станет основным источником радиационной опасности;
стабилизация и в дальнейшем снижение уровня воды в Теченском каскаде водоемов для обеспечения их безопасной эксплуатации;
локализация загрязненных подземных вод, сформировавшихся под водоемом "Карачай";
пуск северного "куста" откачных скважин для перехвата потока подземных грунтовых вод и частичного предотвращения проникновения грунтовых вод в каскад водоемов;
строительство очистных сооружений для загрязненных радионуклидами сточных вод промышленной площадки производственного объединения "Маяк".
Кардинальным решением проблемы обеспечения безопасности эксплуатации каскада промышленных водоемов является сооружение Южно-Уральской атомной станции. Ввод в эксплуатацию только одного энергоблока станции позволит стабилизировать уровень воды в водоемах - хранилищах за счет испарения более 7 млн. куб. м воды в год.
4. Охрана здоровья населения, подвергшегося
радиационному воздействию
В Программе предусматриваются следующие мероприятия в области охраны здоровья населения:
повышение эффективности системы контроля за состоянием здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, на базе создания и функционирования специализированных медико - дозиметрических регистров;
создание эффективной системы оздоровления населения, предусматривающей развитие сети и оптимизацию структуры медицинских учреждений;
повышение эффективности профилактики, выявление на ранней стадии и лечение заболеваний, предупреждение инвалидности и реабилитация населения, подвергшегося радиационному воздействию и проживающего на радиоактивно загрязненных территориях;
обеспечение ежегодного осмотра населения, проживающего на загрязненных территориях, диспансеризация и углубленное обследование лиц из групп повышенного риска;
предоставление гражданам специализированной медицинской помощи по наиболее распространенным видам заболеваний.
Для выполнения указанных задач предусматриваются обеспечение лечебно-профилактических учреждений лечебно - диагностической аппаратурой и лекарственными препаратами, создание новых специализированных медицинских учреждений, укомплектование их кадрами специалистов, в частности, развитие Уральского научно - профилактического центра радиационной медицины в г. Челябинске, создание на его базе медицинского реабилитационного центра для лиц, подвергшихся воздействию радиации, укрепление материально - технической базы сети территориальных учреждений здравоохранения для проведения регулярной диспансеризации граждан и их детей, улучшение стоматологической помощи, оказываемой населению пострадавших территорий.
В Программе предусматривается строительство больниц на 1875 коек, поликлиник на 1070 посещений в смену, расширение и реконструкция действующих учреждений здравоохранения, развитие местной оздоровительной базы, дооснащение оборудованием санаторно - курортных учреждений, меры по подготовке и переподготовке медицинских, санитарно - эпидемиологических и фармацевтических кадров, развитие контрактной системы найма.
5. Социально - психологическая реабилитация
пострадавшего населения и экономическая реабилитация
территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению
В настоящее время на территориях Уральского региона, подвергшихся воздействию радиации, социально - психологическая ситуация характеризуется устойчивым состоянием напряженности, тревожности, особенно за судьбы будущих поколений.
Очень важной является проблема медицинской и социальной адаптации детей к условиям проживания на пострадавших территориях. У подавляющего большинства детей снижены устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов, умственная и физическая работоспособность.
В Программе предусматривается решение следующих задач в этой области:
организация службы социально - психологической и правовой поддержки населения загрязненных радионуклидами территорий, ее методологическое обеспечение и сопровождение;
формирование системы отношений со средствами массовой информации, партиями и общественными движениями, культурно - национальными центрами, экологическими организациями;
организация социологического и психологического мониторинга на территориях, подвергшихся радиационному воздействию;
обеспечение социально - педагогической помощи детям и подросткам.
Экономическая реабилитация территорий предусматривает:
повышение благосостояния населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, ликвидацию отставания в социальном развитии пострадавших районов, доведение обеспеченности населения местами в общеобразовательных школах, детских дошкольных учреждениях и клубах до средних показателей по Курганской, Свердловской и Челябинской областям;
обеспечение жителей, подвергшихся воздействию радиации, благоустроенным жильем;
переселение жителей, пострадавших в результате радиационной аварии в производственном объединении "Маяк", в первую очередь эвакуированных и участников ликвидации последствий аварии, из ветхих и аварийных домов в благоустроенные дома;
улучшение обеспечения населения питьевой водой, соответствующей по качеству действующим нормативам, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом, а также инженерного обустройства населенных пунктов.
Планируется строительство жилых домов общей площадью 168,6 тыс. кв. м, общеобразовательных школ на 9268 ученических мест, детских дошкольных учреждений на 1640 мест, домов - интернатов для престарелых на 924 места, газовых сетей протяженностью 408 км.
6. Агропромышленное производство и лесное хозяйство
Радиационные загрязнения, произошедшие в 1957 и 1967 годах, наиболее негативно проявились в сельском хозяйстве. Изъятию из землепользования подверглась значительная часть сельскохозяйственных угодий, на большой территории введены ограничения на производство продукции. Эти ограничения и сдержанная инвестиционная политика в отношении хозяйств, расположенных в загрязненных районах, привели к снижению урожайности и резкому падению производства продукции, экономической отсталости пострадавших хозяйств, сокращению рабочих мест, нарушению социально - демографической структуры сельского населения и снижению уровня его жизни.
В Программе предусматривается:
повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий путем улучшения плодородия почв и применения высокоэффективных приемов агротехники, что позволит снизить попадание радионуклидов в сельскохозяйственную продукцию;
агромелиоративное улучшение естественных кормовых угодий;
создание кормовой базы для молочного скота, принадлежащего населению, использующему в настоящее время заливные и лесные малопродуктивные пастбища, путем залужения пахотных угодий на незагрязненных территориях;
увеличение производства местных органических и минеральных удобрений с использованием их в первую очередь в хозяйствах пострадавших районов;
создание условий для перепрофилирования животноводства, имея в виду максимальное развитие свиноводства и птицеводства как наиболее радиационно безопасных и экономически эффективных отраслей животноводства;
охрана лесов от пожаров, использование лесных площадей для обеспечения потребностей общественных и личных хозяйств в топливе и кормах для животных;
проведение лесопосадок на радиационно опасных территориях в поймах рек Теча и Исеть и в неперспективных в сельскохозяйственном отношении загрязненных угодьях;
стимулирование развития рыбного хозяйства в пострадавших районах;
укрепление областных служб радиационного контроля за содержанием радионуклидов в почве и сельскохозяйственной продукции;
модернизация и перевооружение предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, в том числе с лечебно - профилактическими свойствами.
7. Обеспечение экологической и радиационной
безопасности проживания населения в зоне влияния
производственного объединения "Маяк"
и других ядерных объектов
В области контроля радиационного и химического загрязнения окружающей среды на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в Программе предусматривается:
уточнение границ радиоактивного загрязнения территорий Уральского региона, пострадавших в результате деятельности производственного объединения "Маяк";
завершение создания карт радиоактивного загрязнения территорий Уральского региона;
организация регулярных наблюдений за уровнями радиационного и химического загрязнения окружающей среды;
совершенствование, развитие и кооперирование ведомственных систем наблюдения и контроля состояния окружающей среды;
мониторинг облучения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях;
создание системы комплексного радиационного мониторинга в регионе и единого информационного центра;
контроль за соблюдением нормативов содержания радиоактивных и химических веществ в питьевой воде и продуктах питания;
снижение уровня дозы облучения населения, проживающего в пойме реки Теча;
регулирование гидрологического режима реки Теча посредством отвода излишних паводковых вод из Иртяшско-Каслинской системы озер от реки Теча, снижение выноса радионуклидов в речную систему;
реабилитация поймы реки Теча, в первую очередь в районе села Муслюмово и на участке от Асановских болот до села Муслюмово, с проведением специальных агромелиоративных мероприятий, лесотехнических, гидрологических и природоохранных работ;
организация прямого оперативного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов местного управления в чрезвычайных ситуациях на основе разработки, создания и внедрения прикладных геоинформационных систем с электронными картами.
8. Научное обеспечение Программы
Специфика радиоактивного загрязнения территорий Уральского региона в совокупности со сверхнакоплением радиоактивных отходов на территории промышленной площадки производственного объединения "Маяк" требует комплексного подхода к решению проблем радиоэкологической, медицинской и социальной реабилитации населения и территорий, проведения комплексной оценки ситуации, выявления тенденции ее изменения.
Планируется:
продолжение инженерно - геологических и геофизических изысканий и создание единой системы мониторинга подземных и поверхностных вод в районе производственного объединения "Маяк";
разработка научно обоснованных рекомендаций по локализации линзы загрязненных радионуклидами подземных вод под озером Карачай;
разработка двухстадийной технологии отверждения высокоактивных отходов с использованием прямоточного испарителя и индукционного плавителя с холодным тиглем;
разработка технологий переработки, хранения и захоронения накопленных радиоактивных отходов;
разработка и совершенствование методов комплексного экологического и радиационного мониторинга, в том числе сельскохозяйственных угодий;
комплексное медико - эпидемиологическое исследование влияния радиационного и нерадиационных факторов на здоровье населения и разработка критериев для его оценки;
исследование изменения иммуногематологического статуса, генетических нарушений и других отклонений в состоянии здоровья у потомков лиц, проживавших и проживающих на радиоактивно загрязненных территориях;
разработка рекомендаций по совершенствованию медицинской помощи лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", повышению адаптационных возможностей населения в условиях длительного радиационного и общего техногенного воздействия;
оценка доз облучения населения;
прогнозирование социально - экономического развития территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
разработка рекомендаций по совершенствованию системы социальных гарантий, включающей законодательные и нормативные акты;
разработка технологий получения витаминизированных продуктов питания с улучшенными лечебно - профилактическими свойствами, переработки сельскохозяйственного сырья, загрязненного ксенобиотиками;
разработка руководства по комплексной радиационно - экологической реабилитации и развитию агропромышленного производства на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
9. Международное сотрудничество
Необходимость скорейшего решения проблем, возникших в результате многолетней деятельности производственного объединения "Маяк", их чрезвычайность и сложность требуют расширения международного научно - технического сотрудничества.
В ходе реализации мероприятий по международному сотрудничеству, связанному с радиационной реабилитацией Уральского региона, установлены деловые связи с научными организациями США, Японии, Франции, ФРГ, Австралии, Европейской Комиссией, Всемирной организацией здравоохранения и другими международными организациями. Сотрудничество ведется на основе заключенных межгосударственных и межправительственных соглашений.
В Программе предусматриваются организация и проведение специализированных конференций и совещаний, стажировка российских ученых и специалистов за рубежом, прием зарубежных ученых и специалистов, разработка и реализация совместных проектов в области радиационной реабилитации населения и территорий.
10. Финансирование Программы
Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 1734194,9 млн. рублей, в том числе 1536770,8 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, 105824,1 млн. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 91600,4 млн. рублей за счет внебюджетных источников. Кроме того, на приобретение импортного оборудования и приборов предусматриваются валютные ассигнования в объеме 14 млн. долларов США.
Объем ассигнований на 1996 год составляет 300693,3 млн. рублей, в том числе 252310 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.
Объемы бюджетных ассигнований, предназначенных для реализации Программы, не включают затраты, связанные с предоставлением льгот и компенсаций гражданам, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Объемы финансирования мероприятий Программы представлены в Приложении № 2.
11. Механизм реализации Программы, организация
управления и контроль за ходом ее реализации
Программа реализуется в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Государственными заказчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство Российской Федерации по атомной энергии и органы исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей.
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками. Органами исполнительной власти областей и производственным объединением "Маяк" ежегодно разрабатываются мероприятия по реализации Программы, согласованные с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации.
Координация и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляются Территориальным управлением по радиационной реабилитации Уральского региона Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г. Челябинск), которое работает в тесном взаимодействии с территориальными структурами заинтересованных министерств и ведомств и органами исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей.
В органах исполнительной власти указанных областей выполнение мероприятий Программы организуют отделы (в Свердловской области - дирекция). На них возлагается также контроль за эффективностью работ. Методическое руководство деятельностью этих отделов (дирекции) осуществляет Территориальное управление по радиационной реабилитации Уральского региона Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Руководство научным обеспечением Программы осуществляет региональный научный совет, входящий (на правах секции) в научно - технический совет Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Тематический план научных исследований утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством Российской Федерации по атомной энергии и органами исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей в установленном порядке.
Финансирование научных работ производится на основе договора между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством Российской Федерации по атомной энергии и органами исполнительной власти указанных областей. Отчеты о научных исследованиях по основным направлениям и предложения по внедрению их результатов представляются поэтапно в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство Российской Федерации по атомной энергии.
Порядок финансирования и учета расходов на выполнение Программы, а также составления отчетности об использовании выделенных на ее реализацию средств определяется нормативными документами Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства Российской Федерации по атомной энергии и Государственного комитета Российской Федерации по статистике.
Порядок и механизм управления реализацией Программы могут уточняться на основании совместных решений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства Российской Федерации по атомной энергии и органов исполнительной власти Челябинской, Курганской и Свердловской областей. Контроль за выполнением Программы осуществляется государственными заказчиками.
Государственные заказчики ежегодно, до 1 февраля, представляют в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ по Программе и об эффективности использования бюджетных и других средств.
12. Оценка ожидаемой эффективности
и социально - экономических последствий
реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается снижение степени риска возникновения радиационных аварий и катастроф, оздоровление населения районов, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии в производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, снижение возможных негативных последствий радиационного воздействия на здоровье граждан, повышение качества медицинской помощи, оказываемой населению, и улучшение условий проживания граждан на пострадавших территориях.
Приложение № 1
к Федеральной целевой программе
"Социальная и радиационная
реабилитация населения и территорий
Уральского региона, пострадавших
вследствие деятельности
производственного объединения
"Маяк", на период до 2000 года"
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЦИАЛЬНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА, ПОСТРАДАВШИХ
ВСЛЕДСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ "МАЯК", НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
<*> - Источники финансирования строительства первого блока ЮАС определяются отдельным решением Правительства Российской Федерации.
Приложение № 2
к Федеральной целевой программе
"Социальная и радиационная
реабилитация населения и территорий
Уральского региона, пострадавших
вследствие деятельности
производственного объединения
"Маяк", на период до 2000 года"
ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЦИАЛЬНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА, ПОСТРАДАВШИХ
ВСЛЕДСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ "МАЯК", НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"