ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы администрации Челябинской области от 29.08.1996 № 505
"О ПРОГРАММЕ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 - 2000 ГОДЫ"
(вместе с "ПРОГРАММОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 - 2000 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законов и нормативных правовых актов Челябинской области", № 8, 1996 г.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 1996 г. № 505
О ПРОГРАММЕ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 1996 - 2000 ГОДЫ
В целях упорядочения работы по развитию агропромышленного производства в Челябинской области, реализации Указа Президента РФ "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" от 16.04.96 № 565,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить "Программу стабилизации и развития агропромышленного производства Челябинской области на 1996 - 2000 годы" (прилагается).
2. Начальнику главного финансового управления администрации области Прокину А.Е. определить источники финансирования и предусмотреть поэтапное выделение средств ГУП "Департамент сельского хозяйства" на компенсацию расходов, связанных с подготовкой, изданием и тиражированием "Программы стабилизации и развития агропромышленного производства Челябинской области на 1996 - 2000 годы".
3. Поручить ГУП "Департамент сельского хозяйства" (Жданов И.Г.) тиражирование программы и доведение ее до сельхозпроизводителей.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области, исполнительного директора ГУП "Департамент сельского хозяйства" Жданова И.Г.
Исполняющий обязанности
Главы администрации
Челябинской области
В.ХРИСТЕНКО
Приложение
к постановлению
Главы администрации
Челябинской области
от 29 августа 1996 г. № 505
ПРОГРАММА СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 1996 - 2000 ГОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Программа стабилизации и развития агропромышленного производства Челябинской области на 1996 - 2000 годы учитывает общие положения программы аграрной реформы в Российской Федерации. В то же время она отличается от общей программы тем, что учитывает естественно - исторические и экономические условия Челябинской области в плане специализации сельскохозяйственного производства, формирования многоукладности аграрной экономики и сельскохозяйственной кооперации, развития рыночных отношений, вклада промышленных предприятий и коммерческих структур в развитие сельскохозяйственного производства. В программе находят отражение положения Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе".
АГРАРНАЯ РЕФОРМА
И СОСТОЯНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Аграрная реформа привела к коренным социально - экономическим изменениям на селе. За 1992 - 1995 годы 88 % совхозов, колхозов, других государственных сельскохозяйственных предприятий преобразованы в предприятия с коллективно - долевой и частной собственностью на землю и имущество.
Основными формами хозяйствования стали акционерные общества и товарищества (78 %), совхозы и колхозы (8 %), ассоциации крестьянских хозяйств (5 %), государственные сельскохозяйственные предприятия (4 %), коллективные предприятия (2 %), и сельхозкооперативы (2 %).
На 1 января 1996 года количество крестьянских (фермерских) хозяйств составило 6408, в их собственность передано более 7 % сельхозугодий области. Расширился мелкотоварный сектор путем выделения земель личным подворьям населения, развития садоводческих и огороднических кооперативов.
В агропромышленном комплексе созданы основы многоукладной экономики, за предприятиями в законодательном порядке закреплено право выбора форм хозяйствования, определения направлений и объемов производства, распоряжения своей продукцией и доходами.
Однако цели аграрной реформы в силу ряда объективных и субъективных причин пока не достигнуты. Основными характерными причинами, сдерживающими ход реформы являются: неустойчивость производственно - хозяйственных связей, инфляция, ограниченное государственное кредитование, низкая дисциплина взаиморасчетов, пробелы в аграрном законодательстве и другие.
Многие сельскохозяйственные предприятия оказались неготовыми вести производство в условиях острой конкуренции с зарубежными и отечественными поставщиками продовольствия и готовых продуктов питания, избрав основной рыночной стратегией - стратегию на выживание.
Общий объем валовой продукции сельского хозяйства области в сопоставимых ценах 1983 года составил в 1995 году 57 % к уровню 1990 года. Сложившаяся тенденция немногим лучше ситуации, чем в Российской Федерации и Уральском экономическом районе.
За 1991 - 1995 годы сократилось производство зерна, картофеля и овощей, уменьшились заготовки грубых и сочных кормов в основном из-за неблагоприятных климатических условий 1991 и 1995 годов (табл. 1). Мероприятия, предусмотренные Комплексной программой повышения плодородия почв Челябинской области, в полном объеме не выполнены. Внесение органических удобрений уменьшилось с 6,5 млн. т в 1990 г. до 1,1 млн. т в 1995 г. Минеральных удобрений в 1990 г. было внесено 108 тыс. т, в истекшем - 8 тыс. т. В расчете на один гектар посевной площади в 1995 году внесено 3 кг минеральных удобрений в действующем веществе против 40 кг в 1990 году (табл. 2).
Недопустимо упрощаются технологии возделывания культур, нарушаются севообороты, снижаются объемы проведения сортосмены и сортообновления.
Не менее 50 процентов водозаборных сооружений, насосных станций, распределительных, участковых и полевых трубопроводов, дождевальных машин требует ремонта или реконструкции.
Произошло сокращение объемов производства в животноводческих отраслях, так реализация скота и птицы снизилась на 27, производство молока - 23, яиц - 34 процента. Уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец и птицы и снизилась их продуктивность (табл. 3).
Снижается производственный потенциал отраслей агропромышленного комплекса. Энергооснащенность на 100 га сельхозугодий составила в 1995 году против 1990 года 85 %, энерговооруженность на 1 работника 83 %. Износ машинотракторного парка составляет от 32 до 41 процента (табл. 4, 5).
Уровень потребления основных видов продуктов питания в обследуемых семьях по данным облкомстата составил в среднем на одного человека в сутки 2481 кКал в 1991 году и 2322 кКал в 1994 году. В то же время в структуре суточных рационов произошло сокращение доли белков животного происхождения за счет увеличения доли углеводов и растительных белков.
Объем капитальных вложений в развитие сельскохозяйственного производства области в 1995 году составил менее 4 процентов от объемов выполненных работ в 1991 году (табл. 6).
Это вызывает необходимость разработки научно - обоснованных мер по выводу отраслей АПК из кризиса и создание условий эффективного функционирования всех форм хозяйствования на селе.
СТРАТЕГИЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ
Цель продолжения аграрной реформы - придание сельскому хозяйству статуса приоритетной отрасли, создание организационно-экономических, финансовых и правовых условий для эффективного ведения агропромышленного производства, охрана природных ресурсов и защита окружающей среды и обеспечения на этой основе гарантированного снабжения населения области продуктами питания в основном за счет внутриобластного производства.
Основными направлениями в дальнейшем реформировании агропромышленного комплекса области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" является:
- содействие созданию и деятельности эффективных хозяйственных структур в агропромышленном комплексе и поддержке сельскохозяйственных организаций независимо от их организационно-правовых форм;
- государственное финансирование структурной перестройки организаций агропромышленного комплекса, а также претворение необходимых мер по санации убыточных сельскохозяйственных предприятий, информационное и кадровое обеспечение аграрной реформы за счет средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников;
- ориентация на эффективное сочетание функционирования крупных высокомеханизированных предприятий со средними и мелкими предприятиями, наиболее гибко реагирующими на рыночную конъюнктуру;
- развитие кооперативных отношений в агропромышленном комплексе, в том числе поддержка создания сельскохозяйственными производителями производственных перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, кредитных, страховых и других видов кооперативов.
Земледелие и растениеводство
Комплексная программа "Повышение плодородия почв Челябинской области" является базовой для выполнения задач по обеспечению стабильного производства продукции земледелия и животноводства. На выполнение программы необходимо ежегодное финансирование не менее 163 млн. рублей в ценах 1991 года из различных источников.
Необходимо повсеместное освоение адаптивно-ландшафтных систем земледелия, переход к которым предусматривает выполнение следующих работ:
- сплошная инвентаризация земель и их производственное использование в зависимости от реального плодородия почв;
- оптимизация структуры пашни (табл. 9), посевов зерновых и кормовых культур на основе подбора наиболее адаптивных к местным условиям видов и сортов растений;
- организация территорий хозяйств на ландшафтно-контурной основе с учетом гидрологического и ветрового режима местности (полей, рабочих участков);
- корректировка систем севооборотов, обработки почвы и удобрений при контурно - ландшафтной организации территории.
Приоритетным направлением остается реабилитация территории в зоне действия ПО "Маяк".
Для поддержания баланса гумуса предусматривается довести применение органических удобрений до 7,5 млн. т в 2000 г. (табл. 2). Для повышения плодородия и лучшего сохранения влаги в почве необходимо использовать излишки соломы в качестве органического удобрения.
В условиях недостатка питательных элементов в почве обязательным элементом технологии становится рядковое внесение фосфорных удобрений в степи по 10 - 15 кг д.в. на гектар, в южной лесостепи - 20, в северной лесостепи - до 20 - 40 кг д.в./га. Азотными удобрениями необходимо обеспечить посевы озимых, многолетних трав и повторные посевы зерновых в дозах не менее 30 кг д.в. на гектар.
Химическую мелиорацию почв (гипсование солонцовых почв и известкование кислых почв) необходимо обеспечить на площади 24 тыс. га к 2000 году (табл. 2).
Особое внимание предусматривается обратить на комплекс работ по защите растений от сорняков (табл. 10) в первую очередь за счет освоения и строго соблюдения системы зернопаровых севооборотов. В целях стабилизации и увеличения производства зерна намечено сохранить площади посевов зерновых культур к 2000 году на уровне 1,4 млн. га, за счет управляемых факторов обеспечить среднюю урожайность зерновых - 15 ц/га и валовый сбор зерна - 2,2 млн. т (табл. 1).
В целях укрепления кормовой базы животноводства предусматривается выделить к концу периода под кормовой клин 900 тыс. га пашни, что позволит довести валовой сбор кормов до 1260 тыс. тонн к. ед. (табл. 1).
Для гарантированного производства картофеля и овощей намечается повысить урожайность картофеля и овощных культур во всех категориях хозяйств к 2000 году соответственно до 105 и 164 ц/га и довести их валовые сборы соответственно до 704 и 230 тыс. т (табл. 1).
В соответствии с постановлением Главы администрации от 6.12.1995 № 565 "О поддержке садоводства и огородничества в Челябинской области" дальнейшее развитие садоводства и огородничества предусмотрено осуществить за счет бюджетного финансирования работ по созданию маточно - семейных насаждений, развития материально - технической базы питомническо - садовых хозяйств, а также оказания финансовой помощи областному союзу садовых товариществ, включая мероприятия по развитию его инфраструктуры.
Животноводство
Рост объемов производства животноводческой продукции предусматривается за счет увеличения численности скота и птицы, повышения их продуктивности, совершенствования племенной работы, улучшения воспроизводства маточного стада, повышения технологической дисциплины и уровня зооветеринарного обслуживания отрасли.
Намечено продолжить работу по структурному преобразованию в животноводстве. С учетом территориальных особенностей и рыночных условий будет обеспечиваться ускоренное развитие отраслей, которые наиболее выгодны (животноводческие комплексы и птицефабрики, молочное скотоводство в районах, прилегающих к городам и промышленным центрам, мясное скотоводство в хозяйствах южной части области, организация новых свиноводческих ферм в зернопроизводящих районах).
В 2000 году планируется довести реализацию скота и птицы в живой массе до 277 тыс. т, производство молока - 870 тыс. т, яиц - 950 млн. штук и шерсти в физическом весе - 2200 тонн (табл. 3).
Производство товарной рыбы достигнет к 2000 году 3250 тонн при расширении производственно - селекционной деятельности Аракульского рыборазводного завода с годовым выпуском личинки сиговых 150 - 200 млн. штук и годовиков - 30 - 40 млн. штук, реконструкции прудовых площадей до 5,0 тыс. га и понтонных садковых линий до 2,5 тыс. тонн (табл. 11).
Для обеспечения эпизоотического благополучия общественного животноводства, скота крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан необходимо постоянно осуществлять своевременное проведение профилактических прививок и обработок, диагностических исследований всех видов скота и птицы, улучшение ветеринарно - санитарного состояния животноводческих ферм. Потребность в финансовых ресурсах на проведение ветеринарных мероприятий приведена в таблице 12.
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Важнейшим условием улучшения снабжения населения продовольствием является развитие пищевой, перерабатывающей промышленности и базы хранения. Требуемый объем капитальных вложений (в действующих ценах 1996 года) на строительство и реконструкцию пищевых предприятий 110 млрд. руб., плодоперерабатывающих предприятий - 69 млрд. руб., на развитие индустрии детского питания - 84 млрд. руб.
Приоритетное развитие мясоперерабатывающей промышленности будет направлено на глубокую комплексную переработку сырья, на освоение новых видов продукции повышенного качества с удлиненными сроками хранения (табл. 13).
В молочной промышленности предусматривается изменение структуры использования сырья, расширение ассортимента и улучшения качества продукции, увеличение выпуска продовольственных товаров в мелкой расфасовке путем реконструкции и технического перевооружения производства.
Намечается к 2000 году обеспечить спрос населения на кондитерские, макаронные, водку и ликеро - водочные изделия, крупы, маргариновую и другую продукцию (табл. 13).
Развитие хлебопекарной промышленности ориентируется на областную потребность в хлебобулочных изделиях. Наиболее важными проблемами являются восстановление управления отраслью и реконструкция действующих предприятий в гг. Челябинске, Пласте, Чебаркуле, Кыштыме, Сатке, а также окончание строительства новых заводов в гг. Челябинске, Симе, Еманжелинске, Карабаше, Златоусте.
Мелиорация
В соответствии с постановлением Главы администрации области от 06.07.1994 № 507 "О схеме управления мелиорацией Челябинской области" и в целях снижения влияния природных факторов необходимо провести неотложные мелиоративные мероприятия: восстановление оросительных и осушительных систем, реконструкция крупных межхозяйственных сооружений и насосных станций (табл. 14, 15).
Для этого в соответствии с Федеральным законом "О мелиорации земель" от 8 декабря 1995 года необходимо:
- принятие областного нормативного документа о мелиорации;
- утверждение региональной программы в области мелиорации как составной части программы повышения плодородия почв на 1996 - 2000 годы;
- финансирование затрат на мелиорацию земель.
Восстановление нормального функционирования оросительных систем позволит выйти на уровень урожайности 200 - 220 ц/га овощей, 60 - 70 ц/га сена многолетних трав, 300 - 350 ц/га кукурузы на зеленый корм.
Агролесомелиорация
Для возрождения экологической устойчивости агроландшафтов предусматривается за 1996 - 2000 годы провести лесовосстановительные работы на площади 37,2 тыс. га, создать полезащитные лесные полосы на площади 316 га (табл. 16, 17). Действующую расчетную лесосеку по рубкам главного пользования выдерживать в размере не более 1,1 млн. куб. м, исключая ее проведение в лесостепной и степной зонах.
Общие затраты на выполнение программы составят 55,2 млрд. руб. в ценах 1995 года.
Сохранение животного мира
Для сохранения и увеличения богатств животного мира необходима долговременная программа развития охотничьего хозяйства с потребностью в финансировании в размере 500 млн. руб. ежегодно (табл. 18).
Капитальное строительство
Объем инвестиций в агропромышленном комплексе предусматривается к 2000 году в размере 370 млн. рублей в ценах 1991 г. (табл. 6, 7). Капитальные вложения будут направлены на развитие и реконструкцию производственных фондов в сельском хозяйстве, строительство газопроводов и перевод угольных котельных на газ, строительство внутрихозяйственных дорог и мостов, развитие связи и электрификацию села.
На реализацию социальных программ предусматривается направить до 34 % или 126 млн. руб. объема капитальных вложений, в то время как потребность - 1,1 млрд. руб. ежегодно в ценах 1991 года (табл. 8).
Финансирование осуществляется исходя из возможностей и наполнения бюджета области на эти цели, инвестиционного кредита и лизингового фонда на конкурсной и возвратной основе, а также средств предприятий, частных и иностранных инвесторов.
Финансирование строительства перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию заводов, цехов необходимо вести только на возвратной основе при наличии заключения экспертизы о целесообразности и гарантии возврата средств, с учетом географии размещения и наличия рынков сбыта производимой продукции.
Механизация и сервисное обеспечение
Технический и технологический уровни сельскохозяйственного производства являются главными факторами восстановления и развития продовольственной базы области. Основой технической политики в аграрном секторе должны стать:
- внедрение энерго-, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
- осуществление протекционизма производств базовых машин для выполнения технологических процессов в растениеводстве и животноводстве за счет разработки программы регионального сельхозмашиностроения в рамках ассоциации "Большой Урал";
- реформирование ремонтно - обслуживающей базы путем создания дилерских предприятий, машинно - технических (машинно - прокатных) станций, центров технического сервиса.
Для освоения новых технологий необходимо увеличение тракторного парка на 7600 штук, зерноуборочных комбайнов - 5250 штук. Для обеспечения минимальной потребности в сельскохозяйственной технике требуется финансовых ресурсов из всех источников 3,86 трл. рублей, в том числе на увеличение количества тракторов - 830 млрд. рублей, зерноуборочных комбайнов - 930 млрд. рублей, сельскохозяйственных машин - 2,1 трл. рублей.
Важнейшим направлением деятельности по повышению технической оснащенности сельского хозяйства является совершенствование лизинговых отношений на основе создания лизинговых компаний, региональных технических центров, представляющих технику потребителям.
Энергетика
Для обеспечения энергоресурсами и их экономного расходования в производстве необходимо:
- разработать программы обеспечения и сбережения энергоресурсов;
- поэтапно перейти от фидерного учета расчета на групповой учетный, а в дальнейшем - объектный по фактическому двухтарифному электропотреблению с отказом от оптовой перепродажи электроэнергии через сельских товаропроизводителей;
- сохранить и оптимизировать льготный тариф на энергоресурсы для сельских товаропроизводителей и обслуживающих их организаций на производственные нужды, в том числе для тепловых целей;
- перейти на обоснованное сочетание централизованного и децентрализованного теплоснабжения производственных объектов и жилья, исключив протяженные, неэффективные теплотрассы, разрешить использование на отдаленных объектах электроотопления, расширить использование ночных минимумов электропотребления;
- внедрять вместо центральных сельских котельных микро - ТЭЦ, позволяющих обеспечить комбинированную выработку электрической и тепловой энергии.
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Антикризисные меры направлены на создание условий для функционирования предприятий агропромышленного комплекса, позволяющих вести расширенное воспроизводство и решать социальные проблемы.
Формирование и насыщение
продовольственных рынков
Одним из основных условий стабилизации производства продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями области является создание надежной, регулируемой рыночной инфраструктуры через формирование и поэтапное развитие системы оптовых продовольственных рынков разных уровней.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1994 № 1121 "О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков" их формирование и развитие предусматривает:
- подготовку нормативной базы формирования, функционирования оптовых продовольственных рынков области, их видов, механизма государственной поддержки и экономического регулирования их деятельности;
- создание областного оптового продовольственного рынка;
- ежегодное установление квот на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральные и региональные продовольственные фонды и распределение их на конкурсной основе среди сельских товаропроизводителей, а также гарантированного уровня закупочных цен, обеспечивающего возмещение материальных затрат и получение минимального уровня дохода товаропроизводителями;
- введение залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией.
Разработанными балансами потребления, производства, ввоза и вывоза зерна, мясных и молочных продуктов предусмотрено сохранить или даже несколько снизить объемы ввоза зерна (табл. 20) и молочных продуктов (табл. 21) к 2000 году по сравнению с 1991 годом. Ввоз мяса и мясопродуктов к концу расчетного периода намечено увеличить почти на 12 процентов (табл. 22).
Потребление основных видов продовольствия к 2000 году возрастает по расчету практически до уровня 1991 года, а по потреблению хлеба и хлебобулочных изделий, картофеля и овощей превысит существующий уровень.
При этом, к концу расчетного периода удельный вес завозимых продуктов питания в общих объемах потребления в расчете на человека составит: мяса 33 процента, молока - 23,5 и яиц - 7,2 процента. Картофелем и позднеспелыми овощами намечено обеспечить потребности населения в основном за счет внутриобластного производства (табл. 23).
Балансами предусмотрено сокращение тенденции вывоза зерна и ряда другой продукции в другие районы Российской Федерации. Это потребует реорганизации системы закупок сельхозпродукции, увеличения их объемов и повышения товарности продукции сельхозпредприятий всех форм собственности.
Квоты закупок и поставок сельскохозяйственной продукции собственного производства (табл. 24) по гарантированным закупочным ценам должны обеспечивать минимальные первоочередные потребности в продуктах питания. По расчетам потребности дошкольных учреждений, больниц, интернатов, домов престарелых и других аналогичных учреждений и заведений на 1996 год составляют: мяса и мясопродуктов (в убойном весе) - 28,4 тыс. тонн, молокопродуктов (в пересчете на молоко) - 368 тыс. тонн, яйцепродуктов - 174 млн. штук, продовольственного зерна (для всего населения) - не менее 600 тыс. тонн, в том числе пшеницы - 450 - 500 тыс. тонн (табл. 25, 26, 27).
Экономическое регулирование
агропромышленного производства
Экономическое регулирование агропромышленного производства основывается на государственном протекционизме (субсидирование, налоговое и инвестиционное стимулирование).
Государственная защита и поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей предусматривает решение следующих задач:
- регулирование цен на энергоносители;
- развитие регионального лизингового фонда по обеспечению товаропроизводителей сельскохозяйственной техникой и оборудованием, племенным скотом и птицей на условиях лизинга;
- содействие приоритетному развитию агропромышленного комплекса с выделением необходимых финансовых средств.
В качестве государственной поддержки сельскохозяйственного производства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1996 года № 135 "О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году" предусматривается осуществление поставок на условиях товарного кредита в счет закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на конкурсной основе в федеральный и областной фонды:
- нефтепродуктов;
- минеральных удобрений и средств защиты растений;
- сельскохозяйственной техники и машин;
- запасных частей и других материальных ресурсов;
- ветеринарных препаратов;
- комбикормов животноводческим комплексам и птицефабрикам;
- кормовой рыбы звероводческим хозяйствам.
На 1996 - 2000 годы предусматриваются меры государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса:
- дотации на поддержку племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведение элитного семеноводства;
- дотации на продукцию животноводства и птицеводства;
- компенсации затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, специализирующимся на размножении семян овощных культур;
- компенсации затрат на электрическую, тепловую энергию, природный газ и другие виды топлива, используемые на технологические нужды при выращивании овощей в защищенном грунте на специализированных сельскохозяйственных предприятиях;
- дотация за шерсть, поставляемую в государственные ресурсы;
- компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, химических и биологических средств защиты растений;
- покрытие части расходов, связанных с повышением плодородия почв, имея в виду компенсацию части средств землепользователей, затраченных на первичное окультуривание мелиорируемых земель;
- частичная компенсация стоимости комбикормов и кормовой рыбы, закупаемых крупными животноводческими комплексами и птицефабриками, племенными и звероводческими хозяйствами;
- компенсация части страховых платежей сельскохозяйственным товаропроизводителям, заключившим договоры страхования посевов сельскохозяйственных культур.
На мероприятия по развитию сельскохозяйственного производства необходимо ежегодно в первом полугодии выделение финансовых ассигнований пропорционально поступающим доходам в областной бюджет.
Необходима разработка областной инвестиционной программы на 1996 - 2000 годы агропромышленного комплекса на жилищное строительство, на производственное строительство, на развитие индустрии детского питания и др.
Целевые средства, предусмотренные бюджетом на затраты капитального характера, направляются прежде всего на проведение мелиоративных работ, строительство важнейших водохозяйственных объектов, выполнение крупных природоохранных мероприятий, закладку многолетних насаждений, развитие материально- технической базы племенных и семеноводческих хозяйств, а также высших и средних учебных заведений и подведомственных организаций, определяющих научно - технический прогресс в отрасли. Бюджетные средства размещаются на возвратной и конкурсной основе для индивидуального строительства и приобретения жилья населением, расширения и реконструкции сельскохозяйственных и перерабатывающих производственных объектов, межфермерскую кооперацию.
Оказание поддержки в создании с участием государственных структур акционерных, кооперативных и других форм собственности машинно-технологических станций по обслуживанию сельскохозяйственных производителей с использованием для этих целей лизингового фонда.
Земельные отношения
Главной целью земельных преобразований является обеспечение рационального использования и охраны земель, создание правовых, экономических, организационно - технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, равноправного развития различных форм хозяйствования на земле.
Для осуществления этого необходимо:
- ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель по каждому землепользователю;
- включение каждого участка земли в областную или районную систему ведения сельского хозяйства;
- создание и введение механизма экономического стимулирования поддержания и повышения плодородия почв с компенсацией государством затрат на эти мероприятия за счет земельного налога;
- удовлетворение потребностей граждан в земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, индивидуального жилищного строительства.
Правовой статус и порядок использования федеральных, областных и муниципальных земель, а также контроль за использованием и охраной земель определяется Земельным кодексом Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации и другими нормативно - правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области.
Усиление антимонопольной политики
Основные направления предусматривают:
- внесение предприятий обслуживающих, перерабатывающих и пищевых отраслей АПК, контрольный пакет акций которых не принадлежит сельхозтоваропроизводителям, в Государственный Реестр предприятий - монополистов для осуществления контроля за их деятельностью и ослабления монопольного влияния на сельскохозяйственное производство;
- обеспечение мер по выпуску дополнительных акций приватизированных перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса и передаче контрольного пакета акций этих предприятий сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Кооперация и агропромышленная интеграция
Для стимулирования привлечения средств промышленных предприятий и предпринимательских структур в сельскохозяйственное производство на долгосрочной основе необходимо:
- создание и развитие агропромышленных структур, включающих перерабатывающие и обслуживающие предприятия, финансово - промышленные группы на региональном и межрегиональном уровнях;
- развитие промысловой и потребительской кооперации для сбыта сельскохозяйственной продукции, оказание помощи в этом деле личным подсобным хозяйствам граждан и садово - огородным товариществам;
- участие промышленных предприятий в увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции по трем направлениям:
а) привлечение средств промышленных предприятий и предпринимательских структур в долевое участие с сельскими товаропроизводителями в создание предприятий по переработке шерсти, шкур сельскохозяйственных животных, особенно мелких, мясо - костной муки и т.д.;
б) организация некоммерческих агропромышленных союзов и ассоциаций, создание акционерных обществ по выращиванию и переработке кормов, а затем производящих и реализующих мясо свиней и крупного рогатого скота;
в) поддержание инициативы промышленных предприятий по расширению числа подобных сельских хозяйств.
Развитие личных подсобных хозяйств (ЛПХ)
Для развития ЛПХ населения необходимо:
- восстановление системы заготовительных пунктов потребкооперации, приемных пунктов перерабатывающих предприятий на селе, организация первичной переработки сырья (сепараторы, маслобойки, коптильни);
- организация кооперативной торговли непосредственно в населенных пунктах, в том числе в обмен на сельскохозяйственную продукцию;
- выделение ссуд для покупки кормов, техники, строительных материалов (в том числе под закуп продукции);
- развитие договорных связей между сельхозпредприятиями и ЛПХ по производству и реализации продукции, в том числе на основе арендных отношений.
Развитие потребительской кооперации
Для укрепления потребительской кооперации по сложившимся направлениям необходимо заключение долговременного соглашения о взаимоотношениях между администрацией области и облпотребсоюзом на 1996 - 2000 годы, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.1994 № 24 "Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации" и соглашением о взаимоотношениях Правительства Российской Федерации с Центросоюзом Российской Федерации на 1996 год, предусматривающего распространение на потребительскую кооперацию мер государственной поддержки, установленных для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Система управления
Реформирование системы управления АПК необходимо вести по следующим направлениям:
- организационно - правовое оформление и выделение агропромышленного комплекса в единый объект управления на основе действующего законодательства Российской Федерации, принципов добровольности и равенства всех форм хозяйствования;
- передача права управления объектами государственной собственности от областного Комитета по Госимуществу ГУП "Департамент сельского хозяйства";
- внести в областную Думу на утверждение предложения по реализации Указов Президента Российской Федерации и правительственных документов, направленные на обеспечение сельхозтоваропроизводителям области приоритетных прав приобретения контрольных пакетов акций приватизированных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и обслуживающих отраслей, а также преобразования акционерных перерабатывающих предприятий в кооперативные.
Социальное развитие села
В условиях рыночных отношений необходимо создание гарантий социальной справедливости, обеспечивающих выравнивание уровней жизни сельских жителей и городского населения области. Первоочередными мерами являются:
- выделение средств на содержание социальной инфраструктуры, передача этих объектов органам местного самоуправления;
- создание внебюджетных фондов социального развития на жилищное и культурно - бытовое строительство;
- бюджетное финансирование газификации, электрификации, телефонизации, строительства дорог и соцбыта на селе (по ежегодно утвержденным программам исходя из наполняемости бюджета).
Кадровая политика
Кадровое сопровождение аграрной реформы предусматривает:
- развитие системы образовательных и консультационных предприятий, обслуживающих агропромышленный комплекс;
- организация международного сотрудничества в подготовке кадров: стажировки специалистов и руководителей АПК, обучение студентов за рубежом, обмен преподавательскими кадрами, создание совместных с иностранными партнерами учебных и учебно - консультационных центров;
- создание областного внебюджетного фонда подготовки и переподготовки кадров для села.
Научно - техническая и инновационная политика
Поддержка научного обеспечения агропромышленного производства осуществляется путем:
- бюджетного финансирования научно - технологической деятельности и реализации новшеств в производство в размере не менее 3 - 5 % от стоимости валовой продукции сельского хозяйства (на возвратной основе);
- создания нормативной базы формирования регионального внебюджетного фонда науки и технологического развития (НИИОКР) и его целевого использования;
- предоставления целевых дотаций на производственные затраты по освоению ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
- предоставления льгот, закрепленных в законодательных актах, стимулирующих деловую активность в сфере инновационной деятельности.
Научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы по приоритетным направлениям развития науки и техники реализуются через региональные научно - технические программы. Финансирование программ осуществляется по инновационному циклу от идеи до ее коммерческой реализации за счет бюджетных средств, внебюджетных фондов и средств предприятий, организаций, инновационных фондов и банковских кредитов (табл. 28).
В формировании и реализации областных программ Заказчиком и ответственным за их реализацию является ГУП "Департамент сельского хозяйства".
Нормативно - правовое обеспечение
Разработать и принять нормативно - правовые документы, определяющие формирование социально - экономической структуры АПК, функционирование предприятий с разными формами собственности, организации производства, труда и управления.
Это обеспечит создание необходимых предпосылок для перехода агропромышленного комплекса в режим устойчивого развития.
Заместитель
Главы администрации
Челябинской области,
исполнительный директор ГУП
"Департамент сельского хозяйства
Челябинской области"
И.ЖДАНОВ
Исполняющий обязанности
председателя Комитета экономики
администрации
Челябинской области
Л.ГАЛКИНА
Таблица № 1
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА
------------------------------T------T------T------T------T------¬
¦ Показатели ¦ 1990 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 2000 ¦
¦ и единицы измерения ¦ отчет ¦ прогноз ¦
+-----------------------------+-------------+--------------------+
¦ Зерновые культуры (в весе после доработки) ¦
+-----------------------------T------T------T------T------T------+
¦Все категории хозяйств: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ посевная площадь, тыс. га ¦1478,7¦1416,4¦1404,1¦1420,0¦1450,0¦
¦ урожайность, ц/га ¦ 16,6¦ 5,8¦ 13,8¦ 14,0¦ 15,0¦
¦ валовой сбор, тыс. т ¦2452,6¦ 823,0¦1944,8¦2059,0¦2175,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в т.ч. сельхозпредприятия: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ посевная площадь, тыс. га ¦1478,7¦1246,3¦1234,0¦1250,0¦1280,0¦
¦ урожайность, ц/га ¦ 16,6¦ 6,0¦ 13,9¦ 14,1¦ 15,1¦
¦ валовой сбор, тыс. т ¦2452,6¦ 753,3¦1722,1¦1762,5¦1932,8¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Картофель ¦
+-----------------------------T------T------T------T------T------+
¦Все категории хозяйств: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ посевная площадь, тыс. га ¦ 56,3¦ 66,2¦ 66,0¦ 66,4¦ 67,0¦
¦ урожайность, ц/га ¦ 120,0¦ 68,0¦ 96,7¦ 100,0¦ 105,0¦
¦ валовой сбор, тыс. т ¦ 672,1¦ 449,9¦ 638,1¦ 664,0¦ 704,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в т.ч. сельхозпредприятия: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ посевная площадь, тыс. га ¦ 21,6¦ 8,3¦ 7,9¦ 8,3¦ 8,9¦
¦ урожайность, ц/га ¦ 117,0¦ 56,6¦ 108,3¦ 110,0¦ 112,0¦
¦ валовой сбор, тыс. т ¦ 252,9¦ 47,0¦ 85,6¦ 91,3¦ 100,0¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Овощные культуры ¦
+-----------------------------T------T------T------T------T------+
¦Все категории хозяйств: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ посевная площадь, тыс. га ¦ 8,0¦ 13,9¦ 13,7¦ 13,8¦ 14,0¦
¦ урожайность, ц/га ¦ 224,3¦ 121,7¦ 153,4¦ 155,8¦ 164,3¦
¦ валовой сбор, тыс. т ¦ 179,4¦ 169,2¦ 210,1¦ 215,0¦ 230,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в т.ч. сельхозпредприятия: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ посевная площадь, тыс. га ¦ 6,0¦ 4,3¦ 4,1¦ 4,2¦ 4,4¦
¦ урожайность, ц/га ¦ 212,7¦ 108,4¦ 196,1¦ 200,0¦ 200,0¦
¦ валовой сбор, тыс. т ¦ 127,6¦ 46,6¦ 80,4¦ 84,0¦ 88,0¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦ Кормовые культуры ¦
+-----------------------------T------T------T------T------T------+
¦Все категории хозяйств: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ посевная площадь, тыс. га ¦1142,7¦ 921,4¦ 927,5¦ 900,0¦ 900,0¦
¦ валовой сбор, тыс. т к. ед.¦1997,7¦ 496,5¦ 956,4¦ 973,6¦1260,0¦
L-----------------------------+------+------+------+------+-------
Таблица № 2
ОБЪЕМ АГРОХИМИЧЕСКИХ РАБОТ
------------------------------T------T------T------T------T------¬
¦ Показатели ¦ 1990 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 2000 ¦
¦ и единицы измерения ¦ отчет ¦ прогноз ¦
+-----------------------------+------T------+------T------T------+
¦Внесение минеральных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦удобрений, (в д.в.), тыс. т ¦ 108,1¦ 7,78¦ 20,0¦ 55,0¦ 120,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Внесение органических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦удобрений, тыс. т ¦6501,0¦1095,2¦4000,0¦5000,0¦7500,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Известкование, тыс. га ¦ 16,1¦ 0,6¦ 5,0¦ 7,0¦ 18,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Гипсование, тыс. га ¦ 5,8¦ 0,2¦ 1,0¦ 2,0¦ 6,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦КАХОП, тыс. га ¦ 10,5¦ - ¦ - ¦ 15,0¦ 80,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Внесение торфа, тыс. т ¦ 168,0¦ 89,0¦ 120,0¦ 130,0¦ 180,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Коренное улучшение и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦перезалужение, тыс. га ¦ 30,6¦ 2,2¦ 5,0¦ 10,0¦ 30,0¦
L-----------------------------+------+------+------+------+-------
Таблица № 3
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА
ДО 2000 ГОДА