Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОТЧЕТ Челябинской областной Думы от 21.11.1996
"О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ) ПЕРВОГО СОЗЫВА ЗА ПЕРИОД С МАЯ 1994 ПО ДЕКАБРЬ 1996 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
"Челябинский рабочий", № 218, от 21.11.1996






ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ОТЧЕТ
от 21 ноября 1996 года

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ) ПЕРВОГО СОЗЫВА
ЗА ПЕРИОД С МАЯ 1994 ПО ДЕКАБРЬ 1996 ГОДА

Прошло два с половиной года с тех пор, как избрана и действует областная Дума первого созыва, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации осуществляющая собственное правовое регулирование - принятие законов и иных нормативных правовых актов. Несмотря на сравнительно короткий срок своего существования, областная Дума предприняла конкретные действия по укреплению системы государственной власти, созданию общего правового пространства, сумела накопить определенный опыт законотворческой работы.
В мае 1994 года в Челябинскую областную Думу было избрано 15 депутатов. Председателем областной Думы стал Скворцов В.Н., который проработал в этой должности до декабря 1995 года. 21 декабря 1995 года председателем областной Думы был избран Давыдов В.Ф. Первым заместителем председателя областной Думы в мае 1994 года избран Клюев Ф.Н., заместителем председателя областной Думы по вопросам экономики в январе 1996 года был избран Буравлев В.И., исполняющим обязанности заместителя председателя областной Думы работает Саломаткин А.С. Все депутаты имеют высшее образование, в том числе трое - юридическое. Один депутат имеет ученую степень доктора юридических наук, один - кандидата педагогических наук. Средний возраст - 44 года. Среди них работники промышленности, строительства, сельского хозяйства, сферы образования и здравоохранения, представители правоохранительных органов. Качественный состав депутатов позволяет решать сложные вопросы, входящие в компетенцию законодательного органа власти.
Областная Дума избрала из числа депутатов постоянные комиссии: мандатную; по финансово - бюджетной и социальной политике; по законодательству, местному самоуправлению и региональной политике; по экономической политике. Работа Думы строится на основе программы законотворческой деятельности. В ней определены приоритетные направления: в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития области; в вопросах формирования областного бюджета; финансового, валютного, денежно - кредитного регулирования в пределах полномочий области; государственного строительства, содействия организации местного самоуправления.
За период с мая 1994 года по ноябрь 1996 года областной Думой проведено 41 заседание. Приняты 571 постановление и 45 законов.
Наиболее значимые законы разрабатывались администрацией области совместно с постоянными комиссиями областной Думы.
Законы, подписанные главой администрации области Соловьевым В.П., опубликованы в газете "Хроника" и сборнике законов и нормативных правовых актов.
В 1994 году принято 3 закона.
В 1995 году принято 8 законов.
В 1996 году принято 34 закона.

I. УСТАВ

1. Устав (Основной Закон) Челябинской области от 13.04.95 г. № 04-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1995. - № 5. - С. 4-58. //"Хроника". - 1995. - 8 июня. //"Челяб. рабочий". - 1995. - 22 июня.
2. О внесении изменений в статью 79 Устава (Основного Закона) Челябинской области. Принят 23.05.96.

II. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ

1. О статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области от 14.09.94 г. № 01-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1994. - № 2. - С. 6 - 28. //"Хроника". - 1994. - 6 и 13 октября.
2. О законодательном (представительном) органе государственной власти Челябинской области от 10.06.96 г. № 25-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 5. - С. 115 - 131. //"Хроника" - 1996. - 22 июня.
3. О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области от 02.02.96 г. № 13-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 1. - С. 24 - 68. //Законы о выборах в органы гос. власти и местного самоуправления Челяб. обл. - 1996. - С. 51 - 95. //"Хроника". - 1996. - 5 мая.
4. О внесении изменений и дополнений в Закон области "О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области" от 10.09.96 г. № 30-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 8. - С. 21 - 23. //"Хроника". - 1996. - 19 сентября.
5. О выборах в Челябинской области от 26.02.96 г. № 17-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 2. - С. 6 - 7. //"Хроника". - 1996. - 7 марта.
6. О внесении изменений в Закон области "О выборах в Челябинской области" от 10.09.96 г. № 28-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 8. - С. 29 - 30
7. О выборах главы исполнительной власти (главы администрации) Челябинской области от 04.06.96 г. № 24-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 5. - С. 35 - 81. обл. - 1996. - С. 4 - 50. //"Хроника". - 1996. - 22 июня.
8. О внесении изменений и дополнений в Закон области "О выборах главы исполнительной власти (главы администрации) Челябинской области" от 10.09.96 г. № 31-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 8. - С. 18 - 20.
9. О референдуме Челябинской области от 31.05.96 г. № 23-ОЗ № 5. - С. 82 - 114. //"Хроника". - 1996. - 22 июня.

III. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

1. О выборах в органы местного самоуправления Челябинской области от 27.03.96 г. № 21-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - № 3. - С. 6-34. //Законы о выборах в органы гос. власти и местного самоупр. Челяб. обл. - 1996. - С. 96 - 152. //"Хроника". - 1996. - 5 мая.
2. О выборах в органы местного самоуправления в Челябинской области от 07.09.95 г. № 07-ОЗ //"Хроника". - 1995. - 14 сентября.
3. О внесении изменений и дополнений в Закон области "О выборах в органы местного самоуправления Челябинской области" от 10.09.96 г. № 29-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 8. - С. 24 - 28. //"Хроника". - 1996. - 19 сентября.
4. О выборах глав муниципальных образований в сельских населенных пунктах Челябинской области от 12.01.96 г. № 09-ОЗ № 13. - С. 27 - 30. //Законы о выборах в органы гос. власти и местного самоупр. Челяб. обл. - 1996. - С. 153 - 156.
5. О местном самоуправлении в Челябинской области от 16.10.95 г. № 08-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1995. - № 11. - С. 5 - 31. //"Хроника". - 1995. - 26 октября.
6. О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований Челябинской области от 09.02.96 г. № 14-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 1. - С. 15 - 23. //"Хроника". - 1996. - 14 марта.
7. О местном референдуме в Челябинской области от 15.01.96 г. № 10-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1995. - № 13. - С. 6 - 26. //Законы о выборах в органы гос. власти и местного самоупр. Челяб. обл. - 1996. - С. 157 - 177.
8. О собраниях (сходах) граждан в Челябинской области от 01.03.96 г. № 18-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 2. - С. 21 - 25. //"Хроника". - 1996. - 14 марта.
9. О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Челябинской области. Принят 17.10.96 г.
10. О территориальном общественном самоуправлении в Челябинской области от 01.03.96 г. № 19-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 2. - С. 8 - 20.

IV. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНО -
ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ

1. Об административно - территориальном устройстве Челябинской области. Принят 19.09.96 г.

V. НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1. О порядке опубликования и вступления в законную силу законодательных актов Челябинской области от 14.09.94 г. № 02-ОЗ № 2. - С. 29 - 31 //"Хроника". - 1994. - 6 октября.
2. О законе и ином нормативном правовом акте Челябинской области. Одобрен в ранее принятой редакции 19.09.96 г.

VI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

1. О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области от 14.04.96 г. № 16-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 1 - С. 90 - 96. февраля.
2. О внесении изменений в ст. 5 Закона области "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области" от 18.03.96 г. № 20-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 2. - С. 26 - 27. //"Челяб. рабочий". - 1996. - 28 марта.
3. О пенсионном обеспечении родителей военнослужащих (из числа офицеров, прапорщиков, мичманов и граждан, призванных на военные сборы), погибших (умерших) в период и вследствие прохождения военной службы. Принят 28.12.95 г.

VII. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БЮДЖЕТЕ

1. Об областном бюджете на 1994 год от 04.10.94 г. № 03-ОЗ № 3. - С. 6 - 15. //"Хроника". - 1994. - 20 октября.
2. Об областном бюджете на 1995 год от 22.05.95 г. № 05-ОЗ № 6. - С. 5 - 19. //"Хроника". - 1995. - 22 мая. //"Челяб. рабочий". - 1995. - 26 мая.
3. Об областном бюджете на 1996 год от 26.01.96 г. № 11-ОЗ № 13. - № 31 - 47. //"Хроника". - 1996. - 1 февр. //"Челяб. рабочий". - 1996. - 1 февраля.
4. О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области от 04.09.95 г. № 06-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1995. - № 9. - С. 5 - 12.

VIII. НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. О сборе на нужды образовательных учреждений от 14.10.96 г. № 35-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 9. - С. 50 - 54. //"Хроника". - 1996. 24 окт. //"Челяб. рабочий". - 1996. - 31 октября.

IX. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Об уполномоченных коммерческих банках по обслуживанию областного бюджета от 16.08.96 г. № 27-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 8. - С. 6 - 17.

X. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. О поставках продукции для областных государственных нужд от 28.06.96 г. № 26-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 6. - С. 6 - 9. //"Хроника". - 1996. - 11 июля.
2. Об управлении государственной собственностью Челябинской области от 01.11.96 г. № 36-ОЗ //"Хроника". - 1996. - 14 ноября.
3. Об архивном фонде Челябинской области и архивах от 09.02.96 г. № 15-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. 1996. - № 1. - С. 69 - 89. //"Хроника". - 1996. - 21 марта.

XI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1. Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в Челябинской области от 02.02.96 г. № 12-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 1. - С. 5 - 14. //"Хроника". - 1996. - 7 марта.

XII. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ

1. О правилах благоустройства городов и других населенных пунктов Челябинской области и административной ответственности за их нарушение от 08.10.96 г. № 34-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 9. - С. 22 - 49.

XIII. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

1. О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Челябинской области. Принят 19.09.96 г.

XVI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

1. О государственной службе в Челябинской области от 31.05.96 г. № 22-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 5. - С. 6 - 34. //"Хроника". - 1996. - 22 июня.
2. О реестре государственных должностей государственной службы Челябинской области от 27.09.96 г. № 33-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 9. - С. 13 - 21.

XV. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

1. Об административной ответственности за нарушения общественного порядка на территории Челябинской области от 25.05.96 г. № 32-ОЗ //Сборник законов и нормат. правовых актов Челяб. обл. - 1996. - № 9. - С. 6 - 12. //"Хроника". - 1996. - 15 октября.

XVI. ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ПРИНЯТЫЕ
ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

1. О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке 29.08.96 г.
2. О счетной палате Челябинской области 19.09.96 г.

Областная Дума свою деятельность начала с принятия законов и других нормативных правовых актов по вопросам государственного строительства. На первых же заседаниях она приняла Закон "О статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области", пакет документов о законодательном процессе (регламенте, постоянных комиссиях, об обеспечении деятельности депутатов, помощниках депутатов, структуре и штатах областной Думы), а также Примерный перечень законопроектных работ Челябинской областной Думы на 1995 год и Закон области "О порядке опубликования и вступления в законную силу законодательных актов Челябинской области".
В апреле 1995 года на заседании областной Думы принят Устав (основной закон) Челябинской области.
Необходимость принятия Устава Челябинской области устанавливается статьей 66 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой правовое положение области как субъекта Российской Федерации определяется не только Конституцией, но и Уставом области. Этот правовой документ следует рассматривать не только как свод юридических норм, но и как документ - символ, объединяющий людей вокруг высших ценностей и целей. Устав как основной закон области призван регулировать общественные отношения, он дает импульс к развитию законодательной базы области. Являясь документом долговременного действия, Устав отражает реалии как сегодняшнего, так и завтрашнего дня.
Рабочая группа по подготовке проекта Устава, которую возглавили депутаты областной Думы Клюев Ф.Н. и Саломаткин А.С., взяла за основу проект, предложенный депутатом Саломаткиным А.С. В ходе работы над проектом Устава и выработки к нему поправок и предложений формировалось несколько различных уровней восприятия и анализа содержания:
Во-первых, совместная постатейная работа по совершенствованию проекта Устава депутатов областной Думы, рабочей группы и комитетов и управлений администраций области;
Во-вторых, юридический анализ документа, подготовленный Главным государственным правовым управлением Президента Российской Федерации, научно - исследовательским институтом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, известными юристами страны, докторами юридических наук, профессорами Авакьяном С.А., Дюрягиным И.Я., Кряжковым В.А., Скуратовым Ю.И., Тихомировым Ю.А., кандидатом юридических наук, профессором Горбовым В.Ф. и др.
В-третьих, редакционные поправки и предложения по проекту Устава, полученные от глав администраций городов и районов области;
В-четвертых, депутатские слушания, которые по решению областной Думы прошли 10 ноября 1994 года с участием: представителя Президента Российской Федерации, руководящих работников администрации области, ее управлений, комитетов, глав администраций городов и районов, представителей партий, общественно - политических движений, профессиональных и творческих союзов. В ходе слушаний 48 человек выступили с конкретными предложениями общего характера, по концепции содержания проекта, постатейно;
В-пятых, рассмотрено двенадцать альтернативных вариантов отдельных глав, более 1200 постатейных замечаний. Наибольшее количество предложений и замечаний поступило по преамбуле и по главам: Основные положения; Экономическая основа области; Финансовая основа области; Законодательная (представительная) государственная власть области; Исполнительная власть;
В-шестых, активное участие средств массовой информации в освещении как всего текста проекта Устава, так и наиболее важных положений Устава. 27 октября 1994 года газета "Хроника" от имени рабочей группы опубликовала проект Устава Челябинской области для обсуждения населением области.
В своей работе рабочая группа руководствовалась тем, что подготовка Устава области является важнейшим направлением реализации положения Конституции Российской Федерации о новом правовом статусе области как субъекта Российской Федерации.
Законотворчество - процесс сложный, имеющий массу нюансов, требующий жесткого управления и постоянного контроля. И здесь особая роль отводилась постоянным комиссиям областной Думы.
Постоянные комиссии Челябинской областной Думы проводили работу в соответствии с планами законодательной деятельности Думы, своими планами в тесном взаимодействии с комитетами и управлениями администрации области.
Организационно - техническую помощь в работе постоянных комиссий областной Думы оказывал отдел постоянных комиссий управления организационной работы областной Думы (зав. отделом Смирнов Г.И.).
Всего с мая 1994 года по октябрь 1996 года проведено 133 заседания постоянных комиссий областной Думы, на заседаниях которых рассмотрено 690 вопросов.
Для подготовки и рассмотрения вопросов на заседания постоянных комиссий, с целью компетентного принятия решений перед рассмотрением на заседаниях областной Думы, приглашались ученые юридического факультета Челябинского государственного университета, других вузов и НИИ города. Наиболее важные законопроекты, определяющие жизнь области в целом, были представлены для получения экспертной оценки ученым и специалистам Института законодательства и сравнительного правоведения и Института государства и права г. Москвы. Всего в разработке и подготовке вопросов, рассматриваемых на заседаниях постоянных комиссий, приняли участие 667 человек с привлечением актива.
Субъектами права законодательной инициативы для рассмотрения вопросов на заседаниях постоянных комиссий с последующим их рассмотрением на заседаниях областной Думы были глава администрации области, прокурор области, челябинские областной и арбитражные суды, органы местного самоуправления.
Начиная с 1994 года с полной нагрузкой работали все постоянные комиссии и структурные подразделения аппарата по подготовке законопроектов на заседания областной Думы. Бюджет области был основной заботой комиссии по финансово - бюджетной и социальной политике (председатель Клюев Ф.Н.). Депутатами рассматривалось исполнение бюджетов за 1993, 1994, 1995 годы, делался анализ наполнения доходной части консолидированного бюджета, намечались ориентиры на 1996 год. Проведены проверки деятельности внебюджетных фондов. Экспертизой документов, выносимых на заседание постоянной комиссии по финансово - бюджетной и социальной политике, и контролем бюджетного процесса занимался контрольно - бюджетный комитет (председатель Кондратьев В.В.).
По контролю бюджетного процесса комитет проводил плановую работу. В ней находит место законотворческая деятельность в соответствии с Законом области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области", и непосредственный контроль за его исполнением. Постоянно анализировались материалы, поступающие в виде отчетов главного финансового управления администрации области, областного комитета государственной статистики, главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области, служб налоговой инспекции, полиции и казначейства, внебюджетных фондов.
Постоянно анализировались материалы федеральных органов, постановления Думы и администрации, затрагивающие вопросы бюджета. Аналитические справки предоставлялись в комиссию по финансово - бюджетной и социальной политике. В рамках информационного обеспечения создана локальная компьютерная сеть контрольно - бюджетного комитета, обеспечивающая равный доступ сотрудников к правовым программам "Консультант", "Гарант". Существующее программное обеспечение позволяло увидеть весь спектр аналитической, расчетной и редакционной деятельности комитета. Сотрудники комитета работали в тесном контакте как с областными, так и с федеральными органами контроля, что позволяло использовать в работе методики соответствующих ведомств.
Основной задачей управления по финансово - бюджетной и социальной политике (начальник Ваганов В.И.) являлась подготовка законопроектной документации для постоянной комиссии по финансово - бюджетной и социальной политике.
Более половины вопросов, выносимых на заседания постоянной комиссии, подготавливались совместно с контрольно - бюджетным комитетом. Управлению удалось наладить конструктивное сотрудничество с депутатами областной Думы, комитетом экономики и главным финансовым управлением администрации области, главным управлением социальной защиты населения, государственной налоговой инспекцией по Челябинской области, управлениями образования, культуры и средствами массовой информации. Это позволило учесть весь объем имеющейся информации и различные мнения. Основной формой работы являлись рабочие группы, формируемые из сотрудников других управлений, органов исполнительной власти, руководителей городов и районов и заинтересованных предприятий и организаций, представителей общественности.
Управление принимало участие в разработке проектов законов области и постановлений Думы по бюджету и внебюджетным фондам, налогам и льготам, пенсионному обеспечению, образованию, науке и культуре. Подготовлено значительное число заключений на проекты законов РФ, направляемые из Государственной Думы и Совета Федерации, других областей РФ. Основными задачами управления были: анализ исполнения бюджета области и проекта закона о бюджете на последующий год, финансовых результатов работы внебюджетных фондов, изучение проблем предоставления налоговых льгот, дотаций и субвенций территориям Челябинской области.
Процесс текущего исполнения бюджета области, работа внебюджетных фондов ежемесячно отражались в справках, направляемых руководству областной Думы и депутатам.
Основным законодательным актом, определяющим работу управления, является Закон области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области", позволивший четко регламентировать работу над бюджетным посланием главы администрации, сроки и порядок его рассмотрения.
Значительная работа проделана комиссией по финансово - бюджетной и социальной политике с участием управления по финансово - бюджетной и социальной политике и контрольно - бюджетного комитета по подготовке нормативных актов по вопросам социальной защиты населения, ветеранов фронта и тыла Великой Отечественной войны, пенсий, состояния начального профессионального образования, перспектив развития науки, об охране историко - культурного наследия области.
Необходимым условием работы постоянной комиссии по финансово - бюджетной и социальной политике стало участие представителей государственно - правового управления, обеспечивающее соответствие принимаемых решений действующему законодательству.
13 сентября 1996 года на заседании постоянной комиссии утвержден график рассмотрения законопроекта "Об областном бюджете на 1997 год".
Для согласования и эффективной проработки принимаемых решений, имеющих важное значение для социально - политической жизни области, были проведены совместные заседания постоянных комиссий по экономической политике, по законодательству, местному самоуправлению и региональной политике постоянной комиссии финансово - бюджетной и социальной политике и экономической политике.
Основными направлениями в работе постоянной комиссии по законодательству, местному самоуправлению и региональной политике (председатель Подвигина Р.М.) были
подготовка проектов постановлений по вопросам обеспечения общественного порядка и соблюдения прав граждан на территории области;
разработка предложений по проектам законов и положений, определяющих социально - политическую жизнь Челябинской области и ее законодательного (представительного) органа власти;
разработка проектов, связанная с вопросами деятельности местного самоуправления;
подготовка вопросов по административно - территориальному делению.
Анализируя работу постоянной комиссии по законодательству, местному самоуправлению и региональной политике, можно сделать вывод, что вопросы разработки, обсуждения и принятия законов и положений, определяющих региональную политику, общественно - политическую жизнь области, ее законодательного (представительного) органа власти и вопросы местного самоуправления, имели приоритетное значение.
В подготовке, принятии законов и постановлений в плане регулирования социально - экономических отношений в области весьма активно работали комиссия по экономической политике (председатели Давыдов В.Ф., Буравлев В.И.), управление экономики (начальник Степанова С.М.).
Тематические приоритеты правового регулирования в этой сфере были сконцентрированы на проблемах собственности и налоговой политики; жилищной реформы; земельных отношений; оплаты труда; актуальных социально - экономических проблем, требовавших оперативного реагирования.
Результативность нормотворческого процесса характеризуется следующими итогами. В истекший период принято 6 законов, 2 - подготовлены к рассмотрению областной Думой. Принято свыше 230 постановлений, обращений в федеральные органы власти.
Большинство законодательных актов и постановлений, подготовленных комиссией по экономической политике и принятых Думой, оказали заметное воздействие на ход социально - экономической жизни области. Особой оценки заслуживают, в частности:
1. Постановление "О процедуре санации, реорганизации и прекращения деятельности несостоятельных предприятий области" от 21.07.94 г. № 31. Постановлением был образован координационный совет и принята программа мероприятий, поставивших цель - организация работы по санации предприятий - должников с минимальными потерями для трудовых коллективов области в целом. Этот уникальный для Уральского региона документ позволил уберечь от банкротства ряд предприятий области.
2. Постановление "О мерах по урегулированию платежных и расчетных отношений в Челябинской области" от 18.08.94 г. № 43. Координатором усилий по смягчению сложившейся ситуации стала комиссия по решению проблемы неплатежей. Важную роль в механизме решения проблемы сыграли расширение вексельного обращения, система взаимозачетов с бюджетом, согласованные действия "Челябэнерго", "Челябугля" и ЮУЖД в сфере ценообразования и т.д. Действие пункта 5 постановления, касающегося освобождения от уплаты пени по налогам, зачисляемым в областной и местный бюджеты товаропроизводителей всех форм собственности при наличии у них дебиторской задолженности, имело важные практические результаты.
Правительством РФ принято предложение областной Думы, позволяющее предприятиям резервировать 30 % поступающих на расчетный счет средств для выплаты зарплаты и покрытия текущих расходов, что позволило в известной мере снизить социальную напряженность в трудовых коллективах.
3. Закон области "Об уполномоченных коммерческих банках по обслуживанию областного бюджета" от 16.08.96 г.
Введение статуса уполномоченных коммерческих банков направлено на повышение их роли в организации рационального использования бюджетных средств области, создание эффективной системы расчетно - кассового и агентского обслуживания бюджетных организаций, усиление контрольных функций за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, широкое привлечение кредитных и временно свободных финансовых ресурсов в интересах социально - экономического развития области.
4. Закон области "Об управлении собственностью Челябинской области" от 17.10.96 г.
В условиях многообразия форм собственности данный закон, принятые в его развитие последующие нормативные акты будут содействовать устойчивости функционирования всех форм собственности, стимулировать их эффективное использование, приведут к созданию механизма оптимального взаимодействия всех органов управления, в том числе хозяйствующих субъектов, в целях подъема производства и экономической жизни региона.
5. Закон области "О ценовой политике в Челябинской области".
Закон полно и четко регулирует вопросы ценообразования в области, раскрывает механизм регулирования цен (тарифов), определяет права и ответственность субъектов ценообразования, полномочия органов государственной власти в этой области.
6. Постановление "Об экологической ситуации в Челябинской области" от 22.09.94 г. № 45 положило начало выделению отдельной строкой в областном бюджете финансовых средств на природоохранные мероприятия и побудило к разработке экологической программы.
7. Постановлением от 19.10.94 г. № 58 "Об оплате жилья и коммунальных услуг в Челябинской области" положено начало сложной работе по наведению порядка в оплате жилья, повышению качества услуг. Предложено установить предельный уровень платежей граждан за оплату жилья и коммунальные услуги. Рекомендовано главам администраций городов и районов области предусматривать в бюджете финансирование ЖКХ с учетом существующих нормативов и тарифов. Предложено в бюджете выделить отдельной строкой расходы на выплату гражданам компенсации.
8. Закон области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в Челябинской области" от 02.02.96 г. позволил создать правовые основы развития деятельности в сфере энергосбережения с использованием государственного регулирования и рыночных механизмов; ввести контроль за использованием топливно - энергетических ресурсов; стимулировать разработчиков энергосберегающей техники и технологии.
9. Закон области "О поставках продукции для областных государственных нужд" от 22.02.96 г.
Закон определяет порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, выполняемых работ, услуг для областных государственных нужд Челябинской области предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности.
Закон получил дальнейшее развитие в формировании муниципального заказа, например в городе Челябинске.
15 постановлений касались передачи объектов собственности из федеральной в областную или из областной в муниципальную. Около десяти постановлений регулируют проблемы земельных ресурсов и землеустройства.
Рассмотрены постоянной комиссией по экономической политике и выносятся на обсуждение областной Думы законопроекты "О валютных средствах Челябинской области" и " Об областной целевой инвестиционной программе".
В истекшие 2,5 года постоянной комиссией по экономической политике и управлением экономики проведено более двадцати массовых мероприятий - совещаний, семинаров, "круглых столов", встреч депутатов с избирателями. Большой общественный резонанс вызвали научно - практическая конференция "Проблемы и пути перехода к устойчивому развитию региона", "круглый стол" по проекту Налогового кодекса РФ с участием его авторов (07.06.95 г.). Большую помощь в подготовке и проведении мероприятий оказали экономический экспертно - консультативный совет (председатель Белкин В.Н.), совет по научно - технической политике, гильдия финансистов, ассоциация товаропроизводителей, комитет экономики администрации области. Постоянная комиссия по экономической политике и управление экономики тесно взаимодействуют с федерацией профсоюзов области, Пенсионным и другими внебюджетными фондами и откликаются на их обращения.
Отдельные инициативы управления экономики находили результативное завершение в документах и материалах ассоциации "Большой Урал", Правительства Российской Федерации.
Поднимались и вносились на заседания областной Думы вопросы, отражающие "горячую" ситуацию сегодняшнего дня: невыплата зарплаты и пенсий, кризис в некоторых секторах экономики и на отдельных предприятиях, проблемы обманутых вкладчиков, совершенствование налогообложения и т.д. В этой связи наиболее острые проблемы выливались в обращения с предложениями и требованиями в адрес Президента РФ, председателя правительства, председателей палат Федерального Собрания, министров. Таких обращений за 2,5 года направлено свыше 30. Каждое второе обращение нашло положительный отклик в федеральных органах власти.
В связи с необходимостью проведения и отработки научно обоснованных законодательных актов депутатами постоянной комиссии создаются экспертные советы. Набирают опыт работы комиссии и рабочие группы, образованные как Думой, так и постоянными комиссиями. Четкая и слаженная деятельность рабочих групп, в состав которых входили представители администрации области, депутаты, работники аппарата областной Думы, ученые и др. специалисты, способствовала более качественной подготовке законопроектов.
Первым заместителем председателя областной Думы Клюевым Ф.Н. проводились заседания и совещания по вопросам законопроектной деятельности, в том числе рабочих групп и временных комиссий. Так, проведены заседания рабочих групп по подготовке проектов законов области "О ветеранах", "Об областном бюджете на 1994 год", "Об областном бюджете на 1995 год", "Об областном бюджете на 1996 год", "О государственной службе в Челябинской области", заседание оргкомитета по проведению межрегиональных чтений на тему "Дети - молодежь - общество" и др.
Рабочая группа под председательством депутата Чернобровина В.П. проводила работу по изучению сложившегося положения в региональном и отраслевых фондах социального страхования в Челябинской области, выработке рекомендаций и улучшению работы фондов, подготовке проекта закона "О прожиточном минимуме в области".
Для эффективной работы по вопросам местного самоуправления, обобщения предложений и замечаний, поступающих от городов, районов и населения области, при комиссии по законодательству, местному самоуправлению и региональной политике была создана рабочая группа по подготовке проекта закона Челябинской области о местном самоуправлении в составе 21 человека, включающая в себя 5 депутатов областной Думы, представителей администрации области, администраций городов и районов, ученых - юристов, представителей федерации профсоюзов области. Ими был подготовлен и внесен на заседание областной Думы пакет документов по вопросам местного самоуправления.
Большую работу проводил депутат Мазуль В.В. в рабочей группе по анализу расходной и доходной статей бюджета области.
Депутаты областной Думы и работники аппарата принимали активное участие в парламентских слушаниях Государственной Думы РФ по вопросам концепции новой региональной политики, в региональных семинарах по темам: "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти", "О местном самоуправлении", "О механизмах влияния корпоративных интересов на структуры власти" и др.
В областной Думе организованы и проведены депутатские слушания по проекту Устава области, проектам законов области "О местном самоуправлении в Челябинской области", "О реализации жилищной реформы в Челябинской области", "О прогнозе социально - экономического положения Челябинской области в 1995 г.", "Об управлении государственной собственностью Челябинской области", по проектам программ "Основные направления развития сельского
хозяйства Челябинской области на 1996 - 2000 гг.", "Дети - молодежь - общество" и т.д.
15.02.96 года принято постановление № 379 "О досрочном прекращении полномочий депутата областной Думы по Карталинскому избирательному округу № 13 Алтынбаева Ж.К." в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В настоящее время в областной Думе работает 14 депутатов.
Депутаты областной Думы активно работали в избирательных округах, встречались с избирателями, вели прием населения, выезжали в города и районы области с отчетами о своей работе в областной Думе, постоянных комиссиях, о законотворческой деятельности, с отчетами о реализации обращений граждан по вопросам социальной защиты населения и социального обеспечения; трудоустройства; увеличения и своевременной выдачи заработной платы; предоставления жилья и улучшения жилищных условий; ремонта и содержания жилого фонда. Большую помощь в работе с избирателями в округах оказывали помощники депутатов областной Думы.
Деятельность областной Думы обеспечивал ее аппарат, в составе которого управление делами (управляющий делами Лысик С.И.), государственно - правовое управление (начальник управления Курочкина В.М.), управление экономики (начальник управления Степанов С.М.), управление организационной работы (начальник управления Крашенинников В.А.), управление по финансово - бюджетной и социальной политике (начальник управления Ваганов В.И.), контрольно - бюджетный комитет областной Думы (председатель комитета Кондратьев В.В.).
Большая работа по законотворческой деятельности проведена государственно - правовым управлением областной Думы (начальник Курочкина В.М.).
Основными функциями государственно - правового управления являются правовое обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа, контроль за исполнением его законов и иных нормативных правовых актов, информационно - справочное обеспечение деятельности органов законодательного (представительного) органа, органов местного самоуправления области, вопросы местного самоуправления, региональной политики и административно - территориального деления. За период с мая 1994 года по ноябрь 1996 года работники государственно - правового управления провели правовую экспертизу всех принимаемых законодательным (представительным) органом постановлений (часть правовых актов депутатами принята без учета заключения государственно - правового управления).
Государственно - правовое управление участвовало в работе групп по подготовке Устава области, регламента областной Думы, законов области "О местном самоуправлении в Челябинской области", "О законодательном (представительном) органе Челябинской области", "О ветеранах Челябинской области", "О статусе депутата законодательного (представительного) органа Челябинской области", "О порядке опубликования и вступления в законную силу законодательных актов Челябинской области", "Об управлении собственностью в Челябинской области", "О государственной службе в Челябинской области", положений "О выборах в органы местного самоуправления Челябинской области" и "О выборах главы местного самоуправления в сельских населенных пунктах Челябинской области" и др.
В ходе работы по подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов осуществлялась правовая оценка проектов, поступивших замечаний и предложений от исполнительной власти, других заинтересованных органов и должностных лиц, а также обеспечение правил юридической техники.
Сотрудниками государственно - правового управления проводилась работа по рассмотрению проектов федеральных законов, разработанных по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, готовились заключения с учетом замечаний и предложений, поступивших от органов исполнительной власти, компетентных и заинтересованных органов и должностных лиц. По результатам данной работы сделаны анализ и обобщение.
Государственно - правовым управлением давались заключения о соответствии проектов законов и иных нормативных правовых актов, поступивших в законодательный (представительный) орган от субъектов законодательной инициативы, требованиям Конституции, федеральным законам, законам и иным нормативным правовым актам законодательного (представительного) органа области, осуществлялась их доработка.
Проводилась работа по проверке соблюдения требований ст. 10 Конституции Российской Федерации главой администрации области при издании им постановлений.
В соответствии с постановлениями областной Думы государственно - правовым управлением проводилась работа по подготовке к выборам в органы местного самоуправления. Подготовлены и разосланы в адрес глав местного самоуправления письма с просьбой о предоставлении информации о структуре и организационно - правовых формах местного самоуправления, сделано обобщение поступившей информации, составлен календарный план подготовки и проведения выборов, разработаны формы документов по выборам в органы местного самоуправления, проведены встречи с представителями глав местного самоуправления, подготовлены разъяснения по применению положения о выборах в органы местного самоуправления.
За время работы областной Думы из Совета Федерации и Государственной Думы поступило 329 проектов федеральных законов для внесения замечаний и предложений.
За период деятельности Челябинской областной Думой приняты следующие постановления в порядке реализации права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации:
"О законодательной инициативе по вопросам социального обеспечения" от 17.11.94 г. № 78 - о выравнивании пенсионного обеспечения граждан независимо от срока выхода их на заслуженный отдых;
"О законодательной инициативе по вопросам применения Закона РФ "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву" от 27.12.94 г. № 98 - о дополнении в названии и ст. 1 закона слов: "и по контракту";
"О событиях в Чеченской Республике" от 26.01.95 г. № 114 - об объявлении амнистии гражданам РФ, уклонившимся от участия в военных действиях в Чеченской Республике. (Получен ответ за подписью председателя Комитета по законодательству, судебно - правовой реформе Государственной Думы РФ о преждевременности объявления амнистии в связи с продолжением военных действий);
"О законодательной инициативе о внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О ветеранах" от 13.07.95 г. № 202 - о расширении круга лиц, приравненных к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. (Получен ответ за подписью председателя Комитета Государственной Думы РФ по труду и социальной политике о рассмотрении и принятии предложения Челябинской областной Думы в качестве поправок к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах". Законопроект принят Государственной Думой в третьем чтении, в настоящее время возвращен Президентом РФ);
"О законодательной инициативе по принятию декларации "Дети - Молодежь - Общество" от 13.07.95 г. № 203 - о необходимости принятия декларации;
"О поддержке законодательной инициативы в Государственную Думу РФ Законодательного собрания Пермской области по внесенным изменениям в Закон РФ от 21.05.96 г. № 5001-3 "О таможенном тарифе" от 29.09.95 г. № 253;
"О законодательной инициативе по вопросам социального обеспечения граждан РФ" от 06.03.96 г. № 406 - об изменении коэффициентов увеличения заработка, из которого исчислена пенсия.
Челябинская областная Дума направляла свои законодательные инициативы не только в Государственную Думу, но и субъектам Федерации, от которых область получила поддержку, а также, в свою очередь, рассматривала предложения субъектов Федерации по различным вопросам (Рязанская, Пермская, Амурская инициативы и др.).
Становление законодательного органа области ставило задачи более полного и своевременного информирования избирателей и жителей области о его работе. Для этого отделом по связям с общественными объединениями и средствами массовой информации управления организационной работы областной Думы (зав. отделом Равчеев С.В.) были задействованы все ведущие средства массовой информации: областное телевидение, радио (областное и городские станции и каналы), областные, районные и городские газеты. Использовались и иные формы: встречи с избирателями, представителями партий и движений с последующим освещением в прессе.
В освещении деятельности областной Думы был сделан акцент на принятие ее постановлений. Для этого была выработана следующая методика:
публикация в средствах массовой информации повестки дня заседания областной Думы;
приглашение на заседание областной Думы журналистов и представителей партий и движений;
публикация в случае необходимости каких-либо материалов, предвосхищающих принятие того или иного постановления;
оперативное информирование населения об итогах заседания;
подготовка официального информационного бюллетеня (пресс - релиза) по итогам заседания и рассылка его в средства массовой информации, где основной акцент делался на городские и районные газеты;
более подробный комментарий в прессе аспектов того или иного постановления областной Думы.
Такая методика позволила достаточно оперативно информировать население области. В целях создания благоприятных условий для работы журналистов при освещении деятельности областной Думы отделом подготовлены "Положение о порядке аккредитации журналистов при законодательном (представительном) органе власти области" и "Порядок оповещения средств массовой информации о недостоверных сообщениях", утвержденные постановлением областной Думы от 13.07.95 г. № 205.
Одним из эффективных способов информирования избирателей о деятельности областной Думы в перерывах между заседаниями являлось оперативное освещение работы постоянных комиссий, депутатских слушаний, встреч с официальными делегациями и отдельными политическими деятелями и т.д.
Как правило, на все мероприятия приглашались журналисты областных и городских средств массовой информации, и по итогам готовился собственный комментарий, который также в виде информационного бюллетеня (пресс - релиза) рассылался в районные и городские средства массовой информации.
Активно использовались возможности газет области. За истекший период были опубликованы практически все постановления областной Думы в газетах "Челябинский рабочий", "Хроника" (а в изложении - в газете "Вечерний Челябинск" и других).
Активно использовалась такая форма, как интервью с руководителями областной Думы и депутатами. Практически с первых дней работы Думы были подготовлены интервью председателя Думы (в "Челябинском рабочем" - "Проблем множество. Дума начинает их решать"), портреты депутатов (в этой же газете - "Дума: кто есть кто"). Интервью председателя областной Думы, его заместителей, депутатов областной Думы были опубликованы также в газетах "Челябинский рабочий", "Вечерний Челябинск", "Магнитогорский рабочий", "Деловой Урал" и других.
Организовано несколько интервью по Российскому радио (собкор. - Шестеркина Л.П.). Практически после каждой командировки председателя Думы в Москву по областному радио и телевидению прозвучали его интервью. Отдел использует контакты с радиостанциями "Новая волна-2" , "Европа - плюс" и другими.
Областная Дума совместно с администрацией области участвует в выпуске сборника законов и нормативных правовых актов Челябинской области.
Одной из самых действенных форм пропаганды работы областной Думы является телевидение. С помощью журналистов ЧГТРК, других телеканалов, Ассоциации информационного вещания (руководитель - Болотников В.А.) оперативно освещались заседания областной Думы и ее постоянных комиссий и т.д.
Отделом подготовлены самостоятельные телепередачи: "Областная Дума: первые шаги"; "Из компетентных источников: проблема банкротства"; "Час избирателя"; "Срочная социальная помощь: обсуждаем закон о ветеранах" и другие.
Ряд сюжетов в информационной программе "8 канал" подготовлен сотрудниками отдела (Равчеев С.В. - о выездном заседании депутатов в городах Пласте и Троицке и другие).
В 1994 - 1996 годах несколько телепередач подготовлено по линии службы занятости области.
Постановлением областной Думы принято решение о соучредительстве Думы в газете "Хроника", что позволило организовать работу по информированию населения области на качественно ином уровне. Регулярно выходила с помощью информационных материалов, подготовленных отделом, тематическая страница "Известия Думы и администрации области".
Принято постановление областной Думы "Об организации периодических выпусков в газете "Челябинский рабочий". На данный момент вышел 31 выпуск "Депутатского вестника" (ответственные за выпуск Равчеев С.В. и Слабинская И.И.). В том числе специальные выпуски о жилищной реформе и устойчивом развитии региона.
Активно использовались возможности и авторитет правительственной "Российской газеты" (региональная вкладка - редактор Усольцев А.П.). За время работы Думы вышло в свет более десятка специальных выпусков в "Российской газете", подготовленных отделом.
Значительное место в деятельности депутатов областной Думы, его аппарата уделялось контролю за принимаемыми постановлениями Думы и решениями постоянных комиссий. Об этом говорит тот факт, что ряд постановлений Думы выполнен и снят с контроля. За период с мая 1994-го по октябрь 1996 года из 226 постановлений, поставленных на контроль, 159 - снято с контроля, 67 - находятся в стадии исполнения.
Для организации и обеспечения системы технического контроля за исполнением постановлений Челябинской областной Думы информационно - аналитическим отделом (начальник отдела Садыков И.Р.) проводилась и проводится работа по автоматизации системы контроля с использованием ЭВМ.
Отделом с привлечением иных представителей фирм, специалистов проведена следующая работа:
создана локальная информационная сеть Челябинской областной Думы, объединившая в себе более 20 рабочих станций с проектной мощностью объединения 50 рабочих мест;
организованы связь по системе "Атлас" с информационными ресурсами Государственной Думы и обмен информацией с законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации;
организовано информационное обеспечение подготовки и проведения заседаний областной Думы;
организованы система обмена данными с управлением внутренних дел Челябинской области, оперативное получение сводок и т.д.;
отлаживается система информационного взаимодействия с Законодательным собранием Свердловской области;
внедрены информационно - справочная система "Консультант - плюс", федеральная и местная законодательные базы с ежедневной актуализацией нормативных документов, доступ к которой имеется во всех управлениях и отделах областной Думы, подключенных к локальной сети.
В государственно - правовом управлении действуют информационные системы "ЮСИС" и "Гарант", которые ведут кодификацию и систематизацию действующего законодательства, обеспечивают нормативным материалом депутатов, постоянные комиссии областной Думы и сотрудников аппарата. Названным лицам оказывается правовая помощь в форме консультаций, разъяснений.
За 1994 - 1996 гг. в приемную областной Думы поступило 3344 обращения, треть из них - письма. Наибольшее число обращений избирателей зарегистрировано в ноябре 1994 года, в феврале, марте, апреле и сентябре 1995 года, а также в апреле 1996 года. Коллективные обращения составили в среднем 11 % от общего числа, повторные - около 7 %.
Более половины заявителей относится к слабо защищенным категориям населения: переселенцы, пенсионеры, инвалиды различных групп, пострадавшие от радиации, безработные (63 %).
Основная часть обращений связана с решением социально - бытовых вопросов (свыше 62 %), в т.ч. вопросов жилищного и коммунального хозяйства - 29 %, вопросов социального обеспечения и социальной защиты населения - 20 %. Около 12 % обращений вызваны сложным решением вопросов сноса ветхо-аварийного и строительства муниципального жилья, трудностями с получением ссуд и субсидий на приобретение жилья. Проблемы ремонта и содержания жилого фонда, коммунального обслуживания и оплаты коммунальных услуг содержали свыше 14 % обращений.
Анализ обращений по характеру поставленных вопросов показал, что существенно возросла группа вопросов, связанных с обеспечением законности и охраны правопорядка (около 25 %). Половина из них касалась работы органов государственной власти по обеспечению своевременной выплаты пенсий, пособий на детей, заработной платы работникам бюджетной сферы, бесплатного обеспечения лекарствами ветеранов.
Многие обращения ветеранов связаны с проблемами реализации Закона РФ "О ветеранах" и Закона области "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области".
Ряд обращений граждан поднимает вопросы проведения выборов главы администрации области, а также проведения референдумов в отдельных городах и принятия их уставов.
Отдельные обращения граждан и общественных объединений вызваны прекращением деятельности фондов и финансовых компаний и нарушением ими обязательств в отношении своих акционеров и вкладчиков.
Публикация законов РФ "О погребении и похоронном деле", а также "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине" послужила причиной обращения избирателей в 2 % случаев.
Часть обращений граждан и общественных формирований связана с событиями в Чечне и вопросами прохождения воинской службы.
Предложения и рекомендации по федеральным и областным законам содержали 5 % обращений.
Отдельные вопросы, поднятые в обращениях граждан, нашли свое отражение в законотворческой деятельности областной Думы.
Разработаны и приняты Законы области "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области"; "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов"; "О территориальном общественном самоуправлении в Челябинской области"; "О выборах главы исполнительной власти". На заседаниях областной Думы рассмотрены вопросы о предоставлении льгот пенсионерам по освобождению от уплаты налога на землю, "Об экономической ситуации на оборонных предприятиях области и мерах по ее стабилизации", "О предложении по вопросу списания сумм пени предприятиям", а также обращения экологической просветительской организации "Движение за ядерную безопасность" и жителей домов по ул. Молодогвардейцев в г. Челябинске; заслушана информация "О нарушении Закона РФ "О потребительской кооперации в РФ" при реорганизации предприятий системы потребкооперации". Предметом депутатских слушаний стали вопросы реализации жилищной реформы в области.
В порядке законодательной инициативы рассмотрены вопросы об обращении в Государственную Думу и Правительство РФ по поводу событий в Чеченской Республике, о внесении дополнений в Закон "О ветеранах", а также пенсионное законодательство.
За 1994 - 1996 годы на личный прием к председателю, его заместителям, депутатам областной Думы обратились 2011 чел., из них 1812 человек получили разъяснения в приемной по обращениям граждан, остальным даны письменные ответы. По поступившим обращениям граждан председателем областной Думы рассмотрено 198 обращений, первым заместителем председателя - 1128 обращений, заместителем председателя - 513. По 274 обращениям вопросы решены положительно, на 792 даны отказы в связи с их необоснованностью, по 1979 даны разъяснения. На контроль было поставлено 919 обращений.
Письменные и личные обращения граждан регистрируются, учитываются и обрабатываются в приемной областной Думы. На приемную возлагаются функции обеспечения учета и организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан, поступающих в областную Думу; организации приема граждан; изучения, анализа и обобщения вопросов, поднимаемых в обращениях.
В целях совершенствования работы в 1995 году внедрена автоматизированная программа "Учет обращений граждан и контроль за исполнением поручений".
Основными проблемами в работе областной Думы в отчетный период были:
1. Непринятие на уровне Российской Федерации в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации до настоящего времени Федерального закона "Об общих принципах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" не позволило установить должное взаимодействие между госорганами законодательной и исполнительной власти, должный статус данных органов.
2. Отсутствие на федеральном уровне и уровне области регламентированного порядка рассмотрения проектов федеральных законов, касающихся вопросов совместного с Российской Федерацией ведения, не обеспечивает в полной мере интересы субъектов Российской Федерации.
3. Просматривается необходимость закрепления на федеральном уровне взаимосвязи, взаимодействия в проведении единой государственной политики в части разрешения приоритетных задач.
4. Нуждаются в законодательном закреплении на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации контрольные функции и ответственность за исполнение принятых законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, что способствовало бы укреплению российской государственности.
5. Недостаточная численность (15 депутатов) депутатского корпуса, внутренняя структура законодательного органа, недостаток постоянных комиссий, их многопрофильность при слабой активности исполнительной власти области и органов местного самоуправления в законотворческом процессе не позволили охватить и законодательно разрешить наиболее актуальные социально - экономические проблемы, а также не способствовали позитивной направленности законодательного процесса.
6. Инерционная политика исполнительной власти области, глав местных администраций, других субъектов законодательной инициативы по участию в законотворческой деятельности области как субъекта Российской Федерации не способствовала законодательному решению стоящих проблем как на уровне Российской Федерации, так и области и др.
Для улучшения и совершенствования деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти необходимо:
а) наличие программы законопроектных работ законодательного (представительного) органа с учетом предложений исполнительного органа государственной власти области;
б) подчинение всей деятельности законодательного (представительного) органа принципу неукоснительного соблюдения законности;
в) изменение внутренней структуры депутатского корпуса и аппарата законодательного (представительного) органа;
г) обеспечение высокого уровня профессионализма при принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Председатель
Челябинской областной Думы
В.Ф.ДАВЫДОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru