Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Челябинской области от 05.06.1997 № 18-ЗО
"О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА"
(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Законодательного собрания Челябинской области от 29.05.1997 № 114)

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области", № 5, 1997 г.,
"Южноуральская панорама", 1997, № 12, (от 19 - 25 июня)


Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с изданием Закона Челябинской области от 16.12.2004 № 345-ЗО.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 21 данного документа).



5 июня 1997 года № 18-ЗО

   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Принят
постановлением
Законодательного собрания
Челябинской области
от 29 мая 1997 г. № 114

Настоящий Закон определяет общие для Челябинской области организационно - правовые нормы в области защиты граждан, проживающих или находящихся на территории Челябинской области (далее - население); всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Челябинской области или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории Челябинской области значительно выше, чем на территории других субъектов Российской Федерации. Это связано с нахождением на территории Челябинской области:
- предприятий ядерного комплекса Министерства по атомной энергии Российской Федерации;
- арсеналов ядерного оружия Министерства обороны Российской Федерации;
- арсенала химического оружия Министерства обороны Российской Федерации (на границе Челябинской области);
- предприятий, использующих в производстве сильнодействующие ядовитые вещества;
- разветвленной сети нефтегазопродуктопроводов и железных дорог.

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в настоящей статье целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

Статья 2. Правовое регулирование вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правовое регулирование вопросов защиты населения и территорий Челябинской области от чрезвычайных ситуаций осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", законодательством Российской Федерации, Уставом Челябинской области, настоящим Законом, и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Челябинской области.

Статья 3. Челябинская областная территориальная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Челябинской области, органы местного самоуправления, организации, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, образуют Челябинскую областную территориальную подсистему Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (далее - Челябинская подсистема РСЧС).
Челябинская подсистема РСЧС состоит из территориальных, соответствующих административно - территориальному делению области, закрытых административно - территориальных образований и функциональных звеньев.

Статья 4. Задачи Челябинской областной территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основными задачами Челябинской подсистемы РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;
- разработка и реализация целевых и научно - технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально - экономических и экологических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются положением о Челябинской подсистеме РСЧС, утверждаемым органами исполнительной власти Челябинской области.

Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций устанавливаются органами исполнительной власти области по согласованию с органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации, на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации.

Глава II

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 6. Полномочия Законодательного собрания Челябинской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Законодательное собрание Челябинской области:
а) принимает законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 7. Полномочия Главы администрации Челябинской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Глава администрации Челябинской области:
а) определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Челябинской области, настоящим Законом основные направления политики и принимает решения в области защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций;
б) дает поручения Правительству области и принимает решения по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, по вопросам совершенствования Челябинской подсистемы РСЧС;
в) издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, имеющие обязательную силу на всей территории Челябинской области.

Статья 8. Полномочия Правительства Челябинской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правительство Челябинской области
в пределах своей компетенции принимает постановления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; обеспечивает их выполнение.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
е) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ж) организуют и проводят аварийно - спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти Челябинской области;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
и) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
к) создают комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.

Глава III

УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 10. Обязанности областного органа управления, специально уполномоченного на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Областным органом управления специально уполномоченным на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Челябинской области, основными задачами которого являются:
а) подготовка предложений по реализации государственной политики по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и участие в реализации принятых по ним решений;
б) планирование и организация выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) участие в разработке и осуществлении организационных и инженерно - технических мероприятий по повышению устойчивости работы предприятий, учреждений и организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) планирование эвакуации населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций и первоочередного жизнеобеспечения пострадавших и эвакуированных людей;
д) организация сбора и обмена информацией по чрезвычайным ситуациям, оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
е) организация подготовки населения, должностных лиц, сил и средств Челябинской подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
ж) контроль за готовностью органов управления и сил Челябинской подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
з) создание и поддержание в готовности запасного и подвижного пунктов управления;
и) организация взаимодействия с органами военного командования по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля Челябинской подсистемы РСЧС по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
л) разработка проектов нормативных правовых документов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
м) осуществление совместно с другими надзорными органами государственного контроля за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к действиям при их возникновении.

Статья 11. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно - спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Статья 12. Создание органов управления по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории

1. Челябинская подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит из трех уровней: областного, местного и объектового.
Каждый уровень областной подсистемы имеет координирующие органы управления - комиссии по чрезвычайным ситуациям: областную, органов местного самоуправления (района, города, района в городе), объектовые.
Состав этих комиссий, положения об их деятельности утверждаются органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления и руководителями организаций.
2. Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Главное управление, управления, отделы) создаются органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления.
3. На объектовом уровне решениями руководителей образуются отделы, секторы (или выделяются специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
4. Для обеспечения повседневного управления постоянно действующие органы, специально уполномоченные на решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают на областном, городских и районных уровнях пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно - диспетчерские службы, на объектовом уровне - диспетчерские службы, специализированные подразделения организаций.
5. Порядок создания и функционирования органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяется настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Челябинской области, органов местного самоуправления.

Статья 13. Силы и средства Челябинской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Органы исполнительной власти Челябинской области, областная комиссия по чрезвычайным ситуациям, органы местного самоуправления, организации создают аварийно - спасательные, аварийно - восстановительные службы (формирования), службы наблюдения и контроля для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органы исполнительной власти области и местного самоуправления, специально уполномоченные на решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, разрабатывают (согласовывают) положения о данных службах (формированиях), их состав и структуру.

Глава IV

ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 14. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил Челябинской подсистемы РСЧС для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно - методических центрах и непосредственно по месту работы.
Органы исполнительной власти Челябинской области определяют категории руководителей и специалистов для прохождения специальной подготовки в области гражданской обороны и защиты населения от стихийных бедствий, утверждают перечень организаций, на которых должны проводиться учения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, утверждают темы этих учений.

Глава V

ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 15. Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Финансирование деятельности постоянно действующих областных органов управления, органов местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 16. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федерального и областного бюджетов, местных бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда Челябинской области, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Челябинской области.

Статья 17. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются органами исполнительной власти Челябинской области, а также органами местного самоуправления и организациями, расположенными на территории области.
Порядок создания и использования указанных в настоящей статье резервов и порядок восполнения использованных средств определяются законодательством Российской Федерации, законодательством Челябинской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, решениями руководителей организаций.

Глава VI

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 18. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственная экспертиза предполагаемых для реализации решений и проектов по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Челябинской области в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на Челябинскую подсистему РСЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Челябинской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и Челябинской области в вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и Челябинской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и совершении других противоправных действий должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско - правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Челябинской области.

Глава VII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
Челябинской области
П.И.СУМИН
г. Челябинск
5 июня 1997 года
№ 18-ЗО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru