ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Челябинской области от 25.09.1997 № 57-П
"О ПРОЕКТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ "О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
(вместе с "ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 1997 г. № 57-п
О ПРОЕКТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
"О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ
(ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
В целях создания организационных, экономических и социальных условий для устойчивого функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.96 г. № 1499 "О федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы" Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить целевую программу развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Челябинской области на 1997 - 2000 годы согласно приложению.
2. Внести Законодательному Собранию Челябинской области на утверждение целевую программу развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Челябинской области на 1997 - 2000 годы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Согрина А.В.
Председатель
Правительства
Челябинской области
В.П.УТКИН
Приложение
к постановлению
Председателя
Правительства
Челябинской области
от 25 сентября 1997 г. № 57-п
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ
И КООПЕРАТИВОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)
ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
Наименование - целевая программа развития крестьянских
Программы (фермерских) хозяйств и кооперативов
Челябинской области на 1997 - 2000 годы.
Основание для - постановления Правительства РФ: от 18
разработки декабря 1996 года № 1499 "О Федеральной
Программы целевой программе развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов на
1996 - 2000 годы", от 26 февраля 1997 года
№ 224 "Об экономических условиях
функционирования агропромышленного
комплекса Российской Федерации в 1997
году".
Государственный - Главное управление сельского хозяйства и
заказчик продовольствия администрации Челябинской
Программы области.
Разработчики - Главное управление сельского хозяйства и
Программы продовольствия администрации Челябинской
области, Комитет экономики администрации
Челябинской области, Главное финансовое
управление администрации Челябинской
области, Комитет по земельным ресурсам и
землеустройству Челябинской области,
Уральский региональный учебно -
технологический центр по подготовке и
сервисному обслуживанию фермеров при ЧГАУ.
Цели - обеспечение устойчивого развития и
Программы повышение эффективности фермерского
сектора как составной части многоукладной
аграрной экономики Челябинской области,
социальная защита крестьянства в условиях
рыночных отношений.
Основные - создание организационных, экономических,
программные правовых и социальных условий эффективного
мероприятия функционирования крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов, формирование
рыночной инфраструктуры на основе
кооперации, совершенствование механизма
государственной поддержки крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов.
Исполнители - Главное управление сельского хозяйства и
Программы продовольствия администрации Челябинской
области,
Комитет экономики администрации
Челябинской области,
Главное финансовое управление
администрации Челябинской области,
Комитет по земельным ресурсам и
землеустройству Челябинской области,
Уральский региональный учебно -
технологический центр по подготовке и
сервисному обслуживанию фермеров при ЧГАУ.
Сроки и этапы - 1997 - 2000 годы:
реализации I этап - 1997 - 1998 годы,
Программы II этап - 1999 - 2000 годы.
Важнейшие - к 2000 году за счет роста числа
целевые крестьянских (фермерских) хозяйств,
показатели увеличения размеров крестьянского
землевладения, внедрения прогрессивных
технологий и повышения на этой основе
продуктивности земледелия и животноводства
валовая продукция сельского хозяйства в
этом секторе возрастет к уровню 1995 г. в
2 раза и его доля в общем объеме
производства достигнет 3,1 %. Производство
основных видов сельскохозяйственной
продукции составит: зерна до 280 тыс.
тонн, картофеля до 8 тыс. тонн, молока до
17 тыс. тонн, скота и птицы до 4,5 тыс.
тонн.
Ожидаемые - повышение экономической эффективности
результаты крестьянских (фермерских) хозяйств и
Программы кооперативов, создание рыночной
инфраструктуры, улучшение социального
положения крестьян.
Система - контроль за исполнением Программы
контроля за осуществляют Государственный заказчик -
исполнением Главное управление сельского хозяйства и
Программы продовольствия администрации Челябинской
области,
Главное финансовое управление
администрации Челябинской области.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)
ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
I. Введение
Целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Челябинской области на 1997 - 2000 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации: от 18 декабря 1996 года № 1499 "О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы", от 26 февраля 1997 года № 224 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году".
Программа является дополнением к областной Программе стабилизации и развития агропромышленного производства Челябинской области на 1996 - 2000 годы и основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральных Законов: "О сельскохозяйственной кооперации", "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно - правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
По состоянию на 1 января 1997 года в 6294 крестьянских хозяйствах области трудится более 25 тыс. фермеров, в распоряжении которых находится 364,3 тыс. га сельхозугодий, в т.ч. 302,4 тыс. га пашни. В общем землепользовании на долю фермеров приходится 8 % земельных площадей и более 10 % пашни.
В 1996 году в крестьянских хозяйствах валовой сбор основных сельхозкультур составил: зернобобовых - 116,5 тыс. тонн или 9,3 % в общем производстве сельхозпроизводителей области, картофеля - 5,9 тыс. тонн (1,1 %), овощей - 0,7 тыс. тонн (0,3 %), производство молока составило - 14,4 тыс. тонн, мяса (реализация) - 2,6 тыс. тонн и яиц - 4,6 млн. шт.
Наиболее эффективно работают крестьянские хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформ и получившие стартовую финансовую поддержку.
Свыше 100 фермерских хозяйств работают по схеме: производство - переработка - реализация. В распоряжении фермеров имеется 6 мельниц, 5 цехов по производству круп и макарон, 11 мини - пекарен, 5 коптильных и 7 колбасных цехов. Этими цехами вырабатывается в сутки до 40 тонн муки, 3,5 тонн хлебобулочных изделий, 4,5 - 5,0 тонн копченостей и колбасных изделий.
Однако за 1994 - 1996 годы в результате резкого снижения государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях количество крестьянских хозяйств сократилось с 7022 до 6294. Прекратили свою деятельность 2397 хозяйств.
Из-за недостатка финансовых средств многие вновь образованные крестьянские хозяйства не смогли начать производственную деятельность.
Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора.
II. Цель, задачи и этапы реализации Программы
Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора агропромышленного производства Челябинской области; увеличение его доли в формировании продовольственного рынка области; социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений.
Задачами Программы являются:
- создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов;
- формирование действенного механизма финансово - кредитной поддержки крестьянских хозяйств и кооперативов;
- обеспечение развития земельной реформы, совершенствование земельных отношений, расширение крестьянских землевладений;
- формирование эффективной производственной, сбытовой и социальной инфраструктуры фермерского сектора на основе кооперации и интеграции;
- совершенствование и развитие фермерского самоуправления.
Решение указанных задач предусматривается в два этапа.
На первом этапе (1997 - 1998 гг.), на основе Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы (далее - Федеральная программа), осуществляются меры по совершенствованию нормативно - правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов, проводится выдача правоустанавливающих документов собственникам земельных участков и долей. Крестьянские хозяйства и кооперативы оснащаются сельскохозяйственной техникой, оборудованием, транспортными средствами, другими материально - техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение основных сельскохозяйственных работ. Осуществляются мероприятия по повышению плодородия земель и рациональному их использованию.
На втором этапе (1999 - 2000 гг.) на основе завершения институциональных преобразований и усиления государственной поддержки:
- возрастет число крестьянских хозяйств и площади их земельных наделов;
- укрепится материально - техническая база;
- ускорятся процессы специализации этих хозяйств;
- расширится сфера применения эффективных технологий;
- увеличится производство сельскохозяйственной продукции в фермерском секторе, возрастет их доля в формировании продовольственного рынка области.
III. Совершенствование правовой базы крестьянских
хозяйств и кооперативов
В соответствии с Федеральной программой на 1996 - 2000 годы будут разработаны и внесены в Федеральное Собрание Российской Федерации проекты федеральных законов "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в новой редакции), "О сельских кредитных кооперативах", "О сельских страховых кооперативах", уточнятся положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части юридического статуса крестьянских хозяйств и кооперативов, будет введен Земельный кодекс Российской Федерации (в новой редакции) с соответствующими нормами, касающимися крестьянских хозяйств и кооперативов, упорядочатся имущественные, трудовые и иные отношения в крестьянских хозяйствах.
Предусматривается совершенствование налогового законодательства, законодательной базы социального обеспечения и социального страхования членов крестьянских хозяйств и кооперативов.
На рассмотрение Законодательного Собрания Челябинской области будут внесены проекты законов: "О крестьянском (фермерском) хозяйстве и их объединениях", "О едином сельскохозяйственном налоге", где предусматривается сокращение размеров налогов в начальный период деятельности крестьянских хозяйств, изменение порядка внесения платежей по налогам с учетом сезонности доходов крестьянских хозяйств и кооперативов.
IV. Земельные отношения, совершенствование механизма
крестьянского землевладения и землепользования
Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрупнение крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей, аренды, покупки и других видов приобретения земельных участков.
Завершится переоформление в собственность фермерами земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. Будут установлены предельные размеры земельных участков, находящихся в собственности, без ограничения размеров арендуемых земель. В целях формирования крестьянских хозяйств рациональных размеров им будут предоставляться кредиты на приобретение земли, устанавливается первоочередное право соседей - землевладельцев на покупку или аренду высвобождающихся земельных участков. Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и кооперативами.
Ожидается, что к 2000 году площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в распоряжении крестьянских хозяйств и кооперативов области, составит 418 тыс. га, в т.ч. 347 тыс. га пашни или 12,3 % ее общей площади.
При этом средний размер сельскохозяйственных угодий в расчете на одно хозяйство возрастет до 59 га, в том числе пашни до 49 га.
V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств
В соответствии с Федеральной программой будет определен порядок и адресное использование инвестиционных ресурсов федерального бюджета на финансирование развития межфермерской кооперации по агросервису, переработке и реализации сельхозпродуктов.
На основе кооперации увеличится взаимодействие коллективных хозяйств с крестьянскими хозяйствами по совместному использованию имеющихся производственных мощностей по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, оборудования, обеспечению горюче - смазочными материалами, семенами, по другим направлениям хозяйственной деятельности.
VI. Финансово - кредитная и инвестиционная поддержка
крестьянских хозяйств и кооперативов
Система финансово - кредитного и инвестиционного обеспечения крестьянских хозяйств и кооперативов направлена на создание условий для развития и укрепления их материально - технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышения эффективности и доходности производства.
В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В соответствии с Федеральной программой средства из федерального бюджета направляются на:
- обеспечение материально - техническими ресурсами, в том числе на поставку техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга;
- развитие кооперации;
- проведение землеустроительных работ;
- разработку документации по улучшению и охране земель;
- издание специальной литературы, информационно - консультативное обслуживание;
- строительство жилья для фермеров.
Средства областного бюджета и местных бюджетов (на возвратной и безвозвратной основе) направляются (приложение 1) на:
- инженерное обустройство, развитие производственной инфраструктуры;
- строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, других производственных объектов сельскохозяйственного назначения, жилья;
- приобретение техники;
- развитие кооперации;
- пособия семьям - переселенцам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств;
- помощь начинающим фермерам и сельским семейным детским домам;
- проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель;
- дотации на отдельные виды продукции и другие цели.
На капитальные затраты по приобретению техники, строительству производственных объектов, жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры крестьянским хозяйствам и кооперативам из федерального бюджета и бюджета области будет выделяться не менее 15 % средств, предусмотренных на эти цели.
Кредитование крестьянских хозяйств по затратам сезонного характера из федерального бюджета и бюджета области будет производиться с учетом их доли в площади используемых земель. Будет налажено кредитование крестьянских хозяйств и кооперативов из специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса.
При распределении средств государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам будет осуществляться переход от уравнительного распределения средств к адресному на конкурсной основе.
Средства государственной поддержки крестьянских хозяйств и кооперативов ежегодно предусматриваются в бюджете области при его формировании по представлению Главного управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Челябинской области в пределах сумм, предусмотренных на реализацию Программы стабилизации и развития агропромышленного производства Челябинской области на 1996 - 2000 годы.
VII. Информационно - консультативное обслуживание
и научное обеспечение крестьянских хозяйств
и кооперативов. Обучение и повышение
квалификации фермеров
Для обеспечения потребностей крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в информации и консультационных услугах создать на базе Уральского регионального центра по подготовке и сервисному обслуживанию фермеров (УТЦ) информационно - консультативную службу по оказанию практической помощи крестьянским хозяйствам в освоении эффективных технологий, организационных форм производственной и сбытовой кооперации, юридической и социальной защиты.
Разработать программу и порядок подготовки фермеров в УТЦ, проведения консультаций и семинаров, ежегодных смотров - конкурсов деятельности крестьянских хозяйств и кооперативов, научно - практических конференций по актуальным вопросам развития фермерского и кооперативного движения, участие крестьянских хозяйств в ежегодных выставках - ярмарках.
Продолжить обучение студентов дневного отделения ЧГАУ на фермерских курсах, с организацией их практики в лучших фермерских хозяйствах России и за рубежом, выполнение заказов Главного управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области по экономическим, правовым, технологическим и другим вопросам деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, разработку оптимальных моделей крестьянских хозяйств и кооперативов различной специализации производства по природно - климатическим зонам области.
Создать авторский коллектив для подготовки и издания учебно - методических пособий, рекомендаций, справочно - информационной литературы для крестьянских хозяйств и кооперативов.
VIII. Развитие фермерского самоуправления
Дальнейшее развитие органов фермерского самоуправления и повышения их роли обеспечивается путем расширения представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов крестьянских хозяйств, кооперативов в органах законодательной, исполнительной властей Челябинской области и местного самоуправления, органов государственного управления агропромышленным комплексом области и в других организациях.
Органы государственной власти и местного самоуправления привлекают фермерские организации к разработке и реализации областных и районных программ социально - экономического развития агропромышленного комплекса, совершенствования нормативно - правовой базы, производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем технологического, агросервисного и информационно - консультативного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, взаимодействуют с ними на основе соглашений и договоров о совместной деятельности.
IX. Социально - экономические результаты реализации
Программы
Реализация Программы обеспечит дальнейшее развитие крестьянских хозяйств и кооперативов области, рост эффективности их деятельности. Укрепится организационно - правовое и социальное положение крестьянских хозяйств, их материально - техническая база, возрастет производительность труда, повысится профессиональный уровень и благосостояние фермеров, получат дальнейшее развитие фермерское самоуправление, кооперативные и интеграционные связи фермеров между собой и с другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса области в производстве, переработке и сбыте продукции.
Рост производства продукции будет достигнут за счет увеличения числа хозяйств, обрабатываемой земли, повышения культуры производства, внедрения прогрессивных технологий (приложение 2).
Объем производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских хозяйствах в 2000 году по сравнению с 1995 годом увеличится в 2 раза, в том числе в земледелии в 2,7 раза. Доля фермеров в производстве зерна возрастет до 12,8 % (приложение 3).
Фермерский сектор займет более прочное положение в системе агропромышленного производства области. Его доля в общем объеме валовой продукции сельских товаропроизводителей области возрастет до 3,1 %.
X. Организация управления Программой и контроль
за ее реализацией
Управление Программой осуществляется государственным заказчиком - Главным управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации области и управлениями сельского хозяйства и продовольствия муниципальных образований области.
Государственный заказчик ежегодно формирует заявки на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы и направляет их в Комитет экономики администрации Челябинской области и Главное финансовое управление администрации Челябинской области.
Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Челябинской области совместно с Главным финансовым управлением администрации Челябинской области контролируют сроки и разрабатывают механизм возврата в областной бюджет средств, выделенных крестьянским (фермерским) хозяйствам и кооперативам.
Государственный заказчик - Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Челябинской области ежегодно представляет Правительству Челябинской области информацию о ходе реализации Программы за отчетный год.
Приложение № 1
к Целевой программе
развития крестьянских
(фермерских) хозяйств
и кооперативов
Челябинской области
на 1997 - 2000 годы
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2000 ГОДА
(РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ В ЦЕНАХ 1997 ГОДА)