ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного собрания Челябинской области от 20.11.1997 № 204
"О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(вместе с "ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ")
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законов и иных нормативных правовых актов Челябинской
области", № 11, 1997 г.,
"Южноуральская панорама", 1997, № 38, (от 11 - 17 декабря)
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 1997 г. № 204
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
КУРОРТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Рассмотрев проект целевой программы "Сохранение и развитие курортов Челябинской области", предложенный Губернатором области, Законодательное собрание
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить целевую программу "Сохранение и развитие курортов Челябинской области".
2. Рекомендовать Правительству Челябинской области включить указанную Программу в перечень областных целевых программ и предусмотреть ее финансирование в 1998 году.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Челябинской области
от 20 ноября 1997 г. № 204
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
I. ВВЕДЕНИЕ
Основанием для разработки целевой программы "Сохранение и развитие курортов Челябинской области" на 1997 - 2005 гг. (далее именуется - Программа) служит:
1. Федеральные законы "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", (№ 26-ФЗ 23 февраля 1995 года), "Об особо охраняемых природных территориях" (№ 33-ФЗ от 14.03.95 г.).
2. Закон Челябинской области "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах Челябинской области", № 38-ОЗ от 19.09.96 г.
3. Федеральная целевая программа "Развитие курортов федерального значения", утвержденная постановлением Правительства РФ 02.02.1996 г. № 101; Постановление Правительства РФ от 16.11.1996 г. № 1369 "О комплексе первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и населения в Уральском районе и Тюменской области на 1997 - 2000 годы".
4. Указ Президента РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" № 3061-1 от 18.06.1992 года.
5. Указ Президента РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" № 4995-1 от 25.05.1993 года.
6. Целевая областная программа "Организация санаторно - курортного оздоровления населения Челябинской области, подвергшихся воздействию радиации в результате деятельности ПО "Маяк" на 1995 - 2000 годы", утвержденная Главой администрации области от 29.09.95 г.
Разработка Программы обусловлена социально - экономическими особенностями области: высокий промышленный потенциал, высокий уровень радиации, техногенных нагрузок; богатейшие природные ресурсы, климато - географические условия, которые диктуют о приоритетности санаторно - курортного дела.
Разработка Программы обусловлена состоянием здоровья южноуральцев.
Продолжается снижение естественного прироста населения области, растет смертность во всех возрастных группах.
Нарастает угроза жизни и здоровья каждого южноуральца.
Программа нацелена на усиление государственной роли в деле улучшения экологической обстановки на курортных территориях.
Программа рассчитана:
- на признание Правительством области целесообразности создания экономических, социальных, правовых, организационных условий для развития санаторно - курортного дела области;
- на гарантии населению области санаторно - курортной помощи как одного из этапов медицинской помощи:
- на гарантии Правительства области по финансированию санаторно - курортного дела на основе сочетания бюджетных, внебюджетных, страховых ассигнований, коммерческих и благотворительных начал.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Объектами Программы являются курорт федерального значения Кисегач, включающий санатории "Кисегач" и "Еловое", пансионаты с лечением "Утес" и "Сосновая горка", строительно - монтажное предприятие "Курортстрой", автотранспортное предприятие "Челябинсккурорт", ТОО "Полюс - "Боровое", курорт федерального значения Увильды, санатории "Солнечный", "Урал", Магнитогорская курортная поликлиника, пансионат с лечением "Карагайский бор", дома отдыха "Тургояк" и "Золотой пляж", Челябинский областной Центр реабилитации пострадавших от радиации. Указанные здравницы на 4950 койко - мест и хозяйства составляют основу курортного фонда Челябинской области, который является составной частью курортного фонда Российской Федерации.
Необходимость разработки Программы вызвана экономическим положением санаторно - курортных организаций и предприятий.
С 1992 года практически прекращено централизованное финансирование капитального строительства новых и реконструкции действующих объектов.
В 1996 году сумма вложений денежных средств на эти цели сократилась более чем в 10 раз.
Недостаток денежных средств не позволил закончить реконструкцию дома отдыха "Золотой пляж", закрытого в 1991 году, и приступить к выполнению работ по переводу из сезонного в круглогодичный санаторий "Солнечный", закрытый на реконструкцию в 1992 году.
В стадии незавершенного строительства и реконструкции находятся пять спальных корпусов на 500 койко - мест. По состоянию на 01.01.1997 г. количество неблагоустроенных и не отвечающих санитарным нормам койко - мест составляет 22,5 % от общей вместимости.
Объекты инженерной инфраструктуры здравниц остаются без средств на эксплуатацию и реконструкцию. Резко возросло количество аварий на системах жизнеобеспечения здравниц, некоторые из них находятся в аварийном состоянии.
Срочно требуется принятие мер по реконструкции системы водоснабжения, канализования, очистных сооружений и воде и канализации в санаториях "Кисегач", "Увильды", "Урал", пансионатах "Карагайский бор", "Утес", где качество питьевой воды и хозбытовых стоков после очистки не соответствует санитарным нормам.
Тяжелое положение сложилось по объектам теплоснабжения, требуется проведение реконструкции в доме отдыха "Тургояк" котельной с разводящими сетями, в санатории "Солнечный" - строительства всей инженерной инфраструктуры: тепло - водо - электроснабжения и канализования хозбытовых стоков и т.д.
Необходима реконструкция котельных и тепловых сетей в санаториях "Увильды", "Урал", "Еловое", пансионате "Карагайский бор".
Повышается интенсивность использования лечебно - оздоровительных местностей.
Продолжается загрязнение озер Увильды, Кисегач, Тургояк. По их охране нет единой политики. Не установлены научнообоснованные нормы нагрузки на природно - лечебные ресурсы.
Фактически с 1990 года прекращено проведение поисково - разведочных и исследовательских работ по лечебным грязям, минеральным водам и другим лечебным ресурсам. По предварительным данным геологоразведочного объединения "Лечминресурсы" Министерства здравоохранения СССР (1990 год) Челябинская область располагает запасами лечебных грязей в 1 млрд. куб. м, запасы минеральных вод остаются не определенными.
Принятие Программы обуславливается, таким образом, необходимостью предупреждения необратимых процессов в экологии, истощения природных лечебных ресурсов.
Программа предусматривает подготовку и утверждение Правительством области "Положений об округах санитарной и горно - санитарной охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов", "Положении о признании территорий лечебно - оздоровительными местностями и курортами".
Подготовка этих документов, а также генеральных планов курортов предусматривает их государственную экологическую экспертизу.
Принятие Программы необходимо в связи с резким ростом за последние годы заболеваемости и смертности населения области.
Растет инвалидизация населения, в том числе лиц молодого возраста. Только 10 % школьников признаются здоровыми.
В то же время в области не разработаны программы по профилактике, лечению, реабилитации населения по структурам заболеваемости, которые вошли на первое место: болезни органов дыхания, нервной системы.
Требует системности подход к санаторно - курортному оздоровлению участников событий в "горячих точках" России, СНГ, дальнего зарубежья.
Особого внимания требует подход к оздоровлению детей. Заслуживает внимания опыт магнитогорцев по созданию "лесных школ".
Остро стоит вопрос о проведении санаторно - курортной реабилитации населения области, пострадавшего от воздействия радионуклидов, образовавшихся в результате аварии на ПО "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Челябинский областной Центр реабилитации пострадавших от радиации не соответствует требованиям, предъявленным к санаторно - курортным учреждениям, и подлежит реконструкции и расширению. Потребность в санаторно - курортной реабилитации этой категории населения велика и требуется расширение существующих специализированных отделений и центров в санаторно - курортных организациях области.
Существующая лечебная база в санаториях и пансионатах с лечением крайне недостаточная и не позволяет открывать новые и расширять действующие центры и отделения, внедрять новые медицинские технологии для проведения новых реабилитационных мероприятий, устанавливать дополнительное современное медицинское отечественное и зарубежное оборудование, аппаратуру и бальнеотехнику.
Специализация отдельных санаториев и пансионатов на лечение по профилю заболеваний граждан, в том числе, участников Великой Отечественной войны и других вооруженных конфликтов, инвалидов, пенсионеров, подростков, детей и других также вызывает необходимость расширения лечебной базы.
Все это требует разработки программного подхода к этим проблемам:
- внедрения современных медицинских и бальнеологических технологий;
- приобретения для этого соответствующего медицинского и бальнеологического оборудования;
- проведения цикла повышения квалификации кадров;
- научного сопровождения этого процесса и коррекции этого раздела;
- осуществления ежегодной экспертной оценки качества и эффективности санаторно - курортного лечения.
Следовательно, санаторно - курортному делу необходима государственная поддержка, которая позволит обеспечить преемственность и взаимосвязь процессов профилактики, лечения и реабилитации лечебно - профилактических учреждений здравоохранения и санаторно - курортных организаций.
III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ
И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основной целью настоящей Программы является сохранение и дальнейшее развитие курортного фонда области, с учетом специализации его составляющих по видам лечебно - профилактической деятельности, выявление и рациональное использование природных лечебных ресурсов области для укрепления здоровья южноуральцев.
Среди задач, требующих решения для достижения указанной цели, главными являются:
- определение направлений государственной политики области в сфере санаторно - курортного лечения и отдыха;
- укрепление и дальнейшее развитие материально - технической базы существующих лечебно - профилактических организаций, создание в них новых специализированных центров и отделений;
- повышение доступности санаторно - курортного лечения для большинства населения области и его эффективности;
- поддержание высокой и устойчивой конъюнктуры спроса;
- сохранение кадрового потенциала, материальной, научной, лечебно - методической и природной базы курортного дела;
- создание третьего этапа медицинской помощи: поликлиника - стационар - отделения реабилитации в санаторно - курортных условиях с открытием отделений реабилитации в санаторно - курортных организациях для больных с заболеваниями органов дыхания, органов пищеварения, эндокринной системы, мочеполовой сферы и др. отделения;
- уточнение инвестиционной политики;
- определение принципов участия лечебно - профилактических организаций на отечественном и мировом рынке санаторно - курортных услуг.
Программа реализуется в период 1998 - 2005 годов и разделена на два этапа. Первый этап (1998 - 2000 годы) включает выполнение первоочередных неотложных мероприятий. На втором этапе (2001 - 2005 годы) предусматривается реализация основных мероприятий и завершение Программы.
IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется за счет долевого участия федерального бюджета по курортам Федерального значения, бюджета Челябинской области и привлечения для ее выполнения внебюджетных источников, а также собственных средств санаторно - курортной системы области.
В качестве внебюджетных источников предусматривается использовать средства предприятий и учреждений различных форм собственности, имеющих долю собственности в курортном фонде области, отчисления юридических и физических лиц, заинтересованных в осуществлении Программы, а также другие источники финансирования.
Стоимость мероприятий Программы составляет 201870 млн. рублей, в том числе, из средств бюджета Челябинской области - 114841 млн. рублей (56,84 %), из средств федерального бюджета - 26800 млн. рублей (13,28 %), из собственных средств санаторно - курортной системы - 45179 млн. рублей (22,38 %), из привлеченных средств - 15050 млн. рублей (7,46 %).
Финансирование мероприятий Программы, осуществляемых за счет средств бюджета области и внебюджетных фондов, производится в форме бюджетных инвестиций, субсидий, бюджетных ссуд, государственного контракта или заказа, привлечения средств частных лиц, иностранных инвестиций.
Финансирование по другим источникам осуществляется по договоренности сторон.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Законодательным собранием и Правительством Челябинской области и областным государственным унитарным предприятием "Челябинсккурорт".
Ежегодно ОГУП "Челябинсккурорт" в установленные сроки представляет в администрацию и Законодательное собрание области предложения по финансовому обеспечению мероприятий Программы из бюджета области на предстоящий календарный год и отчет о реализации мероприятий за текущий год.
ОГУП "Челябинсккурорт" готовит администрации области необходимые документы по решению на федеральном и областном уровнях вопросов привлечения средств фондов социального страхования, обязательного медицинского страхования, социальной защиты населения, пенсионного и иных фондов, льготных кредитов банков и финансовых компаний, средств зарубежных инвесторов на определенных условиях, а также предоставления налоговых и иных льгот предприятиям и организациям различных форм собственности, заинтересованных в осуществлении Программы и участвующих в ее финансировании.
VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы осуществляется ОГУП "Челябинсккурорт" в тесном взаимодействии с Законодательным собранием области, Правительством области, с привлечением всех заинтересованных сторон.
Механизм реализации Программы охватывает широкий спектр организационных, экономических, правовых мер. Предусматривается использовать льготное налогообложение, льготные тарифы, субсидии и ассигнования из бюджета области, иностранные инвестиции.
Доминирующим фактором по реализации Программы является практическое осуществление областной экономической политики по сохранению и развитию санаторно - курортного дела. Основу экономического механизма управления Программой составит консолидация источников финансирования отдельных проектов Программы.
Устанавливаются следующие основные направления по реализации Программы:
- стимулирование направления прибыли на развитие санаторно - курортного комплекса и финансирование капитальных вложений путем установления льготной ставки налога на прибыль, банка, предприятия, организации, направляющих средства на инвестиции в санаторно - курортные организации;
- освобождение санаторно - курортных организаций на определенный срок от уплаты налогов на прибыль, платежей в дорожные фонды и других местных и областных налогов;
- первоочередное размещение заказов на приобретение санаторно - курортных путевок в местные здравницы;
- представление в пользование земельных участков и лечебных природных ресурсов на льготных условиях;
- осуществление мер регулирования задолженности объектов Программы по платежам в бюджет.
VII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
В настоящее время практически не существует научно - обоснованных критериев и норм, позволяющих определить социально - экономическую эффективность и окупаемость вложенных средств в социальной Программе.
Реализация Программы позволит обеспечить сохранение санаторно - курортных организаций области, увеличить их мощность, повысить качество санаторно - курортной помощи, снизить себестоимость санаторно - курортной путевки;
- обеспечить полную загрузку санаторно - курортных коек. Тем самым оздоровить не менее 120,0 тыс. человек в год.
Экономическая эффективность Программы оценивается, исходя из показателей эффективности в течение первого года после курортного лечения: сокращения количества дней временной нетрудоспособности на 60 %, уменьшение потребности в госпитализации на 40 %, сокращение расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах среди рабочих в 2 раза, уменьшение пособий по временной нетрудоспособности у работающих на предприятиях различной формы собственности на 80 %, снижение ущерба производству в связи с заболеваемостью рабочих на 50 %. (А.Н. Дюкарева, 1997; И.К. Кочергин, 1989):
Осуществление Программы будет способствовать прибыльности санаторно - курортных организаций, увеличению отчислений в бюджеты всех уровней, снижению социальной напряженности у населения области.
Реализация Программы существенно улучшит экологическую обстановку на курортах области, защитит и сохранит природные лечебные ресурсы и лечебно - оздоровительные местности с прилегающими к ним участками от загрязнения и преждевременного истощения.
Паспорт целевой программы
"Сохранение и развитие курортов Челябинской области"
Наименование - Целевая программа "Сохранение и
программы развитие курортов Челябинской
области"
Дата принятия решения - Постановление Челябинской областной
о разработке Думы от 19.09.96 г. № 526
Программы, дата ее
утверждения
(наименование и номер
соответствующего
нормативного акта)
Государственный - Областное государственное унитарное
заказчик предприятие "Челябинсккурорт"
Основной разработчик - Областное государственное унитарное
Программы предприятие "Челябинсккурорт"
Цели и задачи - сохранение и развитие курортов
Программы, важнейшие федерального (долевое участие
целевые показатели Администрации Челябинской области),
областного и местного значения,
улучшение их экологического
состояния, сохранение и рациональное
использование ценных природных
лечебных ресурсов, укрепление
гидроминеральной базы, развитие
инфраструктуры
Сроки и этапы - 1998 - 2005 годы
реализации Программы 1 этап (1998 - 2000 годы) -
подготовка и реализация
первоочередных мероприятий;
2 этап (2001 - 2005 годы) -
реализация основных мероприятий и
завершение Программы
Перечень основных - нормативно - правовое обеспечение;
мероприятий организация управления курортным
делом; сохранение природных лечебных
ресурсов и развитие гидроминеральной
базы курортов; научное обеспечение
(приложение 1).
Финансовое обеспечение, необходимое
для сохранения и развития курортов
Челябинской области (приложение 2)
Исполнители основных - Областное государственное унитарное
мероприятий предприятие "Челябинсккурорт",
Челябинская медицинская академия,
Уральская медицинская академия
дополнительного образования,
Уральский научно - практический
центр радиационной медицины,
Главное управление здравоохранения
области,
Областной комитет по геологии и
минеральным ресурсам,
Комитет по управлению
государственным имуществом
Челябинской области,
Комитет по экономике области,
Главное Финансовое управление
области
Объемы и источники - 201870 млн. руб. (в ценах 1995 г. -
финансирования коэффициент к ценам 1984 г. - 5492,8
из них, 26800 млн. руб. (13,28 %) из
средств федерального бюджета, 11484
млн. руб. (56,88 %) (приложение 3)
средств областного бюджета, 45179
млн. рублей (22,38 %) из собственных
средств санаторно - курортной
системы области и 15050 млн. руб.
(7,46 %) из привлеченных средств
Ожидаемые конечные - улучшение показателей здоровья и
результаты демографических показателей
реализации Программы населения Челябинской области,
сохранение и развитие курортов
области, резервирование и
рациональное использование наиболее
ценных природных лечебных факторов;
сохранение особо ценных лечебно -
оздоровительных местностей;
повышение общего уровня санаторно -
курортных услуг и их
конкурентоспособности
Система организации - Администрация, Законодательное
контроля за собрание Челябинской области и
исполнением Областное государственное унитарное
Программы предприятие "Челябинсккурорт"
Приложение № 1
к целевой программе
"Сохранение и развитие
курортов Челябинской области"
МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ, СОХРАНЕНИЕ
ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ И РАЗВИТИЕ
ГИДРОМИНЕРАЛЬНОЙ БАЗЫ, КАДРОВОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Примечания. 1. Затраты приняты по аналогам в ценах 1995 года (коэффициент - 5492,8 к ценам 1984 года) и будут уточнены при выполнении работ.
2. Затраты по разделу IV п. 4 в программе не учтены, предлагаемые источники финансирования за счет средств целевых программ.
Приложение № 2
к целевой программе
"Сохранение и развитие
курортов Челябинской области"
ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ КУРОРТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Примечания. 1. Финансовые затраты определены в ценах 1995 года (коэффициент к ценам 1984 г. - 5492,8).
Ежегодно по мере осуществления строительства (реконструкции) объектов финансовые затраты подлежат корректировке.
2. По объектам строительства (реконструкции) при отсутствии проектно - сметной документации затраты приняты по аналогам и будут уточнены после ее разработки.
Приложение № 3
к целевой программе
"Сохранение и развитие
курортов Челябинской области"
БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА
НА АССИГНОВАНИЕ ИЗ БЮДЖЕТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 1998 - 2005 ГОДАХ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
КУРОРТОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(млн. рублей в ценах 1995 г. -
коэффициент к ценам 1984 г. - 5492,6)
----T--------------------------------------T-----------T---------¬
¦ № ¦ Наименование мероприятий ¦1996 - 2005¦ 1998 год¦
¦п/п¦ ¦ годы ¦ ¦
+---+--------------------------------------+-----------+---------+
¦ 1.¦Нормативно - правовое обеспечение ¦ 26 ¦ 19 ¦
¦ 2.¦Организация управления курортами ¦ 237 ¦ 51 ¦
¦ 3.¦Сохранение природных лечебных ресурсов¦ ¦ ¦
¦ ¦и развитие гидроминеральной базы ¦ ¦ ¦
¦ ¦курортов ¦ 1419 ¦ 206 ¦
¦ 4.¦Научное обеспечение ¦ 1046 ¦ 176 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Итого по приложению № 1: ¦ 2730 ¦ 452 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5.¦Финансовые затраты, необходимые для ¦ ¦ ¦
¦ ¦сохранения и развития курортов ¦ ¦ ¦
¦ ¦Челябинской области (приложение № 2) ¦ 112111 ¦ 22624 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Всего: ¦ 114841 ¦ 23076 ¦
L---+--------------------------------------+-----------+----------
Приложение № 4
к целевой программе
"Сохранение и развитие
курортов Челябинской области"
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ (В ЦЕНАХ 1995 ГОДА)