РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 30.12.1997 № 20/1
"О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 1998 ГОД"
(вместе с "ПРОГНОЗОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 1998 ГОД")
Официальная публикация в СМИ:
"Вечерний Челябинск", № 11, от 22.01.1998
Утратил силу в связи с принятием Решения Челябинской городской Думы от 01.03.2001 № 3/5.
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 30 декабря 1997 г. № 20/1
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 1998 ГОД
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 18 Устава города Челябинска Челябинская городская Дума
РЕШАЕТ:
1. Утвердить Прогноз социально-экономического развития города Челябинска на 1998 год (приложение).
2. Поручить Управлению экономики Администрации города (Еналеев А.Х.) разработать План действий Администрации города на 1998 год по реализации Основных направлений социально-экономического развития г. Челябинска на 1997 - 2000 гг. с учетом утвержденного Прогноза социально-экономического развития города Челябинска на 1998 год и в срок до 30 января 1998 года внести разработанный План действий Главе города для утверждения.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя комиссии по бюджету, экономической политике и налогам Смирнова В.И., заместителя Главы города по экономическим вопросам Еналеева А.Х.
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 30 декабря 1997 г. № 20/1
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 1998 ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГНОЗУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 1998 ГОД
Прогноз основных показателей социально-экономического развития города на 1998 год формировался с учетом среднесрочной программы Правительства РФ на 1997 - 2000 г.г. "Структурная перестройка и экономический рост", концепции промышленной политики, основных макроэкономических показателей развития Российской Федерации, индексов цен, дефляторов на 1997 - 1998 г.г. по состоянию на 23 сентября 1997 года, разработанных Минэкономики РФ, а также показателей прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 1998 год.
В целях проведения анализа тенденций отраслевого и регионального прогноза были использованы материалы областного комитета государственной статистики.
Прогноз предполагает полную реализацию задач, определенных Посланием Президента "Порядок во власти - порядок в стране" в условиях принятия нового налогового законодательства и принципиальных механизмов его реализации. При этом исключается возможность изменений внутриполитической ситуации, мировой экономической и политической конъюнктуры или других неблагоприятных факторов.
Промышленность
При формировании прогноза промышленного производства принимались во внимание сложившаяся на текущий момент динамика развития отдельных отраслей промышленности и предложения предприятий города. С учетом анализа всех материалов можно сделать следующий прогноз: в 1998 году ожидается стабилизация в энергетическом комплексе, черной и цветной металлургии, мукомольной промышленности, замедление темпов спада в машиностроении.
Сохранится тенденция к увеличению доли экспорта, особенно в черной и цветной металлургии.
Производство промышленной продукции прогнозируется на уровне 102 % в сравнении с 1997 годом. Предполагается, что решение поставленных задач будет осуществляться в соответствии с планами Правительства и будет исключена возможность заметного влияния неблагоприятных факторов в осуществлении поставленных целей.
Общий объем промышленной продукции в действующих ценах, включая малые и совместные предприятия, составит 23,2 млрд. руб.
Выработка электроэнергии в 1998 году прогнозируется на уровне 5,3 млрд. кВт час, что составит 99,3 % к оценке 1997 г. Проблемы взаимных неплатежей поставили эту отрасль в очень сложное положение. Неритмичная поставка топлива вызывает незапланированные остановки агрегатов, что вредно отзывается на состоянии оборудования. Оборудование на большинстве теплоэлектроцентралей устарело и нуждается в ремонте и замене.
В металлургической промышленности с 1996 года наметилась тенденция по увеличению объема производства, которое происходило в основном за счет поставок на экспорт. В то же время необходимо отметить явно неблагоприятную структуру экспорта: в основном это полуфабрикат в виде заготовок.
Относительную стабильность положения в черной металлургии не представляется возможным считать устойчивым фактором. Объем экспорта напрямую зависит от разницы цен на металл на внутреннем и внешнем рынке и финансовой политики государства.
С учетом возможного потребления металла на внутреннем рынке производство металлопроката может составить в 1998 году 2,76 млн. тонн или 112,2 % к уровню 1997 года. Производство чугуна прогнозируется на уровне 2,8 млн. тонн (108,9 %), стали - 3,7 млн. тонн (105,1 %), труб - 0,73 млн. тонн (121,6 %).
В цветной металлургии в 1998 году предполагается подъем производства к уровню прошлого года на 1 %. С 1991 года отрасль работает в условиях резкого сокращения спроса на внутреннем рынке, что привело к увеличению доли экспорта. Расширение экспорта цветных металлов стало основным фактором стабилизации производства на предприятиях, позволяющим сохранить загрузку производственных мощностей, обеспечить занятость, снизить социальную напряженность. Причина резкого сокращения потребления цветных металлов на внутреннем рынке - спад производства в машиностроительном и оборонном комплексах, особенно в таких отраслях, как автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение и электротехническая промышленность.
В связи со значительной товарно-денежной несбалансированностью, падением инвестиционной активности, уменьшением платежеспособного спроса произошло снижение объемов производства в машиностроении. В последние годы значительно замедлился процесс обновления продукции. Удельный вес новых изделий, освоенных впервые, в общем объеме продукции этой отрасли понизился по сравнению с 1990 г. более чем в 3 раза. Продолжается падение производства сравнительно высокотехнологичных (наукоемких) видов машиностроительной продукции. Недоинвестирование, принявшее макроэкономические масштабы, обуславливает массовый сброс мощностей, а там, где резервы снижения капиталоемкости невелики и нет экспортных возможностей, - свертывание производства. Об этом свидетельствует промышленная динамика и текущего года. Выпуск ряда машин и оборудования упал намного ниже предельного допустимого уровня, обеспечивающего замену изношенного и выбывающего оборудования у потребителя и сохранение стабильного уровня производства у производителя. С острой проблемой сбыта своей продукции сталкиваются конверсируемые военные предприятия. На большинстве из них падает производство не только военной, но и гражданской продукции (темпами выше средних по промышленности), причем одновременно наблюдается тенденция к переходу на выпуск более простых и менее технологичных изделий гражданского назначения. Преимущественное ослабление позиций отраслей, работающих непосредственно на потребителя, а также высокотехнологичных производств является наиболее тревожной чертой происходящих структурных сдвигов.
В 1998 году предполагается замедление темпов падения объемов производства в машиностроении до 98,5 % от уровня 1997 г. Производство отдельных видов машиностроительной продукции прогнозируется на уровне: тракторы - 906 штук, автогрейдеры - 500 штук, бульдозеры - 4594 штуки, прицепы - 1750 штук, станки металлорежущие - 660 штук.
В промышленности строительных материалов объем производства в 1998 г. прогнозируется на уровне 97 % к 1997 году. Выпуск составит: материалов стеновых 209 млн. шт. усл. кирпича, конструкций и изделий сборных железобетонных - 388 тыс. куб. м, плитки керамической - 132 тыс. кв. м. Останутся на уровне текущего года объемы стальных конструкций, строительных конструкций из алюминиевых сплавов.
В 1998 году прогнозируется замедление спада производства товаров народного потребления. Индекс физического объема составит 99 % к уровню текущего года.
Причин продолжающегося спада несколько: отставание в техническом оснащении предприятий и, как следствие, низкое качество выпускаемой продукции, возросшая конкуренция от импорта, где товары имеют более высокие потребительские свойства при доступной цене, снижение покупательной способности населения.
Необходимо объективно признать явную недоработку многих предприятий легкой промышленности в условиях свободного рынка в части повышения качества продукции и расширения ее ассортимента. Сильно повлияли на положение в отрасли разрыв хозяйственных связей и потеря товарных рынков. Необходимо создать условия для устойчивого положения отечественных товаропроизводителей легкой промышленности. Для поддержки отрасли нужно продолжить субсидирование закупок сырья, передачу объектов соцкультбыта в муниципальную собственность. Должно изменить ситуацию новое налоговое законодательство и некоторые меры государственной защиты отечественных товаропроизводителей в части установления налогов на импортные товары.
В целом реальное положение в промышленности пока еще остается критическим и нужны действительно быстрые и неординарные меры, чтобы город не остался без индустрии. Промышленность по-прежнему является основой экономики города и от решения ее проблем зависит выход из кризиса всего хозяйственного комплекса Челябинска. Поэтому администрацией города был направлен ряд обращений в Правительства РФ и области, в которых изложены предложения (некоторые из которых реализованы) по улучшению дел на промышленных предприятиях, в частности:
- концептуальные основы стабилизации и развития предприятий оборонного комплекса и отдельных заводов других отраслей промышленности Челябинской области;
- об отсрочке уплаты налогов в областной и федеральный бюджет ОАО "ЧТЗ" с направлением высвободившихся ресурсов на реструктуризацию предприятия.
Кроме того, с точки зрения управления экономики, в комплексе с предложенными мероприятиями для создания условий для развития промышленности, следовало бы заморозить долги предприятий, ввести четкое регулирование цен на продукцию топливно-энергетического комплекса, защитить внутренний рынок, т.е. ввести протекционизм на государственном уровне.
Приватизация
Одной из функций комитета по управлению имуществом на 1998 год остается приватизация объектов муниципальной собственности.
На первом этапе приватизации обязательной приватизации подлежали объекты предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Главной целью являлось формирование широкого слоя частных собственников.
Из 864 предприятий, подлежащих обязательной приватизации, было приватизировано 841, что свидетельствует о завершающем этапе приватизации в данных отраслях. Оставшиеся предприятия принудительно не приватизируются. Комитет выступает инициатором приватизации только в том случае, если предприятие имеет отрицательный баланс и есть угроза банкротства.
Главные цели приватизации муниципального имущества на 1998 год - повышение эффективности и социальной ориентации экономики, пополнение доходной части бюджета города, создание благоприятных условий для товаропроизводителей города. Планируется приватизация следующих групп муниципальной собственности:
- предприятия - должники всех отраслей городского хозяйства;
- объекты незавершенного строительства;
- выкуп арендованного имущества.
Планируется получить от приватизации в 1998 году 104,8 % средств, полученных в 1996 году.
Основной функцией комитета на 1998 год является управление, использование и распоряжение муниципальным имуществом. Кроме этого, будут решаться следующие задачи:
- содействие развитию рынка недвижимости как наиболее перспективного механизма, обеспечивающего получение доходов местного бюджета, направленных на финансирование социально значимых программ города;
- создание единого городского кадастра объектов недвижимости, включающего земельные участки, здания и строения, а также их части;
- сдача в аренду муниципальной собственности, в том числе земельных участков.
Инвестиции
Высокий рост долгосрочных вложений, низкая привлекательность капитальных затрат в производство и социальную сферу для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов, населения - все это неблагоприятно отражается на инвестиционном процессе.
По прогнозу капитального строительства на 1998 год намечается направить в отрасль 2335 млн. рублей.
Темп роста инвестиций составит 11 %. В строительство объектов производственного назначения предполагается вложить 1512 млн. рублей, или 64,7 % капитальных вложений. На развитие непроизводственной сферы прогнозируется направить 823 млн. рублей, или 35,3 % общих объемов.
Должны произойти небольшие изменения в структуре источников финансирования. Предполагается увеличение доли капвложений за счет кредитов коммерческих банков на основе снижения процентных ставок (на перевооружение производства и приобретение жилья населением).
Продолжится процесс перераспределения финансовых средств в сторону развития непроизводственных отраслей и, в первую очередь, на строительство жилья. Основным источником финансирования останутся собственные средства предприятий, которые составят 52,5 %.
Намечается по городу ввести в эксплуатацию 275 тыс. кв. м общей площади жилых домов и общежитий. Строительство жилья будет осуществляться на новых площадках и за счет уплотнения территорий в застроенных микрорайонах. Администрация города прорабатывает вопрос о начале реконструкции жилых застроек 60-х годов. Начнется увеличение строительства индивидуального жилья. В общем объеме оно составит 1,5 - 2,0 %%.
Продолжится работа по выполнению Указа Президента в вопросе обеспечения жильем сотрудников бюджетных организаций путем предоставления субсидий в размере 70-90 %% от стоимости квартиры.
Немалое внимание будет уделено развитию материально-технической базы образования, здравоохранения, правоохранительных органов и продолжению строительства объектов коммунального назначения.
По ряду важнейших направлений администрация города вынуждена выступать в роли инвестора.
Финансы
Основными источниками финансовых ресурсов являются балансовая прибыль и амортизационные отчисления. В сумме они составляют более 40 % от доходов консолидированного бюджета территории.
Исходя из оценки налоговых поступлений в 1 полугодии 1997 года, структуры затрат на производство и реализацию продукции и динамики прибыли, представленных статуправлением, расчетная прибыль с учетом рекомендаций прогнозных показателей на 1997-98 г.г. составит в 1998 году 2465 млн. рублей.
Прибыль промышленных предприятий составит 2046 млн. рублей (83,2 % от общего объема производства). Третья часть предприятий города получит убытки.
В 1998 году прибыль утратит главную роль в общих доходах консолидированного бюджета. Основная доля доходов будет приходиться на амортизационные отчисления, которые составят 2823 млн. рублей. Величина абсолютного прироста обусловлена, главным образом, вводом в действие основных фондов и существующей методикой переоценки на фоне снижения фондоотдачи и продолжения падения объемов производства в ряде отраслей, падения уровня рентабельности и платежеспособности предприятий.
Отчисления во внебюджетные фонды, целевые фонды и другие налоговые и неналоговые поступления будут расти пропорционально источникам их формирования (фонду оплаты труда, объему производства и др.).
Труд
Нестабильная экономическая обстановка последних лет повлияла на развитие демографических процессов.
В настоящее время рождаемость в городе не обеспечивает даже простого воспроизводства населения: суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,32 в среднем по Челябинской области, по России - 1,40, по Уральскому региону - 1,45 против необходимых 2,15 - 2,17. По показателю рождаемости г. Челябинск занимает 37-ое место из 40 городов и районов области.
В последние годы определяющим фактором обострившейся демографической ситуации является высокий уровень смертности. По числу умерших на 1000 человек населения г. Челябинск занимает 10-ое место в области.
В результате в г. Челябинске с 1992 года происходит снижение темпов прироста населения, естественный прирост перешел в естественную убыль, несмотря на положительную миграцию. Большие потери в связи с высоким уровнем смертности отмечаются среди трудоспособного населения.
Население города в 1997 году составит 1109,4 тыс. человек, трудовые ресурсы - 719 тыс. чел., в экономике города занято 555 тыс. чел., в том числе в отраслях материального производства - 403 тыс. чел., в непроизводственной сфере - 152 тыс. чел.
В 1998 г. население города составит 1108,5 тыс. чел., трудовые ресурсы - 720 тыс. чел., в экономике города будет занято 553 тыс. чел., в том числе в материальном производстве - 398,7 тыс. чел., в непроизводственной сфере - 154,3 тыс. чел. Некоторое возрастание численности трудовых ресурсов связано с ростом численности молодежи трудоспособного возраста, обучающейся с отрывом от производства.
Занятость населения в экономике города несколько снизится за счет уменьшения численности военнослужащих в связи с сокращением Вооруженных Сил и увеличения численности населения, незанятого трудовой деятельностью и учебой.
Снижение занятости в сфере материального производства определяется, в основном, сокращением численности работников промышленности с 245,1 тыс. чел. в 1996 г. до 231,2 тыс. чел. к 1998 г. и строительства соответственно с 59,0 тыс. чел. до 58,3 тыс. чел.
В целом удельный вес работников, занятых в сфере материального производства, уменьшится с 73,8 % в 1996 г. до 72,1 % в 1998 г., а удельный вес работников, занятых в непроизводственной сфере соответственно возрастет с 26,2 % до 27,9 %.
Необходимо отметить, что в общей численности населения в трудоспособном возрасте увеличится численность 16 - 19 летних, родившихся в 80-х годах, когда наблюдалось некоторое повышение рождаемости, то есть возрастает численность профессионально неподготовленных, а следовательно и менее конкурентоспособных на рынке труда. Таким образом сохранятся проблемы молодежной занятости, а также и женской безработицы.
Динамика безработицы в целом пока остается достаточно спокойной, что связано с ужесточениями в присвоении статуса безработного, активизацией безработных на активный поиск работы, а также увеличением числа вакансий, предлагаемых службой занятости.
В качестве безработных может быть зарегистрировано в 1998 г. 7,5 тыс. чел., уровень безработицы (к экономически активному населению) составит 1,33 %, при областных показателях 2,7 - 3,1 %.
Денежные доходы и расходы населения
Денежные доходы, полученные населением Челябинска в 1996 году, сложились в сумме 10787 млн. рублей, или на 37,0 % больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, денежные расходы соответственно 10961 млн. руб. (больше на 44,0 %). Превышение денежных расходов над доходами составило 174 млн. руб., это свидетельствует о том, что деньги от доходов населения других регионов оседают в Челябинске, искажая реальную картину доходов.
Среднемесячный денежный доход в 1996 году в расчете на душу населения равен 810 рублей или 98,7 % к среднемесячному по Российской Федерации (820,7 руб.), т.е. среднемесячный денежный доход в г. Челябинске уступал другим территориям России.
Реальные располагаемые денежные доходы населения с учетом инфляции снизились на 3,6 %. Положение усугублялось длительными задержками в выплатах зарплаты (на начало 1997 года задолженность составила 505,1 млн. рублей), особенно работников бюджетной сферы, и пенсий. Среднемесячная заработная плата составила в 1996 году 870,9 руб.
Денежные доходы в 1997 году оцениваются в объеме 11920 млн. рублей, что на 11,1 % больше доходов населения в 1996 году. 18,4 % от всех доходов составят пенсии, пособия, стипендии, 32,6 % - доходы от предпринимательской деятельности, операций с недвижимостью и кредитно-финансовых операций. Доля оплаты труда в денежных доходах населения оценивается в 49 %, среднемесячная зарплата одного работника - 969,9 руб.
В целом структура денежных доходов населения существенно не изменится, произойдет лишь некоторое смещение роста доходов в пользу оплаты труда и социальных выплат, что является положительным фактором, поскольку происходит стабилизация фонда оплаты труда как основного источника доходов населения.
По оценке из общего объема денежных доходов население израсходует на покупку товаров и оплату услуг 74 %, на оплату налогов и взносы - 6,2 %. Увеличение доли налоговых отчислений связано с внесением отдельных изменений в действующую систему сбора налогов с физических лиц с целью ее поэтапного приближения к новому налоговому кодексу. На 0,4 % повысится доля денежных доходов, используемых населением на покупку валюты, приобретение ценных бумаг и составит 15 %.
Денежные доходы населения в 1998 году составят 12753 млн. рублей с ростом против 1997 года на 7,0 %. Доля оплаты труда работников остается на прежнем уровне - 49,0 %, доля социальных выплат в общей сумме денежных доходов населения - 18 %, доля прочих доходов - 23 %. Среднемесячная зарплата может составить 1035 руб., т.е. возрастет на 6,7 %.
В структуре потребительских расходов ожидается увеличение доли расходов населения на оплату услуг (до 22 %).
Потребительский рынок
Розничный товарооборот г. Челябинска и реализация платных услуг населению составляет соответственно 45 % и 50 % в общем объеме Челябинской области. Челябинск занимает первое место в области по обеспечению на душу населения товарами (5398,0 руб.) и платными услугами (1865,0 руб.).
С учетом сложившихся факторов на потребительском рынке города ожидается, что объем розничного товарооборота в 1997 году достигнет 6400 млн. руб. при росте к прошлому году 106,8 % в действующих ценах, в сопоставимых ценах - 102 %; объем реализации платных услуг - 2600 млн. руб., рост в действующих ценах - 125,6 %, в сопоставимых ценах - 98 %.
В целях улучшения положения на потребительском рынке товаров и услуг управлением по торговле и услугам намечены определенные мероприятия:
- расширение сети фирменных магазинов предприятий пищевой и легкой промышленности;
- продолжение работы по созданию оптовых продовольственных рынков, оказывающих комплексные услуги по ускорению процесса товародвижения;
- упорядочение мелкорозничной торговой сети путем создания укрупненных торговых комплексов, ликвидация отдельностоящих киосков;
- проведение сертификации предприятий розничной торговой сети и общественного питания;
- обеспечение контроля за своевременностью расчетов между торговыми организациями и предприятиями хлебопекарной и молочной промышленности;
- развитие и совершенствование сети предприятий быстрого обслуживания;
- выделение средств из бюджета города муниципальным предприятиям химчистки для подготовки тепловых трасс и котельных к зиме;
- проведение конкурса профессионального мастерства парикмахеров;
- проведение городского праздника "День быта";
- проведение 4-го фестиваля "Челябинская мода".
В результате прогнозируется в 1998 году обеспечить объем розничного товарооборота на сумму 6970 млн. руб., рост к 1997 году в действующих ценах - 109,4, в сопоставимых ценах - 103 %; объем реализации платных услуг - 3170 млн. руб., в действующих ценах рост 121,9 %, в сопоставимых ценах - 100 % к уровню 1997 года.
Охрана окружающей среды
Основные задачи в области охраны окружающей природной среды определены в "Комплексной территориальной программе оздоровления экологической обстановки, реабилитации и социальной защиты населения г. Челябинска на 1996 - 2000 г.г.", вошедшей составной частью в "Программу природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки Челябинской области на 1997 - 2000 г.г.", утвержденную постановлением Законодательного собрания области от 20.03.97 г. № 67.
Целью программы является оздоровление окружающей природной среды, создание экологически благоприятных условий жизни населения г. Челябинска.
Средства для осуществления поставленных задач собираются за счет платежей предприятий за загрязнение окружающей среды. В последние 1996 - 1997 г.г. основные платежи осуществляются передачей продукции предприятий - методом взаимозачетов.
Значительную часть работ по строительству природоохранных объектов проводят предприятия-природопользователи. Работы проводятся за счет средств предприятий и зачетов по платежам за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с приказами, утвержденными управлением экологии и ЧС администрации города.
В перечень приоритетных мероприятий оздоровления окружающей среды г. Челябинска входят:
По воде:
1. Реконструкция очистных сооружений канализации, в том числе:
а) реконструкция блоков емкостей на городских очистных сооружениях канализации;
б) проектирование и строительство цеха мехобезвоживания осадка.
2. Расчистка акватории от донных отложений Шершневского водохранилища в районе Сосновских очистных сооружений.
3. Выполнение геологического и гидрогеологического обоснования создания в Челябинском промузле системы хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземных водах.
4. Стабилизация уровня оз. Смолино за счет прекращения поступления в него дождевых и талых вод в селитебной территории Ленинского района.
По отходам:
1. Проектирование и строительство завода "Термоэкология" на базе ТЭЦ-2, проектирование аналогичных заводов в других районах города.
2. Строительство опытно-промышленной установки по переработке ТБО АО "Челябспецтранс".
3. Решение проблем, связанных с городскими свалками ТБО.
4. Разработка и создание установок для переработки промышленных отходов на предприятиях города, в том числе для утилизации автомобильных шин, по использованию золы ТЭЦ, шлаков предприятий и др.
По воздуху:
1. Разработка целевой программы по снижению выбросов в атмосферу от автотранспорта.
2. II этап городской программы по защите от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов.
Экологический мониторинг города:
1. Внедрение санитарно-гигиенического мониторинга.
2. Обоснование и развитие мониторинга в области защиты водной среды.
3. Дальнейшее развитие мониторинга по контролю за атмосферным воздухом и разработка на его основе долговременной программы по улучшению состояния воздуха.
Просветительская экологическая деятельность:
1. Создание системы учета и формирования общественного мнения в области охраны и защиты окружающей среды, вовлечение населения в решение конкретных экологических проблем, например, в области бытовых отходов.
2. Проведение конференций и семинаров по важнейшим вопросам оздоровления окружающей среды.
3. Проведение общественных экологических экспертиз по важнейшим намечаемым и строящимся объектам города.
Развитие отраслей жилищно-коммунального
хозяйства и социальной сферы
- Жилищно-коммунальное хозяйство
Городская администрация последовательно проводит реформирование жилищно-коммунального хозяйства, что создает предпосылки к становлению рыночных отношений в этой сфере и переходу отрасли на режим безубыточного функционирования.
Жилищный фонд г. Челябинска по состоянию на 01.01.98 г. составит 20,4 млн. кв. м, в том числе жилищный фонд, обслуживаемый муниципальными жилищными предприятиями - 13,5 млн. кв. м, или 66,2 % жилищного фонда города.
В рамках продолжения жилищной реформы в 1998 году продолжится поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Предельный уровень платежей граждан на содержание и ремонт жилья в г. Челябинске сохранится на уровне 1997 г. в размере 50 %. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг установлена на 1998 год в размере 15 % к совокупному доходу семьи. Если сумма вышеуказанных расходов превышает установленную долю, то граждане имеют право на получение компенсаций (субсидий).
При осуществлении реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг определены дополнительные меры социальной защиты населения: собственные расходы на оплату жилья и коммунальных услуг граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека не выше установленного прожиточного минимума, не должны превышать 0,5 минимального размера оплаты труда.
Усиление социальной направленности жилищной политики связано с тем, что оплата жилья и коммунальных услуг занимает все большую долю дохода семьи и часть населения не имеет возможности оплачивать жилищно-коммунальные услуги только собственными силами. В 1998 году предусматриваются расходы на предоставление льгот и субсидий на жилищно-коммунальные услуги в сумме 30,4 млн. руб., что в 1,3 раза больше, чем ожидается в 1997 году.
Основными направлениями развития жилищного хозяйства на 1998 год являются:
- продолжение приемки ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность;
- развитие и совершенствование производственной базы, организация новых производств;
- повышение качества обслуживания жилищного фонда и внедрение новых видов услуг;
- разработка и внедрение порядка снижения платежей при некачественном или неполном предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
- переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства с нанимателями жилых помещений, с субъектами хозяйствования - жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными организациями;
- разделение функций заказчика и подрядчика при эксплуатации жилищного фонда;
- поэтапный переход на конкурсный принцип отбора организаций-подрядчиков для выполнения работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда.
Одним из важнейших направлений реформы является организация товариществ собственников жилья (кондоминиумов), которые могут обеспечить лучшие и более безопасные условия проживания, контроль со стороны жильцов за эффективным использованием платы за оплату жилья и коммунальных платежей, а также самостоятельно заключать договоры на управление и обслуживание дома.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА
Состояние инженерных коммунальных систем и их эксплуатационная надежность - доминирующая проблема городской администрации.
Существующие мощности по очистке воды используются полностью.
В целях бесперебойного снабжения населения и промышленных предприятий города водой в 1998 году предусматривается:
- капитальный ремонт сетей водопроводных - 10 км, канализационных - 3 км, технологических - 15 км;
- продолжение строительства объектов второй очереди водопровода и III очереди канализации;
в том числе:
- блока контактных осветлителей мощностью 200 куб. м;
- IV нитки напорного коллектора - 14,7 км (ввод);
- блока технологических емкостей - 160 т. куб. м;
- вынос канализационного коллектора по Свердловскому проспекту - 1 км;
- реконструкция Восточной насосной станции;
- напорного канализационного коллектора по ул. Грозненской - 3 км.
В рамках улучшения экологической обстановки необходимо провести проектные работы на станции озонирования воды, на сооружении по углеванию воды и обезвоживанию осадка.
Продолжатся работы по нормализации снабжения водой домов с нерегулярным водоснабжением верхних этажей. Особое внимание будет уделено проблеме ликвидации бесхозности водопроводных и канализационных сетей, вопросам снижения потерь в сетях, снижению расхода воды на технологические нужды.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
-----------------------T--------T-------T-------T-------T--------¬
¦ Показатели ¦ Ед. ¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1998 г. ¦
¦ ¦ изм. ¦ отчет ¦ ожид. ¦прогноз¦ в % к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1997 г. ¦
+----------------------+--------+-------+-------+-------+--------+
¦Подача воды в сеть ¦ млн. ¦ 272,2 ¦ 273,9 ¦ 268,6 ¦ 98,7 ¦
¦ ¦ куб. м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Реализация воды ¦ млн. ¦ 221,9 ¦ 224,6 ¦ 236,4 ¦ 106,5 ¦
¦ ¦ куб. м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Пропуск сточных вод ¦ млн. ¦ 178,5 ¦ 191,5 ¦ 191,5 ¦ 100,0 ¦
¦ ¦ куб. м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Капитальный ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сетей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- водопроводных ¦ км ¦ 9,1 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 111,1 ¦
¦- канализационных ¦ км ¦ 0,8 ¦ 1 ¦ 3 ¦в 3 раза¦
L----------------------+--------+-------+-------+-------+---------
- Теплоснабжение
Изменение структуры жилищно-коммунального хозяйства по источникам финансирования, увеличение доли платежей граждан в содержании жилищно-коммунального хозяйства в условиях углубления энергетического кризиса требуют комплексного и всестороннего решения проблемы экономии ресурсов - воды и тепла при эксплуатации жилых зданий за счет внедрения приборов учета тепла, установка приборов автоматического регулирования теплоснабжения, установления радиаторных термо - регуляторов, повышения теплоизоляции зданий и внедрения автономных систем теплоснабжения с автоматическим регулированием. В 1998 году предусматривается установить более 300 приборов учета тепла в муниципальном жилищном фонде, а также отремонтировать более 40 км тепловых магистральных сетей, из них 20 км муниципальных.
В 1997 г. будет введен в эксплуатацию IV котел на Юго-Западной котельной мощностью 100 Гкал/час, в 1998 г. планируется строительство и ввод в эксплуатацию II и III энергоблоков на ТЭЦ-3, турбины на ЧГРЭС. Намечается расширение существующих и строительство новых ремонтно-эксплуатационных баз по обслуживанию районных тепловых и электрических сетей, реализация областной и городской программы энергосбережения.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ
В 1998 г. на внешнее благоустройство городской территории требуется 132,4 млн. руб. (без учета затрат на строительство), в том числе на капитальный ремонт - 65 млн. руб.
Предусматриваются основные работы по благоустройству:
1. Капитальный ремонт автомагистралей - 209,0 тыс. кв. м.
2. Содержание объектов благоустройства:
- дороги - 3979,0 тыс. кв. м;
- ливневая канализация - 113,4 км;
- искусственные сооружения - 30 шт.;
- наружное освещение (светоточки) - 21,2 тыс. шт.;
- скверы, парки, бульвары - 137 га.
3. Механизированная уборка дорог - 4663,3 тыс. кв. м,
в т.ч. АО "Челябспецтранс" - 3752,7 тыс. кв. м.
4. Внедрение автоматизированной системы управления наружного освещения.
5. Развитие производственной базы дорожного хозяйства (окончание строительства базы м. п. ЛЭРУ).
6. Переоснащение парка дорожных машин, техники и оборудования (приобретение фрезы для обработки дорожного покрытия, мотокатков, погрузчиков, автокранов, спецмашин и пр.).
7. Ввод в эксплуатацию опытной промышленной установки по переработке твердых бытовых отходов.
8. Рекультивация спецполигона по складированию твердых бытовых отходов.
9. Проектно-изыскательные работы по новому спецполигону складирования твердых бытовых отходов.
В целях сохранения существующего объема перевозок, улучшения обслуживания пассажиров в 1998 г. особое внимание будет уделено совершенствованию работы пассажирского транспорта, обновлению подвижного состава, укреплению и развитию ремонтного хозяйства:
1. Мероприятия по развитию всех видов пассажирского транспорта, обеспечению его стабильной работы:
- строительство электроцеха с АБК в центральной ремонтной мастерской МП "ЧелябГЭТ";
- строительство тяговых подстанций по ул. Новороссийской и на вокзале;
- завершение строительства производственного комплекса по обслуживанию и ремонту автобусов в Ленинском районе;
- реконструкция цеха в филиале № 4 МП ЧПАТП-2;
- строительство автобусного диспетчерского пункта у областной больницы;
- строительство автостанции с транспортной развязкой у заводоуправления АО "Мечел".
2. Совершенствование техники и технологии, экономия ресурсов:
- освоение эксплуатации электросчетчиков для учета электроэнергии на движение на маршруте № 9, 20 (трамвай), № 7, 14 (троллейбус);
- внедрение на ЭВМ программы по составлению расписания движения электроподвижного состава;
- освоение сигнализаторов утечки тока на троллейбусах;
- перевод на радиоуправление тяговых подстанций № 12, 32;
- внедрение спидометров на электроподвижном составе.
3. Обновление подвижного состава за счет централизованных источников (автобус - 200 ед., троллейбус - 50 ед., трамвай - 10 ед.).
4. Проведение локального обследования пассажиропотоков с целью совершенствования маршрутной сети.
На погашение убытков предприятий городского пассажирского транспорта необходима дотация в сумме 503,0 млн. руб. На приобретение подвижного состава и завершение строительства требуется 187,9 млн. руб.
Предусматривается дальнейшее развитие телефонной связи - ввод в эксплуатацию АТС-74, 75 по 10 тыс. номеров каждая в Тракторозаводском районе.
Приоритеты в деятельности городского здравоохранения - охрана здоровья населения, анализ демографической ситуации и оказание своевременной квалифицированной медицинской помощи.
Учреждениями здравоохранения будет обеспечиваться реализация основных комплексных программ, таких как:
- Вакцинопрофилактика;
- Программа вирусного гепатита;
- Основные направления оказания скорой помощи населению.
На основании Указа Президента РФ "О Президентской программе "Дети России" и постановления Главы администрации Челябинской области "О региональной программе "Дети Южного Урала" разработаны программы:
- Планирование семьи;
- Безопасное материнство;
- Программа технического оснащения городского родильного дома.
В связи с ростом в городе заболеваемости туберкулезом на 1998 г. разработана программа "Профилактика туберкулеза", в которой предусмотрена реконструкция помещений больниц, замена устаревшего и изношенного оборудования, приобретение медикаментов, проведение среди медицинского персонала лекций, семинаров.
По профилактике СПИДа разработана программа "Анти-СПИД". Широко внедряются в практику новые медицинские технологии: эндоскопическая хирургия, лазерохирургия, эндоурология, эндоскопическая гинекология.
Продолжаются работы по лицензированию ЛПУ и развитию системы сертификации медицинских работников, а также повышению профессиональной подготовки кадров.
Так, в 1998 г. будут построены поликлиника по пр. Победы на 1000 помещений в смену, что позволит улучшить медицинскую помощь жителям Северо-Западного массива, женская консультация и ортопедо-травматологическое отделение поликлиники № 1 по ул. Российской, стоматологическая поликлиника по ул. Агалакова, продолжается строительство акушерско-гинекологического корпуса ГКБ № 8, примет первых пациентов терапевтический корпус ГКБ № 1.
- Образование
Глобальная цель городской образовательной системы - это обеспечение оптимальных условий для реализации государственных стандартно-типовых образовательных программ, удовлетворяющих запросы населения.
Для реализации этой перспективы планируется работа по следующим программам:
1. Разработка и внедрение регионального (областного) базисного учебного плана.
2. Творческая одаренность. Одаренные дети.
3. Валеологическое образование.
4. Специальное (коррекционное) образование.
5. Информатизация образования.
6. Образовательный мониторинг и стандарты.
7. Дети риска.
8. Управление качеством обучения.
Продолжается разработка программы "Дети Челябинска" во взаимодействии со всеми управлениями городской администрации, ориентированными на работу в социальной сфере.
Учащиеся города примут участие в областных и Всероссийских и международных олимпиадах школьников, во Всероссийской олимпиаде научно-технического и интеллектуального творчества "Шаг в будущее", международной игре "Одиссея разума", в состязаниях по программе мэров городов.
Среди мероприятий, направленных на воспитание и социализацию, будет продолжена работа НОУ, подготовка ежегодного фестиваля искусств "Хрустальная капель", легкоатлетической эстафеты на приз газеты "Челябинский рабочий", смотра-конкурса школьных краеведческих музеев, военно-спортивной игры "Зарница".
В целях обеспечения управляемости городской образовательной системы будет продолжена работа:
- по реорганизации районных систем управления на основе создания стандартно-типовой схемы структуры РУО и определения и корректировки перечня стандартно-типовых функций, обновления регламента взаимодействия горУО и РУО;
- по реорганизации и обновлению служб сопровождения;
- по созданию общественных (негосударственных) структур, например, городских ассоциаций педагогических работников, координационных и попечительских советов;
- по проведению традиционного ежегодного смотра-конкурса кафедр образовательных учреждений и систематизации учебных материалов;
- по проведению международных и городских конференций по информатизации образования и по проблемам управления качеством образования и обучения с учетом исторического опыта образования;
- по повышению квалификации и аттестации педагогического и управленческого персонала;
- по дальнейшему материально-техническому оснащению образовательных учреждений и, в частности, их компьютеризации.
В части развития материальной базы образования продолжится реконструкция школы № 96, начнется строительство двух новых школ, в м/р оз. Первое и в м/р 31 Северо-Запада, готовится проектно-сметная документация на пристрой к школе № 121.
- Культура
Стратегия развития культурной политики г. Челябинска объективно требует в 1998 г. создания оптимальной системы государственной и общественной поддержки объектов социально-культурного назначения, укрепления их законодательной и материально-технической базы, координации усилий и взаимодействия с ведомствами, общественными организациями, средствами массовой информации.
Для реализации этой перспективы планируется работа по следующим конкретным направлениям:
1. Сохранение сети муниципальных учреждений культуры и координация их дальнейшего развития.
2. Дальнейшее развитие сети муниципальных учреждений культуры:
- создание музея истории и культуры г. Челябинска и квартиры-музея Оболенского;
- выделение помещений для размещения четырех школ искусств, муниципальных театров "Русский вариант" и "Ковчег";
- передача в муниципальную собственность ДК ЧТЗ, ДК "Станкомаш";
- открытие новых детских библиотек (в районах Северо-Запада, Северо-Востока);
- содержание детского кинотеатра "Спартак" и Центра современного искусства "Монолит".
3. Укрепление материально-технической базы:
- проведение капитальных ремонтов библиотек, детских школ - искусств (ЦШИ, ДШИ N№ 2, 4, 6, 9, 13) и продолжение реконструкции памятника архитектуры кинотеатра им. А. Пушкина под размещение центра "Театр + кино";
- приобретение и оснащение компьютерами, музыкальными инструментами, оборудованием, мебелью, замена аттракционов в парках им. А. Пушкина и Ю. Гагарина;
- реконструкция кинотеатра "Знамя" и техническое переоснащение кинотеатра "Урал" (совместно с Российским объединением кинофикации).
4. Социально-экономическая защита работников отрасли:
- выделение ассигнований на развитие культуры в размере не менее 6 % от бюджета города;
- создание фонда развития культуры;
- повышение квалификации работников культуры.
5. Развитие видов и жанров культуры и искусства:
- поддержка профессионального художественного творчества;
- проведение детских фестивалей: "Волшебный мир звуков", "Смотри на меня как на равного", "Звезды Урала - детям" и др.;
- творческие заказы на поставку спектаклей муниципальным театрам города;
- организация гастролей и приглашение творческих коллективов.
6. Взаимодействие с негосударственными организациями:
- анализ социальных процессов в жизни города;
- сохранение и развитие национальных культур;
- развитие негосударственных форм организации культурной деятельности;
- информационно-аналитическое обеспечение руководства города.
7. Издательская программа:
- издание учебного пособия учащихся школ по истории г. Челябинска.
- Физкультура и спорт
Основные задачи в деятельности городского комитета по физической культуре и спорту - формирование у челябинцев потребностей в физической культуре, укреплении здоровья, организация здорового досуга и создание условий для занятий спортом. Для реализации этих задач будут осуществлены следующие мероприятия:
1. Проведение городских соревнований (в соответствии с календарем спортивно-массовых мероприятий):
- среди воспитанников дошкольных учреждений, детских домов и школ-интернатов;
- среди учащихся общеобразовательных школ, учащихся системы профтехобразования и учащихся средних специальных учебных заведений;
- среди допризывной молодежи, инвалидов, ветеранов, а также по месту жительства.
2. Проведение ежегодных соревнований: "Мемориал памяти погибших милиционеров на призы В.Т. Масленникова", общегородской легкоатлетический пробег "По зову души", "Новогодний легкоатлетический пробег", "Легкоатлетическая эстафета по историческому центру Челябинска", спартакиада "Малышок".
3. Координирование работы городского Фонда помощи ветеранам спорта и городского совета ветеранов спорта.
4. Организация и координация работы муниципальных учреждений спорта.
5. Проведение именных турниров на призы выдающихся спортсменов-челябинцев: на призы Юсупова по дзюдо, Юровского по баскетболу, Камелькова по самбо и других.
6. Продолжение реконструкции Дома физкультурника ЧТЗ, стадиона "Центральный", строительство спортплощадок по месту жительства, спортивной базы "Строитель Урала".
7. Подготовка спортсменов высшего разряда к олимпийскому циклу.
8. Продолжение работы по проведению "Президентских состязаний" и соревнований на призы мэров городов Урала.
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА НА 1998 ГОД
<*> - 1996 год - отчет, 1997 и 1998 годы по индексам цен.
<**> - в методологии 1996 г.
<***> - Объем Челябэнерго (область).
<****> - В числителе - нарастающим итогом, в знаменателе - количество, намечаемое к приватизации в указанном году.
Исполняющий обязанности
Секретаря
Челябинской городской Думы
В.И.СМИРНОВ