ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного собрания Челябинской области от 15.01.1998 № 228
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА"
(вместе с "ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА")
Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области", № 1, 1998 г.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 1998 г. № 228
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ
ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА
Рассмотрев внесенный Губернатором области проект программы развития и реконструкции топливно-энергетического комплекса Челябинской области до 2005 года, Законодательное собрание
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить Программу развития и реконструкции топливно-энергетического комплекса Челябинской области до 2005 года.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Челябинской области
от 15 января 1998 г. № 228
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА
Наименование Программы Программа развития и реконструкции
топливно - энергетического
комплекса Челябинской области до
2005 года
Заказчик Программы Правительство Челябинской области
Координатор Программы Главное управление инженерного
обеспечения (инфраструктуры)
администрации Челябинской области
Цель Программы Повышение энергетической
безопасности и надежности
энергоснабжения области при
снижении сдерживающего влияния
энергетики на развитие хозяйства и
улучшении социальной и
экологической обстановки
Сроки реализации 1998 - 2005 годы
Программы
Источники финансирования Средства предприятий, заемные
Программы средства, бюджетные средства
Ожидаемые результаты 1784 МВт эл. мощности, 1282 Гкал/ч
выполнения программы тепловой мощности, 256 км
газопроводов - отводов и 1943 км
распределительных газопроводов
Контроль за исполнением Главное управление инженерного
Программы обеспечения (инфраструктуры)
администрации Челябинской области
1. Общие положения
Целевая программа развития и реконструкции топливно-энергетического комплекса Челябинской области до 2005 г., далее именуемая Программой, устанавливает цели и задачи развития энергетики области в общей политике развития хозяйства области и является составной частью реализации энергетической стратегии России в Уральском регионе. В Программе определяются технические и технико-экономические мероприятия, необходимые для ее реализации, устанавливаются источники и механизмы финансирования.
Программа разработана в соответствии с Указом Президента РФ "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации до 2010 г.", Федеральным Законом Российской Федерации "Об энергосбережении", законом Челябинской области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Челябинской области", а также с Соглашением между Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и администрацией Челябинской области о сотрудничестве в сфере энергосбережения и развития топливно-энергетического комплекса региона.
2. Краткая характеристика состояния
топливно-энергетического комплекса
Челябинской области
2.1. Электроэнергетика
Основу электрообеспечения Челябинской области составляют сети и станции АО "Челябэнерго", в состав которого входят две ГРЭС и четыре ТЭЦ.
Удельный вес 7 электростанций Челябэнерго (с учетом Троицкой ГРЭС) в общем объеме 16 энергоисточников Челябинской области составляет 82,7 %, в том числе 43,2 % мощности приходится на Троицкую ГРЭС. На оставшихся 8 энергопроизводителей области, в основном принадлежащих промышленным предприятиям металлургического комплекса, приходится 17,3 % генерируемой в области энергии (827 МВт).
Челябэнерго является одной из 72 региональных энергосистем, составляющих ЕЭС РФ. 49 % акций АО "Челябэнерго" принадлежит РАО "ЕЭС России", 15,7 % - Российскому Федеральному фонду имущества.
В состав Челябэнерго входят следующие электростанции:
В январе 1997 г. в доверительное управление Челябэнерго передана Троицкая ГРЭС с установленной электрической мощностью 2059 МВт.
Общая установленная электрическая мощность электростанций Челябэнерго по состоянию на 01.01.97 г.:
без ТГРЭС - 1884 МВт;
с ТГРЭС - 3943 МВт.
Суммарная выработка электроэнергии на электростанциях Челябэнерго в 1996 г. составила 10067 млн. кВт. ч.
В Челябэнерго входят следующие предприятия электрических сетей:
Общая протяженность линий электропередач напряжением 0,4 - 220 кВ - 42705,5 км. Протяженность тепловых сетей составляет 508 км.
По мере развития экономического кризиса с 1992 года снижение электропотребления (на 22,8 %) было менее глубоким, чем снижение промышленного производства (на 47,2 %) и жизненного уровня населения. Начиная с 1995 года, спад электропотребления практически прекратился (рис. 1 Приложения). Однако в структуре электропотребления доля промышленности снижается, нарастает перепродажа энергии и потребление ее населением (табл. 1).
Таблица № 1
СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ ПО ГРУППАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, %
Согласно прогнозам в 2000 г. население и народное хозяйство области получат электроэнергии по оптимистичным оценкам на 14,6 %, а по пессимистическим - на 5,8 % больше, чем в 1996 г. (рис. 1 Приложения). Дореформенный уровень электропотребления, по прогнозу РАО "ЕЭС России", в Челябинской области будет достигнут в 2010 году.
В балансе источников, обеспечивающих энергоснабжение области, за последнее время произошли радикальные изменения: если до 1995 г. снижалась выработка электроэнергии от всех источников: собственных электростанций Челябэнерго, ТГРЭС, блок - станций и сальдо - перетока из сетей РАО, то 1996 г. ознаменовался крупным увеличением собственной выработки электроэнергии Челябэнерго в основном за счет ввода 1 блока на ТЭЦ-3 (39,3 %) и катастрофическим спадом производства ТГРЭС (более 64,5 %) из-за срыва поставок экибастузского угля.
Реализация планов мобилизации потенциала Троицкой ГРЭС, ввода новых мощностей и техперевооружения электростанций Челябэнерго позволит сократить объем покупной энергии и выйти на режим самообеспечения в 1999 г., а в 2000 году обеспечить продажу 6,6 % электроэнергии.
Центральной проблемой развития электроэнергетики Челябинской области является модернизация и реконструкция электростанций.
Большая часть оборудования на всех электрических станциях области, независимо от ведомственной принадлежности, была установлена до 1960 г. Многие агрегаты работают с предвоенных и военных лет. В настоящее время это оборудование морально и физически устарело, выработало свой ресурс и подлежит замене. Физический износ основного оборудования электростанций АО "Челябэнерго" по состоянию на начало 1997 г. составлял около 80 %. Как следствие, удельный расход топлива в системе АО "Челябэнерго" на производство электроэнергии составляет 367 г.у.т./кВт. ч и является одним из худших на предприятиях ОЭС Урала "Уралэнерго".
Повышение энергетической эффективности электростанций является одной из основных задач, стоящих перед электроэнергетикой Челябинской области.
На развитие капитального строительства, реконструкцию и техническое перевооружение электроэнергетики направлена инвестиционная политика АО "Челябэнерго".
В 1996 г. объем капвложений по сравнению с 1995 г. возрос в 2,1 раза, при этом основная часть средств была направлена на ввод объектов в эксплуатацию. В их числе энергоблок № 1 на ЧТЭЦ-3 (180 МВт электрической и 256 Гкал/час тепловой мощности); турбоагрегаты на ЮУГРЭС (83 МВт), АТЭЦ (20 МВт), ЧГРЭС (12 МВт, 56 Гкал/ч.); котел на Юго - западной котельной (100 Гкал/час); 215 км ВЛ 0,4 - 200 кВ.
В 1998 и последующие годы будут сохранены основные направления инвестиционной политики АО "Челябэнерго". При этом планируется часть инвестиций направить на ввод блока 300 МВт на ТГРЭС и проведение работ по ее газификации. В 1998 - 2000 гг. планируется проектирование и начало строительства третьего энергоблока ЧТЭЦ-3 с парогазовым циклом (450 МВт).
2.2. Теплоэнергетика
В теплоснабжении жилищно-коммунального сектора городов и районных центров Челябинской области принимают участие:
- 3 ГРЭС (Троицкая, Южноуральская, ЧГРЭС);
- 13 ТЭЦ, в том числе ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, Аргаяшская ТЭЦ АО "Челябэнерго" и 9 ТЭЦ промышленных предприятий, расположенных в гг. Челябинске, Магнитогорске, Миассе, Златоусте, Сатке;
- 89 котельных АО "Челябоблкоммунэнерго";
- 997 ведомственных котельных и котельных, находящихся в муниципальной собственности;
- местные и локальные отопительные системы (печи и др.).
Частично в отоплении жилого фонда участвуют утилизационные установки промышленных предприятий (использование вторичных энергетических ресурсов этих предприятий).
Теплоснабжение промышленных предприятий и жилого фонда городов Челябинска и Южноуральска, а также поселка Новогорный, в основном обеспечивается от электростанций и котельных АО "Челябэнерго", тепловая мощность которых составляет 6449 Гкал/час. Тепловая мощность Троицкой ГРЭС, обеспечивающей теплоснабжение города Троицка, составляет 315 Гкал/час.
Отпуск тепла по системе "Челябэнерго" в 1996 г. составил 13,8 млн. Гкал.
Теплопотребление по АО "Челябэнерго" в ближайшие годы практически не изменится (рис. 2 Приложения).
Потенциал источников тепла АО "Челябэнерго" с учетом их запланированного развития достаточен для теплоснабжения потребителей АО "Челябэнерго" на уровне оптимистической оценки 2000 г. (14000 Гкал в год).
Общая величина годового потребления тепла в Челябинской области составляла:
1993 г. - 45,7 млн. Гкал,
1994 г. - 41,8 млн. Гкал,
1995 г. - 40,7 млн. Гкал,
1996 г. - 39,3 млн. Гкал.
На фоне общего снижения потребления и производственного потребления тепла (11 и 22 % соответственно) коммунально-бытовое потребление увеличилось на 48 %.
В настоящее время область испытывает дефицит тепла в размере 5,2 - 5,3 млн. Гкал, который может возрасти по следующим причинам:
- большая часть оборудования энергетических объектов имеет физический износ выше допустимого и постепенно выводится из эксплуатации;
- ТЭЦ и промышленные котельные производственных предприятий, работающих по графику этих предприятий, снизили отпуск тепла для сторонних потребителей из-за неритмичной работы предприятий;
- уменьшился отпуск тепла от установок, утилизирующих вторичные энергоресурсы производственных процессов, из-за снижения выпуска промышленной продукции;
- возрастают тепловые нагрузки ЖКХ, что обусловлено строительством новых здании и коттеджей.
Поэтому приоритетными направлениями развития в сфере теплоснабжения являются:
- модернизация и реконструкция действующих теплоисточников;
- строительство современных теплоэнергетических станций на основе газотурбинных и газодизельных установок;
- развитие альтернативных источников энергии на основе утилизации вторичных энергоресурсов;
- децентрализация теплоснабжения.
2.3. Топливообеспечение
В Уральском регионе Челябинская область является вторым после Свердловской потребителем котельно - печного топлива. Расход топлива в 1996 г. составил 38,5 млн. т у.т.
Подавляющая часть промышленного топливопотребления приходится на металлургическое производство (56 %). Вторым по объему потребителем является ТЭЦ (33 %), а далее - жилищно - коммунальный сектор (14 %).
Использование природного газа разделялось в примерно равных долях между металлургией, электроэнергетикой и остальными видами производств.
Из собственных природных топливных ресурсов в области имеется бурый и каменный уголь. Остальные ресурсы поступают из других регионов.
Ограниченные топливные ресурсы области ставят энергетику в зависимость от поставщиков: до 45 % потребляемого энергетическим комплексом топлива приходится на поставки из Казахстана - экибастузские угли для наиболее крупной Троицкой ГРЭС.
Доминирующее значение в топливном балансе области занимает природный газ - свыше 65 %. По территории Челябинской области проходят нитки магистральных газопроводов Западная Сибирь - Центр и Средняя Азия - Центр.
На 01.01.97 г. в эксплуатации находилось:
- газопроводов природного газа - 5715 км, в том числе в сельской местности 1725 км;
- газопроводов сжиженного газа - 137 км, в том числе в сельской местности 49 км.
Всего газифицировано 363 промышленных предприятий, 942 тыс. квартир, 584 котельных. За последние 5 лет переведено на газ 90 котельных.
Реализация природного газа в 1996 году составила 12530 млн. куб. м - 101 % от реализации 1995 года, сжиженного газа - 27220 т - 76 % от реализации 1995 года.
В 1996 г. произошли серьезные изменения в структуре топлива, используемого АО "Челябэнерго": относительно 1995 г. резко снизилась доля экибастузского угля и существенно возросла доля природного газа (рис. 3 Приложения).
Топливная политика в электроэнергетике в перспективе будет определяться следующими обстоятельствами:
- необходимостью увеличения поставок экибастузского угля из Казахстана для увеличения и стабилизации нагрузок ТГРЭС;
- повышением топливопотребления, соответствующим повышению масштаба энергопроизводства;
- постепенным сокращением с 2000 г. добычи Челябинского угля и его высокой стоимостью;
- технологическими и экологическими преимуществами сжигания природного газа, его невысокой стоимостью.
Исходя из этого, в перспективе до 2000 г. будут возрастать объемы потребления природного газа и экибастузского угля.
В 1998 г. планируется закончить сооружение газопровода высокого давления к Аргаяшской ТЭЦ. Троицкая ГРЭС останется единственной крупной электростанцией области, работающей без газа. Ее топливоснабжение в значительной мере будет зависеть от экономических реалий Казахстана.
Одной из центральных задач развития топливообеспечения Челябинской области является реструктуризация угольной промышленности. К настоящему времени основные и лучшие по качеству запасы углей в Челябинском угольном бассейне отработаны. Оставшиеся балансовые запасы углей в бассейне весьма ограничены и на 1996 г. составляли около 550 млн. т, из них благоприятные для разработки - 123 млн. т.
Дальнейшее развитие угольной отрасли в Челябинской области связано с рядом проблем:
- ростом производственных затрат на добычу в связи с увеличением глубины горных работ на шахтах и разрезах;
- необходимостью дополнительных инвестиций из средств федерального бюджета на подготовку новых горизонтов и техническим перевооружением перспективных шахт;
- необходимостью осуществления значительных затрат, связанных с ликвидацией неперспективных и убыточных угледобывающих предприятий;
- осуществлением затрат на устранение экологических последствий в регионе, вызванных ведением горных работ;
- социальной защитой высвобождаемых работников.
2.4. Энергетическая безопасность области
Энергетическая безопасность области в существенной степени определяется состоянием электроэнергетики. Судя по динамике собственной выработки электроэнергии станциями АО "Челябэнерго" (рис. 4 Приложения) следует ожидать укрепления электроэнергетического потенциала области.
Однако следует иметь в виду и факторы, которые могут оказать отрицательное влияние на энергобезопасность области:
1) более 40 % топлива (4,5 млн. т) планируется импортировать из Казахстана - страны с весьма сложной и трудно предсказуемой социально - экономической обстановкой;
2) при возрастающей общей потребности в топливе для энергетики добыча Челябинского угля с 2000 г. будет снижаться;
3) усиление зависимости энергетики от объемов поставок газа в область;
4) зависимость области от управленческих решений, принимаемых на федеральном уровне;
5) продажа акций АО "Челябэнерго" акционерами области иностранным компаниям.
2.5. Энергетическая эффективность
Энергоемкость произведенной промышленной продукции за последние годы по области возросла более, чем на треть. Прямые потери энергоносителей достигают следующих величин: электроэнергии - 1,9 млрд. кВт. ч, ТЭР - 1,15 млн. т у.т. До 25 % энергопотребления связано с непроизводительными потерями в установках генерации, транспорта и распределения тепла, а также в системах освещения. Устаревшее оборудование энергообъектов (ГРЭС, ТЭЦ, котельных) приводит к перерасходу топлива: удельные расходы топлива при производстве электроэнергии в среднем составляют 367 г.у.т./кВт. ч., на производство теплоэнергии - 144 кг/Гкал., что значительно выше аналогичных показателей промышленно - развитых стран Запада. Этот процесс усугубляется эксплуатацией большого количества низкоэффективных отопительных и производственных котельных с установленной мощностью менее 5 Гкал/час. В реконструкции нуждается 70 % тепловых сетей. Непроизводительный расход тепла в системах отопления из-за отсутствия средств регулирования и учета составляет не менее 15 - 20 %.
В целом потенциал энергосбережения на перспективу до 2000 года составляет около 4 млн. т у.т.
База для энергосбережения в области существует. Принят Закон Челябинской области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Челябинской области", образованы Областной внебюджетный межотраслевой фонд энергосбережения и Южно-Уральский Центр энергосберегающих технологий. Проведен энергетический аудит ряда энергоемких производств. Разработана областная программа энергосбережения. Проводится массовая установка средств регулирования и учета расхода энергоресурсов.
2.6. Экология
Челябинская энергосистема, также как и в целом промышленность области, характеризуется чрезвычайно высокими показателями уровня выбросов вредных веществ. Так, плотность выбросов в атмосферу по электроэнергетике составляет: золы - 3,9 т год/кв. км, серного ангидрида - 2,2 т год/кв. км, оксидов азота - 0,6 т год/кв. км.
В 1992 - 1996 годах экологические показатели электроэнергетики Челябинской области улучшались (рис. 5 - 7 Приложения), что в основном определилось спадом производства Троицкой ГРЭС. Повышение ее нагрузок в ближайшей перспективе может серьезно ухудшить экологические показатели АО "Челябэнерго". К этому необходимо добавить, что золоотвал Троицкой ГРЭС находится на территории Казахстана. Большая часть вредных выбросов этой электростанции также попадает в атмосферу соседнего государства, что неизбежно со временем будет предметом претензий на возмещение ущерба с казахской стороны.
Основные ориентиры экологической политики в электроэнергетике области на ближайшую перспективу:
- газификация электростанции и увеличение объема сжигаемого газа;
- проведение комплекса мероприятий по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов загрязнений в водные бассейны и утилизации отходов.
3. Цели и задачи Программы
Анализ существующего состояния энергетики Челябинской области показывает, что к настоящему времени в силу объективных причин накопился ряд проблем, требующих безусловного решения:
- износ оборудования и устаревшие технологии на энергоисточниках;
- высокая степень зависимости топливоснабжения области от поставок из других регионов России и ближнего зарубежья;
- растущая зависимость экономического положения потребителей топливно-энергетических ресурсов от цен и тарифов;
- низкая эффективность производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
- высокая нагрузка, создаваемая энергосистемами на экологию области.
Совокупность указанных проблем подрывает основу энергетической безопасности области, оказывает сдерживающее влияние на развитие промышленного сектора, ухудшает экологическую и социальную обстановку.
Целью данной Программы является повышение энергетической безопасности и надежности энергоснабжения Челябинской области при снижении сдерживающего влияния энергетики на развитое хозяйства и улучшении социальной и экологической обстановки. Указанная цель достигается на основе:
- создания новых генерирующих мощностей, модернизации и реконструкции действующего оборудования;
- повышения эффективности производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
- развития газификации;
- совершенствования нормативно-правовой базы энергосбережения.
4. Мероприятия Программы по развитию
электроэнергетики до 2000 года
Источники финансирования:
федеральный бюджет - 450,55 млн. руб.
областной бюджет - 553,7 млн. руб.
местный бюджет - 20,5 млн. руб.
средства предприятий - 34,7 млн. руб.
Источники финансирования:
федеральный бюджет - 624,55 млн. руб.
областной бюджет - 636,2 млн. руб.
местный бюджет - 20,5 млн. руб.
средства предприятий - 48,5 млн. руб.
7. Мероприятия Программы по реструктуризации
угольной отрасли до 2000 года
Источники финансирования:
Средства акционеров и ФЭС, заемные средства, бюджетные средства.
9. Финансовое обеспечение мероприятий Программы
до 2000 года
Финансирование Программы осуществляется по отдельным направлениям за счет различных источников, в т.ч. собственных и заемных средств предприятий, бюджетов различных уровней. Финансирование Программы из областного бюджета осуществляется исходя из реальных доходов бюджета области.
На реализацию мероприятий по системе АО "Челябэнерго" требуется 4,951 млрд. руб. Источники финансирования показаны в таблице.
Создание и модернизация генерирующих мощностей производится за счет внешних кредитных ресурсов и средств от эмиссии ценных бумаг. За счет амортизационных отчислений и прибыли осуществляются работы по строительству, модернизации и реконструкции сетевого хозяйства и инфраструктуры.
По АО "Облкоммунэнерго" объем необходимых инвестиций составляет 64,666 млн. руб. Источниками финансирования в данном случае являются амортизационные отчисления, собственные и заемные средства предприятия.
По разделу "Газификация" средства для выполнения мероприятий в объеме 1,329 млрд. рублей планируется получить из средств предприятий и бюджетного финансирования в объеме 624 млн. руб. из федерального и 636 млн. руб. из областного бюджетов (согласно Программе развития газификации Челябинской области до 2000 года, утвержденной Главой администрации Челябинской области 19.05.97 г.), а также из средств местных бюджетов.
Согласно постановлению Главы администрации Челябинской области от 14.03.97 г. № 215 "О программе газификации Челябинской области на 1997 год", объекты газификации, построенные за счет средств областного бюджета, являются собственностью субъекта Российской Федерации - Челябинской области.
Выполнение Программы реструктуризации угольной отрасли Челябинской области (утверждена Главой администрации Челябинской области 05.06.97 г.) потребует привлечение финансовых ресурсов из федерального бюджета в объеме 475,26 млн. руб., собственных средств предприятий - 219,78 млн. руб., средств местных бюджетов - 3,65 млн. руб.
На реализацию мероприятий по внедрению прогрессивных технологий и энергосбережению до 2000 года потребуется 2570,5 млн. руб. Из них:
- внедрение прогрессивных технологий в объеме 2508,5 млн. руб. будет финансироваться на основе создания акционерных обществ с привлечением средств учредителей и заемных средств, в том числе иностранных инвесторов, а также за счет средств ФЭС;
- мероприятия по энергосбережению в объеме 62,0 млн. руб. будут профинансированы из областного бюджета (согласно областной Программе установки средств учета расхода энергоресурсов и воды объектов бюджетной сферы, утвержденной постановлением Главы администрации Челябинской области от 19.03.97 г. № 234, и Программе газификации Челябинской области на 1997 год, утвержденной постановлением главы администрации Челябинской области от 14.03.97 г. № 215).
Вследствие высокой рентабельности работ в сфере энергосбережения планируется использовать механизм усиления финансирования по схеме возвратного фонда, когда определенная доля бюджетных средств, сэкономленных в результате выполнения энергосберегающих работ, направляется для расширения фронта работ.
10. Основные направления Программы
на период 2001 - 2005 годы
Основные направления Программы на период 2001 - 2005 г. сформулированы, исходя из прогноза энергопотребления по Челябинской области на соответствующий период (см. Приложение стр. 9 - 13). Судя по прогнозам, несмотря на рост электропотребления, к 2000 году будет достигнуто лишь 75 % от уровня 1990 года. Дальнейший прогнозируемый рост электропотребления диктует необходимость:
- дальнейшей реконструкции и модернизации энергетического оборудования;
- внедрения новых прогрессивных технологий производства энергии;
- энергосбережения.
В сфере топливоснабжения будет происходить процесс замещения угля и мазута на природный газ. Вследствие этого большое внимание должно быть уделено программе развития газификации Челябинской области на период 2001 - 2005 г.: строительству газопроводов - отводов, строительству распределительных газопроводов, газификации промышленных коммунально - бытовых предприятий и газификации жилого фонда на природном газе.
Со строительством газопроводов (всего 3070 км) предусматривается перевести на природный газ 130 котельных.
Намеченные мероприятия позволят увеличить объем газопотребления к 2005 году относительно 2000 года на 4,5 млрд. куб. м, улучшить бытовые условия населения, экологическую обстановку, освободить другие дорогостоящие виды топлива, завозимые из стран СНГ и других областей (экибастузский уголь, мазут, печное топливо).
Одной из главных задач развития энергетики Челябинской области на период 2001 - 2005 г. должно стать развитие рыночных отношений и формирование на областном уровне системы интегрированного планирования и управления энергетическими ресурсами. Это позволит обеспечить эффективное развитие всего топливно - энергетического комплекса в целом.
Источники финансирования: амортизационные отчисления, собственные и заемные средства, средства бюджетов различных уровней и др.
В целом в результате реализации Программы к 2006 году область должна дополнительно получить:
1784 МВт электрической мощности;
1282 Гкал/ч тепловой мощности;
256 км газопроводов - отводов;
1943 км распределительных газопроводов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
К ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ
ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА
--*-- - Электропотребление, млн. кВтч
--о-- - Выработка станциями ЧЭ, ТГРЭС, блок - станциями,
млн. кВтч
--+-- - Уголь Экибастузский, тыс. тут
--#-- - Уголь Челябинский, тыс. тут
--&-- - Газ, тыс. тут
-->-- - Топливо, всего, тыс. тут