ПОСТАНОВЛЕНИЕ Губернатора Челябинской области от 06.04.1998 № 195
"О ПРОГРАММЕ "ДЕТИ ЮЖНОГО УРАЛА"
(вместе с "РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ "ДЕТИ ЮЖНОГО УРАЛА" НА 1998 - 2000 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.
ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 1998 г. № 195
О ПРОГРАММЕ "ДЕТИ ЮЖНОГО УРАЛА"
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 29 от 15 января 1998 года "О президентской программе "Дети России" на 1998 - 2000 годы" и в целях улучшения положения детей в Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести изменения в региональную Программу "Дети Южного Урала" на 1995 - 1997 годы, утвержденную постановлением главы администрации Челябинской области от 29.08.95 г. № 407 (Сборник законов и нормативных правовых актов Челябинской области 1995, № 10), продлив ее действие на 1998 - 2000 годы.
2. Обратиться в Законодательное собрание области с предложением продлить действие региональной программы "Дети Южного Урала" на 1998 - 2000 годы.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Косилова А.Н.
Губернатор
Челябинской области
П.И.СУМИН
Приложение
к постановлению
Губернатора
Челябинской области
от 6 апреля 1998 г. № 195
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ ЮЖНОГО УРАЛА" НА 1998 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
-----------------T-----------------------------------------------¬
¦ Наименование ¦ Региональная программа "Дети Южного Урала" ¦
¦ программы ¦ ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦Дата принятия ¦Постановление Главы областной администрации ¦
¦решения о ¦"О региональной программе "Дети Южного Урала" ¦
¦разработке ¦от 29.08.95 г. № 407 ¦
¦программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Дата утверждения¦ ¦
¦программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Государственный ¦Администрация Челябинской области ¦
¦заказчик ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Разработчики ¦управления, комитеты, департаменты ¦
¦ ¦администрации области ¦
¦ ¦ ¦
¦Цель программы ¦Создание экономических, правовых, ¦
¦ ¦психолого - педагогических и организационных ¦
¦ ¦условий и гарантий реализации прав и законных ¦
¦ ¦интересов детей ¦
¦ ¦ ¦
¦Задачи программы¦- обеспечить приоритетное финансирование ¦
¦ ¦мероприятий, направленных на поддержку детства,¦
¦ ¦материнства, семьи; ¦
¦ ¦- осуществить мероприятия по защите прав ¦
¦ ¦ребенка, внедрению государственных стандартов ¦
¦ ¦социального обслуживания семьи и детей, ¦
¦ ¦образования, культуры, физической культуры и ¦
¦ ¦спорта; ¦
¦ ¦- осуществить системный подход к реализации ¦
¦ ¦региональной программы ¦
¦ ¦ ¦
¦Сроки реализации¦1998-2000 гг. ¦
¦программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Исполнители и ¦- Главное управление здравоохранения, ¦
¦соисполнители ¦- Главное управление социальной защиты ¦
¦ ¦населения, ¦
¦ ¦- Главное управление культуры и искусства, ¦
¦ ¦- Главное управление образования, ¦
¦ ¦- Главное управление профессионального ¦
¦ ¦образования, ¦
¦ ¦- Комитет по делам молодежи, ¦
¦ ¦- Департамент федеральной службы занятости ¦
¦ ¦населения по Челябинской области, ¦
¦ ¦- Фонд обязательного медицинского страхования ¦
L----------------+------------------------------------------------
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ"
Разработчик программы: Главное управление здравоохранения
администрации области
Характеристика проблемы
Медико - социальная значимость проблемы планирования семьи в Челябинской области определяется:
- значительным ростом числа заболеваний, передающихся половым путем, особенно среди подростков и молодежи;
- постоянным ухудшением состояния здоровья беременных женщин и рожениц, что в значительной мере определяет высокий уровень материнской смертности по сравнению с экономически развитыми странами;
- большим числом абортов, остающихся основным способом регулирования деторождения;
- низкой обеспеченностью современными способами контрацепции, как альтернативы аборту;
- низким уровнем репродуктивной культуры граждан, связанным с недостаточной информированностью в этой сфере, в том числе молодежи.
Цели и задачи программы
Цель службы и программы планирования семьи заключается в том, чтобы дать возможность супружеским парам и отдельным лицам свободно и с чувством ответственности решать вопрос о количестве и времени рождения своих детей, обеспечить их достоверной и полной информацией по этим вопросам с учетом половых и возрастных отличий, а также необходимым объемом и качеством услуг по охране репродуктивного здоровья и планирования семьи.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий программы позволит:
- повысить рождаемость и рождение здоровых детей;
- снизить число абортов;
- укрепить и сохранить здоровье детей раннего возраста;
- своевременно и качественно оказать медицинскую помощь всем нуждающимся матерям, детям;
- снизить показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности.
Финансирование
Программа реализуется за счет средств местных, областных и федерального бюджетов, внебюджетных источников.
СУММА ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
ПО ГОДАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Разработчики программы: Главное управление здравоохранения
Фонд обязательного медицинского
страхования
Характеристика проблемы
Актуальность проблемы обусловлена неблагополучной демографической ситуацией: снижением рождаемости, отрицательным балансом естественного прироста населения, увеличением младенческой смертности.
Одновременно ухудшаются показатели здоровья женщин фертильного возраста, особенно распространены среди них анемия, патология мочеполовых путей, сердечно - сосудистой системы. В связи с этим ухудшается здоровье новорожденных. Каждый третий ребенок рождается больным, а каждый третий - требует интенсивной терапии и реанимации.
Однако условий для оказания адекватной медицинской помощи нет.
Цели и задачи программы
Программа направлена на решение комплекса проблем по сохранению здоровья девочек - подростков, женщин детородного возраста и рождение здорового ребенка.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- совершенствование медицинской помощи беременным, роженицам и детям;
- повышение технического оснащения детских и родовспомогательных учреждений;
- внедрение современных технологий ведения родов и оказания помощи новорожденным;
- внедрение перинатального скрининга;
- создание благоприятных условий для рождения и развития здорового ребенка.
Ожидаемые результаты
Реализация программы позволит:
- уменьшить степень риска неблагоприятного течения беременности и родов;
- выявить патологию плода на ранних сроках беременности и предупредить рождение больного ребенка;
- повысить рождаемость и рождение здоровых детей;
- укрепить и сохранить здоровье детей раннего возраста;
- своевременно и качественно оказать медицинскую помощь всем нуждающимся матерям и детям;
- снизить показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности.
Финансирование
Программа реализуется за счет средств местных, областного и федерального бюджетов, фонда обязательного медицинского страхования, внебюджетных источников.
СУММА ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
ПО ГОДАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
1. Меры государственной поддержки безопасного материнства.
2. Совершенствование подготовки и повышения квалификации медицинских кадров.
3. Совершенствование организации и качества акушерско - гинекологической, неонатологической и неотложной помощи детям.
4. Основные направления научных исследований в области акушерства, гинекологии, неонатологии.
5. Информационное обеспечение.
1. Меры государственной поддержки
безопасного материнства
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ"
Разработчик программы: Главное управление сельского
хозяйства и продовольствия
Характеристика проблемы
В области неуклонно увеличивается число детей первого года жизни, нуждающихся в искусственном вскармливании. В настоящее время 50 % детей в возрасте до 3 месяцев и 70 % детей в возрасте до 6 месяцев нуждаются в искусственном вскармливании. Растет заболеваемость детей рахитом, гипотрофией, пищевой непереносимостью. Проблема усугубляется полным отсутствием в области цехов по производству сбалансированных по химическому составу и экологически чистых продуктов детского питания.
Цели и задачи программы
Целью программы является обеспечение физиологической потребности детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания.
Задачи:
- развитие материально - технической базы отрасли за счет строительства специализированных цехов;
- развитие сырьевой базы для производства экологически безопасных продуктов детского питания;
- освоение промышленного производства нового поколения современных продуктов питания для здоровых и больных детей;
- совершенствование системы обеспечения потребителей продуктами детского питания.
Ожидаемые результаты
Программа реализуется за счет средств областного бюджета.
СУММА ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
ПО ГОДАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
(в ценах 1998 г. в тыс. руб.)
---T--------------------------T--------T--------T--------T-------¬
¦№ ¦ Источники финансирования ¦ 1998 г.¦ 1999 г.¦ 2000 г.¦ Всего ¦
+--+--------------------------+--------+--------+--------+-------+
¦1.¦Областной бюджет ¦ - ¦11000,0 ¦11000,0 ¦22000,0¦
L--+--------------------------+--------+--------+--------+--------
Разработчики программы: Главное управление образования
Главное управление профессионального
образования
Характеристика проблемы
Необходимость разработки программы обусловлена постоянным ростом числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обострившейся проблемой социального сиротства.
Основными причинами увеличения числа детей - сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.
Несмотря на предпринимаемые усилия по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей, лишенных родительского попечения, по развитию приоритетных форм устройства детей - сирот в семьи (под опеку, попечительство, на усыновление), увеличивается число воспитанников детских домов и школ - интернатов.
Организационная структура образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается традиционной и нуждается в создании новых форм устройства осиротевших детей. Отсутствие у детей - сирот связей с родственниками, другими взрослыми, недостаточные контакты в социально - культурной сфере усугубляют социальную депривацию, снижают степень готовности воспитанников к вступлению в самостоятельную жизнь.
Остро стоят проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.
Дети - сироты, помещенные в детские дома, подопечные дети и их опекуны испытывают потребность в медицинской и психологической поддержке.
Рост контингента воспитанников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение объемов ввода в эксплуатацию новых учреждений интернатного типа привели к превышению наполняемости групп и классов, нарушению установленных санитарно - гигиенических норм.
Резко снизился уровень материально - технического обеспечения учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе технологическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и бытовой мебелью. Интенсивно стареет и изнашивается станочное оборудование мастерских (швейных, столярных, слесарных), не хватает сельскохозяйственной техники для работы в подсобных хозяйствах. Обострилась проблема обеспечения учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, автотранспортом.
Рост числа детей, нуждающихся в государственной опеке, требует экстренной поддержки и развития сети учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укрепления их материально - технической базы, разработки научно - методических основ профессионального самоопределения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствования нормативно - правового обеспечения охраны и защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания психолого - педагогических служб помощи семьям с детьми.
Принятие программы "Дети - сироты" позволяет комплексно осуществить систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.
Цели и задачи программы
Программа направлена на дальнейшее укрепление социально - правовых гарантий детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и создание условий для их социальной самореализации. Данные предложения являются дополнением к мероприятиям, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.97 г. № 23-п.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- формирование нормативно - правовой базы,
- разработка моделей устройства в семью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
- организация психолого - медико - педагогического обеспечения процесса развития детей - сирот,
- создание условий для профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и устройства детей - сирот.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- улучшить физическое и психическое здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- расширить сеть образовательных реабилитационных учреждений, обеспечивающих комплекс условий для воспитания, развития и обучения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- повысить качество психологической, медицинской, педагогической, социальной реабилитации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация программы будет способствовать решению экономических проблем области. Трудовая, допрофессиональная подготовка детей - сирот даст им возможность осознанного выбора профессии, обеспечит их социальную защищенность.
Укрепление материально - технической базы учреждений для детей - сирот поможет создать оптимальные условия для организации быта и развития личности ребенка, воспитывающегося вне семьи.
Финансирование
Программа реализуется за счет средств областного и местных бюджетов, внебюджетных источников.
СУММА ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
ПО ГОДАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
(в ценах 1998 г. в тыс. руб.)
---T-------------------------T--------T--------T--------T--------¬
¦№ ¦ Источники финансирования¦ 1998 г.¦ 1999 г.¦ 2000 г.¦ Всего ¦
+--+-------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦1.¦Областной бюджет ¦ 77,0 ¦ 210,5 ¦156390,5¦156678,0¦
¦2.¦Местные бюджеты ¦368915,0¦141038,4¦214999,4¦724952,8¦
¦ ¦Итого ¦368992,0¦141248,9¦371389,9¦881630,6¦
L--+-------------------------+--------+--------+--------+---------
Разделы программы
1. Предупреждение социального сиротства.
2. Совершенствование процесса социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовки их к самостоятельной жизни.
3. Ресурсное обеспечение процесса социализации детей - сирот.
4. Методическое, нормативно - правовое обеспечение социализации детей - сирот.
5. Капитальное строительство, реконструкция.
Разработчики программы: Главное управление социальной защиты
Главное управление здравоохранения
Главное управление образования
Характеристика проблемы
Актуальность проблем детей - инвалидов в области обусловлена высоким показателем инвалидности среди детей, тенденцией роста числа детей - инвалидов в возрасте до 16 лет. Только за последние 5 лет (1992-1997 г.) число детей - инвалидов увеличилось почти в три раза и сегодня составляет более 15 тысяч.
Среди основных причин, способствующих возникновению детской инвалидности, являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости матерей, рост травматизма, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни.
Остается нерешенным целый комплекс социальных и психолого - педагогических проблем детей - инвалидов и их семей. Отдельные категории детей - инвалидов при затруднении общения с окружающим миром не обеспечены информативными материалами, средствами дистанционного образования. Отсутствует доступность архитектурной среды (входы и подъезды к зданиям, лифтам, общественному транспорту и т.д.).
Семьи, воспитывающие ребенка - инвалида, как правило, испытывают материальные трудности. Из 15 тысяч детей - инвалидов более 12 тысяч проживают в малообеспеченных семьях.
Сложной проблемой остается получение детьми - инвалидами профессии и дальнейшее трудоустройство.
Таким образом, возможности детей - инвалидов намного отстают от возможностей их здоровых сверстников.
Цели и задачи программы
Программа направлена на комплексное решение проблем детской инвалидности, создание оптимальных условий для будущей независимой жизни, их интеграции в общество.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- повышение эффективности работы по предупреждению детской инвалидности;
- улучшение возможностей для комплексной психолого - педагогической и социальной реабилитации детей - инвалидов, развитие сети социально - реабилитационных центров для них;
- обеспечение детей - инвалидов техническими средствами;
- организацию отдыха и оздоровления детей - инвалидов;
- укрепление материально - технической базы специализированных учреждений для детей - инвалидов;
- удовлетворение потребностей детей - инвалидов в получении адекватного их развитию образования;
- адаптация детей - инвалидов в социуме.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий программы позволит:
- уменьшить степень риска рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками развития, ведущими к инвалидности;
- создать условия для социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
- улучшить условия медицинского обслуживания, трудовой и профессиональной подготовки детей - инвалидов;
- получить образование по потребности, допрофессиональную подготовку;
- развить ориентацию детей - инвалидов в социальном окружении;
- создать предпосылки для своевременной адаптации и интеграции детей - инвалидов в общество.
Финансирование
Программа реализуется за счет средств местных и областного бюджетов, государственных внебюджетных источников.
СУММА ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
ПО ГОДАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
(в ценах 1998 г. в тыс. руб.)
-----------------------------T--------T--------T--------T--------¬
¦ Источники финансирования ¦ 1998 г.¦ 1999 г.¦ 2000 г.¦ Всего ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Областной бюджет ¦ 700,0¦ 28615,0¦ 29255,0¦ 58570,0¦
¦Местный бюджет ¦ 11774,0¦ 14809,0¦ 25829,0¦ 52412,0¦
¦Итого ¦ 12474,0¦ 43424,0¦ 55084,0¦110982,0¦
L----------------------------+--------+--------+--------+---------
Разделы программы
1. Правовая защита детей - инвалидов.
2. Профилактика детской инвалидности и улучшение медицинского обслуживания детей - инвалидов.
3. Укрепление материально - технической базы специализированных учреждений для детей - инвалидов и развитие сети социально - реабилитационных центров для детей - инвалидов.
4. Научно - методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности.
5. Образование, допрофессиональная, профессиональная ориентация, социальная поддержка, культурная и спортивная работа.
6. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми - инвалидами.
1. Правовая защита детей - инвалидов
---T----------------------------------------------T------T-------¬
¦№ ¦ Наименование мероприятий ¦Срок ¦Ответс-¦
¦ ¦ ¦испол-¦твенный¦
¦ ¦ ¦нения ¦ ¦
+--+----------------------------------------------+------+-------+
¦1.¦В целях реализации федерального закона ¦ ¦ ¦
¦ ¦"О социальной защите инвалидов в Российской ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации": ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - подготовить предложения в постановление ¦1 кв. ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦губернатора области "О предоставлении льгот по¦1998 г¦ ¦
¦ ¦оплате жилья и коммунальных услуг, по ¦ ¦ ¦
¦ ¦абонентной плате за пользование квартирным ¦ ¦ ¦
¦ ¦телефоном и радиоточкой инвалидам и семьям, ¦ ¦ ¦
¦ ¦имеющим детей - инвалидов" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - подготовить предложения в постановление ¦1 кв. ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦губернатора области "О предоставлении льгот ¦1998 г¦ ¦
¦ ¦по транспортному обслуживанию на всех видах ¦ ¦ ¦
¦ ¦городского транспорта общего пользования, ¦ ¦ ¦
¦ ¦автомобильным транспортом пригородного и ¦ ¦ ¦
¦ ¦междугородного (на внутрирегиональных ¦ ¦ ¦
¦ ¦маршрутах) сообщения, по лекарственному ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечению и медицинской помощи инвалидам ¦ ¦ ¦
¦ ¦и детям - инвалидам" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.¦Готовить и своевременно вносить предложения ¦1998- ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦по дополнению и развитию законов области, ¦2000 г¦ ¦
¦ ¦направленных на создание правовых условий ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставления семьям с детьми - инвалидами ¦ ¦ ¦
¦ ¦и детям - инвалидам социальной помощи и ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальных услуг в соответствии с ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательством Российской Федерации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.¦Готовить и своевременно вносить предложения в ¦1998- ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦Министерство труда и социального развития ¦2000 г¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации по вопросам нормативно - ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовой базы деятельности социально - ¦ ¦ ¦
¦ ¦реабилитационных учреждений для детей - ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвалидов ¦ ¦ ¦
L--+----------------------------------------------+------+--------
2. Профилактика детской инвалидности, улучшение
медицинского обслуживания детей - инвалидов
3. Укрепление материально - технической базы
специализированных учреждений для детей - инвалидов
и развитие сети социально - реабилитационных
учреждений для детей - инвалидов
5. Образование, допрофессиональная, профессиональная
ориентация, социальная поддержка, культурная
и спортивная работа
---T----------------------------------------------T------T-------¬
¦№ ¦ Наименование мероприятий ¦Срок ¦Ответс-¦
¦пп¦ ¦испол-¦твенный¦
¦ ¦ ¦нения ¦ ¦
+--+----------------------------------------------+------+-------+
¦1 ¦Расширить базу ПТУ № 1 и ПТУ № 2 системы ¦1998- ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦социальной защиты населения для ¦2000 ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовки детей - инвалидов ¦г.г. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Включить малоимущие семьи с детьми -инвалидами¦1998- ¦админ. ¦
¦ ¦в число категорий, обеспечиваемых социальной ¦2000 ¦террит.¦
¦ ¦помощью в первоочередном порядке ¦г.г. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Осуществлять организацию оздоровления ¦еже- ¦ГУЗО, ¦
¦ ¦детей - инвалидов на базе местных и областных ¦годно ¦ГУСЗНО,¦
¦ ¦санаториев - профилакториев, санаториев, в том¦ ¦админ. ¦
¦ ¦числе по путевкам "Мать и дитя" ¦ ¦террит.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Рекомендовать главам муниципальных образований¦1998- ¦админ. ¦
¦ ¦рассмотреть вопрос о льготном налогообложении ¦2000 ¦террит.¦
¦ ¦предприятий различных форм собственности, ¦г.г. ¦ ¦
¦ ¦которые оказывают материальную помощь ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениям, объединениям, работающим с ¦ ¦ ¦
¦ ¦детьми - инвалидами: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - создать производственные структуры для ¦ ¦ ¦
¦ ¦занятий трудом детей - инвалидов, подростков -¦ ¦ ¦
¦ ¦инвалидов и их родителей; ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - установить квоту рабочих мест для ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения занятости детей - инвалидов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦выпускников образовательных учреждений всех ¦ ¦ ¦
¦ ¦типов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - решить вопросы доступности архитектурной ¦ ¦ ¦
¦ ¦среды (общественных зданий, сооружений, мест ¦ ¦ ¦
¦ ¦массового отдыха и т.п.), обеспечивающей ¦ ¦ ¦
¦ ¦безбарьерное движение и комфортную среду для ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей - инвалидов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Открыть на базе областного реабилитационно - ¦1998 ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦физкультурного центра инвалидов "Импульс" ¦ г. ¦Центр ¦
¦ ¦отделение для занятий с детьми - инвалидами ¦ ¦"Им- ¦
¦ ¦различными видами спорта ¦ ¦пульс" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6 ¦Проводить для детей - инвалидов спортивные ¦1998- ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦соревнования, фестивали творчества, конкурсы ¦2000 ¦админ. ¦
¦ ¦ ¦г.г. ¦террит.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7 ¦Выделить средства на поощрение детей - ¦1998- ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦инвалидов, ставших победителями областных ¦2000 ¦ ¦
¦ ¦конкурсов, фестивалей, спартакиад ¦г.г. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8 ¦Осуществлять тесное взаимодействие с ¦1998- ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦общественными объединениями родителей ¦2000 ¦админ. ¦
¦ ¦детей - инвалидов в решении проблем этих семей¦г.г. ¦террит.¦
L--+----------------------------------------------+------+--------
6. Организация подготовки и повышения квалификации
кадров, работающих с детьми - инвалидами
---T----------------------------------------------T------T-------¬
¦№ ¦ Наименование мероприятий ¦Срок ¦Ответс-¦
¦пп¦ ¦испол-¦твенный¦
¦ ¦ ¦нения ¦ ¦
+--+----------------------------------------------+------+-------+
¦1 ¦Ввести в штаты центров социальной помощи ¦1998- ¦ГУСЗНО,¦
¦ ¦населению должности работников по работе с ¦2000 ¦админ. ¦
¦ ¦семьями, имеющими детей - инвалидов и ¦г. ¦террит.¦
¦ ¦оказывающих детям - инвалидам комплексную ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально - психолого - педагогическую помощь ¦ ¦ ¦
¦ ¦и иные услуги ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Разработать план организации повышения ¦1998 ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦квалификации специалистов учреждений ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной защиты населения, работающих с ¦ ¦ ¦
¦ ¦детьми - инвалидами ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Проводить областные семинары для руководителей¦1 раз ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦и специалистов социально - реабилитационных ¦в год ¦ ¦
¦ ¦учреждений для детей - инвалидов ¦ ¦ ¦
L--+----------------------------------------------+------+--------
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
на 1998 - 2000 годы
Разработчики программы: Комиссия по делам несовершеннолетних
и защите их прав
Главное управление здравоохранения
Управление внутренних дел
Главное управление образования
Главное управление профессионального
образования
Департамент федеральной службы
занятости населения
Характеристика проблем
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков.
Увеличивается число безнадзорных детей. Анализ показывает, что большинство из них потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. Не снижается число детей, убежавших из интернатных учреждений. Ряды безнадзорных пополняют многие выпускники этих учреждений, проблемы жилья и трудоустройства которых решаются неудовлетворительно.
Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой.
Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних, имеющих аномалии в психике, они составляют до 30 процентов от числа правонарушителей.
Цель программы
Целью программы является:
- создание перелома в государственной системе профилактики детской безнадзорности, предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечивающей единую государственную политику, направленную на комплексное решение проблем, связанных с детством;
- повышение эффективности и совершенствование деятельности органов, обеспечивающих защиту их прав и законных интересов;
- создание на местах условий для социальной, психолого - педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии;
- обеспечение интенсивного развития исследований проблем теории и методики процесса профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обобщения и внедрения эффективного опыта этой деятельности;
- приведение нормативно - правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствие с современными условиями и международными нормами;
- проведение научно - исследовательских работ по медицинским, социальным и психолого - педагогическим аспектам с выделением групп риска;
- проведение научно - исследовательских работ в области реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей;
- организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с несовершеннолетними правонарушителями.
Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Могут привлекаться средства федерального бюджета, бюджеты местных администраций и внебюджетные источники. Общие затраты на реализацию программы.
Расходуемые средства на осуществление Программы могут уточняться исходя из возможности бюджетов.
Разделы программы
1. Организационно - правовые меры.
2. Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних.
3. Организация работы по профилактике правонарушений.
4. Профилактика алкоголизма и наркомании.
5. Решение проблем трудоустройства несовершеннолетних.
6. Развитие сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Разработчики программы: Главное управление образования
Главное управление профессионального
образования
Главное управление культуры
и искусства
Комитет по делам молодежи
Характеристика проблемы
В области реализуются целевые программы, направленные на создание единого культурно - образовательного пространства, условий для выявления и поддержки одаренных детей. Проводимая работа способствует тому, что тысячи детей региона получают возможность для самовыражения и развития природных способностей.
Вместе с тем, проблема поиска и развития одаренных детей остается актуальной.
В школьном возрасте одаренные дети составляют всего 2-5 % от общего количества.
Многие из них, в условиях нестабильной экономической обстановки, снижения жизненного уровня семей, лишены необходимой поддержки для развития их одаренности.
Раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Цели и задачи программы:
Программа направлена на создание условий для выявления и развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи:
- Создание оптимальных условий для выявления, развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
- развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, укрепление их материально - технической базы;
- совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- совершенствование информационного, научно - методического обеспечения образовательных учреждений по проблемам детской одаренности;
- сохранение календаря региональных мероприятий детей по различным видам творчества.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит:
- создать условия для непрерывного развития творческих способностей детей;
- подготовить программно - методические комплекты, пособия для педагогов, работающих с одаренными детьми и их родителями;
- укрепить материально - техническую базу учреждений, организаций, работающих с одаренными детьми.
Финансирование
Программа реализуется за счет средств областного бюджета.
СУММА ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
ПО ГОДАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
(в ценах 1998 г. в тыс. руб.)
-----------------------------T--------T--------T--------T--------¬
¦ Источники финансирования ¦ 1998 г.¦ 1999 г.¦ 2000 г.¦ Всего ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Областной бюджет ¦ 1000,0 ¦ 1205,0 ¦ 1255,0 ¦ 3460,0 ¦
L----------------------------+--------+--------+--------+---------
Разделы программы
1. Выявление и социально - педагогическая поддержка одаренных.
2. Научно - методическое, кадровое обеспечение работы с одаренными детьми.
3. Развитие образовательных учреждений, форм организации образования.
1. Выявление и социально - экономическая
поддержка одаренных
3. Развитие образовательных учреждений,
форм организации образования
----T------------------------------------------T------T----------¬
¦№ ¦ Наименование мероприятий ¦Срок ¦Ответст- ¦
¦пп ¦ ¦испол-¦венный за ¦
¦ ¦ ¦нения ¦выполнение¦
+---+------------------------------------------+------+----------+
¦1 ¦Оптимизация региональной сети ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений, форм ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации дополнительного образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦для развития и реализации потенциальных ¦ ¦ ¦
¦ ¦способностей одаренных детей: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1¦Развитие муниципальных гимназий, лицеев, ¦1998- ¦ГлавУО, ¦
¦ ¦учебно - воспитательных комплексов, ¦2000 ¦муниципал.¦
¦ ¦комплексов дополнительного образования ¦гг. ¦органы ¦
¦ ¦как базовых, для работы с одаренными ¦ ¦управления¦
¦ ¦детьми и педагогами ¦ ¦образова- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ния (МОУО)¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2¦Создание и развитие региональных ¦1998- ¦ГлавУО, ¦
¦ ¦экспериментальных образовательных ¦2000 ¦МОУО ¦
¦ ¦площадок (ЭОП) для работы с детьми с ¦гг. ¦ГлавУКИ ¦
¦ ¦высоким уровнем развития способностей: ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Школа - детский сад - музыкальная школа ¦ ¦ ¦
¦ ¦(п. Межевой Саткинского района); ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Культурно - образовательный центр ¦ ¦ ¦
¦ ¦(г. Коркино) ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Художественно - эстетический центр - ¦ ¦ ¦
¦ ¦школа - детский сад (г. Златоуст); ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Комплекс внешкольного образования ¦ ¦ ¦
¦ ¦(Курчатовский район г. Челябинска) ¦ ¦ ¦
¦ ¦- Школа - комплекс (п. Багаряк ¦ ¦ ¦
¦ ¦Каслинского района); ¦ ¦ ¦
¦ ¦- ДМШ № 8, ЦМШ, г. Челябинск ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3¦Развитие областного Центра дополнительного¦1998- ¦ГлавУО ¦
¦ ¦образования детей при Главном управлении ¦2000 ¦ ¦
¦ ¦образования как научно - методической базы¦гг. ¦ ¦
¦ ¦для работы с одаренными детьми в ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждениях всех типов ¦ ¦ ¦
¦ ¦и видов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.4¦Создание на базе ДТУМ г. Челябинска, ДТЮ ¦1998 г¦ГлавУО, ¦
¦ ¦г. Златоуста, на базе лицея РАН ¦ ¦МОУО ¦
¦ ¦г. Магнитогорска зональных координационных¦ ¦ ¦
¦ ¦центров поддержки одаренных детей; помощь ¦ ¦ ¦
¦ ¦зональным центрам в обучении кадров, в ¦ ¦ ¦
¦ ¦оснащении литературой, программно - ¦ ¦ ¦
¦ ¦методическими материалами, в проведении ¦ ¦ ¦
¦ ¦зональных мероприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.5¦Взаимодействие и поддержка региональных ¦1998- ¦ГлавУО ¦
¦ ¦самодеятельных общественно-государственных¦2000 ¦ ¦
¦ ¦и культурно - образовательных центров ¦гг. ¦ ¦
¦ ¦("Семья, одаренный ребенок, социальный ¦ ¦ ¦
¦ ¦педагог" (ЧГПИ). Центр развития ¦ ¦ ¦
¦ ¦дошкольника (МГПИ), Совет НОУ и Совет ¦ ¦ ¦
¦ ¦кураторов НОУ (ЧГИУ), Центр детских ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств массовой информации (ГлавУО), ¦ ¦ ¦
¦ ¦Региональная ассоциация "Одиссея разума", ¦ ¦ ¦
¦ ¦Координационный совет программы "Шаг в ¦ ¦ ¦
¦ ¦будущее" (ЮУрГУ), "Культура детства" ¦ ¦ ¦
¦ ¦(ЧГИиК) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Разработать систему мер по укреплению ¦1998 г¦МОУО ¦
¦ ¦материально - технической базы УДОД, ¦ ¦ ¦
¦ ¦работающих с одаренными детьми ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Поддержка и развитие областного Центра ¦1998- ¦ГлавУО, ¦
¦ ¦детских средств массовой информации ¦2000 ¦КДМ ¦
¦ ¦ ¦гг. ¦ ¦
L---+------------------------------------------+------+-----------
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ"
Разработчик программы: Главное управление социальной защиты
населения
Характеристика проблемы
В последние годы на федеральном уровне принят ряд законодательных документов, направленных на преломление негативных тенденций в отношении семьи, материнства и детства и улучшение их социально - экономического положения. Это обусловлено тем, что семьи с несовершеннолетними детьми составляют наиболее массовую группу малообеспеченных слоев населения. Число малоимущих семей с детьми, обращающихся за социальной помощью, в течение последних лет практически не сокращается и составляет в общем числе всех семей с детьми в области около 16 процентов.
Вместе с тем экономическая обстановка в области не позволяет говорить об улучшении социально - экономического положения семей с детьми: продолжаются задержки с выплатой заработной платы, детских пособий, не финансируются многие льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении определенных категорий семей с детьми.
Семья в целом, как ячейка общества, характеризуется нестабильностью, низкой культурой внутрисемейных отношений, пренебрежением родителей к своим обязанностям.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость дальнейшего развития системы социальной защиты семьи и детей, поиска новых подходов к решению проблем семьи, смещения акцентов на семью и детей при разработке экономических, социальных и политических мер по улучшению положения людей.
Цель и задачи программы
Целью программы является совершенствование системы социальной защиты семьи и детей на принципах адресности социальной помощи и реализации собственного потенциала семьи в самообеспечении, самовыживании.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
- развитие правовой базы социального обслуживания семьи и детей в области;
- внедрение государственных стандартов социального обслуживания семьи и детей;
- развитие службы социальной защиты семьи и детей;
- обеспечение мер социальной поддержки малоимущих семей с детьми;
- методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты в отношении семьи и детей;
- повышение квалификации специалистов по социальной защите семьи и детей.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий программы позволит в определенной мере поддержать экономически находящиеся в сложном материальном положении семьи с детьми, усилить роль учреждений социальной защиты населения в укреплении стабильности семьи, в решении актуальных проблем детства.
Финансирование программы
Программа реализуется за счет средств местных и областного бюджетов, государственных внебюджетных источников.
СУММА ЗАТРАТ НА ВСЮ ПРОГРАММУ
ПО ГОДАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
1. Развитие службы социальной защиты семьи и детей.
2. Организация социальной помощи семьям с детьми.
3. Правовая защита семьи и детей.
4. Повышение квалификации кадров, занимающихся вопросами
социальной защиты семьи и детей.
1. Развитие службы социальной защиты семьи и детей
---T-------------------------------------------T------T----------¬
¦№ ¦ Наименование мероприятий ¦Срок ¦Ответст- ¦
¦пп¦ ¦испол-¦венный за ¦
¦ ¦ ¦нения ¦исполнение¦
+--+-------------------------------------------+------+----------+
¦1 ¦Готовить и своевременно вносить ¦1998- ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦предложения по дополнению и развитию ¦2000 ¦ ¦
¦ ¦законов области, направленных на создание ¦г.г. ¦ ¦
¦ ¦правовых условий предоставления семье и ¦ ¦ ¦
¦ ¦детям социальной помощи и социальных услуг ¦ ¦ ¦
¦ ¦в соответствии с законодательством ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Готовить и своевременно вносить предложения¦1998- ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦в Министерство труда и социального ¦2000 ¦ ¦
¦ ¦развития Российской Федерации по вопросам ¦гг. ¦ ¦
¦ ¦совершенствования нормативно -правовой базы¦ ¦ ¦
¦ ¦специализированных учреждений для ¦ ¦ ¦
¦ ¦несовершеннолетних, нуждающихся в ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной реабилитации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Осуществлять внедрение государственных ¦1998- ¦ГУСЗНО, ¦
¦ ¦стандартов социального обслуживания семьи ¦2000 ¦центры ¦
¦ ¦и детей в области на основе федерального и ¦г.г. ¦социальной¦
¦ ¦областного законодательства ¦ ¦помощи ¦
¦ ¦ ¦ ¦населению ¦
L--+-------------------------------------------+------+-----------
4. Повышение квалификации кадров, занимающихся
вопросами социальной защиты семьи и детей
---T-------------------------------------------T------T----------¬
¦№ ¦ Наименование мероприятий ¦Срок ¦Ответст- ¦
¦пп¦ ¦испол-¦венный за ¦
¦ ¦ ¦нения ¦исполнение¦
+--+-------------------------------------------+------+----------+
¦1 ¦Проводить анализ количественного и ¦1 раз ¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦качественного состава специалистов по ¦в год ¦ ¦
¦ ¦вопросам семьи и детей, работающих в ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениях социальной защиты населения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Проводить областные семинары, совещания, ¦2 раза¦ГУСЗНО ¦
¦ ¦семинары - практикумы для руководителей и ¦в год ¦ ¦
¦ ¦специалистов по семье учреждений социальной¦ ¦ ¦
¦ ¦защиты населения области ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Разработать план организации повышения ¦1998 г¦ГУСЗНО, ¦
¦ ¦квалификации кадров учреждений социальной ¦ ¦центры ¦
¦ ¦защиты населения по вопросам социальной ¦ ¦социальной¦
¦ ¦защиты семьи и детей ¦ ¦помощи ¦
¦ ¦ ¦ ¦населению ¦
L--+-------------------------------------------+------+-----------
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ,
ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПОДВЕРГШИХСЯ
РАДИОАКТИВНОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ"
* - Средства предусмотрены федеральной целевой программой "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавшего вследствие деятельности ПО "Маяк", на период до 2000 года".