Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИЯ Челябинского антимонопольного управления от <16.07.1998>
"ЧТО ЛУЧШЕ: ОРДЕР ИЛИ ДОГОВОР?"

Официальная публикация в СМИ:
"Вечерний Челябинск", № 130, от 16.07.1998






ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

ИНФОРМАЦИЯ
от 16 июля 1998 года

ЧТО ЛУЧШЕ: ОРДЕР ИЛИ ДОГОВОР?

Проблемы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, касаются всех, и все знают, насколько остры эти проблемы и сколько недостатков в этой сфере. Проблемы накапливались десятилетиями: жилищный фонд заметно обветшал, снизилась надежность инженерных систем, применяются устаревшие технологии, жилищно-эксплуатационные организации находятся в монопольном положении.
В отдел защиты прав потребителей Челябинского территориального управления ГАК РФ поступают почти ежедневно жалобы на неудовлетворительное качество коммунальных услуг, на невозможность для потребителей защитить свои права в организациях, ответственных за их предоставление, на отсутствие правильно оформленных договорных отношений между жилищно-эксплуатационными организациями и квартиросъемщиками по вопросам найма, обслуживания жилых помещений, обслуживания и ремонта приватизированных квартир.
Жилищно-коммунальная реформа проводится уже семь лет, идет слишком медленно и не встречает энтузиазма у населения, поскольку многие ощущают ее результаты только в виде роста платы за жилье и коммунальные услуги.
Реформа предполагает переход от традиционных ордеров к заключению письменных договоров найма жилого помещения и договоров на техническое обслуживание приватизированного жилья. Это позволит ликвидировать правовую неопределенность сторон. Жители будут четко представлять свои права и обязанности, знать, кто и за что отвечает, каковы обязанности и ответственность обслуживающих организаций. Заключение договоров - это эффективная форма защиты прав и интересов потребителей.
Гражданским кодексом РФ (статья 674), Жилищным кодексом РСФСР (статья 51), "Правилами предоставления коммунальных услуг" (пункты 1.5; 2.1; 2.2) предусмотрено заключение письменных договоров найма жилья и договоров на ремонт и техническое обслуживание, но жилищные организации не спешат заключать такие договоры. Почему? А у них нет заинтересованности в этом. При отсутствии конкурентной среды они уверены, что и без договора жильцы никуда не денутся и без их услуг не обойдутся.
Отношения между жильцами и жилищно-эксплуатационными организациями строятся на основе устного договора, подтверждением которого является квитанция по оплате жилищно-коммунальных услуг (статья 162 Гражданского кодекса РФ).
Письменный же договор определяет права и обязанности сторон, качество и режим предоставления услуг, порядок и сроки устранения неисправностей и аварий. И если сегодня многочисленные нормативные акты противоречат друг другу и не позволяют потребителю защитить свои права, то договор четко разграничивает полномочия сторон, повышает информированность потребителей, позволяет избежать сокрытия нарушений со стороны работников жилищно-коммунального обслуживания.
Впрочем, бытует ошибочное мнение, что заключение договоров в письменном виде усугубит положение граждан. Такой договор не может ущемить их права по сравнению с действующим законодательством (статья 16 закона РФ "О защите прав потребителей"), тем более что типовой договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда утвержден департаментом жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства РФ от 10 марта 1997 г. № 17 в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Его положения могут быть использованы при заключении договоров на ремонт и техническое обслуживание приватизированного жилья.
В подписании договоров должны быть заинтересованы прежде всего квартиросъемщики.
В сложившейся сегодня ситуации возникает вопрос: каким образом можно заставить жилищные организации выполнять свои обязанности по заключению договоров? Цивилизованный способ решения проблемы - обращение в суд. Статья 426 и пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность обращения граждан в суд, если организации, для которых заключение договора обязательно, уклоняются от его заключения.
Для того чтобы легче было доказать в суде факт отказа жилищной организации в заключении договоров на ремонт и техническое обслуживание приватизированного жилья, необходимо обратиться в жилищную организацию с письменным заявлением, содержащим требование заключить договор. Заявление следует написать в двух экземплярах (один - жилищной организации, другой - вам). На вашем экземпляре должна быть отметка о регистрационном номере, времени принятия заявления и фамилия принявшего заявление. В случае, если в жилищной организации отказываются принять и завизировать заявление, его следует направить заказным письмом с уведомлением о вручении.
Помочь в удовлетворении вашего требования о заключении договора может также отдел защиты прав потребителей Челябинского территориального управления ГАК РФ. В его полномочия входит также подача иска от неопределенного круга лиц.

Ведущий специалист
отдела защиты прав потребителей
антимонопольного комитета
Н.КУЗНЕЦОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru