ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного собрания Челябинской области от 16.07.1998 № 320
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1998 - 2005 ГОДАХ"
(вместе с "ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1998 - 2005 ГОДАХ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 1998 г. № 320
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1998 - 2005 ГОДАХ"
Рассмотрев проект областной целевой программы "Реформирование статистики в 1998 - 2005 годах", внесенным Губернатором области, Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить областную целевую программу "Реформирование статистики в 1998 - 2005 годах".
2. Финансирование Программы из областного бюджета предусмотреть при его формировании на очередной год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления предусматривать в местных бюджетах расходы на формирование муниципальной статистики.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Законодательного собрания Мазуля В.В.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
Утверждена
постановлением
Законодательного собрания
Челябинской области
от 16 июля 1998 г. № 320
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1998 - 2005 ГОДАХ"
Принятые сокращения
1. АРМ - автоматизированное рабочее место
2. АБК - автоматизированный банк классификаторов
3. БГД - банк готовых документов
4. БД - банк данных
5. БДП - банк данных предприятий
6. ГУС - городское управление статистики
7. ГОС - городской отдел статистики
8. ЕФФС - единый фонд финансовых средств
9. ЕГРПО - Единый государственный регистр предприятий и организаций
10. ИВСС - информационно - вычислительная система статистики
11. ИТКСС - информационные телекоммуникационные средства статистики
12. КСП - классификатор статистических показателей
13. КС - каналы связи
14. КЭОИ - комплекс экономической обработки информации
15. ЛВС - локальная вычислительная сеть
16. МГ - междугородная связь
17. НСИ - нормативно - справочная информация
18. ПЭВМ - персональная электронно - вычислительная машина
19. ППП - пакет прикладных программ
20. ПС - программные средства
21. ПО - программное обеспечение
22. РОС - районный отдел статистики
23. СУБД - система управления банком данных
24. ТС - технические средства
25. ТЗ - техническое задание
26. ЧОКГС - Челябинский областной комитет государственной статистики
27. ЭПС - электронная почта статистики
28. ЭОД - электронная обработка данных
29. ЭВФ - электронные версии форм
Паспорт
областной целевой программы
"Реформирование статистики в 1998 - 2005 годах"
Наименование - областная целевая программа "Реформирование
программы статистики в 1998 - 2005 годах" (далее
Программа)
Дата принятия - Программа разработана на основании
решения о постановления Правительства РФ от
разработке 23.11.1996 г. № 1410 и приказа Госкомстата
Программы России от 14.12.1996 г. № 247 "О Федеральной
целевой программе "Реформирование статистики
в 1997 - 2000 годах", постановления
Губернатора Челябинской области от
15.05.1997 г. № 360 "О подготовке
Федеральной целевой программе экономического
и социального развития Челябинской области
на 1998 - 2005 годы" и распоряжения
председателя Правительства области от
29.01.1998 г. № 15-рп "О подготовке
программы "Реформирование статистики в
1998 - 2005 годах"
Государственные - органы государственной власти, органы
заказчики местного самоуправления области
Основные - Челябинский областной комитет
разработчики государственной статистики, администрация
области
Цель и задачи - целью Программы является развитие единой
Программы, информационной системы органов
важнейшие государственного управления Челябинской
целевые области, а также системное реформирование
показатели статистики для наиболее полного
удовлетворения потребностей органов власти и
органов местного самоуправления области,
других потребителей в объективной
статистической информации о социально -
экономическом развитии области, отраслей и
секторов экономики и хозяйствующих
субъектов. Для достижения цели предстоит
решить задачи по формированию системы
показателей, отражающих перемены в
экономике, внедрению государственных
статистических стандартов, выработать
прогрессивные технологические подходы к
формированию государственных и региональных
статистических ресурсов
Срок - 1998 - 2005 годы
реализации
Программы
Исполнители - Челябинский областной комитет
основных государственной статистики, комитет
мероприятий экономики администрации Челябинской области,
Программы Главное финансовое управление администрации
Челябинской области, Главное управление
Центрального банка РФ по Челябинской
области, управление информационных систем и
технологий, Главное управление социальной
защиты населения Челябинской области,
управление по труду и социальным вопросам,
комитет по политике цен администрации
области, областной комитет по управлению
госимуществом Челябинской области,
Государственная налоговая инспекция по
Челябинской области, ОАО "Связьинформ"
Челябинской области, ГП "Челябоблжилкомхоз",
Главное управление сельского хозяйства и
продовольствия администрации области
Объемы - объем финансирования Программы в 1998 - 2005
и источники годах составит 65,4 млн. рублей, в том числе
финансирования за счет областного бюджета - 9,6 млн.
Программы рублей, за счет местных бюджетов - 16,8 млн.
рублей, за счет федерального бюджета -
39,0 млн. рублей.
Ожидаемые - реализация Программы позволит обеспечить
конечные статистической информацией органы
результаты государственной власти и органов местного
реализации самоуправления области способствовать
решению задач экономического анализа,
Программы прогнозирования различных
экономических ситуаций с учетом конкретного
положения дел. Реализация Программы позволит
создать единое информационное поле и перейти
на качественно новый уровень информационного
обмена в области, позволяющего получать
объективную информацию по всем аспектам
социально - экономического развития как в
области в целом, так и по городам, районам с
целью оперативного воздействия на
происходящие социально - экономические
процессы, принятия мотивированного решения
Система - контроль за исполнением Программы
организации осуществляет комитет экономики администрации
контроля за Челябинской области
исполнением
Программы
1. Содержание проблемы реформирования статистики
и обоснование необходимости ее решения
Принятая правительством Российской Федерации федеральная целевая программа "Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах" является логическим продолжением работы по реформированию статистики, начатой в рамках Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Преобразования экономики, начатые в 1991 году, качественно новые для России требовали создания на базе государственной статистической системы адекватной информационной базы, новых подходов к формированию отраслевой и региональной статистики, применения новых методов в статистическом наблюдении, прежде всего выборочных, путем формирования информационных ресурсов и обеспечения статистической информацией различных категорий ее потребителей.
Тенденции к росту местного самоуправления в России и числа хозяйствующих субъектов различных форм собственности, повышение спроса со стороны органов государственной власти на информацию в оперативном режиме потребовали от Госкомстата России и его органов на местах перехода на применение несплошных методов наблюдения за происходящими процессами в экономической и социальных сферах и досчетов по ним для решения проблемы полноты учета хозяйствующих субъектов.
2. Анализ состояния системы органов статистики
по Челябинской области за 1992 - 1996 годы
2.1. Анализ финансового состояния областного комитета
государственной статистики
Областной комитет государственной статистики в своей структуре имеет 25 городских отделов (управлений) и 15 районных отделов. Из них 16 городских и 3 районных отдела состоят на самостоятельном балансе.
Поступления в единый фонд финансовых средств осуществляются за счет нескольких источников, основным из которых являются средства федерального бюджета.
За период с 1992 по 1996 год средства федерального бюджета составили от 47,6 до 72,7 % в общем поступлении ЕФФС.
Наиболее полное финансирование на содержание статорганов было обеспечено в 1992 - 1994 годах.
Финансовое обеспечение плановых ассигнований по статорганам в 1995 году составило 99,8 %, а в 1996 году - 87,1 % от намеченных сумм, недофинансировано соответственно - 324,0 млн. руб. и 983,5 млн. руб. в основном на текущие хозяйственные расходы (неденоминированных).
По федеральной программе финансирование статистических работ в 1992 - 1995 годах обеспечено в полном объеме, в 1996 году лишь 26,4 % от запланированных сумм (недофинансировано 368,1 млн. руб. неденоминированных).
При определении объемов годовых бюджетных назначений на 1997 год Минфином России введен режим секвестра на данные объемы по незащищенным статьям расходов в размере 55 %.
В 1997 году плановые ассигнования (смета) отфинансированы на хозяйственные расходы на 23,3 % (недофинансировано 334,7 млн. руб. неденоминированных).
По федеральной программе статистических работ финансирование за 1997 год обеспечено лишь на 16,7 % от запланированных сумм (недофинансировано 109,0 млн. руб. неденоминированных).
Таблица № 1
ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЧОКГС ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
И СТРУКТУРА РАСХОДОВ В 1992 - 1997 ГОДАХ И ПРОГНОЗ
НА 1998 - 2005 ГОДЫ (С УЧЕТОМ ДЕНОМИНАЦИИ)
Примечание. В основных показателях развития ЧОКГС на 1998 - 2005 годы не учтены средства на выполнение областной программы.
На материальные затраты средств поступило за прошедший период в сумме 96,0 млн. руб. (на 25,7 %). В то время как кредиторская задолженность по области на 1.01.98 года составила 943,0 млн. руб. (неденоминированных).
Из-за сокращения объемов выполняемых работ ежегодно проводилось сокращение численности работников органов государственной статистики. В 1997 году численность работающих составила 719 ед. и уменьшилась на 471 ед. (39,6 %) по сравнению с 1992 г.
2.2. Материально - техническое обеспечение
Органы государственной статистики до 1993 года полностью находились на государственном материально - техническом обеспечении.
С 1993 года из-за недостаточности финансовых ресурсов в Госкомстате России на техническое обеспечение в регионах облкомстатом было принято решение о заключении договоров на информационное обслуживание органов местного самоуправления в городах и районах с использованием их средств вычислительной техники. Оно было реализовано в десяти отделах статистики.
Наличие технических средств и средств связи в районных и городских отделах статистики по состоянию на 01.01.98 года приведено в таблице № 2. Распределение технических средств по Р/Г/О(У) статистики приведено в таблице № 3.
Таблица № 2
НАЛИЧИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПО ВИДАМ
И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЛКОМСТАТА
<*> - Во всех отделах за исключением п.п. 21, 38 и 39 модемы не отвечают современным требованиям к скорости передачи данных (2400 бод.).
2.3. Анализ статистической деятельности областного
комитета государственной статистики
В 1991 году органы государственной статистики завершили период деятельности в условиях планового ведения народного хозяйства и одновременно с этим была проведена наработка качественно нового подхода в методах статистического наблюдения, анализа и предоставления экономико - статистической информации, реально отражающей происходящие экономические преобразования в стране.
В 1992 году с началом реформ в стране по созданию конституционных основ и механизма функционирования многоукладной рыночной экономики во всех сферах жизнедеятельности Верховный Совет РФ постановлением от 23.10.92 г. № 3708-1 утвердил государственную Программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Пересмотру подверглись все стадии основного содержания деятельности органов статистики: выбор объектов наблюдения (хозяйствующих субъектов), методология наблюдения, система показателей, сбор отчетности, ее обработка и получение конечных результатов.
В этот период был создан Единый государственный регистр объектов наблюдения, начата разработка макроэкономических показателей системы национальных счетов, ежегодной стала работа по переоценке основных фондов, претерпели изменение традиционные статистические формы, существенно изменился ряд отраслевых статистик, стали внедряться методы выборочного статнаблюдения, анкетирования, опросы и распространение результатов на полный круг хозяйствующих субъектов, мониторинг за ценами по основным группам продовольственных и непродовольственных товаров, платных услуг населению.
С учетом происходящих процессов в социальной сфере государственная статистика наблюдает ситуацию на рынке труда, за уровнем безработицы, оплату труда во всех отраслях экономики, за расслоением общества на бедных и богатых.
За период с 1992 по 1996 год в органах государственной статистики создавалась автоматизированная система ведения баз данных БГД "Статистика России, области".
В IV квартале 1994 года внедрены базовый узел автоматизированной системы информационно - аналитического обеспечения области на основе программного обеспечения "IC" и локальная вычислительная сеть Челябинского облкомстата. Проводится сбор статотчетности на сервере телеобработки. В качестве программы матстатистики и прогнозирования выбран ППП "STATEX", в качестве программы электронной почты - программы обеспечения ЭПС (электронной почты статистики), на основе ППП "MSOFFICE" развиваются графические методы отображения статинформации.
Выбор направления развития справочно - аналитической системы области, Уральского региона был определен в 1995 году заданной структурой комитета, где был организован новый отдел информационных ресурсов и банка данных, обязанный в своей деятельности развивать три направления (таблица 4)
- сопровождение и эксплуатация федеральных баз;
- проектирование и актуализация региональных баз;
- проектирование и сопровождение отраслевых баз.
В федеральной базе формируется Уральский регион, на основе которой ежемесячно выпускался статистический бюллетень "Экономические показатели Уральского региона". В настоящее время выпускаются бюллетени: "Помесячные индикаторы" и "О ходе экономической реформы в Челябинской области и Уральском регионе".
В этот период поднимается значимость экономической работы органов статистики, направленной на совершенствование экономико - статистической информации, представляемой органам государственной власти, прежде всего в части полноты, достоверности и комплексности освещения различных направлений реформирования экономики и отношений между субъектами хозяйствования и регионами.
Начиная с 1993 года, федеральные программы статистических работ, разрабатываемые в соответствии с требованиями Программы Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993 - 1995 гг. "Развитие реформ и стабилизации российской экономики" предусматривали информационное обеспечение процессов либерализации экономики, развития малого бизнеса и предпринимательства, реализации финансовой, структурной и социальной политики, аграрной реформы, внешнеэкономической деятельности, а также вопросов социальной направленности.
Развитие реформ на территории области поставило новые задачи перед органами статистики по информационному обеспечению администраций, органов управления по узловым вопросам экономического и социального развития города или района для принятия мотивированных решений, подготовки прогнозов, стратегических программ сбалансированного развития экономики и социальной сферы.
Быстро меняющаяся социальная и экономическая обстановка в стране потребовала новых методов в системе статистического наблюдения и своевременности ее представления руководству области.
Информационно - аналитическое обслуживание государственных органов власти потребовало от отделов статистики широкого привлечения финансовой, банковской, другой ведомственной информации, а также специально проводимых статистических обследований.
С 1993 года облкомстат ведет целенаправленную работу по развитию региональной статистики в городах и районах области: во всех районных и городских отделах статистики проведен анализ представляемой статистической информации органам государственной власти, определен требуемый перечень показателей. В ряде городов и районов приняты постановления глав администраций об организации параллельных потоков обработки статистической информации.
Начаты работы по созданию во II квартале 1998 г. следующих баз данных:
"Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг"
"Сведения об инвестициях"
"Сведения о финансовом состоянии организаций"
"Сведения о численности, заработной плате и движении работников"
Общее количество выходных таблиц, получаемых из указанных баз, более ста.
В следующие годы состав баз будет расширяться за счет создания долговременных фондов указанных баз и новых текущих баз.
Следует отметить, что уже в настоящее время есть возможность для абонентов почтового узла комитета статистики получать информацию, подготовленную специально для них по запросам и помещенную в их электронный почтовый ящик.
Кроме того абонент может со своего рабочего места войти в банк готовых документов, организованный в среде "1C", ознакомиться с содержанием разделов и рубрик БД, а при необходимости и переписать содержимое на свой компьютер.
Для реализации этой возможности необходим персональный компьютер любой модификации, модем и программное средство абонента ЭПС "1C", которое может быть установлено облкомстатом в неограниченном количестве.
В Златоустовском (1994 год) и Челябинском (1995 год) управлениях областного комитета госстатистики разработаны концепции информационного обеспечения органов государственной власти. В Златоустовском городском управлении статистики работа ведется в полном объеме. Челябинской городской администрацией в 1995 году утверждена концепция "Развитие региональной статистики", заключен договор, по которому произведено техническое оснащение районных отделов и управления города на сумму 100 млн. рублей. В 1996 году 7 районных отделов статистики подключено в единую систему городского управления статистики.
С расширением полномочий субъектов Российской Федерации в принятии экономических решений Госкомстат России рекомендовал, начиная с 1993 года создание в области региональной статистики, с 1995 года - муниципальной. Облкомстат эти рекомендации исполнял до 1997 года, тем самым обеспечивая государственные органы власти в городах и районах всей имеющейся статистической информацией. В городах Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Снежинске и др. управления и отделы статистики на основе заключенных соглашений с администрациями создали и обеспечивают функционирование региональной (муниципальной) статистики, вооружая руководство городов не только статистическими данными в пределах их плана статработ, но и облкомстата, а также других ведомств.
Мероприятия федеральной целевой программы "Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах" являются продолжением первого этапа реформирования государственной российской статистики, завершившегося в 1996 году.
В 1997 году приоритетными направлениями работ для решения поставленной задачи стали:
обеспечение взаимоувязки статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро- и микроуровнях;
создание статистики хозяйствующих субъектов и осуществление перехода к интегрированным формам статистического наблюдения с показателями, обеспечивающими всестороннее статистическое описание деятельности различных типов предприятий в формирующейся рыночной среде;
завершение разработки межотраслевого баланса производства и распределения продукции и услуг за 1995 год по расширенной программе;
проведение пробной переписи населения в рамках подготовки к Всероссийской переписи населения 1999 г.;
организация мониторинга социального, трудового, экологического и других процессов.
Отличительной особенностью Программы 1997 года являлась первоочередность вопросов развития ЕГРПО и использование его в статистических и аналитических целях как основы многоцелевой системы.
Исходя из поставленных задач, осуществляется ведение ЕГРПО, его актуализация на основе взаимодействия с Госналогслужбой области.
Важным элементом работы 1997 года стало формирование единой генеральной совокупности объектов статистического учета для организации на базе ЕГРПО сплошных и несплошных статистических наблюдений. В указанный круг предприятий вошли юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории области, уплачивающие налоги с этой деятельности и представляющие бухгалтерскую отчетность.
В Программе 1997 года расширен блок информации для обеспечения потребностей анализа, контроля и управления процессом расходования государственных средств за счет включения статистического наблюдения за:
- проведением ревизий и проверок использования средств федерального бюджета, целевых внебюджетных фондов и других негосударственных средств и имущества бюджетных учреждений;
- фактическим целевым использованием средств государственной поддержки предприятий и организаций угольной промышленности.
Программный комплекс создания и ведения Единого государственного регистра предприятий и организаций, территориальные подрегистры регистра эксплуатируются в 14 городах и районах области и 7 районах города Челябинска.
В 15 городских и районных отделах статистики внедрено Автоматизированное рабочее место (АРМ) экономиста - статистика (на базе ППП "АРМ - старт", ППП "Мистер" или ППП "Лилия"), позволяющее не только готовить статистическую информацию для облкомстата, но и осуществлять ее обработку непосредственно на месте с выдачей заинтересованным местным организациям аналитических материалов социально - экономического характера.
ППП "Мистер" позволяет создавать, хранить, обновлять территориальные базы данных и представлять данные в динамике. Территориальные базы (на основе ППП "Мистер", "555", "1С" и другие) в том или ином объеме созданы в 9 районных и городских отделах статистики.
В 1996 - 1997 годах облкомстат и отделы статистики 14 городов и районов осуществляли автоматизированную обработку годовых (квартальных) бухгалтерских отчетов предприятий и организаций. В облкомстате имеются программные средства для получения территориальных разрезов информаций по бухгалтерским отчетам на районном уровне. Из-за отсутствия или недостатка имеющихся технических средств и отсутствия финансовых ресурсов не внедрена в городах и районах автоматизированная обработка бухгалтерских отчетов.
Для организации единой информационной системы статистики начато внедрение в области электронной почты статистики (ЭПС) в 1995 году.
В настоящее время работы ведутся в двух направлениях:
1. Внедрение ЭПС в среде "1С" с использованием телефонных каналов общего пользования осуществлено в 11 рай(гор)отделах статистики области и в 7 районных отделах города Челябинска. В 4 РОС (Сосновский, Красноармейский, Нагайбакский, Карталинский) большие ЭПС не функционируют из-за низких характеристик телефонных каналов и недостаточной квалификации эксплуатирующего ЭП персонала.
2. По каналам ЭПС комитет статистики обменивается информацией с пятью своими территориальными подразделениями и сторонними потребителями при использовании для ЭПС сервера SURNET АО "Связьинформ".
Комитет располагает программно - аппаратными средствами для организации почтовых узлов ЭПС в каждом базовом центре. Проведены сеансы связи между почтовыми узлами ЭПС городов Магнитогорска, Копейска, Златоуста, но из-за недостатка средств на организацию промышленной эксплуатации все узлы ЭПС законсервированы.
С переходом облкомстата в 1998 году на выборочный метод статистического наблюдения и с сокращением объема статработ принято решение о согласовании Законодательным собранием и администрацией области областного заказа на экономико - статистическую информацию с целью компенсации информационных потерь. Все работы областного заказа будут выполняться методом сплошных наблюдений с учетом районного звена по следующим направлениям:
о предпринимателях и физических лицах в сфере торговли и платных услуг, их сети в разрезе городов и районов области, финансовых результатах их деятельности;
социальная информация в разрезе городов и районов;
по основным фондам (с учетом их переоценки) и годовым бухгалтерским балансам. Информация будет представлена по отраслям экономики в разрезе городов и районов;
по ведению учета незавершенного строительства по объектам в городах и районах.
Информационные ресурсы о социально - экономическом положении в области до 65 % формируются в органах статистики на базе статистической отчетности. Для сокращения сроков сбора, контроля, обработки, анализа и формирования статистических материалов органы статистики области должны быть технически вооружены средствами вычислительной техники и программными средствами.
На сегодня необходимо констатировать крайне недостаточное техническое оснащение облкомстата по причине отсутствия поставок техники из Госкомстата России и нефинансирование комитета на материально - технические ресурсы и хозяйственные расходы. Внебюджетных средств от хозяйственной деятельности комитета явно недостаточно для технического перевооружения. Из имеющейся техники - большая часть морально устарела.
В настоящее время 17 районных отделов статистики не имеют ПЭВМ, что не дает возможности развития информационных сетей.
В плане формирования статистики до 2005 года намечено сохранить кадры органов статистики в городах и районах для будущего развития муниципальной статистики, основанной на единых принципах с государственной статистикой.
В связи с предстоящими структурными преобразованиями в государственных органах статистики, нацеленными на сокращение материальных затрат за счет сокращения численности работающих, перехода на кустовой метод сбора, обработки и контроля данных, в 1998 году встанет вопрос о ликвидации отделов статистики в районах, что создает определенные трудности с осуществлением наблюдений, особенно по крестьянским хозяйствам.
Органам управления на местах следует предусмотреть статью расхода на статистику, которая могла бы их обеспечить информацией, собранной по полному кругу предприятий и организаций района или города.
3. Программа развития на 1998 - 2005 годы
3.1. Основные цели и задачи Программы
на 1998 - 2005 годы
Основной целью Программы является создание и развитие единой информационной системы в области, а также функционирование региональной информационной системы статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления области, других потребителей объективной статистической информацией о социально - экономическом развитии области, города, района, отраслей и секторов экономики и хозяйствующих субъектов.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
определение содержания информационной статистической базы, направленной на максимальное отражение общественных и социально - экономических явлений, формирование и ведение баз статистических данных, внедрение государственных статистических стандартов. Содержание информационной базы будет ежегодно формироваться и согласовываться с Законодательным собранием и администрацией области;
переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности, включая защиту от несанкционированного доступа;
укрепление материально - технической базы органов государственной статистики, ориентация ее на ресурсосбережение, повышение квалификации работников органов госстатистики;
внедрение текущих унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения взамен действующих форм;
упорядочение нагрузки на объекты статистического наблюдения и формирование сопоставимых информационных массивов;
реализации современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в областной статистической деятельности;
совершенствование системы распространения статистических данных и работы с потребителями статистической информации;
переход к сетевой технологии, применению современных электронно - издательских систем, современным средствам вычислительной техники и телекоммуникаций;
формирование информационных ресурсов будет осуществляться на районном и городском уровнях. В каждом городском и районном отделе статистики планируется создание баз данных статистической и муниципальной информации.
Предприятия и организации всех форм собственности и организационно - правовых форм (кроме сельскохозяйственных предприятий) будут отчитываться по единым унифицированным формам:
№ П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров, работ и услуг";
№ П-2 "Сведения об инвестициях";
№ П-3 "Сведения о финансовых результатах";
№ П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".
Внедрение новых электронных версий форм федерального текущего наблюдения обусловлено необходимостью перехода на сквозную технологию обработки статистической информации с использованием каталога статистических показателей и электронных версий форм, создание распределенной базы данных первичной и сводной информации на федеральном и областном уровнях.
Базы данных первичной информации будут служить основой для формирования сводных итогов в течение года по определенному перечню регламентных таблиц, используемых в комплексных статистических докладах, экспресс и пресс - информациях, статистических сборниках и бюллетенях. Нерегламентные таблицы будут формироваться по мере необходимости в аналитических и коммерческих целях.
Показатели унифицированных форм текущего федерального государственного статистического наблюдения будут также использоваться для определения круга единиц наблюдения по специализированным формам (например, предприятия, указавшие в форме № П-1 экспорт или импорт, будут обязаны представить специализированную форму № 8-ВЭС (услуги) для более детального учета).
Начиная с 1998 года, все задачи ЭОД централизованно переводятся на электронную версию форм государственного статистического наблюдения, обеспечивающую единое кодирование всех показателей в соответствии с КСП, переход на единую систему ввода и контроля данных в среде Windows с возможностью подготовки данных в среде DOS, если отсутствует необходимая техническая база.
3.2. Краткая концепция развития статистики в области
На областном уровне в соответствии с данными Программы будет внедряться система информационных ресурсов на базе имеющихся в органах государственной статистики проблемно - ориентированных баз статистических данных по технологии "клиент - сервер", а также осуществляться автоматизация процедуры выгрузки информационных фондов из действующих баз данных, комплексов ЭОИ, других источников в интегрированную программно-технологическую среду "Банк данных предприятия" в соответствии с требованиями классификатора статистических показателей. Кроме этого, будет создаваться система интегрированных баз данных, включающая в себя информационный фонд и ПСИ, и это прежде всего ведение ЕГРПО в среде Windows WT на базе MS SQL SERVER, баз данных Генеральной совокупности объектов статнаблюдения, ведение и тиражирование единого фонда нормативно - справочной информации системы Госкомстата России. На первом этапе (1998 - 2000 годы) планируется:
формирование коммуникационных и технико - технологических ресурсов с привязкой стандартных программных средств предбазовой обработки данных на основе электронных версий форм в среде Windows WT, технологии и средств автоматизации сбора данных от объектов статистического наблюдения с использованием АРМ "Учет предприятия";
поставка комплекса технических средств и программного обеспечения для формирования информационных ресурсов с использованием технологии Интернет и средств мультимедиа;
привязка комплекса работ Госкомстата России по программе организации защиты информационных ресурсов комитета от несанкционированного доступа с использованием средств ИТКСС.
На районном и городском уровнях в области созданы территориальные (межрайонные) отделы статистики. Для реализации мероприятий Программы необходимо обеспечение их техническими и программно - технологическими ресурсами для создания пообъектной базы данных по текущим показателям областной программы реализации статистических работ.
Для организации в городах и районах муниципальной статистики, деятельность которой будет направлена на своевременное и качественное обеспечение органов местного самоуправления экономико - статистической информацией о социально - экономическом положении города, района, сельского населенного пункта, ходе экономических реформ, руководству области во исполнение постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 года о федеральной целевой программе "Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах" необходимо принять соответствующее постановление, подкрепленное расчетами материальных затрат на ее организацию и содержание, а также закон о создании муниципальной статистики в области.
На втором этапе (2001 - 2005 годах) на базе созданной единой информационной среды в системе государственной и муниципальной статистики по утвержденному Госкомстатом России плану статработ и согласованному с органами государственной власти и органов местного самоуправления области составу показателей будет организовано:
на районном (городском) уровне:
частичный сбор электронных версий форм от предприятий;
ввод данных из статотчетов предприятий ЭВФ;
контроль и корректировка информации и передача в виде электронных документов в облкомстат;
загрузка данных ЭВФ в территориальную базу для обработки;
обработка и выдача текущих и аналитических материалов по запросам органов местного самоуправления, средств массовой информации и прочих потребителей информации;
на областном уровне:
сбор ЭВФ непосредственно от отчитывающихся субъектов (предприятий и организаций), Р(Г)ОСов по каналам связи;
частичный ввод отчетов ЭВФ;
контроль и корректировка информаций;
формирование и ведение текущих и долговременных информационных баз;
формирование сводных и аналитических материалов для отправки по каналам связи на федеральный уровень;
формирование сводных и аналитических материалов по запросам органов власти и управления, средств массовой информации и других потребителей по согласованному перечню показателей.
ПРЕДЛАГАЕМАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
----------------------------T----------------------T-------------¬
¦ Наименование показателей ¦ Соисполнители ¦ Срок ¦
¦ ¦ ¦ исполнения ¦
+---------------------------+----------------------+-------------+
¦Система показателей для ¦Комитет экономики ¦ 1998 г. ¦
¦организации наблюдения за ¦Главное финансовое ¦ ¦
¦ходом реализации налоговой ¦управление ¦ ¦
¦политики ¦Налоговая инспекция ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Система показателей для ¦Комитет экономики ¦ 1998 г. ¦
¦оперативного наблюдения и ¦Отраслевые комитеты ¦ ¦
¦анализа социально - ¦и управления обл. адм.¦ ¦
¦экономического развития ¦"Академэкоцентр" ¦ ¦
¦городов и районов и ¦ ¦ ¦
¦формирования прогнозов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Система показателей ¦Комитет экономики ¦ 1999 г. ¦
¦эффективности производства ¦Отраслевые комитеты ¦ ¦
¦по отраслям ¦и управления обл. адм.¦ ¦
¦ ¦"Академэкоцентр" ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Система показателей ¦Комитет экономики ¦ ¦
¦финансовых ресурсов ¦Главное финансовое ¦ ¦
¦области ¦управление ¦ ¦
¦ ¦"Академэкоцентр" ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Система показателей для ¦Комитет экономики ¦ 1999 г. ¦
¦мониторинга региональных ¦ ¦ ¦
¦программ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Система показателей ¦ ¦ 1998 г. ¦
¦контроля за ходом ¦ ¦ ¦
¦жилищно - коммунальной ¦ ¦ ¦
¦реформы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Система показателей для ¦Антимонопольный ¦ 1999 г. ¦
¦оценки экономической ¦комитет ¦ ¦
¦безопасности области ¦Комитет экономики ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Система показателей для ¦Антимонопольный ¦ 2000 г. ¦
¦оценки естественных ¦комитет ¦ ¦
¦монополий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Система показателей оценки ¦Комитет экономики ¦ 2000 г. ¦
¦качества жизни населения ¦ ¦ ¦
¦области ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Система показателей по ¦Комитет экономики ¦ 2000 г. ¦
¦городам и районам ¦"Академэкоцентр" ¦ ¦
¦а) паспорт города, ¦ ¦ ¦
¦сельского района ¦ ¦ ¦
¦б) внутригородского района ¦ ¦ ¦
¦в) социально-экономического¦ ¦ ¦
¦развития ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Организация мониторинга: ¦ ¦1998-2000 гг.¦
¦а) социально - ¦Комитет экономики ¦ 1998 г. ¦
¦демографических процессов ¦ ¦ ¦
¦развития малого ¦ ¦ ¦
¦предпринимательства; ¦ ¦ ¦
¦б) региональных товарных ¦Управление по торговле¦ 1999 г. ¦
¦рынков; ¦и платным услугам ¦ ¦
¦в) социально-трудовой сферы¦Главное управление по ¦ 2000 г. ¦
¦в строительстве; ¦строительству ¦ ¦
¦г) жилищно - коммунального ¦Главное управление ¦ 1998 г. ¦
¦хозяйства; ¦инженерного ¦ ¦
¦ ¦обеспечения ¦ ¦
¦д) областных целевых ¦Главное управление по ¦ 1998 г. ¦
¦программ ¦строительству ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Создание и ведение ¦ ¦ ¦
¦региональных регистров и ¦ ¦ ¦
¦банков данных: ¦ ¦ ¦
¦а) ведение регистра ¦Главное управление по ¦ 1998 г. ¦
¦строительных организаций; ¦строительству ¦ ¦
¦б) ведение регистра малых ¦ ¦ ¦
¦предприятий; ¦ ¦ ¦
¦в) ведение регистра ¦Главное управление ¦ 1998 г. ¦
¦сельхозпроизводителей; ¦сельского хозяйства и ¦ ¦
¦ ¦продовольствия ¦ ¦
¦г) ведение регистра ¦ - " - ¦ 1998 г. ¦
¦крестьянских и фермерских ¦ ¦ ¦
¦хозяйств; ¦ ¦ ¦
¦д) ведение регистра ¦Управление по торговле¦ 1998 г. ¦
¦предприятий торговли и ¦и услугам ¦ ¦
¦общепита; ¦ ¦ ¦
¦е) паспорт области; ¦ - ¦ 1998 г. ¦
¦ж) паспорт городов; ¦ - ¦ 1999 г. ¦
¦з) паспорт районов. ¦ - ¦ 2000 г. ¦
L---------------------------+----------------------+--------------
3.3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач по взаимосвязанному, скоординированному и последовательному совершенствованию всех стадий организации государственного и муниципального статистического наблюдения, включая разработку, методы сбора статистической информации и удешевление стоимости проведения статистических работ.
Для реализации этих подходов намечается:
провести инвентаризацию экономико - статистических показателей, имеющихся в городских и районных отделах статистики. Недостаточность их для реального отражения экономико - социального положения города, района и сельского населенного пункта будет восполнена дополнительной экономической информацией других экономических организаций и ведомств;
создать систему формирования информационных ресурсов в соответствии с потребностями органов власти, других пользователей;
определить систему показателей, методы организации статистических наблюдений и сроки их проведения за юридическими лицами как хозяйствующими субъектами независимо от сферы их деятельности;
использовать ЕГРПО (основу учета хозяйствующих субъектов) для определения совокупности единиц статистического наблюдения и обработки отдельных статистических данных;
обеспечить сопоставимость статистических данных при межведомственном, межрегиональном и межгосударственном обмене на основе развития и внедрения системы взаимоувязанных классификаторов технико - экономической и социальной информации;
использовать банковскую, финансовую, налоговую, таможенную и другие виды экономической статистики при формировании комплексной информационной статистической базы;
активизировать обмен статистической информацией как внутри области, так и с другими регионами России.
Развитие региональной статистики в области планирует использовать комбинированный подход, при котором крупные и средние предприятия всех форм собственности будут обследоваться сплошным методом учета, малые предприятия - выборочным. На перспективу планируется проведение переписей, социологических опросов, дистанционного зондирования.
Все предстоящие мероприятия по внедрению региональной статистики невозможны без принципиального подхода к применению вычислительной техники, при котором интегрированная статистическая база данных станет эффективным инструментом статистического анализа. Предусматривается переход к использованию современных средств вычислительной техники и телекоммуникации и соответствующее повышение квалификации специалистов органов государственной статистики.
3.3.1. Совершенствование методологии комплексного
анализа социально - экономического развития области,
городов и районов на базе математико - статистических
методов и системы макроэкономических показателей
В условиях развития и укрепления местного самоуправления существует необходимость в создании качественно новой системы показателей социально - экономического развития регионов, основанной на макроэкономической сбалансированности и пропорциональности.
Особое место в анализе будет отведено определению пороговых значений отдельных экономических показателей, выход за пределы которых может означать возникновение критической ситуации в городе, районе.
С целью достижения сопоставимости статистической, внешнеторговой, финансовой, банковской и других видов экономической информации сбор и автоматизированная обработка будет осуществляться на принципах использования государственной системы взаимоувязанных общероссийских классификаций, гармонизированных с требованиями международных стандартов.
В соответствии с федеральной целевой программой "Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах" в области планируется создание и ведение системы социально - экономических классификаций, взаимоувязанных с классификацией видов деятельности юридических и физических лиц.
Информационная база региональной статистики будет учитывать интересы органов местного самоуправления путем введения дополнительной государственной статистической отчетности, необходимой для анализа экономического развития города, района.
В данной работе особое внимание отводится комплексному анализу, повышению его качества и изменению технологии распространения данных, одним из вариантов которого будет применение безбумажной технологии посредством модемной связи.
Для сторонних заказчиков намечено проведение маркетинговых исследований спроса, совершенствование тематики и повышение качества печатной продукции.
3.3.2. Формирование информационных ресурсов
и информационных технологий
Формирование информационных ресурсов и информационных технологий в системе региональной статистики намечено внедрять на основе современных методов, основанных на следующих принципах:
создание интегрированных баз статистических данных областного и районного (городского) уровня на основе единого фонда нормативно - справочной информации и каталога статистических показателей;
применение единого программного обеспечения интегрированных баз статистических данных от федерального до регионального уровней с применением промышленных систем управления базами данных и новейших средств телекоммуникаций, высокопроизводительных локальных вычислительных сетей (ЛВС) с мощными серверами баз данных, подключенных к средствам связи и имеющих разнообразные средства визуализации статистических данных.
Формирование информационных ресурсов осуществляется на районном (городском) уровне. В каждом Р/Г ОС предполагается создание баз данных статистической и муниципальной информации.
На основе этой информации как текущей, так и долговременной, будет осуществляться обработка и представление обобщенных данных органам местного самоуправления.
Текущая информация этих баз должна направляться на региональный (областной) уровень для создания соответствующей базы статистических данных для органов государственной власти.
Действующая в настоящее время техническая база облкомстата не позволяет реализовать современные методы формирования информационных ресурсов и информационных технологий вследствие технического и морального износа вычислительной техники в ряде управлений, отделов статистики, а также отсутствия ПЭВМ в 50 % структурных подразделений облкомстата. Необходимо обеспечить развитие локально - вычислительной сети комитета статистики, доведя мощность сети до 100 ПЭВМ (класса Пентиум со средствами мультимедиа) на основе серверного узла высокой производительности, способного вести областную статистическую базу данных большой емкости, укомплектовать его современными лицензионными программными средствами.
Реализация распределенной системы статистических информационных ресурсов требует существенного развития средств телекоммуникаций. Необходимо обеспечить комплексное решение задач сбора и телеобработки статистических данных, увязав в единый информационно - телекоммуникационный комплекс ресурсы района, города, области.
Из-за низкого качества связи, небольшой скорости передачи информации и высокой стоимости услуг следует перейти к практическому использования перспективных систем коммутации информации, способных передавать информацию со скоростью не менее 64 Кбит в секунду.
Технологически предполагается внедрение новой сквозной электронной обработки статистической информации и создание в системе статистики интегрированных баз данных при телекоммуникационном обслуживании пользователей статистической информации - органов государственной власти и общественности.
Следует учитывать, что автоматизированная информационная система областного комитета государственной статистики должна быть интегрирована в региональную автоматизированную информационную систему органов государственного управления Челябинской области. Главной целью интеграции должно стать обеспечение удаленного интерактивного режима включающего обслуживание многокритериальных запросов подразделений органов государственной власти и предоставление статистической информации (в том числе и ретроспективной) на основе использования распределенных по городам и районам области баз данных.
Для этой цели в каждом районном (городском) отделе статистики должны быть установлены ПЭВМ, высокоскоростной модем и внедрено программное обеспечение средств телекоммуникационного доступа.
В базовых центрах (ГУС) должны устанавливаться почтовые узлы электронной почты в среде "1С", централизованно поставляемые Госкомстатом.
При этом связь Р/Г ОС с облкомстатом и между собой может осуществляться по двум схемам:
1) через почтовый узел облкомстата;
2) через почтовые узлы, установленные в базовых центрах.
Все потребители экономико - статистической информации, имея в своем распоряжении ПЭВМ, модемы и ПС теледоступа, смогут по любой из схем обратиться за информацией в облкомстат, базовый центр, Р/Г ОС и получить ее.
Реализация современных методов формирования информационных ресурсов и технологий в области статистической деятельности будет основана на исполнении Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", соблюдении конфиденциальности статистической информации и организации защиты от несанкционированного доступа к ней.
3.3.3. Совершенствование системы непрерывного
профессионального образования кадров в области
статистики и информационных технологий
С переходом на новые условия хозяйствования возникает необходимость создания новых методологий сбора, обработки информации и интерпретации полученных результатов. В практику статистической деятельности входят использование математических и экономических методов, обеспечение объективности данных и корректности их анализа. Для решения предстоящих задач намечается в системе статистики осуществить переподготовку кадров в Магнитогорском учебном центре Госкомстата России.
3.3.4. Ресурсное обеспечение Программы
Для исполнения Программы в 1998 - 2005 годах потребуется освоить 65,4 млн. руб.
Учитывая заинтересованность в информационных ресурсах как муниципальных, так и региональных органов власти, финансирование мероприятий Программы должно осуществляться из средств областного и муниципальных бюджетов.
Распределение затрат по технологическим этапам между бюджетами разных уровней произведено следующим образом:
Таблица № 6
--------------------------------T--------------------------------¬
¦ Технологический передел ¦ Доля финансирования из: ¦
¦ +----------T--------T------------+
¦ ¦областного¦местных ¦федерального¦
¦ ¦ бюджета ¦бюджетов¦ бюджета ¦
+-------------------------------+----------+--------+------------+
¦1. Сбор, контроль, ввод ¦ 4 % ¦ 10,3 % ¦ 85,7 % ¦
¦обработанной информации на ¦ ¦ ¦ ¦
¦носители и приобретение средств¦ ¦ ¦ ¦
¦сбора, контроля ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Передача информации по ¦ 16 % ¦ - ¦ 84 % ¦
¦каналам связи, создание и ¦ ¦ ¦ ¦
¦сопровождение системы передачи ¦ ¦ ¦ ¦
¦информации по КС ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Обработка информации и ¦ 50 % ¦ 50 % ¦ ¦
¦содержание администратора ¦ ¦ ¦ ¦
¦территориальной базы данных ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------------+----------+--------+-------------
По г. Челябинску соотношение по технологическим переделам затрат городского и областного бюджета следующее:
Таблица № 7
---------------------------------------T-------------------------¬
¦ Технологический передел ¦ Доля финансирования из: ¦
¦ +------------T------------+
¦ ¦ областного ¦ городского ¦
¦ ¦ бюджета ¦ бюджета ¦
+--------------------------------------+------------+------------+
¦1. Сбор, контроль, ввод обработанной ¦ 33,3 % ¦ 66,7 % ¦
¦информации на носители и приобретение ¦ ¦ ¦
¦средств сбора, контроля ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Передача информации по каналам ¦ 50 % ¦ 50 % ¦
¦связи, создание и сопровождение ¦ ¦ ¦
¦системы передачи информации по КС ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Обработка информации и содержание ¦ 100 % ¦ 100 % ¦
¦администратора территориальной базы ¦ ¦ ¦
¦данных ¦ ¦ ¦
L--------------------------------------+------------+-------------
Таблица № 8
НАПРАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИЗ ОБЛАСТНОГО
БЮДЖЕТА И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В 1998 - 2005 ГОДАХ
-----------------------------------------------------T-----------¬
¦ Мероприятия ¦финансовые ¦
¦ ¦ затраты ¦
¦ ¦(млн. руб.)¦
+----------------------------------------------------+-----------+
¦1. Организация дополнительных статистических ¦ ¦
¦наблюдений ¦ 19,8 ¦
¦ ¦ ¦
¦1.1. Организация муниципальной статистики в области ¦ 14,4 ¦
¦ ¦ ¦
¦1.2. Создание системы информационных ресурсов ¦ ¦
¦области ¦ 5,4 ¦
¦ ¦ ¦
¦2. Внедрение новейших телекоммуникационных ¦ ¦
¦технологий и развитие технических и ¦ ¦
¦телекоммуникационных средств, программно - ¦ ¦
¦технологического обеспечения, средств защиты ¦ ¦
¦информационных ресурсов ¦ 6,6 ¦
¦ ¦ ¦
¦Итого: ¦ 26,4 ¦
L----------------------------------------------------+------------
3.3.5. Механизм реализации, организация управления
и контроль за ходом выполнения Программы
Генеральным подрядчиком работ по реализации Программы определен Челябинский областной комитет государственной статистики. К участию в разработке и реализации Программы привлекаются по согласованию: комитет экономики администрации области, управление по труду и социальным вопросам администрации Челябинской области, Челябинский областной центр занятости населения, Главное финансовое управление администрации области, Государственная налоговая инспекция по Челябинской области, Управление Федерального казначейства МФ РФ по Челябинской области, Главное управление центрального банка РФ по Челябинской области, Главное управление социальной защиты населения Челябинской области, комитет по политике цен администрации Челябинской области, областной комитет по управлению государственным имуществом Челябинской области, Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области, ГП "Челябоблжилкомхоз", ОАО "Связьинформ" Челябинской области, управление информационных систем и технологий при Правительстве Челябинской области.
Механизм реализации Программы включает в себя организационные и технические мероприятия, обеспечивающие модернизацию технической и программно - технологической базы органов статистики области.
Механизм реализации Программы будет осуществляться по следующим этапам:
1. Осуществление инвентаризации имеющейся статистической отчетности, действующей системы показателей в целях формирования текущей, годовой программы статистических работ, востребованной для принятия управленческих решений на всех уровнях руководства в области.
2. Определение дополнительного круга показателей, необходимых для контроля и регулирования социально - экономических процессов, происходящих в области.
3. Определение методов статистического наблюдения по каждой работе годового плана статистических работ, т.е. круга наблюдаемых объектов периодичности и сроков их выполнения.
4. Формирование годовой областной программы экономико - статистических работ, предусматривающей в себе получение итогов по городам и районам.
5. Создание и формирование текущих и долговременных информационных ресурсов на областном, городском и районном уровнях.
6. Формирование спецификации и заявки на технические ресурсы и программный продукт, необходимый для реализации годовых мероприятий и плана статистических работ в объемах, предусмотренных Программой.
7. Формирование годового комплексного плана реализации годовой целевой программы "Реформирование статистики в 1998 - 2005 годах".
8. Финансирование годового комплексного плана статических работ на основе утвержденных сметно - финансовых расчетов.
Текущее управление реализацией Программы осуществляет Челябинский областной комитет государственной статистики.
Заказчики Программы с учетом выделяемых на ее реализацию бюджетных средств ежегодно уточняют целевые показатели, облкомстат - затраты по программным мероприятиям.
В комплексном плане статистических работ заказчики определяют разрезность разработки (по городам, районам; формам собственности; отраслям, подотраслям; отдельным предприятиям, организациям).
При необходимости заказчики вносят в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Участники разработки и реализации Программы исполняют задания ее заказчиков по соответствующим пунктам мероприятий в установленные сроки.
Контроль за выполнением Программы осуществляет Комитет экономики администрации Челябинской области.
Челябинский областной комитет государственной статистики отчитывается об использовании выделенных ему средств и качестве выполнения программных мероприятий перед администрацией и Законодательным собранием Челябинской области.
3.3.6. Программа реализации современных методов
формирования информационных ресурсов и информационных
технологий в статистической деятельности
Областной комитет государственной статистики, реализуя проектные решения Госкомстата России, создания, сбора, обработки, передачи, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю экономической, статистической и бухгалтерской информации для всех уровней государственной власти, местного самоуправления и других потребителей, будет осуществлять создание информационной системы в условиях локальных вычислительных сетей под управлением операционной системы Windows NT и рабочих станций типа Pentium и AT-486. Она позволит максимально использовать действующий парк ПЭВМ типа AT-486, AT-386, AT-286 на областном и районных уровнях. Под управлением операционной системы Windows NT и Netware ЛВС облкомстата объединяется в единый вычислительный комплекс.
Реализация программы предусматривает переход к формированию и ведению баз данных, в основе которых лежат использование современных промышленных систем управления базами данных и архитектура функционирования "клиент - сервер" в условиях локальной вычислительной сети.
Приоритетными направлениями в реализации Программы являются перевод Единого Государственного регистра предприятий и организаций на областном, районном, городском уровнях в среду Windows NT и формирование на его основе генеральной совокупности объектов статистического наблюдения: ведение и развитие электронных версий форм статнаблюдения, классификатора статистических показателей; функционирование централизованной базы статистических данных на областном уровне; разработка и сопровождение программного обеспечения для поэтапного внедрения в системы электронной обработки данных единой товарной номенклатуры; создание баз статистических данных регионального уровня; автоматизация процесса сбора статданных на уровне объектов наблюдения.
Технология формирования информационных фондов предполагает создание пообъектной базы данных по текущим показателям на областном уровне с объемом 1,5 млрд. знаков, в основе которой лежит генеральная совокупность предприятий и организаций области. Т.е. по каждому предприятию, организации ежемесячно будут формироваться показатели текущей статистической отчетности:
из П-1 данные об объектах производственных товаров, работ и услуг в разрезе видов деятельности; видов продукции, работ и услуг;
из П-2 показатели по видам финансовых вложений в инвестиции предприятия, инвестициям в нефинансовые активы, осуществляемые данным предприятием, их источникам и вводу в действие объектов заказчиком;
из П-3 показатели о состоянии расчетов в организациях, данные об оборотных активах, данные о состоянии расчетов с предприятиями стран СНГ и Балтии;
из П-4 показатели о численности и начисленной заработной плате работников, использовании рабочего времени, движении работников и предполагаемом высвобождении.
Используя системное ПО типа Windows NT, пользователь сможет получать информацию в любой комбинации от сводов по городам и районам, отраслям и подотраслям до расшифровки их по конкретным предприятиям.
К важным изменениям в технологии организации статистического наблюдения относится и формирование, внедрение единого фонда нормативно - справочной информации, включающего КСП, АБК, единую товарную номенклатуру.
Совершенствование технологии статистического наблюдения создает основу для применения сквозной безбумажной технологии ЭОД, обеспечивающий единое кодирование всех показателей в соответствии с КСП, переход на единую систему ввода и контроля данных в среде Windows с возможностью подготовки данных в среде DOS, если отсутствует необходимая техническая база, при этом решается вопрос с программно - технологическим обеспечением автоматизации сбора статистической информации от всех объектов статистического наблюдения для его поэтапного внедрения.
Формирование баз статистических данных по объектам наблюдения и баз агрегированных данных на областном уровне потребует единых программно - технологических средств, развитие которых будет осуществляться в среде Windows NT. Совершенствование технологии организации статистического наблюдения позволит осуществить интеграцию информационных ресурсов на районом, городском и областном уровнях.
Внедрение сквозной технологии предполагает обеспеченность вычислительной техникой работников облкомстата, аппарата местного самоуправления городов и районов области типа AT-486 и более высокого класса, модемами (расчет № 5). Формирование интегрированных баз статистических и других данных на уровне области предполагает использование технических и программных средств для создания вычислительной системы распределенной обработки данных.
ИНФОРМАЦИОННАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОРОДА/РАЙОНА
-- -- -- -- -- -- -¬ -- -- -- -- -- -¬
Служба Комитет по
- -- -- -- -- -- --¬ ¦ администратора ¦ ¦ управлению ¦
¦ Служба занятости +------------------+ имуществом
-----¬ ------T---+--¬ Централизованный --+--T-----¬-----¬¦
¦ ¦ПЭВМ+-+модем¦ ¦ ¦ банк данных ¦ ¦ ¦модем++ПЭВМ¦¦
L----- L-----+---+-¬+-+T-----¬ --------¬ -+-+--+------L-----
Реализация программных мероприятий определяется технологической последовательностью процедур реорганизации технической и методологической системы статистики в соответствии финансовых вложений в программу.
На первом этапе в 1998 году планируется наряду с решением проблем системного развития статистики области осуществлять формирование ее коммуникационных и технико - технологических ресурсов посредством:
создания системы оперативного сбора, проверки и обработки муниципальной информации в городах и районах области на базе отделов статистики. Для этого необходимо выделить в каждый Р/ГОС от одного до четырех экономистов. Общая численность персонала в 1998 - 1999 годах составит 72 человека с расходами на содержание 2304 тыс. рублей ежегодно. Увеличение численности до 76 человек в 2000 году сложится за счет персонала ремонтников с содержанием в объеме 2528,0 тыс. рублей ежегодно;
создания технической базы для обработки информации. Для этого необходимо поставить в каждый отдел статистики, как минимум, по одной ПЭВМ. На первом этапе в 1998 году в 15 Р/ГОС, где нет персональной техники, необходимо 216,0 тыс. рублей. Провести подготовительные мероприятия к переоснащению ЛВС облкомстата в 1999 году новым центральным сервером. Затраты на подготовительные мероприятия составят 280,9 тыс. рублей;
создания системы телекоммуникаций для обеспечения информационного обмена между районным (городским) и областным уровнями. Для этого необходимо оснастить все Р/ГОС и облкомстат высокоскоростными модемами (57,6 тыс. рублей) и обеспечить их работу в режиме электронной почты (76,2 тыс. рублей).
Выполнение указанных мероприятий позволит обеспечить к концу 1998 года повсеместный сбор информации федеральной программы и передачу на областной уровень до 50 % используемой органами государственной власти и до 20 % от этого объема дополнительной информации, собираемой по заданиям органов местного самоуправления.
Для обеспечения электронной обработки в Р/ГОС текущей муниципальной информации необходимо внедрить единый пакет программ экономиста - статистика стоимостью 58,8 тыс. рублей и обеспечить стыковку действующих информационных структур с ним (разработка конверторов, описаний запросов и т.д.) стоимостью 52,8 тыс. рублей. Срок выполнения указанных работ 1998 - 1999 годы. Это даст возможность ведения на районном (городском) уровне регламентной обработки информации по запросам.
В 1999 году намечается выполнить модернизацию ЛВС облкомстата за счет установки центрального сервера R/S 6000 стоимостью 1100,3 тыс. рублей и замены действующих рабочих станций на полученные из Госкомстата России Pentium-200 (150). Это позволит приступить к реализации технологии "клиент - сервер", в результате чего одновременно смогут работать с базами данных до 100 клиентов в регламентном режиме. С пуском второй очереди ЛВС облкомстата будет возможна разработка и внедрение интегрированных пообъектных баз данных, работающих по технологии "клиент - сервер" и содержащих сведения по каждому предприятию о номенклатуре, объеме выпускаемой продукции, результатах финансовой деятельности, реализации продукции, реализации инвестиционных программ, трудовых показателях: интеграция имеющихся в органах статистики проблемно - ориентированных баз данных, решение типовых процедур создания, ведения и использования БД, разработка типовых процедур подготовки регламентных и нерегламентных запросов к фондам БД, внедрение ПС реализации запросов к фондам БД. Указанные работы планируется завершить в 2000 году. Для решения задач внедрения современных технологий, создания, ведения и использования региональной БД в программе предусматриваются необходимые средства.
На 2000 год планируется дооснащение оставшихся Р/ГОС и ЛВС облкомстата персональными ЭВМ современного уровня, позволяющими работать в среде Windows-95; оснащение базовых центров серверами для создания межрайонных баз данных. На техническое обеспечение в 2000 году планируется освоить 928,8 тыс. рублей.
В 2000 году должно быть завершено создание информационной распределенной телекоммуникационной системы области по сбору, обработке, хранению, накоплению и использованию муниципальной статистической информации.
В 2001 году намечено в кустовых (базовых) центрах создать диагностические центры по обслуживанию и ремонту технических средств Р/ГОС на базе создания обменного фонда узлов, агрегатов и запчастей, с численностью работающих - один человек в каждом.
В последующие годы заложены средства на текущее содержание персонала и обслуживание технических средств облкомстата, повышение квалификации персонала, техническую и технологическую модернизацию системы.
РАСЧЕТ № 1
ЗАТРАТЫ НА СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ
1. Настройка модема:
0,3 тыс. руб. x 40 - 12,0 тыс. руб.
20 % НДС - 2,4 тыс. руб.
2. Регистрация модема:
0,15 тыс. руб. x 32 - 4,8 тыс. руб.
20 % НДС - 0,96 тыс. руб.
3. Установка ПО ЭП, обучение персонала
0,7 тыс. руб. x 2 ком. x
x 40 Р/Г/ОС - 56 тыс. руб.
Итого единовременных затрат - 76,2 тыс. руб.
РАСЧЕТ № 2
ГОДОВАЯ СТОИМОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ
Общий объем передаваемой дополнительной информации по области составляет 11698,9 тыс. показателей за квартал (см. расчет № 3).
Для передачи этого объема информации при скорости передачи 33600 бод (техническая скорость 16800 бод) потребуется:
11698,9 тыс. показ. x 5 симв. в показателе x 8 бит в символе x
x 5 коэфф. служ. инф. Worda : (16800 бод) коэфф.
производительности канала : 60 сек. в минуте = 2321,2 минут в
квартал или x 4 = 9284,8 мин. в год
На инициализацию канала при передаче 1,0 мин. x 20,9 раб.дн. x
x 12 мес. x 2 соед. в день x 47 отделов = 23575,2 мин.
Общее рабочее время составит 32860 мин.
Стоимость передачи 32860 x 1,8 руб./мин. = 59148 руб.
Плата за сетевой адрес 50 x 12 x 47 = 28200 руб.
Сопровождение ЭП 25 % от установки и обучения (расчет № 1 п. 3) - 14000 руб.
Итого: 59148 + 28200 + 14000 = 101348 руб.
Всего с НДС 20 % - 121,6 тыс. руб.
РАСЧЕТ № 3
ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ СТАТИСТИКИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СТАТИНФОРМАЦИЕЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА
Исходной базой для расчета численности персонала органов статистики области, необходимой для обработки муниципальной статистики, могут быть только объемы сбора, контроля, обработки и выдачи информации.
Расчетные объемы информации определены исходя из соотношения общих объемов обработки статистической информации по Р/ГОС в 1997 г. и отчетных данных Р/ГОС по объемам информации, обрабатываемой для органов местного самоуправления в 1 квартале 1998 г. по наиболее представительным Р/ГОС, т.е. исходя из обслуживания местных органов власти и управления. Это соотношение принимается равным 1 к 0,5. Анализ объемов обработанной в 1997 г. информации показывает, что пиковые объемы обработки наблюдались не в первом, а во втором квартале с соотношением 1 : 1,41. Поэтому объемы, полученные для первого квартала, увеличены в той же пропорции. Расчетные квартальные объемы информации приведены в таблице.
В общий расчетный объем входит объем дополнительной информации, собираемой по заявкам местных руководящих органов, полностью и объем информации, используемый из федеральной программы обработки статотчетности с долей 0,5, т.к. эта информация используется как местными, так и федеральными органами власти.
Общий объем информации равен 14928,1 : 2 + 4234,9 =
= 11698,9 тыс. пок.
Общая расчетная численность персонала составит:
11698,9 тыс. пок. x 5 симв. в показателе x 1000 :
: 1 байт/сек. : 3600 сек. в 1 часе : 4 часа в сутки : 3 мес. в
квартале : 20,9 раб. дней в месяц = 65 человек,
где:
11689,9 - объем информации, обрабатываемый для муниципальных органов власти в пиковом квартале, тысяч показателей
5 симв. - среднее расчетное количество символов в показателе
1 байт/сек - скорость ввода информации с клавиатуры ПЭВМ
3600 сек. в 1 часе - перевод времени в ед. изм. "час"
4 часа - допустимое нормативное время работы за пультом ПЭВМ в сутки
20,9 - среднее число рабочих дней в месяце
Кроме того для сопровождения программных средств в подразделениях комитета на территории области в ГУС добавляется по 1 программисту. Всего - 7 человек. Для обслуживания ТС по 1 электронщику - 7 человек.
Всего 65 + 7 + 7 = 79 человек
Распределение численности по территориальным органам приведено в таблице 11.