Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИЯ Комитета по радиационной и экологической безопасности, реабилитации пострадавших территорий Администрации Челябинской области от <15.09.1998>
"РУССКАЯ ТЕЧА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень", 1998, № 1, (сентябрь)






АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМИТЕТ ПО РАДИАЦИОННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,
РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ ТЕРРИТОРИЙ

ИНФОРМАЦИЯ
от 15 сентября 1998 года

РУССКАЯ ТЕЧА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

1. Последствия радиационных аварий (общая характеристика)

Территория Челябинской области исторически стала местом реализации отечественной ядерной программы. В настоящее время на территории области расположены три из десяти закрытых административно-территориальных образований Минатома России, в которых сосредоточены производства, составляющие полный ядерный цикл, включающий разработку, производство, обращение и хранение ядерного (термоядерного) оружия, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов ядерного цикла.
Реализация отечественной ядерной программы в первые годы ее осуществления нанесла значительный ущерб здоровью населения и экономике Челябинской области, который до сих пор не компенсирован. Многолетняя деятельность ПО "Маяк", пущенного в эксплуатацию в 1948 году, сопровождалась беспрецедентными в мировой практике радиационными инцидентами и авариями, что обусловило радиоактивное загрязнение части территорий не только Челябинской, но также Свердловской и Курганской областей.
В 1949-1956 гг. радиоактивные отходы предприятия сбрасывались в реку Теча (часть речной системы Теча - Исеть - Тобол - Обь), которую население использовало в питьевых и хозяйственных целях. В результате была загрязнена речная пойма на протяжении 1000 км, пострадало 124 тысячи человек. Более 900 человек получили лучевую болезнь.
В 1957 г. на ПО "Маяк" произошел взрыв емкости - хранилища высокоактивных отходов. Образовавшееся радиоактивное облако рассеялось над территорией Челябинской, Свердловской, Тюменской областей, образовался Восточно-Уральский радиоактивный след. Общая площадь загрязнения составила 23 тысячи кв. км, численность облученного населения - 300 тысяч человек.
В 1967 г. произошло обнажение берегов водоема - накопителя радиоактивных отходов - озера Карачай, что привело к ветровому разносу радиоактивных донных отложений на прилегающие территории. Общая площадь загрязнения составила 1800 кв. км.
Все эти радиационные ситуации привели к переоблучению 400 тысяч человек, вынужденной эвакуации 42 населенных пунктов, временному выводу из сельскохозяйственного оборота почти 68000 га земель.
На долю Челябинской области приходится 60 % общей величины ущерба, нанесенного пострадавшим территориям и населению при радиационных авариях на Южном Урале. Общая величина ущерба для Челябинской области оценивается в ценах 1991 года в 11 млрд. рублей, в том числе: ущерб, нанесенный производственно - хозяйственному комплексу региона 60 %; ущерб от потери здоровья населения 28,5 %; переселение жителей из пострадавших населенных пунктов; реабилитация территорий 11,5 %.

2. Основные проблемы пострадавших территорий

2.1. Территории с неблагополучным социально - экономическим статусом

Нанесенный ущерб нарушил экономическую основу хозяйственной деятельности на пострадавших территориях. Это привело к падению объемов сельскохозяйственного производства (на 30 %), деградации земельных угодий, устойчивому снижение уровня жизни населения, ухудшению здоровья пострадавшего населения. В настоящее время пострадавшие территории (Аргаяшский, Кунашакский, Каслинский, Красноармейский, Сосновский районы, г. Кыштым) характеризуются следующими показателями развития социальной инфраструктуры:
обеспеченность коммунальными услугами:
- водопроводная вода 40 % жилого фонда
- горячее водоснабжение 23 % жилого фонда
- центральное отопление 43 % жилого фонда
- канализация 23 % жилого фонда;
обеспеченность местами в школах и дошкольных учреждениях - 25 % от среднеобластного уровня;
обеспеченность больничными местами - 83 % от областного уровня.
Из-за отсутствия благоустроенного жилья в пострадавших районах низка обеспеченность врачами и медицинским персоналом, работниками сферы культуры и образования.
Эти факторы оказывают влияние на состоянии здоровья населения, проживающего на загрязненных территориях. Здесь отмечается более высокий уровень заболеваемости взрослых и детей по сравнению с районами области, не имеющими такого загрязнения.
На пострадавших территориях и сегодня продолжают сказываться последствия аварий. Часть переселенцев все еще живет в сборно - щитовых домах, построенных 40 лет назад на скорую руку и сейчас уже практически непригодных для жилья. Жители неэвакуированных сел на реке Теча продолжают пользоваться рекой в хозяйственных целях из-за отсутствия других подходящих источников водоснабжения или средств для их поддержки. Для ряда сельскохозяйственных и лесных угодий, водоемов, расположенных в пострадавшей зоне, сохраняется режим ограничения на производство сельхозпродукции.
В сравнении с другими территориями в пострадавших районах более острая социально-психологическая обстановка. По данным социологов, к стрессу, связанному с экономическими и политическими реформами в России, ее вхождением в мировой рынок, здесь добавляется стресс, связанный с постоянным проживанием вблизи атомного гиганта и порождаемой этим обстоятельством радиофобией.
По данным социологических опросов, 76 % проживающих на пострадавших территориях считают, что деятельность ПО "Маяк" оказывает неблагоприятное влияние на окружающую среду, 83 % проживающих уверены в возможности и даже неизбежности повторения радиационных аварий на комбинате. Большинство населения негативно относятся к ввозу на территорию области отработавшего ядерного топлива и строительству Южно-Уральской атомной станции. По оценкам социологов, в последние годы отмечается рост напряженности социально-психологической обстановки на этих территориях. Масштаб напряженности приближается к оценке "социальный стресс" или "предготовность к социальному взрыву".

2.2. Территории с неблагополучной радиационной обстановкой

В настоящее время на берегах реки Теча на территории Челябинской области находятся 4 населенных пункта с населением более 8 тысяч человек: села Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча и Нижнепетропавловское.
Жители этих населенных пунктов из-за значительного радиоактивного загрязнения воды и поймы продолжают подвергаться дополнительному внешнему и внутреннему облучению. Здесь есть группы населения, которые накопили в течение всей жизни проживания дозу, превышающую принятые сегодня во всем мире регламентные уровни. Кроме того, доза, ежегодно попадающая в организм жителей всех этих населенных пунктов (не только села Муслюмово), также превышает Российские (и мировые) регламенты, поэтому это население подлежит сегодня радиационной и социальной защите.
В настоящее время льготами, связанными с компенсацией проживания на радиоактивно загрязненной территории, пользуются только жители села Муслюмово. В соответствии с Законом им гарантированы ежемесячные денежные выплаты (федеральный бюджет); они также имеют право добровольно покинуть село Муслюмово и выбрать другое место жительства. При выезде из села его бывшие жители в соответствии с действующим законодательством лишаются права на ежемесячные льготы и компенсации. Для большинства из них это обстоятельство становится препятствием для смены места жительства, тем более что в условиях крайне недостаточного финансирования из федерального бюджета мероприятий федеральной целевой программы по социальной и радиационной реабилитации населения Уральского региона строительство и приобретение жилья для переселенцев ведется медленно. Следует подчеркнуть, что большинство жителей Муслюмово (по данным социологических исследований) не хочет расставаться с родными местами и предпочитает создание системы льгот, позволяющих компенсировать ущерб вследствие жизнедеятельности на загрязненной территории.
Систему льгот необходимо вводить и на территории остальных трех сел, однако для этого необходимо утверждение Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора уже выполненных расчетов дозовых нагрузок, которые в Госкомитет представлены.
На территории ВУРСа в настоящее время за пределами отчужденной территории Восточно-Уральского заповедника продолжает проживать и осуществлять хозяйственную деятельность население неэвакуированных населенных пунктов. Среди этого населения также есть жители, для которых превышаются ежегодные регламенты поступления дозы в организм, особенно в селах Мусакаево и Татарская Караболка. Расчеты для этих населенных пунктов выполнены и также представлены в Госкомитет по санитарно-эпидемиологическому надзору.
Особую тревогу вызывает радиационная ситуация в поселке Новогорном. Он расположен под факелом Аргаяшской ТЭЦ, в непосредственной близости от водоема Карачай. Есть данные о значительном загрязнении территории поселка изотопами плутония.

3. Деятельность администрации области по преодолению
последствий радиоактивного загрязнения

3.1. Реализация федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО "Маяк", на период до 2000 года"

Сам факт разработки и принятия как первой (1992-1995 гг.), так и второй Программ, направленных на преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий и решение социальных проблем этих территорий, - заслуга администрации области, которая впервые поставила этот вопрос перед государственными органами власти РФ еще в 1990 году.
Обе федеральные программы предусматривают блок работ, выполняемый ПО "Маяк" на территории промплощадки и направленный на снижение риска возникновения радиационных аварий и катастроф, ликвидацию источников радиоактивного загрязнения территорий Урала.
Действующая Программа, как и первая Программа, предусматривает строительство жилья (для пострадавших и переселенцев, в том числе из Муслюмово), развитие сферы здравоохранения, меры по экономической и социально-психологической реабилитации населения, подвергшегося радиоактивному воздействию и проживающему на загрязненных территориях.
В 1996 - 1997 гг. Челябинской области выделено 243,7 млрд. рублей (неденоминированных) на капитальные вложения и текущие расходы, что составило 69 % от предусмотренных в Программе. Из них почти 163,0 млрд. рублей погашены взаимозачетом.
В 1996 - 1997 гг. введены в строй общеобразовательные школы на 1920 мест, молочная кухня и физкультурно-оздоровительный комплекс в городе Касли, больница в селе Бродокалмаке на 50 мест (село с числом жителей более 4000 человек находится на реке Тече), роддом в Кыштыме на 40 мест. В 1996 г. также введена в строй медсанчасть в г. Касли на 60 коек.
В 1996 - 1997 гг. по Программе сданы 129 квартир, из них для переселения граждан из села Муслюмово выделено в 1997 году 21 квартира. В 1996 - 1997 гг. годовые программные задания по строительству и вводу жилья для пострадавших выполнены на 27 %. Это прямое следствие сокращения финансирования Программы, введения схемы взаимозачетов. В настоящее время количество очередников в области составляет 2360 человек. Тогда при сохранении сегодняшних темпов и объемов финансирования понадобится еще не менее 8 лет (по сути, еще не одна Программа) для обеспечения жильем всех, кому это право гарантировано действующим "Уральским" Законом.
В этих условиях администрация области ежегодно выделяет средства из областного бюджета на строительство объектов, запланированных в Программе. Объем выделяемых средств значительно превышает утвержденный в Программе: в 1997 г. выделено 32,8 млрд. рублей (в Программе предусмотрено из бюджета области 14,6 млрд. рублей), при этом освоение областных средств составило в 1997 году 54,0 млрд. рублей. Кроме того, Губернатор области постоянно информирует Правительство РФ, Президента РФ о состоянии финансирования Программы, подчеркивая при этом, что данная Программа связана не только с вопросами ликвидации последствий радиационных аварий, но и с безопасностью населения, живущего по соседству с крупнейшими в мире хранилищами радиоактивных отходов.

3.2. Решение проблем социальной защиты населения, проживающего на "грязных" территориях

В последние годы наблюдается рост значений дозовых нагрузок на население как на территории ВУРСа, так и на реке Теча. С одной стороны, это следствие ухудшающейся экономической ситуации, которая заставляет население пренебрегать основными правилами радиационной безопасности и требованиями ограничительного режима, используя пойму реки Теча и загрязненные земли ВУРСа для получения продуктов питания, выпаса скота, сенокошения и других хозяйственных целей.
С другой стороны, именно в последние годы, в основном за счет целевых ассигнований из федерального бюджета (федеральная Программа), местным контролирующим органам (по гидрометеорологии и мониторингу природной среды, Госсанэпиднадзора и другим) удалось выполнить необходимый объем исследований по реке Тече и территории ВУРСа, достаточный для корректной оценки существующих накопленных и текущих эффективных доз, а также их прогнозных оценок.
Полученные результаты дают основание для расширения категорий населения, пользующегося льготами по "Уральскому" Закону. Администрация области активно работает с депутатами Государственной Думы РФ, МЧС РФ по доработке проекта Закона РФ, как раз и предусматривающего расширение указанных категорий. В настоящее время проект Закона прошел первые слушания в Государственной Думе РФ.
Не ограничиваясь работой на федеральном уровне, Губернатор области подписал постановление (№ 818 от 10 декабря 1997 года) "О первоочередных мероприятиях по ликвидации последствий сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Постановлением предусматривается выделение средств из бюджета области на строительство жилья, объектов коммунальной сферы в населенных пунктах, расположенных на реке Теча, решение в них проблем землеустройства, обеспечения населения чистыми сенокосными и пастбищными угодьями, оздоровления населения, особенно детей. Предусмотрен план законодательных работ, направленных на регламентацию уровней облучения населения за счет техногенных радионуклидов.

3.3. Перспективы и предложения

В проекте федерального бюджета на 1998 год для реализации Программы в Челябинской области предусмотрены средства в объеме 48,2 млн. рублей, что меньше выделенных в 1997 году и составляет 25 % от предусмотренных в Программе.
В этих условиях администрация области, обращаясь в высшие органы государственной власти Российской Федерации, предлагает:
- решение существующих в области проблем по обеспечению радиационной безопасности населения Уральского региона и России в целом должно находиться под личным контролем Президента России;
- Правительству РФ обеспечивать гарантированное и полное ежегодное финансирование федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО "Маяк", на период до 2000 года", а также других программ и законов РФ, направленных на обеспечение радиационной безопасности и социальную защиту пострадавшего населения Челябинской области и Уральского региона;
- поручить администрации области, заинтересованным министерствам и ведомствам разработать федеральную целевую программу по социальной реабилитации и радиационной безопасности Уральского региона на период до 2010 года как подтверждение гарантий Российской Федерации населению региона.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru