РЕШЕНИЕ Коллегии при Губернаторе Челябинской области от 10.12.1998 № 17/4
"О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ")
Официальная публикация в СМИ:
"Южноуральская панорама", 1999, № 6, (от 4 - 10 февраля)
КОЛЛЕГИЯ ПРИ ГУБЕРНАТОРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 1998 г. № 17/4
О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрев Концепцию региональной национальной политики Челябинской области, представленную комитетом по делам национальных, религиозных и общественных организаций администрации Челябинской области, Коллегия при Губернаторе Челябинской области
РЕШАЕТ:
1. Утвердить предложенную Концепцию региональной национальной политики Челябинской области (прилагается).
2. Рекомендовать главам местного самоуправления на основе утвержденной Концепции региональной национальной политики Челябинской области в порядке ее реализации разработать собственные программы национального развития.
3. Организацию исполнения решения возложить на заместителя Губернатора области Косилова А.Н.
Председатель
Коллегии при Губернаторе
Челябинской области
П.И.СУМИН
Приложение
к решению
Коллегии при Губернаторе
Челябинской области
от 10 декабря 1998 г. № 17/4
КОНЦЕПЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Концепция региональной национальной политики Челябинской области является системой современных принципов и приоритетов, учитывающей национальные интересы всех ее народов, способствующей развитию их самобытности и равноправного сотрудничества и направленной на использование исторического потенциала каждого народа в интересах и во благо всей многонациональной Челябинской области.
Концепция региональной национальной политики призвана стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Челябинской области при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, дальнейшего развития федеративных отношений.
Региональная национальная политика Челябинской области строится на основе Конституции Российской Федерации, Устава Челябинской области, Федеративного договора и Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Челябинской области, Всеобщей декларацией прав человека, другими нормами международного права.
Настоящая Концепция разработана на основе Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 в порядке ее реализации.
I. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Челябинская область - одна из многонациональных субъектов Российской Федерации. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, в ней проживают свыше 110 народов, в том числе:
русские - 81 %
татары - 6,2 %
башкиры - 4,5 %
украинцы - 3,0 %
немцы - 1,1 %
казахи - 0,9 %
белорусы - 0,8 %
мордва - 0,7 %
чуваши - 0,4 %
евреи - 0,3 %
другие национальности - 11 %
Все народы, проживающие на территории Челябинской области, помимо языка и конфессиональной принадлежности, обладают только им присущими чертами развития материальной и духовной культуры, бытового уклада, социально - профессиональной структуры. Различна их историческая судьба в составе России.
Основой, формирующей государственность Российской Федерации, является наличие общего для всех народов, проживающих на территории Челябинской области, понимания того, что ее процветание может быть обеспечено только при соблюдении принципа "единства в многообразии", предполагающего равенство прав всех народов Челябинской области, независимо от национальной, конфессиональной и расовой принадлежности.
В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения в области оказывает ряд тенденций:
- стремление народов Челябинской области к самоопределению и объективный процесс интеграции Российского общества;
- возрастающая самостоятельность субъекта Российской Федерации - Челябинской области и воля граждан к упрочнению общероссийской государственности;
- потребность в проведении курса социально - экономических реформ и различная степень готовности и участия в них этносов Челябинской области, обусловленной их исторической и культурно - хозяйственной спецификой;
- стремление к сохранению и развитию этнокультурной самобытности народов Челябинской области и ориентация на общероссийские и мировые духовно - нравственные ценности.
На развитие межнациональных отношений существенное влияние оказывает наследие исторического прошлого, в котором заложены позитивный опыт и традиции сотрудничества и дружбы народов Челябинской области. Именно они обеспечивали значительный прогресс в национально - государственном строительстве, экономике, культуре, науке, образовании, достигнутый Челябинской областью в XX веке.
Вместе с тем всем народам страны был нанесен серьезный ущерб тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением и унификацией многих национально - культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий.
Конкретные примеры убедительны. Наблюдается тенденция сокращения лиц, владеющих родным языком:
Среди башкир и татар больше занятых преимущественно физическим трудом - 89,1 % и 81,1 %, соответственно русских - 70,5 %, украинцев - 67,1 %. Заняты преимущественно умственным трудом: русские - 30,9 %, украинцы - 34,9 %, башкиры - 11,4 %, татары - 18,9 % (имеется в виду: из числа этой же национальности).
Крупное промышленное строительство, интенсивное развитие оборонного комплекса вызвали приток рабочей силы из других регионов страны и из сельских районов области, что существенно изменило в регионе социально - демографическую и этническую ситуацию, авария на химкомбинате "Маяк" в 1957 году и его деятельность повлияли на экологическую обстановку.
На Западно - Уральской территории радиоактивному загрязнению подверглись районы компактного проживания башкир и татар. Соответственно пострадало 46,6 % башкирского, 6,2 % русского и 14,1 % татарского населения.
После распада СССР, и как следствие изменения геополитической ситуации Челябинская область становится пограничной территорией, которой сегодня необходимо решать проблемы беженцев, миграции населения из стран ближайшего и дальнего зарубежья.
Все это существенным образом отражается на современном этнополитическом состоянии народов Челябинской области, развитии социально - этнической структуры и инфраструктуры, возможности удовлетворения национально - культурных потребностей.
Значительные сдвиги в национальном самосознании, происшедшие у всех народов как Российской Федерации, так и Челябинской области, неподготовленность общества к кардинальным изменениям создают определенную напряженность в развитии национальных и межнациональных процессов. Издержкам "перестройки" и реформ, негативным явлениям социально - экономического и политического характера придается этническая окраска, разжигаются чувства национальной нетерпимости.
Анализ этих реалий говорит о необходимости нового осмысления этнополитической ситуации в области и поиска результативных механизмов разрешения существующих проблем.
Современный этап развития государства основан на традиции Российской государственности, принципе федерализма и гражданского общества. Конституция Российской Федерации утвердила тип государственного устройства, который обусловливает развитие федеральных отношений на базе демократических принципов, в основу которых положены общепризнанные нормы равноправия и самоопределение народов, сохранение самобытности и развития единой Российской государственности, приоритета прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности и территории проживания, защита прав малочисленных народов и национальных меньшинств.
Возникающие в переходный период развития Российского общества проблемы получили специфическое преломление в жизни различных этносов, что требует, наряду с общей Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, разработки региональной Концепции и программы.
Теоретическими проблемами, требующими решения на современном этапе, являются:
- развитие и совершенствование федеративных отношений, обеспечивающих гармоническое сочетание самостоятельности субъекта Челябинская область и целостности Российского государства, способствующих национальному развитию и межнациональному сотрудничеству народов Челябинской области, народов всей России;
- совершенствование законодательной базы региональной национальной политики, обеспечение политической и правовой защищенности жителей Челябинской области, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности, их равноправие;
- развитие национальных культур и языков народов Челябинской области; укрепление духовной общности народов области и Российской Федерации;
- сохранение и развитие традиционной среды обитания народов области, этноэкологической системы, улучшение социально - демографический ситуации;
- укрепление объективных возможностей всестороннего развития и сотрудничества национальностей, проживающих в Челябинской области, формирование высокой культуры межнационального общения;
- преодоление недоверия в отношениях между национальностями, шовинистических и националистических настроений.
Современное состояние и задачи перспективного развития Челябинской области требуют новых концептуальных подходов и прежде всего, что полиэтничность общества - это развитие и созидательная деятельность всех народов многонациональной Челябинской области и что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или становиться предметом политической конъюнктуры и спекуляцией в борьбе за власть.
При реализации данной Концепции будут разработаны конкретные программы национального развития и межнационального сотрудничества, нормой должны стать учет общественного мнения, опора на научный анализ и прогноз, оценка последствий принимаемых решений.
Национальная политика должна носить всеобъемлющий, стратегический характер, давать надежные перспективы для равноправного развития и всестороннего сотрудничества всех народов Челябинской области. Чрезвычайно важное значение здесь приобретает единство позиций всех органов государственной власти и местного самоуправления, различных политических и общественных движений.
II. ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Представленные в данной Концепции основополагающие идеи, нормы и приоритеты обязательны для учета и исполнения органами государственной власти и местного самоуправления.
К основным принципам национальной политики в Челябинской области относятся:
- развитие народов, этносов независимо от их численности, уважения прав и свобод человека, возможностей личного и этнокультурного самовыражения независимо от расы, языка, отношения к религии, социального положения, территории проживания;
- право каждого гражданина самостоятельно и без принуждения определять и указывать свою национальную и языковую принадлежность;
- запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам языковой, социальной, религиозной, национальной и расовой принадлежности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
- уважение прав народов при различных формах общественной самоорганизации с обязательным условием сохранения государственности России и целостности Челябинской области;
- свободный доступ граждан к информации;
- сохранение межнационального мира и согласия на условиях равноправного развития и сотрудничества всех народов области;
- своевременный учет национальных потребностей народов области, развитие народов Челябинской области на основе согласия, взаимоподдержки и сотрудничества;
- мирное разрешение возникающих противоречий между национальными общностями и их отдельными представителями;
- содействие развитию национальных культур и языков всех народов Челябинской области;
- запрещение пропаганды идей, возбуждающих расовую, национальную, религиозную вражду, равно как и пропаганда расового, национального, религиозного или языкового превосходства;
- запрещение создания и деятельности общественных объединений и организаций, цели и задачи которых несут угрозу стабильности и безопасности в регионе, разжиганию расовой, национальной и религиозной розни;
- сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации и Челябинской области.
Национальная политика Челябинской области строится на основе патриотизма и интернационализма, всестороннего учета и согласования национальных интересов ее народов, а также задач развития всех народов Российской Федерации.
III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Основной целью региональной национальной политики Челябинской области является создание условий полноправного социального и национально - культурного развития всех народов региона, упрочнение общероссийской гражданской и духовно - нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.
Практическая реализация национальной политики Челябинской области предполагает неотложное решение следующих основных задач:
1. В политической и государственно - правовой сфере:
- развитие и укрепление Челябинской области как субъекта Российской Федерации, в равной мере отстаивающего права и интересы представителей всех этносов, составляющих единый многонациональный народ Челябинской области;
- совершенствование правовой и нормативной базы взаимоотношений органов государственной власти Челябинской области с федеральными органами государственной власти в области национальной политики;
- формирование областной правовой базы, обеспечивающей реализацию национальной политики, в том числе на уровне местного самоуправления Челябинской области;
- объединение усилий всех звеньев государственной власти и управления, общественно - политических организаций и конфессий, действующих на территории области, для достижения межнационального согласия, утверждения реального равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления отношений взаимопонимания и сотрудничества между ними;
- обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально - культурных запросов народов, осуществлению поддержки национально - культурных объединений региона;
- установление на региональном уровне постоянных отношений с субъектами Российской Федерации, государственными и административно - территориальными образованиями, в целях развития экономики, науки и культуры;
- проведение систематического сбора и анализа информации по вопросам национальных отношений в Челябинской области, организация фундаментальных и прикладных исследований;
- выработка прогнозов и моделей развития межнациональных отношений;
- формирование системы мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними нарушений законности и правопорядка;
- разработка и принятие законов и других нормативных актов, направленных на предотвращение и разрешение межнациональных конфликтов;
- совершенствование механизма формирования законодательных и исполнительных органов власти различных уровней, позволяющего всем гражданам и народам влиять на принятие государственных решений, затрагивающих их интересы;
- проведение государственной политики обеспечения защиты национальной чести и достоинства граждан независимо от их национальной принадлежности, решительная борьба со всеми проявлениями национального экстремизма, насаждающего в обществе межнациональную вражду и ненависть.
2. В социально - экономической сфере:
- разработка программ экономического развития Челябинской области на основе учета интересов, традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности всех народов области;
- поощрение всех форм социально - экономической деятельности, направленных на подъем благосостояния народов Челябинской области, совершенствование ее научного, информационного и культурного пространства на основе использования всего этнокультурного и этнохозяйственного потенциала народов области;
- рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей региона, наличие в нем культурного и этнотерриториального, научно - технического и кадрового потенциала, его природных и этнокультурных ресурсов;
- принятие мер по выравниванию уровня социально - экономического развития городов и районов области;
- развитие региональных систем коммуникации и информации как части единого экономического, информационного культурно - образовательного пространства Российской Федерации;
- разработка и реализация специальных программ, направленных на охрану традиционной среды обитания народов Челябинской области, улучшение экологической и демографической ситуации в области.
3. В духовной среде:
- создание системы добровольного формирования и распространения идей дружбы народов, духовного единства и межнационального согласия, культуры межнационального общения, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою многонациональную Родину;
- создание и развитие системы национального образования как важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности всех народов области; формирования у каждого нового поколения уважения к национальным ценностям и культуре как своего, так и других народов, стремления к взаимообогащению культур и традиций народов России;
- сохранение и развитие историко - культурного наследия народов Челябинской области, распространение объективной информации о их прошлом и настоящем, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, дальнейшее развитие традиций взаимодействия культур славянских, тюркских, финноугорских и других народов в рамках общего евразийского этнокультурного пространства;
- создание оптимальных условий для укрепления семьи, возрождения этнокультурных традиций развития семейных отношений и усиление роли семьи в национальном, межнациональном и культурном воспитании подрастающего поколения;
- обеспечение оптимальных условий для развития и сохранения русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения, а также языков других народов, населяющих область;
- бережное отношение к традиционным для Челябинской области верованиям;
- противодействие всем формам духовной агрессии и деятельности деструктивных организаций на территории области.
4. В области внешних связей:
- заключение с субъектами Российской Федерации двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по сотрудничеству в области образования, культуры, информации, укреплению социально - экономических связей;
- своевременное решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев, пребывающих на территории Челябинской области как из других субъектов Федерации, так и из государств ближнего и дальнего зарубежья.
IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И РАЗВИТИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
КАК РАВНОПРАВНОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Совершенствование федеративных отношений и развитие Челябинской области как равноправного субъекта Российской Федерации в новых исторических условиях предполагают выработку намеченных мер, ориентированных на более четкое разграничение предметов ведения и полномочий, обязанностей и ответственности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Челябинской области, между органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления, максимально полного учета национальных и культурных потребностей всех народов, проживающих в Челябинской области.
Задачи совершенствования федеративных отношений и развития Челябинской области реализуются в результате:
- оптимизации федеративного устройства и ответственности органов государственного управления Челябинской области в сохранении единства и целостности Российской Федерации;
- защиты и обеспечения интересов жителей Челябинской области путем совершенствования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Челябинской области, направленной на оптимизацию управления обществом, сохранение единства и сплоченности народов Челябинской области;
- разработки правовых основ, обеспечивающих равноправное участие в органах государственной власти, управления и местного самоуправления представителей различных национальностей;
- выделения средств из бюджета области и местного самоуправления, привлечения средств из иных источников для своевременного решения проблем развития и межнационального сотрудничества народов Челябинской области;
- создания равных условий для участия представителей различных национальностей в становлении нового уклада экономической жизни Челябинской области;
- последовательного взаимодействия органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления в реализации экономической, финансовой, социальной, культурной и национальной политики.
Четкое определение и закрепление предметов совместного ведения органов власти Челябинской области и Российской Федерации должны способствовать формированию экономического механизма, нацеленного на обеспечение рационального использования производительных сил с учетом задач охраны окружающей среды, совершенствованию налогообложения в городах и районах Челябинской области, защите экосистем, решению экологических проблем, жизненно важных этнокультурных и социальных интересов населения.
V. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ
ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Челябинская область при реализации региональной национальной политики использует программно - целевой подход, который обеспечивает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и национально - культурных общностей и объединений в достижении общей цели: учета и удовлетворения национально - культурных запросов всех народов, проживающих в Челябинской области, улучшения качества их жизни, обеспечения межнационального согласия, предотвращения обособления народов по этническим признакам.
Основными направлениями региональной национальной политики в области являются разработка и реализация на региональном и местном уровнях программ политико - правового, социально - экономического, национально - культурного, духовно - нравственного развития и сотрудничества народов Челябинской области.
Программы национального развития и межнационального сотрудничества народов Челябинской области призваны учитывать и обеспечивать:
- общенациональные, региональные и местные особенности народов области.
Оказывать содействие:
- в решении проблем культурно - языкового сотрудничества народов Челябинской области и за ее пределами;
- национально - культурным объединениям (автономиям) в решении задач их развития и налаживания межнационального сотрудничества.
В этих целях необходимо:
- органам государственной власти области, органам местного самоуправления и национально - культурным объединениям (автономиям) принимать меры по сохранению и развитию национальных культур, налаживанию межнационального сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
- создавать атмосферу уважения к самобытному духовному наследию народов, национальным традициям, распространять объективную и доброжелательную информацию об истории и культуре народов, дружбе и сотрудничестве национальностей, формировать чувства духовного единства и общероссийского патриотизма;
- сохранять памятники истории и культуры как часть культурного наследия России и Челябинской области, использовать их в интересах национального и интернационального воспитания;
- расширять сферу использования национальных языков, способствовать развитию двуязычия (билингвистики) и общественного многоязычия;
- реализовать в Челябинской области федеральную целевую Программу "Русский язык", принимая во внимание, что русский язык, являясь государственным языком Российской Федерации, выполняет многообразные функции и играет важную роль в культурном развитии народов, в обеспечении их консолидации, духовного возрождения и сотрудничества;
- оказывать материальную, правовую, организационную и иную помощь национально - культурным объединениям (автономиям) в осуществлении их деятельности, создании образовательных и культурных учреждений и развитии различных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке;
- использовать средства массовой информации в целях пропаганды духовных ценностей, воспитания культуры межнационального мира и сотрудничества, формирования чувства патриотизма и интернационализма на основе общности исторических судеб и общих задач возрождения Отечества;
- оказывать поддержку научных исследований истории, культуры, современного состояния народов Челябинской области, процессов взаимодействия между этнокультурными и языковыми общностями, межкультурного и межязыкового общения, характера двуязычия (билингвистики) и многоязычия, в публикациях словарей, энциклопедий, фольклорных текстов и памятников, научных монографий о народах Челябинской области.
VI. НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ
И СОТРУДНИЧЕСТВО НАРОДОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Национальная политика Челябинской области должна выражать интересы всех народов Челябинской области, обеспечивать реализацию предоставленных Конституцией Российской Федерации, Уставом Челябинской области, нормами международного права возможностей удовлетворения их потребностей с учетом различных форм самоорганизации и самоопределения, что является важным средством достижения межнациональной стабильности, выявления и удовлетворения национальных интересов и налаживания сотрудничества народов, предупреждения конфликтов на этнической почве.
Сохранение национальной самобытности языка, культуры обеспечивается созданием национально - культурных образований, включающих национально - культурные объединения, автономии, национальные центры и т.д. Деятельность национально - культурных образований регулируется законодательством Российской Федерации и Челябинской области и обеспечивается поддержкой органов государственной власти и местного самоуправления Челябинской области.
Посредством различных форм национально - культурного объединения граждане Челябинской области независимо от территории проживания реализуют свое право:
- получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и национальной культуры;
- обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально - культурные интересы;
- использовать возможности государственных средств массовой информации или самостоятельно создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с целью получения и распространения информации на национальном (родном языке);
- сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
- следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
- создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
- участвовать через своих полномочных представителей в деятельности различного рода неправительственных организаций;
- устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.
Осуществление права на создание национально - культурных образований не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей. Одна из главных задач объединений - духовная ответственность за развитие отношений дружбы и сотрудничества со всеми народами России.
Ответственная роль в становлении и развитии национально - культурных объединений принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны стать активными субъектами национальной политики на местном уровне. Непосредственно подчиненные волеизъявлению граждан, они должны способствовать более гибкому учету местной и национальной специфики, тесно взаимодействовать с национально - культурными объединениями, в том числе и на основе взаимных договоров.
VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Региональная национальная политика Челябинской области реализуется посредством разработки и выполнения областных и местных программ развития народов, населяющих ее территорию, поддержка общественных инициатив национально - культурных образований, эффективной реализации принципов регулирования межнациональных отношений, налаживания конструктивного диалога между органами государственной власти и народами Челябинской области.
Механизм реализации региональной национальной политики предусматривает:
- формирование единой системы реализации региональной национальной политики как на уровне государственной власти, так и на уровне органов местного самоуправления, а также создания инфрастуктуры, обеспечивающей национально - культурную, информационную и образовательную потребность народов Челябинской области;
- разработку и осуществление областных и местных программ национального развития с учетом экономических и политических реформ преодоления кризиса в Российской Федерации и Челябинской области;
- совместное решение межнациональных проблем в среде федеративных и национальных отношений, участие в разработке и реализации федеральных и региональных программ;
- осуществление информационного обеспечения основных направлений национальной политики, содействие освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространение объективных знаний об истории и культуре народов Челябинской области;
- организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальной политики;
- учет отечественного и зарубежного опыта при разработке региональных программ предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве;
- создание общественного совета по возрождению, развитию национальных культур народов, проживающих на территории Челябинской области, с участием исполнительной, законодательной власти Челябинской области, представителей национально - культурных объединений, науки, политических партии и движений;
- осуществление государственной поддержки национально - культурных объединений, включая национальные молодежные и детские организации, содействовать их развитию.
В ходе реализации Концепции государственной национальной политики Челябинской области необходимы:
разработка и принятие программы национального развития Челябинской области; законов и нормативных актов, направленных на гармонизацию межнациональных отношений.
В выработке и реализации государственной национальной политики призваны участвовать органы государственной власти и местного самоуправления Челябинской области.
Для реализация государственной национальной политики органы государственной власти области предусматривают средства в соответствующих статьях бюджета на реализацию программ национально - культурного развития и межнационального сотрудничества, учитывают потребности в формировании и расходовании фондов национального развития, представляют национально - культурным объединениям (автономиям) иную помощь и содействие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством о местном самоуправлении решают вопросы финансирования местных программ национально - культурного развития народов и национально - культурных объединений.
Настоящая Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к решению проблем в сфере национальных отношений.