ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы города Челябинска от 18.01.1999 № 52-п
"О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
(вместе с "ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММОЙ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 1999 - 2000 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.
Утратил силу в связи с принятием Постановления Главы города Челябинска от 15.06.2001 № 713-п.
ГЛАВА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 1999 г. № 52-п
О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В целях преодоления тенденции роста безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создания условий для пресечения насилия в отношении детей и подростков, обеспечения защиты их прав, создания эффективной системы профилактики детской безнадзорности и на основании решения Коллегии Администрации города № 119 от 17.09.98 "О проекте городской целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 1999 - 2000 гг."
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить городскую программу комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 1999 - 2000 гг. (приложение № 1).
2. Рекомендовать Главам районных администраций разработать районные программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 1999 - 2000 гг.
3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя Главы города по социальным вопросам Т.Л. Харисову.
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение № 1
к постановлению
Главы города Челябинска
от 18 января 1999 г. № 52-п
ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА
КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
НА 1999 - 2000 ГОДЫ
Программа совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Челябинске ориентирована на решение следующих задач:
- преодоление тенденции роста безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для пресечения насилия в отношении детей и подростков, обеспечение защиты их прав;
- формирование условий для комплексного решения проблем безнадзорности и правонарушений, защиты их прав, социальной адаптации в обществе;
- четкое разделение функций и сфер профилактического влияния различных ведомств и их подведомственных учреждений, т.к. современная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется различными разноведомственными службами и учреждениями.
1. Актуальность проблемы
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в стране, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишенных родительских прав (за последние 5 лет более чем в 2 раза - с 96 до 206 в год), что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- за 1 полугодие 1998 года в городе выявлено 212 бродяжничающих детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведет к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (только за 1 полугодие 1998 года возросло количество краж, совершенных несовершеннолетними на 1,8 %, а преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось на 152 % по сравнению с прошлым годом);
- массовые нарушения прав детей;
- рост венерических заболеваний у несовершеннолетних;
- омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние совершено детьми в возрасте до 14 лет;
- 2455 неблагополучных семей в городе состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и отделениях по профилактике правонарушений несовершеннолетних УВД;
- 106 подростков находится в местах лишения свободы (ВТК), 88 - содержатся в следственных изоляторах, 24 несовершеннолетних - в специальных учебно-воспитательных учреждениях для трудновоспитуемых детей.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции и включает широкую сеть разноведомственных учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям группы риска.
2. Основные понятия
Для целей настоящей Программы комплексных мероприятий применяются следующие основные понятия:
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей несовершеннолетнего либо должностных лиц, обеспечивающих исполнение таких обязанностей;
беспризорный - безнадзорный несовершеннолетний, не имеющий определенного места жительства, учебы (работы);
несовершеннолетние, входящие в группу социального риска - лица в возрасте до восемнадцати лет, которые в связи с безнадзорностью, беспризорностью или совершением правонарушений находятся в ситуации, представляющей опасность для их жизни, здоровья или воспитания, либо совершают деяния, нарушающие права других лиц;
семьи, входящие в группу социального риска - семьи, имеющие детей, входящих в группу социального риска, а также семьи, где родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию либо содержанию детей и (или) отрицательно влияют на их поведение либо совершают в их отношении противоправные деяния;
профилактическая работа с несовершеннолетними (профилактика) - комплекс правовых, педагогических, социальных и иных мер, обеспечивающих установление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних, а также осуществляемых в целях своевременного выявления несовершеннолетних и их семей, входящих в группу социального риска, предупреждения правонарушений среди этих лиц, их исправления и приспособления к принятым в обществе правилам и нормам поведения.
3. Дифференциация деятельности субъектов системы
профилактики безнадзорности
- Комиссии по делам несовершеннолетних, защите их прав
а) координируют работу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
б) участвуют в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
в) осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, их родителей;
г) контролируют условия содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними, находящимися в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в воспитательных колониях;
д) рассматривают дела и материалы на несовершеннолетних, их родителей (лиц, их заменяющих), совершивших правонарушения, и применяют к ним меры воздействия в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством Челябинской области;
е) организуют подготовку межведомственных планов работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, контролируют их исполнение;
ж) обеспечивают создание "прямых линий" для связи с общественностью, оказания консультативной помощи населению, в том числе детям и подросткам, по вопросам защиты прав несовершеннолетних.
- Органы и учреждения социальной защиты населения:
а) предоставляют социальные услуги, обеспечивающие профилактику безнадзорности несовершеннолетних, на основании их просьбы или заявления родителей (лиц, их заменяющих);
б) выявляют семьи групп социального риска и семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, предусматривающих защиту их прав и законных интересов, организуют социальный патронаж этих семей, комплексную (правовую, психолого-педагогическую, социальную) помощь семьям и несовершеннолетним детям в процессе профилактической, коррекционной и реабилитационной работы;
в) определяют необходимые направления социальной реабилитации, виды и формы социального обслуживания семьи и детей, в том числе организацию летнего оздоровительного отдыха для детей, нуждающихся в особой защите государства.
- Органы управления образованием обеспечивают:
а) строгое соблюдение гарантий получения детьми основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, недопущение немотивированного и бесконтрольного исключения детей из образовательных учреждений;
б) целостность общеобразовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания;
в) усиление социально-защитной функции образовательного учреждения, повышение уровня охраны жизни, физического, умственного и психологического здоровья детей средствами учебно-воспитательного процесса;
г) развитие сети всех видов дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, предоставляющих возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации детей и подростков;
д) совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией (развитие системы коррекционно-развивающего обучения, создание центров психолого-педагогической помощи семье в решении проблем обучения и воспитания детей);
е) развитие службы психологии образования, активно способствующей гуманизации образовательной среды, предупреждению школьной дезадаптации и оказанию своевременной помощи детям с проблемами в обучении и поведении;
ж) разработку и внедрение в программы учебных заведений образовательных программ и педагогических технологий, направленных на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, профилактику асоциального поведения, алкоголизма и наркомании.
- Органы и службы внутренних дел осуществляют:
а) выявление несовершеннолетних, находящихся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни, и помещение их в специализированные учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, специализированные учреждения органов образования или здравоохранения;
б) выявление несовершеннолетних, не имеющих определенного места жительства, ведущих бродяжничающий образ жизни, находящихся в розыске, и направление их в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
в) выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, и принятие к ним мер в пределах своей компетенции;
г) выявление родителей или иных, в том числе должностных, лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, физическое, сексуальное, психологическое насилие над ними, принятие к этим лицам мер, предусмотренных действующим законодательством;
д) предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, содействие раскрытию совершенных ими преступлений;
е) выявление обстоятельств, способствующих совершению несовершеннолетними административных правонарушений и преступлений, принятие мер к их устранению;
ж) внесение в соответствии с законодательством РФ в муниципальные органы, на предприятия, в учреждения и общественные объединения обязательных для рассмотрения представлений и предложений об устранении условий, способствующих совершению административных правонарушений и преступлений несовершеннолетними;
з) проведение адаптационной, профилактической работы в отношении несовершеннолетних, освобожденных из мест исполнения наказания в виде лишения свободы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее наложение мер административного взыскания, и в отношении несовершеннолетних, злоупотребляющих спиртными напитками, потребляющих наркотические и психотропные либо иные одурманивающие средства.
- Органы здравоохранения организуют:
а) эффективную работу школьных врачей и медицинского персонала и учебных заведений по выявлению и искоренению вредных привычек (алкогольное, наркотическое и токсикоманическое потребление одурманивающих средств и веществ, курение, аморализм в сфере полового поведения и т.д.);
б) обследование специалистами (когда в этом есть необходимость) родителей, детей и подростков группы социального риска.
- Органы по делам молодежи осуществляют:
а) организацию досуговой деятельности детей и молодежи совместно с Управлением культуры и информации;
б) трудоустройство детей и молодежи через Молодежную биржу труда;
в) социальную адаптацию молодых специалистов, работающих в сфере профилактики детской безнадзорности и правонарушений.
- Управление по физической культуре, спорту и туризму осуществляет:
а) через свои учреждения работу с детьми "группы риска";
б) работу спортивных площадок в микрорайонах города.
- Органы и учреждения государственной службы занятости осуществляют:
а) реализацию прав несовершеннолетних на труд и выбор рода деятельности;
б) закрепление за несовершеннолетними дополнительных рабочих мест;
в) оказывают содействие в трудоустройстве освобожденным от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, вернувшимся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.
- Средства массовой информации осуществляют:
а) объективное информационное освещение процесса и результатов профилактики детской безнадзорности и правонарушений;
б) создание специальных рубрик в прессе, отражающих опыт социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми;
в) пропаганду и распространение среди населения, детей, молодежи информации о российском законодательстве, Конвенции о правах ребенка, действиях Правительства РФ и муниципальной власти по защите прав детей, решению проблем безнадзорных детей и профилактике правонарушений несовершеннолетних.
4. Основные меры, направленные на совершенствование
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних