Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного Собрания Челябинской области от 23.08.2007 № 797
"О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ")

Официальная публикация в СМИ:
"Южноуральская панорама", № 185, 11.09.2007






ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2007 г. № 797

О принятии Концепции реализации государственной национальной
политики в Челябинской области на 2007 - 2010 годы

Законодательное Собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Принять Концепцию реализации государственной национальной политики в Челябинской области на 2007 - 2010 годы (приложение).

Председатель
Законодательного Собрания
Челябинской области
В.В.МЯКУШ





Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Челябинской области
23 августа 2007 г. № 797

КОНЦЕПЦИЯ
реализации государственной национальной политики
в Челябинской области на 2007 - 2010 годы

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Концепция реализации государственной национальной политики в Челябинской области на 2007 - 2010 годы (далее - Концепция) является системой современных принципов и приоритетов, учитывающих национальные интересы народов, проживающих в Челябинской области, способствующих развитию их самобытности и равноправного сотрудничества, направленных на использование историческою опыта и культурного потенциала каждого народа в интересах и во благо всего многонационального народа Челябинской области.
Концепция призвана стать основой деятельности органов государственной власти Челябинской области при решении задач национального развития и регулирования национальных отношений, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
2. Реализация государственной национальной политики в Челябинской области (далее - реализация государственной национальной политики) основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека, других норм международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Челябинской области.

Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

3. Челябинская область - один из многонациональных субъектов Российской Федерации, который исторически сложился как сообщество разных народов, культур и вероисповеданий. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Челябинской области проживают 3 млн. 603 тыс. человек, представляющих 120 национальностей и 13 этнических групп, в том числе:

русские - 82,3 процента;
татары - 5,7 процента;
башкиры - 4,6 процента;
украинцы - 2,1 процента;
казахи - 1,0 процента;
немцы - 0,8 процента;
белорусы - 0,6 процента;
мордва - 0,5 процента;
чуваши - 0,3 процента;
нагайбаки - 0,3 процента;
другие национальности - 1,8 процента.

Основой, формирующей государственность Российской Федерации, является наличие общего для всех народов понимания того, что ее процветание может быть обеспечено только при соблюдении принципа "единства в многообразии", предполагающего равенство прав всех народов независимо от их национальной, конфессиональной и расовой принадлежности.
4. Современный этап межнациональных отношений в Челябинской области характеризуется следующими особенностями:
1) стремление народов, проживающих в Челябинской области, к сохранению и развитию национальной самобытности;
2) процесс глобализации, усиливающий ориентацию народов, проживающих в Челябинской области, на мировые и национальные ценности и культуры;
3) возрастающая самостоятельность Челябинской области как субъекта Российской Федерации в условиях развития федерализма, упрочение общероссийской государственности;
4) объективная потребность в проведении социально-экономических реформ и различные степени готовности и участия в них народов, проживающих в Челябинской области, обусловленные их исторической и национально-культурной спецификой.
5. На развитие национальных отношений в Челябинской области существенное влияние оказывает наследие исторического прошлого, в котором заложены позитивный опыт и традиции сотрудничества и дружбы народов, проживающих в Челябинской области, которые обеспечили прогресс, достигнутый Челябинской областью в XX веке в национально-государственном строительстве, экономике, культуре, науке, образовании.
6. Наряду с достижениями в сфере национальных отношений в Челябинской области, которые существовали в советский период, в эти годы органами государственной власти проводился курс на унификацию национально-культурных ценностей, который заложил основу многих существующих противоречий и проблем.
После распада СССР Челябинская область становится пограничной территорией, которой приходится решать проблемы миграции населения из стран ближайшего и дальнего зарубежья.
Все это в настоящее время влияет на развитие национальных отношений в Челябинской области.
7. Проблемами в сфере национальных отношений в Челябинской области, требующими решений на современном этапе, являются:
1) развитие и совершенствование федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности Челябинской области как субъекта Российской Федерации и целостности Российской Федерации, способствующих укреплению гражданского общества, национальному развитию и сотрудничеству народов;
2) совершенствование законодательной базы в сфере государственной национальной политики, обеспечение политической, правовой и социальной защищенности народов, проживающих в Челябинской области, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности, обеспечение их равноправия;
3) развитие национальных культур и языков народов, проживающих в Челябинской области, укрепление их духовно-нравственной общности;
4) сохранение и развитие традиционной среды обитания народов, проживающих в Челябинской области, этноэкологической системы, улучшение социально-демографический ситуации;
5) укрепление всестороннего развития и сотрудничества народов, проживающих в Челябинской области, формирование высокой культуры национального общения;
6) устранение недоверия в отношениях между народами, проживающими в Челябинской области, шовинистических и националистических настроений в обществе, предупреждение любых проявлений национального экстремизма, создающих угрозу национальной безопасности.
8. Современное состояние и задачи перспективного развития Челябинской области требуют новых концептуальных подходов к формированию государственной национальной политики, прежде всего признания того, что полиэтничность общества - это важное условие развития и созидательной деятельности многонационального народа Челябинской области.
9. Реализация государственной национальной политики должна носить всеобъемлющий, стратегический характер, гарантировать надежные перспективы для равноправного развития и всестороннего сотрудничества народов, проживающих в Челябинской области. Чрезвычайно важное значение в связи с этим приобретает единство позиций органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, различных политических, общественных движений и организаций.

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

10. К основным принципам реализации государственной национальной политики относятся:
1) развитие народов, проживающих в Челябинской области, независимо от их численности, гарантия государственной защиты прав и свобод человека, возможности личного и этнокультурного самовыражения независимо от расы, языка, отношения к религии, социального положения, места проживания;
2) право каждого гражданина самостоятельно и без принуждения определять и указывать свою национальную и языковую принадлежность;
3) недопустимость ограничения прав и свобод граждан по признакам языковой, социальной, религиозной, национальной и расовой принадлежности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
4) уважение прав народов независимо от форм их общественной самоорганизации с обязательным условием сохранения целостности Российской Федерации;
5) свободный доступ граждан к информации;
6) обеспечение национального мира и согласия между народами, проживающими в Челябинской области, на принципах их равноправного развития и сотрудничества;
7) своевременный учет национальных потребностей народов, проживающих в Челябинской области, их развитие на основе согласия, взаимоподдержки и сотрудничества;
8) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих в Челябинской области;
9) мирное разрешение возникающих противоречий между национальными общностями и их отдельными представителями;
10) развитие русского языка как государственного языка Российской Федерации;
11) содействие развитию национальных культур и языков народов, проживающих в Челябинской области;
12) государственная поддержка национально-культурных общественных объединений как важных элементов гражданского общества;
13) сохранение исторического и культурного наследия народов, проживающих в Челябинской области, содействие развитию их национальных культур.
11. Реализация государственной национальной политики строится на основе патриотизма и интернационализма, всестороннего учета и согласования национальных интересов народов, проживающих в Челябинской области.

Глава 4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

12. Основными целями реализации государственной национальной политики являются создание условий для равноправного социального и национально-культурного развития народов, проживающих в Челябинской области, упрочнение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
13. Реализация государственной национальной политики в государственно-правовой сфере предполагает решение следующих основных задач:
1) развитие Челябинской области как субъекта Российской Федерации, в равной мере отстаивающего права и интересы представителей всех этносов, составляющих ее многонациональный народ;
2) формирование нормативной правовой базы в сфере государственной национальной политики, в том числе обеспечения и защиты прав коренных малочисленных народов, проживающих в Челябинской области, с учетом современных социально-экономических и политических реалий и исторического опыта России и Челябинской области;
3) объединение действий органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, общественных объединений и конфессий для достижения межнационального согласия, равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления отношений взаимопонимания и сотрудничества между ними;
4) обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных потребностей народов, проживающих в Челябинской области, поддержке национально-культурных общественных объединений в Челябинской области;
5) проведение систематических сбора и анализа информации по вопросам национальных отношений между народами, проживающими в Челябинской области, организация научных фундаментальных и прикладных исследований;
6) выработку прогнозов и моделей развития национальных отношений в Челябинской области;
7) формирование системы мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними нарушений законности и правопорядка;
8) проведение государственной политики по обеспечению защиты национальной чести и достоинства граждан независимо от их национальной принадлежности, пресечение проявлений экстремизма и национализма;
9) установление диалога между органами государственной власти Челябинской области и институтами гражданского общества с целью тесного взаимодействия в решении задач по достижению стабильности и гражданского согласия, консолидации общества.
14. Реализация государственной национальной политики в социально-экономической сфере предполагает решение следующих основных задач:
1) учет национально-культурных потребностей, традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности народов, проживающих в Челябинской области, при разработке программы социально-экономического развития Челябинской области, областных целевых программ;
2) рациональное использование экономического, культурного, научно-технического и кадрового потенциала Челябинской области, ее природных и этнокультурных ресурсов;
3) принятие мер по выравниванию уровня социально-экономического развития муниципальных образований Челябинской области;
4) развитие региональных систем коммуникации и информации как части единого экономического, информационного, культурно-образовательного пространства Российской Федерации, обеспечивающих повышение уровня жизни населения Челябинской области;
5) расширение добрососедских отношений с субъектами Российской Федерации и государствами, граничащими с Челябинской областью.
15. Реализация государственной национальной политики в сфере культуры и образования предполагает решение следующих основных задач:
1) формирование отношений дружбы и сотрудничества между народами, духовно-нравственного единства и национального согласия, культуры межнационального общения, воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и культуре России, Челябинской области, гордости за свою многонациональную Родину;
2) дальнейшее развитие системы национального образования как важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности народов, проживающих в Челябинской области, формирование у подрастающего поколения уважения к мировым и национальным ценностям и культурам, стремления к взаимообогащению культур и традиций народов России;
3) сохранение памятников истории и культуры Челябинской области как части культурного наследия Российской Федерации и Челябинской области, использование их в интересах национального, интернационального и гражданского воспитания подрастающего поколения;
4) сохранение и развитие историко-культурного наследия народов, проживающих в Челябинской области, распространение объективной информации об их прошлом и настоящем, создание в обществе атмосферы уважения к достижениям представителей народов, проживающих в Челябинской области, дальнейшее развитие традиций взаимодействия культур народов в рамках общего евразийского этнокультурного пространства;
5) обеспечение государственной поддержки и создание оптимальных условий для развития русского языка как государственного языка Российской Федерации, играющего консолидирующую роль во всех сферах общественной жизни;
6) развитие системы обучения национальным языкам как важнейшего условия сохранения и развития этнической самобытности народов, проживающих в Челябинской области;
7) бережное отношение к традиционным для Российской Федерации религиям, поддержание диалога между конфессиями на основе укрепления отношений между ними;
8) недопущение национального, религиозного и языкового превосходства, противодействие всем формам духовной агрессии и деятельности экстремистских организаций в Челябинской области.
16. Реализация государственной национальной политики в сфере международных связей и межрегиональных отношений предполагает решение следующих основных задач:
1) заключение с субъектами Российской Федерации двусторонних и многосторонних договоров и соглашений о сотрудничестве в социально-экономической сфере, в области образования, культуры, информации;
2) своевременное решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев, мигрирующих в Челябинскую область из других субъектов Российской Федерации, государств ближнего и дальнего зарубежья.

Глава 5. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

17. Реализация государственной национальной политики осуществляется органами государственной власти Челябинской области в пределах их полномочий. Координация и контроль за деятельностью исполнительных органов Челябинской области по реализации государственной национальной политики осуществляются Правительством Челябинской области.
18. Основные механизмы реализации государственной национальной политики включают в себя разработку и реализацию областных целевых программ и планов мероприятий, финансовую поддержку на конкурсной основе муниципальных образований, реализующих местные целевые программы и проекты в области сохранения и развития культур народов, проживающих в Челябинской области.
19. Финансирование реализации государственной национальной политики проводится за счет средств областного бюджета.
20. Приоритетными направлениями реализации государственной национальной политики в государственно-правовой сфере являются:
1) формирование нормативной правовой базы в сфере национальных отношений, в том числе обеспечения и защиты прав коренных малочисленных народов, проживающих в Челябинской области;
2) противодействие экстремизму и предупреждение конфликтов на национальной почве, а также различных проявлений дискриминации по национальному признаку;
3) оказание государственной поддержки общественным объединениям в их деятельности, направленной на реализацию потребностей коренных малочисленных народов, проживающих в Челябинской области, как основы гармонизации межэтнических отношений.
21. Приоритетными направлениями реализации государственной национальной политики в социально-экономической сфере являются:
1) улучшение социально-экономического положения народов, проживающих в Челябинской области, удовлетворение их национальных потребностей и интересов, сохранение самобытности, развитие народного творчества, ремесел;
2) оказание поддержки организациям, осуществляющим издание словарей, энциклопедий, фольклорных текстов, научных монографий о народах, проживающих в Челябинской области;
3) предоставление грантов для научных исследований, направленных на изучение культурного достояния народов, проживающих в Челябинской области, взаимодействия между этнокультурными и языковыми общностями.
22. Приоритетными направлениями реализации государственной национальной политики в сфере культуры и образования являются:
1) осуществление мер по формированию и развитию информационного пространства в Челябинской области с учетом ее многонационального состава, использованию возможностей средств массовой информации для демонстрации достижений представителей народов, проживающих в Челябинской области;
2) содействие созданию национально-культурных центров, домов дружбы народов и поддержка их деятельности;
3) осуществление подготовки и переподготовки государственных гражданских служащих Челябинской области, участвующих в реализации государственной национальной политики;
4) содействие разработке приоритетных научных направлений исследования проблем в сфере национальных отношений;
5) организация системного мониторинга национальных отношений, этнополитической и религиозной ситуаций, содержания гуманитарного образования на предмет соответствия задачам консолидации народов, проживающих в Челябинской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru