Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИЯ Челябинского регионального отделения ФСС РФ от <02.03.2000>
"ТРАВМА НА ПРОИЗВОДСТВЕ: КТО ВОЗМЕСТИТ УЩЕРБ?"

Официальная публикация в СМИ:
"Южноуральская панорама", 2000, № 13, (от 2 - 8 марта)






ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧЕЛЯБИНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ИНФОРМАЦИЯ
от 2 марта 2000 года

ТРАВМА НА ПРОИЗВОДСТВЕ: КТО ВОЗМЕСТИТ УЩЕРБ?

С января 2000 года вступил в силу Федеральный закон № 125 от 24.07.98 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
На 1 января 2000 года в Челябинском региональном отделении зарегистрировано 11442 человека, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (без учета работников металлургической отрасли и железнодорожного транспорта).
Цель принятия закона - изменить существующую в стране систему урегулирования правоотношений по возмещению вреда, причиненного здоровью работников, и обеспечить реальную защиту лиц, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, путем придания в законодательном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации статуса единого в России страховщика.
Значение закона трудно переоценить. В его идеологии заложено решение трех проблем.
Во-первых, он позволит принципиально изменить сам подход к вопросу о социальной защите пострадавших на производстве. Существовавшая система компенсировала пострадавшим только материальный ущерб, не предусматривая оплату медицинского лечения производственных травм и профессиональных заболеваний, а также проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
Несомненным преимуществом этого вида страхования является исключение межличностного взаимодействия работника и работодателя по поводу возмещения ущерба, поскольку полноту ответственности несет Фонд социального страхования.
Во-вторых, закон фактически создает реальный экономический механизм решения проблем охраны труда непосредственно на предприятии. Речь идет об экономической ответственности работодателя. Вводятся страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей экономики в зависимости от класса профессионального риска, которые устанавливаются федеральным законом.
При наличии неудовлетворительных условий труда, которые имеют объективные показатели в травматизме и заболеваемости, работодатель будет нести существенные потери: к базовому тарифу может быть приплюсована солидная, до 40 процентов, надбавка. А это уже приличные издержки. И наоборот, можно уменьшить величину базового тарифа, тоже до 40 процентов, если выполнять требования охраны труда, создавать благоприятные условия на производстве, добиваться заметного снижения случаев травматизма и заболеваний работников предприятия. Этот экономический механизм будет задействован с 2001 года.
Наконец, в-третьих: возрастает роль профилактических мер. За счет страховых взносов будет проводиться основательное обучение организаторов охраны труда на предприятии, профсоюзный актив. На что, как правило, сегодня не находится средств у работодателя.
Вот что хотелось бы подчеркнуть. Когда мы в августе 1998 года ознакомились с Федеральным законом № 125, наш взгляд на введение его в жизнь был более оптимистичным. Мы полагали, что если на предприятиях идут выплаты в возмещение вреда от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то там уже сложилась определенная система в этой работе, сформированы личные дела пострадавших, имеются соответствующие документы.
Однако истинное положение дел прояснилось, когда мы совместно с Государственной инспекцией труда по Челябинской области приступили к проверкам. Оказалось, что соответствующее делопроизводство на многих предприятиях вообще отсутствовало. Были отдельные справки, акты, а как такового личного (учетного) дела пострадавшего не заводилось. Многим гражданам выплачивались суммы в возмещение вреда без наличия документов, подтверждающих право на их получение. На некоторых граждан не составлялись или были утеряны акты по форме Н-1 о несчастном случае или профессиональном заболевании, на других - отсутствовали документы по определению процента потери трудоспособности. Во многих делах отсутствовали справки о средней заработной плате, из которых должны рассчитывать суммы выплат в возмещение вреда, часто допускались ошибки в подсчете этого заработка. Много ошибок допускалось и при перерасчетах сумм выплат, не везде правильно учитывались коэффициенты в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда.
Вот все эти недостатки и были призваны работодатели устранить до вступления в силу Федерального закона № 125.
29 января 1999 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 108 "О мерах по переходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Губернатором Челябинской области П.И. Суминым также было принято постановление по этому вопросу за № 212 от 21.05.99 г.
В соответствии с постановлениями Правительства и губернатора работодатели обязаны провести работу по подготовке личных дел пострадавших.
Надо сказать, что руководители многих предприятий успешно справились с этой работой и сейчас передают дела в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ в хорошем состоянии. И региональное отделение уже в январе приступило к выплатам.
На 1 февраля было назначено произвести выплаты более чем пяти с половиной тысячам человек, что составляет 47,9 процента от общего числа пострадавших.
Выплаты в возмещение вреда будут производиться только тем застрахованным, в личных (учетных) делах которых имеются все документы, перечень которых определен в п. 4 ст. 15 Федерального закона № 125 ФЗ от 24.07.98 г.
В акте приема - передачи личных дел указывается перечень отсутствующих документов и определяются сроки (2 - 3 дня) их представления.
Региональное отделение напоминает, что Фонд социального страхования (страховщик) не несет ответственности за ликвидацию задолженностей, образовавшихся в результате невыполнения работодателями своих обязательств и выплате пени за задержку ликвидации указанных задолженностей. Поэтому, чтобы избежать двойной оплаты, работодатель должен быть заинтересован в скорейшей сдаче личного (учетного) дела пострадавшего.
Согласно приказу Челябинского регионального отделения 15 филиалов должны принять от страхователей личные дела пострадавших и сдать их в региональное отделение.
Три филиала организуют хранение и учет личных (учетных) дел пострадавших непосредственно в филиалах. Это два филиала в Челябинске и Магнитогорский филиал.
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 125 ФЗ филиалы регионального отделения Фонда проводят регистрацию (перерегистрацию) страхователей. Регистрации подлежат все предприятия и организации любой формы собственности, использующие наемный труд.
Согласно ст. 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него обязанностей по своей регистрации (перерегистрации) в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, своевременную и полную уплату страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых выплат застрахованным, назначенных региональным отделением.
При задержке уплаты страхового взноса страхователь уплачивает страховщику пеню в размере 0,5 процента суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страховых тарифов, утвержденных Федеральным законом № 10 ФЗ от 2 января 2000 года. Следует напомнить, что при сокрытии или занижении страхователем размера начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных взысканию подлежит вся сумма страхового взноса от сокрытого или заниженного размера начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) с начислением указанной выше пени. Кроме того, страховщиком налагается на страхователя штраф в размере сокрытой или заниженной оплаты труда (дохода) застрахованных, начисленной по всем основаниям.
В случае уклонения от регистрации (перерегистрации) у страховщика (в филиале регионального отделения Фонда) в качестве страхователя лица нанимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации (перерегистрации) с начислением пени в размере 0,5 процента суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос.
Задолженность по страховым взносам, начисленная пеня взыскиваются страховщиком со страхователя - юридического лица в бесспорном порядке, со страхователя - физического лица на основании решения суда.
Страхователь и его должностные лица (руководители, главный бухгалтер) несут ответственность за достоверность представляемых сведений, необходимых для получения застрахованным обеспечения по страхованию.
Должностные лица предприятий и организаций независимо от форм собственности, виновные в сокрытии наступления страховых случаев, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По всем вопросам подготовки и сдачи личных (учетных) дел пострадавших и регистрации в качестве страхователя обращаться в филиалы Челябинского регионального отделения и к уполномоченным по месту расположения предприятия, организации.

Заместитель управляющего
Челябинского регионального
отделения ФСС РФ
Г.КРЫЛОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru