ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного собрания Челябинской области от 26.10.2000 № 985
"ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГОДЫ"
(вместе с "ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости Законодательного собрания Челябинской области", 2000,
выпуск № 9, (октябрь),
"Южноуральская панорама", № 91, от 14.11.2000
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2000 г. № 985
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГОДЫ"
Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Пожарная безопасность и социальная защита на период 2001 - 2005 годы".
2. Финансирование Программы из областного бюджета предусматривать при его формировании на очередной финансовый год.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
Утверждена
постановлением
Законодательного собрания
Челябинской области
от 26 октября 2000 г. № 985
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГОДЫ"
Паспорт
областной целевой программы
"Пожарная безопасность и социальная защита
на период 2001 - 2005 годы"
----------------T------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Областная целевая программа "Пожарная ¦
¦Программы ¦безопасность и социальная защита на период ¦
¦ ¦2001 - 2005 годы" ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Основания для ¦1. Федеральный закон от 18.11.1994 г. № 69-ФЗ ¦
¦решения о ¦"О пожарной безопасности". ¦
¦разработке ¦2. Закон Челябинской области от 28.12.1999 г. ¦
¦Программы ¦№ 102-ЗО "О пожарной безопасности в Челябинской ¦
¦ ¦области". ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Государственный¦Администрация Челябинской области. ¦
¦заказчик ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Основные ¦Управление по координации деятельности ¦
¦разработчики ¦правоохранительных органов администрации ¦
¦Программы ¦Челябинской области. ¦
¦ ¦Главное финансовое управление администрации ¦
¦ ¦Челябинской области. ¦
¦ ¦Комитет экономики администрации Челябинской ¦
¦ ¦области. ¦
¦ ¦Государственный комитет по охране окружающей ¦
¦ ¦среды по Челябинской области. ¦
¦ ¦Главное управление внутренних дел Челябинской ¦
¦ ¦области. ¦
¦ ¦Управление Государственной противопожарной ¦
¦ ¦службы ГУВД Челябинской области. ¦
¦ ¦Главное управление исполнения наказаний ¦
¦ ¦Министерства юстиции Российской Федерации по ¦
¦ ¦Челябинской области. ¦
¦ ¦Межведомственная комиссия по пожарной ¦
¦ ¦безопасности в Челябинской области. ¦
¦ ¦Постоянная межведомственная рабочая группа по ¦
¦ ¦комплексным проблемам борьбы с преступностью. ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Цель и задачи ¦Основная цель Программы - защита жизни и ¦
¦Программы ¦здоровья граждан, уменьшение человеческих и ¦
¦ ¦материальных потерь от пожаров, укрепление ¦
¦ ¦пожарной безопасности населенных пунктов, ¦
¦ ¦объектов и жилого фонда области. ¦
¦ ¦Задачи Программы: ¦
¦ ¦- повышение уровня профессиональной подготовки ¦
¦ ¦сотрудников Государственной противопожарной ¦
¦ ¦службы, развитие учебно - тренировочной базы; ¦
¦ ¦- совершенствование противопожарной пропаганды, ¦
¦ ¦создание условий для обучения населения области ¦
¦ ¦мерам пожарной безопасности; ¦
¦ ¦- совершенствование Государственного пожарного ¦
¦ ¦надзора и организации профилактики пожаров, ¦
¦ ¦снижение пожарной опасности зданий и сооружений;¦
¦ ¦- укрепление материально - технической базы ¦
¦ ¦подразделений Государственной противопожарной ¦
¦ ¦службы; ¦
¦ ¦- обеспечение социальной защищенности пожарных, ¦
¦ ¦выполняющих служебный долг с риском для жизни. ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Сроки ¦ 2001 - 2005 годы. ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Перечень ¦1. Предупреждение пожаров и снижение ¦
¦основных ¦сопутствующих потерь от них. ¦
¦мероприятий ¦2. Укрепление кадров, обеспечение социальной ¦
¦ ¦защищенности личного состава Государственной ¦
¦ ¦противопожарной службы. ¦
¦ ¦3. Повышение уровня профессиональной подготовки ¦
¦ ¦сотрудников Государственной противопожарной ¦
¦ ¦службы. ¦
¦ ¦4. Развитие материально - технической базы ¦
¦ ¦Государственной противопожарной службы. ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Главное управление внутренних дел Челябинской ¦
¦основных ¦области. ¦
¦мероприятий ¦Управление государственной противопожарной ¦
¦ ¦службы ГУВД Челябинской области. ¦
¦ ¦Администрация области. ¦
¦ ¦Главное управление исполнения наказаний ¦
¦ ¦Министерства юстиции Российской Федерации по ¦
¦ ¦Челябинской области. ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Общий объем финансирования мероприятий Программы¦
¦источники ¦составляет 242,238 млн. рублей. Источниками ¦
¦финансирования ¦финансирования мероприятий Программы являются: ¦
¦ ¦- областной бюджет в пределах выделяемых ¦
¦ ¦ассигнований в 2001 - 2005 годах; ¦
¦ ¦- внебюджетные средства (филиал Фонда пожарной ¦
¦ ¦безопасности по Челябинской области, областная ¦
¦ ¦организация Всероссийского добровольного ¦
¦ ¦пожарного общества и др.). ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦- Уменьшение количества людей, погибших и ¦
¦результаты ¦получивших травмы при пожарах. ¦
¦ ¦- Сокращение материальных потерь от пожаров. ¦
¦ ¦- Усиление противопожарной защиты населенных ¦
¦ ¦пунктов и объектов экономики. ¦
¦ ¦- Повышение боеготовности подразделений ¦
¦ ¦Государственной противопожарной службы. ¦
¦ ¦- Сохранение профессионального ядра ¦
¦ ¦высококвалифицированных специалистов пожарной ¦
¦ ¦охраны. ¦
+---------------+------------------------------------------------+
¦Система ¦Контроль за исполнением Программы обеспечивают ¦
¦организации ¦- Межведомственная комиссия по пожарной ¦
¦контроля за ¦безопасности в Челябинской области; ¦
¦исполнением ¦- Главное финансовое управление администрации ¦
¦Программы ¦Челябинской области; ¦
¦ ¦- Комитет экономики администрации Челябинской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦- Управление по координации деятельности ¦
¦ ¦правоохранительных органов администрации ¦
¦ ¦Челябинской области; ¦
¦ ¦- Главное управление внутренних дел Челябинской ¦
¦ ¦области; ¦
¦ ¦- Главное управление исполнения наказаний ¦
¦ ¦Министерства юстиции Российской Федерации по ¦
¦ ¦Челябинской области. ¦
L---------------+-------------------------------------------------
Примечание. Потребности в денежных средствах указаны в ценах по состоянию на 1 июля 2000 года.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Состояние пожарной безопасности, складывающееся в последние годы в Челябинской области, следует расценивать как крайне тревожное. Пожары и связанные с ними чрезвычайные ситуации являются одним из факторов, негативно влияющих на состояние экономики и в целом дестабилизирующих социально - экономическую обстановку.
Ежегодно на объектах и в жилом фонде области происходит более 5 тысяч пожаров, материальные потери составляют около 60 млн. рублей. В огне гибнет 300 - 400 человек, почти столько же получают травмы и увечья. Если же учесть действительную (рыночную) стоимость уничтоженных объемов материальных ценностей, ежегодные потери превышают 400 млн. рублей, и это без учета вреда, нанесенного окружающей среде.
Более 70 % пожаров происходит в жилом секторе, при этом погибают и получают травмы около 75 % всех пострадавших, значительная часть из которых - дети. Одна из основных причин гибели людей - позднее обнаружение пожара и несвоевременное оповещение населения о его возникновении, неправильные действия людей при пожаре.
Интенсивное строительство зданий повышенной этажности и ряд пожаров, происшедших в них как в Челябинской области, так и в России показывают, что имеющееся пожарно - техническое вооружение и снаряжение пожарной охраны не позволяют эффективно проводить спасательные работы, особенно на высотах. Из 34-х автолестниц и коленчатых автоподъемников, стоящих на вооружении гарнизонов пожарной охраны области, у 22-х истек срок эксплуатации, автоподъемники из-за отсутствия дорогостоящих запасных частей на длительное время периодически выводятся из боевых расчетов.
Сложившееся положение обусловлено комплексом проблем материально - технического, правового и социального характера. Ограничения в ресурсном обеспечении пожарной охраны привели к нарастанию кризисных ситуаций в сфере профилактики и тушения пожаров, а также в проведении аварийно - спасательных работ. Для эффективного выполнения задач, стоящих перед пожарной охраной области, необходимо построить 71 новое пожарное депо и 19 пожарных депо взамен существующих. Около 70 % объектов пожарной охраны нуждаются в капремонте. Более 20 % пожарной техники подлежит списанию и обновлению, укомплектованность специальной техникой для ведения аварийно - спасательных работ составляет менее 70 %. Обеспеченность подразделений радиостанциями в среднем составляет 68 %, из которых 66 % выработали установленный ресурс, морально устарели и требуют замены. Из 37 местных гарнизонов Государственной противопожарной службы области газодымозащитная служба создана лишь в 21, что составляет 57 % от требуемого. Из имеющихся кислородно - изолирующих противогазов около 70 % эксплуатируются более 10 лет и подлежат списанию. Низкая оснащенность основными техническими средствами снижает готовность подразделений пожарной охраны к выполнению боевых задач. Повышение боевой готовности противопожарной службы, ликвидация некомплекта технических средств вооружения пожарных определяют необходимость вложения финансовых средств.
Существующая система обучения в пожарно - технических учебных заведениях России не в состоянии обеспечить подготовку специалистов в необходимом количестве. Поэтому привлечение из различных отраслей народного хозяйства специалистов без специального пожарно - технического образования является вынужденной мерой. Вместе с тем в гарнизонах пожарной охраны Челябинской области отсутствует необходимая учебно - тренировочная база, что не позволяет проводить необходимые тренировки с личным составом, снижает боеспособность и эффективность деятельности пожарных подразделений, нередки случаи гибели сотрудников при исполнении служебного долга. Затраты на выполнение мероприятий, связанных с качественным улучшением профессиональной подготовки сотрудников, определяются необходимостью строительства учебно - тренировочного комплекса, приобретения вычислительной и оргтехники, разработки обучающих программ, реконструкции теплодымокамер, учебных башен, устройства психологических и стометровых полос.
В целом по области обеспеченность территориальных подразделений личным составом составляет 51,8 % от минимальной численности, установленной ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности". Ниже минимальной численность Государственной противопожарной службы в 23 городах и районах области. Продолжается сокращение пожарных подразделений по охране промышленных предприятий, численность личного состава которых за последние 5 лет сократилась почти на 600 человек. Предприятиями, на которых сокращены подразделения Государственной противопожарной службы, действенные меры по созданию ведомственных и добровольных подразделений пожарной охраны не принимаются. Таким образом, без надлежащей защиты остаются пожаро - взрывоопасные объекты, а также расположенные в непосредственной близости от них населенные пункты и микрорайоны. Для доведения штатной численности Государственной противопожарной службы области до минимальной, установленной законодательством, необходимо ввести в штаты территориальных подразделений 2604 единицы личного состава.
В настоящее время 42 % населенных пунктов области вообще не обеспечены пожарной охраной, расстояние от них до ближайших подразделений Государственной противопожарной службы многократно превышает нормативное. Для тушения пожаров в этих населенных пунктах приходится привлекать силы и средства пожарных частей близ расположенных городов и райцентров, что не позволяет своевременно приступить к ликвидации пожара и облегчить его последствия.
Существенное значение в деле предупреждения пожаров имеет противопожарная пропаганда с использованием средств массовой информации. В связи с этим предполагается приобретение и оснащение подразделений Государственной противопожарной службы видеоаппаратурой, изготовление и приобретение печатных агитационных материалов.
Важным фактором в соблюдении законности и предупреждении пожаров является установление и привлечение к ответственности лиц, виновных в их возникновении. Для этих целей Программой предусмотрено приобретение криминалистического оборудования для дознавателей.
Для преодоления негативной тенденции в деле организации борьбы с пожарами необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, объединений, предприятий и организаций. При жестком ограничении бюджетного финансирования успешное комплексное решение этой задачи возможно лишь с использованием программно - целевых методов.
Цель и задачи Программы
Для защиты жизни и здоровья граждан, уменьшения человеческих и материальных потерь от пожаров, укрепления пожарной безопасности населенных пунктов, объектов и жилого фонда области, что является важнейшей целью Программы, необходимо решить следующие основные задачи:
- повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы, развитие учебно - тренировочной базы;
- совершенствование противопожарной пропаганды, создание условий для обучения населения области мерам пожарной безопасности;
- совершенствование Государственного пожарного надзора и организации профилактики пожаров, снижение пожарной опасности зданий и сооружений;
- укрепление материально - технической базы подразделений Государственной противопожарной службы;
- обеспечение социальной защищенности пожарных, выполняющих служебный долг с риском для жизни.
Механизм реализации Программы
Управление Государственной противопожарной службы Главного управления внутренних дел Челябинской области, являющееся основным исполнителем Программы, обеспечивает выполнение мероприятий Программы посредством заключения договоров с предприятиями, организациями и учреждениями о выполнении соответствующих работ: в установленные сроки информирует Межведомственную комиссию по пожарной безопасности в Челябинской области, заинтересованные органы исполнительной власти о ходе реализации Программы; несет ответственность за рациональное использование выделяемых бюджетных средств для выполнения мероприятий Программы, готовит проекты нормативно - правовых актов областных органов исполнительной власти, направленные на выполнение соответствующих программных мероприятий.
Контроль за ходом выпадения Программы
Управление Государственной противопожарной службы Главного управления внутренних дел Челябинской области регулярно информирует Межведомственную комиссию по пожарной безопасности в Челябинской области, Главное финансовое управление, Комитет экономики и Управление по координации деятельности правоохранительных органов администрации Челябинской области о ходе реализации Программы и освоении выделяемых бюджетных средств, несет ответственность за выполнение мероприятий областной целевой программы.
При необходимости Межведомственная комиссия по пожарной безопасности в Челябинской области с участием заинтересованных органов исполнительной власти организуют экспертные проверки хода реализации Программы, обращая особое внимание на соблюдение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование выделяемых средств и конечные результаты. По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения о целесообразности продолжения работ и корректировке объемов финансирования, применении санкций к участникам реализации Программы.
Оценка эффективности социально - экономических
и экологических последствий реализации Программы
В результате затрат областного бюджета на выполнение намеченных в Программе мероприятий предполагается предотвратить гибель и травмирование на пожарах десятков людей, обеспечить относительное сокращение потерь от пожаров на 20 - 25 % (около 100 млн. рублей ежегодно), создать эффективную координированную систему пожарной безопасности и укрепить материально - техническую базу пожарной охраны.
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГОДЫ"
АССИГНОВАНИЯ
ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГОДЫ"
-------------------------T---------------------------------------¬
¦ ¦ Объемы финансирования (тыс. рублей) ¦
¦ +---------T-----------------------------+
¦ ¦2001-2005¦ в том числе ¦
¦ ¦ годы - +-----T-----T-----T-----T-----+
¦ ¦ всего ¦ 2001¦ 2002¦ 2003¦ 2004¦ 2005¦
¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+------------------------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Всего ¦ 242238 ¦53291¦51270¦48769¦44329¦44579¦
+-----T------------------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦в том¦Областной бюджет ¦ 227893 ¦49681¦48290¦45824¦41924¦42174¦
¦числе+------------------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ ¦Внебюджетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источники ¦ 14345 ¦ 3610¦ 2980¦ 2945¦ 2405¦ 2405¦
L-----+------------------+---------+-----+-----+-----+-----+------
Примечание. Потребности в денежных средствах указаны в ценах по состоянию на 1 июля 2000 года.
СВЕДЕНИЯ
О ТРЕБУЕМОЙ МИНИМАЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГПС ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" И ФАКТИЧЕСКОЙ ШТАТНОЙ
ЧИСЛЕННОСТИ, ФИНАНСИРУЕМОЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ОБЛАСТНОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ
Примечание. В численность населения области не включено население закрытых административно - территориальных образований г.г. Озерск, Снежинск, Трехгорный, общей численностью 167,0 тыс. чел., охраняемых подразделениями, непосредственно подчиненными Специальному управлению ГУГПС МВД России.
Территориальные подразделения ГПС области обеспечены личным составом на 51,8 % от минимальной численности, установленной ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности". Ниже минимальной численность ГПС в 23 городах и районах области, в том числе в г. Челябинске - 26 %, г. Магнитогорске - 21 %, г. Златоусте - 51 %, г. Миассе - 5 %, г. Копейске - 71 %, г. Троицке и Троицком районе - 43 %, г. Коркино 98 %, г. Чебаркуле и Чебаркульском районе - 52 %; районах: Агаповском - 65 %, Аргаяшском - 66 %, Брединском - 66 %, Варненском - 71 %, Верхнеуральском - 86 %, Еткульском - 75 %, Карталинском - 86 %, Кизильском - 72 %, Красноармейском - 52 %, Кунашакском - 70 %, Октябрьском - 90 %, Саткинском - 77 %, Сосновском - 48 %, Увельском - 71 %, Уйском - 81 %.
Для приведения численности ГПС области до минимальной в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" необходимо выделить дополнительно 2604 ед. личного состава. В среднем на содержание единицы личного состава необходимо 62,6 тыс. рублей в год.
Заместитель Губернатора
Челябинской области
В.И.БУРАВЛЕВ