РЕШЕНИЕ Челябинской городской Думы от 21.11.2000 № 64/6
"О ПРИНЯТИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ"
(вместе с "МУНИЦИПАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММОЙ "РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
"Вечерний Челябинск", № 8, от 18.01.2001
Утратил силу в связи с истечением срока действия (Решение Челябинской городской Думы от 28.02.2006 № 10/15).
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2000 г. № 64/6
О ПРИНЯТИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
"РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ
В соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в целях организации работы по социальной защите инвалидов города Челябинска Челябинская городская Дума
РЕШАЕТ:
1. Принять муниципальную комплексную программу "Равные возможности" на 2001 - 2005 годы (приложение).
2. Поручить заместителям Главы города Харисовой Т.Л. и Березко Б.А. совместно с заинтересованными ведомствами при формировании бюджетных заявок по различным отраслям на 2001 - 2005 годы предусмотреть необходимые финансовые средства на реализацию мер, предусмотренных в программе.
3. Ответственность за исполнение решения возложить на заместителя Главы города Харисову Т.Л.
4. Контроль исполнения настоящего решения поручить комиссии по социальной политике Челябинской городской Думы (Кибизова В.В.).
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 21 ноября 2000 г. № 64/6
МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Муниципальная комплексная программа "Равные возможности" определяет стратегические приоритеты в области социальной защиты инвалидов г. Челябинска, ресурсы и действия по их реализации; городскую политику в отношении этой категории граждан.
Основная цель программы: обеспечение инвалидам условий для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности, создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Муниципальная комплексная программа "Равные возможности" состоит из 2-х частей:
I часть предусматривает мероприятия по профилактике детской инвалидности и оказание детям - инвалидам необходимой абилитационной, реабилитационной и адаптационной помощи, направленной на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности; восстановление эмоционального, психологического состояния и здоровья детей этой категории и укрепление стабильности семьи, воспитывающей ребенка - инвалида.
II часть предлагает мероприятия по основным направлениям городской социальной политики в отношении инвалидов: профилактике и предупреждению наступления инвалидности, развитию процесса комплексной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья.
1.1. Основные понятия инвалидности и ее реабилитации
В настоящее время существует и применяется на практике несколько подходов к пониманию инвалидности. В каждом из них заложены определенные представления о том, что является определяющим началом в слове "инвалид".
Если сконцентрироваться только на нарушениях здоровья и считать людей с инвалидностью, прежде всего, больными людьми, то действия по улучшению их положения будут в основном медицинскими (физическая реабилитация, лечение, благотворительная помощь). Таким образом, человек с инвалидностью лишается права на самостоятельные жизненные выборы и становится "больным" и "опекаемым", на жизнь которого наложено множество ограничений. Его жизнь зависит от чужого мнения, и он находится в категории "специальных" людей. В конечном счете, это ведет к социальной изоляции инвалидов и не способствует включению их в жизнь общества, развивает иждивенчество.
Существует и другой, так называемый социальный подход к инвалидности. В рамках этого подхода инвалидность рассматривается, прежде всего, как проблема несовершенства, неприспособленности окружающей среды. Под таким несовершенством понимается весь комплекс физических, социальных и психологических барьеров, мешающих людям с инвалидностью пользоваться теми же правами, какими пользуются другие люди.
В программе основные понятия инвалидности рассматриваются с наиболее распространенной и существующей точкой зрения.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность детей - значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации ребенка.
Ребенок - инвалид - ребенок в возрасте до 18 лет включительно, с отклонениями в физическом и (или) умственном развитии, имеющий ограничения жизнедеятельности, обусловленные врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями.
Дети - инвалиды, имеющие отклонения от возрастной нормы жизнедеятельности, характеризуются ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, контроль за своим поведением, общение, игровую и трудовую деятельность и нуждаются в реабилитации.
Реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реабилитация инвалидов включает в себя медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.
Медицинская реабилитация осуществляется в целях восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня и включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование.
Профессиональная реабилитация сводится к профессиональной ориентации как к комплексу мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям каждой личности и запросам общества; профессиональному образованию, профессионально - производственной адаптации и трудоустройству.
Социальная реабилитация заключается в создании и организации деятельности центров, комплексов и других учреждений по восстановлению психологического, морального эмоционального состояния и здоровья инвалидов и состоит из социально - средовой ориентации и социально - бытовой адаптации.
1.2. Анализ состояния инвалидности в г. Челябинске
1.2.1. Состояние и проблемы детской инвалидности
Современное положение социально - экономической, культурной и образовательной сфер г. Челябинска, существующих в условиях глубокого системного кризиса, обуславливают не только сегодняшние результаты, но и перспективы в решении проблем детской инвалидности.
Население Челябинска составляет 1109,5 тыс. человек. Среди его состава большой удельный вес занимает молодежь, к этой категории относится каждый четвертый житель города.
Число детей дошкольного и школьного возраста по данным органов здравоохранения составляет 217113 детей.
Для Челябинска характерна сверхвысокая концентрация людей на каждой единице его территории, но вместе с тем в городе наблюдается тенденция снижения рождаемости и увеличение детской инвалидности, причинами которой являются:
- крайне неблагополучная экологическая ситуация. Исследования Челябинского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу природной среды показывают, что 92 % территории города по одному или более показателям относятся к зонам экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации;
- снижение уровня жизни населения. Более трети челябинцев имеют доходы ниже прожиточного уровня;
- ухудшение репродуктивного здоровья женщин (рост числа хронических заболеваний у женщин, в том числе сопутствующих беременности и родам);
- неблагоприятная наследственность;
- снижение морально - психологического статуса общества (ранняя беременность, наркомания, алкоголизм и т.д.);
- высокий уровень бытового травматизма.
Динамика состояния детской инвалидности остается неблагоприятной, если на начало 1997 года в городе было 3808 детей с ограниченными возможностями, то к 2000 году их стало 4466.
Из заболеваний, которые обуславливают детскую инвалидность, основное место занимают болезни нервной системы 23,6 %, врожденные аномалии - 19,1 %, психические расстройства - 12,1 %, увеличивается количество детей с заболеваниями эндокринной системы (сахарный диабет) - 2,7 %, органов дыхания (астма) - 3,9 %.
В крупном мегаполисе наиболее ощутимы для здоровья подрастающего поколения все возрастающее перенапряжение, постоянные стрессовые ситуации, неблагоприятный экологический фон, выраженная техногенность, способствующие срыву защитных и адаптационных механизмов организма ребенка.
В картине состояния здоровья детей отмечается рост общей заболеваемости на 10 %, начиная с 1997 г.
Реабилитация детей с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в новом столетии.
Определение истинного уровня детской инвалидности, выявление детей, которым показано оформление инвалидности, анализ данного контингента и выявление потребностей детей - инвалидов - актуальная проблема, решение которой необходимо предусмотреть в программе.
Характеристика существующей
системы реабилитации детей - инвалидов
В г. Челябинске существует несколько видов учреждений, занимающихся реабилитацией детей с ограниченными возможностями.
Учреждения Управления по делам образования:
- 7 школ - интернатов (4 из них для детей из семей с 5-дневным пребыванием);
- 6 дошкольных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением слуха, речи, зрения, опорно - двигательного аппарата;
- 7 коррекционных образовательных учреждений для детей с отклонениями в психическом развитии.
Учреждения Управления здравоохранения:
- 6 детских санаториев для детей по профилям: заболевания желудочно - кишечного тракта, органов дыхания, нарушением слуха, психо - неврологического профиля;
- 10 отделений восстановительного лечения на базе лечебно - профилактических учреждений (в т.ч. в доме ребенка № 2 - водогрязелечебное отделение);
- 3 психоневрологических дома ребенка.
23 общественные организации, занимающиеся проблемами детей инвалидов.
Анализ организации в городе реабилитационного процесса и системы реабилитационных учреждений показывают, что данный процесс носит разобщенный характер.
По инициативе Управления социальной защиты населения Администрации г. Челябинска создается Центр медико - социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Здоровье".
Основной целью будущего Центра является создание условий для проведения комплексной медицинской, психолого - педагогической и социальной реабилитации детей - инвалидов для обеспечения максимально полной адаптации к жизни в обществе и семье, обучению и труду на основе современных научных методов и технологий. Центр должен стать научно - исследовательской лабораторией по проблемам детской инвалидности, разработки реабилитационных программ согласно личностным особенностям детей с отклонениями в развитии.
За последние годы в государственной и муниципальной законодательной деятельности было уделено значительное внимание решению многих специфических потребностей детей - инвалидов, их особой защите, но остаются пока и нерешенные проблемы.
1. Выставляемые детям в очень раннем возрасте диагнозы не всегда своевременно уточняются, что нередко усложняет детям жизнь, ограничивает их развитие.
2. Требует пересмотра организация деятельности МПК (медико - педагогическая комиссия), т.к. в ряде их недостает квалифицированных специалистов, что негативно сказывается на результатах целостного системного изучения ребенка, индивидуального сопровождения его развития.
3. Отдельные категории детей (с глубокой умственной отсталостью, синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми множественными нарушениями) относятся к числу необучаемых, не получают развития, находясь за пределами образовательного пространства, что нарушает права ребенка.
4. Серьезно сказывается на качестве проводимой психолого - педагогической реабилитации детей дефицит профессионально подготовленных кадров.
5. Недостаточно развита сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптивную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
6. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными возможностями учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.
7. Задержка принятия федерального закона о специальном образовании сдерживает дальнейшее развитие нормативно - правовой базы и формирование механизмов его развития.
8. Недостаточно развита социальная работа по семейной форме, т.е. не сформированы основы комплексного решения проблем детей - инвалидов и их семей, развитие реабилитационной культуры в семье.
В связи со всем вышеуказанным необходимо: создание системы профилактики и реабилитации детей - инвалидов, объединяющей усилия всех ведомств и учреждений в решении вопросов комплексной реабилитации детей - инвалидов, расширение видов и типов реабилитационных учреждений и перечня реабилитационных услуг.
1.2.2. Состояние и проблемы лиц с ограниченными
возможностями здоровья
В г. Челябинске проживает более 40 тысяч граждан с ограниченными возможностями здоровья. Среди них около одной тысячи человек осуществляют передвижение с помощью кресла - коляски, более 2000 человек - инвалиды по зрению, 2000 человек - с потерей слуха.
По данным государственной службы медико - социальной экспертизы (МСЭ) интенсивный показатель первичной инвалидности по г. Челябинску в сравнении с 1998 г. снизился с 71,72 (на 10000 взрослого населения) до 64,45. Некоторое снижение данного показателя объясняется тем, что из-за боязни потерять работу граждане не обращаются в государственную МСЭ за получением инвалидности. Вместе с тем анализ свидетельствует, что резко увеличился интенсивный показатель первичной инвалидности по таким видам заболевания, как: силикотуберкулез (с 0,12 до 2,24), гипертоническая болезнь (с 1,64 до 25,72), болезни органов дыхания (с 2,56 до 13,32), органов пищеварения (с 0,82 до 8,70). Проблема занятости для инвалидов всегда стояла достаточно остро, а в настоящее время она становится еще более актуальной. Участие инвалидов в производительном труде способствует успешному решению одновременно нескольких жизненно важных задач: профессиональной реабилитации, средовой ориентации, социально - бытовой адаптации, повышения уровня жизни семьи инвалида.
В декабре 1997 г. принято Постановление Главы города "Об устройстве пандусов для передвижения людей в креслах - колясках на территории г. Челябинска", которое обязывает всех владельцев и пользователей зданий в срок до 01.01.2000 г. выполнить устройство пандусов во всех учреждениях здравоохранения, культуры, спорта и т.д. Прошло 2 года со дня подписания Постановления, проведена определенная работа. МУП "Управление благоустройства" на сегодняшний день выполнило 117 пандусов на 24 перекрестках и улицах (программой данного Управления предусмотрено 397 пандусов на улицах и перекрестках, на подъездах к общественным зданиям). Обустроено пандусами 35 подъездов жилых домов, где проживают инвалиды с нарушением опорно - двигательного аппарата, выполнено 36 перил и ограждений.
Для удобства посещений Администраций районов людьми с ограниченными возможностями в передвижении в зданиях Администраций Ленинского, Калининского, Металлургического районов на входе выполнены пандусы, в зданиях Курчатовского и Центрального районов положены приставные пандусы.
Начата работа по реализации Постановления Главы города от 3.11.99 г. № 1462-П "Об адресном предоставлении жилья на первых этажах гражданам с ограниченными возможностями в передвижении". Застройщики при строительстве жилья предусматривают обязательное размещение на первых этажах квартиры для инвалидов.
Однако эта большая и многоплановая работа требует дальнейшего осмысления. Реализация вышеназванных Постановлений Главы города осуществлена частично и требует продолжения и координации деятельности всех заинтересованных ведомств, контроля и анализа достигнутых результатов.
Реализации прав инвалидов и возможностей, более полной интеграции их в общество должна способствовать разрабатываемая муниципальная комплексная программа социальных мер "Равные возможности", основные мероприятия которой предполагают максимальную реализацию федеральных законов по инвалидам, создание службы "Социальное такси" для обслуживания и доставки инвалидов с ограниченными возможностями передвижения к объектам социальной инфраструктуры.
1.2.3. Анализ деятельности общественных организаций
г. Челябинска
Согласно Федеральным Законам "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (24.11.95. № 181-ФЗ) и "Об общественных объединениях" (14.04.95 г.) в г. Челябинске ежегодно организуются новые общественные движения, объединения, фонды, организации для защиты общих интересов и достижения общих целей. Среди них значительное место занимают общественные объединения инвалидов.
На 1-е января 2000 г. по данным Управления юстиции в городе было зарегистрировано 85 общественных объединений инвалидов разной организационной формы: ассоциации родителей детей - инвалидов, движения и объединения молодых инвалидов и инвалидов по профилям заболеваний.
Среди вновь созданных общественных объединений граждан с ограниченными возможностями здоровья наиболее организована деятельность движения "Дом надежды", в рамках которого действует "Школа для родителей", ориентированная на родителей, чьи дети страдают психоневрологическими заболеваниями; организация "Луч надежды", реализующая проект "Дети в беде" по оказанию помощи детям, больным гемофилией.
Анализ показывает, что в г. Челябинске работает ряд общественных организаций инвалидов и инвалидов с детства, создающих свои собственные производственные структуры и умеющих привлечь финансовые средства на реализацию своих целей. Эти организации умеют управлять привлеченными и заработанными средствами так, что в итоге добиваются финансовой независимости, которая является основой для многогранной работы с инвалидами.
Уже 9 лет осуществляет свою деятельность городской Центр "Детство", созданный по инициативе родителей детей - инвалидов, пораженных детским церебральным параличом. Центр реализует несколько благотворительных программ, направленных на оздоровление, развитие спорта и туризма среди инвалидов; организует работу школы компьютерной грамотности и "Клуб Интернет" для детей - инвалидов.
"Особый ребенок - Вера" общественная организация родителей детей - инвалидов и инвалидов с детства ведет большую работу среди родителей по формированию реабилитационной культуры в семье, творческой реабилитации детей - инвалидов разных профилей заболевания. Ежегодно в летний период совместно с органами социальной защиты на базе организации открывается санаторный лагерь для детей данной категории.
В рамках организации действует школа, которая решает вопросы обучения детей с умственной отсталостью.
Открыт класс для детей с заболеванием ДЦП и при обществе инвалидов Металлургического района г. Челябинска. Дети обучаются в этом классе совместно с мамами.
Обучение таких детей в школах или классах, открытых при общественных организациях инвалидов, ведется на основе безлицензионной деятельности.
Объединения инвалидов со стажем общественной деятельности Металлургического, Тракторозаводского, Курчатовского и Советского районов, городская общественная организация "Оптимист" уже обрели собственный имидж и, добиваясь обеспечения равных прав и возможностей инвалидов среди других граждан, имеют авторитет не только среди членов своих организаций, но и властных структур.
Большую роль в интеграции инвалидов в общество и их спортивной реабилитации играют физкультурно - спортивные организации: реабилитационно - физкультурный Центр "Импульс", клуб инвалидного плавания, где тренируются молодые пловцы - инвалиды.
Для оказания помощи общественным организациям в решении организационных и финансовых вопросов, по инициативе Управления социальной защиты населения Администрации города создано МУ "Центр общественных объединений".
Главной целью работы Центра является достижение социального партнерства власти, бизнеса и общественных организаций, осуществления взаимодействия Управлений социальной сферы Администрации города с общественными объединениями для решения конкретных задач.
В городе разрабатывается программа развития спорта среди граждан, имеющих ограничения здоровья; подписано соглашение о сотрудничестве в области спорта и туризма инвалидов между Челябинском и графством Ноттингемшир Великобритании в рамках программы "Города - побратимы".
Третий сектор общества, к которому относятся и общественные организации инвалидов, набирает силу и реально помогает городу.
Но общественные организации инвалидов испытывают объективные и субъективные трудности. Основной проблемой многих общественных объединений города является сложность в получении помещений для своей деятельности. Из 7 районных социально значимых общественных организаций инвалидов только Металлургическое отделение ЧООО ВОИ занимает отдельно стоящее здание, а Тракторозаводское - первый этаж жилого дома. Остальные организации размещаются в полуподвальных, цокольных и колясочных помещениях, занимая площади от 25 кв. м до 70 кв. м, а вновь созданные организации, в большинстве случаев, не имеют собственного помещения.
Трудности предоставления помещений общественным организациям и движениям инвалидов обусловлены экономической нестабильностью этих объединений. Высокая арендная плата и стоимость коммунальных услуг, оплата за пользование электроэнергией, телефоном требуют больших финансовых затрат. Этот вопрос частично разрешает Положение Главы города об особых условиях аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности г. Челябинска, согласно которому администрации Советского, Центрального и Курчатовского районов полностью оплачивают коммунальные услуги и арендную стоимость помещений, занимаемых общественными организациями инвалидов.
Кроме того, высокая стоимость оргтехники и транспорта вызывает затруднения в их приобретении общественными организациями.
Анализ деятельности общественных организаций выявил основные их проблемы:
1. Сложность получения необходимого помещения;
2. Высокая арендная плата и стоимость коммунальных услуг, электроэнергии, телефона;
3. Материальное обеспечение (приобретение оргтехники, транспорта и т.д.);
4. Безлицензионная деятельность общественных объединений в организации обучения и лечения детей - инвалидов;
5. Слабое обеспечение инвалидов необходимой информацией;
6. Отсутствие социального заказа и муниципального гранта на проекты общественных организаций. Необходимо установление партнерских связей и тесного сотрудничества между органами местной власти и общественными движениями инвалидов.
1.2.4. Профилактика инвалидности
Для решения проблем инвалидности необходима ее профилактика, создание системы мер, обеспечивающих как предупреждение инвалидности, так и социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья и развития.
1. Координация деятельности всех сфер и ведомств в решении проблем инвалидов.
2. Развитие учреждений по профилактике инвалидности и достаточное их финансирование, особенно перинатального центра.
3. Организация профилактической работы по предупреждению инвалидности в образовательных учреждениях общего типа (дошкольных и школьных).
4. Создание системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
5. Совершенствование приемов выявления и медико - психолого - педагогического изучения детей с разными отклонениями в развитии с целью выбора оптимальных условий и содержания коррекционно - педагогической помощи ребенку в каждом конкретном случае.
6. Создание системы психолого - педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями).
7. Установление тесных контактов с научными, медицинскими и образовательными учреждениями по разработке реабилитационных программ для инвалидов и оценке их эффективности.
8. Проведение широкого круга мероприятий по развитию основных аспектов здорового образа жизни.
9. Ежегодное проведение научно - практических конференций по проблемам инвалидности и на основе их рекомендаций строить социальную политику в организации жизнедеятельности инвалидов.
II. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
-----------------T-----------------------------------------------¬
¦ Содержание ¦ Программа "Равные возможности" ¦
¦ разделов ¦ ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦Основания для ¦Федеральный Закон "О социальном защите ¦
¦разработки и ¦инвалидов в Российской Федерации" (24.11.95 г. ¦
¦нормативно - ¦№ 181-ФЗ); ¦
¦правовое ¦Федеральный Закон "О социальном обслуживании ¦
¦обеспечение ¦граждан пожилого возраста и инвалидов" ¦
¦программы ¦(02.08.95 г. № 122-ФЗ); ¦
¦ ¦"Основы законодательства Российской Федерации ¦
¦ ¦об охране здоровья граждан" (22.07.93 № 487-1) ¦
¦ ¦Федеральная программа; ¦
¦ ¦Указ Президента Российской Федерации от ¦
¦ ¦18.08.94 г. № 1696 "О президентской программе ¦
¦ ¦"Дети России"; ¦
¦ ¦Указ Президента Российской Федерации от ¦
¦ ¦19.02.96. № 210 "О продлении действия ¦
¦ ¦президентской программы "Дети России"; ¦
¦ ¦Указ Президента Российской Федерации "О мерах ¦
¦ ¦по формированию доступной для инвалидов среды ¦
¦ ¦жизнедеятельности" от 02.10.92 г. № 1156; ¦
¦ ¦Постановление Правительства Российской ¦
¦ ¦Федерации "О мерах по обеспечению ¦
¦ ¦беспрепятственного доступа инвалидов к ¦
¦ ¦информации и объектам социальной ¦
¦ ¦инфраструктуры" от 07.12.96 г. № 1449; ¦
¦ ¦Постановление Министерства строительства ¦
¦ ¦Российской Федерации и Министерства социальной ¦
¦ ¦защиты населения Российской Федерации "О ¦
¦ ¦дополнительных мерах по обеспечению ¦
¦ ¦жизнедеятельности престарелых и инвалидов при ¦
¦ ¦проектировании, строительстве и реконструкции ¦
¦ ¦зданий и сооружений" от 11.11.94 г. № 18-27/1 ¦
¦ ¦4403-15; ¦
¦ ¦Постановление Государственной Думы Федерального¦
¦ ¦Собрания Российской Федерации от 20.05.99 г. ¦
¦ ¦№ 3993-2 ГД "О мерах по обеспечению ¦
¦ ¦государственной поддержки детей - инвалидов"; ¦
¦ ¦Постановление Министерства труда Российской ¦
¦ ¦Федерации "Об утверждении рекомендаций по ¦
¦ ¦квотированию рабочих мест на предприятиях, в ¦
¦ ¦учреждениях, организациях для лиц, особо ¦
¦ ¦нуждающихся в социальной защите" от 06.02.95 г.¦
¦ ¦№ 9; ¦
¦ ¦Постановление Губернатора Челябинской области ¦
¦ ¦"О разработке муниципальной целевой программы ¦
¦ ¦по обеспечению беспрепятственного доступа ¦
¦ ¦инвалидов к информации и объектам социальной ¦
¦ ¦инфраструктуры на территории Челябинской ¦
¦ ¦области" от 03.08.99 г. № 363; ¦
¦ ¦Постановления Главы города Челябинска: ¦
¦ ¦- от 15.02.99 г. № 182-П "О проектировании и ¦
¦ ¦строительстве с 2000 года высококомфортных ¦
¦ ¦жилых домов, отвечающих всем современным и ¦
¦ ¦градостроительным требованиям"; ¦
¦ ¦- от 03.11.99. № 1462-П "Об адресном ¦
¦ ¦предоставлении жилья на первых этажах людям с ¦
¦ ¦ограниченными возможностями в передвижении"; ¦
¦ ¦- от 05.04.99. № 429-П "Об устройстве в зданиях¦
¦ ¦районных администраций подъемников, пандусов и ¦
¦ ¦дополнительного оборудования для заезда людей в¦
¦ ¦креслах - колясках" ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦Цель программы ¦Обеспечение инвалидам условий для преодоления и¦
¦ ¦компенсации ограничений жизнедеятельности, ¦
¦ ¦создание им равных с другими гражданами ¦
¦ ¦возможностей участия в жизни общества ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦Задачи программы¦Проведение различных видов абилитации и ¦
¦ ¦реабилитации инвалидов; ¦
¦ ¦- обеспечение единых методологических подходов ¦
¦ ¦к реализации мероприятий, предусмотренных ¦
¦ ¦программой, путем координации деятельности всех¦
¦ ¦структур, участвующих в инвестиционном ¦
¦ ¦процессе, на всех этапах выполнения программы; ¦
¦ ¦- повышение эффективности профилактической ¦
¦ ¦работы по предупреждению детской инвалидности; ¦
¦ ¦- укрепление материально - технической базы ¦
¦ ¦социальных учреждений для инвалидов; ¦
¦ ¦- социальная поддержка семей, имеющих детей - ¦
¦ ¦инвалидов; ¦
¦ ¦- формирование адекватного отношения общества к¦
¦ ¦гражданам, имеющим инвалидность; ¦
¦ ¦- оказание поддержки общественным организациям ¦
¦ ¦города в реализации социально значимых ¦
¦ ¦проектов ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦Сроки реализации¦2001 - 2005 годы ¦
¦программы ¦ ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦Источники ¦Городской бюджет, градостроительный счет, ¦
¦финансирования ¦средства инвесторов - застройщиков, ¦
¦ ¦внебюджетные средства ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦Основные ¦Управления: социальной защиты населения, ¦
¦разработчики ¦градостроительства, транспорта, связи и ¦
¦программы ¦благоустройства, жилищно - коммунального ¦
¦ ¦хозяйства, экономики, Челябинского городского ¦
¦ ¦отделения департамента федеральной ¦
¦ ¦государственной службы занятости населения, ¦
¦ ¦Челябинский государственный университет, ¦
¦ ¦общественные организации инвалидов и родителей ¦
¦ ¦детей - инвалидов ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Реализация мероприятий, предусмотренных данной ¦
¦конечные ¦программой, позволит создать инвалидам равные с¦
¦результаты ¦другими гражданами возможности участия в жизни ¦
¦ ¦общества, обеспечить инвалидам условия для ¦
¦ ¦преодоления и компенсации ограничений ¦
¦ ¦жизнедеятельности; ¦
¦ ¦- уменьшить степень риска рождения детей с ¦
¦ ¦врожденными заболеваниями, пороками развития; ¦
¦ ¦- повысить эффективность реабилитации детей с ¦
¦ ¦ограниченными возможностями; ¦
¦ ¦- укрепить стабильность семьи, воспитывающей ¦
¦ ¦ребенка - инвалида; ¦
¦ ¦- изменение отношения общества к гражданам с ¦
¦ ¦ограниченными возможностями здоровья ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦Координатор ¦Межведомственный Совет по проблемам детской ¦
¦программы ¦инвалидности и городская комиссия по социальным¦
¦ ¦вопросам инвалидов ¦
L----------------+------------------------------------------------
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Ежегодное представление отчета о ходе реализации мероприятий, предусмотренных муниципальной комплексной программой "Равные возможности", на заседание Челябинской городской Думы.
III. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
3.1. Направления и мероприятия первой части программы
1. Повышение эффективности профилактики детской инвалидности.
Предусматривается организация мероприятий, направленных на изучение причин детской инвалидности, раннее выявление врожденных и наследственных заболеваний, отклонений от норм развития.
2. Создание системы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Предусматривается создание городской системы учреждений социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта, науки, общественных организаций; создание системы реабилитационных центров с внедрением и апробацией экспериментальных моделей, новых методик и программ.
3. Научно - методическое и информационное решение обеспечения решения проблемы детской инвалидности.
Предусматривается создание банка данных о детях - инвалидах, анализ структуры и причин детской инвалидности, создание информационно - методического центра социальной реабилитации детей - инвалидов, разработка инновационных программ и методик реабилитации, новых социальных технологий.
4. Укрепление материально - технической базы реабилитационных учреждений.
Предусматривается обеспечение оборудованием, транспортными средствами, лекарственными препаратами учреждений, занимающихся реабилитацией детей - инвалидов.
5. Подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с детьми - инвалидами.
Предусматривается организация подготовки и повышения квалификации кадров, ведущих реабилитационную работу с детьми - инвалидами.
По разделу здравоохранения - 408458,0 тыс. руб.
По разделу социальной защиты - 35415,0 тыс. руб.
По разделу образования - 1100,0 тыс. руб.
По разделу культуры - 2068,9 тыс. руб.
По разделу молодежной политики - 254,0 тыс. руб.
По разделу физической культуры - 90,0 тыс. руб.
По Фонду занятости - 34,9 тыс. руб.
Внебюджетные средства - 1600,0 тыс. руб.
3.2. Основные задачи и мероприятия по 2-й части
программы
1. Разработка комплекса мероприятий, реализация которых обеспечивает инвалиду:
- изготовление или приобретение технических средств, соответствующих требованиям индивидуальной программы реабилитации, облегчающих передвижение инвалидов в жилых помещениях и их самообслуживание,
- расширение сети муниципальных учреждений по обслуживанию инвалидов на дому,
- возможность заниматься трудовой или предпринимательской деятельностью согласно рекомендациям МСЭ в соответствии с индивидуальной программой реабилитации,
- возможность получения консультационной помощи по разъяснению их прав, льгот и т.д.,
- доступность жилых, административных и производственных зданий, объектов здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, спорта и связи, транспортных и пешеходных коммуникаций, средств транспорта;
- доступность системы транспортного обслуживания;
- оснащение среды жизнедеятельности инвалидов техническими средствами информатики и связи, вспомогательными устройствами, облегчающими самообслуживание.
2. Обеспечение единых методологических подходов к реализации мероприятий, предусмотренных программой, путем координации деятельности отдельных структур, участвующих в инвестиционном процессе, на всех этапах выполнения программы.
Содержание разделов программы
Основным принципом реализации программы для органов местного самоуправления является обязательность выполнения запланированных мероприятий.
В процессе реализации программы обеспечивается комплексный подход, который дает каждому инвалиду возможности для самообслуживания и возврата к активной жизни в обществе.
Организационно - методические мероприятия
Этот раздел объединяет предложения, направленные на организацию проведения работы по анализу доступности городской среды для инвалидов, обеспечение инвалидов рабочими местами, предоставления льгот по налогам предприятиям, где численность инвалидов более 50 %. Планируется подготовить и внести на рассмотрение Челябинской городской Думы предложения о льготах для работодателей, соблюдающих квоту рабочих мест для инвалидов.
Реабилитация инвалидов
Данный раздел программы объединяет различные виды реабилитации и адаптации инвалидов. Одним из видов помощи инвалидам в реабилитации являются профессионально - ориентационные услуги, профессиональная подготовка, психологическая поддержка безработным инвалидам, состоящим на учете в службе занятости. Разработка системы внедрения программ индивидуальной реабилитации инвалидов позволит наиболее полно решить вопросы социально - бытовой адаптации, профессиональной реабилитации, средовой ориентации. Оборудование квартир маломобильных инвалидов техническими приспособлениями, организация работы пунктов проката технических средств и средств медицинского назначения, обеспечение граждан с нарушением опорно - двигательного аппарата креслами - колясками позволит лицам, ограниченным в передвижении, легче решать проблемы самообслуживания. Для маломобильных инвалидов необходимо решить вопрос по медицинскому обслуживанию на дому (консультации врачей - узких специалистов, стоматологов, зубопротезистов).
Обеспечение свободного доступа инвалидов
к объектам социальной инфраструктуры
Данный раздел программы предусматривает два направления:
- проектирование жилых, общественных, производственных объектов застройки и поселений с учетом удобств и доступности их для инвалидов;
- строительство и реконструкция зданий, сооружений, транспортных и пешеходных коммуникаций.
Проектирование
Разработка градостроительной документации, а также проектирование новых и реконструкция эксплуатируемых зданий и сооружений осуществляются на основе неукоснительного соблюдения требований нормативных документов с учетом доступности их для инвалидов.
Проектирование предусматривает формирование заказов и заданий на проектирование объектов жилищного и социального назначения, разработку типовых проектных решений, планирование необходимых для этих целей средств и организацию контроля за разработкой, согласованием, экспертизой, утверждением и реализацией проектно - сметной документации.
Строительство и реконструкция
При формировании планов жилищного строительства для каждого застройщика устанавливается доля квартир для заселения инвалидами, установлена номенклатура специализированных типов жилища для инвалидов, объектов социально - культурного и бытового обслуживания с комплексом услуг, обеспечивающих создание универсальной среды, позволяющей компенсировать ограничения их жизнедеятельности.
Для достижения независимости и самостоятельности инвалидов в сфере самообслуживания необходимо приспособление жилищ и общественных зданий к особенностям и специфическим потребностям инвалидов. Для этих целей предусмотрены устройства для беспрепятственного доступа инвалидов в любое помещение - это пандусы при входе в здание, определенные типы, размеры и конструкции дверей и тамбуров, лифты и подъемники для инвалидов на креслах - колясках, дополнительные ограждения лестничных проемов, приспособления, облегчающие инвалидам самообслуживание в раздевальных, душевых и уборных помещениях.
Организация транспортного обслуживания
В данном разделе предусматривается комплекс мер, способствующих организации доступной для инвалидов системы транспортного пассажирского обслуживания, технического обслуживания индивидуальных транспортных средств, создания условий для свободной ориентации инвалидов при передвижении в пределах города. Конечной целью предусмотренных разделом мер является создание единой системы пассажирского транспортного обслуживания города.
Основной и наиболее сложной задачей является организация перевозки инвалидов на креслах - колясках. Для этих целей Управлением социальной защиты населения приобретено 2 специализированных автобуса с подъемниками, планируется создание в городе службы "Социальное такси" для обслуживания и доставки инвалидов с ограниченными возможностями передвижения к объектам социальной инфраструктуры.
Для организации транспортного обслуживания инвалидов предусматривается разработка транспортных схем с маршрутами движения до наиболее важных для инвалидов пунктов - учреждений социального обслуживания и реабилитации, больниц, центров торгового и бытового обслуживания, административных и финансовых органов. На основании этих схем будет осуществлено последовательное развитие маршрутов и определены потребности в количестве приспособленных для инвалидов транспортных средств.
Оснащение среды жизнедеятельности инвалидов
средствами связи и информатики,
обеспечение доступа инвалидов к информации
В данном разделе предусматривается:
- обустройство среды жизнедеятельности техническими средствами, обеспечивающими инвалидам свободную ориентацию и передвижение,
- установка на пешеходных переходах через проезжую часть улиц светофоров со звуковым сопровождением, синхронно дублирующим световой сигнал,
- оборудование средств общественного пассажирского транспорта
устройствами автоматической звуковой информации о номерах маршрутов и остановках,
- создание системы телефонной связи для инвалидов с полной или частичной потерей слуха на базе телефонов с бегущей строкой или усилителем звука, обеспечивающих передачу по каналам связи текстовой информации,
- обеспечение:
- сурдопереводом одного из телеканалов города,
- инвалидов по слуху - слуховыми аппаратами,
- инвалидов с нарушением опорно - двигательного аппарата - креслами - колясками,
- инвалидов по зрению - тифлотехникой и звуковоспроизводящей аппаратурой и т.д.
Примечание. Мероприятия программы, запланированные на 2000 год, реализуются структурными подразделениями Администрации города и федеральными службами в рамках бюджетного и внебюджетного финансирования, утвержденного по отраслевым программам на 2000 год.
Сокращения:
УСЗН - Управление социальной защиты населения
УЗ - Управление здравоохранения
УКиИ - Управление культуры и информации
УО - Управление по делам образования
УДМ - Управление по делам молодежи
УФКСиТ - Управление по физической культуре, спорту и туризму
ДФГСЗН - Департамент Федеральной Государственной службы занятости населения
ЦСП - Центр социальной помощи населению
ГРЦ - Городской реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями
ЦОО - Центр общественных объединений
РУО - районные Управления образования
ОУ - образовательные учреждения
ОЦПННиПИ - Областной Центр профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов
УМЦ - Учебно - методический Центр
Председатель комиссии
по социальной политике
В.В.КИБИЗОВА