Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ДОКЛАД Комитета экономики администрации Челябинской области от 20.01.2001
"ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ЯНВАРЬ - ДЕКАБРЬ 2000 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.






АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМИТЕТ ЭКОНОМИКИ

ДОКЛАД
от 20 января 2001 года

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ЯНВАРЬ - ДЕКАБРЬ 2000 ГОДА

(данные областного комитета
государственной статистики на 18.01.2001 г.)

   ------------------------------------------------T------------T-----------¬

¦ Показатели ¦ Январь - ¦Январь - ¦
¦ ¦ декабрь ¦декабрь ¦
¦ ¦ 2000 г. ¦2000 г. в %¦
¦ ¦ ¦к январю - ¦
¦ ¦ ¦декабрю ¦
¦ ¦ ¦1999 г. ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Объем промышленной продукции (работ, услуг) ¦ ¦ ¦
¦предприятий и производств при непромышленных ¦ ¦ ¦
¦организациях, малых и совместных предприятий, ¦143604,4 ¦ 116,0¦
¦млн. руб. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ в том числе по отраслям: ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Электроэнергетика, млн. руб. ¦10449,2 ¦ 103,9¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Электроэнергия, млн. кВт. час ¦20270,0 ¦ 113,9¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Топливная промышленность, млн. руб. ¦ 1139,7 ¦ 92,3¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Уголь, тыс. тонн ¦ 4431,0 ¦ 94,5¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Черная металлургия, млн. руб. ¦80765,5 ¦ 114,8¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Сталь, тыс. тонн ¦14899,0 ¦ 117,8¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Прокат готовый, тыс. тонн ¦12226,6 ¦ 117,3¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Трубы стальные, тыс. тонн ¦ 745,0 ¦ 138,3¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Цветная металлургия, млн. руб. ¦12465,9 ¦ 114,5¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Химическая и нефтехимическая промышленность, ¦ 461,1 ¦ 63,1¦
¦млн. руб. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Машиностроение и металлообработка, млн. руб. ¦22039,1 ¦ 133,3¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Тракторы (включая бульдозеры), шт. ¦ 3553 ¦ 134,9¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Автомобили грузовые, шт. ¦ 8555 ¦ 156,3¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Автогрейдеры, шт. ¦ 572 ¦ 87,7¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Экскаваторы, шт. ¦ 63 ¦ 114,5¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Станки металлорежущие, шт. ¦ 844 ¦ 108,2¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Прицепы и полуприцепы к грузовым ¦ 1128 ¦ 92,9¦
¦автомобилям, шт. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Лесная и деревообрабатывающая промышленность,¦ 1336,3 ¦ 88,4¦
¦млн. руб. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Промышленность стройматериалов, млн. руб. ¦ 4420,5 ¦ 108,8¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Цемент, тыс. тонн ¦ 1453,4 ¦ 97,0¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Стекло строительное, тыс. кв. м ¦ 472,1 ¦ 49,2¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Легкая промышленность, млн. руб. ¦ 848,2 ¦ 116,2¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Трикотажные изделия, тыс. шт. ¦ 281,5 ¦ 105,4¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Обувь, тыс. пар ¦ 1738,1 ¦ 141,2¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Пищевая промышленность, млн. руб. ¦ 5749,1 ¦ 107,2¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тонн ¦ 206,4 ¦ 102,6¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Цельномолочная продукция, тыс. тонн ¦ 161,3 ¦ 119,5¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Мясо и субпродукты 1 категории, тыс. тонн ¦ 17,6 ¦ 103,5¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ Мукомольно - крупяная и комбикормовая ¦ 2752,9 ¦ 135,0¦
¦промышленность, млн. руб. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Объем потребительских товаров по крупным и ¦ 9056,9 ¦ 112,5¦
¦средним предприятиям, млн. руб. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Грузооборот предприятий транспорта, млн. т-км ¦47450,9 ¦ 108,1¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Индекс цен производителей на промышленную ¦126,8 <*> ¦ 148,1¦
¦продукцию, % ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Инвестиции в основной капитал (включая малые ¦ ¦ ¦
¦предприятия и неформальную экономику), млн.руб.¦21626,0 ¦ 120,0¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Объем подрядных работ (с учетом малых ¦ ¦ ¦
¦и совместных предприятий), млн. руб. ¦12308,7 ¦ 117,3¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м. ¦ 677,1 ¦ 93,5¦
¦общей площади ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Валовая продукция сельского хозяйства ¦ ¦ ¦
¦в хозяйствах всех категорий, млн. руб. ¦12161,4 ¦ 88,8¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Объем производства продукции растениеводства ¦ ¦ ¦
¦в хозяйствах всех категорий за 2000 год: ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Зерно (в весе после доработки), тыс. т ¦ 1050,7 ¦ 66,5¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Картофель, тыс. т ¦ 416,9 ¦ 73,9¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Овощи, тыс. т ¦ 147,5 ¦ 82,9¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Объем производства продукции животноводства ¦ ¦ ¦
¦в хозяйствах всех категорий: ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Мясо (скот и птица на убой в живом весе), тыс.т¦ 146,8 ¦ 102,8¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Молоко, тыс. т ¦ 607,9 ¦ 98,3¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Яйца, млн. штук ¦ 948,5 ¦ 109,2¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Внешнеторговый оборот, млн. долл. США <**> ¦ 2242,4 ¦ 135,1¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦в т.ч. экспорт, млн. долл. США <**> ¦ 1714,5 ¦ 130,1¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ импорт, млн. долл. США <**> ¦ 527,9 ¦ 154,1¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Налоговые поступления в бюджеты всех уровней на¦ ¦ ¦
¦01.12.2000 г., млрд. руб. (с ЗАТО) (по данным ¦ 36,2 ¦ в 1,5 р.б.¦
¦УМНС) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ в т.ч. в консолидированный бюджет области,¦ 25,1 ¦ в 1,2 р.б.¦
¦млрд. руб. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Прибыль прибыльных предприятий ¦ 24,2 ¦ в 1,8 р.б.¦
¦(по кругу крупных и средних) ¦ ¦ ¦
¦за январь - ноябрь 2000 г., млрд. руб. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Фонд заработной платы (по полному кругу ¦ 33700 ¦ 146,1¦
¦предприятий) за январь - декабрь 2000 года ¦ ¦ ¦
¦(предварительная оценка), млн. руб. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Денежные доходы (среднемесячные) в расчете ¦ 1870,7 ¦ 144,5¦
¦на душу населения, рублей ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Реальные располагаемые денежные доходы, % ¦ ¦ 114,0¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Прожиточный минимум, руб. ¦ 903,4 ¦ 109,3¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Просроченная задолженность по выдаче средств на¦ ¦ ¦
¦заработную плату на 1 января 2001 г., млн. руб.¦ 1040,3 ¦ 64,4¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦ в том числе в отраслях социальной сферы, ¦ 49,7 ¦ 41,6¦
¦млн. руб. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Оборот розничной торговли во всех каналах ¦39623,2 ¦ 114,2¦
¦реализации, млн. руб. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Оборот общественного питания, млн. руб. ¦ 2298,0 ¦ 109,5¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Объем платных услуг населению (с учетом ¦11250,4 ¦ 111,1¦
¦экспертной оценки объемов по недоучтенным ¦ ¦ ¦
¦предприятиям и оказываемых физическими ¦ ¦ ¦
¦лицами), млн. руб. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Индекс потребительских цен, % ¦123,1 <*> ¦ 125,6¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Численность зарегистрированных безработных на ¦ 16,1 ¦ 82,3¦
¦01.01.2001 г., тыс. чел. ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+-----------+
¦Уровень зарегистрированной безработицы от ¦ ¦ ¦
¦экономически активного населения ¦ 0,9 ¦ x¦
¦на 01.01.2001 г., % ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------------+------------+------------


   --------------------------------

<*> - декабрь 2000 года к декабрю 1999 года;
<**> - данные за январь - ноябрь 2000 года;

ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ ОБЛАСТИ

Анализ основных финансово - экономических показателей Челябинской области в 2000 году свидетельствует о том, что экономический рост, наметившийся в 1999 году, в целом сохраняется. Можно отметить следующие тенденции улучшения экономической и финансовой ситуации.
Сохранился рост промышленного производства (116 % в сопоставимых ценах к прошлому году), в том числе по отраслям: машиностроение и металлообработка (133,3 %), черная металлургия (114,8 %), цветная металлургия (114,5 %), легкая промышленность (116,2 %) и другим. Увеличилось производство основных видов промышленной продукции: электроэнергии (113,9 %), проката готового (117,3 %), грузовых автомобилей (156,3 %), экскаваторов (114,5 %), тракторов, включая бульдозеры (134,9 %), конструкций и изделий сборных железобетонных (118,3 %) и других.
С ростом объемов производства зафиксировано увеличение грузооборота предприятий транспорта (108,1 %), уровня инвестиционной активности (120,0 %), а также улучшение финансового положения хозяйствующих субъектов области. При этом прибыль прибыльных предприятий за январь - ноябрь 2000 года выросла в 1,8 раза, число убыточных организаций в процентах к общему числу предприятий уменьшилось на 10 процентных пунктов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней за прошедший год увеличились в 1,5 раза.
Положительные тенденции в реальной экономике привели к улучшению ситуации в социальной сфере. Увеличились денежные доходы на душу населения (на 44 %), реальные располагаемые доходы населения (на 14,0 %). Продано населению товаров и оказано платных услуг соответственно на 14,2 % и 11,1 % больше по сравнению с прошлым годом. Наметилось снижение инфляции, за 2000 год цены на товары и услуги выросли на 125,6 %, тогда как за 1999 год на 191 % по сравнению с 1998 годом. На 01.01.2001 года снизилась просроченная задолженность по заработной плате на 35,6 % по сравнению с той же датой прошлого года.
В условиях общего экономического оживления наметилась тенденция сокращения численности безработных граждан (на 17,7 %) и снижения уровня безработицы (на 0,2 процентных пункта), уменьшения напряженности на регистрируемом рынке труда (коэффициент напряженности на 1 января - 2,7 незанятых граждан на 1 вакансию, в то время как на 01.01.2000 года - 4,6 незанятых граждан).
Вместе с тем имели место и отрицательные моменты. Допущен спад объема производства в отраслях промышленности: топливной (92,3 % к уровню 1999 года), химической и нефтехимической (63,1 %) и лесной и деревообрабатывающей (88,4 %). Снижен ввод в эксплуатацию жилых домов на 6,5 %. В связи с отрицательными погодными условиями, снижен по сравнению с прошлым годом объем производства продукции сельского хозяйства (88,8 %), сократилось производство продукции растениеводства: зерновых культур - на 33,5 %, картофеля - на 26,1 %, овощей - на 17,1 %. В хозяйствах всех категорий снизился объем производства молока на 1,7 %. Поголовье овец и коз уменьшилось на 7,0 % по сравнению с прошлым годом.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Развитие промышленности в 2000 году характеризовалось следующими основными моментами. Промышленными предприятиями и производствами при непромышленных организациях, малыми и совместными предприятиями области произведено продукции (работ, услуг) в фактически действующих ценах на 143604,4 млн. рублей, что составляет 116 % к соответствующему периоду прошлого года.
В минувшем году более высокими темпами развивались отрасли: машиностроение и металлообработка (133,3 %), мукомольно - крупяная и комбикормовая промышленность (135 %), легкая промышленность (116,2 %).
В 2000 году отмечен спад объема производства в трех отраслях: топливной (на 7,7 %), лесной и деревообрабатывающей промышленности (11,6 %) химической промышленности (36,9 %).
Металлургический комплекс области насчитывает 237 предприятий из них 40 крупных и средних, где производится 63,7 % от общеобластного объема промышленного производства. Здесь сосредоточено 43,9 % промышленно - производственных фондов и 29,4 % численности промышленно - производственного персонала.
Металлургические предприятия области вошли в число двухсот лидеров крупнейших компаний России (журнал "Эксперт" № 37 от 02.10.2000 г.) по объему реализации промышленной продукции 2000 года: ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (16 место), ОАО "Мечел" (31), ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" (74), АООТ "Челябинский электролитный цинковый завод" (80). В рейтинге "20 наиболее прибыльных компаний" ОАО "ММК" занял 15 место, а ЗАО "Кыштымский медеэлектролитный завод" среди 20 наиболее динамичных компаний на 10 месте и наиболее рентабельных компаний на 11 месте.
В рейтинге финансовой эффективности (журнал "Эксперт" № 44 от 20.11.2000 г.) в число 50 лучших отечественных промышленных компаний вошли предприятия черной металлургии: ОАО "Челябинское рудоуправление" (8 место), ОАО "ММК" (16), ОАО "Ашинский металлургический завод" (19), ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" (28), ОАО "Магнитогорский метизно - металлургический завод" (46); цветной металлургии: АООТ "ЧЭЦЗ" (2), ОАО "Уральская кузница" (27), ЗАО "Кыштымский медеэлектролитный завод" (30), ОАО "Уфалейникель" (32).
В черной металлургии высокими темпами работали предприятия: ОАО "Магнитогорский метизно - металлургический завод", ОАО "Мечел", АООТ "Челябинский трубопрокатный завод", ОАО "Ашинский металлургический завод", ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат", ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", ОАО "Саткинский металлургический завод", ОАО Комбинат "Магнезит" и другие.
По всей основной номенклатуре черной металлургии отмечен рост по сравнению с 1999 годом, из числа эффективных видов металлопродукции увеличился выпуск проката с упрочняющей термообработкой в 2,2 раза, проката из нержавеющей стали на 43,1 %, листовой нержавеющей стали на 22,0 %, гнутых стальных профилей на 3,0 %.
Высокие показатели роста промышленной продукции находят свое отражение в практической деятельности предприятий. ОАО "ММК" реализует комплекс мероприятий по обеспечению высокого качества конвертерной стали, завершена реконструкция первой доменной печи, которая в 1932 году выдала первый чугун Магнитки. Построен цех комплексной переработки коксового газа, строится новый сортовой стан. Причем значительная часть этих работ осуществляется за счет собственных средств комбината. Особо важно, что 40 % продукции, реализуемой комбинатом на внутреннем рынке, предназначается для регионов, входящих в Уральский федеральный округ. На комбинате выпущена пробная партия оцинкованных труб и дорожных ограждений. Предпринимаемые меры ведут к организации на базе предприятия производства продукции высокой степени переработки.
ОАО "Мечел" продолжает работу по выполнению программы производства "нержавейки" и качественных марок стали. В настоящее время в электросталеплавильном цехе № 6 идет строительство агрегата внепечной обработки (АКОС). Аналогичными агрегатами на ОАО "Мечел" уже оборудованы электросталеплавильные цехи номер 2 и 3.
На состоявшейся в Москве VI международной специализированной выставке "Металл Экспо-2000", из 450 организаций, выставивших десятки тысяч видов и наименований металлургической продукции, экспозиция ОАО "Мечел" была признана одной из лучших, а экспозиция ОАО "ММК" отмечена в числе наиболее привлекательных, посещаемых и респектабельных.
ОАО "ЧЭМК" наращивает выпуск ферросплавов. Коллектив освоил производство нового вида продукции - марганцовистых сплавов, ставших дефицитом в России. Электрометаллурги готовы обеспечить нужды отечественной металлургии в этом стратегически важном сырье.
В цветной металлургии Челябинской области успешно работающие предприятия - это ОАО "Уфалейникель", АООТ "Челябинский электролитный цинковый завод", ОАО "Челябинский электродный завод".
Так ОАО "Челябинский электродный завод" первым на Урале приступает к серийному производству двух новых видов продукции - обожженных анодов и микропористых подовых блоков для алюминиевой промышленности. В кратчайшие сроки на предприятии смонтировано уникальное вибропрессовое оборудование для выпуска этой продукции, пользующейся повышенным спросом у металлургов. В 2001 году основная ставка будет сделана на повышение качества, расширение производства конструкционных марок графита и особо чистых графитов, по выпуску которых ОАО "ЧЭЗ" является российским лидером.
ЗАО "Кыштымский медеэлектролитный завод" за достигнутые в 2000 году высокие результаты в области качества и внедрение высокоэффективных методов управления качеством удостоено правительственной премии.
Распоряжениями Губернатора области от 10.01.2000 № 6-р "О разработке Программы развития металлургического комплекса Челябинской области" и от 29.12.2000 № 2283-р предусмотрено выделение средств на финансирование мероприятий по "Программе развития металлургического комплекса области на период до 2010 года". Работа по разработке этой Программы продолжится в 2001 году по трем основным направлениям: состояние и перспективы развития собственной сырьевой базы металлургического комплекса Челябинской области; реструктуризация и модернизация предприятий металлургического комплекса, внутриобластная кооперация производителей и потребителей металлопродукции.
В машиностроении и металлообработке - одной из ведущих отраслей промышленности области прирост производства продукции составил 33,3 % относительно уровня 1999 года. Удельный вес машиностроительного комплекса в общем объеме производства промышленной продукции области составляет 15,3 %. По этому показателю отрасль занимает второе место после черной металлургии. В машиностроении и металлообработке насчитывается 1844 предприятия, из них 167 крупных и средних. На крупных и средних предприятиях отрасли трудится 41,5 % промышленно - производственного персонала области и сосредоточено 27,9 % основных фондов. В минувшем году в структуре отрасли увеличилась доля автомобильного и тракторного машиностроения (на 24,9 % и 3,2 % соответственно).
Высокими темпами работали ОАО "УралАЗ", ОАО "Южноуральский завод "Кристалл", ОАО Челябинский завод "Строммашина", ОАО "ЧТЗ", ОАО "Кыштымский машиностроительный завод", ОАО "Уральская кузница", ОАО "Станкомаш".
По основным видам продукции получен прирост по: грузовым автомобилям на 56,3 %; тракторам (включая бульдозеры) - 34,9 %; экскаваторам - 14,5 %; станкам металлорежущим - 8,2 %.
Вместе с тем, в машиностроении при росте производства по основным позициям номенклатуры снизилось производство автогрейдеров на 12,3 %, прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям на 7,1 %.
Положительных результатов добился ОАО "ЧТЗ" в решении вопросов повышения качества продукции. Вся экспортная продукция проходит дополнительную комплексную проверку у специалистов завода. На экспорт отправлено 123 машины, что в 5 раз больше, чем в 1999 году. На главном конвейере начата самостоятельная сборка гусеничных трубоукладчиков ТР-12 и ТР-20. Ранее эту продукцию завод выпускал в кооперации с другим машиностроительным заводом.
В 2000 году ОАО "УралАЗ" освоено производство вахтовых автобусов. Пущенный цех адаптирован к производству автобусов высокой проходимости, авторемонтных мастерских для нефтепромыслового комплекса и другой аналогичной спецтехники. На третьей Всероссийской выставке - ярмарке "Российский лес - 2000" ОАО "УралАЗ" был награжден дипломом "За организацию массового серийного производства специальных лесовозных автомобилей семейства "Урал". На 2001 год программа развития автозавода предполагает создание и производство целого комплекса самой разной спецтехники, в том числе для предприятий нефтегазовой и лесной промышленности, а также специализированной военной техники для Минобороны. Треть всех сходящих с конвейера автомобилей (до 300 в месяц) будет отправляться зарубежным заказчикам. Такого объема экспортных продаж ОАО "УралАЗ" достигнет впервые за 59 лет своего существования.
ОАО "Кыштымский машиностроительный завод" в 2000 году по сравнению с 1999 годом увеличил объемы экспорта горнодобывающего оборудования с 6 % до 10 %. Особым спросом на внешнем рынке сегодня пользуются производимые заводом станки подземного бурения СБУ-100ГА, УПБ, пневмоударники М-48 и буровые коронки к ним. Эта продукция была удостоена большой серебряной медали на международной промышленной выставке в г. Санкт-Петербурге и большой золотой медали на Всероссийском конкурсе 1000 лучших предприятий.
По итогам 2000 года ОАО Южноуральский завод "Кристалл" стал обладателем премии Правительства РФ за достигнутые значительные результаты в области качества продукции и внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Улучшение качества продукции сопровождалось неуклонным увеличением ее выпуска по всем показателям.
В промышленности строительных материалов в 2000 году получен прирост объема производства на 8,8 % по сравнению с 1999 годом. Высокие темпы роста на предприятиях: ООО "Челябинский завод ЖБИ № 1", ОАО "Уралгипс КНАУФ", ЗАО "Уралграфит", ОАО "Новокоалиновый ГОК".
Ниже уровня прошлого года произведено цемента на 3 %. Из трех предприятий, производящих цемент снижение объема допущено в ЗАО "Уралцемент" (г. Коркино) из-за ограничений завода по параметрам газа, неудовлетворительного снабжения сырьем (гипсом), несвоевременной поставки железной дорогой специальных вагонов.
В угольной отрасли за 2000 год шахтерами области добыто 4,4 млн. тонн угля, это ниже уровня 1999 года на 5,5 %. Снижение производства обусловлено простоями из-за плохих метеорологических условий в инверсионный период, ухудшением горно - геологических условий, прогрессирующим старением горно - шахтного оборудования и связанным с этим низким техническим оснащением производства, повышенной аварийностью. С учетом этих негативных факторов администрацией области разработана "Программа технического перевооружения ОАО "Челябинскуголь" на 2000 - 2001 годы".
В электроэнергетике произведено продукции на 10449,2 млн. руб., или 103,9 % к объему 1999 года. Выработано 20270 млн. квт. часов электроэнергии, что на 13,9 % выше уровня 1999 года. В течение 2000 года более чем в 3 раза увеличено производство электроэнергии в ОАО "Троицкая ГРЭС" по сравнению с предыдущим годом.
В химической отрасли производство снизилось на 36,9 % по сравнению с 1999 годом. Снижение обусловлено низкими показателями работы предприятий лакокрасочной подотрасли, которые занимают 53 % от общего объема: ОАО "Челак", ЗАО ПФ "Оксид". Произведено 8,2 тыс. тонн лакокрасочных материалов, что на 36,8 % ниже уровня 1999 года. Эти предприятия вынуждены сократить производство лакокрасочной продукции из-за высоких цен на сырье, которое получают из Башкирии.
После длительного простоя с октября 2000 года возобновил свою работу ЗАО "Челябинский завод оргстекла".
Администрацией области 14.03.2000 года было проведено отраслевое совещание с руководителями предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности. Организована работа эксперта - консультанта в рамках выполнения Соглашения по Нидерландской программе содействия управлению на предприятиях отрасли. Однако эти меры оказались недостаточными для обеспечения устойчивой работы отрасли.
По итогам работы за 2000 год произошло снижение объема промышленного производства данной отрасли на 11,6 % к уровню предыдущего года. Снизилось производство в лесозаготовительной подотрасли на 20,5 % и в деревообрабатывающей на 11,4 %. Значительный износ техники препятствовал ритмичной работе лесозаготовителей. Кроме того, из-за большого дефицита хвойных пород (около 18 %) в лесосечном фонде лесозаготовительные предприятия заготавливают в основном древесину из лиственных пород, что связано с высокими трудозатратами, низкой рентабельностью. Следует отметить предприятия, на которых возросло производство: ОАО "Ашинский пиролизно - химический завод", ООО "Миассмебель" и другие.
За 2000 год предприятиями легкой промышленности произведено продукции на 848,2 млн. руб., или 116,2 % к уровню 1999 года. В швейной подотрасли прирост составил 8,3 %, в кожевенно - меховой и обувной подотрасли - 37,3 %.
В целях реализации "Программы развития предприятий легкой промышленности области на 1999 - 2001 годы" комитетом по экономике совместно с комитетом по промышленности проведены отраслевые совещания с руководителями предприятий по итогам работы в 1999 году по итогам работы за первое полугодие 2000 года и перспективах развития. В рамках выполнения Соглашения по Нидерландской программе содействия управлению оказана консалтинговая помощь экспертом - консультантом предприятиям: ОАО "Пеплос", АООТ "Карталинская швейная фабрика", АОЗТ "Синегорье".
В легкой промышленности наиболее успешно работают предприятия: ЗАО "Обувная фирма "Юничел", ОАО "Челябинский трикотаж", ОАО "Пеплос", ОАО "Южуралкожа" и другие.
Крупнейший производитель в обувной промышленности области - ЗАО "Обувная фирма "Юничел" с удельным весом в легкой промышленности 30,4 %. На обувной фирме "Юничел" разработана программа, главной задачей которой стало увеличение объема продаж за счет резкого расширения ассортимента (выпускается около 10 новых фасонов обуви в год) и повышения качества выпускаемой обуви.
В настоящее время в ОАО "Пеплос" (г. Чебаркуль) нет проблем по реализации продукции: 96 % выпускаемой продукции реализуется через оптовую торговлю, 4 % через собственные точки розничной торговли. Загрузка мощностей составляет более 90 %. Проводится серьезная работа по изучению покупательского спроса населения, поиска новых рынков сбыта, повышения качества выпускаемых видов товаров, создания новых моделей продукции.
Стабильную работу пищевой промышленности в 2000 году обеспечили успешно работающие предприятия - это ОАО "Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича", ОАО "СИНКЛОС" (г. Златоуст), ОАО "Челябинскпиво", ОАО "Южуралкондитер" и другие.
За 2000 год значительный рост промышленного производства отмечен на крупных и средних предприятиях городов и районов области: Троицкого р-на (индекс физического объема 260 %), Нязепетровского р-на (154 %), г. Троицка (140,4 %), г. Златоуста (135 %), г. Пласта (128,2 %), г. Чебаркуля (126,7 %), г. Аши и Ашинского р-на (126,5 %), г. Усть-Катава (120,6 %), г. Касли и Каслинского р-на (119,7 %), г. Южноуральска (118,9 %), г. Челябинска (117,8 %), г. Верхнего Уфалея (116,6 %), г. Миасса (112,1 %), г. Еманжелинска (108,4 %), г. Карабаша (104,7 %), г. Сатки и Саткинского р-на (103,7 %), г. Магнитогорска (102,8 %), г. Карталы и Карталинского р-на (100,1 %).
Снижение объемов промышленного производства произошло в Кусинском р-не (индекс физического объема 83,2 %), г. Кыштыме (91,1 %), г. Коркино (93,3 %), г. Катав-Ивановске (94,4 %), г. Копейске (95,3 %), Чебаркульском районе (98,7 %).
Производство потребительских товаров в промышленности области за 2000 год составило 9056,9 млн. рублей, что на 12,5 % выше уровня 1999 года. В том числе пищевых продуктов произведено на 23 % больше, непродовольственных товаров на 7,8 %. В группе товаров народного потребления отмечен рост производства радиоприемных устройств на 24,8 %, часов бытовых на 33,9 %.
С ростом объемов производства в реальном секторе экономики предприятия транспорта увеличили перевозку грузов до 78,9 млн. тонн, или на 14,2 % по сравнению с прошлым годом, прирост достигнут за счет железнодорожных (на 18,2 %) и воздушных перевозок (на 42,2 %). Грузооборот увеличился на 8,1 %.
В 2001 году администрации области предстоит решить ряд задач, чтобы обеспечить дальнейшее развитие промышленности:
1. Реструктуризация промышленности на основе кооперационно - технологических связей, создание финансово - промышленных групп и холдингов.
2. Доработка Комплексной программы развития металлургии Челябинской области.
3. Обеспечение конкурентоспособности машиностроительного комплекса за счет реализации мер по созданию и производству современной и высокотехнологичной продукции.
4. Эффективное использование потенциала предприятий ОПК области для развития гражданских секторов экономики.
5. Дальнейшее развитие территориального заказа, внутриобластной и межрегиональной кооперации предприятий.
6. Оптимизация количества предприятий, работающих по толлинговой схеме, в машиностроительном и металлургическом комплексах.
7. Разработка и внедрение современных (прорывных) технологий в промышленности и торговле, развитие Интернет - экономики.
8. Внедрение систем управления качеством на предприятиях, организация сертификации продукции по международным стандартам.
9. Сокращение числа убыточных предприятий области, в том числе и сельскохозяйственных, путем их реструктуризации и финансового оздоровления.
10. Содействие в продвижении продукции предприятий оборонопромышленного комплекса области за счет обеспечения их участия в ежегодных Международных выставках вооружений и военной техники.
11. Разработка и реализация программы энергосбережения в Челябинской области на основе постоянного ведения топливно - энергетического баланса области.
12. Совершенствование информационного обеспечения бизнеса.
13. Разработка и реализация программы развития внешнеэкономической деятельности Челябинской области.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

По расчетным данным областного комитета государственной статистики в 2000 году освоено капитальных вложений на сумму 21626 млн. руб., что превышает уровень 1999 года на 20 %. Строительными организациями за отчетный период выполнен объем подрядных работ на сумму 12308,7 млн. руб., что больше на 17,3 %, чем за 1999 год.
Основными объектами производственного строительства, введенными в действие в 2000 году были:
- агрегат "печь-ковш" в кислородно - конвертерном цехе в ОАО "ММК",
- первая очередь установки по переработке шлаков в ОАО "ММК",
- печь для отжига извести в известково - доломитовом производстве в ОАО "ММК",
- цех по производству сигаретных изделий производительностью 3,5 млрд. изделий в год на табачной фабрике в г. Челябинске,
- участок антикоррозионного покрытия трубоэлектросварочного цеха мощностью 150 тыс. тонн в ОАО "ЧТПЗ",
- АТС на 17,15 тыс. номеров и международная телефонная станция мощностью 180 каналов ОАО "Связьинформ",
- завод дорожных битумов мощностью 150 тыс. тонн битума в год в п. Вахрушево,
- отделение брикетирования каустической пыли ЦМП-2 ОАО "Магнезит",
- участок по производству синтетических красителей мощностью 0,2 тыс. тонн в год на ОАО "Челак",
- цех по производству минераловатных плит мощностью 5 тыс. куб. м в год на ОАО "АКСИ".
Кроме того, проведена реконструкция доменных печей № 1 и 2 в ОАО "ММК".
Многие из этих объектов имеют региональное и федеральное значение.
В 2000 году за счет всех источников финансирования на объектах непроизводственной сферы введено в эксплуатацию:
- жилых домов общей площадью 677 тыс. кв. м, что на 6,5 % ниже уровня 1999 года (основная причина - снижение темпов индивидуального строительства);
- общеобразовательных школ на 3883 ученических мест, что в 3,6 раза больше, чем в 1999 г. (в г. Еманжелинске, п. Локомотивный, Красноармейском, Нязепетровском, Верхнеуральском и Нагайбакском районах);
- детских дошкольных учреждений на 305 мест, что в 6,1 раза больше, чем в 1999 году (в г. Озерске);
- больниц на 527 коек, что превышает уровень 1999 года в 2,1 раза (родильное отделение, хирургический корпус, пищеблок в г. Кусе, почечный центр и кожно - венерологическое отделение в г. Магнитогорске, онкологический центр в г. Челябинске), а также другие объекты.
Введено в действие: канализационных сетей 14,5 км, газовых сетей 6790,6 км, автомобильных дорог с твердым покрытием 100,7 км, магистральных нефтепроводов 17,2 км, линий электропередач 58,6 км.

Федеральные целевые программы
На 2000 год Министерством экономического развития и торговли РФ лимит капитальных вложений на реализацию федеральных целевых программ для администрации области был установлен в объеме 62,7 млн. рублей. Кроме того, за счет платежей по штрафным санкциям, доначисленным в 2000 году по результатам проверок Министерства по налогам и сборам РФ на строительство метро в г. Челябинске направлено 15,6 млн. рублей.
В пределах установленных лимитов полностью освоены средства на строительстве объектов федеральных целевых программ. Фактически профинансировано за счет средств федерального бюджета 62 млн. руб., или 98,9 % от годового лимита.

В том числе по программам:

   ----------------------------------T------------------------------¬

¦1. "Радиационная реабилитация ¦36,0 млн. руб. (годовой лимит ¦
¦Уральского региона и меры по ¦освоен и профинансирован ¦
¦оказанию помощи пострадавшему ¦полностью) ¦
¦населению" ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦2. "Жилище" ¦7,29 млн. руб. (91,2 % ¦
¦ ¦годового лимита) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦в том числе: ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦2.1. "Обеспечение жильем ¦2,9 млн. руб. (годовой лимит ¦
¦участников ликвидации последствий¦освоен и профинансирован ¦
¦аварии на Чернобыльской АЭС" ¦полностью) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦2.2. "Строительство жилых домов ¦4,0 млн. руб. (годовой лимит ¦
¦для особо нуждающихся в ¦освоен и профинансирован ¦
¦обеспечении жильем отдельных ¦полностью) ¦
¦социально незащищенных категорий ¦ ¦
¦граждан" ¦ ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦2.3. "Жилищные субсидии ¦0,39 млн. руб. (годовой лимит ¦
¦гражданам, выехавшим из районов ¦освоен и профинансирован ¦
¦Крайнего Севера" ¦полностью) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦3. Метрополитен ¦18,7 млн. руб. (годовой лимит ¦
¦ ¦освоен и профинансирован ¦
¦ ¦полностью) ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ ¦15,6 (дополнительные средства ¦
¦ ¦освоены и профинансированы ¦
¦ ¦полностью) ¦
L---------------------------------+-------------------------------


Во исполнение Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" в 2000 году в область поступило 132 сертификата на сумму 24,93 млн. рублей.
В 2001 году администрации области для стимулирования инвестиционной активности необходимо осуществить комплекс мер:
1. Разработка законов области "О залоговом фонде Челябинской области" и "О государственной казне Челябинской области".
2. Разработка областной целевой программы "Развитие лизинговой деятельности в Челябинской области".
3. Создание благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения инвестиций в экономику региона через стимулирование кредитной деятельности региональных банков.
4. Разработка и реализация программы по развитию жилищного строительства, внедрение системы ипотечного жилищного кредитования населения области.
5. Содействие развитию санаторно - курортного бизнеса и туризма в Челябинской области.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Объем произведенной продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в январе - декабре 2000 года составил 12161,4 млн. руб., или 88,8 % к уровню января - декабря 2000 года в сопоставимой оценке.
Растениеводство. На 1 января 2001 года в хозяйствах всех категорий сбор зерновых культур (в весе после доработки) составил 1050,7 тыс. т (66,5 % на соответствующую дату прошлого года), картофеля 416,9 тыс. т (73,9 %), овощей 147,5 тыс. т (82,9 %).
Животноводство. В прошедшем году в хозяйствах всех категорий прекратился спад поголовья крупного рогатого скота.
Так, поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий на 1 января 2001 года составило: крупного рогатого скота - 613,0 тыс. голов, или 101,0 % к соответствующему периоду прошлого года (в том числе коровы - 283,5 тыс. голов, или 99,8 %), свиней - 370,3 тыс. голов, или 102,4 %, овец и коз - 159,9 тыс. голов (93,0 %), птицы - 8369,5 тыс. голов, или 107,2 %.
Производство основных видов продукции животноводства в хозяйствах всех категорий в январе - декабре 2000 года составило: мяса (скот и птица на убой в живом весе) - 146,8 тыс. т (102,8 % к 1999 году), молока - 607,9 тыс. т (98,3 %), яиц - 948,5 млн. штук (109,2 %).
В январе - декабре 2000 года в сельскохозяйственных предприятиях на одну корову надоено в среднем 1904 кг молока, что на 3,1 % меньше, чем год назад, на одну курицу - несушку получено в среднем по 292 яйца, что на 7,7 % больше уровня прошлого года.
Ухудшение ситуации в сельском хозяйстве области по сравнению с прошлым годом вызвано крайне неблагоприятными природно - климатическими условиями.
Администрацией области уделяется пристальное внимание проблемам села. В области разработан проект программы по стабилизации сельскохозяйственного производства и функционирования агропромышленного производства до 2005 года, реализация мероприятий которой позволит стабилизировать ситуацию в сельскохозяйственном комплексе области.

ФИНАНСЫ

По данным управления Министерства РФ по налогам и сборам по Челябинской области поступления в бюджеты всех уровней на 01.01.2001 года составили 36,2 млрд. руб. (без ЗАТО - 24,9 млрд. рублей), в том числе в консолидированный бюджет области 25,1 млрд. руб. (без ЗАТО - 15,0 млрд. рублей), что соответственно в 1,5 и 1,2 раза выше (без ЗАТО - 1,7 и 1,4 раза выше) уровня соответствующего периода прошлого года.
Поступления по налогу на прибыль на 01.01.2001 года составили 12,7 млрд. руб. (без ЗАТО - 7,5 млрд. рублей), в том числе в консолидированный бюджет области 7,9 млрд. руб. (без ЗАТО - 4,5 млрд. рублей), что составляет 125 % и 95 % (без ЗАТО - в 154 % и 145 %) к уровню аналогичного периода прошлого года.
Поступления по подоходному налогу составили 3,9 млрд. руб. (без ЗАТО - 3,4 млрд. рублей), в том числе в консолидированный бюджет области 3,2 млрд. руб. (без ЗАТО - 2,9 млрд. рублей), что соответственно в 1,6 и 1,78 раза выше (без ЗАТО - в 1,7 и 1,8 раза выше) уровня прошлого года.
Поступления по налогу на добавленную стоимость составили 8,4 млрд. руб. (без ЗАТО 7,1 млрд. руб.) т.е. в 1,6 раза больше уровня аналогичного периода прошлого года (без ЗАТО в 2,7 раза выше), в том числе в консолидированный бюджет области 4,1 млрд. руб., или в 1,2 раза выше уровня аналогичного периода 1999 года (без ЗАТО - 1,6 млрд. рублей, или в 1,4 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года).
Наибольший рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечен в городах Аше, Магнитогорске, Верхнем Уфалее, Миассе, Пласте, Нагайбакском и Троицком районах.
По данным Комитета государственной статистики кредиторская задолженность по крупным и средним предприятиям области на 01.12.2000 г. достигла 90,6 млрд. рублей, просроченная кредиторская задолженность занимала 52,1 % от общего объема. Дебиторская задолженность крупных и средних предприятий на 01.12.2000 г. составила 44,5 млрд. рублей, на просроченную дебиторскую задолженность приходилось 43,5 % от общего объема.
Прибыль прибыльных предприятий (по кругу крупных и средних) по Челябинской области за январь - ноябрь 2000 года сложилась в сумме 24,2 млрд. руб., или в 1,8 раза выше, чем за аналогичный период прошлого года. Число убыточных организаций в процентах к общему числу предприятий уменьшилось на 10 процентных пункта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Меры администрации области в 2001 году в финансово - бюджетной сфере:
1. Выполнение системы мер по снижению кредиторской задолженности предприятий области, в том числе и через комплекс мероприятий по расшивке неплатежей между хозяйствующими субъектами.
2. Ужесточение требований к расходованию средств областного бюджета. Главным критерием должны стать социальная и экономическая эффективность реализуемых на территории области программ и проектов.
3. Инвентаризация деятельности организаций, осуществляющих розничную торговлю ГСМ, с целью внесения изменений в Закон области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
4. Инвентаризация деятельности государственных унитарных предприятий, разработка программ инвентаризации государственной собственности на территории области, в том числе и интеллектуальной.
5. Разработка и реализация концепции реформирования межбюджетных отношений в Челябинской области.
6. Инвентаризация и реальное сокращение льгот по плате за землю для расширения налоговой базы региона.
7. В целях усиления контроля за использованием бюджетных средств завершить перевод на казначейскую систему исполнения бюджета.
8. Реализация системы мер, направленных на легализацию доходов предприятий области, минимизирующих их через ЗАТО и другие оффшорные зоны за счет использования различных схем.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

С ростом объемов производства в реальном секторе экономики, увеличением заработной платы и реальных располагаемых доходов населения стабилизировалась ситуация на потребительском рынке.
Этому способствовала и проводимая администрацией области в 2000 году работа в следующих направлениях:
по созданию современных торговых комплексов с налаженной системой контроля качества и культуры торговли, способствующих восстановлению оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров, более полной собираемости налогов (торговый комплекс "Азия", бизнес-центр "Спиридонов", супермаркет "Панорама" в Челябинске, крытые рынки в Златоусте, Троицке и др.);
по организации и проведению межрегиональных выставок - ярмарок "Комфорт", "Мебель-2000: стиль и дизайн", "Мужчина и женщина", "Очарование", "Уральская торговая ассамблея", "Уральская зимушка", способствующих наполнению потребительского рынка товарной массой, расширению предложения товаров и поддержки конкуренции на потребительском рынке, созданию благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей;
по лицензированию торговли изделиями из драгоценных металлов, аудио - видеопродукцией, пиротехническими изделиями, пивом и табачными изделиями, минеральной водой, транспортными средствами, способствующему защите прав потребителей;
по сертификации услуг, оказываемых предприятиями общественного питания, мастерскими по ремонту телерадиоаппаратуры, бытовой техники, транспортных средств, химчистками, парикмахерскими. Проведена подготовительная работа к проведению сертификации услуг, оказываемых предприятиями розничной торговли;
по совершенствованию нормативной базы в сфере производства и оборота алкогольной продукции в целях усиления государственного контроля и увеличения налоговых поступлений в бюджет. Подготовлен ряд постановлений Губернатора области, которыми утвержден порядок прохождения идентификации спиртных напитков, поступающих в розничную продажу на территории области, введена система контроля за ввозом алкогольной продукции железнодорожным и автомобильным транспортом из других регионов России и зарубежных стран.
В результате в 2000 году на потребительском рынке области наблюдались следующие положительные изменения:
оборот розничной торговли достиг 39,6 млрд. рублей (114,2 % к уровню 1999 года в сопоставимых ценах), оборот общественного питания - 2,3 млрд. руб. (109,5 %), объем платных услуг населению - 11,3 млрд. рублей (111,1 %);
увеличение производства товаров народного потребления на 12,5 %, повышение удельного веса отечественных товаров в товарной массе;
замедление роста потребительских цен с 191 % в 1999 году до 125,6 % в 2000 году;
увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения и рост покупательной способности населения.
При этом необходимо отметить, что темпы прироста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах по Челябинской области в январе - ноябре 2000 года (16,1 %) в 2 раза выше, чем в среднем по Уральской Ассоциации (8,1 %) и по Российской Федерации (8,6 %) (данные за год отсутствуют).
Вместе с тем, на потребительском рынке имели место и отрицательные моменты:
низкий уровень культуры обслуживания населения, нарушение правил торговли и ценообразования, низкое качество реализуемых потребительских товаров;
темпы роста поступлений по налогу с продаж отстают от темпов роста денежных доходов населения и оборота розничной торговли более чем на 20 процентных пунктов. Сокрытию объемов оборота розничной торговли способствует отсутствие у многих организаций розничной торговли контрольно - кассовых машин. Так, из 1336 проверенных в 2000 году Госторгинспекцией торговых организаций 29 % работали без применения ККМ.
В целях устранения отмеченных недостатков администрации области, органам местного самоуправления и налоговым органам необходимо решить следующие задачи в 2001 году:
1. Разработка комплекса мер по обеспечению контроля за деятельностью товарно - вещевых и продовольственных рынков, повышение эффективности работы торговых отделов и управлений.
2. Усиление контроля за деятельностью предприятий и организаций по соблюдению законодательства о применении контрольно - кассовых машин.
3. Пересмотр перечня торговых организаций, осуществляющих денежные расчеты с населением без применения ККМ.
4. Организация проверки убыточных предприятий розничной торговли.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Состояние денежных доходов населения в 2000 году свидетельствует о сохранении и развитии положительных тенденций, в показателях, определяющих уровень жизни населения Челябинской области:
- общая сумма денежных доходов населения по предварительным данным составила 82439 млн. рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 44,2 %, в том числе: фонд оплаты труда по предварительной оценке составит 33700 млн. рублей (рост на 46,1 %),
- реальные располагаемые денежные доходы населения в 2000 году возросли по сравнению с 1999 годом на 14 %,
- среднемесячный денежный доход на душу населения увеличился с 1294,8 руб. до 1870,7 руб. (144,5 % к 1999 году),
- среднемесячная заработная плата выросла в 2000 году до 2053,6 рублей и увеличилась на 45,6 %,
- в структуре денежных доходов населения незначительно увеличился удельный вес заработной платы с 39,6 % в 1999 г. до 40,9 % в 2000 г.,
- рост реального среднего размера пенсий превысил рост инфляции на 28,6 %,
- соотношение среднего размера пенсий и среднего размера заработной платы в 2000 году выросло с 26,9 % до 35,1 %.
Денежные расходы населения в 2000 году составили 69260 млн. рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 42 %.
В структуре использования денежных расходов:
- снизился удельный вес в общем объеме денежных доходов населения покупки товаров и оплаты услуг с 64,7 % в 1999 году до 64,0 % в 2000 году за счет оттока средств населения в сторону накопления и сбережений,
- значительно сократилась активность населения на рынке наличной иностранной валюты, обусловленная стабильным в течение года курсом доллара (доля доходов населения, направляемая на покупку валюты снизилась, с 8 % в 1999 году до 6,4 % в 2000 году),
- увеличился удельный вес налогов и других обязательных платежей в общей сумме доходов населения, с 7,2 % в 1999 году до 8 % в 2000 году.
Сумма просроченной задолженности по выплате заработной платы на 1 января 2001 года снизилась по сравнению с той же датой прошлого года на 35,6 % и составила в целом по области 1040,3 млн. рублей, в том числе 99,7 % приходится на долги предприятий и организаций и 0,3 % - на долги бюджетов всех уровней.
В целом динамика уровня жизни населения в 2000 году позволяет отметить следующие положительные тенденции:
- продолжается рост реальных располагаемых денежных доходов населения,
- повышаются среднедушевые доходы населения,
- увеличивается среднемесячная начисленная номинальная заработная плата,
- существенно снизилась просроченная задолженность по заработной плате,
- увеличилась доля вкладов и сбережений населения, наметилась тенденция к росту накоплений,
- рост объемов производства промышленной продукции практически соответствует росту реальной заработной платы: 16 и 15,9 % соответственно.
Вместе с тем, усиливается межотраслевая дифференциация заработной платы в среднем на 4 %, темпы погашения задолженности в производственных отраслях существенно отстают от темпов погашения задолженности в социальной сфере.
Меры, администрации области в 2001 году, направленные на улучшение уровня жизни населения:
1. Активизация работы областной трехсторонней комиссии в рамках развития системы социального партнерства в регионе.
2. Организация проведения соревнований между городами и районами области за достижение высоких социально - экономических показателей.
3. Разработка механизма реализации закона области "О согласованном регулировании уровня жизни населения Челябинской области".
4. Продолжение работы по газификации городов и районов Челябинской области.
5. Обеспечение снижения уровня безработицы за счет финансирования программ, реализуемых службой занятости, и реализации программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Челябинской области.
6. Реализация программы летнего оздоровления и отдыха детей в Челябинской области.
7. Разработка программ развития крестьянских и фермерских хозяйств на территории области.
8. Реализация программы переселения жителей Челябинской области из ветхого и аварийного жилищного фонда.

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Ситуация на рынке труда, определяемая состоянием экономики области, в 2000 году в основном оставалась стабильной, что нашло свое отражение в развитии сферы занятости. С начала года наблюдалась устойчивая тенденция снижения напряженности на рынке труда. Почти во всех территориях области снизился по сравнению с началом года уровень безработицы, сократился разрыв между спросом и предложением рабочей силы, уменьшились процессы высвобождения работников.
Численность официально зарегистрированных безработных 1 января 2001 года составила 16,1 тыс. человек, или на 17,7 % меньше, чем на 01.01.2000 года. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9 % от численности экономически активного населения и снизился на 0,2 процентных пункта по сравнению с 1 января 2000 года. Уровень безработицы сохраняется на этой отметке в течение последних восьми месяцев.
В течение 2000 года численность предполагаемых к высвобождению работников, заявленная в органы службы занятости, составила 9808 чел., что в 1,5 раза меньше, чем в прошлом году.
Потребность в рабочих и специалистах, заявленная предприятиями в органы службы занятости, на 1 января 2001 года составила 7,8 тыс. чел., что в 1,5 раза больше, чем на эту же дату прошлого года. Это обусловило снижение напряженности на регистрируемом рынке труда. Коэффициент напряженности на 1 января 2001 года составил 2,7 незанятых граждан, претендующих на 1 вакансию, в то время как на 01.01.2000 года на одну вакансию претендовало 4,6 незанятых граждан. В 2000 году 114,8 тысяч граждан при содействии органов службы занятости нашли работу (доходное занятие), в том числе 27,9 тысяч безработных граждан. Уровень трудоустройства по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился с 67,9 до 75,2 %.
За 2000 год в рамках квоты было трудоустроено 4780 чел., что на 11,5 % больше, чем за прошлый год.
В прошедшем году не произошло значительных изменений в дифференциации территорий области по уровню безработицы. В 24-х территориях уровень безработицы превысил среднеобластной, из них в 3-х территориях (г.г. Катав-Ивановск, Карабаш, Нязепетровский район) уровень безработицы превысил среднеобластной более чем в 5 раз.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

За прошедший год администрацией области совместно с муниципальными образованиями, общественными объединениями предпринимателей предприняты определенные шаги в сфере развития малого предпринимательства на территории Челябинской области.
В комитете по экономике администрации области создан центр поддержки предпринимательства.
С целью создания благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на территории Челябинской области была разработана и утверждена постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 25.11.99 г. № 680 "Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 2000 год". В рамках реализации мероприятий данной Программы в 2000 году была проделана следующая работа:
1. Разработан и принят Закон области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области".
2. На территории области введен журнал учета субъектами малого предпринимательства инспекторских проверок, что позволило сократить количество необоснованных проверок субъектов малого бизнеса контролирующими органами.
3. Для обеспечения субъектов малого предпринимательства оперативной экономической, правовой, производственно - технологической и иной информацией в сети Интернет создан Веб-сервер "Малый бизнес Челябинской области", постоянно обновляется база данных "Оборудование для малого бизнеса, производители, поставщики, лизингодатели", издан первый номер информационного бюллетеня по малому бизнесу.
4. Совместно с местными администрациями созданы информационно - консультационные центры в городах Троицке, Чебаркуле, Коркино, Усть-Катаве, Южноуральске, Карабаше и Кусинском районе.
5. Для начинающих предпринимателей проведены бесплатные семинары в 11 городах и районах области по программе "Создание собственного дела. Бизнес - планирование".
6. В целях формирования положительного общественного мнения о деятельности субъектов малого бизнеса среди средств массовой информации проведен конкурс на лучшее освещение темы "Малый бизнес в Челябинской области", итоги которого были подведены 15 января 2001 года.
7. Для выявления причин, тормозящих развитие малого бизнеса в Челябинской области, а также для определения целей содействия развитию малого бизнеса со стороны органов власти в сентябре - октябре был проведен мониторинг состояния субъектов малого предпринимательства на территории Челябинской области.
8. Подписано соглашение между Челябинским областным комитетом профсоюза работников среднего и малого бизнеса, Ассоциацией предпринимателей малого и среднего бизнеса области и администрацией области на 2001 год.
9. Проведены: научно - практическая конференция "Проблемы становления и развития малого бизнеса", II Съезд представителей малого бизнеса Челябинской области, I Съезд представителей малого бизнеса Уральского региона.
В результате реализации мероприятий "Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 2000 год" были достигнуты следующие показатели:
1. К концу 2000 года на территории Челябинской области осуществляют хозяйственную деятельность более 19,1 тысяч малых предприятий и около 130 тысяч индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Только за 9 месяцев 2000 года зафиксирован рост количества малых предприятий на 1643, индивидуальных предпринимателей - на 3645 человек.
2. Малые предприятия в 2000 году обеспечили рабочими местами 154366 человек, что на 12,1 %, или на 16650 человек выше, чем в 1999 году.
3. Выпуск товаров и услуг малых предприятий за январь - сентябрь прошлого года составил более 8,9 млрд. рублей, что на 18 % выше, чем в 1999 году.
4. В ряде городов и районов области (г.г. Южноуральск, Кыштым и др.) до 40 % налоговых поступлений в местные бюджеты обеспечиваются за счет деятельности малого бизнеса.
Комитетом по экономике администрации области совместно с Общественным координационным советом по предпринимательству разработана и утверждена постановлением Законодательного собрания от 30.11.2000 г. № 1021 "Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области на 2001 - 2002 годы".
Основными мерами реализации "Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области" на 2001 год являются:
1. Формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный предпринимательский климат, в т.ч. разработка проекта Закона Челябинской области "О защите прав и законных интересов предпринимателей".
2. Преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.
3. Оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность по приоритетным направлениям, в том числе частичная компенсация затрат по уплате процентов по кредитам коммерческих банков, предоставленным на реализацию инвестиционных проектов.
4. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с целью оказания адресной методической, информационной, консультационной, учебно - образовательной и юридической поддержки.
5. Продвижение продукции субъектов малого предпринимательства на рынки России и зарубежных стран, в т.ч. участие в подготовке и проведении регионального съезда представителей малого бизнеса.
Результатом реализации мероприятий этой Программы в 2001 году станет:
1. Увеличение количества малых предприятий до 20,0 тыс. ед. и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица до 135 тыс. человек.
2. Создание 20 тысяч новых рабочих мест.
3. Ежегодный прирост физического объема продукции и услуг, выпускаемых малыми предприятиями на уровне не ниже 6 %, или в 2001 году - на 3 млрд. рублей.
4. Увеличение объема прибыли, получаемой малыми предприятиями, на 170 млн. рублей.
5. За счет суммарного эффекта от реализации мероприятий Программы увеличение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области должно составить не менее 10 %.

ПРИВАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Приватизация
По состоянию на 1 января 2001 года в Челябинской области в основном приватизированы все крупные предприятия промышленности, автомобильного транспорта, строительства, связи, практически завершена приватизация предприятий торговли, общественного питания бытового обслуживания, пищевой и перерабатывающей промышленности. Определенный потенциал дальнейшей приватизации остался в оборонной, легкой, пищевой промышленности, автотранспортном и аптечном хозяйстве, книжной торговле, незавершенном строительстве, а также по объектам недвижимости.
Всего приватизировано 4707 объектов. Преобразованы в акционерные общества 455 государственных предприятий, с суммарным уставным капиталом 38,4 млн. рублей.
Доходы от продажи государственного имущества за 2000 год в областной бюджет составили 13,8 млн. рублей, в том числе от продажи акций 9,1 млн. рублей.

Состав государственного имущественного комплекса
По состоянию на 1 января 2001 года в реестр государственного имущества, расположенного на территории Челябинской области, включены:
895 организации федеральной формы собственности, в том числе 164 предприятия, 731 учреждение;
280 организаций областной формы собственности, в том числе 129 предприятий, 151 учреждение.
За 2000 год исключено: из реестра федерального имущества - 394 объекта недвижимости, из реестра государственной собственности Челябинской области - 208 объектов учета.

Управление государственным имуществом
По состоянию на 1 января 2001 года заключены или возобновлены контракты с 17 руководителями государственных унитарных предприятий, расторгнуты 8 контрактов с руководителями государственных унитарных предприятий, внесены изменения (дополнения) в условия 14 контрактов.
По данным Главного финансового управления государственными унитарными предприятиями за 2000 год перечислено в областной бюджет 8,7 млн. рублей.
В целях приведения учредительных документов государственных предприятий в соответствие с действующим законодательством, внесены изменения в Уставы 52 предприятий (30 - областной, 22 - федеральной собственности).
За 2000 год проведено проверок использования государственного имущества в отношении 35 организаций.

Аренда государственного имущества
На начало 2001 года действует 752 договора на аренду государственного имущества, в том числе 441 - федерального, 311 - областного имущества.
За 2000 год в областной бюджет перечислено доходов от сдачи в аренду государственного имущества 7,5 млн. рублей.
В целях сохранения и эффективного использования государственного имущества в 2001 году администрации области необходимо обеспечить реализацию программы управления государственной собственностью Челябинской области и приватизации государственного имущества Челябинской области.

СОСТОЯНИЕ ПРАВОПОРЯДКА

С экономическим ростом в 2000 году наметилась тенденция некоторой стабилизации криминогенной обстановки на территории области. Зарегистрировано 82691 преступление, что на 5,4 % меньше по сравнению с прошлым годом.
Сократилось количество зарегистрированных преступлений по линии криминальной милиции на 3,6 %, в том числе количество тяжких преступлений на 7,8 %, по линии милиции общественной безопасности - на 11,6 %.
На территории 28 городов и районов области отмечено сокращение количества зарегистрированных преступлений. Уровень преступности в расчете на 10 тыс. населения сократился с 237,7 до 224,8 преступлений.
Общая раскрываемость преступлений составила 64,5 % и выросла на 3,6 %, по линии криминальной милиции - 55,7 % (на 5,1 %), по линии милиции общественной безопасности - 98,2 % (на 0,3 %).
За 2000 год в области произошло 5270 пожаров, прямой материальный ущерб возрос на 14,4 % и составил 35,9 млн. рублей.
Исходя из вышеизложенного следует, что в области сохраняется сложная оперативная обстановка, а криминальный фактор, по-прежнему остается одной из основных угроз социально - экономическому развитию области и безопасности ее граждан.
В целях укрепления законности и правопорядка в 2001 году в области будут реализовываться мероприятия программ "По усилению борьбы с преступностью в Челябинской области на 2001 - 2003 годы" и "Противодействие злоупотреблению и незаконному обороту наркотических средств на 1999 - 2003 годы".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru