Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Челябинского областного суда от 29.01.2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПУНКТА 3 ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 3, ПУНКТА 3 СТАТЬИ 5, ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 3, ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 9 В ЧАСТИ СОГЛАСОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВ И РЕЖИМОВ ОТПУСКАЕМОЙ ЭНЕРГИИ С ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, А ТАКЖЕ В ЧАСТИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА ЭНЕРГИЮ, ЗАКОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.12.1995 ГОДА № 12-ОЗ "ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.






ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 29 января 2001 года

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего: Загвоздиной Л.Ю.
с участием прокурора: Балакиной Г.Ф.
при секретаре: Самойловой Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Челябинской области о признании противоречащими федеральному законодательству некоторых положений Закона Челябинской области от 23.12.1995 г. номер 12-ОЗ "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в Челябинской области",
УСТАНОВИЛА:

Законодательным собранием Челябинской области 23.12.1995 г. принят закон области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в Челябинской области".
Прокурор Челябинской области обратился в суд с заявлением о признании п. 3 ч. 3 ст. 3, п. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ст. 11 указанного закона противоречащими федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель прокуратуры заявленные требования поддержала только в части признания противоречащими федеральному законодательству п. 3 ч. 3 ст. 3, п. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 8, ч. 2 ст. 9 в части согласования количества и режимов отпускаемой энергии с энергоснабжающими организациями, а также в части порядка формирования цены на энергию. В обоснование заявленных требования прокурор указал, что предусмотренное п. 3 ч. 3 ст. 3 областного закона в качестве средства контроля за использованием топливно - энергетических ресурсов проведение экспертизы энергетического оборудования юридических и физических лиц, включенных в сферу действия программ энергосбережения, противоречит Федеральному закону "Об энергосбережении", которым такой формы контроля не предусмотрено. Пункт 3 ст. 5 областного Закона, устанавливающий в качестве источников формирования целевых средств для финансирования работ по энергосбережению отчисления от стоимости фактически израсходованных предприятиями области топливно - энергетических ресурсов, противоречит ст. 18 Федерального закона "Об основах налоговой системы в РФ", согласно которой введение органами государственной власти дополнительных отчислений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, недопустимо. Определяя в ч. 3 ст. 8 порядок предоставления льгот потребителям электроэнергии, областной законодатель превысил свои полномочия, поскольку порядок предоставления таких льгот устанавливается Правительством Российской Федерации. Часть 2 ст. 9 областного Закона, предусматривающая возможность отпуска электроэнергии в сети производителей тепловой и электрической энергии, не входящих в территориальные энергоснабжающие организации, а также в части порядка формировании цены на энергию, противоречит федеральному закону "Об энергосбережении", где предусмотрен иной порядок решения вышеуказанных вопросов.
Представители Законодательного собрания и Администрации Челябинской области в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель главного управления юстиции по Челябинской области Буланов П.Ю. поддержал заявленные прокурором области требования и доводы в обоснование заявления.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав все материалы дела, заслушав заключение прокурора об удовлетворении заявления, судебная коллегия считает необходимым заявленные прокурором Челябинской области требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона Челябинской области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в Челябинской области", контроль за использованием топливно - энергетических ресурсов осуществляется посредством введения, в том числе, экспертизы энергетического оборудования юридических и физических лиц, включенных в сферу действия программ энергосбережения. Такая форма контроля за использованием топливно - энергетических ресурсов действительно не предусмотрена Федеральным законом РФ "Об энергосбережении", принятого Государственной Думой 13.03.1996 г. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об энергосбережении" законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку соглашениями между Правительством Российской Федерации и Администрацией Челябинской области от 04.06.1997 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Челябинской области и от 13.06.1998 г. о разграничении полномочий в сфере топливно - энергетического комплекса установление форм контроля за использованием топливно - энергетических ресурсов не отнесено к полномочиям администрации области, устанавливать новую форму такого контроля, как экспертиза энергетического оборудования, законодатель области был не вправе. Введение экспертизы энергетического оборудования юридических и физических лиц, включенных в сферу действия программ энергосбережения, нарушает права указанных лиц, устанавливая для них дополнительные обязанности, не предусмотренные в этой сфере деятельности федеральным законодательством. Поэтому п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона области следует признать противоречащим федеральному законодательству.
Одним из источников формирования целевых средств для финансирования работ по энергосбережению, как указано в п. 3 ст. 5 Закона Челябинской области, являются отчисления от стоимости фактически израсходованных предприятиями области топливно - энергетических ресурсов, закладываемые в качестве инвестиционных составляющих энергосбережения в тарифы. Федеральным законодательством такого рода отчисления не определены. Согласно ч. 2 ст. 18 Закона РФ номер 2118-1 от 27.12.1991 г. "Об основах налоговой системы в РФ" органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки, установленных налогов и налоговых платежей. Таким образом, требования прокурора о признании п. 3 ст. 5 областного закона противоречащим федеральному законодательству обоснованы и подлежат удовлетворению.
Частью 3 ст. 8 Закона Челябинской области установлено, что порядок предоставления льгот потребителям, взявшим на себя обязательства по улучшению показателей эффективности использования топливно - энергетических ресурсов, определяется постановлением Главы администрации Челябинской области. Данное положение областного Закона противоречит ч. 1 ст. 14 Федерального закона, в соответствии с которой потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 9 областного Закона указано, что производители тепловой и электрической энергии, не входящие в территориальные энергосберегающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети указанных энергоснабжающих организаций в количествах и режимах, согласованных с областной энергетической комиссией, по договорной цене, составляющей не ниже 85 % от среднего действующего тарифа. Поскольку ч. 2 ст. 14 Федерального закона "Об энергосбережении" предусмотрено вышеуказанное согласование еще и с самой энергоснабжающей организацией, причем энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в порядке, утвержденном региональными энергетическими комиссиями, чего нет в законе области, который ко всему сам определил минимальный размер договорной цены, вышеуказанные положения областного закона также следует признать противоречащим федеральному законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 50, 192 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
РЕШИЛА:

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу п. 3 ч. 3 ст. 3, п. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 8, ч. 2 ст. 9 в части согласования количеств и режимов отпускаемой энергии с энергоснабжающими организациями, а также в части порядка формирования цены на энергию, закона Челябинской области от 28.12.1995 г. номер 12-ОЗ "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в Челябинской области".
Обязать Законодательное собрание Челябинской области опубликовать решение суда в части признания вышеуказанных положений областного закона противоречащими федеральному законодательству в газете "Южноуральская панорама".
Решение в десятидневный срок может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации.

Председательствующий: Л.Ю.ЗАГВОЗДИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru