Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Главного управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области от 20.03.2001 № 28-1
<О ПРОВЕДЕНИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД СИМ" АШИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 20 марта 2001 г. № 28-1

Главным управлением Министерства юстиции РФ по Челябинской области проведена юридическая экспертиза Устава муниципального образования "Город Сим" Ашинского района Челябинской области.
По результатам экспертизы установлено, что Устав в целом не противоречит действующему федеральному законодательству, однако имеются следующие замечания.
Абзац 2 пункта 2 ст. 9 Устава необходимо привести в соответствие со ст. 46 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 04.08.2000 № 107-ФЗ), в которой указано, что граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 04.08.2000 № 107-ФЗ) в ведении органов местного самоуправления находятся вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 указанной статьи, вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Исходя из этого, следует отредактировать формулировку абзаца 1 ч. 1 ст. 10 Устава.
В абзаце 3 пункта 1 ст. 10 Устава указано, что в ведении муниципального образования находятся полномочия, переданные органами государственной власти по договору. В соответствии с пунктом 4 ст. 6 Федерального закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 7 статьи 15 Устава предусматривается, что органы местного самоуправления осуществляют контроль за соответствием использования земель и других природных ресурсов... установленным в городе правилам пользования земельными и другими природными ресурсами, однако пунктом 8 ст. 2 Закона Челябинской области от 05.12.1997 № 30-ЗО "О разграничении предметов ведения муниципальных образований в Челябинской области" определение в соответствии с земельным законодательством правил пользования природными ресурсами отнесено к предметам ведения районов, городов областного значения и городов с территориальными районами.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 8 пункта 2 статьи 16 Устава, а не абзац 8 статьи 16 Устава.
   ------------------------------------------------------------------

В абзаце 8 ст. 16 Устава указано, что доход городского бюджета состоит от доходов предприятий смешанных форм собственности с долевым участием муниципального образования. Подобный термин не знаком современному гражданскому законодательству. Можно предположить, что разработчиками Устава под "предприятиями смешанной формы собственности" подразумевались хозяйственные общества и товарищества, уставные капиталы которых изначально могут формироваться за счет имущества различных форм собственности. Однако в подобных случаях неверно говорить о формировании "смешанной собственности", т.к. в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ указанное имущество является собственностью создаваемого юридического лица, а его учредители приобретают в отношении данного юридического лица лишь обязательственные права, не сохраняя вещных прав на переданное имущество.
В пункте 3 ст. 19 Устава говорится, что возмещение депутатам городского Совета, не работающим в городском Совете на постоянной основе, среднего заработка за время их участия в заседаниях городского совета, комиссиях, в которые они избраны, и других случаях, предусмотренных законодательством и решениями городского Совета, осуществляется из средств городского бюджета в порядке, установленном городским Советом депутатов. Однако, в соответствии со ст. 29 Закона Челябинской области от 04.04.1997 № 5-ЗО "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Челябинской области" депутат, осуществляющий деятельность на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности. На этот период за депутатом сохраняется место работы (должность) и среднемесячный заработок.
В соответствии со ст.ст. 5, 44, 46 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в ведении Российской Федерации находится осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, включающего контроль за соблюдением санитарного законодательства, который осуществляет государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ. В связи с этим осуществление городским Советом контроля за соблюдением санитарных норм (ч. 3 ст. 26 Устава) представляется не вполне корректным.
Определение муниципального служащего, изложенное в части 1 ст. 36 Устава, не соответствует определению муниципального служащего, предусмотренного ст. 7 Федерального закона от 08.01.1998 № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" (с изм. от 13.04.1999).
Часть 4 ст. 44, ч. 2 ст. 45 Устава содержит ограничение пассивного избирательного права проживанием на территории муниципального образования, что прямо противоречит ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 марта 1999 г.).
Пункт 2 статьи 57 Устава, содержащий ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством, необходимо привести в соответствие с Федеральным законом от 04.08.2000 № 107-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пункт 5 ст. 61 Устава противоречит пункту 3 ст. 13 Федерального закона от 19.09.1997 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов.
Согласно ч. 6 ст. 61 Устава в случае досрочного прекращения полномочий городского Совета новые выборы проводятся в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня прекращения полномочий. Тогда как часть 5 статьи 7 Закона Челябинской области от 11.12.1998 № 57-ЗО (ред. от 29.12.2000) "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области" предусматривает, что выборы в этом случае назначаются не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
Необходимо отметить, что в Уставе отсутствуют положения о видах, порядке принятия и вступления в силу правовых актов городского Совета, главы сельсовета, положения о порядке и условиях ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, которые согласно п. 8 ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 19, ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязательно должны содержаться в Уставе муниципального образования.

Начальник
Главного управления
Министерства юстиции РФ
по Челябинской области,
государственный советник
юстиции 3 класса
В.Ф.СТЕПАНИЩЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru