Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИЯ Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области от 01.06.2001
"ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1991 - 2000 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.






МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 1 июня 2001 года

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1991 - 2000 ГОДЫ

НАСЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ:

Наличное 3656,4 тыс. чел.
Экономически активное 1824,0 тыс. чел.
Занятое 1573,5 тыс. чел.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ

В административную структуру области входит 84 муниципальных образования, в том числе 30 городов, 24 района, 30 поселков городского типа.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые бюро по трудоустройству и информации населения в Челябинской области были созданы в 1972 году в г.г. Копейске и Магнитогорске. Вскоре такие бюро были созданы в г.г. Челябинске и Златоусте.

   --------------T------------T------------T------------T-----------¬

¦Трудоустроено¦1972 - 1975 ¦1976 - 1980 ¦1981 - 1985 ¦ Всего, ¦
¦ населения, ¦ г.г. ¦ г.г. ¦ г.г. ¦1972 - 1985¦
¦(тыс. чел.) ¦ ¦ ¦ ¦ г.г ¦
¦ +------------+------------+------------+-----------+
¦ ¦ 33,1 ¦ 118,0 ¦ 149,6 ¦ 300,7 ¦
L-------------+------------+------------+------------+------------


Результаты деятельности первых бюро по трудоустройству населения показали растущее народнохозяйственное значение службы трудоустройства и ее экономический эффект в вопросах рационального регулирования и использования трудовых ресурсов.

ЧИСЛЕННОСТЬ ГРАЖДАН,
ТРУДОУСТРОЕННЫХ БЮРО ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ
ЗА 1972 - 1985 ГОДЫ

тыс. чел.
/\
¦ 134,8
¦
   -------¬

¦ ¦::::::¦ 103,8
¦ ¦::::::¦
   -------¬

¦ ¦::::::¦ ¦::::::¦
¦ ¦::::::¦ ¦::::::¦ 50,5
¦ ¦::::::¦ ¦::::::¦
   -------¬

¦ ¦::::::¦ ¦::::::¦ 11,6 ¦::::::¦
¦ ¦::::::¦ ¦::::::¦
   -------¬       ¦::::::¦

¦ ¦::::::¦ ¦::::::¦ ¦::::::¦ ¦::::::¦
L---+------+---T---+------+---T---+------+---T---+------+---¬
Челябинск Магнитогорск Златоуст Копейск

В июле 1987 года начало работать областное бюро по трудоустройству населения.
После принятия решения о создании государственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения, охватывающей все районы, города, области, края и республики в Челябинской области был создан областной центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения. 1 октября 1988 года утверждены штаты областного центра, городских и районных бюро в количестве 162 чел.
В июне 1991 года на базе областного центра была создана государственная служба занятости, образовано 40 городских и районных бюро занятости населения. В дальнейшем служба была преобразована в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА
В 1991 - 2000 ГОДЫ

В настоящее время в составе службы занятости - аппарат Департамента и 40 центров занятости населения. В составе центров - 8 филиалов, расположенных в отдаленных городах и поселках области. В службе занятости работают 982 человек, включая 719 сотрудников Департамента и центров занятости населения. Женщины составляют 65,1 %; специалисты с высшим образованием - 645 человек или 95,7 %; средний возраст работающих - 44 года.
Вся деятельность, проводимая областной службой занятости населения, базируется на творческой, компетентной, высококвалифицированной работе специалистов областной СЗН.
Постоянно идет процесс совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки кадров на федеральном, региональном и местном уровне.

СВЕДЕНИЯ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

чел.
/\ 1604
¦ 1519
   ---¬

¦
   ---¬   ¦::¦

¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦ 945
¦ 837 ¦::¦ ¦::¦
   ---¬

¦
   ---¬   ¦::¦   ¦::¦          ¦::¦

¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ 686 ¦::¦ 633 635
¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
   ---¬   ¦::¦       
   ---¬
   ---¬

¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ 520 ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
   ---¬   ¦::¦   ¦::¦

¦ 128 ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ---¬ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
L-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-¬
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

   ---¬

¦::¦ - повысили квалификацию
L---


Государственная политика занятости направлена на предотвращение роста безработицы, смягчение социальной напряженности, переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений, повышение стимулов к активному поиску работы безработных граждан, повышение сбалансированности количества предложения рабочей силы и числа рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, повышение мобильности трудовых ресурсов, и как следствие - увеличение уровня занятости населения. Для финансирования государственной политики занятости населения предназначен государственный фонд занятости населения. (Государственный фонд занятости действовал с 1991 по 2000 г. включительно).

СТРУКТУРА
ОСНОВНЫХ РАСХОДОВ ФОНДА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

   ---------------T-----T------T-------T--------T--------T--------T--------T--------T--------¬

¦Статьи затрат ¦1992 ¦ 1993 ¦1994 г.¦ 1995 г.¦ 1996 г.¦ 1997 г.¦ 1998 г.¦ 1999 г.¦ 2000 г.¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-----+------+-------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦израсходовано,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. руб. ¦228,0¦9644,0¦48962,0¦110886,0¦123943,0¦164665,0¦200037,0¦267685,0¦351364,2¦
+--------------+-----+------+-------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦в т.ч. в %: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦активной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦политики ¦ 5,9¦ 34,3¦ 10,8¦ 25,6¦ 10,2¦ 10,1¦ 31,9¦ 19,9¦ 24,8¦
+--------------+-----+------+-------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Материальная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поддержка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦безработных ¦ 50,1¦ 12,7¦ 21,6¦ 33,1¦ 60,3¦ 65,5¦ 48,4¦ 60,3¦ 27,2¦
+--------------+-----+------+-------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Информационная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поддержка ¦ 2,0¦ 4,5¦ 5,9¦ 3,2¦ 2,3¦ 2,9¦ 1,6¦ 1,6¦ 3,0¦
L--------------+-----+------+-------+--------+--------+--------+--------+--------+---------


ПОСРЕДНИЧЕСТВО В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

В целях повышения эффективности трудоустройства органы службы занятости на протяжении 1991 - 2000 г.г. совершенствовали свою деятельность по основным направлениям, отрабатывали и внедряли новые методы и формы работы.

ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ГРАЖДАН,
ПОЛУЧИВШИХ СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

тыс. чел.
   --------------T--------------------------T-----------------------¬

¦ Годы ¦Всего обратилось населения¦ Трудоустроено ¦
¦ ¦ в органы СЗН ¦ ¦
+-------------+--------------------------+-----------------------+
¦ 1991 ¦ 54,5 ¦ 18,1 ¦
+-------------+--------------------------+-----------------------+
¦ 1992 ¦ 82,6 ¦ 15,9 ¦
+-------------+--------------------------+-----------------------+
¦ 1993 ¦ 54,2 ¦ 22,9 ¦
+-------------+--------------------------+-----------------------+
¦ 1994 ¦ 93,2 ¦ 44,2 ¦
+-------------+--------------------------+-----------------------+
¦ 1995 ¦ 141,7 ¦ 94,5 ¦
+-------------+--------------------------+-----------------------+
¦ 1996 ¦ 116,6 ¦ 80,0 ¦
+-------------+--------------------------+-----------------------+
¦ 1997 ¦ 118,2 ¦ 91,6 ¦
+-------------+--------------------------+-----------------------+
¦ 1998 ¦ 123,4 ¦ 95,3 ¦
+-------------+--------------------------+-----------------------+
¦ 1999 ¦ 112,7 ¦ 102,6 ¦
+-------------+--------------------------+-----------------------+
¦ 2000 ¦ 127,4 ¦ 114,8 ¦
L-------------+--------------------------+------------------------


В последние годы для активизации самостоятельного поиска работы и предотвращения роста безработицы в практику работы внедрялись методы интенсивного поиска вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения граждан в органы службы занятости.
Эффективным направлением работы службы занятости с населением и работодателями является организация ярмарок вакансий. Ярмарки вакансий дают возможность гражданам самостоятельно подобрать себе работу, в том числе и по вакансиям, которые работодатели не заявляют в органы службы занятости, встретиться с представителями организаций и непосредственно от них узнать режим труда, получить информацию о профессиональном обучении по новой специальности, а также консультацию юриста, психолога. Всего за 10 лет было проведено около 40 тыс. ярмарок вакансий, в которых приняли участие свыше 60 тыс. организаций, почти 200 тыс. чел. получили направления на работу.

   -------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦ Показатели ¦1996 г.¦1997 г.¦1998 г.¦1999 г.¦2000 г.¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Количество проведенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ярмарок вакансий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. ед. ¦ 4,2 ¦ 5,5 ¦ 5,8 ¦ 6,7 ¦ 7,6 ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Количество организаций, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦принявших участие в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ярмарках вакансий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. ед. ¦ 6,6 ¦ 7,5 ¦ 8,2 ¦ 9,2 ¦ 11,4 ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Количество посетивших ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ярмарки вакансий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. чел. ¦ 143,2 ¦ 131,4 ¦ 141,3 ¦ 144,6 ¦ 150,2 ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Количество заявленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вакансий, тыс. ед. ¦ 35,8 ¦ 39,6 ¦ 38,5 ¦ 64,3 ¦ 81,8 ¦
+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦Численность граждан, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦получивших направления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на работу, тыс. чел. ¦ 15,5 ¦ 21,7 ¦ 22,9 ¦ 28,9 ¦ 36,6 ¦
L------------------------+-------+-------+-------+-------+--------


Органы службы занятости постоянно совершенствуют формы взаимодействия с работодателями. Регулярно проводятся совещания и встречи с работодателями и кадровыми службами организаций, "Дни специалиста службы занятости на предприятии", "Клубы работодателей", формируются банки специалистов высокой квалификации для подбора работодателями высококвалифицированных специалистов, работает "Школа кадровиков".
В конечном итоге в прямой зависимости от уровня маркетинга службы занятости в сфере услуг работодателям находится формирование банка данных о наличии свободных рабочих мест. В результате проводимой в данном направлении работы удалось поддерживать наполнение банка в количестве 3,0 - 4,5 тыс. (из расчета на конец года) вплоть до 1998 г. включительно. А в 1999 и 2000 г.г. за счет внедрения эффективных форм взаимодействия с работодателями число вакансий резко увеличилось. С ростом числа представляемых вакансий снижалась напряженность на рынке труда.

ПОТРЕБНОСТЬ В РАБОЧЕЙ СИЛЕ И НАПРЯЖЕННОСТЬ
НА РЕГИСТРИРУЕМОМ РЫНКЕ ТРУДА

   --------------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----¬

¦ ¦1992¦1993¦1994¦1995¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦число вакансий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. ¦ 3,3¦ 3,8¦ 5,1¦ 4,8¦ 3,4¦ 4,6¦ 2,9¦ 5,5¦ 7,8¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦коэффициент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦напряженности ¦ 6,6¦ 5,6¦ 7,6¦10,6¦11,5¦ 8,2¦13,4¦ 4,5¦ 2,7¦
L-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+-----


Качественный состав вакансий остается неизменным. В структуре заявленных вакансий по-прежнему преобладает спрос на рабочие профессии (от 75 до 80 %). За 2000 г. было получено 103,7 тыс. вакансий против 58,4 тыс. за 1993 г. Средняя продолжительность "существования вакансий" в банке данных оценивается в 1,2 - 2,5 месяца.
В связи с повышением рейтинга службы занятости, укреплением связей с работодателями повышалась эффективность трудоустройства: с 33,2 % в 1991 г. до 75,2 % в 2000 г. от числа обратившихся граждан.

КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ТРУДОУСТРОЕННЫХ ГРАЖДАН

   -----------T-----------------------------------------------------¬

¦ ¦ Категории трудоустроенного населения, % ¦
¦ +------------T-------------T-------------T------------+
¦ ¦ женщины ¦ Молодежь ¦ инвалиды ¦ беженцы ¦
¦ ¦ ¦ 16-29 лет ¦ ¦ ¦
+----------+------------+-------------+-------------+------------+
¦ 1993 г. ¦ 13,3 ¦ 8,4 ¦ 0,4 ¦ 0,2 ¦
+----------+------------+-------------+-------------+------------+
¦ 1994 г. ¦ 21,2 ¦ 17,4 ¦ 0,6 ¦ 0,4 ¦
+----------+------------+-------------+-------------+------------+
¦ 1995 г. ¦ 48,7 ¦ 30,4 ¦ 1,0 ¦ 0,5 ¦
+----------+------------+-------------+-------------+------------+
¦ 1996 г. ¦ 54,7 ¦ 28,2 ¦ 1,3 ¦ 0,4 ¦
+----------+------------+-------------+-------------+------------+
¦ 1997 г. ¦ 70,5 ¦ 35,3 ¦ 1,2 ¦ 0,2 ¦
+----------+------------+-------------+-------------+------------+
¦ 1998 г. ¦ 70,2 ¦ 37,6 ¦ 0,9 ¦ 0,2 ¦
+----------+------------+-------------+-------------+------------+
¦ 1999 г. ¦ 69,2 ¦ 43,4 ¦ 0,7 ¦ 0,1 ¦
+----------+------------+-------------+-------------+------------+
¦ 2000 г. ¦ 70,0 ¦ 41,8 ¦ 1,3 ¦ 0,1 ¦
L----------+------------+-------------+-------------+-------------




ТРУДОУСТРОЙСТВО БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

Тыс. чел.
/\
¦ 43,0 42,5
¦
   ---¬  ---¬  39,1  39,7

¦ 36,7 ¦::¦ ¦::¦ ---¬ ---¬
¦
   ---¬  ¦::¦  ¦::¦  ¦::¦  ¦::¦

¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ 27,9
¦ 21,3 ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ---¬
¦
   ---¬  ¦::¦  ¦::¦  ¦::¦  ¦::¦  ¦::¦  ¦::¦

¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ 13,9 ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦
   ---¬  ¦::¦  ¦::¦  ¦::¦  ¦::¦  ¦::¦  ¦::¦  ¦::¦

¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ 5,1 ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ 0,2 ---¬ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ---¬ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
L-+--+-T+--+-T+--+-T+--+-T+--+-T+--+-T+--+-T+--+-T+--+-T+--+¬
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ

Организация общественных работ

Одним из активных и реализуемых в достаточно короткие сроки способов решения проблемы занятости трудоспособного населения является временное трудоустройство граждан на общественные работы, организуемое органами исполнительной власти территорий области, отраслевыми министерствами и ведомствами совместно с органами областной службы занятости.
Органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ, определяя объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры территории с учетом численности и состава незанятого населения.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ

тыс. чел.
   ---------------T-------------------------------------------------¬

¦ Годы ¦ Участвовало ¦
¦ +------------------------T------------------------+
¦ ¦ всего ¦ в т.ч. безработных ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1991 ¦ 0,05 ¦ 0,05 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1992 ¦ 5,3 ¦ 1,2 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1993 ¦ 6,7 ¦ 3,0 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1994 ¦ 8,2 ¦ 6,1 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1995 ¦ 16,7 ¦ 14,6 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1996 ¦ 11,1 ¦ 7,7 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1997 ¦ 8,9 ¦ 5,2 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1998 ¦ 12,9 ¦ 9,1 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1999 ¦ 13,1 ¦ 8,5 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 2000 ¦ 14,8 ¦ 9,4 ¦
L--------------+------------------------+-------------------------


Средняя продолжительность участия безработных граждан в общественных работах составляет около 2 - 3 месяцев.

Временная занятость несовершеннолетних граждан

В целях создания условий по приобщению несовершеннолетних граждан к труду, получению профессиональных навыков и адаптации к трудовой деятельности все прошедшие годы проводилась работа по реализации программы содействия временной занятости граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В приоритетном порядке для участия в данной программе направляются дети - сироты, дети, оставшиеся без родителей, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей, а также подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Организация временной занятости подростков ведется в тесном контакте с местными органами образования, комитетами по делам молодежи и органами исполнительной власти.

   -----------------------------------------------------------------¬

¦ Численность участников программы ¦
¦ "Временная занятость несовершеннолетних граждан", тыс. чел. ¦
+------T------T------T------T------T------T-------T-------T------+
¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦1998 г.¦1999 г.¦ 2000 ¦
¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ ¦ ¦ г. ¦
+------+------+------+------+------+------+-------+-------+------+
¦ 0,5 ¦ 1,8 ¦ 11,1 ¦ 39,4 ¦ 15,7 ¦ 24,7 ¦ 29,3 ¦ 30,3 ¦ 41,4 ¦
L------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------


Программа "Молодежная практика"

Одним из направлений по трудоустройству выпускников образовательных учреждений из числа безработных является программа "Молодежная практика", которая реализуется в нашей области с 1994 г.
Так, если в 1994 г. программой было охвачено 304 человека с уровнем трудоустройства на постоянную работу 38,8 %, то в 2000 г. данные показатели составляли 1900 человек и 73,7 % соответственно.
За период реализации программы совершенствовались формы взаимодействия с работодателями, подбора участников программы, мониторинг и оценка эффективности.

ТРУДОУСТРОЙСТВО ПО ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖНАЯ ПРАКТИКА"

чел.
/\
¦ 1401
¦
   ---¬

¦ ¦::¦
¦ ¦::¦
¦ ¦::¦
¦ 852 ¦::¦
¦
   ---¬   ¦::¦

¦ 609 619 628 ¦::¦ ¦::¦
¦
   ---¬
   ---¬       
   ---¬   ¦::¦   ¦::¦

¦ ¦::¦ ¦::¦ 275 ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ 228 ¦::¦ ¦::¦
   ---¬   ¦::¦   ¦::¦   ¦::¦

¦ ---¬ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
L--+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-¬
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Социальная адаптация граждан на рынке труда

В рамках привлечения к активному поиску работы менее мобильных безработных граждан для преодоления ими последствий длительной безработицы и возвращения мотивации к трудовой деятельности реализуются программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт".
При проведении занятий в клубах и на курсах специалистами органов службы занятости используются программы, ориентированные на запросы разных категорий безработных граждан: молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных из Вооруженных сил, и членов их семей, инвалидов и др.
Отмечается тенденция роста участия безработных в данных программах.

ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММ

чел.
/\
¦ 6671
¦ 6190 -----

¦
   ---------

¦ 5214 ¦
¦
   ---------

¦ ¦
¦ 3634 3650 ¦
¦
   -----------------

¦ ¦
¦ ¦
¦ 1545 1743 ¦
¦
   -------------

¦
¦
L-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

В настоящее время в области работает 57 "Клубов ищущих работу", "МиниКИР", 33 программы "Новый старт", "Мини-Новый старт", по окончании программ было трудоустроено 3067 человек - эффективность программ по социальной адаптации составила 46,0 % против 28,2 % в 1995 г.

Содействие в организации рабочих мест,
квотирование рабочих мест

В целях создания условий для трудоустройства безработных и незанятых граждан, которые нуждаются в специальной государственной поддержке, органами по вопросам занятости реализуется программа по содействию в организации рабочих мест для данной категории граждан.
Дополнительные рабочие места создаются в первую очередь для трудоустройства официально зарегистрированных безработных, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; молодежь в возрасте до 18 лет; лица предпенсионного возраста; многодетные и одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов; и др.)
Также одним из направлений активной политики занятости на рынке труда для данной категории граждан является квотирование рабочих мест. Органы службы занятости ведут контроль за соблюдением работодателями квоты.

   --------------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----¬

¦ показатели ¦1992¦1993¦1994¦1995¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Численность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦граждан, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦трудоустроенных на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организованные при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦содействии органов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦СЗН рабочие места, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чел. ¦ 254¦1484¦ 833¦1016¦ 184¦ 0¦ 76¦ 249¦ 712¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Трудоустроено в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦счет квот ¦ 700¦1300¦1768¦2645¦2986¦3155¦3886¦4286¦4781¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦В том числе: ¦ ¦
+-------------------+----T----T----T----T----T----T----T----T----+
¦безработные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦граждане ¦ 454¦ 844¦ 599¦2291¦2020¦2174¦2944¦3081¦2220¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦инвалиды ¦ 85¦ 241¦ 126¦ 179¦ 259¦ 236¦ 660¦ 657¦ 722¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦"предпенсионники" ¦ 28¦ 80¦ 29¦ 95¦ 161¦ 153¦ 197¦ 135¦ 178¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦беженцы ¦ 9¦ 26¦ 51¦ 51¦ 49¦ 35¦ 42¦ 32¦ 34¦
L-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+-----


Поддержка предпринимательства
и самостоятельной занятости

Данное направление работы проводится на основе индивидуального подхода, предоставления безработным гражданам комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг при организации предпринимательской деятельности, в том числе индивидуальной предпринимательской деятельности.

ТРУДОУСТРОЕНО В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

чел.
/\ 2399
¦ 2128
   ---¬

¦
   ---¬   1998                 1958   ¦::¦

¦ ¦::¦
   ---¬              
   ---¬   ¦::¦

¦ ¦::¦ ¦::¦ 1636 1636 ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦
   ---¬
   ---¬   ¦::¦   ¦::¦

¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ 787 ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦
   ---¬   ¦::¦   ¦::¦   ¦::¦   ¦::¦   ¦::¦   ¦::¦

¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ 257 ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ 75
   ---¬   ¦::¦   ¦::¦   ¦::¦   ¦::¦   ¦::¦   ¦::¦   ¦::¦

¦ ---¬ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦ ¦::¦
L-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-T-+--+-¬
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Комплексные услуги начинающим предпринимателям оказывает "Бизнес - центр", областная служба взаимодействует с 26 учебно - консультационными организациями по развитию и поддержке предпринимательской инициативы безработных граждан.
Ключевым направлением деятельности территориальных органов службы занятости остается содействие предпринимательской инициативе граждан в сельской местности. С 1999 г. проводится эксперимент по поддержке предпринимательства в Кунашакском районе.

   ---------------T-------------------------------------------------¬

¦ ¦ Количественный состав безработных, открывших ¦
¦ ¦ собственное дело, % ¦
¦ +-------------T---------------------T-------------+
¦ ¦ женщины ¦ молодежь 16 - 29 лет¦ инвалиды ¦
+--------------+-------------+---------------------+-------------+
¦ 1994 г. ¦ 62,8 ¦ 27,7 ¦ 2,5 ¦
+--------------+-------------+---------------------+-------------+
¦ 1995 г. ¦ 63,4 ¦ 30,0 ¦ 1,8 ¦
+--------------+-------------+---------------------+-------------+
¦ 1996 г. ¦ 54,7 ¦ 28,2 ¦ 1,3 ¦
+--------------+-------------+---------------------+-------------+
¦ 1997 г. ¦ 70,5 ¦ 35,5 ¦ 1,2 ¦
+--------------+-------------+---------------------+-------------+
¦ 1998 г. ¦ 70,2 ¦ 37,6 ¦ 0,9 ¦
+--------------+-------------+---------------------+-------------+
¦ 1999 г. ¦ 69,2 ¦ 43,4 ¦ 0,7 ¦
+--------------+-------------+---------------------+-------------+
¦ 2000 г. ¦ 70,0 ¦ 41,8 ¦ 1,3 ¦
L--------------+-------------+---------------------+--------------


Межтерриториальное перераспределение рабочей силы

Апробированным методом регулирования рынка труда является межтерриториальное перераспределение рабочей силы, включающее в себя трудоустройство вахтовым методом, сезонные работы по контракту на определенный период на предприятия, испытывающие потребность в рабочих кадрах как внутри области, так и за ее пределами. С ростом количества вакансий в областном банке данных влияние трудовой мобильности на рынок труда несколько снизилось.
Трудоустройство осуществлялось в различные регионы страны: Иркутскую, Магаданскую, Оренбургскую, Пермскую, Свердловскую, Тюменскую и Читинскую области, республики Башкортостан и Коми.

ТРУДОУСТРОЙСТВО ЧЕРЕЗ ОРГНАБОР

чел.
   ---------------T-------------------------------------------------¬

¦ Годы ¦ Трудоустроено ¦
¦ +------------------------T------------------------+
¦ ¦ всего ¦ в т.ч. безработных ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1991 ¦ 610 ¦ - ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1992 ¦ 514 ¦ - ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1993 ¦ 826 ¦ 150 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1994 ¦ 1080 ¦ 158 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1995 ¦ 1529 ¦ 417 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1996 ¦ 1543 ¦ 329 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1997 ¦ 1635 ¦ 461 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1998 ¦ 1357 ¦ 578 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 1999 ¦ 1598 ¦ 390 ¦
+--------------+------------------------+------------------------+
¦ 2000 ¦ 1748 ¦ 323 ¦
L--------------+------------------------+-------------------------


В целях комплектования кадрами организаций агропромышленного комплекса, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, органы службы занятости населения осуществляют деятельность по направлению граждан и членов их семей для работы в сельскую местность. Для расширения возможностей трудоустройства граждан, желающих переехать в другую местность и оказания услуг работодателям в подборе необходимых работников, органами службы занятости населения с мая 1996 г. осуществляется работа по формированию Общероссийского банка данных вакансий.

СЕЛЬХОЗПЕРЕСЕЛЕНИЕ СЕМЕЙ

/\ 120 120
¦ --T-¬ 111
¦ ¦#¦/¦ --¬ 107
¦ ¦#¦/¦ 104 ¦#¦ 103 --¬ 101
¦ 96 ¦#¦/¦ --¬ ¦#¦ --¬ ¦#¦ --¬
¦ --¬ 90 ¦#¦/¦ ¦#¦ 92 ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦
¦ ¦#¦ --¬ ¦#¦/¦ ¦#¦ --¬ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦
¦ 82 ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦/¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦
¦ --¬ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦/¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦
¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦/¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦
¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦/¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦
¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦/¦ ¦#¦47 ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦
¦ ¦#¦ ¦#¦43 ¦#¦ ¦#¦/¦ ¦#+-¬ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦
¦ ¦#¦ ¦#+-¬ ¦#¦36 ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦
¦ ¦#¦31 ¦#¦/¦ ¦#+-¬ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦
¦ ¦#+-¬ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦ ¦#¦28 ¦#¦ ¦#¦ ¦#¦
¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦20 ¦#+-¬ ¦#¦18 ¦#¦ ¦#¦
¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#+-¬ ¦#¦/¦ ¦#+-¬ ¦#¦15 ¦#¦15
¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#+-¬ ¦#+-¬
¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦
¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦ ¦#¦/¦
+-+-+-+T+-+-+T+-+-+T+-+-+T+-+-+T+-+-+T+-+-+T+-+-+T+-+-+T+-+-+¬
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

   ----¬

¦###¦ переселено семей
L----

   ----¬

¦///¦ трудоустроено безработных
L----


Содействие трудоустройству граждан,
особо нуждающихся в социальной защите

На всех этапах работы органы службы занятости первоочередное внимание уделяли трудоустройству граждан, нуждающихся в особой социальной защите (женщины, молодежь, инвалиды, и др.)

ТРУДОУСТРОЙСТВО ГРАЖДАН ПО КАТЕГОРИЯМ

Тыс. чел.
   ----------------T---------------T----------------T---------------¬

¦ Годы ¦ Женщины ¦ Молодежь ¦ Инвалиды ¦
+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦ 1993 ¦ 31,6 ¦ 18,9 ¦ 0,4 ¦
+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦ 1994 ¦ 51,2 ¦ 36,5 ¦ 0,6 ¦
+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦ 1995 ¦ 76,2 ¦ 51,2 ¦ 1,0 ¦
+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦ 1996 ¦ 41,4 ¦ 30,7 ¦ 1,1 ¦
+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦ 1997 ¦ 47,0 ¦ 33,6 ¦ 1,1 ¦
+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦ 1998 ¦ 46,8 ¦ 33,6 ¦ 1,0 ¦
+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦ 1999 ¦ 52,6 ¦ 37,9 ¦ 1,1 ¦
+---------------+---------------+----------------+---------------+
¦ 2000 ¦ 59,4 ¦ 41,0 ¦ 1,2 ¦
L---------------+---------------+----------------+----------------


В последние годы особую значимость приобрела работа ЦЗН с такими категориями граждан, как граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, и лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Чел.
   ----------------T----------------T-------------------------------¬

¦ Годы ¦ Военнослужащие ¦ Лица, освобожденные из мест ¦
¦ ¦ ¦ лишения свободы ¦
+---------------+----------------+-------------------------------+
¦ 1992 ¦ 70 ¦ 174 ¦
+---------------+----------------+-------------------------------+
¦ 1993 ¦ 78 ¦ 196 ¦
+---------------+----------------+-------------------------------+
¦ 1994 ¦ 447 ¦ 319 ¦
+---------------+----------------+-------------------------------+
¦ 1995 ¦ 933 ¦ 412 ¦
+---------------+----------------+-------------------------------+
¦ 1996 ¦ 1600 ¦ 582 ¦
+---------------+----------------+-------------------------------+
¦ 1997 ¦ 1648 ¦ 798 ¦
+---------------+----------------+-------------------------------+
¦ 1998 ¦ 1595 ¦ 638 ¦
+---------------+----------------+-------------------------------+
¦ 1999 ¦ 2401 ¦ 898 ¦
+---------------+----------------+-------------------------------+
¦ 2000 ¦ 1893 ¦ 897 ¦
L---------------+----------------+--------------------------------


Профессиональная ориентация и психологическая
поддержка населения

В службе занятости Челябинской области сложился подход к профессиональной ориентации и психологической поддержке как к системе социально - профессиональной адаптации и развития. Областная система профориентации формировалась с 1991 года, а с 1994 года результативно действует инфраструктура, объединяющая Департамент, центры занятости населения, ЦПНПИ и другие организации.
К услугам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения относятся:
предоставление профессиональной информации (о состоянии и перспективах рынка труда, об особенностях профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях, режиме труда, его особенностях, о возможностях трудоустройства, получения профессии, специальности);
проведение профессиональной консультации (по выбору сферы деятельности, определению направления профессиональной подготовки, возможности обучения, по подбору подходящей работы, вариантов переобучения);
оказание психологической поддержки (по развитию навыков адаптации безработных граждан, повышению самооценки и усилению мотивации к поиску работы).

   ------------------------------T---------T----T----T----T----T----¬

¦ ¦ 1991 - ¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦
¦ ¦1995 г.г.¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+-----------------------------+---------+----+----+----+----+----+
¦Получили профориентационные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦услуги, всего, тыс. чел. ¦ 156,9 ¦63,3¦66,9¦66,3¦69,6¦68,7¦
+-----------------------------+---------+----+----+----+----+----+
¦Количество граждан, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦получивших обязательные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профориентационные услуги, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. чел. ¦ 115,0 ¦46,4¦47,9¦47,6¦47,7¦48,1¦
L-----------------------------+---------+----+----+----+----+-----


Важную роль в системе профориентации играет центр профориентации незанятого населения и профориентации инвалидов, созданный в 1994 г.
Создана большая материальная база для эффективной профориентационной и профконсультационной работы. В центре оказываются сложные профориентационные и психодиагностические услуги. Проводится значительная психокоррекционная работа с незанятым населением и инвалидами. В ЦПНПИ работает отделение выбора профессии, специалисты которого осуществляют подбор подходящей профессии, варианта переобучения с учетом имеющихся медицинских показаний к труду, проявленного интереса и личных особенностей клиента. По программам "Твоя профессиональная карьера", "Поведение на рынке труда", "Профессия и здоровье" специалисты ЦПНПИ работают с учащимися и выпускниками областного комплекса реабилитации для подростков с нарушением опорно - двигательного аппарата, ДЦП.
Профориентационные услуги и психологическая поддержка, как методы социальной адаптации на рынке труда, пользуются спросом у все большего числа населения. И это свидетельствует о значимости и необходимости данного вида услуг.

Профессиональное обучение безработных граждан
и незанятого населения

За прошедшие годы в области сложилась система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, позволяющая переобучать, повышать квалификацию и трудоустраивать после обучения более 7 тысяч незанятых граждан ежегодно.
Обучение ведется в Учебно - методическом центре при Департаменте ФГСЗН по Челябинской области (УМЦ) и его филиалах, учебно - курсовых комбинатах, крупных предприятиях и организациях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, других учебных заведениях и подразделениях.
Услуги органов службы занятости по профессиональному обучению с целью трудоустройства включают:
- восстановление профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных граждан путем предоставления им возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию, пройти стажировку по полученной профессии;
- опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

   ---------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----¬

¦ ¦1991¦1992¦1993¦1994¦1995¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦
+--------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Направлено на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучение ¦ 402¦2666¦3452¦5302¦9149¦3721¦5139¦7062¦7404¦8570¦
+--------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Закончили ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучение ¦ 317¦1292¦2902¦4337¦7288¦6230¦4102¦6877¦7148¦8140¦
+--------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Трудоустроено ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦после обучения¦ 201¦ 782¦1598¦2708¦5134¦5673¦3962¦6685¦7022¦7956¦
L--------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----


За прошедшие годы значительно возросла эффективность профобучения. Доля граждан, трудоустроенных после завершения обучения, увеличилась с 63,4 % в 1991 г. до 98,0 % в 2000 году.
Получает дальнейшее развитие опережающее обучение высвобождаемых работников с предприятий, если в 1991 г. по этому направлению было обучено 100 чел., то в 2000 г. - 1098 чел.
Продолжалась работа по совершенствованию деятельности УМЦ как опорного многопрофильного учебного заведения области. В УМЦ отрабатывались новые технологии и программы. В учебный процесс внедрялась модульная система обучения, шло обеспечение его мультимедиа - программами, вносились изменения в существующую учебно - программную документацию с учетом блочно - модульного подхода к обучению слушателей. В последние годы каждый третий безработный среди обучающихся по направлению органов службы занятости населения проходит профподготовку в УМЦ и его филиалах.

ДВИЖЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ НА РЫНКЕ ТРУДА
И МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ БЕЗРАБОТНЫМИ

За 10 лет органами службы занятости было признано безработными 437,7 тыс. граждан, ищущих работу. Столько же человек (437,7 тыс.) из числа безработных были сняты с учета по различным причинам. Из года в год росла результативность "выхода" из безработицы, т.е. когда безработный теряет свой статус, получая занятие (находит подходящую работу или учебу). За прошедший с 1991 г. период 265,8 тыс. безработных граждан нашли работу или доходное занятие при содействии органов службы занятости, 48,8 тыс. были направлены на профессиональное обучение. Результативность "выхода" из безработицы за период с 1991 г. по 2000 г. составила 72,1 %.

ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ "ВЫХОДА" ИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ

   -------------------------T----T----T----T----T----T----T----T----¬

¦ ¦1993¦1994¦1995¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦
+------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Поставлено на учет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. чел. ¦30,4¦56,5¦72,7¦70,0¦60,0¦61,6¦46,4¦40,0¦
+------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Снято с учета, тыс. чел.¦28,6¦42,0¦61,1¦74,8¦66,7¦60,9¦60,2¦43,5¦
+------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Результативность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"выхода" из безработицы,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦% ¦1598¦2708¦5134¦5673¦3962¦6685¦7022¦7956¦
L------------------------+----+----+----+----+----+----+----+-----


Численность безработных граждан, состоящих на учете на конец каждого года, постоянно изменялась и, достигнув пика в 1995 году, в настоящее время составила на 1.01.2001 г. 16072 чел., что соответствует уровню 1992 г. В среднем 90 % безработных граждан имели право на получение пособия.

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ,
СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА

   ---------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----¬

¦ ¦1991¦1992¦1993¦1994¦1995¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦
+--------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Состоит на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учете ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦безработных ¦ 0,6¦16,1¦17,9¦32,4¦44,1¦39,2¦32,6¦33,3¦19,5¦16,1¦
+--------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦в т.ч. которым¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦назначено ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пособие ¦ 0,3¦12,0¦11,3¦28,9¦40,2¦37,9¦30,9¦32,3¦17,2¦14,9¦
L--------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----


В течение 1992 - 1994 г.г. выплаты пособия по безработице производились регулярно (2 раза в месяц). С середины 1995 г. начались перебои с выплатами пособия по безработице. Данная проблема связана с появившимся дефицитом Государственного фонда занятости. В последние годы органы службы занятости особое внимание уделяли погашению задолженности по выплате пособий по безработице. По состоянию на 01.01.2000 г. задолженность по выплате пособий по безработице составляла 5 млн. руб. В первом квартале 2000 г. задолженность полностью погашена. С апреля 2000 г. безработные граждане получают пособие своевременно и в полном объеме.
В течение прошедших лет менялись как количественные, так и качественные характеристики общего состава безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения.

Социальный портрет безработного в Челябинской области
(на 31 декабря 1992 г.)

Женщины - 12147 чел. (75,6 %)
Мужчины - 3920 чел. (24,4 %)
Всего - 16067 чел.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ (В %)

по возрасту по образованию
   ----------------------------¬ 
   ------------------------------¬

¦ 17,4 ¦ ¦ 37,5 ¦
¦
   -------¬ 16,3        ¦    ¦        29,2  --------¬      ¦

¦ ¦######+------¬ ¦ ¦
   --------+///////¦ 23,7 ¦

¦ ¦######¦******¦ ¦ ¦ ¦*******¦///////+------+
¦ ¦######¦******¦ ¦ ¦ ¦*******¦///////¦######¦
¦ 7,0 ¦######¦******¦ ¦ ¦ ¦*******¦///////¦######¦
+------+######¦******¦ 5,7 ¦ ¦ 9,5 ¦*******¦///////¦######¦
¦::::::¦######¦******+------+ +------+*******¦///////¦######¦
¦::::::¦######¦******¦//////¦ ¦::::::¦*******¦///////¦######¦
L------+------+------+------- L------+-------+-------+-------

до 18 18-22 23-29 предпенс. высшее среднее среднее неполное
лет возраст спец. общее среднее

по продолжительности
безработицы
   ---------------------------------------------¬

¦ 50,3 ¦
¦
   ---------¬                          ¦

¦ ¦########¦ ¦
¦ 28,2 ¦########¦ ¦
+--------+########¦ 18,2 ¦
¦::::::::¦########+--------¬ ¦
¦::::::::¦########¦********¦ 3,2 ¦
¦::::::::¦########¦********+--------¬ ¦
¦::::::::¦########¦********¦////////¦ 0,10 ¦
L--------+--------+--------+--------+---------

до 1 от 1 от 4 от 8 более
мес. до 4 до 8 мес. года
мес. мес. до 1 г.



ПО ПРИЧИНАМ УВОЛЬНЕНИЯ

   ---------------------------------------------------------T-------¬

¦Уволенные по собственному желанию ¦ 47,8 ¦
+--------------------------------------------------------+-------+
¦уволенные за нарушение трудовой дисциплины ¦ 4,4 ¦
+--------------------------------------------------------+-------+
¦высвобожденные работники ¦ 26,1 ¦
+--------------------------------------------------------+-------+
¦уволенные из ВС ¦ 0,4 ¦
+--------------------------------------------------------+-------+
¦освобожденные из МЛС ¦ 1,0 ¦
+--------------------------------------------------------+-------+
¦выпускники учебных заведений ¦ 13,2 ¦
+--------------------------------------------------------+-------+
¦другие причины ¦ 7,1 ¦
L--------------------------------------------------------+--------


Социальный портрет безработного в Челябинской области
(на 1 января 2001 г.)

Женщины - 11355 чел. (70,7 %)
Мужчины - 4717 чел. (29,3 %)
Всего - 16072 чел.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ (В %)

по возрасту по образованию
   -----------------------------------¬ 
   --------------------------------------¬

¦ 54,9 ¦ ¦ 28,9 ¦
¦
   -------¬      ¦    ¦   
   --------¬          27,1        ¦

¦ ¦""""""¦ ¦ ¦ ¦*******¦ 21,9 --------¬ ¦
¦ ¦""""""¦ ¦ ¦ ¦*******+-------+ ¦ ¦
¦ 17,4 ¦""""""¦ ¦ ¦ ¦*******¦///////¦ ¦ ¦
¦
   -------¬      ¦""""""¦      ¦    ¦      ¦*******¦///////¦#######¦      ¦

¦ ¦######¦ 10,5 ¦""""""¦ 12,4 ¦ ¦ 12,3 ¦*******¦///////¦#######¦ 9,8 ¦
¦ 2,0 ¦######+------+""""""+------+ +------+*******¦///////¦#######+------+
+------+######¦******¦""""""¦//////¦ ¦::::::¦*******¦///////¦#######¦""""""¦
¦::::::¦######¦******¦""""""¦//////¦ ¦::::::¦*******¦///////¦#######¦""""""¦
L------+------+------+------+------- L------+-------+-------+-------+-------

до 18 18-24 25-29 25-29 предпенс. высшее среднее начал- среднее неполное
лет возраст проф. ное общее среднее
проф.

по продолжительности
безработицы
   ---------------------------------------------¬

¦ 37,5 ¦
¦
   ---------¬                          ¦

¦ ¦########¦ ¦
¦ ¦########¦ 22,7 ¦
¦ 17,8 ¦########+--------¬ ¦
+--------+########¦********¦ ¦
¦::::::::¦########¦********¦ 12,8 ¦
¦::::::::¦########¦********+--------¬ ¦
¦::::::::¦########¦********¦////////¦ 9,4 ¦
¦::::::::¦########¦********¦////////+--------+
¦::::::::¦########¦********¦////////¦""""""""¦
L--------+--------+--------+--------+---------

до 1 от 1 от 4 от 8 более
мес. до 4 до 8 мес. года
мес. мес. до 1 г.



ПО ПРИЧИНАМ УВОЛЬНЕНИЯ

   ---------------------------------------------------------T-------¬

¦Уволенные по собственному желанию ¦ 55,5 ¦
+--------------------------------------------------------+-------+
¦уволенные за нарушение трудовой дисциплины ¦ 0,8 ¦
+--------------------------------------------------------+-------+
¦высвобожденные работники ¦ 17,4 ¦
+--------------------------------------------------------+-------+
¦уволенные из ВС ¦ 0,9 ¦
+--------------------------------------------------------+-------+
¦освобожденные из МЛС ¦ 0,8 ¦
+--------------------------------------------------------+-------+
¦выпускники учебных заведений ¦ 8,0 ¦
+--------------------------------------------------------+-------+
¦другие причины ¦ 16,6 ¦
L--------------------------------------------------------+--------




КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ,
СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА

   -------------T---------------------------------------------------¬

¦ ¦ Категории населения, % ¦
¦ +-----------T------------T-----------T--------------+
¦ ¦ женщины ¦ Молодежь ¦ Инвалиды ¦Высвобожденные¦
¦ ¦ ¦16 - 29 лет ¦ III группы¦ работники ¦
+------------+-----------+------------+-----------+--------------+
¦ 1992 г. ¦ 75,6 ¦ 40,7 ¦ 1,8 ¦ 28,7 ¦
+------------+-----------+------------+-----------+--------------+
¦ 1993 г. ¦ 71,1 ¦ 36,6 ¦ 3,0 ¦ 26,1 ¦
+------------+-----------+------------+-----------+--------------+
¦ 1994 г. ¦ 65,5 ¦ 37,6 ¦ 3,0 ¦ 24,3 ¦
+------------+-----------+------------+-----------+--------------+
¦ 1995 г. ¦ 63,6 ¦ 35,4 ¦ 3,3 ¦ 16,2 ¦
+------------+-----------+------------+-----------+--------------+
¦ 1996 г. ¦ 66,3 ¦ 32,1 ¦ 3,2 ¦ 22,8 ¦
+------------+-----------+------------+-----------+--------------+
¦ 1997 г. ¦ 65,4 ¦ 31,4 ¦ 3,7 ¦ 24,1 ¦
+------------+-----------+------------+-----------+--------------+
¦ 1998 г. ¦ 66,1 ¦ 32,6 ¦ 2,3 ¦ 26,3 ¦
+------------+-----------+------------+-----------+--------------+
¦ 1999 г. ¦ 71,0 ¦ 31,1 ¦ 2,7 ¦ 25,5 ¦
+------------+-----------+------------+-----------+--------------+
¦ 2000 г. ¦ 70,7 ¦ 32,7 ¦ 3,2 ¦ 17,4 ¦
L------------+-----------+------------+-----------+---------------




РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ (В %)

   ---------------T---------T---------T---------T---------T---------¬

¦ ¦до 1 мес.¦ от 1 до ¦ от 4 до ¦ от 8 ¦ более ¦
¦ ¦ ¦ 4 мес. ¦ 8 мес. ¦ от 1 г. ¦ 1 г. ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1993 г. ¦ 12,8 ¦ 36,1 ¦ 22,0 ¦ 19,1 ¦ 9,8 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1994 г. ¦ 11,3 ¦ 36,5 ¦ 26,9 ¦ 16,7 ¦ 8,5 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1995 г. ¦ 11,2 ¦ 38,8 ¦ 26,2 ¦ 14,0 ¦ 9,8 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1996 г. ¦ 10,7 ¦ 33,6 ¦ 22,5 ¦ 20,1 ¦ 12,9 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1997 г. ¦ 12,0 ¦ 33,4 ¦ 24,1 ¦ 17,9 ¦ 12,6 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1998 г. ¦ 13,6 ¦ 38,0 ¦ 22,9 ¦ 16,1 ¦ 9,0 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1999 г. ¦ 15,5 ¦ 32,4 ¦ 22,1 ¦ 17,5 ¦ 12,5 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 2000 г. ¦ 17,8 ¦ 37,5 ¦ 22,7 ¦ 12,8 ¦ 9,4 ¦
L--------------+---------+---------+---------+---------+----------


В течение 1991 - 2000 г.г. с изменением количества безработных менялся и основной показатель безработицы - уровень безработицы. Если на конец 1991 г. он составлял 0,04 %, в 1995 г. (на 1.01.96 г.) достиг максимального значения - 2,98 %., то к концу 2000 г. снизился до 0,9 % (к экономически активному населению).
В первые годы (1991 - 1994) большого различия в уровне безработицы в городах и районах области не было. Резкая дифференциация этого показателя произошла в последующие годы. Повысилась уязвимость городов и районов области с моноэкономической структурой, в которых одно - два предприятия являлись градообразующими, а также территорий с предприятиями оборонного комплекса, угольной промышленности. Если к концу 1994 г. количество территорий с уровнем безработицы больше 4,0 % составляло 10, к концу 1995 г. таких территорий было максимальное число за все годы - 19, затем началось снижение и на 1.01.2001 г. только в 4 территориях уровень безработицы превышал 4 %.
С первых дней своего образования служба занятости населения активно взаимодействует с органами представительной и исполнительной власти области, городов и районов, профсоюзами и другими общественными организациями.
Важную роль в трудоустройстве граждан играет совместная деятельность с работодателями.
С целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости в рамках социального партнерства созданы и успешно работают областной, городские и районные комитеты содействия занятости населения.
В заключении можно с уверенностью сказать, что профессионализм и накопленный опыт работников службы позволяют сегодня контролировать ситуацию на рынке труда и активно влиять на нее.
Политика занятости, проводимая Департаментом на всей территории Челябинской области, дала тысячам людей возможность вписаться в мир рыночных отношений с его довольно жесткой конкуренцией. Это - главное достижение и специалисты службы занятости имеют все основания гордиться своей работой.
Служба занятости Челябинской области за 10 лет:
- проконсультировала около 2,5 млн. чел.;
- зарегистрировала 437,7 тыс. безработных;
- трудоустроила по различным направлениям 679,9 тыс. чел.;
в том числе:
- 269,4 тыс. безработных;
- 194,2 тыс. несовершеннолетних граждан;
- оказала более 350 тыс. чел. обязательные профориентационные услуги;
- переобучила свыше 48,6 тыс. безработных.
Все последние годы совершенствовалась технология работы центров занятости населения с клиентами службы. Многие ЦЗН перешли на обслуживание работодателей и безработных граждан по секторам экономики.
Важным достижением за 10 лет работы стало создание творческого, работоспособного коллектива специалистов, готовых к решению серьезных задач, стоящих перед службой занятости населения Челябинской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru