ИНФОРМАЦИЯ Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области от 01.06.2001
"ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1991 - 2000 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 1 июня 2001 года
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1991 - 2000 ГОДЫ
НАСЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ:
Наличное 3656,4 тыс. чел.
Экономически активное 1824,0 тыс. чел.
Занятое 1573,5 тыс. чел.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ
В административную структуру области входит 84 муниципальных образования, в том числе 30 городов, 24 района, 30 поселков городского типа.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первые бюро по трудоустройству и информации населения в Челябинской области были созданы в 1972 году в г.г. Копейске и Магнитогорске. Вскоре такие бюро были созданы в г.г. Челябинске и Златоусте.
--------------T------------T------------T------------T-----------¬
¦Трудоустроено¦1972 - 1975 ¦1976 - 1980 ¦1981 - 1985 ¦ Всего, ¦
¦ населения, ¦ г.г. ¦ г.г. ¦ г.г. ¦1972 - 1985¦
¦(тыс. чел.) ¦ ¦ ¦ ¦ г.г ¦
¦ +------------+------------+------------+-----------+
¦ ¦ 33,1 ¦ 118,0 ¦ 149,6 ¦ 300,7 ¦
L-------------+------------+------------+------------+------------
Результаты деятельности первых бюро по трудоустройству населения показали растущее народнохозяйственное значение службы трудоустройства и ее экономический эффект в вопросах рационального регулирования и использования трудовых ресурсов.
ЧИСЛЕННОСТЬ ГРАЖДАН,
ТРУДОУСТРОЕННЫХ БЮРО ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ
ЗА 1972 - 1985 ГОДЫ
В июле 1987 года начало работать областное бюро по трудоустройству населения.
После принятия решения о создании государственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения, охватывающей все районы, города, области, края и республики в Челябинской области был создан областной центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения. 1 октября 1988 года утверждены штаты областного центра, городских и районных бюро в количестве 162 чел.
В июне 1991 года на базе областного центра была создана государственная служба занятости, образовано 40 городских и районных бюро занятости населения. В дальнейшем служба была преобразована в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА
В 1991 - 2000 ГОДЫ
В настоящее время в составе службы занятости - аппарат Департамента и 40 центров занятости населения. В составе центров - 8 филиалов, расположенных в отдаленных городах и поселках области. В службе занятости работают 982 человек, включая 719 сотрудников Департамента и центров занятости населения. Женщины составляют 65,1 %; специалисты с высшим образованием - 645 человек или 95,7 %; средний возраст работающих - 44 года.
Вся деятельность, проводимая областной службой занятости населения, базируется на творческой, компетентной, высококвалифицированной работе специалистов областной СЗН.
Постоянно идет процесс совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки кадров на федеральном, региональном и местном уровне.
СВЕДЕНИЯ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВ
Государственная политика занятости направлена на предотвращение роста безработицы, смягчение социальной напряженности, переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений, повышение стимулов к активному поиску работы безработных граждан, повышение сбалансированности количества предложения рабочей силы и числа рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, повышение мобильности трудовых ресурсов, и как следствие - увеличение уровня занятости населения. Для финансирования государственной политики занятости населения предназначен государственный фонд занятости населения. (Государственный фонд занятости действовал с 1991 по 2000 г. включительно).
СТРУКТУРА
ОСНОВНЫХ РАСХОДОВ ФОНДА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В целях повышения эффективности трудоустройства органы службы занятости на протяжении 1991 - 2000 г.г. совершенствовали свою деятельность по основным направлениям, отрабатывали и внедряли новые методы и формы работы.
ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ГРАЖДАН,
ПОЛУЧИВШИХ СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
В последние годы для активизации самостоятельного поиска работы и предотвращения роста безработицы в практику работы внедрялись методы интенсивного поиска вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения граждан в органы службы занятости.
Эффективным направлением работы службы занятости с населением и работодателями является организация ярмарок вакансий. Ярмарки вакансий дают возможность гражданам самостоятельно подобрать себе работу, в том числе и по вакансиям, которые работодатели не заявляют в органы службы занятости, встретиться с представителями организаций и непосредственно от них узнать режим труда, получить информацию о профессиональном обучении по новой специальности, а также консультацию юриста, психолога. Всего за 10 лет было проведено около 40 тыс. ярмарок вакансий, в которых приняли участие свыше 60 тыс. организаций, почти 200 тыс. чел. получили направления на работу.
Органы службы занятости постоянно совершенствуют формы взаимодействия с работодателями. Регулярно проводятся совещания и встречи с работодателями и кадровыми службами организаций, "Дни специалиста службы занятости на предприятии", "Клубы работодателей", формируются банки специалистов высокой квалификации для подбора работодателями высококвалифицированных специалистов, работает "Школа кадровиков".
В конечном итоге в прямой зависимости от уровня маркетинга службы занятости в сфере услуг работодателям находится формирование банка данных о наличии свободных рабочих мест. В результате проводимой в данном направлении работы удалось поддерживать наполнение банка в количестве 3,0 - 4,5 тыс. (из расчета на конец года) вплоть до 1998 г. включительно. А в 1999 и 2000 г.г. за счет внедрения эффективных форм взаимодействия с работодателями число вакансий резко увеличилось. С ростом числа представляемых вакансий снижалась напряженность на рынке труда.
ПОТРЕБНОСТЬ В РАБОЧЕЙ СИЛЕ И НАПРЯЖЕННОСТЬ
НА РЕГИСТРИРУЕМОМ РЫНКЕ ТРУДА
Качественный состав вакансий остается неизменным. В структуре заявленных вакансий по-прежнему преобладает спрос на рабочие профессии (от 75 до 80 %). За 2000 г. было получено 103,7 тыс. вакансий против 58,4 тыс. за 1993 г. Средняя продолжительность "существования вакансий" в банке данных оценивается в 1,2 - 2,5 месяца.
В связи с повышением рейтинга службы занятости, укреплением связей с работодателями повышалась эффективность трудоустройства: с 33,2 % в 1991 г. до 75,2 % в 2000 г. от числа обратившихся граждан.
РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
Организация общественных работ
Одним из активных и реализуемых в достаточно короткие сроки способов решения проблемы занятости трудоспособного населения является временное трудоустройство граждан на общественные работы, организуемое органами исполнительной власти территорий области, отраслевыми министерствами и ведомствами совместно с органами областной службы занятости.
Органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ, определяя объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры территории с учетом численности и состава незанятого населения.
Средняя продолжительность участия безработных граждан в общественных работах составляет около 2 - 3 месяцев.
Временная занятость несовершеннолетних граждан
В целях создания условий по приобщению несовершеннолетних граждан к труду, получению профессиональных навыков и адаптации к трудовой деятельности все прошедшие годы проводилась работа по реализации программы содействия временной занятости граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В приоритетном порядке для участия в данной программе направляются дети - сироты, дети, оставшиеся без родителей, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей, а также подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Организация временной занятости подростков ведется в тесном контакте с местными органами образования, комитетами по делам молодежи и органами исполнительной власти.
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Численность участников программы ¦
¦ "Временная занятость несовершеннолетних граждан", тыс. чел. ¦
+------T------T------T------T------T------T-------T-------T------+
¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦1998 г.¦1999 г.¦ 2000 ¦
¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ ¦ ¦ г. ¦
+------+------+------+------+------+------+-------+-------+------+
¦ 0,5 ¦ 1,8 ¦ 11,1 ¦ 39,4 ¦ 15,7 ¦ 24,7 ¦ 29,3 ¦ 30,3 ¦ 41,4 ¦
L------+------+------+------+------+------+-------+-------+-------
Программа "Молодежная практика"
Одним из направлений по трудоустройству выпускников образовательных учреждений из числа безработных является программа "Молодежная практика", которая реализуется в нашей области с 1994 г.
Так, если в 1994 г. программой было охвачено 304 человека с уровнем трудоустройства на постоянную работу 38,8 %, то в 2000 г. данные показатели составляли 1900 человек и 73,7 % соответственно.
За период реализации программы совершенствовались формы взаимодействия с работодателями, подбора участников программы, мониторинг и оценка эффективности.
ТРУДОУСТРОЙСТВО ПО ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖНАЯ ПРАКТИКА"
В рамках привлечения к активному поиску работы менее мобильных безработных граждан для преодоления ими последствий длительной безработицы и возвращения мотивации к трудовой деятельности реализуются программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт".
При проведении занятий в клубах и на курсах специалистами органов службы занятости используются программы, ориентированные на запросы разных категорий безработных граждан: молодежи, женщин, военнослужащих, уволенных из Вооруженных сил, и членов их семей, инвалидов и др.
Отмечается тенденция роста участия безработных в данных программах.
В настоящее время в области работает 57 "Клубов ищущих работу", "МиниКИР", 33 программы "Новый старт", "Мини-Новый старт", по окончании программ было трудоустроено 3067 человек - эффективность программ по социальной адаптации составила 46,0 % против 28,2 % в 1995 г.
Содействие в организации рабочих мест,
квотирование рабочих мест
В целях создания условий для трудоустройства безработных и незанятых граждан, которые нуждаются в специальной государственной поддержке, органами по вопросам занятости реализуется программа по содействию в организации рабочих мест для данной категории граждан.
Дополнительные рабочие места создаются в первую очередь для трудоустройства официально зарегистрированных безработных, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; молодежь в возрасте до 18 лет; лица предпенсионного возраста; многодетные и одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов; и др.)
Также одним из направлений активной политики занятости на рынке труда для данной категории граждан является квотирование рабочих мест. Органы службы занятости ведут контроль за соблюдением работодателями квоты.
Поддержка предпринимательства
и самостоятельной занятости
Данное направление работы проводится на основе индивидуального подхода, предоставления безработным гражданам комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг при организации предпринимательской деятельности, в том числе индивидуальной предпринимательской деятельности.
Комплексные услуги начинающим предпринимателям оказывает "Бизнес - центр", областная служба взаимодействует с 26 учебно - консультационными организациями по развитию и поддержке предпринимательской инициативы безработных граждан.
Ключевым направлением деятельности территориальных органов службы занятости остается содействие предпринимательской инициативе граждан в сельской местности. С 1999 г. проводится эксперимент по поддержке предпринимательства в Кунашакском районе.
Апробированным методом регулирования рынка труда является межтерриториальное перераспределение рабочей силы, включающее в себя трудоустройство вахтовым методом, сезонные работы по контракту на определенный период на предприятия, испытывающие потребность в рабочих кадрах как внутри области, так и за ее пределами. С ростом количества вакансий в областном банке данных влияние трудовой мобильности на рынок труда несколько снизилось.
Трудоустройство осуществлялось в различные регионы страны: Иркутскую, Магаданскую, Оренбургскую, Пермскую, Свердловскую, Тюменскую и Читинскую области, республики Башкортостан и Коми.
В целях комплектования кадрами организаций агропромышленного комплекса, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, органы службы занятости населения осуществляют деятельность по направлению граждан и членов их семей для работы в сельскую местность. Для расширения возможностей трудоустройства граждан, желающих переехать в другую местность и оказания услуг работодателям в подборе необходимых работников, органами службы занятости населения с мая 1996 г. осуществляется работа по формированию Общероссийского банка данных вакансий.
Содействие трудоустройству граждан,
особо нуждающихся в социальной защите
На всех этапах работы органы службы занятости первоочередное внимание уделяли трудоустройству граждан, нуждающихся в особой социальной защите (женщины, молодежь, инвалиды, и др.)
В последние годы особую значимость приобрела работа ЦЗН с такими категориями граждан, как граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, и лица, освобожденные из мест лишения свободы.
Профессиональная ориентация и психологическая
поддержка населения
В службе занятости Челябинской области сложился подход к профессиональной ориентации и психологической поддержке как к системе социально - профессиональной адаптации и развития. Областная система профориентации формировалась с 1991 года, а с 1994 года результативно действует инфраструктура, объединяющая Департамент, центры занятости населения, ЦПНПИ и другие организации.
К услугам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения относятся:
предоставление профессиональной информации (о состоянии и перспективах рынка труда, об особенностях профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях, режиме труда, его особенностях, о возможностях трудоустройства, получения профессии, специальности);
проведение профессиональной консультации (по выбору сферы деятельности, определению направления профессиональной подготовки, возможности обучения, по подбору подходящей работы, вариантов переобучения);
оказание психологической поддержки (по развитию навыков адаптации безработных граждан, повышению самооценки и усилению мотивации к поиску работы).
------------------------------T---------T----T----T----T----T----¬
¦ ¦ 1991 - ¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦
¦ ¦1995 г.г.¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+-----------------------------+---------+----+----+----+----+----+
¦Получили профориентационные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦услуги, всего, тыс. чел. ¦ 156,9 ¦63,3¦66,9¦66,3¦69,6¦68,7¦
+-----------------------------+---------+----+----+----+----+----+
¦Количество граждан, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦получивших обязательные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профориентационные услуги, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. чел. ¦ 115,0 ¦46,4¦47,9¦47,6¦47,7¦48,1¦
L-----------------------------+---------+----+----+----+----+-----
Важную роль в системе профориентации играет центр профориентации незанятого населения и профориентации инвалидов, созданный в 1994 г.
Создана большая материальная база для эффективной профориентационной и профконсультационной работы. В центре оказываются сложные профориентационные и психодиагностические услуги. Проводится значительная психокоррекционная работа с незанятым населением и инвалидами. В ЦПНПИ работает отделение выбора профессии, специалисты которого осуществляют подбор подходящей профессии, варианта переобучения с учетом имеющихся медицинских показаний к труду, проявленного интереса и личных особенностей клиента. По программам "Твоя профессиональная карьера", "Поведение на рынке труда", "Профессия и здоровье" специалисты ЦПНПИ работают с учащимися и выпускниками областного комплекса реабилитации для подростков с нарушением опорно - двигательного аппарата, ДЦП.
Профориентационные услуги и психологическая поддержка, как методы социальной адаптации на рынке труда, пользуются спросом у все большего числа населения. И это свидетельствует о значимости и необходимости данного вида услуг.
Профессиональное обучение безработных граждан
и незанятого населения
За прошедшие годы в области сложилась система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, позволяющая переобучать, повышать квалификацию и трудоустраивать после обучения более 7 тысяч незанятых граждан ежегодно.
Обучение ведется в Учебно - методическом центре при Департаменте ФГСЗН по Челябинской области (УМЦ) и его филиалах, учебно - курсовых комбинатах, крупных предприятиях и организациях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, других учебных заведениях и подразделениях.
Услуги органов службы занятости по профессиональному обучению с целью трудоустройства включают:
- восстановление профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных граждан путем предоставления им возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию, пройти стажировку по полученной профессии;
- опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения.
За прошедшие годы значительно возросла эффективность профобучения. Доля граждан, трудоустроенных после завершения обучения, увеличилась с 63,4 % в 1991 г. до 98,0 % в 2000 году.
Получает дальнейшее развитие опережающее обучение высвобождаемых работников с предприятий, если в 1991 г. по этому направлению было обучено 100 чел., то в 2000 г. - 1098 чел.
Продолжалась работа по совершенствованию деятельности УМЦ как опорного многопрофильного учебного заведения области. В УМЦ отрабатывались новые технологии и программы. В учебный процесс внедрялась модульная система обучения, шло обеспечение его мультимедиа - программами, вносились изменения в существующую учебно - программную документацию с учетом блочно - модульного подхода к обучению слушателей. В последние годы каждый третий безработный среди обучающихся по направлению органов службы занятости населения проходит профподготовку в УМЦ и его филиалах.
ДВИЖЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ НА РЫНКЕ ТРУДА
И МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ БЕЗРАБОТНЫМИ
За 10 лет органами службы занятости было признано безработными 437,7 тыс. граждан, ищущих работу. Столько же человек (437,7 тыс.) из числа безработных были сняты с учета по различным причинам. Из года в год росла результативность "выхода" из безработицы, т.е. когда безработный теряет свой статус, получая занятие (находит подходящую работу или учебу). За прошедший с 1991 г. период 265,8 тыс. безработных граждан нашли работу или доходное занятие при содействии органов службы занятости, 48,8 тыс. были направлены на профессиональное обучение. Результативность "выхода" из безработицы за период с 1991 г. по 2000 г. составила 72,1 %.
ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ "ВЫХОДА" ИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ
-------------------------T----T----T----T----T----T----T----T----¬
¦ ¦1993¦1994¦1995¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦
+------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Поставлено на учет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. чел. ¦30,4¦56,5¦72,7¦70,0¦60,0¦61,6¦46,4¦40,0¦
+------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Снято с учета, тыс. чел.¦28,6¦42,0¦61,1¦74,8¦66,7¦60,9¦60,2¦43,5¦
+------------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Результативность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦"выхода" из безработицы,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦% ¦1598¦2708¦5134¦5673¦3962¦6685¦7022¦7956¦
L------------------------+----+----+----+----+----+----+----+-----
Численность безработных граждан, состоящих на учете на конец каждого года, постоянно изменялась и, достигнув пика в 1995 году, в настоящее время составила на 1.01.2001 г. 16072 чел., что соответствует уровню 1992 г. В среднем 90 % безработных граждан имели право на получение пособия.
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ,
СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ НА КОНЕЦ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
В течение 1992 - 1994 г.г. выплаты пособия по безработице производились регулярно (2 раза в месяц). С середины 1995 г. начались перебои с выплатами пособия по безработице. Данная проблема связана с появившимся дефицитом Государственного фонда занятости. В последние годы органы службы занятости особое внимание уделяли погашению задолженности по выплате пособий по безработице. По состоянию на 01.01.2000 г. задолженность по выплате пособий по безработице составляла 5 млн. руб. В первом квартале 2000 г. задолженность полностью погашена. С апреля 2000 г. безработные граждане получают пособие своевременно и в полном объеме.
В течение прошедших лет менялись как количественные, так и качественные характеристики общего состава безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения.
Социальный портрет безработного в Челябинской области
(на 31 декабря 1992 г.)
Женщины - 12147 чел. (75,6 %)
Мужчины - 3920 чел. (24,4 %)
Всего - 16067 чел.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ (В %)
---------------T---------T---------T---------T---------T---------¬
¦ ¦до 1 мес.¦ от 1 до ¦ от 4 до ¦ от 8 ¦ более ¦
¦ ¦ ¦ 4 мес. ¦ 8 мес. ¦ от 1 г. ¦ 1 г. ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1993 г. ¦ 12,8 ¦ 36,1 ¦ 22,0 ¦ 19,1 ¦ 9,8 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1994 г. ¦ 11,3 ¦ 36,5 ¦ 26,9 ¦ 16,7 ¦ 8,5 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1995 г. ¦ 11,2 ¦ 38,8 ¦ 26,2 ¦ 14,0 ¦ 9,8 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1996 г. ¦ 10,7 ¦ 33,6 ¦ 22,5 ¦ 20,1 ¦ 12,9 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1997 г. ¦ 12,0 ¦ 33,4 ¦ 24,1 ¦ 17,9 ¦ 12,6 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1998 г. ¦ 13,6 ¦ 38,0 ¦ 22,9 ¦ 16,1 ¦ 9,0 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1999 г. ¦ 15,5 ¦ 32,4 ¦ 22,1 ¦ 17,5 ¦ 12,5 ¦
+--------------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ 2000 г. ¦ 17,8 ¦ 37,5 ¦ 22,7 ¦ 12,8 ¦ 9,4 ¦
L--------------+---------+---------+---------+---------+----------
В течение 1991 - 2000 г.г. с изменением количества безработных менялся и основной показатель безработицы - уровень безработицы. Если на конец 1991 г. он составлял 0,04 %, в 1995 г. (на 1.01.96 г.) достиг максимального значения - 2,98 %., то к концу 2000 г. снизился до 0,9 % (к экономически активному населению).
В первые годы (1991 - 1994) большого различия в уровне безработицы в городах и районах области не было. Резкая дифференциация этого показателя произошла в последующие годы. Повысилась уязвимость городов и районов области с моноэкономической структурой, в которых одно - два предприятия являлись градообразующими, а также территорий с предприятиями оборонного комплекса, угольной промышленности. Если к концу 1994 г. количество территорий с уровнем безработицы больше 4,0 % составляло 10, к концу 1995 г. таких территорий было максимальное число за все годы - 19, затем началось снижение и на 1.01.2001 г. только в 4 территориях уровень безработицы превышал 4 %.
С первых дней своего образования служба занятости населения активно взаимодействует с органами представительной и исполнительной власти области, городов и районов, профсоюзами и другими общественными организациями.
Важную роль в трудоустройстве граждан играет совместная деятельность с работодателями.
С целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости в рамках социального партнерства созданы и успешно работают областной, городские и районные комитеты содействия занятости населения.
В заключении можно с уверенностью сказать, что профессионализм и накопленный опыт работников службы позволяют сегодня контролировать ситуацию на рынке труда и активно влиять на нее.
Политика занятости, проводимая Департаментом на всей территории Челябинской области, дала тысячам людей возможность вписаться в мир рыночных отношений с его довольно жесткой конкуренцией. Это - главное достижение и специалисты службы занятости имеют все основания гордиться своей работой.
Служба занятости Челябинской области за 10 лет:
- проконсультировала около 2,5 млн. чел.;
- зарегистрировала 437,7 тыс. безработных;
- трудоустроила по различным направлениям 679,9 тыс. чел.;
в том числе:
- 269,4 тыс. безработных;
- 194,2 тыс. несовершеннолетних граждан;
- оказала более 350 тыс. чел. обязательные профориентационные услуги;
- переобучила свыше 48,6 тыс. безработных.
Все последние годы совершенствовалась технология работы центров занятости населения с клиентами службы. Многие ЦЗН перешли на обслуживание работодателей и безработных граждан по секторам экономики.
Важным достижением за 10 лет работы стало создание творческого, работоспособного коллектива специалистов, готовых к решению серьезных задач, стоящих перед службой занятости населения Челябинской области.