ИНФОРМАЦИЯ Управления МНС РФ по Челябинской области от <13.01.2003>
<ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О НАЛОГАХ>
Официальная публикация в СМИ:
"Налоговые вести", 2003, № 1, январь
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 13 января 2003 года
Вопрос: Каким образом будет производиться перерасчет по уплаченным в 2002 году суммам единого социального налога в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также признании утратившим силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" не уплачивают единый социальный налог, в части Федерального бюджета, Фонда социального страхования, Федерального и Территориального фонда обязательного медицинского страхования налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход.
При определении налоговой базы для исчисления единого социального налога следует исходить из того, что если выплаты производятся работникам, занятым в сферах деятельности, как переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, так и не переведенных, и поданным работникам невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то налоговую базу по ЕСН целесообразно определять пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации ежемесячно нарастающим итогом с начала года по каждому работнику согласно ст. 237 и 243 Налогового Кодекса РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты в пользу физических лиц и осуществляющие деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, представляют уточненные расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу за отчетные периоды 2002 года, которые исчислены с сумм выплат, произведенных в пользу физических лиц за выполнение работ, оказание услуг по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход.
Статьей 5 вышеуказанного Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ установлено, что суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, засчитываются в счет сумм единого налога на вмененный доход, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 № 148-ФЗ.
Возврат уплаченных в 2002 году сумм единого социального налога налогоплательщикам, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, статьей 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ не предусмотрен.
На основании вышеизложенного, может быть произведен зачет уплаченных сумм единого социального налога в счет единого налога на вмененный доход после представления налогоплательщиками уточненных расчетов по авансовым платежам по ЕСН и соответствующего заявления о зачете.
Вопрос: Включается ли в налогооблагаемую базу по ЕСН стоимость спецодежды и средств индивидуальной защиты, выдаваемые работникам банка?
Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) не подлежат обложению единым социальным налогом все виды, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением работником трудовых обязанностей.
В данном случае необходимо руководствоваться статьями 211, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, иными соответствующими законодательными и нормативными актами (в частности Постановлением Минтруда РФ от 30 августа 2000 г. № 63 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам банков").
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены в соответствии с главой 25 Кодекса к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Следовательно, спецодежда и средства индивидуальной защиты, выданные работникам в пределах установленных норм не облагаются ЕСН, а выданные сверх норм - облагаются ЕСН, если затраты на их приобретение включены в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с главой 25 Кодекса.
Старший государственный
налоговый инспектор
отдела ЕСН
Управления МНС РФ
по Челябинской области
В.ВЕРТЕЛЕЦКАЯ
Вопрос: Комитет по управлению имуществом при администрации города сдает в аренду земельные участки. Облагается ли арендная плата налогом на добавленную стоимость? Нужно ли начислять этот налог в том случае, когда земля продается?
Ответ: Суммы, которые перечисляет арендатор земли, являются платой за право пользования природными ресурсами. Это следует из ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю". А такая плата согласно пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ налогом на добавленную стоимость не облагается. Так что на арендную плату начислять НДС не надо.
Реализация земельных участков подлежит обложению НДС в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ, так как земельный участок при реализации рассматривается как товар.
Вопрос: Должны ли издатели платить налог на добавленную стоимость с продаваемой книжной продукции учебного характера, выпущенной до 1 января 2002 года. Если да, то как исчислять его величину?
Ответ: Федеральным законом от 28.12.2001 № 179-ФЗ внесены изменения и дополнения в ст. 149 и ст. 164 части второй НК РФ и введена 10 % ставка НДС на учебную и научную книжную продукцию. Данная норма Закона вводится в действие по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного Закона, но не ранее первого числа очередного налогового периода по НДС и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
Следовательно, при реализации с 01.01.2002 перечисленных выше товаров, применяется ставка НДС в размере 10 % (см. письмо МНС РФ от 8 января 2002 г. № ШС-6-03/6@ "О применении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию").
В случае если выпущенная до 01.01.2002 книжная продукция не была реализована (отгружена) покупателям до указанной даты и хранилась на складе предприятия, и ее реализация осуществляется в 2002 г., то ее продажная стоимость должна быть увеличена на сумму НДС по ставке 10 %.
Вопрос: Просим разъяснить порядок применения пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ органами государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и организаций (предприятий).
Ответ: При применении порядка, изложенного в пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, следует иметь в виду, что указанный порядок применяется исключительно в тех случаях, когда в федеральных законах или законах субъекта Российской Федерации, а также в актах, принимаемых органами местного самоуправления, предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по оказанию услуг или выполнению работ с возложением на эти государственные органы (или органы местного самоуправления) исключительных полномочий в этой сфере деятельности.
Ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с учетом изменений и дополнений) определяет, что основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются организация предупреждения пожаров и тушение пожаров. При этом ст. 5 ФЗ № 69-ФЗ установлено, что Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав МВД РФ в качестве единой самостоятельной оперативной службы, организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров.
На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 услуги, связанные с противопожарной защитой, приведены под кодовым обозначением 7523040. При этом под кодовым обозначением 7500000 перечисляются услуги в области государственного управления и административно - правительственные услуги, предоставляемые обществу в целом.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденному Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976 (с учетом изменений и дополнений), услуги по пожарной безопасности классифицируется под кодовым обозначением 97920.
Следовательно, услуги, оказываемые органами государственной противопожарной службы, относятся к услугам, возложенным на государственные органы и исполнение которых является исключительным полномочием данных государственных органов в этой сфере деятельности. Таким образом, вышеуказанные услуги не будут облагаться налогом на добавленную стоимость на основании пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.
С 01.01.2001 подлежат обложению НДС:
- пожарно - техническая продукция;
- материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно - технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.
Вопрос: Как определить налоговую базу по НДС у общества при выходе из ООО участника?
Ответ: Принятый 29 мая 2002 г. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 57-ФЗ включил в объекты обложения НДС передачу имущественных прав.
Объект обложения НДС указан в ст. 146 НК РФ. В частности, пп. 1 п. 1 данной статьи установлено, что объектом обложения НДС является в том числе и передача имущественных прав.
Переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью может быть классифицирован как передача имущественных прав, следовательно, данная операция является объектом обложения НДС.
Статьей 146 НК РФ установлено, что не признаются реализацией товаров операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ. В свою очередь в пп. 5 этого пункта установлено, что не является реализацией передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества при выходе (выбытии) из него.
Таким образом, превышение действительной стоимости доли, определенной при выбытии участника из ООО, над суммой его первоначального вклада является объектом обложения НДС.
Начальник
отдела косвенных налогов
Управления МНС РФ
по Челябинской области
В.ЮРАСОВ