Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИЯ Комитета экономики Челябинской области от 17.02.2003
"В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Налоговые вести", 2003, № 3, февраль






АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМИТЕТ ЭКОНОМИКИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 17 февраля 2003 года

В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ

Анализ просроченной задолженности
по заработной плате за 2002 год

Специалистами комитета по экономике Челябинской области проведен анализ просроченной задолженности по заработной плате в Челябинской области за 2002 год.
На 659 предприятиях и организациях области (что на 4,5 % меньше уровня аналогичного периода 2001 года) суммарная просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января текущего года уменьшилась по сравнению с 2001 годом на 7,5 % и составила 1143,2 млн. руб. По источникам недофинансирования, основная доля приходится на собственные средства предприятий - 99,4 % (1136,3 млн. руб.).
Из-за отсутствия бюджетного финансирования из бюджетов всех уровней задолженность составила 6,9 млн. рублей, в том числе: 6,6 млн. рублей - федеральный бюджет и 0,3 млн. рублей - консолидированный бюджет области.
По сравнению с аналогичным периодом 2001 года просроченная задолженность по заработной плате снизилась в таких отраслях как: промышленность - 130,1 млн. руб., строительство - 22,8 млн. руб., транспорт - 36,0 млн. руб.
Специалисты комитета отмечают, что в 6 территориях Челябинской области существенного снижения просроченной задолженности по заработной плате за 2002 год по сравнению с 2001 годом достигли города: Коркино (28,2 %), Сатка (50,4 %), Магнитогорск (50,6 %), Усть - Катав (52,8 %), Троицк (67,4 %), Карталы (75,6 %).
В соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области № 553 от 19.11.2002 "О мерах по погашению просроченной задолженности по заработной плате на предприятиях в Челябинской области" во всех муниципальных образованиях созданы комиссии по контролю за своевременностью выплаты заработной платы, проводятся расширенные заседания с участием руководителей предприятий - должников, контролируются графики погашения задолженности.
Вместе с тем в 25 территориях области на 01.01.2003 наблюдается увеличение просроченной задолженности по заработной плате года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост задолженности (более четырех месячных фондов заработной платы) отмечен в Ашинском, Брединском, Варненском, Верхнеуральском, Каслинском, Катав - Ивановском, Кизильском, Кунашакском, Нагайбакском, Уйском, Троицком районах.
В результате работы комиссий по трудовым спорам, проверок Государственной инспекции труда, а также работы судебного департамента в 2002 году было выплачено 533,8 млн. руб. задолженности по заработной плате.
Вопрос погашения просроченной заработной платы является приоритетным в работе Челябинской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений. Систематически проводятся заседания рабочей группы по выработке мер по погашению задолженности на предприятиях Челябинской области, на которые приглашаются руководители предприятий и отраслевых ведомств, имеющие задолженность по заработной плате.

Развитие потребительского рынка
Челябинской области в 2002 году

Ситуация на потребительском рынке Челябинской области формируется под воздействием множества социально - экономических факторов, один из первостепенных - доходы населения, которые в свою очередь зависят от общей экономической ситуации как в области, так и в стране в целом.
В течение всего 2002 года потребительский рынок Челябинской области развивался достаточно стабильно и характеризовался товарной насыщенностью и ростом потребления услуг. Продолжающееся увеличение денежных доходов способствовало повышению покупательской способности населения Челябинской области. Немаловажную роль в расширении потребительского спроса в 2002 году сыграла активно проводимая кредитная политика предприятий и организаций розничной торговли.
Объем розничного товарооборота за 2002 года вырос на 13,2 % к 2001 году и составил 67,1 млрд. руб., в том числе, оборот торгующих организаций увеличился на 24,7 % и составил 49,6 млрд. руб., оборот рынков сократился на 10,3 % и составил 17,5 млрд. руб.
На долю организаций торговли за 2002 год пришлось 74 % от общего объема розничного товарооборота, доля продажи товаров на рынках составила 26 % (в 2001 году - 33 %). Столь заметное снижение доли реализации товаров на рынках области объясняется постепенным переходом к более совершенным и организованным формам торговли.
Территориальное распределение товарооборота розничной торговли характеризуется концентрацией розничной торговли в крупных городах области. Большая часть оборота сформировалась в таких городах как: Челябинск, Магнитогорск, Златоуст и Миасс, на их долю пришлось более 70 % общего товарооборота.
Замедление темпов инфляции по сравнению с прошлым годом положительно отразилось на увеличении розничного товарооборота. Индекс потребительских цен в 2002 году в среднегодовом исчислении составил 114,3 % к уровню прошлого года (2001 год - 127,9 %). В декабре 2002 года по сравнению с декабрем прошлого года инфляционный прирост составил 12 %, в т.ч. на товары - 9,8 %, на платные услуги - 22 %.

Динамика инфляции по Челябинской области
в 2001 - 2002 годах (в % к декабрю прошлого года)

проценты

125 T 124,8
¦ 123,5---#
¦ #---
+ 122,0----
¦ #---
¦ 119,7----
120 + 118,4 118,5---#---
¦ #-----#---
¦ 117,8----
+ #---
¦ 116,4----
¦ #---
115 + 114,7----
¦ #---
¦ ¦ 112,0
+ 113,0---- *
¦ #--- 110,6----
¦ 110,2---- 109,2---*---
110 + #--- 109,0---*---
¦ ¦ 108,1 108,7---*---
¦ ¦ *-----*---
+ -- 107,2----
105,3--- 106,8---*---
#--- 105,4---*---
105 + 104,4---*---
¦ 103,5---*---
¦ *---
102,1----
*---
¦
100 L-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
январь март май июль сентябрь ноябрь

   ---*---  - 2001


   ---#---  - 2002


Объем платных услуг населению области в 2002 году составил 18050 млн. руб. и вырос на 2,8 % по сравнению с 2001 годом. Одной из причин невысокого прироста объема потребления платных услуг является опережающий темп роста тарифов и цен на услуги в сравнении с ростом цен на потребительские товары.
Наибольший рост платных услуг населению области наблюдался в таких городах как: Южноуральск - 142,4 % к 2001 году, Верхний Уфалей - 115,8 %, Миасс - 112,7 %. Еманжелинск - 111,1 %, Пласт - 109,7 %, Магнитогорск - 108,8 %.
Более высокими темпами росли платные услуги физической культуры и спорта (107,6 %), пассажирского транспорта (105,9 %), жилищные услуги (109,4 %) и связи (107,4 %). Вместе с тем, снизился объем санаторно - оздоровительных (88,5 %) и туристско - экскурсионных (86,1 %) услуг.

Основные задачи экономической политики на 2003 год

Основные задачи, которые необходимо решать Правительству Челябинской области совместно с органами местного самоуправления и руководителями промышленных предприятий области в 2003 году были сформулированы в докладе заместителя Губернатора Дятлова В.Н. на общем аппаратном совещании 16 января 2003 года.
Правительству области необходимо продолжить работу по разработке, согласованию и реализации стратегии развития Челябинской области. Предстоит серьезная работа по корректировке областного законодательства с учетом изменений экономических условий, связанных с реформированием естественных монополий, присоединением России к ВТО, в том числе по вопросам интеллектуальной собственности, стандартизации и сертификации и, прежде всего, корректировка Закона "О промышленной политике Челябинской области" и Концепции промышленной политики Челябинской области.
В 2003 году необходимо продолжить работу и по эффективному взаимодействию с естественными монополиями. В частности:
- разработать Условия работы энергоснабжающих компаний на энергосбытовом рынке Челябинской области, поскольку данные организации чаще всего являются обычными перепродавцами, не имеющими "серьезных" активов, что ставит под угрозу энергобезопасность области;
- доработать и утвердить Программу сокращения перекрестного субсидирования между различными группами потребителей электрической и тепловой энергии, что создаст условия для бесперебойного энергоснабжения потребителей области;
- в настоящее время заканчивается аудит ОАО "Челябэнерго", по результатам которого будут выданы рекомендации, в соответствии с которыми необходимо построить взаимную работу Правительства области и "Челябэнерго".
В рамках заключенных соглашений с железнодорожниками Правительство области продолжит работу по созданию компании по пригородным пассажирским железнодорожным перевозкам и компании - оператора по грузовым железнодорожным перевозкам. Намечено завершить работы по передаче объектов социально - культурного назначения "ЮУЖД" в государственную собственность области и собственность муниципальных образований, но естественно при условии выделения финансовых ресурсов.
В рамках реструктуризации региональной энергосистемы в предстоящем году необходимо завершить реструктуризацию ОАО "Челябинскуголь". Это позволит решить проблемы наполняемости бюджетов и занятости населения трех муниципальных образований: Еманжелинска, Коркино и Копейска.
Предстоит серьезная работа по реформированию жилищно - коммунального хозяйства Челябинской области на основе предоставления населению качественных услуг, утверждения экономически обоснованных тарифов на жилищно - коммунальные услуги, внедрения Программы адресной социальной помощи на оплату жилищно - коммунальных услуг социально незащищенным гражданам, и, кроме того, создания механизма, стимулирующего внедрение Программы энергосбережения в жилищно - коммунальном хозяйстве.
Отличием 2003 года является опасность техногенных катастроф и природных катаклизмов, которые в полной мере проявили себя уже в начале этого года в других регионах страны, и в Челябинской области зимний сезон проходит не без аварий в коммунальном хозяйстве. Необходимо начать подготовку к весеннему паводку. Учитывая значительный износ оборудования, высокую концентрацию на территории области потенциально опасных объектов, необходимо разработать комплекс мер по обеспечению стабильного функционирования объектов электроэнергетики, жилищно - коммунального хозяйства и других объектов повышенной опасности, включая предотвращение террористических актов.
Для осуществления комплекса мероприятий по подготовке экономики Челябинской области к вступлению России в ВТО требуется:
- проведение анализа состояния экономики области, ее научно - технического, производственного и кадрового потенциала, состояние областного рынка товаров и услуг, прогноз социально - экономических последствий вступления России в ВТО для экономики области;
- активизация деятельности по информационной и консультационной поддержке предприятий области по вопросам вступления в ВТО;
- подготовка квалифицированных специалистов по вопросам вступления и членства в ВТО для деятельности на региональном уровне власти на базе высших образовательных учреждений области;
- проведение на промышленных предприятиях всех форм собственности комплексного анализа конкурентоспособности продукции, обучение руководителей служб маркетинга правилам ВТО, оценка объемов капитальных затрат на необходимую модернизацию производств и технологий.
Планируется продолжить работу по внутриобластной и межрегиональной кооперации: для стабильных взаимоотношений между предприятиями области через систему территориального заказа; активное участие в выставочной деятельности, формирование межрегиональных заказов; увеличение доли высокотехнологичной продукции, обеспечение максимальной переработки сырья и материалов на территории области через создание финансово - промышленных групп и холдингов в различных отраслях промышленности.
Одной из основных задач экономической политики Правительства области является создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.
В рамках реализации областной Программы государственной поддержки предпринимательства на 2003 - 2005 годы будет продолжена работа: по сокращению административных барьеров, возникающих в ходе предпринимательской деятельности; по оптимизации взимания платежей муниципальными учреждениями; по созданию в городах и районах области единых центров "Одно окно".
Необходимо стимулировать инновационную составляющую инвестиционной деятельности, т.е. создавать условия для обеспечения экономического роста на основе научно - технического прогресса и интеллектуализации производства, а также нацелить наши инвестиционные проекты на организацию более глубокой переработки сырья на предприятиях области, выпуск продукции более высокой степени переработки и товаров народного потребления.
Намечено создать каталог инвестиционных проектов на основе конкурса "Лучший инвестиционный проект Челябинской области" для привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов.
В области сельского хозяйства вся работа будет строиться на основе областной целевой программы "Стабилизация сельскохозяйственного производства и функционирования агропромышленного комплекса области на 2002 - 2005 годы". Для улучшения наполняемости консолидированного бюджета и оптимизации расходной части бюджета области необходимо:
- увеличение доходов от использования государственного имущества Челябинской области: увеличение прибыли от государственных унитарных предприятий, доходов от сдачи в аренду имущества, продажи материальных активов, акций и др.;
- совершенствование налоговой нормативно - правовой базы - разработка законов области "О налоге на недвижимость", "О едином налоге на вмененный доход";
- усиление контроля за сбором налогов, в том числе работа с предприятиями, имеющими задолженность по платежам в бюджеты, в рамках рабочих групп, созданных главами муниципальных образований.
Одной из основных задач является обеспечение ритмичной выплаты заработной платы и погашение задолженности по заработной плате на предприятиях Челябинской области.
В целях развития финансового сектора экономики необходимо создать условия для развития негосударственного пенсионного обеспечения населения в Челябинской области, также реализовать основные мероприятия Программы развития системы безналичных расчетов в Челябинской области с применением пластиковых карт в 2003 - 2005 годы.
В настоящий момент перед комитетами и управлениями стоит задача до 1 февраля т.г. разработать первоочередные меры по достижению показателей, намеченных на 2003 год.
Основной задачей экономической политики Правительства области в 2003 году является создание условий для дальнейшего развития экономики и роста благосостояния жителей Челябинской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru