ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного Собрания Челябинской области от 26.10.2006 № 303
(ред. от 27.09.2007)
"О ПРИНЯТИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КРЕПКАЯ СЕМЬЯ" НА 2007 ГОД"
(вместе с "ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "КРЕПКАЯ СЕМЬЯ" НА 2007 ГОД")
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Южноуральская панорама", № 235, 22.11.2006.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2006 г. № 303
О принятии областной целевой программы
"Крепкая семья" на 2007 год
(в ред. Постановления Законодательного Собрания
Челябинской области от 27.09.2007 № 844)
Законодательное Собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять областную целевую программу "Крепкая семья" на 2007 год (приложение).
(в ред. Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 27.09.2007 № 844)
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2007 года.
Председатель
Законодательного Собрания
Челябинской области
В.В.МЯКУШ
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 26 октября 2006 г. № 303
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КРЕПКАЯ СЕМЬЯ" НА 2007 ГОД
(в ред. Постановления Законодательного Собрания
Челябинской области от 27.09.2007 № 844)
ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Крепкая семья" на 2007 год
(в ред. Постановления Законодательного Собрания
Челябинской области от 27.09.2007 № 844)
Наименование - областная целевая программа "Крепкая семья"
Программы на 2007 год (далее - Программа)
(в ред. Постановления Законодательного Собрания Челябинской области
от 27.09.2007 № 844)
Основание для - постановление Законодательного Собрания
принятия Челябинской области от 25 мая 2006 года
решения о № 141 "Об утверждении рекомендаций
разработке депутатских слушаний "Государственная
Программы политика по предупреждению семейного
неблагополучия и социального сиротства в
Челябинской области";
распоряжение председателя Законодательного
Собрания Челябинской области от 9 октября
2006 года № 973-р "О рабочей группе"
Государственный - Министерство социальных отношений
заказчик Челябинской области
Основные - Законодательное Собрание Челябинской
разработчики области;
Программы Министерство социальных отношений
Челябинской области;
Министерство образования и науки Челябинской
области;
Межведомственная комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав при
Правительстве Челябинской области
Цель Программы - создание комплексной системы
профилактической, коррекционной и
реабилитационной работы с семьями и детьми,
которые находятся в социально опасном
положении, в трудной жизненной ситуации, на
ранней стадии социального неблагополучия
(далее - семьи и дети группы риска), для
предупреждения социального сиротства и
семейного неблагополучия, профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Ашинском, Катав-
Ивановском, Коркинском, Красноармейском,
Нагайбакском, Пластовском, Саткинском
муниципальных районах, Златоустовском,
Копейском, Кыштымском, Магнитогорском,
Миасском, Усть-Катавском, Чебаркульском
городских округах
(в ред. Постановления Законодательного Собрания Челябинской области
от 27.09.2007 № 844)
Задачи - повышение эффективности межведомственного
Программы взаимодействия органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
повышение качества социальных услуг,
предоставляемых семьям и детям группы риска;
укрепление материально-технической базы
органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
улучшение социально-экономического положения
семей группы риска;
улучшение здоровья детей группы риска
Срок реализации - 2007 год
Программы
Объем и - общий объем финансирования Программы за счет
источники средств областного бюджета - 30000 тыс.
финансирования рублей
(в ред. Постановления Законодательного Собрания Челябинской области
от 27.09.2007 № 844)
Ожидаемые - сокращение числа семей, находящихся в
конечные социально опасном положении;
результаты сокращение числа безнадзорных, отказных и
реализации брошенных детей;
Программы сокращение числа лиц, пострадавших от
семейного насилия;
улучшение показателей здоровья детей группы
риска;
снижение преступности и правонарушений
несовершеннолетних
Управление - координацию исполнения мероприятий Программы
реализацией осуществляет Министерство социальных
Программы и отношений Челябинской области.
контроль за ее Контроль за исполнением Программы
исполнением осуществляют Правительство Челябинской
области и Законодательное Собрание
Челябинской области
Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год подчеркивалось, что общество ждет от государства кардинального решения ключевой для всей страны проблемы - проблемы "сбережения народа", главным направлением в решении этой задачи были определены меры поддержки семьи, материнства и детства на всех уровнях власти.
Анализ статистических показателей последних лет позволяет сделать выводы о негативных тенденциях в сфере семейных отношений, о росте семейного неблагополучия как в целом по России, так и в Челябинской области. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Растущая детская безнадзорность является прямым следствием кризиса семьи и воспитательных институтов общества, поскольку большинство безнадзорных детей потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивающих минимально необходимые условия для жизнедеятельности и полноценного развития ребенка, допускавших жестокое обращение с детьми. В 2005 году количество необучающихся детей составило в Челябинской области 590 человек.
Одной из причин семейного неблагополучия является слабая экономическая самостоятельность семей, что порождает большое число семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в различных мерах социальной поддержки. По состоянию на 1 января 2005 года, в органах социальной защиты городов и районов Челябинской области состояло на учете около 231 тысячи малоимущих семей, в которых воспитывалось 361,4 тысячи несовершеннолетних детей. Число семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения.
Не уменьшается количество неблагополучных семей, родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей. В 2005 году было подготовлено и направлено в суд 1845 материалов для решения вопроса о лишении родительских прав (в 2004 году - 1718). По данным правоохранительных органов, дети из таких семей в первую очередь становятся участниками или жертвами противоправных действий.
2. В последние годы государственная политика в отношении семей и детей группы риска претерпела существенные изменения. В Челябинской области ведется целенаправленная работа по оказанию помощи семьям и детям группы риска, предусматривающая деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области (далее - органы и учреждения системы профилактики), к которым относятся:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области;
органы управления социальной защитой населения;
органы управления образованием;
органы опеки и попечительства;
органы по делам молодежи;
органы управления здравоохранением;
органы службы занятости;
органы внутренних дел;
учреждения, создаваемые в данных органах для осуществления отдельных функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. С 2004 года в Саткинском муниципальном районе с целью предупреждения социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних реализуется комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая профилактическая программа "Семьи и дети группы риска", направленная на создание системы комплексного решения проблем семей и детей группы риска. Реализация этой программы показала свою эффективность и позволила в комплексе решать проблемы семей и детей группы риска, разрабатывать и внедрять новые технологии, формы и методы работы с этой категорией семей. За период реализации указанной программы снято с учета в базе данных семей группы риска 73 семьи, на 38 процентов сократилось определение детей в детские дома и увеличилось количество детей, взятых под опеку.
Успешный опыт межведомственного взаимодействия по работе с семьями и детьми группы риска, положительные результаты реализации программы в Саткинском муниципальном районе свидетельствуют о том, что только комплексный подход к решению проблем профилактики социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия дает необходимую эффективность совместной работы структур, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. В рамках реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год о государственной семейной политике и рекомендаций депутатских слушаний "Государственная политика по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства в Челябинской области", утвержденных постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 25 мая 2006 года № 141, с целью повышения эффективности проводимой в Челябинской области политики поддержки семьи, профилактики семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних, предотвращения социального сиротства было принято решение о разработке Программы, предусматривающей создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми группы риска в Ашинском, Катав-Ивановском, Коркинском, Красноармейском, Нагайбакском, Пластовском, Саткинском муниципальных районах, Златоустовском, Копейском, Кыштымском, Магнитогорском, Миасском, Усть-Катавском, Чебаркульском городских округах.
(в ред. Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 27.09.2007 № 844)
При разработке Программы был учтен положительный опыт реализации программы "Семьи и дети группы риска" в Саткинском муниципальном районе, учитывались инициативы органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области о реализации комплексных программ деятельности по предотвращению семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних.
Программа является "пилотным" проектом и предусматривает комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности, расширение форм и методов профилактической работы с семьями и детьми группы риска в указанных муниципальных образованиях. Анализ реализации Программы в 2007 году позволит решить вопрос о целесообразности продления действия Программы и ее реализации в других муниципальных образованиях Челябинской области.
Глава II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5. Целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для предупреждения социального сиротства и семейного неблагополучия, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ашинском, Катав-Ивановском, Коркинском, Красноармейском, Нагайбакском, Пластовском, Саткинском муниципальных районах, Златоустовском, Копейском, Кыштымском, Магнитогорском, Миасском, Усть-Катавском, Чебаркульском городских округах.
(в ред. Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 27.09.2007 № 844)
6. Для достижения указанной цели Программа предполагает решение следующих задач:
повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям и детям группы риска;
укрепление материально-технической базы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
улучшение социально-экономического положения семей группы риска;
улучшение здоровья детей группы риска.
7. Реализация Программы осуществляется в 2007 году.
Глава III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
8. Для достижения поставленной цели и решения конкретных проблем семей и детей группы риска взят на вооружение программно-целевой метод, позволяющий более активно использовать возможности межведомственной кооперации, координировать усилия всех заинтересованных ведомств и структур.
Программа представляет собой комплекс целенаправленных мер организационного, экономического, медицинского и психолого-педагогического характера, реализуемых в отношении семей и детей группы риска.
9. Система программных мероприятий содержит конкретные мероприятия, направленные на реализацию целей Программы, и включает в себя четыре направления:
организационное и информационное обеспечение решения задач Программы;
развитие материально-технической базы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
социально-экономическая поддержка семей и детей группы риска;
медико-социальная и психолого-педагогическая реабилитация семей и детей группы риска.
Перечень мероприятий Программы с указанием объема финансирования и исполнителей представлен в приложении.
Глава IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
10. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объем финансирования составляет 30000 тыс. рублей.
(в ред. Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 27.09.2007 № 844)
Глава V. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
11. Координацию деятельности по реализации мероприятий Программы осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области, которое организует выполнение мероприятий Программы, готовит предложения по корректировке Программы, осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным и в полном объеме выполнением мероприятий Программы.
Министерство социальных отношений Челябинской области запрашивает и анализирует отчеты исполнителей о ходе выполнения мероприятий Программы, готовит и представляет в установленном порядке в Правительство Челябинской области и Законодательное Собрание Челябинской области итоговую информацию об исполнении Программы.
Министерство социальных отношений Челябинской области в пределах своей компетенции разрабатывает проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы.
12. Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Челябинской области и Законодательное Собрание Челябинской области.
13. Исполнители Программы в ходе реализации мероприятий отвечают за качество их выполнения и эффективность расходования бюджетных средств.
Для финансирования мероприятий Программы государственный заказчик Программы заключает государственные контракты (договоры) на выполнение предусмотренных Программой мероприятий с исполнителями Программы.
Контракты (договоры) заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Объем принятых денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета, не должен превышать лимиты бюджетных обязательств.
При этом органы местного самоуправления могут разрабатывать собственные муниципальные программы, финансируемые за счет средств местных бюджетов, аналогичные Программе.
Глава VI. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
14. Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми группы риска в Ашинском, Катав-Ивановском, Коркинском, Красноармейском, Нагайбакском, Пластовском, Саткинском муниципальных районах, Златоустовском, Копейском, Кыштымском, Магнитогорском, Миасском, Усть-Катавском, Чебаркульском городских округах.
(в ред. Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 27.09.2007 № 844)
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия в указанных муниципальных образованиях Челябинской области.
Оценкой эффективности реализации Программы по отношению к показателям 2005 года могут служить следующие критерии:
1) сокращение числа семей, находящихся в социально опасном положении;
2) сокращение числа безнадзорных, отказных и брошенных детей;
3) сокращение числа лиц, пострадавших от семейного насилия;
4) улучшение показателей здоровья детей группы риска;
5) снижение преступности и правонарушений несовершеннолетних.
Приложение
к областной целевой программе
"Крепкая семья" на 2007 год
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
(в ред. Постановления Законодательного Собрания
Челябинской области от 27.09.2007 № 844)