Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИЯ Правления Пенсионного фонда РФ от <14.04.2003>
"А СТОИТ ЛИ РАБОТАТЬ?"

Официальная публикация в СМИ:
"Вечерний Челябинск", № 70, 14.04.2003






ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 14 апреля 2003 года

А СТОИТ ЛИ РАБОТАТЬ?

Вопрос: Примерно так раздумывают сейчас те, кто лишь поверхностно знаком с идеями новой пенсионной системы, действующей в России больше года. Ведь количество отработанных лет на размер пенсии, по сути, не влияет. Каким образом и будет ли вообще в дальнейшем учитываться трудовой стаж?

Ответ: Значение трудового стажа в новой пенсионной модели будет значительно меньшим, чем в старой. В старом пенсионном законодательстве для получения права на пенсию в размере 55 процентов от учитываемого заработка (таков был минимальный стажевый коэффициент) женщине нужно было отработать 20 лет, мужчине - 25. Это было минимальное требование к общему трудовому стажу, установленное пенсионным законодательством советских времен и двумя российскими постперестроечными законами - № 340 и № 113.
За стаж, заработанный сверх минимальной нормы, старым законодательством вводилась бонификация: за каждый дополнительно отработанный год добавлялся один процент. Но при этом максимальная доля от заработной платы, выплачиваемая в виде пенсии, была установлена во всех старых пенсионных законах в размере 75 процентов. Для женщин это означало, что максимальный учитываемый стаж составлял 40 лет, для мужчин - 45. Все годы, отработанные сверх этого (а порой люди работали по 50 - 60 лет), во внимание не принимались и дополнительных пенсионных прав не приносили. Таким образом, при учете стажа (как и при учете реального размера зарплаты) старое пенсионное законодательство дискриминировало работника.
Новое пенсионное законодательство, вступившее в действие с 1 января 2002 года, сводит формальное значение учитываемого стажа до минимальных значений. Главное для него - количество лет, в которые уплачивались единый социальный налог и страховые взносы в пенсионную систему и фиксировались на личных счетах персонифицированные пенсионные обязательства государства перед каждым конкретным застрахованным работником. Пять таких лет - и гражданин обретает права на получение базовой пенсии и той страховой и накопительной частей, которые могут быть профинансированы за счет поступлений на общую и специальную части его лицевого счета.
Иными словами, пять лет - это тот минимальный стаж, который по новому законодательству дает право на трудовую пенсию. Причем не обязательно все эти пять лет трудиться - женщины могут включить в этот минимальный пенсионный стаж два отпуска по рождению ребенка и уходу за ним по полтора года каждый (всего три года из пяти), мужчины - двухгодичный период службы в вооруженных силах. По старому пенсионному Закону № 113-ФЗ эти периоды считались нестраховыми и в пенсионный стаж не включались. Новое законодательство установило иную норму: поскольку в указанные нетрудовые периоды граждане выполняют важнейшие социальные функции (женщины - воспроизводства населения, мужчины - защиты Отечества), оплату этих периодов в пенсионную систему будет осуществлять за них государство.
Законодатель установил минимальный пятилетний стаж, руководствуясь следующими соображениями. Всеобщая трудовая мобилизация населения закончилась уже в советские времена. А нынешнее состояние рынка труда таково, что требовать от работника 20- или 25-летнего стажа нереально. Пять же лет на протяжении трудовой биографии сможет отработать практически каждый. В результате каждый сможет заработать базовую пенсию, обеспечивающую прожиточный минимум пенсионера, а также небольшие страховую и накопительные прибавки к ней.
Хотя новая пенсионная модель устанавливает относительно небольшой минимальный стаж для получения пенсии (20 процентов от установленного старым законодательством для мужчин и 25 - для женщин), нельзя утверждать, будто новое законодательство не стимулирует длительную работу застрахованных. Просто каждый дополнительно отработанный год приобретает иной смысл и значение с точки зрения зарабатывания пенсионных прав. Если раньше каждый отработанный год означал тот или иной процент стажевого коэффициента для исчисления пенсии, то с января 2002 года он означает тот или иной объем поступлений (страховых взносов и перечислений на накопительную часть пенсии), которые заработал застрахованный. Чем больше число страховых лет, чем больше размер страховых взносов и других поступлений, тем больше в итоге величина пенсионного капитала, а значит, и величина заработанной пенсии.

Советник
председателя Правления
Пенсионного фонда РФ
В.ВЬЮНИЦКИЙ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru