ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного собрания Челябинской области от 26.06.2003 № 927
"О ПРИНЯТИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЮ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И СОДЕЙСТВИЯ ИХ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НА 2003 - 2006 ГОДЫ"
(вместе с "ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЮ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И СОДЕЙСТВИЯ ИХ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НА 2003 - 2006 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости Законодательного собрания Челябинской области", 2003, выпуск № 6, (июнь),
"Южноуральская панорама", № 77, от 08.07.2003
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2003 г. № 927
О ПРИНЯТИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЮ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ
СВОБОДЫ И СОДЕЙСТВИЯ ИХ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ
НА 2003 - 2006 ГОДЫ
Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Принять областную целевую Программу социальной защиты осужденных к наказанию в виде лишения свободы и содействия их трудовой занятости на 2003 - 2006 годы (приложение).
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.Ф.ДАВЫДОВ
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Челябинской области
от 26 июня 2003 г. № 927
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЮ В ВИДЕ
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И СОДЕЙСТВИЯ ИХ ТРУДОВОЙ
ЗАНЯТОСТИ НА 2003 - 2006 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЮ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
И СОДЕЙСТВИЯ ИХ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ
НА 2003 - 2006 ГОДЫ
Наименование - областная целевая Программа социальной
Программы защиты осужденных к наказанию в виде
лишения свободы и содействия их
трудовой занятости на 2003 - 2006 годы
(далее - Программа)
Основание - Постановление Правительства Челябинской
принятия решения области от 19 апреля 2001 года № 21 "О
о разработке проекте Областной комплексной программы
Программы социальной защиты осужденных к наказанию
в виде лишения свободы и содействия их
трудовой занятости на 2001 - 2005 годы"
Государственный - Правительство Челябинской области
заказчик Программы
Основные - управление по координации деятельности
разработчики правоохранительных органов Челябинской
Программы области;
Главное управление природных ресурсов и
охраны окружающей среды Министерства
природных ресурсов Российской Федерации
по Челябинской области;
Главное управление исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской
Федерации по Челябинской области;
главное управление образования и науки
Челябинской области;
Департамент федеральной государственной
службы занятости населения по
Челябинской области;
постоянная межведомственная рабочая
группа по комплексным проблемам борьбы
с преступностью
Цели Программы - повышение эффективности исполнения
уголовных наказаний;
улучшение условий отбывания наказаний и
содержания заключенных под стражей;
повышение качества воспитательного
процесса в учреждениях уголовно -
исполнительной системы;
улучшение условий социальной
реабилитации лиц, освобождающихся из
исправительных учреждений;
повышение уровня социальной
защищенности и профессиональной
подготовки работников уголовно -
исполнительной системы
Задачи Программы - повышение уровня правопорядка и
улучшение оперативной обстановки в
местах лишения свободы;
эффективное использование
производственного потенциала
учреждений уголовно - исполнительной
системы в целях самообеспечения
продовольствием и вещевым имуществом;
активизация работы по привлечению в
уголовно - исполнительную систему
средств внебюджетных источников;
содействие трудовой занятости осужденных
Сроки и этапы - 2003 - 2006 годы
реализации I этап - 2003 - 2004 годы;
Программы II этап - 2005 - 2006 годы
Исполнители - Главное управление исполнения наказаний
Программы Министерства юстиции Российской
Федерации по Челябинской области
(по согласованию);
главное управление образования и науки
Челябинской области;
главное управление материальных ресурсов
Челябинской области;
Департамент федеральной государственной
службы занятости населения по
Челябинской области (по согласованию);
Главное управление природных ресурсов и
охраны окружающей среды Министерства
природных ресурсов Российской Федерации
по Челябинской области
(по согласованию);
главное управление сельского хозяйства и
продовольствия Челябинской области;
управление по координации деятельности
правоохранительных органов Челябинской
области
Объемы и источники - общий объем финансирования -
финансирования 74246,3 тыс. рублей (в ценах 2002 года),
Программы в том числе:
средства федерального бюджета -
20036,8 тыс. рублей <*>;
средства областного бюджета
- 5255 тыс. рублей;
собственные средства предприятий -
48954,5 тыс. рублей
--------------------------------
<*> Средства предусмотрены к выделению в рамках федеральной целевой программы "Реформирование уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 - 2006 годы".
Ожидаемые - стабилизация функционирования
результаты исправительных учреждений;
реализации создание не менее 870 дополнительных
Программы рабочих мест для неработающих
осужденных;
снижение рецидива преступности;
развитие материально - технической базы
исправительных учреждений;
ежегодный прирост объемов промышленного
производства предприятий исправительных
учреждений на 10 - 15 процентов;
увеличение объемов производства
сельскохозяйственной продукции на 20
процентов;
доведение объемов выпуска продукции для
нужд уголовно - исполнительной системы
до 20 - 25 процентов от общего объема
производства и самообеспечение
потребностей уголовно - исполнительной
системы в продуктах питания, вещевом
имуществе и иной продукции на сумму
около 20 млн. рублей ежегодно
Система - исполнители представляют в управление
организации по координации деятельности
контроля за правоохранительных органов Челябинской
исполнением области в срок до 20 января и до 20 июля
Программы каждого года отчеты о ходе реализации
Программы.
Управление по координации деятельности
правоохранительных органов Челябинской
области в срок до 1 февраля и до 1
августа каждого года представляет отчет
об итогах выполнения Программы
Губернатору Челябинской области
Глава I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1. В целях комплексного подхода к решению проблемы полной и эффективной трудовой занятости осужденных Постановлением Главы администрации Челябинской области от 30 июня 1997 года № 491 была утверждена комплексная программа содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы по управлению исполнения наказаний УВД Челябинской области на период до 2000 года. Большинство мероприятий указанной программы были выполнены, что позволило преодолеть негативные тенденции, наметившиеся в начале 90-х годов в производственно - хозяйственной деятельности предприятий уголовно - исполнительной системы. Вырос объем промышленного производства на предприятиях уголовно - исполнительной системы. Прибыль от производственной деятельности в 2001 году достигла 14232 тыс. рублей. Было освоено 90 новых изделий, трудоустроено дополнительно 1350 человек. Выпуск продукции для нужд силовых структур вырос с 7,8 млн. рублей (1996 г.) до 165,7 млн. рублей (2001 г.). Вместе с тем остался нерешенным ряд проблем.
2. На протяжении последних лет органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, вынуждены строить свою деятельность в условиях систематического недофинансирования.
Хронический дефицит средств на финансирование расходов, связанных с содержанием осужденных и материальным обеспечением сотрудников учреждений уголовно - исполнительной системы, не дает возможности выполнять задачи, возложенные на органы и учреждения, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, в соответствии с действующим законодательством.
3. Одним из путей решения проблемы получения дополнительных средств на содержание осужденных и сотрудников учреждений уголовно - исполнительной системы является повышение доходов от трудовой деятельности осужденных, что позволит улучшить обеспечение их продуктами питания, вещевым имуществом, а учреждения уголовно - исполнительной системы строительными материалами, различной продукцией коммунально - бытового назначения.
4. Однако в силу ряда причин предприятия уголовно - исполнительной системы оказались в крайне тяжелом положении.
Переход к рыночным отношениям в экономике существенно усложнил реализацию требований уголовно - исполнительного законодательства по обязательному привлечению осужденных к общественно полезному труду, потребовал изменения форм трудовой деятельности осужденных. Резко снизился удельный вес предприятий, работавших с учреждениями уголовно - исполнительной системы по кооперации или использовавших труд осужденных на контрагентских объектах.
Подавляющее большинство предприятий уголовно - исполнительной системы было создано в 50 - 60-е годы, их основные фонды давно устарели. Систематическое недофинансирование федеральным бюджетом расходов на содержание учреждений уголовно - исполнительной системы привело к отвлечению собственных оборотных средств предприятий (по состоянию на 1 января 2003 года долг бюджета производству превышает 65 млн. рублей), в том числе расходованию амортизационных отчислений. Недостаток оборотных средств и недоступность кредита толкают многие предприятия уголовно - исполнительной системы к неплатежам и сокращению производства.
Кризис неплатежей в экономике страны привел к тому, что 55,7 процента от объемов реализованной предприятиями уголовно - исполнительной системы продукции приходится на товарообменные операции, проведение которых не способствует улучшению их финансового состояния.
Отсутствие средств не позволяет провести в полном объеме техническое переоснащение и модернизацию существующих производственных мощностей, освоить выпуск новых конкурентоспособных видов продукции, реализовать перспективные инвестиционные проекты. Остановлены работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений учреждений уголовно - исполнительной системы, не развивается их промышленная база.
Несмотря на то что в течение последних пяти лет численность неработающих осужденных была значительно сокращена, необходимые качественные показатели их трудовой деятельности не были обеспечены. По состоянию на 1 сентября 2002 года начисляемая заработная плата (в среднем 480 рублей в месяц) не позволяет большинству осужденных компенсировать затраты на их содержание. Около 35 процентов осужденных не выполняют установленные нормы выработки.
5. Дальнейшее преодоление негативных тенденций в производственно - хозяйственной и социальной сферах деятельности учреждений уголовно - исполнительной системы возможно только при взаимодействии органов государственной власти Челябинской области и Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области.
Глава II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ЭТАПЫ И СРОКИ
ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
6. Главными целями Программы являются повышение эффективности исполнения уголовных наказаний, улучшение условий отбывания наказаний и содержания заключенных под стражей, повышение качества воспитательного процесса в учреждениях уголовно - исполнительной системы, улучшение условий последующей социальной реабилитации лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, повышение уровня социальной защищенности и профессиональной подготовки работников уголовно - исполнительной системы.
7. Для достижения поставленных целей требуется решение следующих задач:
повышение уровня правопорядка и улучшение оперативной обстановки в местах лишения свободы;
эффективное использование производственного потенциала учреждений уголовно - исполнительной системы в целях самообеспечения продовольствием и вещевым имуществом;
активизация работы по привлечению в уголовно - исполнительную систему средств внебюджетных источников;
содействие трудовой занятости осужденных.
8. Реализацию Программы предусматривается осуществить в два этапа. Следует отметить, что это деление носит достаточно условный характер, так как на каждом этапе Программа будет осуществляться по всем направлениям.
9. На первом этапе (2003 - 2004 годы) предусматривается осуществить:
повышение эффективности работы предприятий исправительных учреждений Челябинской области;
оздоровление финансового состояния предприятий исправительных учреждений Челябинской области;
повышение уровня выпускаемой продукции, освоение новых видов конкурентоспособной продукции и внедрение новых технологий;
повышение уровня профессионально - технического обучения и профессиональной подготовки осужденных.
10. На втором этапе (2005 - 2006 годы) предполагается осуществить:
обеспечение потребности силовых структур в продуктах, вещевом имуществе и другой продукции;
модернизацию материально - технической базы предприятий исправительных учреждений Челябинской области;
улучшение экологической обстановки в местах дислокации учреждений уголовно - исполнительной системы.
Глава III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
11. Мероприятия Программы осуществляются по нескольким направлениям (приложения 1, 2, 3, 4).
Социальная защита осужденных
Данное направление Программы предусматривает:
обеспечение потребности учреждений уголовно - исполнительной системы в продуктах питания, вещевом имуществе и другой продукции;
повышение уровня выпускаемой продукции, освоение новых видов продукции для нужд учреждений уголовно - исполнительной системы, что позволит повысить технический уровень производства на предприятиях исправительных учреждений Челябинской области, обеспечит экономию материально - технических ресурсов, улучшение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
модернизацию материально - технической базы предприятий исправительных учреждений Челябинской области, что позволит улучшить условия содержания лиц, заключенных под стражу.
Совершенствование профессионально - технического
обучения и профессиональной подготовки осужденных
Выполнение мероприятий по данному направлению позволит обеспечить получение осужденными рабочих профессий, а также будет способствовать успешной адаптации лиц, освободившихся из исправительных учреждений, к условиям жизни на свободе.
Содействие трудовой занятости осужденных
Расширение существующих производств обеспечит кроме дополнительного трудоустройства осужденных получение прибыли, которая также будет направляться на дальнейшее развитие производства.
Повышение качества выпускаемой продукции, освоение новых видов конкурентоспособной продукции и внедрение современных технологий позволит предприятиям уголовно - исполнительной системы успешно конкурировать с гражданскими предприятиями в реализации готовой продукции.
Модернизация материально - технической базы предприятий исправительных учреждений обеспечит дальнейшее увеличение объемов выпускаемой продукции, будет способствовать улучшению ее качества.
Улучшение экологической обстановки в местах
дислокации учреждений уголовно - исполнительной
системы
Выполнение мероприятий по данному направлению позволит:
снизить количество сбрасываемых загрязненных стоков в водоемы и выбросов в атмосферу;
снизить платежи за загрязнение окружающей среды и сэкономленные в результате этого средства направить на развитие предприятий исправительных учреждений на территории Челябинской области.
Глава IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
12. Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального <*> (по согласованию), областного бюджетов, за счет собственных средств предприятий уголовно - исполнительной системы Челябинской области (по согласованию). Объем финансирования мероприятий Программы рассчитан в ценах 2002 года без учета инфляционного процесса (таблицы 1, 2, 3).
--------------------------------
<*> Средства предусмотрены к выделению в рамках федеральной целевой программы "Реформирование уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 - 2006 годы".
13. Размер средств, выделяемых на осуществление Программы, носит проектный характер и будет ежегодно уточняться при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.
14. Текущее управление реализацией Программы осуществляет Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области.
15. Реализация мероприятий Программы осуществляется исполнителями программных мероприятий, в том числе Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области, которое направляет финансовые средства, полученные из областного бюджета, непосредственно предприятиям учреждений уголовно - исполнительной системы на реализацию мероприятий Программы.
16. К участию в реализации мероприятий Программы привлекаются предприятия исправительных учреждений Челябинской области, а также иные лица, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе.
Глава VI. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ПРОГРАММЫ
17. Контроль за исполнением Программы в целом осуществляет управление по координации деятельности правоохранительных органов Челябинской области.
18. Управление по координации деятельности правоохранительных органов Челябинской области ежегодно направляет заявку в комитет по экономике Челябинской области и главное финансовое управление Челябинской области на включение Программы в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году.
19. Исполнители представляют в управление по координации деятельности правоохранительных органов Челябинской области в срок до 20 января и до 20 июля каждого года отчеты о ходе реализации Программы.
20. Управление по координации деятельности правоохранительных органов Челябинской области по итогам реализации Программы в срок до 1 февраля и до 1 августа каждого года представляет отчет об итогах выполнения Программы Губернатору Челябинской области.
Глава VII. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
21. Реализация Программы позволит улучшить условия содержания лиц, заключенных под стражу, обеспечит повышение социальной защищенности сотрудников учреждений уголовно - исполнительной системы, создаст необходимые условия для обеспечения трудовой занятости осужденных (численность неработающих осужденных сократится на 870 человек).
22. Рост объемов промышленного производства за период реализации Программы должен составить не менее 10 - 15 процентов ежегодно. Объемы производства продукции для внутрисистемных нужд, нужд силовых структур и иных государственных потребителей будут доведены до 20 - 25 процентов от общего объема производства. При этом предприятия исправительных учреждений Челябинской области почти полностью будут удовлетворять потребность в обеспечении вещевым имуществом осужденных и сотрудников уголовно - исполнительной системы. Более чем на 20 процентов увеличатся объемы производства сельскохозяйственной продукции, которая будет направлена на улучшение питания осужденных.
Приложение 1
к областной целевой Программе
социальной защиты осужденных
к наказанию в виде лишения свободы
и содействия их трудовой занятости
на 2003 - 2006 годы
Приложение 2
к областной целевой Программе
социальной защиты осужденных
к наказанию в виде лишения свободы
и содействия их трудовой занятости
на 2003 - 2006 годы
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ
----T---------------------T-----------T----------T---------------¬
¦ № ¦ Наименование ¦Исполнитель¦ Срок ¦ Финансовые ¦
¦п/п¦ мероприятия ¦ ¦исполнения¦ затраты, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тыс. рублей ¦
+---+---------------------+-----------+----------+---------------+
¦1 ¦Решение вопроса в ¦ДФГСЗН, ¦2003 год ¦без ¦
¦ ¦Министерстве труда ¦ГУИН ¦ ¦дополнительного¦
¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦финансирования ¦
¦ ¦о создании на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правительственном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уровне действенного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизма организации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦опережающего обучения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лиц, готовящихся к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦освобождению из мест ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лишения свободы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------+-----------+----------+---------------+
¦2 ¦Решение в ¦ГУОиН, ГУИН¦2003 год ¦без ¦
¦ ¦Министерстве ¦ ¦ ¦дополнительного¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦финансирования ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопроса о ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реорганизации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отделений ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦училищ при ИК-9, 10, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦18, 21 в отдельные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦училища с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юридического лица ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------------+-----------+----------+----------------
Приложение 3
к областной целевой Программе
социальной защиты осужденных
к наказанию в виде лишения свободы
и содействия их трудовой занятости
на 2003 - 2006 годы
Приложение 4
к областной целевой Программе
социальной защиты осужденных
к наказанию в виде лишения свободы
и содействия их трудовой занятости
на 2003 - 2006 годы
УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В МЕСТАХ ДИСЛОКАЦИИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
<*> В тексте используются следующие сокращения:
ГУИН - Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области;
ГУОиН - главное управление образования и науки Челябинской области;
ГУМР - главное управление материальных ресурсов Челябинской области;
ДФГСЗН - Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области;
ГУПР и ООС - Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Челябинской области;
ГУСХ - главное управление сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области;
ИК - исправительная колония;
ЧВК - Челябинская воспитательная колония;
АВК - Атлянская воспитательная колония;
СИЗО - следственный изолятор;
Т-1 - тюрьма № 1;
Т-2 - тюрьма № 2.