Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 20.07.2004 № 28
"О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА"
(вместе со "СПИСКОМ ПРОИЗВОДСТВ (ОБЪЕКТОВ), ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2004 г. № 28

О мерах по усилению надзора
за состоянием атмосферного воздуха

Я, главный государственный санитарный врач по Челябинской области А.П. Гаврилов, рассмотрев и проанализировав материалы по вопросу загрязнения атмосферного воздуха в городах Челябинской области в июне - июле 2004 г., а именно: информацию главного государственного санитарного врача по г. Карабашу от 02.07.2004 "О выбросе вредных химических веществ ЗАО "Карабашмедь" в атмосферный воздух в г. Карабаше", протокол рабочего совещания в Управлении экологии и природопользования администрации г. Челябинска от 08.07.2004 № 025/353, обобщенные результаты лабораторных исследований атмосферного воздуха на территории г. Челябинска, выполненные ИЛЦ Центра ГСЭН в г. Челябинске в июне - июле 2004 г., информацию Челябинского областного Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (в дальнейшем ЦГМС) от 16.07.2004 № 04-1004 "О загрязнении атмосферного воздуха в г. Челябинске", а также обращения населения,
УСТАНОВИЛ:

В городах области где расположены крупные промышленные предприятия черной и цветной металлургии со значительными объемами выбросов вредных химических веществ в атмосферный воздух, в течение июня - июля 2004 г., особенно в период неблагоприятных метеорологических условий (в дальнейшем НМУ), отмечались негативные влияния на окружающую среду и состояние здоровья жителей от газообразных выбросов в атмосферу.
Так, жителями г. Карабаша 26 - 29.06.2004 отмечалось загрязнение атмосферного воздуха в городе Карабаше выбросами вредных химических веществ ЗАО "Карабашмедь". В результате чего произошло повреждение растительности (по типу химического ожога) на 7-ми улицах поселка. Кроме того, отмечалась повышенная обеспокоенность жителей г. Карабаша состоянием своего здоровья и здоровья детей.
Неблагоприятное состояние атмосферного воздуха также отмечалось и в г. Челябинске. По данным лабораторно-инструментальных исследований, проведенных 1 - 7 - 9 - 25 - 29 июня и 5 - 6 - 7 июля текущего года лабораторией Центра Госсанэпиднадзора в г. Челябинске, содержание в атмосферном воздухе г. Челябинска таких вредных химических соединений как: диоксид азота, углерода оксид, сероводород, углеводороды превышали предельно допустимые концентрации (в дальнейшем ПДК) по максимально-разовым концентрациям до 11,6 раз. По данным ГУ Челябинского ЦГМС, НМУ в г. Челябинске наблюдаются фактически с 01.07.2004 по настоящее время. Превышения среднесуточных концентраций вредных веществ в июне - июле 2004 г. фиксировались по 4-м веществам: диоксиду азота, фториду водорода, формальдегиду и взвешенным веществам. Наибольшее загрязнение во все дни отмечалось в зоне влияния крупных автомагистралей.
Большинство промышленных предприятий области не проводят производственного контроля уровней загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов в периоды неблагоприятных метеоусловий.
Несмотря на то, что по данным социально-гигиенического мониторинга, проводимого госсанэпидслужбой в городах и районах области более половины населения Челябинской области проживает под сверхнормативным воздействием химических веществ от промышленных предприятий, юридические лица и индивидуальные предприниматели не проводят оценку влияния выбросов химических веществ в атмосферу на здоровье населения (оценку риска). При отсутствии таких данных невозможно квалифицированно и обоснованно разрабатывать мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от конкретных источников.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели практически не информируют учреждения госсанэпидслужбы в городах и районах об изменениях в технологических процессах или оборудовании (увеличении производственной мощности, изменении состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции, и другие отклонения от утвержденного проекта) и соответственно не имеют санитарно-эпидемиологического заключения на эти изменения. Практика также показывает, что не предоставляется информация со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в учреждения госсанэпидслужбы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, в том числе и в период НМУ.
Кроме того, в городах и районах области в недостаточном объеме проводится плановая механизированная мойка, поливка и подметание проезжей части улиц и площадей, улиц с повышенной интенсивностью движения.
В крупных городах области, особенно в таких как Челябинск и Магнитогорск, ежегодно возрастает количество автотранспорта и, соответственно, увеличиваются выбросы от него. Так, удельный вес выбросов в атмосферу от автомобильного транспорта от общего объема газообразных выбросов по области в 2003 году составил 41,7 % или более 510 тыс. тонн.
Уличная сеть автодорог и организация движения автотранспорта оказались не готовыми к столь быстрому росту количества автомобилей (с 1999 количество зарегистрированного автотранспорта в области увеличилось более чем на 100000 единиц). Снижение скорости движения автомобилей, рост числа "пробок" на городских улицах ведет к поступлению дополнительного количества опасных загрязняющих веществ непосредственно в зону дыхания пешеходов. Зарегистрированные при лабораторном контроле в первой половине 2004 г. концентрации вредных веществ (диоксида серы и углеводородов), являющихся продуктами сгорания органического топлива, в районе напряженных автомагистралей г. Челябинска (пр. Победы - ул. Российская, ул. Блюхера - ул. Доватора) превышали ПДК от 5,7 до 11,6 раз.
Все перечисленное является нарушением:
- Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" статьи 20;
- Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" статей 3, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 25;
- Санитарных правил и норм (СанПиН 2.1.6.1032-01) "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", раздел 4;
- Санитарных правил (СП 1.1.1058-01) "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
- Постановления Губернатора Челябинской области от 23.05.2002 № 272 "О порядке установления сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов в атмосферу" п. 4.3;
- СанПиН 42-125-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" п. 4.4; 4.6;
- Гигиенических нормативов (ГН 2.1.6.1338-03) "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест";
- Гигиенических нормативов (ГН 2.1.6.1339-03) "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" ГН 2.1.6.1339-03.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Считать вопросы охраны атмосферного воздуха одним из приоритетных направлений в сохранении здоровья населения и окружающей среды городов и районов Челябинской области.

2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:
2.1. Обеспечить взаимодействие с учреждениями Челябинского областного Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по вопросу своевременного получения информации о периодах неблагоприятных метеорологических условиях;
2.2. Неукоснительно соблюдать выполнение комплекса мероприятий ПДВ в период неблагоприятных метеорологических условий;
2.3. Незамедлительно информировать учреждения госсанэпидслужбы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух в ходе деятельности предприятия;
2.4. Информировать учреждения госсанэпидслужбы об изменениях в технологических процессах или оборудовании (увеличении производственной мощности, изменении состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции, и другие отклонения от утвержденного проекта);
2.5. Предусмотреть проведение оценки здоровья населения, проживающего под сверхнормативным воздействием химических веществ от промышленных предприятий с привлечением организаций, учреждений, аккредитованных в установленном порядке на время действия ПДВ, либо временно согласованных выбросов (в дальнейшем ВСВ);
2.6. Проводить производственный контроль уровней загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия в соответствии с санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" СП 1.1.1058-01, согласно программам производственного контроля согласованных с госсанэпидслужбой.

3. Рекомендовать Главам городов области:
3.1. В пределах своих полномочий осуществлять меры по предотвращению и снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха населенных мест;
3.2 Рассмотреть вопросы по организации работы, связанной с разработками проектов единой санитарно-защитной зоны для групп промышленных предприятий, с принятием соответствующих распорядительных документов;
3.3. Потребовать от ответственных лиц содержания и уборки проезжей части улиц и площадей на территории города в соответствии с действующими нормативными требованиями;
Разработать дополнительные мероприятия по оптимизации транспортных потоков, определить административными мерами возможность сокращения числа автотранспорта и упорядочения движения в центральной части городов, более интенсивно развивать и благоустраивать уличную сеть автодорог.

4. Главным государственным санитарным врачам по городам и районам Челябинской области:
4.1. В течение июля - сентября 2004 г. организовать и провести внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предприятия которых имеют выбросы вредных химических веществ в атмосферу;
4.2. Потребовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставления незамедлительной информации учреждениям госсанэпидслужбы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух в ходе деятельности предприятия;
4.3. Обязать юридические лица и индивидуальных предпринимателей информировать учреждения госсанэпидслужбы об изменениях в технологических процессах или оборудовании (увеличении производственной мощности, изменении состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции, и другие отклонения от утвержденного проекта) с целью проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы;
4.4. Обеспечить надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на объектах по соблюдению условий ПДВ (ВСВ) и особенно в период НМУ, а также за выполнением программ производственного контроля;
4.5. В соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 23.05.2002 № 272 п. 4.3 "О порядке установления сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов в атмосферу", потребовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводить оценку влияния выбросов на здоровье населения, проживающего под сверхнормативным воздействием химических веществ от промышленных предприятий; рекомендуемый список приоритетных объектов прилагается (приложение № 1);
4.6. Ужесточить надзор за соблюдением санитарного законодательства в вопросах охраны атмосферного воздуха, обеспечить применение адекватных мер административного воздействия к нарушителям;
4.7. Довести настоящее Постановление до сведения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов исполнительной власти;
4.7. Информацию о проводимой работе представить в ФГУ Центр Госсанэпиднадзора в Челябинской области в срок до 01.11.2004.

5. Пресс-секретарю главного государственного санитарного врача по Челябинской области Л.А. Павловой: подготовить и разместить в СМИ информацию о данном Постановлении.

6. Заведующей АСУ в ФГУ Центр Госсанэпиднадзора в Челябинской области Л.В. Яковлевой: разместить Постановление на интернет-сайте Центра ГСЭН в Челябинской области.

7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя главного государственного санитарного врача по Челябинской области М.А. Краюшкину.

Главный государственный
санитарный врач
по Челябинской области
А.П.ГАВРИЛОВ





Приложение № 1
к постановлению
Главного государственного
санитарного врача
по Челябинской области
от 20 июля 2004 г. № 28

Список
производств (объектов), оказывающих негативное
влияние на здоровье населения и окружающую среду

1. Предприятия черной и цветной металлургии;
2. Предприятия машиностроительной отрасли;
3. Предприятия энергетики;
4. Предприятия стройиндустрии;
5. Предприятия угольной промышленности;
6. Обогатительные производства горнодобывающей отрасли;
7. Другие предприятия при наличии одной из следующих ситуаций:
- отсутствие согласованного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
- расположении в пределах согласованной СЗЗ или в пределах нормативной СЗЗ жилых, детских, образовательных или лечебно-профилактических учреждений.
- При наличии населения, проживающего под сверхнормативным воздействием от выбросов конкретного предприятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru