Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 22.10.2004 по делу № А76-22354/03-42-912/69
Законодательство Российской Федерации не устанавливает обязанность налогоплательщика по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, ранее предъявленных налогоплательщиком к вычету (возмещению), и не устанавливает обязанность налогоплательщика по включению в объект налогообложения остатков отгруженного, но не оплаченного товара после перехода общества на иную учетную политику.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.


Постановлением ФАС Уральского округа от 22.03.2005 № Ф09-895/05-АК данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2004 г. Дело № А76-22354/03-42-912/69

(Извлечение)

Арбитражный суд Челябинской области в составе:
судьи: Малышева М.Б.
при ведении протокола судебного заседания: судьей Малышевым М.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска
к ОАО "АКСИ", г. Челябинск
о взыскании 5011196 руб. 47 коп.
при участии в заседании:
от заявителя: Р.М.А. - главного специалиста; К.С.С. - главного госналогинспектора; А.Н.И. - главного госналогинспектора
от ответчика: Ш.М.П. - начальника юротдела (доверенность, с правом подписания отзыва, признания иска)

установил:

Инспекция МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска обратилась в суд с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "АКСИ", г. Челябинск 5011196 руб. 47 коп. налоговых санкций в порядке п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122, ст. 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.
Ответчиком заявленные требования признаны частично (отзыв от 23.01.2004 № 1/35-т. 2, л.д. 82 - 85).
Из имеющихся в деле документов следует, что Инспекцией МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска проведена выездная налоговая проверка ОАО "АКСИ", по результатам которой составлен акт от 20.06.2003 (т. 1, л.д. 133 - 150, т. 2, л.д. 1 - 69) и принято решение от 18.07.2003 № 86 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "АКСИ", ИНН 7447015289" (т. 1, л.д. 23 - 73).
Акт проверки, решения и требования об уплате налоговой санкции (т. 1, л.д. 19 - 22), вручены ответчику.
Указанным решением ОАО "АКСИ" привлечено к налоговой ответственности, в том числе:
- в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ - штрафам: за неуплату НДС в сумме 3313840 руб. 29 коп.; за неуплату налога на прибыль за 4 квартал 2001 г. - 3323 руб. 00 коп.; за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог - 48400 руб. 00 коп.; за неуплату налога с владельцев транспортных средств - 102 руб. 00 коп.; по взносам в Пенсионный фонд РФ - 3437 руб. 00 коп.; по взносам в ФСС РФ - 39 руб. 00 коп.; по налогу на рекламу - 3752 руб. 00 коп.; по налогу с продаж - 56 руб. 00 коп.; по налогу на прибыль - 107666 руб. 00 коп.;
- в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ, с применением положений п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ - штрафам: по НДС - 94143 руб. 78 коп.; по налогу на прибыль за 9 месяцев 2001 г. - 19939 руб. 00 коп.; по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы по филиалу магазин "1000 мелочей" - 26 руб. 00 коп.; по налогу на пользователей автодорог по филиалу магазин "1000 мелочей" - 45 руб. 00 коп.; по налогу на рекламу - 7850 руб. 00 коп.;
- в порядке п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы по налогу на прибыль - штрафу 1351200 руб. 00 коп.;
- в порядке п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленные сроки налоговых деклараций - штрафам: по налогу на рекламу - 55688 руб. 00 коп.; по налогу с продаж - 392 руб. 00 коп.;
- в порядке ст. 123 НК РФ - штрафу 797 руб. 40 коп.;
- в порядке п. 1 ст. 126 НК РФ - штрафам в сумме 500 руб. 00 коп.
В ходе проведения проверки налоговым органом установлено нарушение ОАО "АКСИ" требований п. 1 ст. 173 НК РФ - неправомерное предъявление к вычету НДС в сумме 170000 руб. в октябре 2002 г. - при несоответствии данных первичных бухгалтерских документов и данных, отраженных налогоплательщиком в представленной в Инспекцию соответствующей налоговой декларации. Налогоплательщик самостоятельно обнаружил допущенные ошибки, в связи с чем представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации, однако, поскольку данное действие произведено ОАО "АКСИ" после начала проведения выездной налоговой проверки, предприятие правомерно привлечено к налоговой ответственности в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ - штрафу 34000 руб. (20 % от 170000 руб.) - акт проверки, т. 2, п.п. 3.3.1, т. 2, л.д. 2, 3, решение, п. 1.1, т. 1, л.д. 23, 24. Правомерность выводов налогового органа в данной части не оспаривается налогоплательщиком; требования Инспекции о взыскании с ООО "АКСИ" 34000 руб. 00 коп. штрафа по данному эпизоду, подлежат удовлетворению.
По мнению налогового органа, установлено нарушение налогоплательщиком требований п. 1 ст. 172 НК РФ, а именно - неправомерное предъявление к вычету НДС по основным средствам, не принятых на учет (акт проверки, п.п. 3.3.2, т. 2, л.д. 3 - 6, решение, п. 1.2, т. 1, л.д. 24 - 28). За совершение данного правонарушения ОАО "АКСИ" привлечено к налоговой ответственности: в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ - штрафу 33702 руб. 20 коп.; в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ, с применением положений п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ - штрафу 57323 руб. 59 коп. Общая сумма налоговых санкций по данному эпизоду составила 92047 руб. 65 коп. По рассматриваемому эпизоду первоначально налогоплательщиком выдвинуты возражения против взыскания налоговых санкций в сумме 91021 руб. 79 коп. В судебном заседании 22.10.2004, представителем налогоплательщика пояснено, что фактически ОАО "АКСИ" возражает против удовлетворения требований налогового органа по данному эпизоду, в полном объеме. ОАО "АКСИ" ссылается на то, что п. 1 ст. 172 НК РФ не связывает право на предъявление НДС к вычету по приобретенным основным средствам, моментом принятия их на учет по бухгалтерскому счету 01; факт оплаты основных средств подтвержден приобщенными к материалам дела налогоплательщиком, платежными поручениями, счетами-фактурами (т. 3, л.д. 22 - 55). Факт повторного предъявления сумм НДС к вычету отсутствует; помимо изложенного, данный факт не доказан и налоговым органом в ходе проведенных мероприятий налогового контроля. Расчет сумм НДС, по мнению налогового органа, неправомерно предъявленных ОАО "АКСИ", к вычету, приведен в таблице № 1 решения (т. 1, л.д. 25 - 28). ОАО "АКСИ" представлена расшифровка оспариваемых сумм налоговых санкций по НДС (т. 3, л.д. 20). Анализ данных, содержащихся в акте проверки и в решении налогового органа, свидетельствует о том, что налогоплательщику вменяется в вину как предъявление к вычету суммы налога по приобретенным основным средствам, не отраженным по счету 01, так и предъявление ОАО "АКСИ", дважды, к вычету, сумм НДС, в том числе: 50000 руб. по ООО "Кота" (штраф 40 % - 20000 руб.); 82056 руб. по ОАО "ЗЗМК" (штраф 40 % - 32822 руб. 40 коп.); 6282 руб. по ЗАО "ЧИКС" (штраф 20 % - 1256 руб. 40 коп.). Исследовав материалы дела, дополнительно представленные, и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований налогового органа, по данному эпизоду. В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов. Исходя из содержания акта проверки и решения налогового органа, усматривается, что обстоятельствами для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, послужили два основания, а именно: неотражение основных средств по бухгалтерскому счету 01; повторное предъявление сумм налога к вычету. Нарушений, связанных с отсутствием счетов-фактур, либо их несоответствием требованиям ст. 169 НК РФ, отсутствием фактической оплаты товаров (в том числе НДС), Инспекцией МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска, не зафиксировано. Между тем, факт приобретения основных средств подтвержден как представленными налогоплательщиком в судебное заседание на обозрение подлинными документами, так и приобщенными к материалам дела актом (накладной) приемки-передачи основных средств (т. 3, л.д. 61), инвентарными карточками учета основных средств (т. 3, л.д. 62 - 67). Анализ вышеперечисленных норм Налогового кодекса РФ свидетельствует о том, что помимо прочих условий, вычету (возмещению) подлежат суммы НДС по основным средствам, фактически принятым налогоплательщиком на учет; такого условия, как возможность предъявления к возмещению (вычету) налога, как отражение основных средств по бухгалтерскому счету 01, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит. Таким образом, Налоговый кодекс РФ не устанавливает, какой именно момент считается моментом принятия основных средств к учету в целях предъявления сумм налога к вычету (возмещению); соответственно, отражение налогоплательщиком основных средств по иным счетам бухгалтерского учета, не ограничивает право на предъявление налогоплательщиком сумм налога к вычету (возмещению). В рассматриваемой ситуации также применимыми являются положения п. 7 ст. 3 НК РФ. Кроме того, Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а (в редакции, действовавшей в периоды, подвергнутые выездной налоговой проверке), утверждены, в том числе: по учету основных средств и нематериальных активов - № ОС-1 "Акт (накладная) приемки-передачи основных средств", № ОС-6 "Инвентарная карточка учета основных средств" - относящиеся к формам первичной учетной документации (см. Перечень форм первичной учетной документации). Форма № ОС-1 применяется, в том числе для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем приобретения за плату у других организаций; Форма № ОС-6 применяется для учета всех видов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Выше отмечено, что Формы N№ ОС-1, ОС-6 были представлены налогоплательщиком в судебное заседание; наличие перечисленных форм при проведении выездной налоговой проверки не оценивалось налоговым органом, что повлекло за собой принятие необоснованного (в данной части), решения. Что же касается доводов Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска о том, что ряд сумм налога предъявлены к вычету дважды, то данный факт не нашел подтверждения в ходе проведения мероприятий налогового контроля, а следовательно, не может быть положен в основу принятия решения (опять же, по рассматриваемому эпизоду). Пункт 2 ст. 100 НК РФ, п. 3 ст. 101 НК РФ, одним из требований, предъявляемых к акту выездной налоговой проверки и к решению, содержат следующее: указание документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки; изложение обстоятельств совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства - соответственно. Данным требованиям ни акт проверки, ни решение налогового органа, в рассматриваемой части, не соответствуют. Сама по себе констатация факта, установленного (по мнению Инспекции) - "НДС списан предприятием на расчеты с бюджетом повторно" (т. 1, л.д. 27, 28, т. 2, л.д. 5, 6) не может свидетельствовать о правомерности выводов Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска, без наличия на то соответствующего документального подтверждения. В приложении к акту проверки содержатся копии неких документов налогоплательщика (см. Приложение к делу - стр. 50, 51, 52, 55), которые, по мнению заявителя, подтверждают факт повторного предъявления сумм НДС к вычету. В то же время, представители налогового органа не смогли пояснить не только то, каким образом данные документы могут подтверждать факт повторного предъявления НДС к вычету, но и к какой категории названные документы относятся. С учетом изложенного, требования Инспекции по данному эпизоду удовлетворению не подлежат.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено нарушение налогоплательщиком требований ст. 7 Закона РФ от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", а именно - неправомерное предъявление к вычету НДС в июле 2002 г. - 600 руб., в сентябре 2000 г. - в сумме 939 руб. 39 коп. без документов, подтверждающих факт оплаты. Всего установлено неправомерное предъявление к вычету налога в сумме 1539 руб. 39 коп. (акт проверки, п.п. 3.3.3, т. 2, л.д. 6, 7, решение, п. 1.3, т. 1, л.д. 28, 29). За совершение данного правонарушения ОАО "АКСИ" привлечено к налоговой ответственности в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ - штрафу в сумме 375 руб. 60 коп. (40 % от 939 руб. 33 коп. - с учетом повторности совершения налогового правонарушения; применение мер налоговой ответственности по сумме 600 руб. Инспекцией не произведено в силу условий п. 1 ст. 113 НК РФ). Правомерность привлечения к налоговой ответственности по данному эпизоду, налогоплательщиком не оспаривается.
Согласно п.п. 3.3.4 акта проверки (т. 2, л.д. 7), п. 1.4 решения (т. 1, л.д. 29), ОАО "АКСИ" нарушены условия п. 1 ст. 173 НК РФ: предприятием в августе 2001 г. стоимость приобретенного товара непроизводственного назначения в сумме 25083 руб. отнесена ответчиком на Дт сч. 88-4 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", к вычету предъявлен НДС в сумме 5017 руб.; правонарушения аналогичного характера совершены ОАО "АКСИ" в декабре 2001 и январе 2002 г.; неуплата НДС составила в общей сумме 7991 руб. За совершение данных правонарушений ОАО "АКСИ" привлечено к налоговой ответственности: в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ с учетом повторности - штрафу 2006 руб. 80 коп. (40 % от 5017 руб.); в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ - штрафам в сумме 1598 руб. 20 коп. правомерность выводов налогового органа в данной части не оспаривается ответчиком.
Согласно п.п. 3.3.5 акта проверки (т. 2, л.д. 8, 9), п. 1.5 решения (т. 1, л.д. 30, 31), Инспекцией установлено нарушение ОАО "АКСИ" требований ст. 7 Закона РФ от 06.12.1991 № 1992-1, п. 1 ст. 173 НК РФ - налогоплательщиком дважды предъявлены к вычету суммы НДС - 84510 руб. 79 коп. (по основным средствам, приобретенным у ООО "Стройпоставка" - 12680 руб. 00 коп., по основным средствам, приобретенным у ООО "Блок-строй" - 71830 руб. 79 коп.); 21805 руб. 74 коп. (по основным средствам, приобретенным: у ООО "Кота" - 10260 руб. 70 коп., у ООО "АКСИ и К" - 3536 руб. 00 коп., 5864 руб. 00 коп., у ООО "Элтра" - 2145 руб. 04 коп.). За совершение данных правонарушений ОАО "АКСИ" привлечено к налоговой ответственности: в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ с учетом повторности совершения налоговых правонарушений - штрафам в сумме 33804 руб. 32 коп. (40 % от 84510 руб. 79 коп.); в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ - штрафу 4361 руб. 15 коп. (20 % от 21805 руб. 74 коп.). Правомерность выводов налогового органа в данной части, не оспаривается налогоплательщиком; налоговые санкции подлежат взысканию.
Из содержания п.п. 3.3.7 акта проверки (т. 2, л.д. 9 - 11), п. 1.7 решения (т. 1, л.д. 32, 33), следует, что налоговый орган установил факт нарушения ОАО "АКСИ" требований п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 173 НК РФ, ст.ст. 9, 10, 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", повлекшее за собой неуплату НДС в сумме 13672866 руб. 98 коп. Штраф в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ составил 2734573 руб. 40 коп. Не согласившись с выводами налогового органа по данному эпизоду, ОАО "АКСИ" в данной части оспорило решение Инспекции в Арбитражном суде Челябинской области. Решением от 17.09.2003 по делу № А76-11715/03-44-407, требования налогоплательщика в данной части удовлетворены; решение от 18.07.2003 № 86 о привлечении ОАО "АКСИ" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ - штрафу 2734573 руб. 40 коп., признано недействительным (т. 3, л.д. 4 - 6). Постановлением апелляционной инстанции от 18.11.2003 (т. 3, л.д. 7 - 9) и Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2004 по делу № Ф09-423/04 АК (т. 3, л.д. 10 - 11), решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в данной части оставлены без изменения, кассационная жалоба Инспекции - без удовлетворения. В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. С учетом изложенного, требования налогового органа о взыскании с ОАО "АКСИ" 2743573 руб. 40 коп. штрафа, удовлетворению не подлежат.
В ходе проведения проверки (акт, п/п. 3.4.1, т. 2, л. д. 11, 12, решение, п. 1.8, т. 1, л. д. 33, 34), установлено нарушение ОАО "АКСИ" требований ст. 3 Закона РФ от 06.12.1991 № 1992-1, п. 4 ст. 166 НК РФ, ст.ст. 9, 10, 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ - неуплата налога в общей сумме 58748 руб. 60 коп. (несоответствие данных первичных бухгалтерских документов с данными, отраженными налогоплательщиком в налоговых декларациях). За совершение данного правонарушения ОАО "АКСИ" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ - штрафам в сумме 11732 руб. 80 коп. (20 % от 58664 руб.). При этом налоговым органом при исчислении размера санкции исключены суммы налога: 31 руб. 17 коп., 53 руб. 63 коп. - с учетом положений п. 1 ст. 113 НК РФ (см. также расчет-решение, т. 1, л.д. 33, 34). Правомерность выводов налогового органа по данному эпизоду ОАО "АКСИ" не оспаривается; указанная сумма налоговых санкций подлежит взысканию.
Из содержания п.п. 3.4.2 акта проверки (т. 2, л.д. 12 - 14), п. 1.9 решения (т. 1, л.д. 34) следует, что Инспекцией установлено нарушение ОАО "АКСИ" требований п.п. 2, 3 ст. 164 НК РФ, ст.ст. 9, 10, 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ, повлекшее за собой неуплату НДС в сумме 2375050 руб., что как следствие, повлекло за собой привлечение ОАО "АКСИ" к налоговой ответственности в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ - штрафам в сумме 475010 руб. В данной части решение налогового органа также являлось предметом оспаривания в Арбитражном суде Челябинской области. Решением от 17.09.2003 по делу № А76-11715/03-44-407, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.11.2003, требования налогоплательщика по рассматриваемому эпизоду, удовлетворены. Постановлением кассационной инстанции ФАС УО от 19.02.2004 по делу № Ф09-423/04АК (т. 3, л.д. 10, 11), решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в данной части отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции Арбитражного суда Челябинской области. Решением от 05.05.2004 по делу № А76-11715/03-44-407/49-215 (т. 3, л.д. 12, 13), в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику, в данной части, отказано. По рассматриваемому эпизоду, в равной степени применимы положения ч. 2 ст. 69 АПК РФ. С учетом изложенного, штрафы в сумме 475010 руб., подлежат взысканию.
Согласно п.п. 3.4.2 акта (т. 2, л.д. 13, 14), п. 1.10 решения (т. 1, л.д. 34, 35), налоговый орган установил нарушение ОАО "АКСИ" требований ст. 3 Закона РФ от 06.12.1991 № 1992-1, ст.ст. 146, 154, 167 НК РФ, а именно: при расчете объекта налогообложения предприятием не учитывался факт оплаты за отгруженную продукцию (в соответствии с приказом по учетной политике ОАО "АКСИ" от 25.12.1998, датой совершения оборота считается день поступления средств за товары, работы, услуги на счета в учреждения банков, при расчетах наличными денежными средствами - день поступления выручки в кассу; в связи с изменением момента определения выручки для целей налогообложения с 01.01.2002, выручка определяется по моменту отгрузки). По данному эпизоду налоговый орган установил неуплату налога в сумме 245 руб. (октябрь 2001 г. - 225 руб., ноябрь 2001 г. - 20 руб.). Штраф в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ составил 49 руб. (20 % от 245 руб.), признан налогоплательщиком и подлежит взысканию. Кроме того, Инспекция полагает, что ОАО "АКСИ" неправомерно не включены в объект налогообложения остатки отгруженного, но неоплаченного товара по состоянию на 01.01.2001, что привело к неуплате НДС в сумме 1895 руб. (штраф в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ - 379 руб.); предприятием неправомерно не восстановлен НДС в сумме 79226 руб. в связи с переходом ОАО "АКСИ" по розничной торговле на уплату единого налога на вмененный доход - по товарам, приобретенным до 01.01.2002 (штраф в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ - 15845 руб. 20 коп.). По двум последним рассматриваемым эпизодам, налогоплательщиком выдвинуты возражения: ОАО "АКСИ" полагает, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика по восстановлению сумм НДС, предъявленных к вычету до момента утраты организацией статуса плательщика НДС, а переход предприятия с 01.01.2002 на учетную политику "по отгрузке" не влечет для ОАО "АКСИ" возникновения обязанности учета в налоговой базе за январь месяц 2002 г. стоимости товара, отгруженного до 01.01.2002. Доводы налогоплательщика являются законными, обоснованными, а потому приняты судом. В действительности, по основаниям, указанным налоговым органом, законодательство Российской Федерации не устанавливает обязанность налогоплательщика по восстановлению сумм налога, ранее предъявленных налогоплательщиком к вычету (возмещению), равно как и не предусмотрена на законодательном уровне обязанность налогоплательщика по включению в объект налогообложения остатков отгруженного, но не оплаченного товара после перехода предприятия на иную учетную политику. То, что товар отгружен ОАО "АКСИ" по состоянию до 01.01.2002, налоговым органом не оспаривается; соответственно, правоотношения, возникшие до перехода предприятия на учетную политику "по отгрузке", не могут быть распространены на правоотношения, возникающие после 01.01.2002. Также не оспорен налоговым органом и факт оплаты ОАО "АКСИ" товаров, приобретенных до перехода предприятия на уплату единого налога на вмененный доход по розничной торговле. О праве налогоплательщика на предъявление сумм налога к вычету (возмещению) и условий для совершения данного действия, сказано выше (п.п. 1, 2 ст. 171, п.п. 1, 2 ст. 172 НК РФ). Нарушения требований п. 1 ст. 154 НК РФ, на которое ссылается налоговый орган, в реальности налогоплательщиком не допущено. Необоснованным было бы рассматривать содержание п. 3 ст. 170 НК РФ, в отсутствие связи с п. 2 ст. 170, п.п. 1, 2 ст. 171, п.п. 1, 2 ст. 172 НК РФ. Анализ вышеперечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по восстановлению сумм налога возникает у налогоплательщика в случаях неправомерного отнесения соответствующих сумм к вычету (возмещению). В данном случае неправомерность отнесения сумм НДС к вычету, не усматривается, следовательно, требования Инспекции о взыскании с ОАО "АКСИ" 379 руб. и 15845 руб. 20 коп. налоговых санкций, удовлетворению не подлежат.
Согласно п.п. 3.5.1 акта проверки (т. 2, л.д. 14 - 17), п. 1.11 решения (т. 1, л.д. 35, 36), налоговый орган установил нарушение ОАО "АКСИ" ст. 4 Закона РФ от 06.12.1991 № 1992-1, п. 2 ст. 153, п. 8 ст. 171 НК РФ - невключение в налогооблагаемый оборот денежных средств, полученных в виде аванса, что повлекло за собой неуплату НДС в сумме 20805 руб. 80 коп. Штраф в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ составил 2200 руб. 80 коп., признан налогоплательщиком и взыскивается по заявлению налогового органа.
Всего по данному эпизоду подлежат взысканию налоговые санкции в сумме 564778 руб. 67 коп. (в том числе: по п. 1 ст. 122 НК РФ: 34000 руб., 1598 руб. 20 коп., 4361 руб. 15 коп., 11372 руб. 80 коп., 475010 руб., 49 руб., 2200 руб. 80 коп.; в порядке п. 1 ст. 112 НК РФ с применением положений о повторности совершения налогового правонарушения - 375 руб. 60 коп., 2006 руб. 80 коп., 33804 руб. 32 коп.).
Актом проверки (п. 3.8 - т. 2. л.д. 21, 22) установлен факт нарушения ОАО "АКСИ" требований п. 4 ст. 23, ст.ст. 349, 351, 352 НК РФ, а именно - невключение в облагаемый налогом с продаж выручки, поступившей в кассу предприятия в январе 2002 г. - в сумме 5880 руб., что повлекло за собой неуплату данного налога - в сумме 280 руб.; также ОАО "АКСИ" в налоговый орган не была представлена налоговая декларация (форма отчетности) по налогу с продаж за январь 2002 г. (см. также решение, р. II - т. 1, л.д. 21, 22). За совершение перечисленных налоговых правонарушений ОАО "АКСИ" привлечено к налоговой ответственности: в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ - штрафу 56 руб. (20 % от 280 руб.); в порядке п. 2 ст. 119 НК РФ - штрафу в сумме 392 руб. (расчет санкции проверен судом). Выводы налогового органа не оспариваются ОАО "АКСИ", требования налогового органа в данной части признаны налогоплательщиком (см. отзыв - т. 2, л.д. 84), и подлежат удовлетворению.
Решением от 18.07.2003 № 86 ОАО "АКСИ" привлечено также к налоговой ответственности за неуплату в результате занижения налоговой базы, неправомерных действий, (п. 1 ст. 122 НК РФ, в том числе, и с учетом повторности совершения правонарушения), налога на прибыль, при этом решение Инспекции содержит следующие формулировки: "по налогу на прибыль за 4 квартал 2001 г. в сумме 3323,00 руб.; по налогу на прибыль в сумме 107666,00 руб.; по налогу на прибыль за 9 мес. 2001 г. в сумме 19939,00 руб." (последняя сумма - с учетом повторности - см. т. 1, л.д. 69, 70).
Также ОАО "АКСИ" было привлечено к налоговой ответственности в порядке п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы в виде штрафа в размере 10 % от суммы неуплаченного налога; по налогу на прибыль в сумме 1351200,00 руб. (решение, п.п. 1.5, п. 1 - т. 1, л.д. 70).
Штраф по п. 3 ст. 120 НК РФ взысканию не подлежит в силу того, что по данному эпизоду решение Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2003 по делу № А76-11715/03-44-407 (т. 3, л.д. 4 - 6), признано недействительным.
Данный судебный акт оставлен в указанной части, без изменения - постановлением апелляционной инстанции от 18.11.2003 (т. 3, л.д. 7 - 9), постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2004 по делу № Ф09-423/04АК (т. 3, л.д. 10, 11). Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица - ч. 2 ст. 69 НК РФ.
Первоначально требования Инспекции о взыскании с ОАО "АКСИ" налоговых санкций по налогу на прибыль в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ, были признаны налогоплательщиком в полной сумме - 130928 руб., в том числе, с учетом повторности (3323 руб. + 107666 руб. + 19939 руб.).
В ходе проведения проверки Инспекцией установлены нарушения со стороны ОАО "АКСИ", требований ст.ст. 2, 4, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 10 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", п. "к" п. 2, п. 15 "Положения о составе затрат...", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552, выразившееся в занижении налоговой базы на общую сумму 1794437 руб., в том числе: на сумму 17 руб. 61 коп. (решение, п. 3 р. III - т. 1, л.д. 40, 41, акт проверки, п. 2.2.5 - т. 1, л.д. 139), на сумму 1062486 руб. (решение, п. 5, р. III - т. 1, л.д. 41), на сумму 3324528 руб. (решение, п. 6, р. III - т. 1, л.д. 41, 42) - с учетом принятия налоговым органом сумм завышения налоговой базы и льготируемой суммы (р. III п.п. 2, 4, 7); соответственно, неуплата налога за 2000 г. составила 538330 руб. (30 % от 1794437 руб.). Штраф в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ исчислен налоговым органом как 20 % от 538330 руб. и по расчетам Инспекции составил 107666 руб.
Что же касается указания Инспекцией МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска в решении на то, что налоговые санкции по налогу на прибыль за 2001 г. исчислены за 4 квартал 2001 г. и за 9 месяцев 2001 г., то данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания данных санкций в полной сумме (при том условии, что налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год). В судебном разбирательстве установлено, что заявителем в решении допущены некорректные формулировки, фактически санкции взыскиваются Инспекцией по итогам налогового периода, о чем, в частности свидетельствует содержание п. п. 2, 5 р. III решения, п.п. 2.2.5, 2.5.1 акта - т. 1, л.д. 139, 140, приложение № 23 к акту проверки (т. 3, л.д. 60). В то же время, применение положений п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ в рассматриваемой ситуации произведено налоговым органом ошибочно, так как повторность налогового правонарушения по итогам не налогового (годичного) периода, но по итогам 9 месяцев 2001 г., не имеет места. Данный факт признан представителями налогового органа, что отражено в протоколе судебного заседания (ч. 2 ст. 75 АПК РФ). С учетом изложенного, с ОАО "АКСИ" подлежат взысканию налоговые санкции по налогу на прибыль в общей сумме 120958 руб. 50 коп. (107666 руб. + 3323 руб. + 9969 руб. 50 коп. - последняя сумма приведена без учета положений п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ). Требования налогового органа о взыскании 9969 руб. 50 коп. штрафа - суммы, приходящейся на "повторность" совершения правонарушения, удовлетворению не подлежат.
При проведении проверки Инспекцией установлено нарушение ОАО "АКСИ" требований ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", п. 2.3 Положения об областном дорожном фонде, утвержденного Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 20.11.1997 № 203, ст. 4 Закона Челябинской области от 19.06.2001 № 14-ЗО "О порядке образования и использования средств областного целевого бюджетного дорожного фонда" (акт проверки, п.п. 4.1.1 - т. 2, л.д. 23-25, решение, р. V - т. 1, л.д. 43), выразившееся в занижении налоговой базы по налогу с владельцев транспортных средств (невключение в налогооблагаемую базу четырех транспортных средств) - повлекшее неуплату налога в сумме 512 руб. Штраф в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ составил 102 руб. (20 % от 512 руб.), признан налогоплательщиком и подлежит взысканию.
Согласно п. 4.1.2 акта проверки (т. 2, л.д. 26 - 32), р. IV решения (т. 1, л. д. 43-47), налоговый орган установил нарушение ОАО "АКСИ" требований ст. 5 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1, выразившееся, по мнению Инспекции, в неуплате налога на пользователей автомобильных дорог: в сумме 233339 руб. - по причине занижения налоговой базы на сумму разницы между продажной и покупной ценами товаров; в сумме 8662 руб. - по причине занижения налоговой базы на суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), а также на сумму выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) по состоянию на 01.01.2002, оплата которых на указанную дату не произведена в связи с переходом предприятия на учетную политику "по отгрузке"; 113 руб. - по причине невключения в налогооблагаемую базу сумм выручки, полученной за аренду помещения. За совершение указанных правонарушений ОАО "АКСИ" привлечено к налоговой ответственности в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ: 46668 руб. (20 % от 233339 руб.); 1732 руб. (20 % от 8662 руб.); 45 руб. (40 % от 113 руб., с учетом применения положений о повторности правонарушения).
Штраф в сумме 46668 руб. взысканию не подлежит в силу условий ч. 2 ст. 69 НК РФ - в данной части решение налогового органа было оспорено налогоплательщиком в Арбитражном суде Челябинской области, требования ОАО "АКСИ" удовлетворены (т. 3, л. д. 4 - 11).
Налогоплательщиком признаны требования налогового органа о взыскании 1294 руб. 60 коп. штрафа в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ и выдвинуты возражения относительно взыскания налоговых санкций: 437 руб. 40 коп. - приходящейся на сумму налога, исчисленную на сумму выполненных работ по состоянию на 01.01.2002, оплата которых не произведена на момент перехода предприятия на учетную политику "по отгрузке"; 45 руб. - приходящейся на сумму полученной арендной платы.
Доводы налогоплательщика в данной части являются обоснованными и принятыми судом.
Исходя из содержания ст. 5 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1, обязанность по налогообложению сумм выручки, полученной за ранее отгруженные товары, должна быть исполнена в момент фактического поступления данной, предприятию, при этом законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не ставит указанную обязанность в зависимость от перехода предприятия на иную учетную политику ("по отгрузке").
Обоснованными являются и возражения ОАО "АКСИ" в части отсутствия оснований для взыскания 45 руб. штрафа. Доход от сдачи имущества в аренду не учитывается на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 № 56, данный доход учитывается на счете 80 "Прибыли и убытки" и является внереализационным доходом, то есть, доходом предприятия, не связанным с его деятельностью по реализации продукции (работ, услуг).
При рассмотрении вышеназванных вопросов суд также исходит из единообразия судебной практики в Российской Федерации.
С учетом изложенного, по данному эпизоду с ОАО "АКСИ" подлежит взысканию штраф в сумме 1294 руб. 60 коп.
Актом проверки (п.п. 4.1.7, 4.1.8 - т. 2, л.д. 33 - 35) установлено нарушение ОАО "АКСИ" требований ст. 2 Федерального закона от 20.11.1999 № 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации... на 2000 год" (не начислены и не перечислены взносы в соответствующие фонды - 193 руб., 17184 руб. на суммы выплат - командировочных расходов сверх установленных норм). Санкции в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ составили 39 руб. (20 % от 193 руб.) и 3437 руб. (20 % от 17184 руб.), признаны налогоплательщиком и подлежат взысканию.
В ходе проверки установлено нарушение ОАО "АКСИ" требований п.п. 2, 5.1, 5.6 Положения о налоге на рекламу в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.1998 № 24/3 - неуплата налога на рекламу в сумме 38333 руб., непредставление налоговых деклараций по налогу на рекламу за 2 - 4 кварталы 2000 г. (акт проверки, п. 4.2, т. 2, л.д. 37 - 51). Штрафы составили: в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ - 3752 руб., в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ с учетом применения положений о повторности правонарушения - 7850 руб. (всего 11602 руб.); в порядке п. 2 ст. 119 НК РФ - 55688 руб. (расчет санкций проверен судом). Требования налогового органа признаны налогоплательщиком и подлежат удовлетворению (т. 2, л.д. 85).
ОАО "АКСИ" привлечено к ответственности в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ (с применением положений п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ) - штрафу 26 руб. за неуплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (квалифицировано Инспекцией как нарушение п.п. 2.1, 5.1 Положения о налоге на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 16.06.1998 № 25/2 (акт проверки, п. 4.2.3 - т. 2, л.д. 54, 55). По мнению налогового органа, неуплата налога в сумме 43 руб. допущена ОАО "АКСИ" по причине занижения налоговой базы на сумму 4358 руб. - полученной арендной платы. В то же время, в силу условий "Положения...", утвержденного решением Челябинской городской Думы от 16.06.1998 № 25/2, объектом налогообложения по указанному налогу является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг). Из анализа п. 5 ст. 38 и ст. 39 НК РФ следует, что доход от сдачи имущества в аренду не может признаваться выручкой от реализации товаров, работ или услуг. Следовательно, взыскание санкции в сумме 26 руб., произведено быть не может. При рассмотрении данного вопроса суд также руководствуется единообразием судебной практики в Российской Федерации.
Инспекцией установлено, что ОАО "АКСИ" не удержан и не перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц в общей сумме 3987 руб. (по филиалу ОАО "АКСИ" - магазин "1000 мелочей", по выплатам, произведенным гр. П. и гр. В. (акт проверки, п. 5, т. 2, л.д. 57 - 62), что является нарушением требований п.п. 1, 2, 4 ст. 226 НК РФ. Штраф в порядке ст. 123 НК РФ составил 797 руб. 40 коп., признан ответчиком и подлежит взысканию.
Не подлежат взысканию с ОАО "АКСИ" налоговые санкции на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленные сроки сведений о доходах, выплаченных физическим лицам - 500 руб. (50 руб. x 10 сведений). Упоминание о данном правонарушении действительно, содержится в акте проверки (т. 2, л.д. 63), в то же время, в решении от 18.07.2004 № 86, описание совершенного (по мнению Инспекции), правонарушения, отсутствует, что является несоблюдением со стороны налогового органа, требований п. 3 ст. 101 НК РФ. Данный факт свидетельствует о том, что в указанной части акт выездной налоговой проверки, материалы налоговой проверки, не являлись предметом рассмотрения заместителем руководителя налогового органа, следовательно, в отсутствие данного, привлечение ОАО "АКСИ" к налоговой ответственности, произведено быть не может (оценка выводов проверяющих по данному основанию не дана уполномоченным на то должностным лицом налогового органа).
С учетом изложенного, правомерными являются требования Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Челябинска о взыскании с ОАО "АКСИ", 759145 руб. 17 коп. налоговых санкций, в том числе: по НДС - 564778 руб. 67 коп., по налогу на пользователей автомобильных дорог - 1294 руб. 60 коп., по налогу с владельцев транспортных средств - 102 руб., по взносам в ПФР - 3437 руб., по взносам в ФСС - 39 руб., по налогу на рекламу: 11602 руб. (п. 1 ст. 122 НК РФ), 55688 руб. (п. 2 ст. 119 НК РФ), по налогу с продаж - 56 руб. (п. 1 ст. 122 НК РФ), 392 руб. (п. 2 ст. 119 НК РФ), по ст. 123 НК РФ - 797 руб. 40 коп., по налогу на прибыль - в сумме 120958 руб. 50 коп.
Основания для уменьшения размера вышеперечисленных санкций, отсутствуют - в связи с соразмерностью штрафов последствиям допущенных правонарушений.
В связи с рассмотрением дела в суде с ответчика взыскивается госпошлина на основании Закона РФ "О государственной пошлине".
Руководствуясь ч. 3 ст. 110, ст.ст. 167 - 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества "АКСИ" - г. Челябинск, ул. Валдайская, 5, зарегистрированного Администрацией г. Челябинска (Управлением государственной регистрации г. Челябинска) 30.06.1997 за № 7933, Инспекцией МНС России по Калининскому району г. Челябинска 19.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027402318173, в доход бюджета налоговые санкции в сумме 759145 руб. 17 коп., а также в доход федерального бюджета РФ госпошлину 14191 руб. 45 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Судья
М.Б.МАЛЫШЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru