Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 04.03.2005 № А76-10657/04-47-416/8
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что у общества имелась переплата по налогам, в связи с чем оснований для доначисления пеней по налогу на имущество предприятий и земельному налогу не имелось.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.


Постановлением ФАС Уральского округа от 07.09.2005 № Ф09-3849/05-С7 данное решение, определение суда первой инстанции от 15.04.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.06.2005 Арбитражного суда Челябинской области по данному делу оставлены без изменения.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением Арбитражного суда Челябинской области от 01.06.2005 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 4 марта 2005 г. Дело № А76-10657/04-47-416/8

(Извлечение)

Судья Каюров С.Б.
При ведении протокола судьей Каюровым С.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Челябинское авиапредприятие" г. Челябинск к Инспекции МНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска о признании недействительным решения и встречному исковому заявлению Инспекции МНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска к ОАО "Челябинское авиапредприятие" г. Челябинск о взыскании 708783 руб. 60 коп.
при участии в заседании:
от истца: З.М.Г., Ж.Т.П., Е.М.Б.
от ответчика: К.А.В., Д.С.В, К.Н.В.
ОАО "Челябинское авиапредприятие" обратилось в суд с иском к Инспекции МНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска о признании недействительным решения.
Инспекция МНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска не согласилась с требованиями заявителя и направила в суд встречное исковое заявление о взыскании налоговых санкций.
Спор подлежит рассмотрению по существу на основании имеющихся в деле материалов, на основании ст. 156 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив доказательства, представленные в материалах дела, суд

установил:

ОАО "Челябинское авиапредприятие" г. Челябинск, зарегистрировано постановлением главы администрации Металлургического района г. Челябинска (свидетельство о регистрации № 1056 от 13.08.96)
Инспекцией МНС РФ по Металлургическому району была проведена выездная налоговая проверка истца, о чем был составлен акт № 30 от 05.05.04. По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений ИМНС вынесено решение № 30 от 31.05.2004.
Указанным решением ОАО "Челябинское авиапредприятие" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную) уплату налогов в результате занижения налоговой базы и иного неправильного исчисления налогов в виде штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченных налогов:
- по налогу на имущество в сумме 3662 руб.,
- налогу на добавленную стоимость в сумме 60898 руб.,
- налогу на землю в сумме 647450 рублей.
Всего налоговых санкций 712010 рублей.
ОАО "Челябинское авиапредприятие" также предложено уплатить пени за..................................... рублей, в т.ч.:
- по налогу на имущество - 4742 рублей,
- по налогу на землю - 711327 рублей,
- по налогу на добавленную стоимость в сумме 1469 рублей;
и неуплаченные (не полностью уплаченные) налоги в сумме 13647289 рублей, в т.ч.
- налогу на имущество - 17388 рублей,
- по налогу на землю - 13629901 рублей.
Решением УМНС по Челябинской области от 05.08.04 решение № 30 от 31.05.2004 было изменено, применение санкций по налогу на имущество в сумме 3225 руб. 60 коп. признано необоснованным.
ОАО "Челябинское авиапредприятие" оспаривает решение № 30 от 31.05.2004 в части:
штрафов:
- по налогу на имущество в сумме 435,6 рублей,
- налогу на добавленную стоимость в сумме 60898 рублей,
- налогу на землю в сумме 647450 рублей;
пени в сумме 717538 рублей, в т.ч.: по налогу на имущество - 4742 рублей, по налогу на землю - 711327 рублей;
неуплаченных налогов в сумме 13647289 рублей, в т.ч.:
- по налогу на имущество - 649 рублей,
- по налогу на землю - 13629901 рублей.
Инспекция МНС РФ по Металлургическому району просит взыскать налоговые санкции в сумме 708783 руб. 60 коп.
Исследовав доказательства, представленные в материалах дела, и оценив их, суд пришел к следующим выводам:
1. "Налог на землю"
В решении установлено, что ОАО "ЧАП":
за 2 полугодие 2000 г., 2001 г., 2002 г. исчисляла и уплачивала земельный налог с земельного участка общей площадью 702901 кв. м (производственная зона) в полном объеме в общеустановленном законом порядке.
за 11 месяцев 2003 г. уплачивала налог на землю с земельного участка площадью 56542 кв. м, находящимся под объектами, принадлежащими предприятию согласно плана приватизации на праве собственности. С земельного участка площадью 646359 кв. м организация не исчисляла и не уплачивала земельный налог, неправомерно применяя льготу по взиманию платы за землю с этого земельного участка, которая составила за 11 месяцев 2003 г. 6701450 руб.
Пп. 1 п. 1.2 "Налога на землю" описательной части Решения № 30 от 31.05.2004. Инспекцией МНС РФ установлено неправомерное применение льготы по земельному налогу, установленной п. 12 ст. 12 ФЗ "О плате за землю", за 11 месяцев 2003 г. с земельного участка № 1 - производственная зона ОАО "Челябинское авиапредприятие" площадью 702901 кв. м, в результате чего неуплата (неполная) уплата земельного налога за указанный период составляет 12270200 рублей (Расчет на стр. 7 Решения № 30 от 31.05.2004) в результате занижения налоговой базы.
ОАО "Челябинское авиапредприятие" в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок (кадастровый № 74:36:0:0012) общей площадью 5755766 гектаров земли (или 5755766 кв. м), расположенный в Металлургическом районе г. Челябинска и предназначенный для эксплуатации существующих зданий и территорий предприятия, на основании Государственного Акта РФ 11-ЧБО-36-01 № 003023-94, утвержденного Постановлением главы Администрации г. Челябинска от 14.12.1994 № 1315-п. "Об отводе земельного участка по фактическому пользованию и выдаче Государственного Акта на право пользования землей Челябинского авиапредприятия", а также выдано Свидетельство от 17 июля 2003 г. серии 74-АЗ № 000114 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования. Собственником данного земельного участка общей площадью 5755766 кв. м. является Российская Федерация.
Данный земельный участок состоит из спорного Участка № 1, занятого № 2, занятого очистными сооружениями, площадь которого составляет 13,3135 га или 133135 кв. м; Участка № 3, занятого баней, площадь которого составляет 0,3031 га или 3031 кв. м; Участка № 4, занятого аэродромом, площадь которого составляет 491,6699 га или 4916699 кв. м.
На спорном земельном участке № 1 - Производственная зона, пользователем которого является ОАО "Челябинское авиапредприятие", находятся объекты, собственниками и пользователями которых являются третьи лица:
Земельный участок общей площадью 1512 кв. м, занятый зданием прижелезнодорожного почтамта, находится в постоянном бессрочном пользовании Государственным учреждением - управления федеральной почтовой связи Челябинской области, на основании Свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от 20 июня 2002 года;
Земельный участок общей площадью 46827 кв. м, занятый подъездным путем "Аэропорт", введенный в эксплуатацию на основании Акта приема № 318 от 01.11.2000, и состоящий на балансе структурного подразделения Чуриловская дистанция пути Челябинского отделения филиала Южно-Уральская железная дорога ОАО "РДЖ", что подтверждается инвентарной карточкой учета объекта основных средств, и принадлежащий ОАО "Российские железные дороги" на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 26 марта 2004 года. Границы и площадь земельного участка под объектом согласованы с собственником и утверждены руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Челябинска от 31 января 2005 года;
Земельный участок общей площадью 3119 кв. м, занятый объектом "Склад транспортного оборудования". Собственником данного объекта является Российская Федерация, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества и свидетельством о внесении в реестр федерального имущества от 10 апреля 2001 года. Границы и площадь земельного участка под объектом согласованы с собственником и утверждены руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Челябинска от 31 января 2005 года;
Земельный участок общей площадью 831 кв. м, занятый объектом "здание столовой". Собственником данного объекта является Российская Федерация, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества и свидетельством о внесении в реестр федерального имущества от 10 апреля 2001 года. Границы и площадь земельного участка под объектом согласованы с собственником и утверждены руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Челябинска от 31 января 2005 года;
Земельный участок общей площадью 1451 кв. м, занятый объектом "Сооружение - подземное бомбоубежище № 2". Собственником данного объекта является Российская федерация, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества и свидетельством о внесении в реестр федерального имущества от 10 апреля 2001 года. Границы и площадь земельного участка под объектом согласованы с собственником и утверждены руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Челябинска от 31 января 2005 года;
Земельные участки, занятые следующими объектами: 1. Административное здание летного отряда, занимающего площадь - 549 кв. м, 2. Здание командно-диспетчерского пункта, занимающего площадь - 1623 кв. м. Собственником данных объектов является Российская Федерация, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 7 июня 2002 года. Данное имущество состоит на балансе Челябинского центра ОВД филиала "Аэронавигация Урала" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД в РФ", что подтверждается справкой от 22.09.2004 № 48/04-25 и закреплено на праве хозяйственного ведения. Границы и площадь земельного участка под объектом согласованы с собственником и утверждены руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Челябинска от 31 января 2005 года;
Земельный участок общей площадью 1199 кв. м, занятый недостроенным объектом "Корпус официальных делегаций". Данный объект строился на бюджетные денежные средства, выделенные администрацией Челябинской области. В настоящее время право собственности не за кем не закреплено, объект незавершенного строительства находится на балансе ГУП "Челябинский аэропорт", что подтверждается письмом от 21.09.2004. Границы и площадь земельного участка под объектом согласованы и утверждены Руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Челябинска от 31 января 2005 года.
Площадь указанных участков составила 57111 кв. м.
Данные объекты не являются вновь созданными и находятся на данном земельном участке с момента ввода в эксплуатацию, что подтверждается техническими паспортами и балансовыми справками на данные объекты. Определение границ и площадей под указанными объектами при проведении работ по территориальному землеустройству (разделению земельного участка) проводилось в соответствии с установленными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель, в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. В общую площадь земельных участков под указанными объектами включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования данных объектов в соответствии с установленными нормами.
Указанные лица являются фактическими землепользователями, которые в силу норм ст. 1 Закона "О плате за землю" и ст. 37 ЗК РФ являются плательщиками земельного налога.
Таким образом, ОАО "Челябинское авиапредприятие" в проверяемый период (11 месяцев 2003 года) не являлось ни собственником, ни фактическим землепользователем данных земельных участков и не может быть плательщиком земельного налога.
С учетом вышеизложенного, налогооблагаемая база по налогу на землю в 2003 году с участка № 1 - Производственная зона составляет - 645790 кв. м (налогооблагаемая площадь по данному участку рассчитана следующим образом: 702901 кв. м - 1512 кв. м - 46827 кв. м - 3119 кв. м - 831 кв. м - 1451 кв. м - 549 кв. м - 1623 кв. м - 1199 кв. м = 645790 кв. м).
   ------------------------------------------------------------------

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2005 в данном абзаце исправлена арифметическая ошибка: "...с площади 590079,8 кв. м в сумме 11216236 рублей 84 коп." исправлена на ".... с площади 589248 кв. м в сумме 11200426 рублей.".
   ------------------------------------------------------------------

С учетом уплаты земельного налога по земельному участку площадью 56542 кв. м доначислению подлежал налог за 11 мес. 2003 г. с площади 590079,8 кв. м в сумме 11216236 руб. 84 коп.
ОАО "Челябинское авиапредприятие" применило льготу по налогу на землю, установленную п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" для участка № 1 - производственная зона, с площади 645790 кв. м, полагая, что данный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании у ОАО "Челябинское авиапредприятие" является федеральной собственностью и занят аэропортом.
Согласно п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, занятые аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
В соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса РФ, п. 11 Приказа МНС РФ от 06.03.2000 № АП-3-04/90, аэропорт - это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющие для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.
ОАО "ЧАП" не представило доказательств того, что на земельном участке, по которому применена льгота, находится комплекс сооружений, отнесенный к федеральной собственности. Исходя из буквального смысла п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", нахождения земельного участка в федеральной собственности не дает права на льготу ее законному пользователю, в данном случае ОАО "ЧАП".
Пп. 2 п. 1.2 "Налога на землю" описательной части Решения № 30 от 31.05.2004, Инспекцией МНС РФ установлено не применение к ставкам земельного налога 2001 г. повышающего коэффициента 2, установленного на 2002 г., в результате занижение налоговой базы и иного неправильного исчисления земельного налога (занижение ставки земельного налога) за 11 месяцев 2003 г. составляет: по земельному участку площадью 56542 кв. м производственная зона - 537375 рублей, по земельному участку площадью 2500 кв. м насосная станция - 13443 рублей, по земельному участку площадью 133135 кв. м очистные сооружения - 808883 рублей.
ОАО "Челябинское авиапредприятие", считает, что порядок расчета дифференцированной ставки, с учетом установленного в предыдущем налоговом периоде коэффициента 2 (индексации), земельного налога на 2003 г. в Решении Челябинской городской Думы от 19.11.2002 № 21/2 "О ставках земельного налога в г. Челябинске на 2003 г." не определен, так как в нем прямо определено, что налогоплательщик при расчете земельного налога должен применять ставку, установленную Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000 № 65/3 "Об изменении дифференцированных ставок земельного налога в городе Челябинске в 2001 г.", но не вменяется в обязанность последовательно применять коэффициент (индексацию) 2, установленный на 2002 г. с коэффициентом 1.8, установленным на 2003 г. А из смысла норм вышеуказанного Решения № 21/2 следует, что повышающий коэффициент устанавливается на конкретный год и не подлежит применению в следующем году, и в связи с чем его действие ограничено одним финансовым годом.
Доводы заявителя не могут быть приняты судом, поскольку решение Челябинской городской Думы от 19.11.2002 № 21/2 прямо и недвусмысленно указывает на то, что действовавшие в городе Челябинске в 2002 году ставки земельного налога применяются с 1 января 2003 года с коэффициентом 1,8. В преамбуле решения указано, что оно принято на основании Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 8, 17 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю", статьи 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. № 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", статьи 7 Закона Челябинской области от 12 марта 1999 г. № 69-ЗО "О плате за землю на территории Челябинской области", Закона Челябинской области от 29 ноября 2001 № 52-ЗО "О ставках земельного налога", решения Челябинской городской Думы от 30.10.2001 № 9/6 "О дифференцированных ставках земельного налога в городе Челябинске на 2002 год", во исполнение статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Федеральный закон от 14 декабря 2001 г. № 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установил, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Таким образом, ИМНС правомерно установлено занижение налога за 11 мес. 2003 г. в сумме 1359701 руб. в результате не применения повышающего коэффициента к ставке налога.
   ------------------------------------------------------------------

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2005 в данном абзаце исправлена арифметическая ошибка: "... сумма земельного налога, подлежащего уплате, составила 12859923 руб. Земельный налог в сумме 769978 руб. начислен необоснованно,..." исправлена на "...сумма земельного налога, подлежащего уплате составила 12560127 руб. Земельный налог в сумме 1069774 руб. начислен необоснованно,....".
   ------------------------------------------------------------------

Всего за 11 мес. 2003 г. сумма земельного налога, подлежащего уплате, составила 12859923 руб. Земельный налог в сумме 769978 руб. начислен необоснованно, и в этой части требования заявителя подлежат удовлетворению.
Подлежат удовлетворению и требования заявителя в части начисления штрафа по налогу на землю в сумме 647450 рублей и пени в сумме 711327 рублей по налогу на землю, поскольку:
Согласно ст. 16 Закона "О плате за землю", юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. При этом начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня (ст. 17).
Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога. (ст. 17).
Решением Челябинской городской Думы от 19.11.2002 № 21/2 установлены следующие сроки и порядок уплаты земельного налога для юридических лиц - 15 января, 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября и 15 ноября. С января по июнь ежемесячные платежи в бюджет налога за землю производить в размере 1/12 суммы налога. Оставшаяся сумма налога, исчисленного за 2003 год, уплачивается с 15 июля по 15 ноября равными долями.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 октября 1997 года пришел к выводу, что налоговым периодом по земельному налогу является год, указав при этом, что исчисленный в соответствии с его правилами налог подлежал уплате за налоговый период в целом. Что касается ежемесячной уплаты земельного налога, то период в один месяц может рассматриваться не в качестве налогового периода, а в качестве отчетного.
С учетом данного утверждения, по смыслу пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса суммы земельного налога, уплачиваемые в течение налогового периода, являются авансовыми платежами.
Согласно п. 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. № 71, в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК РФ.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5, пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
С учетом ст. 17 Закона "О плате за землю", исчисление налоговой базы может быть произведено не позднее 1 июня. Начисление пени по земельному налогу может быть произведено не ранее 15 сентября и 15 ноября, после сдачи расчета по земельному налогу, исчисленному на основании налоговой базы, поскольку пропуск именно этих сроков (а не установленных органами местного самоуправления) указывает федеральный закон в качестве основания начисления пени. В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В акте отражено, что на 15.08.03 за предприятием числится переплата налога, сохранившаяся на 15.11.03.
В акте Инспекция указала, что в карточке лицевого счета (КЛС) по налогу на землю на момент проведения выездной налоговой проверки числится переплата по земельному налогу, которая образовалась в связи с уплатой текущих платежей по реструктуризации.
ОАО "ЧАП" на основании заявления и по Решению Инспекции МНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска № 32 от 26.10.2001 предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом, согласован и утвержден график равномерной уплаты задолженности.
Налоговый орган, возражая против требований заявителя, не оспаривает надлежащее исполнение заявителем решения о реструктуризации задолженности по налогам, платежи по реструктуризации уплачиваются предприятием своевременно и в полном объеме.
Налоговый орган полагает, что сумма реструктурированных налогов является недоимкой и при ее наличии переплата по текущим платежам налога не может являться таковой. Реструктуризация кредиторской задолженности не является изменением срока уплаты налога, сбора и пени, предусмотренной гл. 9 НК РФ.
Принимая Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. № 1002, в редакции от 23 октября 2001 г. № 742 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", Правительство Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации" и ст. 115 Закона "О федеральном бюджете на 1999 год". В силу этого обстоятельства Постановление является нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения (пункт 2 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ), а не актом законодательства о налогах и сборах, на что указывает, в частности п. 2 Порядка: "в сумму подлежащей реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет не включается задолженность, отсроченная ко взысканию в соответствии с принятыми решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты обязательных платежей, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита".
В случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка, (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.1999 № 1462) (см. текст в предыдущей редакции).
Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов (п. 4 Порядка).
Организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам (п. 5 Порядка).
Таким образом, при проведении реструктуризации изменяется срок уплаты образовавшейся задолженности по налогам, изменяется и сущность правоотношений между налогоплательщиком и налоговым органом - последний контролирует соблюдение Порядка, утрачивая право на проведение мероприятий по принудительному взысканию задолженности по налогам в бюджет (п. 1 раздела 11 Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (утв. приказом МНС РФ от 05.08.02 № БГ-3-10/411). Кроме того, в п. 2 данных рекомендаций указано, что сальдо недоимки и пени уменьшается на суммы реструктурированных задолженности по налогам и пени.
Поскольку в соответствии с приведенными рекомендациями на лицевом счете налогоплательщика имелась переплата, и он не вышел из режима реструктуризации, у налогового органа не имелось оснований к взысканию штрафа в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ (п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5) и начисления пени.
2. "Налог на имущество"
Пунктом 1.1 "Налога на имущество" описательной части Решения № 30 от 31.05.2004, Инспекцией МНС РФ установлено нарушение при определении стоимости льготируемого имущества в соответствии с п. "и" ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", в результате чего неуплата (неполная) уплата налога составляет 17388 рублей. Оспариваемым решением исходя из указанной суммы начислен штраф в размере 20 % в сумме 3662 руб., пени в сумме 4742 рублей.
Решением УМНС по Челябинской области от 05.08.04 решение № 30 от 31.05.2004 было изменено в части применения санкций по налогу на имущество в сумме 3225 руб. 60 коп. Таким образом, по решению № 30 от 31.05.2004 предъявлено к взысканию: налог на имущество в сумме 17388 рублей, пени в сумме 4742 рублей, штраф в сумме 435 руб. 60 коп.
ОАО "ЧАП" оспаривает начисление налога на имущество в сумме 645 рублей, пени в сумме 4742 рублей, штраф в сумме 435 руб. 60 коп., указывая на следующее:
Налоговый орган для расчета льготируемой части налога использует сумму остаточной стоимости из документа "Перечень зданий, сооружений, оборудования, оснащения и транспорта, закрепленных за мобилизационными мощностями ОАО "Челябинское авиапредприятие" по состоянию на 01.01.2003". В данном перечне сумма остаточной стоимости утверждается в млн. руб., является округленной и не может быть заложена для расчета налога на имущество, в котором весь расчет ведется в рублях.
В соответствии с п. 4 гл. 2 Инструкции Государственной Налоговой службы РФ № 33 от 08.06.1995 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса по следующим счетам бухгалтерского учета:
а) - 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (за минусом суммы амортизации (износа)
04 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации, учитываемой на счете 05 "Амортизация нематериальных активов") и т.д.
Исходя из вышеперечисленного для расчета налога на имущество берется сальдо по счетам бухгалтерского учета предприятия, а не из перечней и др. документов.
В соответствии с п. 6 Инструкции Государственной Налоговой службы РФ № 33 от 08.06.1995 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом сумм износа по соответствующим объектам):
и) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.
В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет указанного в настоящем пункте имущества".
ОАО "Челябинское авиапредприятие" во исполнение вышеуказанных требований организовало отдельный учет имущества по мобилизационной подготовке на счете 01 "Основные средства" пообъектно, согласно утвержденного Перечня.
В результате чего получается среднегодовая стоимость имущества в целях налогообложения ОАО "Челябинское авиапредприятие" занижена:
- за 2001 г. на 76447 руб., в т.ч.:
за 1 кв. на 19622 руб.,
за 1 п/г на 39244 руб.,
за 9 мес. на 58100 руб.,
- за 2002 г. на 0 руб., в т.ч.:
за 1 кв. на 0 руб.,
за 1 п/г на 0 руб.,
за 9 мес. на 0 руб.,
- за 9 мес. 2003 г. на 760512 руб., в т.ч.:
- за 1 кв. на 760512 руб.,
- за 1 п/г на 760512 руб.
Не уплачен (не полностью уплачен) в результате занижения налоговой базы налог на имущество:
- за 2001 г. в сумме 1529 руб., в т.ч.:
за 1 кв. в сумме 392 руб.,
за 1 полугод. в сумме 785 руб.
за 9 мес. в сумме 1162 руб.
- за 2002 г. в сумме 0 руб., в т.ч.:
за 1 кв. в сумме 0 руб.,
за 1 полугод. в сумме 0 руб.
за 9 мес. в сумме 0 руб.
за 9 мес. 2003 г. в сумме 15210 руб., в т.ч.:
за 1 кв. в сумме 15210 руб.,
за 1 полугод. в сумме 15210 руб.
С учетом вышеизложенного, сумма недоимки по налогу на имущество составляет 16739 руб. (указанная сумма не оспаривается).
Доводы заявителя принимаются судом, так как согласно ст.ст. 53, 54 НК РФ, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, исчисляемую по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Статьей 8 Закона "О бухгалтерском учете" установлено, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Расчет стоимости имущества, согласно Инструкции Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с изменениями от 12 июля, 9 октября 1995 г., 29 мая, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г., 15 ноября 2000 г., 20 августа 2001 г., 18 января 2002 г., 21 апреля 2003 г.) также ведется в рублях.
Примененная ИМНС при проверке методика расчета налога является нарушением приведенных норм налогового и бухгалтерского законодательства и ведет к искажению налоговой и бухгалтерской отчетности ОАО "ЧАП".
Привлечение ОАО "Челябинское авиапредприятие" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 435 руб., а также начисление пени в размере 4742 руб. по налогу на имущество необоснованно по следующим причинам:
Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет, то есть налоговым периодом по указанному налогу является календарный год.
П. 1 ст. 122 устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий), если же занижение суммы не привело к возникновению задолженности перед бюджетом, в связи с тем, что у налогоплательщика имеется переплата налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения отсутствует, налогоплательщик освобождается от ответственности.
В карточке лицевого счета числится переплата по налогу на имущество: на 31.12.2001 - в сумме 343118 руб., на 31.12.2002 - 3888752 руб.
В акте Инспекция указала, что в карточке лицевого счета (КЛС) по налогу на имущество на момент проведения выездной налоговой проверки числится переплата по налогу, которая образовалась в связи с уплатой текущих платежей по реструктуризации, однако доказательства этого не представлены.
В соответствии с Приказом МНС РФ от 05.08.2002 № БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов", для организации учета реструктурируемых сумм задолженности по налоговым платежам, пеням и штрафам по каждому решению уполномоченных органов или нормативному правовому акту открывается отдельная КЛС, в которую переносятся в том числе суммы реструктуризации. В разделе I КЛС указывается дата, № нормативного правового акта или решения уполномоченного органа.
Особенности ведения КЛС в том числе в порядке реструктуризации заключаются в том, что в КЛС указывается дата начала и дата окончания действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
В графе "начислено" указываются суммы задолженности, подлежащие уплате в соответствии с установленным графиком.
В графе "срок уплаты" указываются даты погашения сумм задолженности в соответствии с установленным графиком.
В графе "поступило" указываются суммы, поступившие в погашение задолженности на основании платежных документов налогоплательщика или решений налогового органа о зачете переплаты в погашение отсроченных или рассроченных сумм задолженности.
Суммы по реструктуризации перечисляются на один расчетный счет, а перечисление текущих платежей осуществляется на иной.
3. "Налог на добавленную стоимость"
Пунктом 3 "Налог на добавленную стоимость" (стр. 14 - 16) описательной части Решения № 30 от 31.05.2004 Инспекцией МНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска установлено нарушение п. 4 ст. 81 НК РФ. ОАО "Челябинское авиапредприятие" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную) уплату налога на добавленную стоимость в виде уплаты штрафа в размере 20 % в сумме 60898 рублей, а также начислена пеня в размере 1469 руб.
30.12.03. ОАО "ЧАП" представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за январь - октябрь 2003 г. Письмом от 27.12.2003 исх. X-R 3.1-939 просило произвести оплату недоимки в счет переплаты в бюджет НДС.
ОАО "ЧАП" полагает, что оно выполнило требования, предусмотренные п. 4 ст. 81 НК РФ, так как налоговая инспекция фактически приступила к проверке с 10 января 2004 г.
В карточке лицевого счета на момент проведения выездной налоговой проверки у ОАО "Челябинское авиапредприятие" числится переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 2004497,79 руб.
ОАО "ЧАП" без какого-либо принуждения или иного внешнего воздействия исполнило обязанность по внесению изменений в налоговую декларацию в связи с обнаружением в ней неточностей, предусмотренную ст. 81 НК РФ. П. 1 ст. 122 устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий), если же занижение суммы не привело к возникновению задолженности перед бюджетом, в связи с тем, что у налогоплательщика имеется переплата налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения отсутствует, налогоплательщик освобождается от ответственности.
ОАО "ЧАП" не согласно с доводами Инспекции МНС РФ о том, что в карточке лицевого счета по налогу на добавленную стоимость на момент проведения выездной налоговой проверки числится переплата по налогу на добавленную стоимость, которая образовалась в связи с уплатой текущих платежей по реструктуризации, отраженных в КЛС, в то время как реструктурированная задолженность в КЛС не отражается.
Кроме того, ОАО "ЧАП" заявило ходатайство о снижении размера штрафа.
Суд не принимает доводы заявителя в отношении неправомерности привлечения к ответственности, поскольку:
Выездная налоговая проверка начата 22.12.03.
Уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за январь - октябрь 2003 г. представлены в налоговый орган 30.12.03.
Согласно данных деклараций в мае, июле - октябре имелась недоимка по налогу, не перекрываемая переплатой налога в предшествующем периоде.
Недоимка по указанным периодам не была уплачена в бюджет до подачи уточненных деклараций, поданных после назначения выездной налоговой проверки.
Таким образом, санкции по ст. 122 НК РФ, с учетом п. 4 ст. 81 НК РФ применены ИМНС правомерно.
Однако ходатайство о снижении размера финансовых санкций подлежит удовлетворению, так как в данном случае заявитель без какого-либо принуждения или иного внешнего воздействия исполнил обязанность по внесению дополнений и изменений в налоговую декларацию в связи с обнаружением в ней неточностей и ошибок, предусмотренную пунктом 1 ст. 81 НК РФ, что является смягчающим ответственность обстоятельством. Кроме того, на момент сдачи уточненных деклараций отсутствует недоимка по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии со ст.ст. 112, 114 НК РФ, суд считает возможным снизить размер штрафа до 10000 руб.
С учетом изложенного, требования ОАО "ЧАП" и встречные требования ИМНС подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 102, 216 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Требования ОАО "Челябинское авиапредприятие" удовлетворить частично. Признать недействительным решение ИМНС по Металлургическому району г. Челябинска № 30 от 31.05.2004 в части: штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ:
- по налогу на имущество в сумме 435,6 рублей,
- налогу на добавленную стоимость в сумме 50898 рублей,
- налогу на землю в сумме 647450 рублей;
пени в сумме 717538 рублей, в т.ч.: по налогу на имущество - 4742 рублей, по налогу на землю - 711327 рублей;
   ------------------------------------------------------------------

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2005 в данном абзаце исправлена арифметическая ошибка: "неуплаченных налогов в сумме 770627 рублей, в т.ч.: - по налогу на имущество - 649 рублей, - по налогу на землю - 769978 рублей." исправлена на "неуплаченных налогов в сумме 1070423 рублей, в т.ч.: по налогу на имущество - 649 рублей, - по налогу на землю - 1069774 рублей.".
   ------------------------------------------------------------------

неуплаченных налогов в сумме 770627 рублей, в т.ч.: - по налогу на имущество - 649 рублей, - по налогу на землю - 769978 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Требования ИМНС по Металлургическому району г. Челябинска удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО "Челябинское авиапредприятие" г. Челябинск, зарегистрированного постановлением главы администрации Металлургического района г. Челябинска (свидетельство о регистрации № 1056 от 13.08.96) в доход бюджета штраф в сумме 10000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Судья
С.Б.КАЮРОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru