Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 26.04.2005 по делу № А76-31795/04-56-1217/23
Договор аренды является правоустанавливающим документом для внесения арендной платы, поэтому арендатор должен оплачивать землепользование, перечисляя арендную плату арендодателю, либо земельный налог в соответствующие бюджеты.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Уральского округа от 10.08.2005 № Ф09-3326/05-С7 данное постановление оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу

от 26 апреля 2005 г. Дело № А76-31795/04-56-1217/23

(Извлечение)

Арбитражный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи: Гусева О.Г.
Судей: Дмитриевой Н.Н., Митичева О.П.
При участии в заседании:
от истца: С.У.В., дов.
от ответчика: Р.М.А., гл. спец., дов.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ по Калининскому р-ну г. Челябинска на решение арбитражного суда Челябинской области от 19.01.05.

установил:

Решением суда от 19.01.2005 удовлетворены требования МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" к инспекции МНС РФ по Калининскому р-ну г. Челябинска о признании недействительным решения от 02.11.2004 № 71.
Заявитель с принятым по делу решением суда не согласен и просит его отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, коллегия считает, что принятое по делу решение суда подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому р-ну г. Челябинска в ходе выездной налоговой проверки МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" по вопросам соблюдения налогового законодательства в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога за 2002 - 2003 гг. были выявлены факты неуплаты земельного налога.
По результатам проверки принято решение от 02.11.2004 № 71 о взыскании с налогоплательщика 2163308 руб. недоимки по земельному налогу, 828248 руб. пени за несвоевременную уплату налога, 432662 руб. штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога.
Как следует из акта проверки земельный налог доначислен налоговым органом:
- в сумме 877202 руб. по земельным участкам, которые заняты жилым фондом, находящимся в оперативном управлении у МУП "ПЖРЭО Калининского р-на";
- в сумме 862362 руб. по земельным участкам, находящимся в аренде у МУП "ПЖРЭО Калининского р-на", с заключением договоров аренды земельных участков и уплатой арендной платы за пользование земельными участками;
- в сумме 423744 руб. по земельным участкам, которые заняты объектами недвижимости, находящимися на балансе МУП "ПЖРЭО Калининского р-на": приют по адресу: г. Челябинск, ул. Верхоянская; ЖРЭУ № 2 по адресу: г. Челябинск, ул. 1 Мая; ЖРЭУ № 11 по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова; ЖРЭУ № 24 по адресу: г. Челябинск, ул. Каслинская; теплотрассы, водоотвод, насосные станции.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Учитывая, что МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" является арендатором земельных участков на основании договоров аренды земли, плата за землю произведена арендатором в виде арендной платы, у МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" не возникла обязанность по уплате земельного налога, в связи с чем, доначисление земельного налога в сумме 862362 руб., начисление пени 272035 руб. и привлечение к ответственности за неуплату налога в виде штрафа в сумме 172472 руб. произведено налоговым органом неправомерно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом "О товариществах собственников жилья".
Согласно пункту 3 статьи 36 Земельного кодекса в случае если здание (помещение в нем), находящееся в неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами.
Частью 5 статьи 36 Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Другой порядок приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством не предусмотрен, что исключает использование иных способов оформления прав на такие земельные участки.
Поскольку МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" не является собственником, землепользователем или землевладельцем земельных участков, занятых жилым фондом, находящимся на балансе эксплуатирующей организации, суд первой инстанции сделал правомерный вывод об отсутствии оснований для доначисления земельного налога в сумме 877202 руб., пени в сумме 410157 руб. и привлечения к ответственности в виде штрафа за неуплату налога в сумме 175441 руб.
В отношении земельных участков, занятых объектами недвижимости, балансодержателем которых является МУП "ПЖРЭО Калининского р-на", по которым отсутствуют договора аренды земли, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением (их частью) и необходима для его использования в соответствии с его назначением. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Из приведенных норм непосредственно вытекает, что законный владелец недвижимости признается законом и владельцем земельного участка, как расположенного под объектом недвижимости, так и находящегося возле здания и связанного с его эксплуатацией. Правоустанавливающими документами как для внесения арендной платы, так и для уплаты земельного налога, если арендная плата не предусмотрена, является договор аренды. Поэтому арендатор должен оплачивать землепользование, перечисляя арендную плату арендодателю либо земельный налог в соответствующие бюджеты. То обстоятельство, что МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" является арендатором объектов недвижимости, не освобождает его от уплаты земельного налога за участки, на которых расположены арендуемые объекты, если по условиям договора в арендную плату не включена плата за пользование земельным участком. Иной вывод противоречит принципу платности землепользования (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 1 Закона "О плате за землю").
Согласно государственного акта на право постоянного пользования землей Ч № 001453-93 отделу народного образования Калининского р-на для Центра социальной реабилитации несовершеннолетних Постановлением Главы администрации г. Челябинска от 23.07.1993 № 926 выделен земельный участок площадью 0,5002 га для эксплуатации здания Центра по адресу: г. Челябинск, ул. Верхоянская.
Как следует из Устава муниципального учреждения социального приюта для детей и подростков Калининского р-на г. Челябинска "Возрождение", на основании Постановления главы г. Челябинска от 29.05.1997 № 650-П по адресу: г. Челябинск, ул. Верхоянская создан приют, учредителем которого является муниципалитет в лице администрации Калининского р-на.
Таким образом, оснований полагать, что МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" является собственником, землепользователем или землевладельцем земельного участка, занятого муниципальным учреждением социального приюта для детей и подростков Калининского р-на г. Челябинска "Возрождение" по адресу: г. Челябинск, ул. Верхоянская, не имеется. Нахождение на балансе МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" здания по адресу: г. Челябинск, ул. Верхоянская в период 2002 - 2003 гг. не свидетельствует о возникновении у МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" обязанности по уплате земельного налога.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Согласно технического паспорта на многоквартирный жилой дом по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова площадь земельного участка по фактическому использованию составляет 4318 кв. метров.
При этом общая площадь квартир составляет 3414,4 кв. метров, общая площадь нежилых помещений - 251,4 кв. метров. Помещение ЖЭУ № 11 занимает площадь 160,4 кв. метров.
Таким образом, земельный налог, подлежащий уплате МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" по данному объекту недвижимости должен исчисляться пропорционально площади строения, находящегося в раздельном пользовании.
Площадь помещения ЖЭУ № 11 составляет 4,376 % от площади всего строения. Земельный налог составит сумму 10706 руб.
Согласно технического паспорта на здание по адресу: г. Челябинск, ул. 1 Мая фактическая площадь земельного участка составляет 1029 кв. метров, в т.ч. застроенная площадь - 530 кв. метров.
При этом основное строение с теплыми пристроями занимает площадь 319,4 кв. метров.
Учитывая, что второй этаж здания площадью 239,7 кв. метров занимает Юго-восточное региональное управление ФПС РФ на основании договора от 06.03.2000, а также то обстоятельство, что налоговым органом не представлено доказательств того, что остальная застроенная площадь на указанном земельном участке используется именно ЖРЭУ № 2, а не другими собственниками, исчисление земельного налога, подлежащего уплате МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" должно производиться по правилам ст. 16 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" пропорционально от общей площади застройки с учетом площади, занимаемой Юго-восточным региональным управлением ФПС РФ.
Площадь помещения ЖРЭУ № 2 составляет 41,549 % от общей площади застройки с учетом помещений второго этажа, занимаемых Юго-восточным региональным управлением ФПС РФ.
Таким образом, сумма земельного налога, подлежащего уплате МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" по данному объекту недвижимости, составит 27704 руб.
Согласно технического паспорта на здание диспетчерской ЖРЭУ № 24 по адресу: г. Челябинск, ул. Каслинская сумма земельного налога исчислена налоговым органом исходя из площади земельного участка, занимаемого зданием, которое использовалось в спорный период МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" и составила 21332 руб.
С учетом изложенного доначисление налоговым органом земельного налога в сумме 59742 руб. (10706 руб. + 27704 руб. + 21332 руб.) произведено правомерно и оснований для удовлетворения требований заявителя в этой части, в т.ч. в отношении пени в сумме 19421 руб. (3480 руб. + 9006 руб. + 6935 руб.) и штрафа в сумме 11948,4 руб. (2141,2 руб. + 5540,8 руб. + 4266,4 руб.), не имеется.
Земельный налог в сумме 6878 руб. по земельным участкам, которые занимают теплотрассы, водоотводы и насосные станции начислен налоговым органом неправомерно по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а обязанность доказывания этих обстоятельств возложена согласно ст. 65 АПК РФ на налоговый орган.
Из акта проверки, решения налогового органа, оспариваемого налогоплательщиком, невозможно определить каким образом и на основании каких документов сделан вывод о неуплате земельного налога в сумме 6878 руб. по земельным участкам, которые занимают теплотрассы, водоотводы и насосные станции, акт проверки не позволяет определить площади этих земельных участков, какие либо другие документы налоговым органом не представлены.
Технические паспорта на указанные объекты не позволяют установить площади земельных участков, на которых они расположены, поскольку содержат лишь данные о протяженности сетей, без указания технических характеристик объектов, в т.ч. диаметра трубопроводов.
Кроме того, планы земельных участков, на которых расположены теплотрассы, водоводы свидетельствуют о том, что указанные объекты пролегают под земельными участками, занятыми другими объектами недвижимости, пересекаются с другими объектами, имеющими других владельцев. Выводы налогового органа, изложенные в акте проверки и оспариваемом решении сделаны без учета данных обстоятельств.
Кроме того, согласно ст. 1 Федерального закона от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (действовавшим в спорный период) к общему имуществу собственников жилья (общей долевой собственности собственников помещений (домовладельцев) относятся части комплекса недвижимого имущества, предназначенные для обслуживания, использования и доступа к помещениям, тесно связанные с ними назначением и следующие их судьбе.
Статьей 7 Федерального закона от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ установлено, что общим имуществом в кондоминиуме являются обслуживающие более одного домовладельца межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, а также механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, прилегающие земельные участки в установленных границах с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания единого комплекса недвижимого имущества кондоминиума и служащие его использованию.
Теплотрассы, водоотводы и насосные станции предназначены для обеспечения эксплуатации жилых домов, находящихся на балансе МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" как эксплуатирующей организации, оснований для признания МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" землепользователем земельных участков, занятых указанными объектами не имеется.
При таких обстоятельствах решение налогового органа в этой части не может быть признано законным и обоснованным.
В ходе проверки налоговым органом начислено пени в сумме 8303 руб. за несвоевременную уплату земельного налога, исчисленного и уплаченного с пропуском установленного срока по представленным в налоговый орган декларациям.
Учитывая, что налогоплательщиком допущена просрочка срока уплаты земельного налога, суд первой инстанции без достаточных оснований удовлетворил требования налогоплательщика в этой части и признал незаконным решение инспекции МНС РФ по Калининскому р-ну г. Челябинска от 02.11.2004 № 71.
Поскольку налоговым органом правомерно сделан вывод о неполной уплате земельного налога в сумме 59742 руб., МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" обоснованно привлечено к ответственности за неуплату налога, предусмотренную п. 1 ст. 122 НК РФ в этой части в виде штрафа в сумме 11948,4 руб., с начислением пени за несвоевременную уплату в сумме 19421 руб.
Заявленные требования МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" удовлетворены частично, госпошлина по заявлению и по апелляционной жалобе подлежит отнесению на МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В связи с тем, что МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" при обращении в суд была уплачена госпошлина в сумме 1000 руб., к возврату из бюджета подлежит госпошлина в сумме 850 руб.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 268 - 272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение суда от 19.01.2005 изменить.
В части удовлетворения требований МУП "ПЖРЭО Калининского р-на" о признании недействительным решения инспекции МНС РФ по Калининскому р-ну г. Челябинска от 02.11.2004 № 71 в отношении предложения к уплате недоимки по земельному налогу в сумме 59742 руб. (п.п. "б" п. 2.1), привлечения к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 11948,4 руб. (п. 1.1), предложения к уплате пени за несвоевременную уплату налога в сумме 27724 руб. (19421 руб. + 8303 руб.) (п.п. "в" п. 2.1) решение суда отменить.
В удовлетворении требований в этой части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить МУП "ПЖРЭО Калининского р-на", местонахождение: 454035, г. Челябинск, ул. Стартовая из федерального бюджета госпошлину в сумме 850 руб., уплаченную платежным поручением от 15.11.2004 № 110.

Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ

Судьи
О.П.МИТИЧЕВ
Н.Н.ДМИТРИЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru