Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 12.07.2005 по делу № А76-6746/04-56-471-40
Действия Комитета по управлению государственным имуществом по внесению спорного здания в реестр федерального имущества признаны незаконными, поскольку право собственности на здание возникло у заявителя до передачи полномочий на право сдачи объектов государственной собственности комитетам по управлению государственным имуществом.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 29.11.2005 данное решение отменено.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 июля 2005 г. Дело № А76-6746/04-56-471-40

(Извлечение)

Судья арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В.
При ведении протокола судебного заседания Худяковой В.В., рассмотрев материалы по заявлению ООО "Энергостроймеханизация", г. Челябинск к
1. Главному управлению регистрационной службы г. Челябинск
2. Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области,
Третье лицо: ОАО "Южуралэнергострой", г. Южноуральск,
привлечены в качестве 3 лица
Областное государственное унитарное предприятие "Областной центр технической инвентаризации" по Челябинской области,
Х.А.В.,
Б.Н.С.
об оспаривании ненормативного акта
при участии в процессе
От заявителя: К.В.И., зам. директора, по доверенности, паспорт.
От ответчика: С.М.М., представитель по доверенности,
3-е лицо Т.В.Н. по доверенности
В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 часов 12 июля 2005 года.

ООО "Энергостроймеханизация", г. Челябинск обратилось в арбитражный суд Челябинской области к Главному управлению регистрационной службы г. Челябинск и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом по внесению в реестр федерального имущества нежилого здания по адресу: г. Челябинск, улица Карпенко, 5"а" (дата внесения 25.12.1992), и обязании Челябинского областного комитета по управлению имуществом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и исключить из реестра федерального имущества нежилое здание площадью 421,3 кв. м по адресу: Челябинск, ул. Карпенко, 5"а", и признании недействительным свидетельства о гос. регистрации права серии 74-А 20 от 01.07.2003 (регистрационная запись 74-01/36-132/2003-0149) на нежилое здание площадью 421,3 кв. м по адресу: Челябинск, улица Карпенко, 5"а" (с учетом ходатайства об изменении заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Поддерживая заявленные требования в судебном заседании, представитель истца ссылается на то, что спорное здание по адресу: Челябинск, улица Карпенко, 5"а" было выкуплено по договору аренды с правом выкупа 03.01.1990, заключенного с государственным предприятием трестом "Южуралэнергострой".
В качестве третьего лица арбитражным судом привлечено областное государственное унитарное предприятие "Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области", который в отзыве пояснил, что в 2000 году зданию по адресу: г. Челябинск, улица Карпенко, 5"б" присвоен адрес: г. Челябинск, улица Карпенко, 5"а". Смена произведена по причине того, что по адресу: улица Карпенко, 5"б" находилось два здания: 1950 года постройки и 1982 года постройки. Здания имеют разное назначение, являются отдельно стоящими и принадлежат разным собственникам. Поскольку спорное административное здание было построено и введено в эксплуатацию первым (в 1950 году) в 2000 году ему присвоен номер дома с литером "а". Представитель Главного управления регистрационной службы отклонил заявленные требования, ссылаясь на законность и обоснованность произведенных действий по регистрации федеральной собственности. Представитель ответчика также ссылается на то, что ответственность за ошибочное включение спорного объекта недвижимости в реестр федерального имущества должен нести Челябинский областной комитет по управлению Государственным имуществом, ныне Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области.
Представитель Теруправления заявленные требования отклонил, ссылаясь на пропуск трехмесячного срока, установленного ст. 198 АПК РФ для обращения в суд с заявлением об отмене ненормативного правового акта, а также то, что здание включено в реестр федеральной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
ОАО "Южуралэнергострой" заявленные требования отклонены, ссылаясь на пункт 3 ст. 13 Устава Государственного союзного строительно-монтажного треста по строительству и монтажу тепловых электростанций на Южном Урале "Южуралэнергострой", согласно которому и в силу Основ законодательства СССР об аренде от 23.11.1989 № 810-1 каких-либо распорядительных документов Правительства СССР и Министерства энергетики СССР о делегировании тресту "Южуралэнергострой" полномочий на сдачу в аренду основные и оборотные средства не требовались.
В качестве третьих лиц арбитражным судом определением от 05 апреля 2005 года по ходатайству Главного управления регистрационной службы привлечены физические лица Х.А.В. и Б.Н.С.
Х.А.В. и Б.Н.С. в судебное заседание не явились. О времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель регистрационной службы пояснил, что в настоящее время после вступления судебного акта (постановление апелляционной инстанции от 13.07.2004) в законную силу в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество 18.11.2004 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 28.10.2004 внесены записи о ликвидации (преобразовании) здания по адресу: г. Челябинск, ул. Карпенко, 5"а" в результате внесены записи о двух помещениях (нежилое помещение № 1 (контора управления) общая площадь 388,4 кв. м и нежилое помещение № 2 (контора управления) общей площадью 28,4 кв. м. В настоящее время правообладателями указанных помещений являются Б.Н.С. и Х.А.В.
Представитель Теруправления полагает, что в связи с прекращением права собственности из-за отчуждения недвижимости заявитель не вправе оспаривать указанное действие по включению в реестр федерального имущества здания, поскольку его прав оно не нарушает.
Заслушав представителей сторон, третьих лиц и исследовав материалы дела, арбитражный суд

установил:

Как следует из материалов дела, 1 июля 2003 года Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним "Южно-Уральская регистрационная палата" со ссылкой на Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 и выписки из реестра федерального имущества от 13.05.2003 произвело государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на нежилое здание общей площадью 421,3 кв. м по адресу: г. Челябинск, ул. Карпенко, 5"а".
Судом установлено, что в 1970 г. здание управления конторы по ул. Карпенко 5"б" было передано на баланс СУ "Южуралэнергостроймеханизация".
АП "Южуралэнергостроймеханизация" было создано на основании решения трудового коллектива СУ "Южуралэнергостроймеханизация" (протокол № 1 от 03.01.1990), Устав предприятия зарегистрирован Решением Исполкома Тракторозаводского районного Совета народных депутатов № 14-3 от 18.01.1990. 03.01.1990 между трестом "Южуралэнергострой" и коллективом СУ "Южуралэнергостроймеханизация" был заключен договор аренды, на основании которого СУ принимает в аренду основные и оборотные средства. 15.05.1990 в договор аренды были внесены дополнения в части выкупа арендатором основных фондов, включая нежилое здание управления конторы площадью 421,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Карпенко, дом 5"б". Выкуп части основных фондов и нежилого здания производился путем погашения задолженности треста "Южуралэнергострой" перед Юрюзанским комплексным леспромхозом на сумму 94500 руб. Факт оплаты подтверждается письмом исх. № 218-КП от 22.09.2003. Здание выкупалось по остаточной стоимости, которая составила 1608 рублей. Согласно абзаца 1 п. 2 ст. 10 указанных Основ Законодательства СССР об аренде средства от выкупа имущества государственного предприятия перечислить в соответствующий бюджет должен был трест "Южуралэнергострой". На основании акта приемки-передачи здания от 30.12.1990 здание конторы управления, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Карпенко, 5"б" было предано в собственность АП "Южуралэнергостроймеханизация". Решением № 1 от 21.03.2002 АП "Южуралэнергостроймеханизация" переименовано в ООО "Энергостроймеханизация", правопреемство подтверждено в уставе и зарегистрировано администрацией г. Челябинска.
В момент заключения и исполнения договора аренды с правом выкупа от 03.01.1990 действовали Основы законодательства СССР об аренде от 23.11.1989 № 810-1, которые предусматривали возможность выкупа арендованного государственного имущества на основании договоров аренды с правом выкупа.
Статьей 13 Устава Государственного строительно-монтажного треста "Южуралэнергострой", утвержденного Министерством энергетики и электрификации СССР 27.11.1974, было установлено право управляющего трестом производить наем и сдачу в аренду, приобретение и отчуждение имущества, в связи с чем каких-либо распорядительных документов Правительства СССР и Министерства энергетики и электрификации СССР о делегировании тресту полномочий по сдаче в аренду с правом выкупа имущества не требовалось.
В п. 9 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 17 сентября 1992 г. № 13 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности", Высший арбитражный суд РФ разъяснил, что выкуп имущества государственного или муниципального предприятия в случаях, когда соответствующее условие имеется в договоре аренды, заключенном до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (17 июля 1991), осуществляется в порядке и сроки, установленные договором аренды.
Учитывая, что при выкупе государственного имущества ООО "Энергостроймеханизация" (правопреемник арендного предприятия "Южуралэнергостроймеханизация") были соблюдены требования действовавшего в тот период законодательства, у заявителя возникло право собственности на выкупленное имущество, в т.ч. нежилое здание по адресу: г. Челябинск, ул. Карпенко, д. 5"а".
Доводы Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области в этой части судом не могут быть признаны обоснованными, поскольку полномочия Челябинского областного комитета по управлению имуществом по сдаче государственного имущества в аренду с правом выкупа возникли после вступления в силу Закона о приватизации от 03.07.1991, которым также предусматривалась необходимость перезаключения договоров аренды с правом выкупа, в которых определены условия и порядок выкупа арендованного имущества, с комитетами по управлению имуществом. Однако данное требование распространялось на неисполненные договоры.
Суд, полно и объективно исследовав имеющиеся документы, пришел к выводу о наличии у ООО "Энергостроймеханизация" права собственности на нежилое здание площадью 421,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Карпенко, дом 5"а". К такому выводу суд пришел на основании надлежащим образом исследованного, утвержденного решением Челябинского областного Комитета по управлению государственным имуществом от 06.09.1993 № 347 плана приватизации треста "Южуралэнергострой" и устава АООТ "Южуралэнергострой", акт оценки стоимости имущества строительно-монтажного треста по состоянию на 01.07.1992 и справку к приложению № 9 акта, согласно которым здание конторы управления 1950 года постройки, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Карпенко, дом 5"б" (впоследствии дому присвоен номер 5"а"), отнесено к особому режиму приватизации треста.
Поскольку спорное здание было передано в собственность АП "Южуралэнергостроймеханизация" на основании акта приема-передачи от 30.12.1990, т.е. договор аренды с правом выкупа был исполнен, комитет по управлению имуществом не мог быть арендодателем имущества, право собственности на которое возникло у арендного предприятия до передачи полномочий на право сдачи объектов государственной собственности комитетам по управлению государственным имуществом.
Таким образом, суд согласен с доводом заявителя о том, что у АП "Южуралэнергостроймеханизация" не было необходимости в подаче заявки в комитет по управлению имуществом и дополнительной приватизации спорного имущества на основании Закона о приватизации.
При таких обстоятельствах действия Челябинского областного комитета по управлению имуществом по включению в реестр федерального имущества нежилого здания по адресу: г. Челябинск, ул. Карпенко, д. 5"а", не могут быть признаны правомерными.
Кроме этого, ОАО "Южуралэнергострой" в судебном заседании не оспорен факт выкупа спорного здания АП "Южуралэнергостроймеханизация".
При таких обстоятельствах действия Челябинского областного комитета по управлению имуществом по включению в реестр федерального имущества нежилого здания по адресу: Челябинск, Карпенко, 5"а" не могут быть признаны правомерными.
Довод представителя территориального управления об отсутствии в связи с отчуждением недвижимости у заявителя права на обращение с настоящим заявлением является не основанным на Арбитражном процессуальном кодексе РФ, так как в случае отказа в удовлетворении требований будут затронуты его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ст. 333.21 Налогового Кодекса расходы по госпошлине относятся на ответчиков.
На основании ст.ст. 167 - 201 АПК РФ арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом по внесению в реестр федерального имущества нежилого здания по адресу: г. Челябинск, улица Карпенко, 5а.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области исключить из реестра федерального имущества нежилое здание по адресу: г. Челябинск, улица Карпенко, 5"а".
Признать недействительной государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на нежилое здание по адресу: г. Челябинск, улица Карпенко, 5"а" (регистрационная запись № 74-01/36-132/2003-0149).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционную инстанцию арбитражного суда Челябинской области.

Судья
В.В.ХУДЯКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru