ПОСТАНОВЛЕНИЕ Собрания депутатов Карабашского городского округа Челябинской области от 28.07.2005 № 52
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В КАРАБАШСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В КАРАБАШСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ")
Официальная публикация в СМИ:
"Карабашский рабочий", № 72, от 13.09.2005
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ КАРАБАШСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2005 г. № 52
Об утверждении Положения об организации работы
по опеке и попечительству в Карабашском городском округе
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и с целью всесторонней защиты прав и законных интересов детей и граждан, нуждающихся в государственной защите, Собрание депутатов
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение об организации работы по опеке и попечительству в Карабашском городском округе.
2. Комитету по образованию и делам молодежи администрации Карабашского городского округа (Саранчук В.П.) в своей работе руководствоваться настоящим Положением.
3. Постановление городского Собрания депутатов № 259 от 22 апреля 1999 года "О положении "Об организации работы по опеке и попечительству в г. Карабаше" считать утратившим силу.
4. Опубликовать настоящее Положение в газете "Карабашский рабочий".
Глава Карабашского
городского округа
Челябинской области
М.Д.ДЗУГАЕВ
Утверждено
постановлением
Собрания депутатов
Карабашского городского округа
Челябинской области
от 28 июля 2005 г. № 52
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации работы по опеке и попечительству
в Карабашском городском округе
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано на основе Всеобщей Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 32, 33, 34, 41 Гражданского кодекса РФ, статьей 121 Семейного кодекса РФ и Устава Карабашского городского округа с целью всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в государственной защите.
2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении:
Граждане, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; совершеннолетние недееспособные граждане: совершеннолетние ограниченно дееспособные граждане и совершеннолетние граждане, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и обязанности.
Ребенок - мальчик или девочка до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - дети до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в случаях лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствия с законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека.
Ограниченно недееспособный гражданин - гражданин, ограниченный судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство.
Опека - правовая форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан. Устанавливается над детьми до 14 лет, лишившимися родительского попечения, над лицами, которых суд признал недееспособными вследствие психического расстройства.
Попечительство - правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения, над несовершеннолетними, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами.
Патронаж - правовая форма защиты интересов совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять на воспитание в семью).
Усыновление (удочерение) - юридический акт, закрепленный судом, в силу которого между ребенком (усыновленным или удочеренным) и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые (личные неимущественные) отношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми.
Социальный приют - учреждение для временного проживания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Семейная воспитательная группа - форма обеспечения оптимальных условий для адаптации и социально-психологической реабилитации детей (в приюте и т.д.).
II. Органы опеки и попечительства
3. Органами опеки и попечительства в Карабашском городском округе является орган местного самоуправления в лице администрации Карабашского городского округа в соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса РФ.
4. Орган опеки и попечительства руководствуется в своей деятельности Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Гражданско-процессуальным кодексом РФ, Уставом Карабашского городского округа, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности органов опеки и попечительства.
5. Основными задачами органа опеки и попечительства являются:
1) выявление, учет, оказание материальной помощи и устройство граждан, нуждающихся в государственной защите;
2) защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов граждан, нуждающихся в государственной защите;
3) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей;
4) обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
III. Организация работы по опеке и попечительству
в Карабашском городском округе
6. Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается:
1) в отношении несовершеннолетних граждан - на комитет по образованию Карабашского городского округа;
2) в отношении граждан, признанных судом недееспособными, ограниченно недееспособными - на Управление социальной защиты населения, МУ "Карабашская горбольница";
3) в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и исполнить свои обязанности, - на Управление социальной защиты населения.
7. Компетенция уполномоченных учреждений по выполнению работы по опеке и попечительству определяется настоящим Положением, нормативными правовыми актами главы Карабашского городского округа.
8. К числу уполномоченных учреждений относятся учреждения, организации образования и здравоохранения, Управление социальной защиты населения администрации городского округа, отдел внутренних дел, осуществляющие работу по выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите.
9. Методическое руководство деятельности органов опеки и попечительства в отношении детей, координация работы по обеспечению устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения в соответствии со статьями 122 и 123 Семейного кодекса РФ возлагается на комитет по образованию Карабашского городского округа, а в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в патронаже, и в отношении недееспособных или ограниченно дееспособных - на Управление социальной защиты населения администрации Карабашского городского округа.
10. Координация работы и контроль за исполнением функций по опеке и попечительству уполномоченными структурными подразделениями администрации Карабашского городского округа возлагаются на главу Карабашского городского округа.
IV. Компетенция главы Карабашского городского округа
11. Глава Карабашского городского округа издает правовые акты по следующим вопросам:
1) о признании ребенка-гражданина нуждающимся в государственной защите (в соответствии с настоящим Положением);
2) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
3) о направлении ребенка в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) об установлении опеки (попечительства);
5) об освобождении, отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей;
6) о прекращения опеки (попечительства);
7) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;
8) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации, о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом о порядке управления имуществом подопечного;
9) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершения всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих гражданину, нуждающемуся в государственной защите прав или изменение объема указанных прав;
10) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
11) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
12) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
13) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
14) о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным;
15) издание иных правовых актов в отношении защиты прав граждан, нуждающихся в государственной защите, в соответствии с действующим законодательством.
12. Заключает договоры:
1) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
2) о доверительном управлении имуществом опекаемого.
V. Компетенция комитета по образованию
Карабашского городского округа
13. Комитет по образованию выполняет следующие полномочия:
1) организует и осуществляет выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, формирует и передает в установленном законом порядке в региональный банк данных сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;
2) дает заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам детей по вопросам отмены усыновления (удочерения), участвует в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);
3) осуществляет защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
4) подбирает лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявленным к выполнению обязанностей опекуна либо попечителя, готовит материалы, необходимые для назначения опекуна, а также об освобождении или отстранении опекуна либо попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
5) ведет учет несовершеннолетних, в отношении которых установлена опека или попечительство;
6) в установленном законом порядке осуществляет защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случаях исполнения опекуном либо попечителем своих прав в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
7) готовит материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном законодательством Челябинской области;
8) в установленном законом порядке участвует в заседаниях судов по делам подопечных;
9) осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывает им помощь в организации медицинского наблюдения, обучения и трудоустройства подопечных;
10) проводит обследования и готовит заключение об условиях жизни и воспитания ребенка не реже двух раз в год;
11) обеспечивает временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
12) осуществляет подготовку документов и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности - в образовательное учреждение или учреждение социального обслуживания;
13) временно исполняет обязанности опекуна или попечителя в случаях невозможности в установленные Гражданским кодексом РФ сроки назначить опекуна или попечителя;
14) ведет учет граждан Российской Федерации, способных к выполнению обязанностей усыновления;
15) в установленном законом порядке готовит материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории Карабашского городского округа, а также ведет учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
16) осуществляет подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дает заключение о возможности быть приемными родителями, готовит проект договора о создании приемной семьи;
17) осуществляет подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;
18) оказывает помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании и организации отдыха подопечных;
19) готовит заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
20) дает в установленном законом порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;
21) обращается с исковыми заявлениями в суд о лишении ограничения родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьей 27 Семейного кодекса РФ, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, дает заключение по данным вопросам;
22) разрешает спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;
23) проводит обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляет заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
24) дает заключения и участвует в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных неимущественных прав;
25) производит немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью;
26) участвует в исполнении решении суда об отобрании детей и передаче их другому лицу (лицам) в порядке, установленном статьей 79 Семейного кодекса РФ;
27) дает заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным;
28) готовит документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия;
29) сотрудничает с общественностью при организации работы по опеке и попечительству;
30) рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимает по ним необходимые меры.
VI. Специалисты по охране прав детства
14. Специалист по охране прав детства должен отвечать следующим квалификационным требованиям: высшее педагогическое или юридическое образование, стаж педагогической или юридической работы не менее 5 лет.
15. Для обеспечения эффективного выявления и учета детей, нуждающихся в государственной защите, устройства детей на воспитание в семью, а также охраны и законных интересов устанавливается количественный норматив из расчета 1 специалист по охране прав детей на 5000 человек детского населения города (в возрасте от 0 до 18 лет), но не более двух должностей на город.
16. Специалисты по охране детства обеспечиваются удостоверением установленного образца.
VII. Финансирование опекаемых и подопечных детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
17. Размер ежемесячного пособия на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой либо попечительством, определяется по нормативу, установленному законодательством Челябинской области.
18. Пособие на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой, назначается с момента признания ребенка нуждающимся в государственной защите и возникновения оснований в установленном законом порядке.
19. Выплата ежемесячного пособия на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой, производится комитетом по образованию Карабашского городского округа.
20. Содержание каждого ребенка в приемной семье определяется по нормативам, установленным органами государственной власти для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
21. Размеры оплаты труда приемных родителей и льгот устанавливаются приемной семье от количества принятых на воспитание детей, но не ниже размера, утвержденного Законом Челябинской области.
22. Расчетные нормативы содержания приемной семьи утверждаются Собранием депутатов Карабашского городского округа.
VIII. Компетенция МУ "Карабашская горбольница"
23. МУ "Карабашская горбольница" осуществляет следующие полномочия:
1) выявляет и ведет учет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки;
2) выносит решение о помещении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе и психоневрологические дома-интернаты на полное государственное обеспечение;
3) в трехдневный срок сообщает в комитет по образованию Карабашского городского округа о детях, оставшихся без попечения родителей (отказных), надлежащим образом оформляет на таких детей документы;
4) по направлению администрации Карабашского городского округа принимает детей и совершеннолетних граждан, нуждающихся в каком-либо устройстве, сроком до двух месяцев по социальным причинам.
IX. Компетенция Управления социальной защиты населения
администрации Карабашского городского округа
24. Управление социальной защиты населения выполняет следующие полномочия:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в государственной защите;
2) учет граждан, в отношении которых установлена опека, попечительство;
3) рассматривает вопросы и принимает решения:
об освобождении, отстранении опекуна, попечителя от исполнения им своих обязанностей;
о прекращении опеки, попечительства;
о реализации имущества недееспособного в установленном порядке, в случаях направления его в психоневрологический дом-интернат на полное государственное обеспечение;
о создании в стационарном учреждении Центра социальной помощи населению опекунской комиссии, об утверждении ее персонального состава и положения;
4) установление опеки над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также попечительство над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, назначает опекунов и попечителей;
5) осуществление подбора лиц, способных к выполнению обязанностей опекунов и попечителей, выдача заключения о возможности быть опекуном и попечителем, подготовка проектов постановлений о назначении опекуна и попечителя;
6) выдача заключения об освобождении и отстранении опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса РФ;
7) осуществление мер по защите жилищных прав подопечных;
8) решение вопросов содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии со статьями 28 и 37 Гражданского кодекса РФ;
9) подготовка документов для возбуждения в судах дел, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
10) ведение учета лиц, в отношении которых установлено попечительство, и выявление лиц, нуждающихся в установлении попечительства в форме патронажа;
11) подготовка проектов документов по следующим вопросам:
об установлении попечительства в форме патронажа;
об освобождении или отстранении попечителя от исполнения им своих обязанностей;
о прекращении попечительства в форме патронажа;
12) оказание до установления попечительства в форме патронажа необходимой помощи совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
13) осуществление попечительства в форме патронажа в соответствии со статьей 41 Гражданского кодекса РФ и назначает попечителей над несовершеннолетними дееспособными лицами;
14) выдача заключения об освобождении и отстранении попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса РФ;
15) подготовка документов о прекращении попечительства в форме патронажа в соответствии с п. 4 статьи 41 Гражданского кодекса РФ;
16) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принятие по ним мер.
X. Специалисты по охране прав
совершеннолетних дееспособных граждан
25. Количественный норматив специалистов по охране прав совершеннолетних недееспособных, ограниченно дееспособных и дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве в форме патронажа, устанавливается из расчета - 2 ставки на 100 тысяч взрослого населения.
26. Специалисты по охране граждан, нуждающихся в государственной защите, обеспечиваются удостоверением установленного образца.
XI. Попечительский совет по охране прав граждан,
нуждающихся в государственной защите
27. В целях правовой защиты граждан организуется городской попечительский совет по охране граждан, нуждающихся в государственной защите.
28. Глава Карабашского городского округа утверждает состав попечительского совета по охране прав граждан, нуждающихся в государственной защите (далее - комиссия) и руководит ее работой.
29. В состав попечительского совета на основании распоряжения главы Карабашского городского округа включаются по должности работники государственных и муниципальных органов и учреждений: уполномоченный по правам граждан, нуждающихся в государственной защите, при главе Карабашского городского округа; представители образовательных учреждений; учреждений здравоохранения; органов внутренних дел; социальной помощи населению; уполномоченные муниципальных служб, в компетенцию которых входит непосредственная работа с данными гражданами.
30. Положение о попечительском совете утверждается Собранием депутатов Карабашского городского округа.
31. Совет является коллегиальным органом с рекомендательными функциями.
XII. Компетенция попечительского совета
32. Осуществляет контроль за своевременностью принятия мер по охране прав граждан, нуждающихся в государственной защите.
33. Координирует деятельность органа опеки и попечительства на территории Карабашского городского округа.
XIII. Заключительные положения
34. Должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченных учреждений несут ответственность за несоблюдение настоящего Положения в соответствии с действующим законодательством.
35. Учреждения и граждане, которым стало известно о детях, оставшихся без попечения родителей, а также о других гражданах, нуждающихся в государственной защите, обязаны немедленно об этом сообщить в органы опеки и попечительства.
36. Предложения о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение могут быть внесены учреждениями, организациями, должностными лицами органов местного самоуправления.
37. Предложения о внесении изменений и дополнений в Положение рассматриваются Собранием депутатов Карабашского городского округа по представлению главы Карабашского городского округа.