ПОСТАНОВЛЕНИЕ Законодательного собрания Челябинской области от 25.08.2005 № 1824
"О ВНЕСЕНИИ В ПОРЯДКЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(вместе с "ПРОЕКТОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")
Официальная публикация в СМИ:
"Южноуральская панорама", № 167, от 13.09.2005
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2005 г. № 1824
О ВНЕСЕНИИ В ПОРЯДКЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации".
2. Просить депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Аристова А.М., Востротина В.А., Гартунга В.К., Гришанкова М.И., Крашенинникова П.В., Лазарева Г.Г., Панова В.В., Свечникова П.Г. поддержать указанный проект федерального закона.
3. Поручить депутату Законодательного собрания Челябинской области Мительману С.А. представлять Законодательное собрание Челябинской области при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Направить настоящее Постановление и указанный законопроект в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой о поддержке законопроекта.
Председатель
Законодательного собрания
Челябинской области
В.В.МЯКУШ
Вносится
Законодательным собранием
Челябинской области
Проект
№ _____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1999, № 28, ст. 3491; 2002, № 26, ст. 2518; 2003, № 11, ст. 954; № 50, ст. 4848; ст. 4855; 2004, № 30, ст. 3091) следующие изменения:
1) в примечании к статье 169 после слова "статей" дополнить цифрами "171, 171.1,";
2) статью 171 дополнить примечанием следующего содержания:
"Примечание. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход в сумме, превышающей сто пятьдесят тысяч рублей, а доходом в особо крупном размере - доход в сумме, превышающей шестьсот тысяч рублей.";
3) статью 171.1 дополнить примечанием следующего содержания:
"Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая сумму сто пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным размером - шестьсот тысяч рублей.";
4) в статье 199.1:
наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 199.1. Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента";
в части 1 слова "Неисполнение в личных интересах" заменить словами "Уклонение от исполнения";
5) абзац первый статьи 199.2 после слов "и (или) сборам," дополнить словами "в том числе совершение любых форм расчетов с кредиторами пятой и шестой очереди согласно статье 855 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии недоимки и выставленных инкассовых поручений (распоряжений) по уплате налогов и сборов,".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
1. Федеральными законами от 21 июля 2004 года № 73-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" внесены изменения в статьи 171, 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), согласно которым значительно увеличен размер дохода, полученного при осуществлении незаконного предпринимательства или производстве, приобретении, хранении, перевозке или сбыте немаркированных товаров и продукции. Действующая редакция главы 22 УК РФ крупным доходом признает доход в сумме, превышающей 250 тысяч рублей, а в особо крупном размере - один миллион рублей.
В соответствии с данными, предоставленными Главным управлением внутренних дел Челябинской области, за 7 месяцев 2005 года по статьям 171, 171.1 УК РФ возбуждено всего 20 уголовных дел. Наряду с количеством проведенных проверок процент выявленных преступлений и возбужденных уголовных дел очень мал. Это происходит вследствие затрудненности сбора доказательств о получении дохода в крупном или особо крупном размерах. Так, если исходить из нелегальной цены на водку без региональных специальных акцизных марок - 35 рублей за одну бутылку, необходимо доказать реализацию 30000 бутылок. В то время, когда средняя цифра реализуемой алкогольной продукции равняется примерно 4000 бутылок, а извлекаемый доход достигает около 140 тысяч рублей.
Как правило, осуществляют предпринимательскую деятельность без регистрации либо лицензии, а также реализуют немаркированную продукцию, в том числе алкогольную, представители малого и среднего бизнеса.
Например, при розничной торговле алкогольной продукции предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход. При осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, федеральный законодатель (глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации) определил базовую доходность в месяц за одно торговое место - 9000 рублей. Таким образом, вероятность получения дохода в крупном и тем более в особо крупном размере свыше одного миллиона рублей очень низка.
Учитывая вышеизложенное, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" предлагает снизить размер полученного дохода при осуществлении деятельности, указанной в статьях 171, 171.1 УК РФ, и установить крупный доход в сумме, превышающей 150 тысяч рублей, а особо крупный - в сумме свыше 600000 рублей. Доход в особо крупном размере рассчитан исходя из пропорции, установленной в примечании к статье 169 УК РФ.
2. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" введены новые статьи 199.1 и 199.2 УК РФ.
Согласно статье 199.1 неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), признается уголовно наказуемым деянием.
Многие организации при выплате заработной платы исчисляют и удерживают налог на доходы с физических лиц (как налоговые агенты) со своих работников, но не перечисляют его в бюджет. Основной проблемой привлечения руководителей данных организаций к уголовной ответственности является отсутствие четкого понятия "в личных интересах" руководителей, которые не исполняют обязанности налоговых агентов. По данной причине за 2004 год в Челябинской области не возбуждено ни одного уголовного дела по статье 199.1 УК РФ.
В целях избежания неоднозначного толкования понятия "в личных интересах" законопроект предлагает изложить диспозицию статьи 199.1 УК РФ в следующей редакции: "1. Уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по исчислению...".
В соответствии с разъяснениями норм уголовного законодательства (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27 мая 2003 года № 9-П) использование термина "уклонение", указывающего на определенную цель совершаемого деяния - избежать обязанности по исчислению, удержанию или перечислению налогов, свидетельствует о том, что состав этого преступления предполагает наличие в действиях виновного лица именно умысла, который в данном случае направлен непосредственно на уклонение от обязанностей налогового агента.
Статья 199.2 УК РФ введена с целью повышения сбора налогов и привлечения к ответственности лиц, которые умышленно осуществляют операции с денежными средствами, минуя расчетные счета, на которые налоговыми органами выставлены инкассовые поручения по перечислению налоговых платежей.
Недобросовестные налогоплательщики, зная о наличии недоимки по налогам и обязанности уплачивать налоги совершают умышленные действия, направленные на то, чтобы денежные средства не поступали на расчетные счета, и осуществляют взаиморасчеты с поставщиками и покупателями векселями, наличными денежными средствами, через третьих лиц (через своих дебиторов), взаимозачетами, открывают новые расчетные счета.
По данным управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области, задолженность перед бюджетом всех уровней за 12 месяцев 2004 года составляет около 15 млрд. рублей, что свидетельствует о значительном количестве налогоплательщиков, которые не выполняют свои обязанности по уплате налогов, и их действия подпадают под признаки статьи 199.2 УК РФ. В тоже время, по материалам Главного управления внутренних дел Челябинской области, по статье 199.2 УК РФ возбуждено только 8 уголовных дел.
Основной причиной низкого показателя возбуждения уголовных дел является то, что в данной статье не перечислены способы сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов.
Проект федерального закона предлагает уточнить способы сокрытия денежных средств либо имущества и дополнить абзац первый статьи 199.2 УК РФ после слов "и (или) сборам," словами "в том числе совершение любых форм расчетов с кредиторами пятой и шестой очереди согласно статье 855 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии недоимки и выставленных инкассовых поручений (распоряжений) по уплате налогов и сборов,".
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта Федерального закона "О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Вносится
Законодательным собранием
Челябинской области
Проект
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
О проекте Федерального закона N... "О внесении
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять в первом чтении проект федерального закона N... "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенный Законодательным собранием Челябинской области.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам до ... .
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации