Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10.10.2005 по делу № 23-4/05
<О НАРУШЕНИИ ЗАКОНА РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ">
(вместе с "ПРЕДПИСАНИЕМ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТ 10 ОКТЯБРЯ 2005 ГОДА № 8")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2005 года

ОАО "Уральская кузница"
ул. Дзержинского, 7, г. Чебаркуль,
Челябинская обл., 456440

ЗАО "Автодорожная служба"
ул. Карпенко, 15, г. Чебаркуль,
Челябинская область, 456440

(Извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:
- Козлова А.А. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Черепанов Д.Ю. - начальник отдела контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства Челябинского УФАС России;
- Муздина Е.В. - специалист 1 категории отдела контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства Челябинского УФАС России;
- Зорина Л.Ю. - специалист 1 категории отдела контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства Челябинского УФАС России,

при участии представителей:
- ОАО "Уральская кузница" - начальник юридического отдела К.И.А. (доверенность), Г.С.Б. (доверенность);
- ЗАО "Автодорожная служба" - юрисконсульт П.Л.А. (доверенность), П.Г.В. (доверенность),
рассмотрев дело № 23-4/05 о нарушении ОАО "Уральская кузница" (ул. Дзержинского, 7, г. Чебаркуль, Челябинская обл., 456440) п. 1 ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление ЗАО "Автодорожная служба" (далее - ЗАО "АДС") на действия ОАО "Уральская кузница", выразившиеся в навязывании условий договора не выгодных для него и не относящихся к предмету договора энергоснабжения.
ЗАО "АДС" в адрес ОАО "Уральская кузница" были направлены письма № 1-01 от 05.01.2005 и № 4 от 12.01.2005 с приложением проектов соглашения о сотрудничестве № 1-06 и договора на оказание эксплуатационных услуг № 2 от 05.01.2005 на 2005 год. В свою очередь, ОАО "Уральская кузница" направило в адрес ЗАО "АДС" свой вариант договора на оказание эксплуатационных услуг № 05/0166 от 03.03.2005.
ЗАО "АДС" подписало предложенный ОАО "Уральская кузница" договор с протоколом разногласий, не согласившись с условиями договора, установленными в пунктах 1.1, 1.2, 3.2, 4.1, 4.2, 4.8, 5.2, 5.3, 6.3, 6.5 и предложило свою редакцию.
ЗАО "АДС" обратилось в Челябинское УФАС России с заявлением (вх. № 1257 от 18.07.2005) в отношении ОАО "Уральская кузница", где указало свое несогласие с включением в перечень оказываемых услуг, услуги по пользованию инфраструктурой ОАО "Уральская кузница" (п. 1.2 договора № 05/0166 от 03.03.2005), которые включают в себя:
- организацию пропускного и внутреннего режима для обеспечения прохода и проезда физических лиц и транспорта к занимаемым заказчиком производственным объектам;
- содержание, освещение внутрихозяйственной территории (в т.ч. подходов и подъездов к занимаемым заказчиком производственным объектам), дорог, тротуаров и т.п.
Согласно п. 4.1 данного договора плата за услуги по пользованию инфраструктурой (п. 1.2) составляет 20000 руб. в месяц (в т.ч НДС).
Однако, ОАО "Уральская кузница" письмом № 1514/2692 от 03.05.2005 отказало ЗАО "АДС" в заключении договора с протоколом разногласий и предложило отозвать направленный протокол разногласий. Отказ заключить договор с протоколом разногласий ОАО "Уральская кузница" обосновывает следующим:
1. В соответствии со ст. 421 ГК РФ заключаемый между предприятиями договор № 05/0166 является смешанным договором, который содержит элементы различных договоров, в том числе как предусмотренных, так и не предусмотренных законом.
2. При определении условий договора стороны применяют деловые обычаи и деловые обыкновения. В 2004 году был заключен договор № 04/0427 от 01.07.2004, регулирующий в том числе взаимные обязательства сторон по предоставлению услуг инфраструктуры и их оплате. Обязательства сторон исполнялись надлежащим образом, безо всяких возражений.
3. Перезаключение договора на 2005 год является фактическим продолжением сложившихся между сторонами правоотношений, поэтому оснований для изменения или отказа от исполнения взаимных обязательств не имеется.
Аналогичные по содержанию письменные объяснения были представлены ОАО "Уральская кузница" на запрос Челябинского УФАС России.
Согласно представленной информации и пояснений представителя ЗАО "АДС" ОАО "Уральская кузница" направило письмо № 1925/2653 от 07.06.2005 об ограничении предоставления договорных услуг в случае не оплаты услуг по пользованию инфраструктурой. Впоследствии, в связи с неоплатой ЗАО "АДС" услуг по организации пропускного и внутреннего режима, а также по содержанию и освещению внутрихозяйственной территории ОАО "Уральская кузница" были отключены пар, сжатый воздух, тепло и связь. С 27 июля 2005 года прекращен доступ транспорта на территорию ОАО "Уральская кузница" к производственным объектам ЗАО "АДС", о чем составлены соответствующие акты от 27.07.2005 и 01.08.2005.
Представитель ЗАО "АДС" указал, что услуги по организации пропускного и внутреннего режима урегулированы в договоре № 10/04 от 29.03.2004 с ООО "ЧОП "Мечел-УК". Следовательно, включение повторно этих же услуг в договор № 05/0166 от 03.03.2005 с ОАО "Уральская кузница" и взимание за это платы необоснованно и незаконно.
Также представитель ЗАО "АДС" пояснил, что ЗАО "АДС" согласно платить за услуги по пользованию инфраструктурой ОАО "Уральская кузница", если в соответствии с гражданским законодательством будет конкретизирован объект, передаваемый во владение и пользование.
ЗАО "АДС" считает, что действия ОАО "Уральская кузница" по включению в договор энергоснабжения услуг по пользованию инфраструктурой ОАО "Уральская кузница" ущемляют интересы ЗАО "АДС", так как неправомерно обуславливать энергоснабжение оплатой услуг по организации пропускного и внутреннего режима, а также по содержанию и освещению внутрихозяйственной территории.
Согласно представленной информации и документов, а также пояснений представителя ОАО "Уральская кузница", ОАО "Уральская кузница" осуществляет все права владения и пользования земельным участком по своему усмотрению. Вход и выход на указанную территорию завода осуществляется в соответствии с Положением о пропускном и внутреннем режиме ОАО "Уральская кузница" РДП 807.2638.00-2004, утвержденным генеральным директором ОАО "Уральская кузница". Согласно порядку, установленному Положением, проход по территории завода осуществляется по пропускам. Право на получение пропуска имеют работники ОАО "Уральская кузница", заключившие трудовой или гражданско-правовой договор с предприятием, а также работники сторонних организаций, заключивших с ОАО "Уральская кузница" договоры аренды (безвозмездного пользования, иные аналогичные договоры), либо выполняющие какие-либо работы (строительные, ремонтные) по договору подряда с ОАО "Уральская кузница". Кроме того, введение пропускного режима территории ОАО "Уральская кузница" обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предприятие относится к такому виду предприятий ввиду наличия на территории опасных производственных объектов. В соответствии с заключенным договором с ООО "ЧОП Мечел-УК", последний оказывает охранные услуги и услуги по организации пропускного и внутреннего режима ОАО "Уральская кузница" с целью недопущения незаконного выноса (вывоза) товарно-материальных ценностей ОАО "Уральская кузница" с охраняемой территории, пресечения проникновения посторонних лиц на охраняемую территорию. В силу чего, ОАО "Уральская кузница" несет затраты связанные с организацией пропускного и внутреннего режима, в том числе и в целях обеспечения прохода и проезда работников и (или) контрагентов ЗАО "АДС" на территорию ОАО "Уральская кузница" и обратно. ООО ЧОП "Мечел-УК" оказывало ЗАО "АДС" только часть из всего спектра указанных услуг (охранные услуги), поэтому имело место возмещение только части из указанных расходов. Договор № 10/04 от 29.03.2004 между ООО "ЧОП "Мечел-УК" и ЗАО "АДС" расторгнут по инициативе ООО "ЧОП "Мечел-УК" и в дальнейшем такой договор с ЗАО "АДС" заключен не будет.
Представитель ОАО "Уральская кузница" на заседании Комиссии заявил, что в настоящее время проводится комплекс мероприятий по разъединению и перезаключению договоров на поставку энергоресурсов, которые не будут обусловлены услугами по организации пропускного и внутреннего режима, а также по содержанию и освещению внутрихозяйственной территории. Проект нового договора на поставку энергоресурсов будет направлен ООО "Мечел-Энерго" в ЗАО "Автодорожная служба" в ближайшее время.
Рассмотрев и проанализировав материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ОАО "Уральская кузница" антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
ОАО "Уральская кузница" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), а также доминирующее положение на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды в границах территории ОАО "Уральская кузница" (заключения Челябинского УФАС России от 14 сентября 2005 года). В связи с чем, ОАО "Уральская кузница", в силу своего доминирующего положения на указанных рынках, обязано соблюдать запреты, установленные ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в том числе не допускать действия, которые могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
По сущности рассматриваемый договор № 05/0166 от 03.03.2005 является договором энергоснабжения, так как предметом договора является:
- поставка тепловой энергии в паре и горячей воде, сжатого воздуха;
- отпуск питьевой воды и прием сточных вод;
- обслуживание и ремонт вышеуказанных сетей и систем, до установленной границы ответственности.
В соответствии со ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией и водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 марта 1996 г. № 8291/95 отношения по снабжению энергетическими и другими ресурсами через присоединенную сеть регулируются как самостоятельный вид отношений.
Все существенные условия договора энергоснабжения содержатся в § 6 "Энергоснабжение" Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 541 ГК РФ к существенным условиям договора энергоснабжения относятся количество энергии и согласованный сторонами режим передачи энергии.
Таким образом, включение в предмет договора энергоснабжения услуг по организации пропускного и внутреннего режима, а также по содержанию и освещению внутрихозяйственной территории является неправомерным.
Комиссия не принимает во внимание доводы ОАО "Уральская Кузница" о применении к рассматриваемому договору понятия "смешанный договор". По смыслу ст. 421 ГК РФ "Свобода договора" смешанный договор может быть заключен только при волеизъявлении обеих сторон договора. Более того, смешанный договор регулирует однородные, взаимосвязанные отношения. Услуги по энергоснабжению ЗАО "АДС" и по организации пропускного и внутреннего режима, а также по содержанию и освещению внутрихозяйственной территории ОАО "Уральская кузница" нельзя признать однородными.
Доводы ОАО "Уральская кузница" о заключении с ЗАО "АДС" договора энергоснабжения на 2005 год с включением в него услуг по пользованию инфраструктурой ОАО "Уральская кузница", в связи с тем, что на 2004 год был заключен аналогичный договор, и его можно рассматривать как деловой обычай, не принимаются Комиссией во внимание в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. В свою очередь, в гражданском законодательстве предусмотрено право сторон пролонгировать договор, заключать новый договор, изменять и расторгать договор.
По вопросу заключения договора поставки сжатого воздуха, Комиссия пришла к следующему выводу. В связи с тем, что ЗАО "АДС" не доказало, что поставка сжатого воздуха происходит через присоединенную сеть ОАО "Уральская кузница", Комиссия не может обязать ОАО "Уральская кузница" заключить договор на поставку сжатого воздуха с ЗАО "АДС".
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия как навязывание контрагенту условий договоров, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Таким образом, своими действиями ОАО "Уральская кузница", выразившимися в навязывании ЗАО "Автодорожная служба" при заключении договора энергоснабжения услуг по организации пропускного и внутреннего режима, а также по содержанию и освещению внутрихозяйственной территории (п. 1.2 договора № 05/0166 от 03.03.2005), нарушает п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и пунктом 2.27 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом ФАС России от 02.02.2005 № 12, Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО "Уральская кузница", выразившиеся в навязывании ЗАО "Автодорожная служба" условий договора не выгодных для него и не относящихся к предмету договора энергоснабжения, а именно услуг по организации пропускного и внутреннего режима, а также по содержанию и освещению внутрихозяйственной территории (п. 1.2 договора № 05/0166 от 03.03.2005), противоречащими п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

2. Выдать ОАО "Уральская кузница" предписание о прекращении нарушения п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии:
А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии:
Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ
Е.В.МУЗДИНА
Л.Ю.ЗОРИНА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 10 октября 2005 г. № 8

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОАО "Уральская кузница"
ул. Дзержинского, 7, г. Чебаркуль,
Челябинская обл., 456440

ЗАО "Автодорожная служба"
ул. Карпенко, 15, г. Чебаркуль,
Челябинская область, 456440

(Извлечение)

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:
- Козлова А.А. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Черепанов Д.Ю. - начальник отдела контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства Челябинского УФАС России;
- Муздина Е.В. - специалист 1 категории отдела контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства Челябинского УФАС России;
- Зорина Л.Ю. - специалист 1 категории отдела контроля соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства Челябинского УФАС России,

на основании своего решения от 10 октября 2005 года по делу № 23-4/05 о нарушении ОАО "Уральская кузница" (ул. Дзержинского, 7, г. Чебаркуль, Челябинская обл., 456440) п. 1 ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО "Уральская кузница" в срок до 10 ноября 2005 года прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в навязывании ЗАО "Автодорожная служба" условий договора не выгодных для него и не относящихся к предмету договора энергоснабжения, путем заключения договора энергоснабжения (поставка тепловой энергии в паре и горячей воде; прием сточных вод), без включения в договор услуг по организации пропускного и внутреннего режима, а также по содержанию и освещению внутрихозяйственной территории (п. 1.2 договора № 05/0166 от 03.03.2005).
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить до 11 ноября 2005 года, представив в Челябинское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии:
А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии:
Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ
Е.В.МУЗДИНА
Л.Ю.ЗОРИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru