ПОСТАНОВЛЕНИЕ Собрания депутатов Троицкого муниципального района Челябинской области от 23.12.2005 № 102
"О ПРИНЯТИИ ПРОГРАММЫ ТРОИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА В ТРОИЦКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
(вместе с "ПРОГРАММОЙ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА В ТРОИЦКОМ РАЙОНЕ НА 2006 - 2010 ГОДЫ", "ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА В ТРОИЦКОМ РАЙОНЕ НА 2006 - 2010 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.
Вступил в силу с 23 декабря 2005 года (пункт 4 данного документа).
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ТРОИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2005 г. № 102
О принятии программы Троицкого муниципального района
"Развитие физической культуры, спорта и туризма
в Троицком муниципальном районе на 2006 - 2010 г. г."
Заслушав и обсудив доклад о программе Троицкого муниципального района "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Троицком муниципальном районе на 2006 - 2010 г. г." (Живорова Э.П.), в соответствии с пунктом 4 пункта 1 статьи 25 Устава Троицкого муниципального района, Собрание депутатов Троицкого муниципального района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять Программу Троицкого муниципального района "Развитие физической культуры, спорта и туризма в Троицком муниципальном районе на 2006 - 2010 г. г." (прилагается).
2. Информацию о ходе реализации Программы заслушать на заседании Собрания депутатов Троицкого муниципального района в декабре 2006 года.
3. Контроль по исполнению настоящего Постановления поручить постоянной комиссии Собрания депутатов Троицкого муниципального района по социальным вопросам (Бурлаченко В.Н.).
4. Постановление вступает в силу со дня принятия.
Глава Троицкого
муниципального района
Челябинской области
В.И.ВОВЧКО
Утверждаю:
Заместитель главы
Троицкого района
Челябинской области
Л.В. Шаталова
ПРОГРАММА
"Развитие физической культуры, спорта и туризма
в Троицком районе на 2006 - 2010 годы"
I. Общие положения
Программа развития физической культуры и спорта на 2006 - 2010 годы предусматривает взаимодействие административных, общественных и частных организаций и учреждений по выработке механизма оздоровления населения Троицкого района, с помощью физической культуры, определение способов самореализации, самовыражения и развития человека, а также выбор средств борьбы против асоциальных явлений в обществе. Основной целью Программы является разработка комплекса организационно-методических, пропагандистских и воспитательных мер, способных вывести на новый уровень физическую культуру и спорт в Троицком районе в ближайшие годы.
Программа состоит из мероприятий, направленных на совершенствование системы управления физкультурно-спортивным движением.
Формирование потребности людей в физическом совершенствовании образовательными, информационно-пропагандистскими средствами, развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов, повышение эффективности их использования, совершенствование системы проведения районных физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, улучшение системы физического воспитания в учреждениях дошкольного образования, повышение эффективности физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, повышение уровня физической культуры в системе производства, организацию работы по месту жительства и отдыха населения, улучшение системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса.
II. Состояние физической культуры,
спорта и туризма в Троицком районе
В настоящее время в Троицком районе численность занимающихся в секциях и группах по различным видам спорта, а также клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности составляет 4253 человек. Кроме того, 3614 человек регулярно посещают учебные занятия по физической культуре в учебных заведениях. Для организации спортивно-массовой и оздоровительной работы Троицкий район располагает 130 спортивными сооружениями. Из них, для занятий физической культурой и спортом, используется 34 спортивных зала (28 находятся в общеобразовательных учреждениях), 6 залов в домах культуры (4 из которых закрыты), а также плоскостные спортивные сооружения - футбольные поля, площадки, хоккейные корты и др. Оснащение спортивных залов учебных заведений крайне недостаточно, необходимо целевое финансирование на приобретение простейшего оборудования и спортивного инвентаря (мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, скакалки, сетки для волейбола, столы для армрестлинга, гири, гантели, шведские стенки).
Организацию и проведение работы по физическому воспитания населения Троицкого района обеспечивают 59 штатных физкультурных работника. Это работники общеобразовательных учреждений, ДЮСШ, центра детского творчества. Из них 10 человек имеют высшее физкультурное образование (16,9 %), 9 человек среднее специальное образование (15,2 %), т.е. с физкультурным образованием в Троицком районе работает только 32,2 % человека.
В последние годы в Троицком районе сложилась определенная система проведения спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий, соревнований по видам спорта для различных возрастных групп, которые организует и проводит, комитет по делам молодежи, физкультуре и спорту, ДЮСШ, ЦДТ, а также 3 федерации по видам спорта (волейбол - баскетбол, футбол - хоккей, легкая атлетика - лыжные гонки). Кроме проведения ежегодных соревнований по видам спорта, оказывается помощь в командировании лучших спортсменов, сборных команд на соревнования, приобретается спортинвентарь, качественная экипировка.
С целью привлечения населения к занятиям на открытом воздухе, которые наиболее благотворно влияют на уровень здоровья и эмоциональное состояние, а также для развития традиционных видов спорта в Троицком районе, необходимо взять под особый контроль проведение учебных занятий по лыжной подготовке, с оказанием финансовой помощи в приобретении инвентаря, продолжить ремонт и строительство хоккейных коробок.
Одна из причин пассивности населения в использовании физической культуры и спорта для улучшения своего здоровья, лежит в отсутствии элементарных условий для физкультурно-спортивных занятий. Это во многом обусловлено общей недооценкой социально-экономической, оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, что в свою очередь, связано с низким уровнем физкультурного образования.
III. Обоснование программы "Развитие физической культуры,
спорта и туризма в Троицком районе на 2006 - 2010 годы"
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Забота о развитии физической культуры важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизни гуманистических идеалов и норм, открывающая простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется:
- в повышении роли государства по поддержке развития физической культуры и деятельности в этой сфере;
- широком использовании физической культуры в профилактике заболеваний и укрепления здоровья населения;
- организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения подростков и молодежи;
- использование физкультуры как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития детей, подростков, учащейся молодежи;
- использование физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;
- развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
- многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных услуг.
Структурные и социальные изменения последних десяти лет привели к фундаментальным экономическим утратам и к катастрофическому снижению человеческого потенциала.
Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы. При этом следует отметить, что с каждым годом наблюдается тенденция повышения общей заболеваемости детей, особенно по заболеваемости органов пищеварения, костно-мышечной системы, нарушения обмена веществ, врожденных аномалий.
По причине низкого уровня состояния здоровья в стране более 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 %. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста, что отражается на комплектовании Вооруженных сил здоровым контингентом.
Значительная часть населения, в том числе подростков и молодежи находилась в годы реформ в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что привело к росту депрессии, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности.
Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков, сегодня каждый десятый школьник зависит от табака, и имеет те или иные признаки болезней, связанные с курением. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 % несчастных случаев.
Угрожающие размеры приобретают употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ. Количество больных наркоманией и токсикоманией за последние 10 лет увеличилось в 8 раз. Особенно тревожна тенденция "омоложения" наркомании. За этот период времени больных наркоманией подростков стало в 17 раз больше, и сегодня их доля, среди злоупотребляющих наркотиками, составляет 31,2 %. В ближайшие 3 - 5 лет следует ожидать резкого увеличения смертности больных наркоманией и роста преступности, связанной с наркотиками.
Все это свидетельствует о том, что с состоянием человеческого ресурса назрела критическая ситуация, развитию которой способствует социальная неустроенность, общее неудовлетворительное положение дел с охраной здоровья различных категорий населения.
В сложившейся ситуации необходимо остановить ухудшение здоровья и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек.
Для создания модели физкультурно-спортивного движения в Троицком районе, решения проблем укрепления физического здоровья населения необходима единая стратегия действия различных ведомств, общественных организаций, коммерческих структур, объединений, производственных предприятий. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления граждан в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.
Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции районного физкультурно-спортивного движения, продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой.
Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся общеобразовательных школ.
Недостатки физического воспитания и развития сорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания.
Вместе с тем, фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные условия должны быть направлены на:
- повышение ответственности родителей за здоровье детей;
- внедрение новых эффективных форм организации занятий;
- создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивные залы, тренажерные залы, спортивные площадки.
Физическое воспитание в образовательных учреждениях должно реализовываться через урочные формы занятий, дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивной школе), спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся двигательную активность не менее 8 - 10 часов в неделю.
В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и подростков особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция активного семейного отдыха должна быть признана приоритетной.
Развитие разветвленной сети физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, центров для работы с детьми и подростками по месту жительства, позволит вовлекать в движение сотни детей ежегодно, что положительно скажется на уменьшении детской преступности и потреблении наркотических средств.
Занятия детей и подростков в клубах не только улучшает их здоровье и физическую подготовку, но и обеспечивает им более интересный и содержательный досуг. По экспертным данным, физическая культура и спорт дают возможность уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи на 10 - 15 %, а сокращение преступности среди молодых людей на 10 %.
Сегодня актуальна разработка качественно новой системы мероприятий, направленных на физическую подготовку допризывной и призывной молодежи, организацию соревнований по военно-прикладным видам спорта. В программу должны быть включены смотры-конкурсы по физическому развитию и подготовленности допризывной молодежи, оборонно-спортивные игры "Зарница-школа безопасности". Необходимо восстановление работы спортивно-технических клубов, лагерей для молодежи в летнее время, оснащение необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, специалистами и научно-методическим обеспечением.
В системе подготовки допризывной молодежи следует предусмотреть:
- увеличение объема физкультурно-спортивной активности в образовательных учреждениях;
- проведение летних сборов допризывной молодежи в военно-спортивных лагерях;
- разработку и проведение системы комплексных районных соревнований для допризывной молодежи.
Одним из приоритетных направлений также необходимо выделить целенаправленную пропаганду физической культуры и формирования здорового образа жизни. Речь идет о создании массированной информационно-пропагандистской компании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Пропаганда физической культуры должна соответствовать:
- повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценностей физической культуры;
- популяризация самостоятельных занятий с использованием природных факторов;
- формирование в массовом сознании понимания и жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.
IV. Совершенствование системы управления
физкультурно-спортивным движением
Задачи:
1. Обеспечение целенаправленной и скоординированной работы служб администрации района, администраций сельских поселений в вопросах развития физической культуры, спорта и туризма.
2. Создание нормативно-правовой базы обеспечения развития физической культуры и спорта в Троицком районе отвечающее требованиям времени.
3. Привлечение широкого круга общественности, лучших специалистов физической культуры, организаторской работы для работы общественными инструкторами по спорту по месту жительства.
4. Создание комитета (отдела) по физической культуре и спорту в администрации каждого сельского поселения.
Основные причины, снижающие эффективность управления физкультурным движением в районе:
1. Недостаточное финансирование районной структуры управления физкультурным движением для реализации вопросов, требующих постоянного решения.
2. Неадекватность возлагаемой на комитет по физической культуре и спорту ответственности, объективным возможностям: наличие собственной материальной базы, учебно-тренировочной базы, специалистов физической культуры и финансирования.
3. Недооценка социально-экономической, оздоровительной роли физической культуры и спорта в жизни района со стороны руководителей предприятий и общеобразовательных учреждений, что проявляется в существовании "остаточного принципа" по отношению к физической культуре и спорту.
V. Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных
объектов, повышение эффективности их использования
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений Троицкого района характеризуется их крайне недостаточным количеством, низким качеством и неравномерностью размещения.
Задачи:
1. Создание условий для занятий физической культурой и спортом всех групп населения на спортивных объектах Троицкого района.
2. Эффективное использование имеющихся физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Использование их по прямому назначению, их доступность и привлекательность.
3. Ремонт и реконструкция спортивных сооружений, строительство хоккейных кортов, восстановление лыжных баз.
Проблемы (причины) не позволяющие результативно и в полной мере решать указанные задачи:
1. Психология "остаточного принципа" по отношению к строительству, реконструкции и содержанию физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
2. Ошибочная практика проектирования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
VII. Совершенствование системы проведения районных
физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий
Физкультурно-спортивные мероприятия (ФСМ) занимают одно из основных мест в системе физической культуры и спорта. Они не самоцель, а способ приобщения населения к физкультурно-спортивным занятиям, формирования у людей потребности в физическом совершенствовании, необходимых нравственно-волевых качеств.
Особый вид ФСМ составляют комплексные мероприятия: фестивали, спортивно-массовые праздники, спартакиады, конкурсы. Они соединяют в себе спорт и искусство, соревнования и тестирование, участие и зрелище, олимпийские и национальные виды спорта, организованность, экспромт и многое другое.
Если в спорте высших достижений ФСМ - это средство выявить сильнейших, продемонстрировать способность человека, а в резервном спорте - это отбор, селекция, продолжение учебного процесса, высшая форма и венец тренировок и их стимул, то в массовом спорте комплексные мероприятия - это, прежде всего, праздник, несущий людям веселье, радость, утверждение жизни, где дается возможность каждому, кто пришел на стадион или спортивный комплекс, выбрать себе спортивное действо по душе, по интересу, приобщиться к прекрасному миру движения и общения.
Задачи:
1. Пропаганда физической культуры и спорта. Она обеспечивается наглядностью ФСМ, соответствующим оформлением мест проведения, современной грамотной информацией о подготовке, ходе, сущности и итогах ФСМ.
2. Повышение коммуникабельности людей, преодоление их разобщенности. Этому помогает совместная подготовка к соревнованиям, участие в них в составе команд и даже присутствие в качестве зрителей, "болеющих" за успехи своего подъезда, дома, района, класса.
3. Подведение итогов учебно-тренировочной и воспитательной работы за определенный этап. Выявление сильнейших участников и команд, спортклубов, учебных заведений, районов.
4. Стимулирование деятельности физкультурно-спортивных коллективов, школ, секций, групп, определение лучших по массовости и качеству работы.
5. При решении задач ФСМ необходимо руководствоваться основными принципами:
- доступность ФСМ по времени и месту проведения. Его соблюдение требует обязательного учета таких факторов, как режим работы участников, транспорт, погода и др.;
- посильность соревновательных упражнений. К ФСМ в сфере физкультурно-оздоровительной работы привлекаются участники, различные по возрасту, полу и подготовке. Это необходимо учитывать при определении программы соревнования, включая в нее упражнения, посильные по нагрузке, сложности и интенсивности выполнения;
- безопасность участников, зрителей и судей. Возможность этого принципа для всех очевидна, тем более что ФСМ в сфере физкультурно-оздоровительной работы часто проводятся не на типовых спортсооружениях с привлечением недостаточно опытных общественных судей и участников. Поэтому необходимо организовать медицинское обеспечение, особенно тщательно подбирать и контролировать трассы для бега, секторы для метания и прыжков, площадки для игр, дистанции туристических эстафет и т.п.
Необходимо заранее проверить используемый инвентарь, установить ограждение опасных зон, назначить пикеты и предусмотреть места для расположения участников и их имущества. Следует помнить, что неорганизованность в этом вопросе может не только испортить настроение людей, но и привести к непоправимым последствиям.
Зрелищность, наглядность, эстетичность, воспитывающий характер. Этот принцип должен проявляться не только в подборе упражнений с учетом пола, возраста, вкусов участников и зрителей, но и в культуре ФСМ, церемониях их открытия, в опрятности костюмов участников и судей, в этикете отношения между участниками, судьями и зрителями.
Причины, тормозящие решение задач физкультурно-спортивных мероприятий:
1. Недостаток ФСМ на всех уровнях, особенно, по месту жительства и отдыха населения, в общеобразовательных учреждениях и трудовых коллективах, что является следствием недостаточного финансирования физкультурно-спортивных организаций и отсутствием первичных общественных физкультурных организаций, системы стимулирования штатных и общественных физкультурных кадров.
2. Продолжающее бытовать у многих специалистов физической культуры и спорта представление о ФСМ, как, в основном, способе выявления сильнейших спортсменов и команд, а не средства формирования у населения потребности в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни.
3. Недостаточные знания у ряда физкультурных работников о технологии, механизмах и формах подготовки и проведения ФСМ с учетом новых к ним требований.
4. Недооценка рядом руководителей предприятий, учреждений и организаций района, а также средствами массовой информации социального, воспитательного и оздоровительного значения ФСМ.
VIII. Физическое воспитание
в учреждениях дошкольного образования
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование у них потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании является одной из главных целей дошкольных учреждений, физкультурных организаций и требует особой заботы органов местного самоуправления.
Задачи:
1. Повышение качества физического воспитания на основе реализации требований Госстандарта в сфере физической культуры дошкольников.
2. Создание материальной базы, оснащенной всем необходимым, для физического воспитания дошкольников.
3. Повышение квалификации и стимулирование работы педагогов, воспитателей, медперсонала с учетом ее конечного результата - уровня здоровья и физического развития детей.
4. Введение в штат специалистов по физическому воспитанию в каждое дошкольное учреждение.
5. Обеспечение двигательного режима в соответствии с гигиеническими требованиями.
6. Задачи учреждений дошкольного образования и родителей.
Возраст 0 - 2 лет:
- пробудить у детей этого возраста интерес и воспитать эмоционально положительное отношение к доступным элементам физической культуры;
- обучить формам целесообразных движений, двигательных действий; стимулировать на их основе двигательную активность, направленную на освоение ребенком окружающей деятельности; оптимизировать развитие физических способностей в единстве с психическим развитием;
- содействовать формированию нормального телосложения, выработать навык рациональной осанки;
- обеспечить постепенное закаливание растущего организма путем соответственно регламентированных закаливающих процедур.
Возраст 3 - 7 лет:
- развить интерес к физической культуре, использовать ее для формирования положительных черт характера, воли и поведения;
- закрепить и расширить фонд основных жизненно важных двигательных умений, навыков, приобретенных на предыдущем этапе возрастного развития; вооружить доступными (начальными) физкультурно-образовательными знаниями;
- содействовать повышению общего уровня функциональных и адаптационных возможностей растущего организма применительно к особенностям данного этапа онтогенеза, обеспечив направленное развитие его физических и, основанных на них, психомоторных качеств.
Проблемы (причины), препятствующие успешному физическому воспитанию дошкольников:
- слабая материально-техническая база для организации физического воспитания в дошкольных учреждениях и в семье;
- недостаточный профессиональный уровень значительного числа воспитателей учреждений дошкольного образования в области физической культуры;
- отсутствие материальных и моральных стимулов у педагогов, медперсонала и воспитателей дошкольных учреждений для целеустремленной творческой работы по физическому совершенствованию дошкольников;
- приверженность руководства, педагогов и воспитателей ряда дошкольных учреждений типовым программам и методикам, которые зачастую не соответствуют местным условиям (климатическим, бытовым, национальным традициям, наличию материальной базы).
Не повсеместно организованно тестирование физической подготовленности детей (как форма контроля работы дошкольного учреждения и семьи) - даже по окончании занятий в дошкольных учреждениях.
IX. Повышение эффективности физического
воспитания в общеобразовательных учреждениях
В соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и "Об образовании": сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание у них осознанной необходимости в физическом совершенствовании, вошли в круг обязанностей и ответственности каждого руководящего и педагогического работника. Впервые установлено, что образовательные учреждения самостоятельно, с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся, определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе образовательных программ и нормативов физической подготовленности.
Предусмотрено ежегодное тестирование обучающихся, для определения уровня их физической подготовленности и выставление на их основе объективных оценок, в соответствии с утвержденными нормативами.
Однако правовые нормы, заложенные в вышеназванных Федеральных законах, не могут быть реализованы без реформирования самого содержания физического воспитания в общеобразовательных учреждениях района, без формирования адекватной структуры управления и организации дела без новых стимулов в работе управленцев, организаторов и учителей физического воспитания.
Задачи:
1. Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях призвано обеспечить решение взаимосвязанных важных задач: формирования физически активной личности, сохранение, укрепление здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни и их совершенствования на последующие периоды жизни.
2. Задачами физического воспитания обучающихся являются формирование у них:
- интереса к занятиям физической культурой, использование предоставляемых ею возможностей для воспитания личности;
- обеспечение усвоения физкультурно-образовательных знаний, формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, составляющих основу всеобщего физического образования;
- обеспечение гармоничного развития физических качеств и связанных с ними способностей, достижений на этой основе должного уровня физической подготовленности, приобщение к занятиям в избранном виде спорта, повышение уровня закаленности организма;
- выработка у юношей и девушек в старших классах, глубоко осмысленной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни;
- овладение широким комплексом нужных в жизни и предстоящей трудовой деятельности физкультурно-оздоровительных знаний, двигательных умений и навыков.
Проблемы (причины) не позволяющие в полной мере решать указанные задачи:
1. Отсутствие адекватных мотивов и стимулов в работе на конечный результат по реализации вышеназванных задач руководства педагогических коллективов и учителей физического воспитания. Это зачастую порождает ложную цель в работе, нетворческое, формальное отношение к проведению уроков и внеклассной работы, высокую текучесть среди учителей физического воспитания, низкий образовательный уровень учителей физической культуры, тренеров ДЮСШ, ЦДТ. Уравнительный характер оплаты труда вырабатывает у учителей психологию "урокодательства". Оценка их работы (образовательных учреждений в целом) по результатам участия в Спартакиаде стимулирует ошибочный ориентир на подготовку сборных команд в ущерб решения главной задачи - оздоровлению основной массы обучающихся и формирования потребности у них в физкультурно-спортивных занятиях.
2. Недостаточное количество уроков физического воспитания.
3. Недооценка статуса физической культуры педагогическими коллективами и родителями.
4. Недостаточное финансирование и слабая материальная база физического воспитания образовательных учреждений.
5. Падение интереса школьников к физической культуре с появлением новых более эмоционально сильных технологий (компьютеры, телевидение и т.д.)
Меры по повышению роли занятий физической культурой
и спортом в общеобразовательных школах
IX. Повышение уровня физической культуры
в производственных коллективах
Задачи:
1. Упрочить личностную мотивацию работающих на производстве на здоровый образ жизни, на дальнейшее освоение физкультурно-образовательных задач и на внедрение в быт семьи физической культуры, в том числе путем экономического стимулирования трудящихся, ведущих здоровый образ жизни, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.
2. Содействовать повышению профессионально-прикладной физической подготовленности, устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов, а также восстановлению профессиональной работоспособности.
Осуществлению этих задач мешает ряд нерешенных проблем. Среди них главные:
1. Отсутствие собственной базы физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений у предприятий, учреждений и организаций, равно как и специалистов для организации физкультурно-оздоровительной работы с трудящимися на производстве.
2. Недооценка социально-экономической и оздоровительной роли физической культуры и массового спорта со стороны руководства многих предприятий, учреждений и организаций и, в этой связи, уменьшение или полное прекращение финансирования физической культуры и спорта даже при наличии возможностей для этого.
3. Отсутствие системы материального стимулирования работающих.
X. Организация работы по месту жительства и отдыха населения
Задачи:
Исходя из положения о приоритете территориального принципа развития физической культуры и массового спорта, значительного расширения прав местных органов самоуправления, встает реальная задача: сконцентрировать организацию и управление развитием физической культуры в местных органах самоуправления, перенести центр физкультурно-спортивных занятий в места жительства и отдыха населения.
Из этого вытекает необходимость создания разнообразных физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства, где могут полно реализоваться потребности и интересы населения в области физической культуры.
Основные причины, тормозящие решение этих задач:
1. Отсутствие четкой нормативной базы развития физической культуры и спорта по месту жительства и отдыха населения.
2. Отсутствие, в это связи, постоянных и стабильных источников финансирования физической культуры и спорта по месту жительства.
3. Крайний дефицит специалистов по организации и проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства и отдыха населения, отсутствие системы переподготовки имеющихся специалистов для работы по этому профилю и их заинтересованности в такой переподготовке.
4. Отсутствие системы стимулирования общественных кадров в участии в физкультурно-спортивной работе по месту жительства и отдыха.
XI. Система подготовки спортивного резерва
и спортсменов высокого класса
Задачи:
1. Создание условий и возможностей для раскрытия и совершенствования спортивных талантов среди детей, подростков и молодежи района.
2. Пополнение сборных команд района спортсменами по уровню мастерства, достаточного для успешного выступления на областных соревнованиях.
Проблемы по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса:
1. Недостаточный охват занимающихся спортом в системе подготовки спортивных резервов (ДЮСШ) молодежи в возрасте 16 - 20 лет.
2. Недостаточный уровень тренерского мастерства тренеров-преподавателей спортивных школ.
3. Отсутствие необходимой для работы на современном уровне материально-технической базы, выражающейся в нехватке спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям.
Задачи:
1. Создание условий и возможностей для активного отдыха населения Троицкого района.
2. Повышение квалификации тренеров-преподавателей, инструкторов по туризму.
3. Участие команд района в областных, российских соревнованиях по туризму.
Проблемы:
1. Недостаточный охват занимающихся туризмом, особенно молодежи в возрасте 18 - 30 лет.
2. Недостаточный уровень подготовки тренеров, инструкторов по туризму.
3. Отсутствие необходимого туристического оборудования и снаряжения отвечающее современным требованиям.