Законодательство
Челябинской области

Агаповский р-н
Аргаяшский р-н
Аша
Ашинский р-н
Брединский р-н
Верхнеуральский р-н
Верхний Уфалей
Дубровка
Еманжелинск
Златоуст
Карабаш
Карталы
Касли
Катав-Ивановск
Кизильский р-н
Ключи
Копейск
Коркино
Куса
Кыштым
Магнитогорск
Миасс
Миньяр
Нагайбакский р-н
Озерск
Октябрьский р-н
Пласт
Сатка
Сим
Снежинск
Троицк
Увельский р-н
Уйский р-н
Усть-Катав
Чебаркуль
Челябинск
Челябинская область
Чесменский р-н
Южноуральск
Юрюзань

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 27.12.2005
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ, ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ С МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ П. 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.12.2004 № 194-П "О ПОВЫШЕНИИ ТАРИФНЫХ СТАВОК (ОКЛАДОВ) И УСТАНОВЛЕНИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ И РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ" И ПП. 2, 3 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ И ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ И РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ, ОТОПЛЕНИЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ ТВЕРДЫМ ТОПЛИВОМ) И ОСВЕЩЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГУБЕРНАТОРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.06.2005 № 277>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 05.04.2006 № 48-Г06-2 данное решение оставлено без изменения.



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2005 года

(Извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
с участием прокурора областной прокуратуры Терюшовой И.Н.,
при секретаре Шамсутдиновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Челябинске дело по заявлению С.В.Т., Ж.Л.В., Б.З.И., Т.З.К., Р.Г.Ф. о признании недействительным, противоречащим законодательству и недействующим с момента издания в части Постановления Правительства Челябинской области от 30.12.2004 № 194-П "О повышении тарифных ставок (окладов) и установлении мер социальной защиты отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области" и Постановления Губернатора Челябинской области от 08.06.2005 № 277 и утвержденного им Положения об условиях и порядке предоставления отдельным категориям граждан, работающим, проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления (в том числе твердым топливом) и освещения.

установила:

С.В.Т., Ж.Л.В., Б.З.И., Т.З.К., Р.Г.Ф. обратились в Челябинский областной суд с заявлением о признании недействительным, противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента издания п. 2 Постановления Правительства Челябинской области от 30.12.2004 № 194-П "О повышении тарифных ставок (окладов) и установлении мер социальной защиты отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области" и п. 1 Постановления Губернатора Челябинской области от 08.06.2005 № 277, а также пп. 2, 3 утвержденного им Положения об условиях и порядке предоставления отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления (в том числе твердым топливом) и освещения в части ограничения предоставления льгот педагогическим работникам, работающим в областных и муниципальных учреждениях и проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, и указанным лицам, перешедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, имеющим стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках не менее 10 лет.
В обоснование своих требований заявители указали, что оспариваемые акты противоречат действующему законодательству и нарушают их права, поскольку предполагают не полное освобождение от оплаты за жилую площадь, отопление, освещение, а согласно п. 2 оспариваемого Постановления Правительства Челябинской области освобождают от оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, от оплаты за отопление - в пределах социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, а при наличии печного отопления - от оплаты за приобретение и доставку твердого топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, от оплаты за освещение в пределах нормативов потребления электрической энергии с применение к данным нормативам коэффициента 0,5. Кроме того, оспариваемыми нормами Положения предусмотрена взамен ранее предоставляемых в натуре льгот социальная поддержка в виде денежных выплат в размере начисленных платежей за оплату жилья, отопления и освещения с применением социальной нормы жилья и нормативов потребления.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 имеет номер 122-ФЗ, а не 122.
   ------------------------------------------------------------------

По мнению заявителей, оспариваемые акты противоречат ст. 153 ФЗ № 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также пункту 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" и Постановлению Правительства СССР № 225 от 04.05.1971 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности".
В судебном заседании заявитель Ж.Л.В. заявленные требования поддержала.
Представитель Правительства Челябинской области и представитель Губернатора Челябинской области А.Л.Н. с заявлением не согласилась, сославшись на то, что законодательством не предусмотрено предоставление сельским учителям, вышедшим на пенсию, льгот по оплате квартир и коммунальных услуг, поскольку Федеральным законом № 52-ФЗ от 6 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" отменено Постановление ВЦИК и СНК от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", которым предусматривались льготы учителям, учителям-пенсионерам, совместно проживающим с ними членам семей.
Постановление Правительства СССР № 225 от 04.05.1971 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", по мнению представителя, к спорным правоотношениям применяться не должно, поскольку вступивший в более позднее время в действие Закон РФ "Об образовании" льготы для учителей-пенсионеров не предусматривает. Считает, что как акт, изданный позднее, Закон отменяет действие Постановления Правительства СССР. Кроме того, Постановление Правительства СССР № 225 от 04.05.1971 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" не подлежит применению и в силу того, что оно не было опубликовано в 3-х месячный срок, как того требует Заключение Комитета Конституционного надзора РФ от 29.11.1990 года № 12, согласно которому ранее принятые акты подлежат опубликованию, а в случае не опубликования в течение 3-х месяцев - они не подлежат применению.
Также представители заинтересованных лиц сослались на то, что федеральными органами полномочия по реализации льгот, на предоставлении которых настаивают заявители, субъектам федерации не передавались. Поскольку, по мнению представителя, льготы учителям-пенсионерам федеральным законодательством не предусмотрены и не финансируются на федеральном уровне, установлены субъектом РФ за счет собственных средств, то и их объем обоснованно определен субъектом РФ с учетом имеющихся финансовых средств и общих положений жилищного законодательства об их предоставлении с учетом социальных норм и нормативов потребления.
В 2005 году из федерального бюджета финансирование в бюджет Челябинской области на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" ни для работающих жителей, ни для учителей-пенсионеров не производилось.
Представитель Минфина Челябинской области Р.Г.П. дополнительно пояснила, что нарушения прав заявителей оспариваемыми актами допущено не было, поскольку до издания оспариваемых актов прав на заявленные льготы они не имели; они воспользовались своим правом выбора льгот по различным правовым основаниям, льготы им предоставляются как ветеранам труда по Закону "О ветеранах", заявлений о реализации льгот, предоставленных оспариваемыми актами, ими не подавались.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителей С.В.Т., Б.З.И., Т.З.К., Р.Г.Ф., представителя Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, представителя Министерства социальных отношений Челябинской области, представителя Минфина РФ и управления Федерального казначейства по Челябинской области.
Представитель Минфина РФ и управления федерального казначейства по Челябинской области М.Н.Р., представитель Министерства социальных отношений Челябинской области М.О.Н., представитель Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области Л.Н.В., допрошенные ранее в судебном заседании, с требованиями заявителей не согласились.
Прокурор Челябинской областной прокуратуры в своем заключении полагает, что оспариваемые нормативно-правовые акты противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими с момента издания.
Выслушав заявительницу Ж.Л.В., представителя Губернатора Челябинской области и представителя Правительства Челябинской области, представителя Минфина Челябинской области, заключение прокурора об удовлетворении заявления, судебная коллегия считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и ст. 1 Устава (Основного Закона Челябинской области) Челябинская область является субъектом РФ, государственная исполнительная власть в которой осуществляется Губернатором Челябинской области, как высшим должностным лицом области и Правительством Челябинской области (п. "б" п. 4 ст. 8 и п. 1 ст. 70-1 Устава (Основного закона Челябинской области).
Из материалов дела следует, что 30 декабря 2004 года Правительством Челябинской области было принято Постановление № 194-П "О повышении тарифных ставок (окладов) и установлении мер социальной защиты отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области" (текст постановления опубликован в сборнике нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, выпуск № 12, декабрь 2004 г., II часть, с. 187 - 188).
Пунктом 2 названного Постановления предусмотрено установление, в том числе, педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим в соответствующих областных государственных и муниципальных учреждениях и проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, от платы за отопление в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, при наличии печного отопления - от платы за приобретение и доставку твердого топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, от платы за освещение в пределах нормативов потребления электрической энергии с применением к данным нормативам коэффициента 0,5. При этом право на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения сохраняется за указанными лицами, перешедшими на пенсию и проживающими в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, имеющими стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, не менее 10 лет.
В целях реализации Постановления Правительства Челябинской области от 30.12.2004 № 194-П "О повышении тарифных ставок (окладов) и установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области" пунктом первым Постановления Губернатора Челябинской области № 277 от 08.06.2005 утверждено Положение об условиях и порядке предоставления отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления (в том числе твердым топливом) и освещения (текст Постановления опубликован в Сборнике нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, выпуск № 6, июнь 2005 г., с. 37 - 48).
Согласно п. 2 названного Положения оно распространяется на работников (специалистов), предусмотренных перечнем должностей, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 19.05.2005 № 62-П "О перечнях должностей работников (специалистов), работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, имеющих право на повышенные тарифные ставки (оклады) и меры социальной поддержки", работающих в соответствующих областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, а также на указанных лиц, перешедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, имеющих стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, не менее 10 лет.
Из содержания Постановления Правительства Челябинской области от 19.05.2005 № 62-П "О перечнях должностей работников (специалистов), работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, имеющих право на повышенные тарифные ставки (оклады) и меры социальной поддержки" следует, что в данный перечень включены и учителя, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах.
В силу п. 3 названного Положения меры социальной поддержки предоставляются работникам (специалистам) в виде денежных выплат в размере начисленных платежей на оплату жилья, отопления и освещения, в том числе: на оплату жилья, включающую плату за содержание и ремонт жилья и плату за наем жилого помещения - в пределах социальной нормы площади жилья; на оплату центрального отопления - в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления тепловой энергии; на оплату отопления природным газом - в пределах социальной нормы площади жилья и норм расхода природного газа на 1 квадратный метр площади жилого помещения; на оплату стационарного электроотопления - в пределах нормативов потребления электрической энергии; на оплату приобретения и доставки твердого топлива (при наличии печного отопления) в пределах норм, установленных для продажи населению. Количество твердого топлива, соответствующее нормам, установленным для продажи населению, определяется исходя из единой годовой нормы расхода условного топлива на отопление одного квадратного метра отапливаемой площади жилого помещения, устанавливаемой соответствующим постановлением Губернатора Челябинской области, размера отапливаемой площади жилого помещения, топливного эквивалента пересчета, равного отношению теплотворной способности натурального топлива к теплотворной способности условного топлива; на оплату освещения - в пределах нормативов потребления электрической энергии с применением к данным нормативам коэффициента 0,5.
В соответствии с п. "е", "к" ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальной защиты и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Совместное ведение предполагает разделение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов в порядке ч. 2 ст. 76 Конституции РФ. Принимаемые по ним законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
С учетом этого, оценка положений оспариваемых актов возможна лишь во взаимосвязи со всей системой действующего правового регулирования соответствующих правоотношений на федеральном и региональном уровне.
Статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции от 21.07.2005 № 100-ФЗ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания оспариваемого п. 2 Постановления Правительства Челябинской области 30 декабря 2004 года № 194-П "О повышении тарифных ставок (окладов) и установлении мер социальной защиты отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области" следует, что работники образовательных учреждений и пенсионеры из их числа бесплатно пользуются предоставленными им жилой площадью, отоплением и освещением в пределах социальной нормы площади жилья и установленных нормативов, которые определены актами органов субъекта федерации, в частности Постановлением Правительства Челябинской области от 21 августа 1997 г. № 53-п "Об увеличении социальной нормы площади жилья на территории Челябинской области".
Положения оспариваемого пункта Постановления Правительства Челябинской области № 194-П от 30.12.2004 противоречат Закону РФ "Об образовании", поскольку ст. 55 названного Закона предусматривает, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, при этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
С учетом изложенного, подлежит признанию противоречащим действующему федеральному законодательству и недействующими с момента принятия частично п. 2 Постановления Правительства Челябинской области от 30.12.2004 № 194-П в отношении педагогических работников образовательных учреждений и педагогов, перешедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, имеющих стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, не менее 10 лет, в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья", "в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг", "в пределах норм, установленных для продажи населению", "в пределах нормативов потребления электрической энергии с применением к данным нормативам коэффициента 0,5".
Пунктом 2 и 3 Положения об условиях и порядке предоставления отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, мер социальной поддержки, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области № 277 от 08.06.2005, предусмотрено предоставление работникам образовательных учреждений и пенсионерам из их числа мер социальной защиты в виде денежных выплат в размере начисленных платежей на оплату жилья, отопления и освещения, исчисленных исходя из социальной нормы и установленных нормативов предоставления услуг.
Эти пункты Положения также противоречат положениям действующего федерального законодательства, в том числе ст. 8 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный Федеральными законами.
При этом ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для перечисленных категорий работников льготы по обеспечению бесплатным жильем, освещением и отоплением предоставляются в натуре и без каких-либо ограничений норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.
Обязание граждан, являющихся работниками образования, и пенсионеров из их числа осуществлять оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в виде освещения и отопления нарушает права и законные интересы указанной категории граждан, поскольку федеральное законодательство сохраняет для них предоставление льготы в натуральной форме без каких-либо ограничений по социальным нормам и нормативам, акта федерального уровня о замене натуральных льгот денежной компенсацией нет.
Таким образом, п.п. 2 и 3 Положения об условиях и порядке предоставления отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, мер социальной поддержки, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области № 277 от 08.06.2005, как предусматривающие в отношении педагогов и пенсионеров из их числа замену натуральных льгот денежными компенсациями в отсутствие на то федеральных нормативных актов, не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Поскольку права учителей-пенсионеров являются производными от прав учителей, оспариваемые нормативные акты подлежат признанию незаконными и подлежащими отмене и в отношении учителей и в отношении пенсионеров из их числа.
Ссылки представителей заинтересованных лиц на Постановление Правительства РФ от 27 июня 2003 г. № 377, которым утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в подтверждение законности оспариваемых актов, не могут быть приняты во внимание.
Согласно п. 2 названного Постановления компенсации подлежали фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделялись за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год. Министерство финансов Российской Федерации предоставляло субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 настоящих Правил цели.
Т.е. из содержания данного Постановления не усматривается ограничения прав работников образования социальной нормой и нормативами на получение льгот по бесплатному предоставлению жилья с отоплением и освещением, установленных ст. 55 Закона РФ "Об образовании".
Приказ Минфина РФ от 25 июля 2003 г. № 68н "О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", на который ссылаются представители заинтересованных лиц, устанавливает лишь формы квартальной и годовой отчетности о финансировании расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, и не может отменить льготы, предоставленные федеральным законодательством.
Ссылка представителей заинтересованных лиц на то, что с отменой Федеральным законом № 52-ФЗ Постановления ВЦИК и СНК от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" учителя-пенсионеры утратили право на предоставление им бесплатного жилья с отоплением и освещением, несостоятельна, поскольку порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определен Постановлениями Совмина СССР от 10.02.1948 № 246 и от 04.05.1971 № 255.
Согласно п. 6 Постановлению Совмина СССР 04.05.1971 № 255 за перешедшими на пенсию учителями и другими педагогическими работниками и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением при стаже работы по специальности не менее 10 лет.
Данное постановление является действующим.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что данное Постановление не подлежит применению, поскольку принятый позднее Закон "Об образовании" не предусматривает оспариваемых льгот для учителей-пенсионеров, не могут быть приняты во внимание. В силу ст. 4 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР" акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР. Данный Закон не связывает действительность актов органов Союза СССР с их опубликованием, на что ссылаются представители заинтересованных лиц.
Заключение Комитета Конституционного Надзора СССР от 29.11.1990 № 12 "О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан", на которое ссылаются представители заинтересованных лиц, само по себе не свидетельствует о недействительности Постановления Совмина СССР 04.05.1971 № 255 и невозможности применения его к спорным правоотношениям, поскольку из содержания данного Заключения вытекает, что не подлежат применению неопубликованные нормативные акты, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, с различными грифами "секретно", "не подлежит опубликованию", "не для печати", "для служебного пользования" и другие, т.е. те акты, к которым у граждан не имелось доступа в силу его ограничения.
Названное Постановление каких-либо грифов не имело, открыто публиковалось в различных справочниках и сборниках, издаваемых для широкого круга лиц. Граждане имели возможность ознакомления с данным нормативным актом, в течение многих лет реализовывали льготы, предоставленные данным Постановлением, т.е. какого-либо произвольного, неправомерного и не контролируемого обществом ограничения прав и свобод, о чем указывается в Заключении, а также предоставления неоправданных льгот отдельным категориям граждан в спорном случае не имелось.
Постановление Совмина СССР 04.05.1971 № 255 не противоречит федеральным законам, в том числе и Закону РФ "Об образовании", о чем указывают представители заинтересованных лиц, а лишь дополняет их в части предоставления льгот учителям-пенсионерам. Вступивший в более позднее время в действие Закон РФ "Об образовании" льготы для учителей-пенсионеров действительно не предусматривает, но и как акт, изданный позднее, действие Постановления Правительства СССР не отменяет.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования и пенсионеров из их числа.
Поэтому доводы представителя Губернатора и Правительства Челябинской области и представителя Минфина Челябинской области о предоставлении субъекту федерации права определения размеров, условий и порядка предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан являются несостоятельными.
То обстоятельство, что по утверждению представителей заинтересованных лиц, федеральными органами полномочия по реализации оспариваемых льгот субъектам федерации не передавались, из федерального бюджета в бюджет Челябинской области финансирования на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" как для работающих учителей, так и для учителей-пенсионеров не производилось, не свидетельствует об отмене льгот, предоставленных федеральным законом, и не может ограничивать права заявителей на их получение.
Также является несостоятельным и довод о том, что поскольку заявители воспользовались своим правом выбора льгот, получая их по Закону "О ветеранах", заявлений о реализации льгот, предоставленных оспариваемыми актами, не подавали, то это является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. Сама по себе реализация права на получение жилищно-коммунальных льгот по другому основанию при отказе соответствующих органов в их предоставлении по Закону РФ "Об образовании" и Постановлению СМ СССР № 225 от 04.05.1971 в определяемых данными актами объеме и формах, не лишает заявителей активного права на получение этих льгот, а, следовательно, не может ограничивать их право на обращение в суд с заявлением о признании оспариваемых актов, ограничивающих их права, незаконными, либо служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ошибочная, по утверждению представителей заинтересованных лиц, ссылка заявителей в обоснование своих требований на ст. 153 Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку по делам, возникающим из публичных правоотношений, суд в силу п. 3 ст. 246 ГПК РФ не связан с основаниями и доводами заявленных требований.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 Постановления Губернатора Челябинской области № 277 от 08.06.2005, которым утверждено Положение, а не пункт 2.
   ------------------------------------------------------------------

В то же время требования заявителей об отмене п. 2 Постановления Губернатора Челябинской области № 277 от 08.06.2005 удовлетворению не подлежит. Названным пунктом Постановления утверждено Положение об условиях и порядке предоставления отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления (в том числе твердым топливом) и освещения, которое распространяется не только на учителей и пенсионеров из их числа, но и на другие лица. Принятие Положения в отношении других категорий лиц права заявителей не ущемляет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 253 ГПК РФ судебная коллегия

решила:

Заявление С.В.Т., Ж.Л.В., Б.З.И., Т.З.К., П.Г.Ф. удовлетворить частично.
Признать противоречащим действующему федеральному законодательству и недействующими с момента принятия п. 2 Постановления Правительства Челябинской области от 30.12.2004 № 194-П "О повышении тарифных ставок (окладов) и установлении мер социальной защиты отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области" в отношении педагогических работников образовательных учреждений и педагогов, перешедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, имеющих стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, не менее 10 лет, в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья", "в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг", "в пределах норм, установленных для продажи населению", "в пределах нормативов потребления электрической энергии с применением к данным нормативам коэффициента 0,5".
Признать противоречащим действующему федеральному законодательству и недействующими с момента принятия в отношении педагогических работников образовательных учреждений и педагогов, перешедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, имеющих стаж работы в соответствующих организациях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, не менее 10 лет, п. 2 и 3 Положения об условиях и порядке предоставления отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области, мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления (в том числе твердым топливом) и освещения, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 08.06.2005 № 277.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Челябинский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий
Н.В.КОЗЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru